10 регионов России, в которых больше всего «корейцев»

«Русские корейцы Цой, Ким, Дзю»: Как они оказались в Средней Азии и кто их предки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Они охотно принимали русскую культуру

До сих пор довольно много корейцев проживает на Дальнем Востоке (Хабаровский Край, Приморье, Сахалин), а также в южных регионах России. Немало их в Москве и в Питере. Однако в XIX – начале XX века их было в нашей стране во много раз больше.

Перебираться в Россию представителям этого восточного народа приходилось по разным причинам: голод, военные конфликты, политическое давление, стихийные бедствия. А 1860-м, когда согласно Пекинскому договору, заключённому между Россией и империей Цин часть территории Южного Приморья отошла нам, проживавшие на ней более 5 тысяч корейцев автоматически стали гражданами Российского государства. Уже тогда на этих землях жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первой же задокументированной массовой иммиграцией корейцев в Россию считается переселение в 1854-х годах 67 корейских крестьян, которые основали в Уссурийском крае поселок Тизинхэ. K 1867 году таких корейских поселений было уже три.

К корейцам на Дальнем Востоке в те времена относились неплохо: иммигранты с Востока благодаря врожденному трудолюбию и дисциплинированности активно развивали сельское хозяйство, к тому же, они не только принимали русское подданство, но и охотно обращались в православную веру, и быстро осваивали русский язык. А корейские мужчины даже отказались от ношения традиционных причесок (своеобразная шишка из волос), что было также обязательным условием принятия русского подданства. Этот азиатский народ смог очень деликатно и органично влиться в русское общество, не вызывая неприятия у обычных жителей – их не воспринимали как враждебных чужаков.

Начиная с 1910 года – после того как Япония сделала Корею своей колонией (этот период длился вплоть до капитуляции страны самураев в 1945-м) – к уже живущим в России корейцам прибавились иммигранты, покинувшие родину по политическим причинам. К 1920 годам они составили уже треть населения Приморья. В отдельных населенных пунктах представителей этого народа было вообще большинство. А после Русско-Японской войны корейских поселений в этой части России стало еще больше.

Говоря о «русских корейцах», нельзя не упомянуть о таком печальном факте в истории, как депортации. Охотно пуская иммигрантов на свои земли, Россия была в то же время обеспокоена таким быстрым ростом числа переселенцев. Местные власти видели в них потенциальную экономическую угрозу, однако ничего серьезного предпринять не сумели. В отличие от большевиков…

Массовые переселения в Среднюю Азию

В 1929 году Советский Союз собрал более двухсот «добровольцев», которые были отправлены в Среднюю Азию. В Узбекистане и Казахстане им было велено организовать рисоводческие колхозы.

Огромное число корейцев власти выселили из Приамурья и Приморья в 1937-м. При переезде семьям разрешалось брать с собой имущество и живность. В тот год буквально за пару месяцев в Казахстан и Узбекистан с дальнего Востока было депортировано более 170 тысяч выходцев из Кореи. И уже к 1939 году, согласно переписи населения, на Дальнем Востоке корейцев оставалось лишь около двух с половиной сотен.

Историки отмечают, что принудительные выселения корейцев из Южно-Уссурийского края имели место еще в начале прошлого века. А к началу 1940-х советские власти увидели в корейцах угрозу иного рода – военную: стали опасаться, что они примут сторону Японии.

Между тем тысячи корейцев, проживавших на Сахалине, в основном так и остались там. На сегодняшний день на острове их сконцентрировано больше, чем где бы то ни было в России. Те же корейцы, которые переехали в Среднюю Азию, в подавляющем большинстве осели на новой земле и уже не вернулись на Дальний Восток, и их потомки – это уже не «русские корейцы» (Советский Союз, как-никак распался), хотя изначально их предки ехали со своей родины именно в Россию.

Если же говорить об известных людях с корейскими фамилиями, то у каждого из них – своя семейная история.

Юлий Ким

Легендарный бард, драматург и диссидент родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка. Мать Юлия Кима была русской.

Его отец Ким Чер Сан через пару лет после рождения сына был расстрелян, а мама – отправлена в лагеря, а затем в ссылку. Освободилась она только в 1945-м. Во время ее заключения мальчика воспитывали родственники.

Виктор Цой

Отец отечественного рок-кумира, инженер Роберт Максимович Цой – выходец из древнего корейского рода, причем очень именитого.

Прадед Виктора Цоя Ён Нам жил в рыбацкой деревне на берегу Японского моря. В начале прошлого века, во время войны Японии с Россией, он был в рядах сопротивления против диктатора Ли Сын Мана, в результате чего ему пришлось покинуть родину. На русской земле, во Владивостоке, он женился. Погиб Ён Нам в 1917 году.

Анита Цой

Фамилию Цой, по которой певицу знают российские поклонники, Анита получила от мужа Сергея (известного человека в нефтяной сфере, бывшего пресс-секретаря Юрия Лужкова, президента федерации карате России). Однако сама она, так же, как и он, имеет корейские корни. Девичья фамилия Аниты – Ким.

Дедушка известной певицы, Юн Сан Хым, переехал в СССР из Кореи в 1921 году. В 1937-м он был депортирован в Узбекистан, где выбился в председатели колхоза. В Средней Азии он женился и обзавелся четырьмя детьми. Кстати, отец Анны, которого, как и ее мужа, звали Сергеем, оставил их с матерью, когда девочка была совсем маленькой.

Читайте также:
7 стереотипов о женщине за рулем: что правда, а что заблуждение

Костя Цзю

Отец прославленного спортсмена, кореец Борис Цзю, в молодые годы работал на металлургическом заводе, а мать (по национальности русская) была медсестрой.

Говорят, именно папа привел девятилетнего Костю в секцию бокса детско-юношеской спортивной школы.
Кстати, хотя прадед боксера Иннокентий был чистокровным корейцем, приехавшим в нашу страну из Китая, его дед уже практически не знал корейского языка.

Новости из Северной Кореи и сегодня никого не оставляют равнодушными. Весь мир обеспокоен новостями из жизни лидера Северной Кореи. А мы собрали для наших читателей 7 одиозных фактов из жизни северокорейского лидера, которые всколыхнули мир .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Корейцы в Сибири: особый народ Корё-сарам

Большинство сибиряков знает легенду российского рока — группу «Кино» и Виктора Цоя. Он — кореец, хотя по-корейски его фамилия звучит как Чхве. Фирмы Samsung и LG в особом представлении не нуждаются. Сибирские города тесно сотрудничают c корейскими фирмами, побратимом города Новосибирска является южнокорейский город Тэджон — научно-техническая столица современной Южной Кореи, а инновационная продукция Томского государственного университета продается на южнокорейских рынках.

О том, как корейцы попали в Сибирь и как живут здесь сейчас, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Когда корейцы впервые появились в Сибири и на Дальнем Востоке?

— Давайте вспомним географию: Корея — небольшая по размерам страна, в основном, гористая. Климат благоприятный для земледелия, но большое количество народа обеспечить продуктами просто невозможно. Поэтому когда в начале XIX века население Кореи достигло 18 миллионов человек, им пришлось искать новые земли для переселения.

Выход был найден — на другом берегу реки Туманган располагались обширные владения Российской империи, которая как раз страдала от недостатка тех, кто мог осваивать свободные земли. Поэтому ранней весной корейцы, собрав нехитрый скарб, вместе с семьями переходили по толстому льду реку и начинали обрабатывать пустующие земли.

Как мы помним, китайцы и японцы переселялись на территорию Российской империи поодиночке и небольшими группами расселялись по Приморью и Приамурью, а затем продвигались в Забайкалье и Сибирь. Корейцы, напротив, селились компактными сельскими поселениями вдоль всей границы с Кореей.

После заключения в 1858 году Айгуньского и в 1860 году Пекинского договоров Приморье вошло в состав Российской империи. К этому времени на этой территории уже проживало 113 семей корейцев, которые вскоре получили российское подданство и не считались иностранцами в отличие от тех же китайцев.

А далее после каждого стихийного бедствия в Корее, которое грозило смертью от голода, на территорию Российской империи переселялась очередная волна корейцев. В итоге к 1884 году в Приморье оказалось свыше 9 тысяч корейских эмигрантов. Потом последовала политическая миграция, когда Япония начала захват Кореи. Параллельно проходила крестьянская миграция. И в итоге к 1910 году на территории Российской империи проживало уже более 50 тысяч корейцев, а к 1917 году — более 100 тысяч. Что касается Сибири, то переселение небольших групп корейцев было зафиксировано в период Русско-Японской войны 1904 — 1905 годов, часть корейцев оказалась в составе японских военнопленных и была отправлена на Урал и в Сибирь. Но их количество было незначительным.

По данным переписи 1926 года в Сибирском крае было всего 678 корейцев (из них в Иркутском округе — 189 человек, в Канском — 170 и в Бурят-Монгольском — 89 человек). Что касается крупных сибирских городов, то в Новосибирске было всего 47 корейцев, в Барнауле — 7, Рубцовске — 12, Бийске — 8 человек.

— Были ли отличия в хозяйственной деятельности китайцев и корейцев?

— Конечно. Китайцы в основном занимались нелегальными видами экономической деятельности — скупкой намытого золота, контрабандой и так далее. Не брезговали они и разбоем — китайских разбойников в те годы называли хунхузами. Правда, грабили они в основном своих — китайцев и маньчжуров.

Корейцы же занимались сельским хозяйством фермерского типа или нанимались на различные работы в качестве чернорабочих. Правда, российское правительство очень скоро поняло, что бесконтрольная эмиграция корейцев может привести к тому, что на территории Приморья возникнет маленькая Корея, поэтому туда стали направлять русских крестьян, которым отдавали лучшие земли. Но корейцы и здесь нашли выход — они стали арендовать землю у русских крестьян и казаков, которые закрывали глаза на растущий беспаспортный поток корейцев.

Количество корейцев продолжало расти, и часть из них устремилась во Владивосток, где они устраивались на работу в качестве грузчиков и чернорабочих. И хотя корейцы составляли всего 3% населения Владивостока (китайцы, например, 25%) — они создали в городе свой обособленный квартал, который так и назывался «Корейка».

Кстати, на Алтае в середине 1920-х годов возникло небольшое поселение, которое так и называлось «Новая Корея», но большую часть его жителей составляли не корейцы, а местные жители. Однако в этом селе долгие годы работала корейская школа. Известна корейская община в посёлке Чёрные копи в Хакасии, которая сформировалась за счёт корейских партизан, воевавших с японцами. Много корейцев оказалось в Иркутской губернии, где они устраивались чернорабочими на золотые прииски.

Читайте также:
На каких советских автомобилях ездил Юрий Никулин

— Что изменили в судьбе российских корейцев революция и Гражданская война?

— Корея в это время находилась под японской оккупацией, и многие корейцы связывали освобождение родины с победой красных на Дальнем Востоке. Поэтому они очень охотно вступали в состав интернациональных частей Красной Армии. Вместе с венграми, чехами, немцами, поляками и китайцами корейцы сражались с белыми на Урале и в Сибири в составе 1-го Интернационального коммунистического полка. В освобождении Иркутска от белых вместе с частями 5-й Красной Армии участвовал партизанский отряд Сун Фу, в котором было 800 китайцев и 200 корейцев. В феврале 1920 года сюда же с золотых приисков Охотска прибыл корейский партизанский отряд под командованием Ким Ынне, который привёз с собой 12 пудов золота и передал их командованию 5-й Красной Армии. Всего же в годы Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке сражалось 30 корейских партизанских отрядов, которые в 1921 году были преобразованы в Корейское революционное войско численностью около 6 тысяч бойцов.

Однако мировая революция не разгорелась и не перекинулась на Корею. В итоге большинство корейцев остались жить в Сибири и на Дальнем Востоке.

— Власть против этого не возражала?

— Советское правительство решило поддержать корейцев, предоставляя им лучшие земли в Приморье. В итоге они стали самыми активными сторонниками Советской власти. В 1920-е — начале 1930-х годов особенных изменений в жизни корейских переселений не происходило, но в середине 1930-х годов НКВД стало фабриковать многочисленные шпионские дела, в которых корейцы фигурировали как «шпионская агентура Японии». В итоге в 1937 году было принято решение о выселении корейцев из Приморья в Среднюю Азию. Они оказались в очень сложных условиях и многие из них погибли в ходе депортации. Незадолго до войны с Японией корейцы были взяты на учёт в качестве спецпереселенцев. В это же время исчезли и корейские поселения в Сибири.

Если же в целом говорить о численности корейцев в Сибири, то она продолжала оставаться незначительной. Так, по данным переписи 1939 года, на Алтае проживало 128 корейцев, в Иркутской области — 623, Красноярском крае — 809, Омской области — 236, а в Новосибирской (в нее включались в те годы современная Томская и Кемеровская области) — 339 корейцев.

Потом последовала война, послевоенный возврат Южного Сахалина СССР, возможность после смерти Сталина получить паспорта и сменить место жительства. Корейцы активно воспользовались этим и устремились в Сибирь, где можно было получить образование и работу. Например, в Томске первые корейцы появились в 1950-е годы, когда в томские вузы поступило 10 корейцев. Впоследствии они остались в городе, и их потомки живут там до сих пор.

Но, конечно, численность корейцев по-прежнему оставалась небольшой. Например, в Новосибирской области в 1959 году числилось 504 корейца, в 1989 году — 1 264. В Томской области в 1959 году — 205 корейцев, в 1989 году — 1 012, в Омской области — 178 и 425 соответственно. Росту численности препятствовало то, что корейцы вступали в смешанные браки и их дети и внуки уже корейцами не считались.

— Удалось ли корейцам сохранить в России свою культуру?

— За время проживания в России корейцы образовали новый этнос, который называется корё-сарам (корейский человек). Этот этнос старается поддерживать свои традиции, но родной язык большинство российских корейцев уже утратило.

Сегодня российские корейцы изучают корейский язык, но, как это парадоксально не звучит, русские изучают корейский язык с большим энтузиазмом; многие ради того, чтобы смотреть южнокорейские фильмы, слушать южнокорейскую музыку, читать южнокорейские комиксы

Из культурных обычаев лучше всего сохранились традиции в еде. Корейцы в Сибири как и их соплеменники в Корее — предпочитают рис с соевой пастой, которая у корейцев называется тяй. Также корейцы готовят острое блюдо кимчи из пекинской капусты, заквашивая её с перцем и специями. Что касается моркови по-корейски, то это вынужденное изобретение российских корейцев — поскольку пекинской капусты в СССР не было, то корейцы приспособились вместо неё использовать морковь. В современной Корее моркови по-корейски не делают.

Конечно, самыми яркими проявлениями корейских традиций являются национальные праздники, которые российские корейцы с удовольствием празднуют. Традиционными праздниками является Толь — праздник в честь первого дня рождения ребёнка, поскольку считается, что именно в этот день можно определить его дальнейший жизненный путь. Ребёнку одевают новый ханбок — традиционный корейский костюм и предсказывают его будущее.

— И как же это происходит?

— Перед ребёнком раскладывают рис или деньги (которые символизируют богатство), кисть и письменные принадлежности (символизируют будущую карьеру учёного), иглу и нить (символы мастерства). К каким предметам ребёнок потянется — такова и будет его судьба. Интересно, что сейчас среди корейцев стали популярны профессии стоматолога и программиста, поэтому традиционный набор предметов обязательно включает зубную щётку и компьютерную мышь.

Другой праздник жизненного цикла корейца -Хвангаб: на 60-летие корейца (5 зодиакальных циклов по 12 лет) приходят все родственники и подводятся итоги жизни. В основе этих праздников лежит традиционное корейское мировоззрение, опирающееся на нормы конфуцианства и архаичное почитание предков.

Отмечается и корейский Новый год — Соллаль — его празднуют по лунному календарю. В этот день все родственники собираются вместе, младшие приветствуют старших новогодним поклоном, затем следует церемония поминовения предков и игра в традиционные корейские игры — корейскую версию футбола и запускание красочных воздушных змеев.

Читайте также:
Машины для лидеров: на каких автомобилях ездят короли и президенты

— Можете назвать самых известных корейцев, которые жили и работали в Сибири?

— Пожалуй, в каждом крупном сибирском городе есть уважаемый всеми человек с корейской фамилией… Начнем с Кимов: первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, заместитель губернатора Кемеровской области, заместитель мэра города Новосибирска, епископ Кызыльский и Тывинский Русской Православной Церкви, главный редактор «Сибирского агентства новостей», крупный российский предприниматель и банкир. Весьма популярная фамилия Тен — был первый вице-премьер правительства Республики Тыва, а в Госдуме вообще появилась династия Тенов: отец и сын. Фамилия Пак тоже имеет широкую географию: мэр Невельска (Сахалинская области), депутат Новосибирского заксобрания, вице-президент Всероссийской федерации карате-до, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники Красноярского государственного педагогического университета

А еще в списке есть заместитель губернатора Таймырского автономного округа Лонгин Хан, замгубернатора Кемеровской области по вопросам социальной политики Валерий Цой, руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области полковник юстиции Юрий Дин, заведующий лабораторией физики нелинейных сред Института физики прочности и материаловедения СО РАН Юрий Хон и много других достойных людей.

Корейцы в современной России: роль этнических меньшинств

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 79, оф. 452

Kistova Anastasiya Viktorovna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, str. Prospect Svobodniy 79, of. 452

студент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университе

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 79

Sevruzhenko Natalia Sergeevna

Student, the department of Culturology, Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodnyi 79

Просмотров статьи: 24322 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Предмет исследования – корейская этнокультурная группа, ее социальный статус в современной Российской Федерации. Корейская этнокультурная группа имеет все наличные признаки группы меньшинств, исследование которых актуально в контексте формирования большого плюралистического общества. Исследование групп меньшинств необходимо в контексте снижения рисков межэтнических конфликтов. Историческое и актуальное положение корейской этнокультурной группы в России может быть примером достаточно позитивных социальных, политических, культурных практик сосуществования различных этнических, культурных, религиозных групп в едином пространстве. Основной метод исследования – сравнительно-историческое исследование, привлекаются статистические анализы данных Всероссийских переписей, аналитические и критические обзоры современной научной литературы. Проанализировав выше представленную информацию можно прийти к выводу, что корейцы играют важную роль в установлении межэтнических отношений между народами нашего многонационального государства. Важно заметить, что ассимилировавшись с российским населением, корейцы стали «русскими», т.к. позабыли свой родной язык, при этом считая русский родным. В то же время корейцы сохранили некоторые свои национальные традиции, оставаясь особенным, не похожим на другие, этническим меньшинством.

Ключевые слова: этническая группа, меньшинство, Россия, Дальний Восток, Сибирь, корейцы, исторический метод, статистика, культура, динамика

Abstract: The subject of this research is the Korean ethnocultural group and its social status in the modern Russian Federation. Korean ethnocultural group has all existing signs characteristic to a minority group, the examination of which is relevant in the context of establishment of the large pluralistic society. The historical and actual position of the Korean ethnocultural group in Russia can serve as an example for rather positive social, political, and cultural practices of coexistence of the various ethnic, cultural, and religious groups within the same space. Analyzing the aforementioned information, a conclusion can be made that Koreans play an important role in the establishment of interethnic relations among people ot our multinational state. It is worth noting that being assimilated with the Russian population, Koreans became “Russians”, considering Russian language their native. At the same time, Koreans preserved some of their national traditions, remaining the unique, unlike others, ethnic minority.

Ethnic group, Minority, Russian, Far East, Siberia , Koreans, Historical method, Statistics, Culture, Dynamics

Этнические процессы в современной России имеют давнюю традицию исследования. Особое значение имеет изучение т.н. «этнических меньшинств», к которым относятся некоторые этнические группы коренных народов, которые переживают сейчас непростые времена глобальных трансформаций [1; 2] , мигранты и беженцы [3; 4] , этнические группы, которые в прошлом мигрировали в Россию и в настоящее время представляют собой устойчивые этнокультурные сообщества [6] . К последним принадлежит корейская этнокультурная группа.

Методологические подходы для исследований этногенеза разнообразны и постоянно изменяются [7; 8; 9] . В настоящее время приоритет имеют интегративные методологические стратегии [10] , когда количественные методы социальных исследований сочетаются с качественными методами [11; 12] .

В 2014 году отмечалось 150 лет добровольного переселения корейцев в Россию. Поначалу они проживали только на Дальнем Востоке, однако в силу обстоятельств были вынуждены переселяться и в другие регионы (в России и на территории стран СНГ). С 1 января 2014 года вступил в силу безвизовый режим (до 60 дней) между Россией и Южной Кореей. Уже ведутся переговоры о введении безвизового режима между Россией и Северной Кореей.

Все эти события заставляют задуматься, как живется корейцам в нашей стране уже такое долгое время, и почему, по истечении времени, после распада СССР мало кто хочет вернуться на историческую родину?

В Южной Корее изучение проблем этнических корейцев в России ведётся с 1990 г., главным образом оно фокусируется на истории переселения, быте и культуре, языковой ситуации, этнической самоидентификации и т.д. Это стало возможным благодаря установлению дипломатических отношений между Россией и Южной Кореей и активизации академических обменов; корейцы в России продолжали считаться частью корейской нации и для Южной Кореи. Большая часть этих исследований проводилась с позиции: “этнические корейцы как часть корейской нации”. Объективные исследования невозможны без рассмотрения вопросов ассимиляции корейцев и взаимодействия с местным населением, особенностей поведения и положения в новом обществе. Подобного рода исследования уже проводились и были достигнуты определенные результаты. Однако данный вопрос требует дальнейшей работы.

Читайте также:
Самые популярные в России классы автомобилей

Так, в своем исследовании, Чой Ву Ик, профессор Института российских исследований Университета иностранных языков Ханкук (Южная Корея), в отличие от некоторых своих соотечественников, рассматривает изменения и их особенности, произошедшие в жизни российских корейцев в современных условиях рыночной экономики. Профессор отмечает роль корейцев в современной России, основываясь на том, что в настоящее время уровень образования корейцев повысился, многие из них больше заняты в интеллектуальных сферах [13] .

Профессора Дальневосточного государственного университета Мизь Н.Г. и Бреславец А.А. в своей книге осветили процессы иммиграции корейцев на Дальний Восток России с 1860 по 1917 годы, в которой опираются на анализ статистических данных и редких исторических документов. Исследователи определяют периоды иммиграционных потоков, дают характеристику каждому из них, обозначают особенности образа жизни в российском Приморье, хозяйственного уклада, сельскохозяйственной и предпринимательской деятельности, участия в военных действиях, взаимоотношениий с русским населением [14] . Бугай Н.Ф. исследовал этапы переселения корейцев советского периода. Им были рассмотрены теоретические аспекты проблемы иммиграции и эмиграции корейцев, дискуссионные вопросы, дана периодизация этапов проживания советских корейцев в условиях СССР и России [15] .

Толстых И.Н., доцент кафедры культурологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса рассмотрела проблему сохранения и развития самобытности российских корейцев на примере корейцев, поселившихся в Приморском крае [16] . Профессор из московского Национального исследовательского института Высшей школы экономики Сон Ж.Г. в своем исследовании изучила эволюцию менталитета русскоязычных корейцев, проживших на территории России 150 лет, выделила их национальные особенности, а также приобретенные русские культурные черты [17] .

Данные исследования освещают разные этапы жизни корейцев в России, но практически нет обобщающих выводов о роли и месте корейского этнического меньшинства за всю историю их переселения на территорию российского государства. Исходя из этого была сформулирована проблема: какое место занимают российские корейцы как этническое меньшинство в современной России? Какова их роль в условиях нашей страны?

В данном исследовании речь пойдет об этнических корейцах, живущих в Приморье, так как территория Приморского края более заселена корейским этносом, чем любая другая территория РФ.

Объектом исследования являются этнические корейцы, проживающие на территории России, в частности, в Приморском крае.

Предметом исследования является роль корейцев как этнического меньшинства в современной России.

Цель исследования – определить место и роль корейцев как этнического меньшинства в современной России.

Обратимся к истории и особенностям иммиграции корейцев на территорию России, в частности, Приморья.

Первый этап (1864 – 1884 гг.)

Началом истории корейской иммиграции на территорию российского государства считается первая половина 60-х гг. XIX в. После включения в состав российских владений Приамурья (Айгунский договор 1858 г.) и Приморья (Пекинский трактат 1860 г.) появились общие границы России и Кореи. Около 1864 года на эти новые российские земли начали заселяться первые корейские семьи, образовавшие корейский поселок. На этом этапе переселение осуществлялось многодетными крестьянскими семьями, которые представляли доведенное до отчаяния беднейшее население. Корейское и китайское правительства препятствовали массовому переселению корейцев, но русское правительство в целом было благосклонно к иммигрантам. При недостатке трудовых ресурсов на необжитых территориях создавались условия для широкого привлечения иностранной рабочей силы, поэтому численность корейцев на Дальнем Востоке росла.

Второй этап (1884-1904 гг.)

Следующий этап характеризовался переходом русской власти к конкретным программным действиям по наведению порядка в ситуации активного присутствия азиатского населения, в частности, корейского. Издавались законы, запрещаяющие иностранцам селиться в приграничных местностях (1886 г.) и приобретать землю в пределах Амурской и Приморской областей (1892 г.). В конце XIX века появляются первые корейские общественные организации. Они помогали своим членам в правовом, экономическом и культурном плане, а также способствовали светскому и религиозному образованию. Среди иммигрантов из Кореи в этот период преобладают сезонные рабочие, большинство из которых оставалось на постоянное жительство в России. Все больше корейцев работало в различных отраслях промышленного производства: на строительстве железных дорог, в рыбной промышленности, на приисках, заводах и фабриках [18] .

К началу XX века всем корейцам, иммигрировавшим в Россию, было разрешено принять русское подданство. Корейцев отнесли к государственным крестьянам, привлекли к налогам и предоставили им земли по 50 десятин на семью, при этом дальнейшее переселение корейцев в Россию все же было нежелательным.

Корейцы, тем самым, стали важной частью населения России и в политическом плане. Но для максимальной включенности корейцев в дела государства, необходимы были реформы просвещения. Особенно важную роль сыграла пропаганда через православную церковь.

Третий этап (1905-1955 гг.)

После установления японского колониального режима в Корее в 1905 году эмиграция корейцев приобрела более массовый характер. Люди бежали по причине резкого ухудшения материальных условий, а также из-за политических соображений. В их числе были противники японских колонизаторов, участники национально-освободительной борьбы. Главным центром проживания корейцев был Дальний Восток. В 1905–1917 гг. численность корейского населения в этой области продолжала расти, превысив к концу этого этапа, по некоторым сведениям, цифры в 100 тыс. человек [19, с. 249] . Корейцы с начала гражданской войны поддерживали красную армию, которая выражала активную антияпонскую позицию, многие вступали в ее ряды. Советская власть всячески способствовала советизации корейских иммигрантов. Благодаря этому повысился уровень образования у корейского населения, развивалась национальная культура.

Читайте также:
От советских развалюх до шикарных иномарок: все автомобили скандальной балерины Анастасии Волочковой

С августа 1937 г. военнослужащих-корейцев стали увольнять из Красной армии.В этом же году вышел указ «О депортации всех неблагонадежных народов». Корейцы были первыми, кого принудительно переселили с территории России в Среднюю Азию. Причиной такой политики были подозрения советской власти в том, что корейцы могут пособничать японским шпионам.

Четвертый этап (1955-1990-е гг.)

Со второй половины 50-х к корейцам вернулась свобода передвижения за пределы республик проживания. Корейцы начали переселяться обратно в Россию. Уже после распада СССР, вследствие ухудшения экономических условий в странах Центральной Азии, а также из-за преимущественного использования только национальных языков, большая часть этнических корейцев, для которых русский язык стал родным, переехали в Россию.

Переселявшиеся в начале 1990-х гг. в Россию корейцы выбирали местом своего жительства регионы, где они проживали изначально, главным образом – Приморский край. В этот регион мигрировали около 16 тыс. человек. Важным событием в этой связи стало в 1993 г. решение Верховного Совета России «О реабилитации российских корейцев», согласно которому корейцы получили право вернуться в те места, где проживали до переселения в 1937 г., также им оказывалась финансовая поддержка на восстановление экономики регионов и возрождение национальной культуры. Новое правительство выработало новую концепцию, получившую название «национально-культурная автономия». Стало возможным разрешение многих проблем, связанных с поддержанием культуры, языка, традиций и этнических особенностей. В настоящее время, благодаря этой концепции российские корейцы могут официально создавать различные организации и институты, поддерживающие их культурную и экономическую деятельность.

Таким образом, отчасти благодаря политике российского государства, несмотря на ее двойственность и противоречивость в отношении корейского этноса, корейцам удалось почти полностью ассимилироваться в России.

Рассмотрим динамику численности и миграции российских корейцев.

По данным сведений Приамурского генерал-губернатора П.Ф. Унтербергера численность корейских мигрантов в Приморской области по сравнению с 1906 годом, в котором насчитывалось 34399 человек, в 1910 году повысилась до 50965 человек [20] .

Таблица 1. Рост численности корейцев в Приморской области в 1906-1910 гг.

Чего достигли Россия и Южная Корея за 30 лет дипломатических отношений

По итогам переговоров двух министров был решено официально установить дипотношения с начала нового года, то есть с 1 января 1991 г. Казалось бы, логично: Новый год – новое начало. Но затем Шеварднадзе предложил корейцу: “А чего нам откладывать? Давайте прямо сейчас!” Южнокорейский коллега проконсультировался с Сеулом и согласился. На оригинале соответствующего соглашения вычеркнута дата 1 января 1991 г. и от руки вписано “30 сентября 1990 г.” В итоге 30 сентября 1990 года стало датой официального установления дипотношений между РФ (бывшим СССР) и Республикой Корея.

С тех пор прошло ровно тридцать лет. Родившиеся в 1990 году люди уже стали взрослыми, обзавелись семьями, но многие главные события жизни у нынешних 30-летних мужчин и женщин еще впереди.

Так, пожалуй, можно сказать и про отношения России и Южной Кореи. Мы – россияне и корейцы – безусловно гораздо лучше узнали друг друга, по ряду направлений сотрудничества имеются значительные успехи и достижения, но в то же время сделать еще надо очень многое, чтобы действительно перестать быть друг для друга в чем-то “экзотикой” – “загадочной восточной Кореей” и Россией, которую корейцу “сердцем понять” удается не всегда с первого раза.

Мы ближе, чем можно считать

На самом деле, конечно, история отношений России и Кореи отнюдь не ограничивается тремя десятками лет. Российская империя и Королевство Корея подписали договор о дружбе и торговле 7 июля 1884 г., но и задолго до этого представители двух стран вступали в контакты.

Наши две страны связывает гораздо больше, чем принято считать. Кофе, гостиницы, театры западного типа – со всем этим познакомила корейцев госпожа Зонтаг, сестра жены первого посланника России в Сеуле. Корейский император Коджон в течение года в 1896-1897 гг. скрывался в российской миссии в Сеуле, опасаясь за свою жизнь.

“Врагу не сдавался наш гордый “Варяг” в бухте Чемульпхо, современного южнокорейского Инчхона, рядом с которым расположен главный аэропорт Южной Кореи. Место гибели легендарного российского крейсера можно видеть каждый раз, когда самолет заходит на посадку в Инчхонском аэропорту. Кстати, корейцы согласились установить памятник в честь подвига крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец” в Инчхоне, назвав одну из площадей на набережной “площадью Санкт-Петербурга”. А в самом центре Сеула, у гостиницы “Лотте”, стоит памятник поэту Александру Сергеевичу Пушкину, хотя многие проходят мимо, не зная, что это за монумент и почему он там появился.

В общем, история российско-корейских связей гораздо глубже, чем можно подумать, увидев слова о “30-летнем юбилее дипотношений”.

Успехи

Вместе с тем оккупация Кореи Японией, а затем раздел мира на советский и американский лагеря, развели СССР и РК по разные стороны на многие десятки лет. Потому в 1990 г. нам пришлось знакомиться заново.

Читайте также:
Для тех, кто ностальгирует по 1970-ым: десятка культовых авто, выпущенных полвека назад

Безусловно, за это время пройден немалый путь, проделана большая работа. Мы стали гораздо лучше знать друг друга. Пожалуй, уже единицы россиян путают Южную Корею с Северной и не так много корейцев, разве что пожилые, по привычке называют Россию “Сорён”, что по-корейски означает “СССР”. И если в 1990-х корейцы долго прислушивались к русской речи и не могли понять, что это за язык, то теперь сразу говорят: “А, вы из России, верно?”

Российская молодежь с удовольствием слушает корейскую поп-музыку К-РОР, большой популярностью пользуются корейские сериалы, фильмы. Пожалуй, в хозяйстве каждого россиянина найдется “кореец”, а скорее всего и не один – компьютеры, пылесосы, телевизоры, смартфоны, автомобили и многое другое со штампом “Сделано в Корее”.

Мы активно внедряем опыт и комплексные решения Южной Кореи по части развития и применения информационных технологий в самых разных сферах – транспорте, электронном правительстве, финансах и других.

За плечами ряд совместных успешных проектов, включая запуск Южной Кореей ракеты-носителя KSLV-1 со спутником, что было реализовано при прямой помощи со стороны российских инженеров.

С 2014 года в двусторонних отношениях действует режим безвизового посещения при туристических и деловых поездках, что привело к росту туризма и действительно позволило нашим народам лучше узнать друг друга, дав возможность часто бывать в гостях и видеть всё своими глазами. Тот же Владивосток стал очень популярным для молодых корейцев направлением туризма. Да, коронавирус внес свои коррективы, но это лишь вынужденный откат, который не изменит общей тенденции – нам понравилось ездить в гости друг к другу.

Безусловно, за три десятка лет были разные моменты в политике, в том числе и не самые приятные ситуации. Но надо отдать должное как Москве, так и Сеулу, что, как правило, все потенциальные скандалы и ссоры решались без “битья посуды” и громких перепалок на весь мир. Большинство споров было улажено таким образом, что журналисты о них и не узнавали. Если что-то и попадало в СМИ, то обычно утихало достаточно быстро именно из-за стремления политического руководства двух стран не концентрироваться на неприятных сторонах, а двигаться дальше, понимая, что в наших обоюдных интересах поддерживать добрососедские отношения.

Интересный опрос: согласно опросам, более 95 процентов россиян положительно относятся к Южной Корее. Это куда выше среднего по миру показателя в 80,3 процента.

Конечно, мы не можем себя назвать союзниками в полном стратегическом политическом слова, но обе страны продолжают поддерживать ставшую уже многовековой традицию, согласно которой Россия и Корея друг с другом не воюют. Да, какие-то отдельные инциденты были, когда русские и корейские воины встречались на поле брани, но в тех редких случаях корейцы обычно были “привлечены” более сильными державами, которые тогда политически контролировали Страну утренней свежести. Но Россия никогда не воевала с Кореей. Хочется надеяться, что так будет всегда.

Россия и Южная Корея разделяют многие принципы, согласно которым должна развиваться ситуация на Корейском полуострове: корейская нация в итоге должна быть единой, полуостров должен быть свободен от ядерного оружия, а все проблемы и споры надо решать исключительно дипломатическим путем, без применения оружия.

В последние годы стало заметно сближение позиций Москвы и Сеула по северокорейской проблематике. РФ и РК поддерживают трехстороннее сотрудничество с участием Юга, Севера Кореи и России.

Извечный “огромный потенциал для развития”

С другой стороны, нельзя сказать, что всё так уж гладко и есть только успехи. Практически на каждой встрече лидеры наших стран вспоминают про “огромный потенциал двустороннего сотрудничества”. Но, к сожалению, этот оборот уже набил оскомину и повторяется постоянно, а количество подписанных “деклараций о намерениях” и “меморандумов о взаимопонимании” в десятки раз превышает реальные договоры и контракты.

То же трехстороннее сотрудничество в формате РК-КНДР-РФ, включая строительство единой железной дороги, прокладку газопровода и линии электропередач, пока остаётся лишь “планами на будущее”.

Временами позиция Москвы серьезно расходилось с точкой зрения Сеула по поводу того, как надо вести себя с КНДР. Если при нынешнем президенте РК Мун Чжэ Ине Россия и Южная Корея, как правило, не спорят, то при некоторых предыдущих лидерах Юга северокорейский векторы политики РФ и РК периодически вступали в противоречие.

Для Южной Кореи безусловно главный партнер и союзник – это США. В Корее размещены американские войска. А это означает, что вольно или невольно Сеул в целом следует в фарватере политики Вашингтона, что отражается отношениях с Россией. Высказывание: “Мы-то не против, но, скорее всего, США не согласятся на это и не позволят нам” – часто слышат российские политики и бизнесмены от южнокорейских коллег, когда предлагаю последним те или иные проекты для сотрудничества.

Тот же товарооборот – да, сейчас он исчисляется миллиардами долларов. По итогам 2019 года торговля между РФ и РК составила 24,4 млрд долларов. Но с учетом размером экономик наших стран – это скромный результат для трех десятков лет сотрудничества. Во внешнеторговом балансе РФ доля Южной Кореи составляет лишь 3,6 %, Южная Корея – на 8-м месте в списке торговых партнеров РФ. А Россия – на 10-11-м для Кореи. На долю России приходится не более 1-2 процентов всего товарооборота РК. То есть, мы знаем друг о друге, сотрудничаем, но “огромный потенциал” сотрудничества во многом остается именно потенциалом, который не реализован.

Читайте также:
6 вариантов сытного и вкусного перекуса в машине, если предстоит долгая поездка

Вузы России выпускают большое количество корееведов, курсы корейского языка пользуются большой популярностью у российской молодежи, но в итоге из выпускников остаются работать на корейском направлении в лучшем случае десятая часть.

Точно так же очень непредсказуемо разбрасывает жизнь корейцев, у кого в дипломе написано “русский язык и литература”. К сожалению, пока предложение по части специалистов превышает спрос.

Для большинства корейцев знания о России остаются на уровне лишь ярких символов типа “матрешка-водка-балалайка”, тогда как не хватает понимания особенностей нашей ситуации и истории. Стереотипы восприятия корейцев часто копируют клише западных СМИ.

Впрочем, и от россиян можно услышать вопрос, адресованный корейцам, от которого они морщатся: “Вы правда постоянно едите собак?” (Ответ: да, некоторые корейцы до сих пор едят, но куда меньше, чем раньше, и эта традиция стремительно уходит в историю) А сама Корея это для многих жителей РФ – лишь страна Samsung, LG, Hyundai и музыки K-POP, а когда попытаешься спросить: “А что еще ты знаешь про Корею?”, – то многие не могут ничего добавить.

Это отнюдь не попытки найти виновных и кому-то “предъявить счет” за нереализованный потенциал сотрудничества, а лишь стремление показать объективную ситуацию и постараться понять, куда следует двигаться.

К счастью, с каждым годом Россия и Корея становятся ближе друг к другу. Растет количество смешанных браков, все больше и больше людей, кто владеет русским и корейским одновременно на уровне родного.

Насколько могу судить по личному опыту, россияне и корейцы весьма легко сходятся друг с другом. В наших странах есть значительное количество энтузиастов, экспертов, которые ратуют и делают все возможное для развития сотрудничества.

Кроме того, Корее и России есть чему поучиться друг у друга – в науке, экономике, торговле, дипломатии и многом другом.

В целом, мы – Россия и Корея – движемся, наверное, в правильном направлении. Мы узнаем друг друга с каждым днём лучше и лучше, понимая друг друга со всеми достоинствами и недостатками, а именно это – залог успешных связей. Мы вместе прошли за эти три десятка лет дипотношений, пусть порой и с зигзагами, но большой и важный путь, сумев сделать многое.

Хочется надеяться, что это сближение наших народов пойдет еще быстрее, а когда мы будем отмечать следующий юбилей, то сможем сказать, что “огромный двусторонний потенциал” превратился в конкретные успешные проекты, достижения, контракты и внушительные показатели товарооборота.

Расписные веера и морковча эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев. Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как “человек”. Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.

Бежавшие с родины

По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.

Усердные земледельцы

Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.

Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.

Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.

Корейцы Сахалина

О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.

Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших “рабах” Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.

Читайте также:
Когда Prius может проехать 8500 км на одном баке бензина

Депортированы первыми

Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.

21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в “трудармию”.

Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Третья волна адаптации

Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.

Борщ с паби и плов

Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.

Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.

Тэги

  • депортация
  • корейцы
  • обычаи
  • традиции

Трудности ассимиляции: как корейцы привыкают к жизни в России

О том, как корейцы привыкают к жизни в России: как меняется их мировоззрение, какие стереотипы их особенно бесят и что они на самом деле думают о русских людях

Вспомни свои ощущения, когда ты только прилетаешь в другую страну, – восторг смешивается со страхом, ты с любопытством озираешься по сторонам, и буквально на каждом углу тебя поджидают новые впечатления и мини-открытия. Но проходит несколько дней, и ты начинаешь постепенно привыкать к чужому образу жизни, подстраиваешься под их правила, обязательно ошибаешься, но, вероятнее всего, не унываешь, ведь позитивных эмоций у тебя на порядок больше. Когда ты оказываешься в чужой стране на пару недель в качестве туриста, тебя мало что напрягает. Да, ты сталкиваешься с определенными неудобствами, может, затрудняешься общаться с коренными жителями на иностранном языке или не ориентируешься на местности из-за незнакомого устройства города. Однако в целом тебе не приходится перекраивать себя и полностью погружаться в чужую культуру. Но как обстоят дела у тех, кто переезжает в чужую страну на ПМЖ?

Когда мы начали делать номер об азиатской культуре, я мгновенно вспомнила своего лучшего друга, который буквально живет на две страны: учится в России, а летом улетает в родную Корею. И я задумалась: как у людей вообще получается ассимилироваться в чужой стране? Ведь пока мы смотрим дорамы, слушаем k-рор и мечтаем отправиться в Южную Корею, чтобы получше узнать представителей азиатской культуры, на территории России проживает больше 150 тысяч корейцев. Так что я выключила очередную дораму, закрыла ноутбук и отправилась знакомиться с ребятами из Кореи, которые сейчас живут в Москве. Чтобы из первых уст узнать об азиатской культуре, их опыте ассимиляции, традициях, которые они привезли из родной страны, и трудностях, с которыми столкнулись в России.

О принадлежности и мировоззрении

Моего лучшего друга зовут Ехан, но иногда я по привычке называю его Ваней — это пошло еще из школы, потому что некоторые учителя предпочитали русифицировать все иностранные имена.

Он родился в Москве, потому что его родители переехали в Россию еще в студенческие годы, однако русским он себя не считает: называет себя стопроцентным корейцем, вечно защищает свой любимый Samsung (ты ведь знаешь, что это южнокорейская компания?) и с легкостью переходит на корейский, когда ему звонят родители, а потом так же легко возвращается к спору со мной на тему чередующихся корней в русском языке (мы те еще фрики).

Читайте также:
Зачем некоторые водители клеят себе на стекло «восклицательный знак»

Для Ехана жизнь на две страны – это возможность расширить свое мировоззрение, взять из каждой культуры то, что ближе ему. Открытость и искренность – от русских, внутреннюю сдержанность – от корейцев. Для него важны не столько страны, сколько люди, с которыми он там общается, и национальность – это, конечно, последнее, о чем он задумывается, когда заводит с кем-то знакомство.

Но есть и другие случаи — когда родившиеся на другой территории корейцы просто не знают, к какой культуре себя относить, из-за того, что не имеют возможности побывать на родине. Ксана, например, родилась в Узбекистане, переехала в Россию с родителями уже в сознательном возрасте, а на своей родине, в Корее, была всего однажды. Она говорит о себе как о «русской кореянке» — раньше она видела свое будущее исключительно в России, так как родным нравилось жить здесь. Но, повзрослев, она поняла, что все познается в сравнении, поэтому решительно настроена улететь в Корею через пару месяцев, чтобы самой решить, где ей на самом деле нравится больше.

Об учебе и других языках

Чой Сумин и Мартин прилетели в Москву учиться. Чой Сумин успела окончить университет в Корее и решила продолжать образование здесь, а вот Мартин еще учится и приехал по обмену всего на полгода. Ребята предпочитают общаться на английском или корейском, на русском почти не говорят — что естественно, ведь далеко не все выбирают страну по обмену для практики местного языка.

Мартина удивляет буквально все вокруг, и, вместо того чтобы отвечать, он сам засыпает меня вопросами. Почему преподаватели в университете такие пожилые? Почему в русском языке столько исключений и как их все запомнить?

И Чой Сумин, и Мартин дружно отмечают одну из главных проблем, с которой успели столкнуться за время учебы: мало кто общается с ними на английском языке. В отличие от европейцев, русские не так охотно переходят на английский, и это, конечно, жутко неудобно для тех, кто только начинает учить наш язык или вообще его не знает. А еще, как оказалось, большинство университетских преподавателей в Корее довольно молодые. Редко в коридорах вуза встретишь пожилого профессора — преподавать в основном берут специалистов не старше сорока.

О стереотипах и предубеждениях

Наша очаровательная beauty-редактор Юля Хан тоже кореянка. Правда, родилась она в Сочи, а в Корее никогда не была и даже с дальними родственниками, которые там живут, не общалась. С ассимиляцией у Юли проблем не возникало — у нее всегда был многонациональный круг общения. Но от столкновения с предубеждениями ее это все равно не спасло. Один из самых распространенных стереотипов, который почти каждый считает своим долгом вспомнить, — про употребление собачьего мяса в пищу. Поэтому, прежде чем спросить нового знакомого из Южной Кореи «А вы правда едите собак?», подумай, даже если тобой движет искреннее любопытство, а не желание показаться остроумной (это на самом деле не смешно). Это то же самое, как если бы к тебе подошел иностранец и полюбопытствовал: «Хей, а где же твой ручной медведь? Разве ты не выгуливаешь его на Красной площади каждый вечер?» В ответ на такое хочется только закатить глаза. Вот и с собаками у корейцев так же.

Юля признается, что лично ее эти шутки не задевают, но, поверь, есть и те, кого подобный юмор может оскорбить. Мартин, например, очень любит животных и на этот стереотипный вопрос отреагировал очень бурно – сказал, что ограничивать эту тему национальной принадлежностью невероятно глупо, как и любую другую. И я абсолютно согласна: не нужно возводить границы и не стоит позволять стереотипам формировать твое мышление.

О воспитании и уважении к старшим

Несмотря на разный опыт и совершенно не похожие друг на друга истории, все ребята, с которыми я общалась, не сговариваясь, сошлись в одном вопросе – в Корее совершенно другая система воспитания, а также отношения внутри семьи. Семейные ценности у корейцев на первом месте, они обособлены и всегда будут выше отношений с друзьями. Нет такого понятия, как «вторая семья», – а я, например, воспринимаю своих ближайших друзей скорее как сестер и братьев, они даже в телефоне у меня так записаны :)

Уважение к старшим в Корее тоже в приоритете, но это не воспринимается как обязательство в стиле «ты должна – и все тут». Скорее это традиция, то, что воспринимается так же естественно, как рождение, взросление и смерть. Все это проявляется в таких деталях, как, например, обращение на «вы» даже к родным старшим: бабушкам, дедушкам, папе и маме. Юля, правда, обращается к маме на «ты», но говорит, что это исключение, а не правило. Или вот еще одна особенность, о которой мне рассказала Ксана, – старшим надо все подавать двумя руками. А если предмет маленький, то он подается одной рукой, но при этом вторая придерживает первую. На первый взгляд это действительно кажется мелочью, но из таких мелочей и складывается уважительное отношение.

О родительском дне и важных праздниках

Так как тема семьи в корейской культуре – центральная, один из самых важных праздников у них связан именно с ней. Первого апреля в Корее отмечается родительский день, когда корейцы обязательно собираются всей семьей и по возможности едут на кладбище, чтобы почтить память своих предков.

Читайте также:
Автопарк «Железного человека»: на каких машинах ездит актер Роберт Дауни-младший

О том, как отмечается этот праздник, мне рассказала Ксана. Специально для этого дня, как правило, готовится много национальных блюд. На кладбище приезжают все родственники и берут по чуть-чуть от каждого блюда. Около могилы есть специальное место, где накрывают небольшой стол, – это стол для того, чтобы чисто символически посидеть вместе с близким человеком, который ушел на тот свет. Уходя с кладбища, разбирают стол, но оставляют в кулечке по кусочку от каждого блюда – это дань уважения к усопшему.

Еще об одной интересной традиции мне поведала Юля. Корейцы в принципе не отмечают дни рождения, но две даты празднуют с размахом – один годик и 60 лет. Первый день рождения называется асянди, по торжественности проведения его можно сравнить разве что со свадьбой. Но самое забавное в асянди – это обычай, когда перед именинником раскладывают несколько предметов, среди которых могут быть рис, деньги, книга, ручка, блокнот, нитки. Дальше родственники внимательно наблюдают за тем, к какому предмету (или их может быть сразу несколько) потянется малыш. Считается, то, что он выберет, определяет его будущее. Например, если его ручки захватят книгу, то он станет очень умным, если в его ладонях окажутся деньги – очень богатым, и так далее.

В каком городе России много корейцев?

Где больше всего корейцев?

Страны с более чем 0,5 % корейского населения: Япония, Новая Зеландия, США, Казахстан, Канада, Узбекистан и Австралия. Корё сара́м (кор.

Сколько корейцев проживает в России?

В странах бывшего СССР значительные группы корейцев имеются в Узбекистане (177 тыс. чел.), Казахстане (105,5) и Киргизии (18,4), Украине (13,1). В Российской Федерации насчитывается 153,2 тыс.

Почему в ссср много корейцев?

К переселению корейцев в Россию подталкивало в основном малоземелье, голод и стихийные бедствия 1860, 1862, 1869, 1871, 1876, 1883, а затем и гнёт японской администрации, из-за которой в СССР появились не только малоземельные крестьяне, но и политические беженцы из Японской Кореи 1910—1945 гг.

Как называют русских корейцев?

Корё-сара́м (кор. 고려사람, 고려인) — самоназвание большей части этнических корейцев на постсоветском пространстве.

Корё-сарам
Язык русский, корё мар, корейский
Религия православие, буддизм, конфуцианство, протестантизм
Входит в корейцы
Родственные народы корейцы, сахалинские корейцы

Кто предки корейцев?

Другая версия гласит, что предками корейцев являются нынешние алтайцы. Миграция затронула Маньчжурию, Корейский полуостров и Японию. Объединению племен способствовало противостояние китайским иханям. Согласно исследованиям ДНК, впервые корейский народ сформировался в окрестностях Байкала.

На каком месте Экономика Южной Кореи?

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2011 год является 12-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП.

Сколько корейцев проживает в Узбекистане?

Тем не менее, в настоящее время в Узбекистане проживают 200-210 тыс. корейцев. В 1937-1938 гг. создаются первые корейские колхозы в Бекабадском районе Ташкентской области: «Новый быт», «Авангард», «Правда».

Сколько корейцев проживает в Москве?

Численность русских в Москве составляет 9 930 410 или 91,6% от числа лиц, указавших национальность.

Национальный состав Москвы

Национальность Население 2010 Удельный вес лиц данной национальности среди лиц, указавших нац. принадлежность, %
Чуваши 14 313 0,1
Осетины 11 311 0,1
Корейцы 9 783 0,1

Откуда корейцы на Украине?

Большинство корейцев попали в Украину из Узбекистана, Казахстана и Дальнего Востока. Необходимо отметить, что украинские корейцы, несмотря на свою малочисленность, активно включились в общественно-политическую и национально-культурную жизнь независимой Украины.

Почему Сталин депортировал корейцев?

Депортация мотивировалась тем, что 7 июля 1937 года японские войска вторглись в Китай, а Корея была в то время частью Японской империи. … Однако обвинений в «пособничестве врагу» корейцам ДВК как народу не предъявлялось.

Откуда взялись русские корейцы?

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной).

Сколько корейцев проживает в Казахстане?

Корейцы в современном Казахстане являются одной из основных этнических диаспор республики численностью порядка 100 тыс. человек, что ставит их по численности на 8-е место, к которому, впрочем, уже вплотную приблизилась быстрорастущая турецкая диаспора.

Почему корейцы называют своих детей русскими именами?

Корейцы называли своих детей только русскими или европейскими именами. Это было обусловлено совокупностью факторов, самым значительным из которых был переход на русский язык в качестве основного. Этому способствовали миграция корейцев за пределы республик Средней Азии и урбанизация.

Как появились корейцы в Узбекистане?

начинается насильственная депортация корейцев с Дальнего Востока в Узбекистан. Наибольшее их число было расселено в сельской местности Ташкентской, Самаркандской областей, Ферганской долины, Каракалпакии. … корейцев были насильственно переселены на территорию Средней Азии и Казахстана. Из них более 74 тыс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: