Что будет, если… не менять свечи зажигания, а через сколько вы меняете свечи?))
Для многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи зажигания — в рекомендованный производителем машины или самих свечей срок или судя по их фактическому состоянию, является таким же камнем преткновения, как и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни владельцы авто строго придерживаются регламентных сроков, считая, что производителю автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше заменить. Другие полагают, что раз свечи в нормальном состоянии, двигатель заводится с «полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их нужно не ранее 60-90 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что может случиться с автомобилем, если не менять свечи зажигания в указанные производителем регламентные сроки.
Зачем мотору свечи
Для начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи.
Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
— контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);
— изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания);
— ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);
— центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);
— уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).
Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее — зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а, значит, стабильным будет его расход, плавным — работа двигателя. С другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные характеристики двигателя.
Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число — это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя.
Какие бывают свечи
В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми.
Такие названия они получили из-за материалов, которые применяются для изготовления электродов. В классических свечах электроды — медные, в платиновых изготовлены из платины, а иридиевые — из специального иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей — схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия.
Срок службы свечей зависит от многих факторов. Производители определяют период эксплуатации этих элементов в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды, приблизительных условий эксплуатации (климатические условия, качество топлива и прочие). Так, для классических свечей средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега. Для платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель. Поэтому многие производители автомобилей рекомендуют заменять классические свечи при прохождении каждого второго планового ТО (например, через 30, а затем 60 тысяч километров). При использовании платиновых или иридиевых свечей срок эксплуатации может быть увеличен в полтора — два раза.
Что будет, если вовремя не сменить свечи
Допустим, по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания из строя.
К признакам неисправности свечей зажигания относятся:
— «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах)
— затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит)
— увеличение расхода топлива
— увеличение выброса СО
— ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность)
Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя.
Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.
— В двигатель автомобиля нужно устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на их калильное число и прочие характеристики
— Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании
— Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами
— Для продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью установки зазора свечи
— При появлении признаков неисправности свечей («троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов) срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих элементов на новые.
5 признаков того, что пора менять свечи зажигания
В бензиновых моторах используются свечи зажигания для обеспечения поджига топливной смеси. Так как они находятся на самом близком расстоянии от происходящего термического процесса, то по ним можно судить о состоянии ДВС. По этой причине свечи полезно менять не только по причине выхода их из строя, но также по причине одного из вариантов диагностики силового агрегата и систем.
Периодичность замены свечей зажигания
Новички спросят, а какова периодичность замены свечей зажигания в бензиновых двигателях? Сколько тыс. км пробега они отходят, и потребуется установка новых? Производители этих запчастей пишут разные цифры, но реальность суровее. Многие опытные мастера рекомендуют выполнять эту нехитрую операцию раз через каждые 30 тысяч км пробега. Это наиболее оптимальная продолжительность работы, за которую они изменят свои характеристики незначительно, но ощутимо для снижения эффективности ДВС. Когда надо менять свечи зажигания и как понять, что они вышли из строя?
Существует немало признаков повреждения этой детали. Их следует рассматривать в качестве расходных материалов, которые постепенно изнашиваются. В данном случае он проявляется следующим образом:
- Свеча меняет свой цвет. В ней есть металлические детали, которые перекаляются, из-за чего могут проявляться. Изменяется калильное число.
- Из-за регулярного перегрева может лопнуть изолятор, из-за чего искра будет шить на корпус, не доходя до цилиндра.
- Пропадает зажигание полностью или возникает нестабильность в работе. Обычно в таком случае на одной или парочке свечей остается жидкое топливо, что говорит об отсутствии искры, потому что она пробивает мимо.
- Также заменить компонент придется по причине сгорания электродов. На каждую 1000 км пробега между ними зазор увеличивается на 0,015 мм. По этой причине осмотр должен выполняться периодически каждый 5 тыс. км.
Как часто менять свечи зажигания на легковом автомобиле
Межсменный интервал свечей зажигания в бензиновой технике одинаковый, но при этом он зависит от качества и фирмы их изготовления. Если для производства электродов был использован более тугоплавкий металл, а графитовый сердечник также более твердый, то она прослужит дольше, но от нагара и копоти никто не застрахован. В результате механической чистки зазор все равно будет увеличиваться. Тогда автовладельцы прибегают к его регулировке, путем подгибания лепестка. Металл в месте изгиба становится более мягким, что гарантированно сокращает срок эксплуатации.
Более дешевые свечи рекомендуется менять раньше, через 20-30 тыс. км. Подороже фирменные можно менять и через 50 тыс., но диагностику следует проводить все равно через каждый 5 тыс. км пробега. Это важно, потому что от качества свечей зажигания надежность ДВС не зависит. Он будет работать стабильнее, но износ колец, прогорание клапанов и прочие проблемы никак не связаны с этой деталью.
Периодичность замены свечей зажигания согласно регламента обслуживания
Каждый производитель автомобилей составляет регламент работ, которые должны проводиться в обязательном порядке на всех автомобилях. Если ими пренебречь, то износ деталей наступит раньше и машина перестанет выполнять свои функции. Срок службы свечей зажигания зависит от ряда факторов:
- Производителя, который использовал более термостойкие материалы, потому что такие свечи нагреваются медленнее.
- Режимов работы ДВС. При постоянно повышенных оборотах температура в цилиндрах выше, износ свечей наступает быстрее.
- Качества обслуживания и достоверность диагностики.
По регламенту производители устанавливают свои рабочие интервалы для разных свечей. На рынке можно купить следующие типы:
- Простые никелевые. Это самые дешевые детали, которые служат до 45 тыс. км. Металл намного быстрее выгорает, из-за чего увеличивается зазор.
- Платиновые. Они способны отработать до 80 тыс. км.
- Иридиевые. Это самые дорогие, интервал замены свечей такого типа может достигать 120 тыс. км.
Через какой пробег менять свечи зажигания
Срок эксплуатации свечей зажигания зависит от нескольких факторов. В любом случае периодически необходимо выполнять диагностику, чтобы своевременно выявить проблему и оперативно устранить ее. Диагностика заключается в их выкручивании и тщательном анализе на предмет наличия налета, его состава и структуры. Немаловажное значение имеют режимы езды. Если вы часто любите надавить на педаль газа, то менять свечи придется чаще.
Как понять что пора менять свечи по признакам работы двигателя
Понять, что надо менять свечи зажигания, не так уж и сложно. Все-таки можно обратиться к услугам автомобильного сервиса за диагностикой. Специалисты будут соотносить известные признаки с фактическими. Так как в двигателе происходит сгорание топлива при высокой температуре, то все процессы должны быть идеально выверенными. Иначе будут возникать определенные проблемы. Если вы не знаете, нужно менять свечи или нет, то обратите внимание на следующие признаки:
- Ухудшившийся запуск, который происходит через несколько прокрутов стартера или вовсе не наступает.
- Автомобиль перестал набирать мощность, пропала динамика, и нет тяги. Это проблема комплексная, поэтому она не только в свечах.
- Заметный рост потребления бензина. Свечи будут сырыми или на них образуется нагар.
- Сбои в работе мотора, который начинает троить.
Преждевременный выход свечей зажигания из строя
Как было сказано ранее, на длительность работы свечей зажигания оказывают влияние сразу множество факторов. Самые дешевые, но хорошие запчасти способны отработать на двигателе до 45 тыс. км пробега. Но из-за ряда причин срок может существенно сократиться. К таким причинам можно отнести:
- Низкое качество топлива. Увеличенное содержание присадок ведет к образованию нагара и свечи не выдают искру.
- Регулярная работа на повышенных оборотах с увеличенной температурой. Высокие температуры не полезны в длительных режимах, но при этом проводить самоочистку рекомендуется раз в 5-6 тыс. км. Она заключается в принудительном повышении температуры, чтобы свечи нагрелись до 400 градусов. При этой температуре сгорает весь налет.
- Использование некачественных свечей зажигания. Нужно использовать для ремонта авто только проверенные запчасти.
Что будет если не менять свечи
Каждый владелец вправе самостоятельно решать, когда проводить сервисное ТО, потому что это не бесплатно, даже если оно выполняется своими силами. Но стоит учитывать, что запущенное состояние порой может оказаться дороже, чем более частая замена. По этой причине сроки замены свечей зажигания не рекомендуется нарушать, но если вы все-таки забыли, то паниковать тоже не стоит. Резко ничего не произойдет. Вы начнете замечать дефекты постепенно. Эта запчасть может принять одно из следующих состояний:
- работает нормально, искра вырабатывается вовремя;
- режим калильного зажигания, поджиг смеси происходит сразу при ее попадании, ранее зажигание;
- иска не формируется или слишком мала.
В любом из перечисленных случаев дефект ведет к остановке или снижению мощности ДВС, поэтому ничего опасного не произойдет за исключением увеличившихся затрат на ремонт.
Значение свечи в силовом агрегате
Свечи зажигания установлены только в бензиновом движке. Именно они осуществляют поджиг смеси и делают это по команде от блока управления точно в определенный промежуток времени. При средней скорости вращения вала 1200 об/мин будет сгенерировано ровно столько же искр, то есть, 20 импульсов в секунду на холостом ходу. Без свечей бензин не зажжется, если его не разогреть путем быстрого сжатия до огромного давления. Так как в процессе работы они изнашиваются, то нужно менять свечи как можно раньше и не пропускать момент смены.
Структура
Понять, как долго может работать свеча зажигания, можно из ее структуры. Она состоит из следующих элементов:
- контактного вывода в виде накручиваемой форменной втулки;
- резьбы для изолятора, выполненного на керамическом корпусе;
- непосредственно керамического изолятора;
- оправки из металла;
- уплотнителя;
- бокового и центрального электродов.
Ключевые характеристики
При покупке свечей зажигания на авто, необходимо обращать внимание на следующие характеристики:
- габариты (длина, диаметр, тип резьбы и вид хвостовика);
- калильное число;
- ресурс.
Это основные параметры, но также есть вспомогательные. К ним относится количество электродов, материал центрального контакта и величина искрового заряда.
Материалы и потенциал
Производители предлагают три вида свечей зажигания в зависимости от материала изготовления центрального электрода:
- никелевые – самые популярные и доступные, в том числе у производителя NGK, срок службы до 45 тыс. км;
- платиновые – дороже, но не самые надежные, до 80 тыс. км;
- иридиевые – имеют максимальный срок службы до 120 тыс. км.
Симптомы изнашивания
Признаки износа свечей зажигания в автомобиле могут быть связаны с разными причинами. В любом случае симптом нужно научиться правильно, диагностировать, чтобы своевременно произвести замену этой запчасти:
- увеличенный зазор между электродами;
- нагар на контактах;
- увеличенный расход топлива;
- неравномерность работы ДВС;
- отсутствие пуска.
Износ свечей может наступить раньше срока из-за несоблюдения режимов работы.
Изучение зазора
Одним из признаков износа свечи зажигания является увеличившийся зазор. Он е должен быть более 1 мм в самом критичном случае. Увеличение более этой величины влечет к пропаданию искры. Зазор указывает на пробег. В новой свече он не превышает 1 мм. С прохождением каждой 1000 он увеличивается на 0.015 мм.
Наличие нагара
Нагар на свечах зажигания может сказать о многом. Собственно, его наличие не является доказательством выхода из строя конкретно этой детали. Такое состояние является признаком наличия дефекта в ДВС, топливной системе или плохого качества бензина.
Через сколько меняются свечи зажигания с изолятором из керамики
Интервал замены свечей зажигания с керамическим изолятором равен регламентному. Дешевые с никелевым электродом не позднее 45 тыс. пробега, платиновые – 80 тыс., а иридиевые – 120 тыс. Во всех свечах изолятор рассчитан на высокое пробивное напряжение и температуру, поэтому срок службы одинаковый.
Какие свечи зажигания стоит купить
В продаже есть много вариантов свечей зажигания, но какие купить. Обычно судят по отзывам о марках и первыми в рейтингах находятся следующие бренды:
- NGK;
- Beru;
- Denso;
- Brisk;
- Bosch и др.
Кроме производителя также необходимо обращать внимание на электрические и физические характеристики, рекомендованные производителем в паспорте на автомобиль.
Признаки неисправности свечей зажигания – когда нужна замена?
Автор: Дмитрий Сапко
Когда вы в последний раз меняли свечи зажигания в машине? Считается, что это нужно делать раз в 40 000 – 60 000 км. Но доводы встречаются разные. Производители автомобилей обычно более позитивно относятся к сроку службы свечей. Например, Mazda заявляет в документации по техническому обслуживанию Mazda 3 2016 года, что свечи зажигания следует менять каждые 120 000 км.
Производители свечей зажигания аккуратно относятся к рекомендациям. Ребята из NGK, к примеру, говорят, что все зависит от типа купленных вами свечей зажигания и условий эксплуатации. Давайте выясним, каковы симптомы неисправных свечей зажигания, чтобы вы могли вовремя их заменить.
Симптом 1: Неровная работа на холостых оборотах
Конечно, есть и другие возможные причины неравномерного холостого хода, но довольно часто виноваты свечи зажигания. При выходе из строя свечек появятся паузы в работе определенного цилиндра. Так что холостой ход будет неровным, возможны вибрации.
Симптом 2: Более низкая производительность
Владельцу непросто заметить, что двигатель снижает эффективность работы. Производительность ухудшается постепенно, без резких изменений. Но в конце концов, когда свечи зажигания сильно изношены, это может привести к значительному ухудшению характеристик автомобиля. Вы нажимаете на педаль газа и не чувствуете должного ускорения? Пришло время заменить свечки зажигания.
Симптом 3: Повышенный расход топлива
Повышение расхода топлива может произойти, если одна свеча зажигания не работает или часто дает сбои. В этом случае часть топлива не сгорит, один цилиндр будет давать пропуски. Топливо просто попадет в масло. В то же время двигателю придется работать без одного цилиндра, и он будет сжигать больше топлива, чтобы получить такое же ускорение.
Симптом 4: Плохой запуск двигателя
Свечи зажигания воспламеняют топливо в камере сгорания. На холодном двигателе неисправную свечу зажигания будет легче обнаружить. Если вы заметили, что время вращения двигателя стартером стало больше обычного, одна из самых очевидных причин – неисправная свеча зажигания. Хотя могут возникнуть и другие проблемы.
Симптом 5: Пропуски зажигания в двигателе
Пропуски зажигания могут возникать при любых оборотах, но обычно их легко обнаружить, когда двигатель работает на холостом ходу. Просто откройте капот и посмотрите на двигатель. Также послушайте звук его работы. Как только произойдет пропуск зажигания, вы увидите небольшой толчок двигателя. Также звук будет с определенной паузой, будто мотор собирается заглохнуть. И он вправду может заглохнуть, если свечи зажигания в очень плохом состоянии.
Симптом 6: Огонь из выхлопной трубы
Иногда мощные двигатели с модифицированной выхлопной системой могут показывать огонь из выхлопной трубы, если свечи зажигания неисправны. Такой эффект может выглядеть круто, но показывает плохую работу мотора. Некоторое количество топлива попадает в выхлопную систему вместо того, чтобы сгореть, и топливо горит в выхлопной трубе.
Симптом 7: «Джеки Чан» загорелся
Когда вы видите горящий индикатор «Check Engine», это не обязательно означает серьезные проблемы. Одна из возможных причин индикации – неисправная свеча зажигания. Система контроля выбросов может начать регистрировать более высокие выбросы, и сигнальная лампа начнет мигать.
Симптом 8: Внешний вид свечи зажигания
Если вы все еще сомневаетесь, нужно ли менять свечи зажигания, просто открутите их по очереди и посмотрите на рабочую часть электрода.
Есть некоторые факторы, которые могут подсказать вам, что пора менять свечки:
- масляный налет на электродной части свечи;
- отложения сажи на рабочей части элемента;
- изменение формы основных элементов;
- изменение цвета по сравнению с новой свечой зажигания;
- расплавленные элементы электрода.
Симптом 9: Провал при резком ускорении
Когда вы сильно нажимаете на педаль газа, вы ожидаете быстрого ускорения. Но уставшие свечи зажигания не смогут правильно зажечь богатую топливную смесь. В этом случае разгон практически полностью прекратится – будет казаться, что двигатель глохнет. Но через несколько секунд автомобиль начнет ускоряться быстрее.
Симптом 10: Один цилиндр не работает
Если мотор троит, это может означать, что одна свеча зажигания вообще не работает. Обычные симптомы – резкое снижение производительности, плохой разгон, большой расход топлива и сильная вибрация на холостом ходу. Не рекомендуется длительная поездка на автомобиле с одним нерабочим цилиндром. Это может привести к механическим повреждениям. Троящий двигатель также вызовет утечку топлива в масляный поддон. Затем масло смешается с топливом и потеряет свои качества, что приведет к сокращению срока службы двигателя.
Что можно перепутать с неисправной свечой зажигания?
Большинство симптомов неисправных свечей зажигания также могут возникать при поломке других узлов.
Высоковольтные провода создают в основном те же проблемы, когда они выходят из строя. Если вы недавно меняли свечи зажигания, но они снова сломались, замените провода. Специалисты рекомендуют проверять и менять провода свечей зажигания раз в 50 000 – 60 000 км пробега. Но производители обычно рекомендуют замену проводов вместе с заменой свечей зажигания.
Катушки зажигания также могут создавать те же проблемы, что и сломанные свечи зажигания. У многих автомобилей такое же количество катушек зажигания, как и свечей – одна катушка управляет одной свечой. Если катушка зажигания вышла из строя, она разрушит свечу и начнет отправлять неверные сигналы. Нет определенного пробега, когда следует менять катушки зажигания, но обычно они могут служить от 120 000 до 180 000 км.
Плохое качество топлива также может проявляться теми же симптомами, что и неисправные свечи зажигания. Более того, плохое топливо также может вызвать повреждение свечей зажигания. Под плохим топливом мы понимаем не только низкое качество, но и неподходящее для вашего двигателя топливо, например, тип, октановое число и другие характеристики.
Как понять, что пора менять свечи зажигания? Отвечают специалисты
Роль свечей зажигания в автомобиле, срок их службы, интенсивность отказов и правильный выбор — все подробно объяснили технические специалисты, Бонус: видео-инструкция
Сегодняшние водители часто практически не представляют, что происходит под красивыми пластиковыми крышками в пространстве под капотом их автомобилей. Но абсолютно все знают о необходимости прокачивать жидкость омывателя лобового стекла, проверять уровень масла и иногда расходники. Специалисты подготовили для читателей 4R.ru список рекомендаций по замене одного из ключевых компонентов двигателя — свечей зажигания.
Свеча зажигания воспламеняет топливовоздушную смесь двигателя. Состояние этого элемента — важный показатель работы двигателя.
Почему свечи зажигания так важны для автомобиля?
Нормальная работа двигателя зависит от свечей зажигания. Эти расходные материалы предназначены для обеспечения:
- беспроблемный запуск двигателя
- стабильная работа устройства
- высокая производительность двигателя
- оптимальный расход топлива
Кроме того, все свечи, независимо от количества, предусмотренного конструкцией двигателя, должны быть идентичными, а еще лучше — из одного набора. И, конечно же, абсолютно все они должны быть в рабочем состоянии.
Как правильно выбрать свечи зажигания для своего автомобиля? Во-первых, у каждой марки свои параметры этого элемента и они различаются для разных типов двигателей. Необходимые данные можно найти в инструкции по эксплуатации модели или в техническом центре официального дилера.
Если по каким-то причинам не удается найти 100% аналог старых заглушек, следует рассчитывать на максимальное соблюдение тепловых характеристик и геометрических размеров.
Самыми прочными и с идеальным искрообразованием считаются свечи с платиновыми или иридиевыми электродами — они способны прогнать до 120 тысяч. км. Их главный недостаток — высокая цена.
Как определить качественные свечи зажигания?
Чтобы иметь хоть малейшие сомнения в отношении одного из ключевых компонентов двигателя вашего автомобиля, вам следует покупать только оригинальные свечи накаливания — и желательно лицензированные, с маркой производителя на корпусе. Однако даже в этом случае товар следует проверить на отсутствие:
- чипсы
- трещины
- кривые электроды
Помните: вы имеете полное право привезти на СТО дилера расходные материалы, приобретенные индивидуально, даже для автомобиля на гарантии.
Как понять, что свечи пора менять?
Менять горючие расходные материалы необходимо, ориентируясь на несколько критериев:
- рекомендованный производителем срок службы для данной модели автомобиля
- внешние признаки износа или трещин
- косвенные признаки повреждения двигателя
Как часто следует менять свечи зажигания?
Периодичность замены свечей зажигания зависит от модели автомобиля и указывается в технических рекомендациях производителя. В среднем механики рекомендуют устанавливать новые расходники каждые 30 тысяч. км, в случае платиновых и иридиевых свечей — раз в 90-120 тыс. км.
Если машину регулярно заправлять некачественным топливом, свечи зажигания наверняка выйдут из строя раньше.
Однако есть факторы, которые могут повлиять на рекомендуемый срок службы, т.е. сократить его.
Внешние признаки неисправности свечей зажигания
Используемая свеча зажигания не имеет пластины на электродах и не обесцвечивается. Однородные отложения кофейного или серо-коричневого цвета на керамической части центрального электрода не являются неисправностью.
Появление золы или масляных отложений, отложений сажи, краски или шлака, обесцвечивания или расплавления электродов — все это признаки того, что свечи необходимо заменить.
Косвенные признаки нерабочей свечи
Неисправности в системе зажигания топливовоздушной смеси выявляются сразу при работе двигателя. Водитель быстро почувствует:
- плохой запуск двигателя
- потеря адгезии
- более высокий расход топлива
- Потеря мощности при резком нажатии на педаль акселератора
- Двигатель троит (вибрации и колебания оборотов)
Такие проблемы с двигателем могут указывать на другие проблемы, но свечи зажигания — это первое, что нужно проверить в такой ситуации.
Как понять, что пора менять свечи зажигания? Отвечают специалисты (видео)
Роль свечей зажигания в автомобиле, срок их службы, признаки неисправности и правильный подбор — технические эксперты объяснили все в подробностях, Бонус: видеоинструкция
Фото: 4R.ru, Bosch, Youtube, sovetclub
Нынешние автомобилисты зачастую практически не разбираются в том, что творится под красивыми пластиковыми кожухами в подкапотном пространстве их машин. Но о том, что надо заливать омывайку, проверять уровень масла и иногда расходники, в курсе абсолютно все. Специалисты составили для читателей 4R.ru список четких рекомендаций по замене одного из ключевых элементов двигателя — свечей зажигания.
Свеча зажигания служит для воспламенения топливовоздушной смеси в двигателе. И состояние этого элемента — важный индикатор работоспособности самого мотора.
Почему свечи зажигания так важны для автомобиля?
От свечей зажигания не много не мало зависит нормальная работа двигателя. Эти расходники призваны обеспечивать:
- беспроблемный запуск мотора
- стабильную работу агрегата
- высокую производительность двигателя
- оптимальный расход топлива
Причем все свечи, независимо от того количества, которое предусмотрено конструкцией двигателя, должны быть одинаковыми, а еще лучше – из одного комплекта. И, разумеется, абсолютно все должны быть исправными.
Как правильно подобрать свечи зажигания для своего автомобиля? Прежде всего, у каждой марки есть свои параметры для этого элемента, причем они различаются для разных типов двигателей. Нужные данные можно найти в мануале модели или узнать в авторизованном дилерском техцентре.
Если по какой-то причине подобрать 100% аналог старых свечей не удается, необходимо опираться на максимальное соответствие тепловых характеристик и геометрических размеров.
Самыми долговечными и обладающими отличным искрообразованием считаются свечи с платиновыми или иридиевыми электродами – они способны прослужить до 120 тысяч километров. Главный их недостаток — высокая цена.
Как определить качественные свечи зажигания?
Чтобы как можно меньше сомневаться по поводу одного из ключевых элементов двигателя вашей машины, свечи стоит приобретать только в фирменных магазинах — и лучше лицензированные, с клеймом производителя на корпусе. Однако и в этом случае товар стоит осмотреть на предмет отсутствия:
- сколов
- трещин
- кривых электродов
Помните: вы имеете полное право привезти на дилерскую СТО купленные самостоятельно расходники даже для гарантийного автомобиля
Как понять, что свечи пора менять?
Менять воспламеняющие расходники нужно, ориентируясь на несколько критериев:
- срок службы, прописанный производителем для конкретной модели автомобиля
- внешние признаки износа или выхода из строя
- косвенные признаки неполадок в моторе
Периодичность замены свечей зажигания зависит от модели транспортного средства и прописывается в технических рекомендациях по эксплуатации автомобилей заводом-производителем. В среднем технические специалисты рекомендуют ставить новые расходники раз в 30 тысяч километров пробега, для платиновых и иридиевых свечей – раз в 90-120 тысяч километров.
Если автомобиль регулярно заправляют некачественным топливом, то свечи наверняка выйдут из строя раньше.
Однако есть факторы, которые могут повлиять на рекомендуемый срок службы, а именно — сократить его.
Внешние признаки неисправности свечей зажигания
Исправная свеча не имеет налета на электродах и изменения цвета. Равномерные отложения кофейного или серо-коричневого цвета на керамической части центрального электрода не сигнализируют о выходе из строя.
Появление пепельного или масляного налета, сажистого нагара, лаковых или шлаковых отложений, изменение цвета или оплавление электрода — все это признаки того, что свечи нуждаются в замене.
Косвенные признаки нерабочей свечи
Неполадки в системе воспламенения топливовоздушной смеси сразу же проявят себя в работе мотора. Водитель быстро почувствует:
- плохой запуск двигателя
- снижение тяги
- рост расхода топлива
- провал мощности при резком нажатии на педаль газа
- троение мотора (скачки оборотов и вибрация)
Подобные неполадки в работе двигателя могут сигнализировать и о других проблемах, но свечи — это первое, что стоит проверить в такой ситуации.
3 случая, когда машина показывает вам, что пора менять свечи
Далеко не всегда необходима диагностика автомобиля для того, чтобы обнаружить какую-то неисправность. Зачастую машина сама подсказывает водителю, на что нужно обратить особое внимание. Рассмотрим несколько признаков, которые говорят о том, что вам в ближайшее время придётся заменить в моторе свечи зажигания.
Причины их естественного и преждевременного износа
Свеча зажигания работает в предельно экстремальных условиях:
- высокая температура в рабочем цилиндре;
- агрессивная среда в виде смеси топлива, воздуха и масла;
- большое давление при воспламенении;
- высокое напряжение и температура электрической искры.
Одновременное действие перечисленных факторов приводит к усилению процессов естественного их износа. Этот процесс может значительно ускориться в следующих случаях:
- уменьшения компрессии, износе маслосъемных колпачков вследствие попадания масла в рабочий объем;
- неправильной установки угла зажигания, приводящей к образованию увеличенного нагара;
- выбора несоответствующих марке двигателя свечей;
- пропуска зажигания в цилиндрах;
- неправильного соотношения бензин/воздух при неисправностях расходомера, лямбда-зонда, подсосе воздуха;
- некорректной работе инжекторов.
Перебои с запуском
Если при попытке запустить двигатель в машине он некоторое время вращает стартером, но при этом не запускается, то это верный признак проблем со свечами. Выдаваемая свечками искра просто не может воспламенить топливно-воздушную смесь, поэтому мотор не запускается. Не стоит забывать о том, что свечи зажигания — всё же расходники, и их нужно почаще менять на новые.
Двигатель не запускаетсяЕсли на поворот ключа авто реагирует так — приборная панель загорается, стартер крутит двигатель, но не «схватывается», одной из причин могут быть неработающие свечи зажигания. Не производится искра — не воспламеняется смесь воздуха и бензина. Нет искры — нет запуска мотора.Свечи относятся к расходным материалам, требующим постоянного обновления. Когда ресурс исчерпан, она начинает давать слабую искру, недостаточную для нормального запуска мотора.Другие причины неисправности:
- отсутствие бензина или масла;
- нерабочий топливный насос;
- неисправная электроника (проводка, предохранители);
- забиты дроссельные заслонки;
- аккумулятор разряжен или на нем испорчены клеммы;
- нерабочий инжектор.
Последовательность замены
Несмотря на кажущуюся простоту, к этой операции следует отнестись ответственно. Замену следует производить полным комплектом (!). Частичная замена одной-двух «подгулявших» свечей возможна только на непродолжительное время.
Различный зазор и тип свечей, их состояния приводит к непременному сбою синхронности зажигания, повышенной детонации, способствует повышенному износу двигателя.
Подбор свечей зажигания следует производить по автомобилю на основании справочных данных. Основываться на рекомендациях типа «это самые лучшие» не следует. Лучше приобретать изделия только от проверенных производителей.
В качестве основного инструмента для замены свечей лучше использовать специальную длинную головку с резиновыми вставками для захвата извлекаемой свечи. Перед ее покупкой следует измерить диаметр посадочного конструктивного отверстия.
Оригинальный ODB2 сканер Scan Tool Pro Black Edition
Выполнив подключение вы сможете:
- Считывать коды ошибок и стирать их с ЭБУ.
- Вести журнал поездок и расхода топлива.
- Отображать в режиме реального времени:
- обороты двигателя;
- скорость автомобиля;
- давление масла;
- температуру охлаждающей жидкости;
- показания со всех имеющихся датчиков;
- и многое другое!
Сканер совместим с устройствами на базе iOS, Android, Windows
Стандартные размеры свечных головок – 16 и 21. Длина посадочной зоны может быть различной, до 180 миллиметров в отдельных моделях двигателей. В некоторых случаях можно использовать свечную трубку, но следует учитывать, что ее надежность меньше. Еще хуже использовать специальные ключи неизвестных производителей в красивых упаковках. Они могут сломаться при первом же откручивании.
Последовательность демонтажа свечей:
- снять установленные высоковольтные провода, предварительно отметив либо сфотографировав последовательность их установки;
- если в автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания либо блок катушек на околосвечном пространстве, произвести их демонтаж (в V-образных движках этот процесс может быть усложнен необходимостью демонтажа части впускного коллектора и других элементах двигателя);
- обязательно проверить зоны установки свечей на предмет наличия посторонних предметов (при снятии свечи осколки изоляции, другие предметы могут попасть непосредственно в цилиндр, вызвать большие проблемы);
- надежно установить свечной ключ, приложив среднее усилие, приступить к откручиванию;
- в случае затруднения процесса демонтажа необходимо применять специальные средства для раскоксовывания резьбовых соединений, не пытаться приложить чрезмерное усилие;
- извлечь свечу (если удерживающая резинка соскочила, можно это сделать, используя наконечник высоковольтного провода);
- на освободившееся отверстие свечи лучше установить заглушку или набросить чистую ветошь (немало случаев, когда в процессе ремонта туда, то есть в цилиндр, попадают гайки, шайбы и другие «сюрпризы»).
Видео — замена свечей зажигания на Рено Логан и Ларгус (8 клапанов):
Установку новых производят, руководствуясь правилами:
- предварительно чистой ветошью очищают установочное место от масел, грязи (если это место недоступно для визуального контроля, лучше это не делать: пытаясь удалить загрязнение сверху резьбового соединения, можно его перенаправить на резьбу);
- при установке новых необходимо еще раз проверить соответствие посадочной глубины свечи со старой;
- первоначальное направление свечи на посадочное место производят аккуратно при помощи свечного ключа, не следует «бросать» свечу, это может изменить зазор;
- предварительное закручивание следует производить небольшим усилием, при затрудненном движении необходимо открутить и вновь начать закручивать свечу;
- окончательное «дожимание» свечи производят средним усилием (на СТО для этого используют динамометрический ключ, момент затяжки устанавливают в пределах от 15 до 35 Нм в зависимости от диаметра резьбы и типа посадки);
- последний этап монтажа свечей – установка высоковольтных проводов.
Как понять, что свечи пора менять?
Менять воспламеняющие расходники нужно, ориентируясь на несколько критериев:
- срок службы, прописанный производителем для конкретной модели автомобиля
- внешние признаки износа или выхода из строя
- косвенные признаки неполадок в моторе
Как часто надо менять свечи зажигания?
Периодичность замены свечей зажигания зависит от модели транспортного средства и прописывается в технических рекомендациях по эксплуатации автомобилей заводом-производителем. В среднем технические специалисты рекомендуют ставить новые расходники раз в 30 тысяч километров пробега, для платиновых и иридиевых свечей – раз в 90-120 тысяч километров.
Если автомобиль регулярно заправляют некачественным топливом, то свечи наверняка выйдут из строя раньше.
Внешние признаки неисправности свечей зажигания
Исправная свеча не имеет налета на электродах и изменения цвета. Равномерные отложения кофейного или серо-коричневого цвета на керамической части центрального электрода не сигнализируют о выходе из строя.
Косвенные признаки нерабочей свечи
Неполадки в системе воспламенения топливовоздушной смеси сразу же проявят себя в работе мотора. Водитель быстро почувствует:
- плохой запуск двигателя
- снижение тяги
- рост расхода топлива
- провал мощности при резком нажатии на педаль газа
- троение мотора (скачки оборотов и вибрация)
Подобные неполадки в работе двигателя могут сигнализировать и о других проблемах, но свечи — это первое, что стоит проверить в такой ситуации.
Потеря мощности
При резком нажатии на педаль газа она проваливается. Вместо ускорения автомобиль начинает дергаться. Мотор не может набрать необходимые обороты, машина глохнет. Опасная ситуация, особенно в момент обгона. Частой причиной неисправности является нагар на свечах. У хорошего мотора свечи чистые, они должны иметь коричневый или серый цвет.Признаки и причины появления нагара:
- черный сажевый нагар – некачественное топливо, избыток кислорода в воздушно-топливной смеси, кислородный датчик и датчик температуры неисправны, загрязнен воздушный фильтр, неисправность системы впрыска;
- красный цвет – некачественное топливо, которое содержит присадки для увеличения октанового числа;
- светло-серые масляные отложения – был произведен перелив масла выше нормы;
- желтый лаковый налет – частое использование различных присадок в топливе или масле двигателя.
Есть еще ряд факторов, которые могут спровоцировать провал при нажатии на акселератор:
- засор форсунки;
- засор дроссельной заслонки;
- неправильно отрегулированное зажигание;
- ошибки в электронном блоке управления;
- засор воздушного фильтра;
- плохая работа бензонасоса.
Признаки работы двигателя для замены свечей
- Двигатель плохо запускается. Если водитель заметил, что двигатель после длительной стоянки не сразу запускается, а только со второго или третьего раза, то машина дает знать о необходимости чистки или замены свечей зажигания. Это обуславливается маломощной искрой между электродами свечей, поэтому горючая смесь не полностью воспламеняется, или вообще не поджигается.
- Выхлопные газы черного цвета. Это говорит о большом количестве горючей смеси в камере сгорания. Из-за некачественной работы свечей, искра поджигает не весь объем смеси, накопленной в камере сгорания, поэтому возникает детонация топлива, приводящая к появлению черного дыма. Большая детонация постепенно разрушает поверхность цилиндров и поршней.
- Во время работы мотор троит. Если при езде и ускорении водитель чувствует неравномерную работу двигателя, это означает, что поршневая группа функционирует неправильно, некоторые поршни не создают необходимого усилия на коленчатый вал. Это происходит из-за того, что смесь поджигается не во всех камерах сгорания.
- Наличие большого количества топлива в катализаторе и выхлопной системе. При внимательном визуальном осмотре выхлопной трубы при работе двигателя из нее вылетают капли воды. В нормальном состоянии конденсат всегда образуется, но если из трубы жидкость выходит в значительных количествах, то это сигнализирует о том, что топливо сгорает далеко не полностью. При такой ситуации можно предположить образование слабой искры, которая не способна воспламенить топливную смесь, или она сгорает не полностью.
- Снижение мощности. Если при движении водитель видит, что автомобиль медленно ускоряется, или движется неравномерно, то двигатель сигнализирует этим о недостаточном функционировании свечей зажигания.
В таких случаях необходимо заменить свечи зажигания, которые еще не выработали свой срок. Необходимо знать, что без качественного функционирования системы зажигания, мотор будет снижать мощность, а также внутри него будет создаваться большая температура, создающаяся от большого количества горючей смеси, что приведет к повреждениям поршневых колец и проникновению моторного масла в камеру сгорания. При выработке срока службы свечей их необходимо заменить.
Зазор, нагар и угарный газ: когда следует менять свечи зажигания
Замена свечей зажигания в бензиновом двигателе — несложная процедура, которую можно провести самостоятельно или за небольшую сумму на любом сервисе. Гораздо сложнее определить, когда именно следует менять свечи и какие лучше выбрать. Откладывая замену, автовладельцы рискуют столкнуться с серьезными поломками и дорогостоящим ремонтом.
Свечи зажигания необходимы для воспламенения топливной смеси в камере сгорания двигателя. Воспламенение происходит при помощи высоковольтного электроразряда между электродами свечи. Важным показателем является величина зазора между электродами, от которого зависит сила разряда и начальные условия для воспламенения. Для каждого двигателя тип свечей и зазор между электродами регламентируется отдельно. У дизельных двигателей другой способ подачи и поджога топливовоздушной смеси, поэтому свечей зажигания в таких моторах нет.
Помимо свечей со стандартными стальными электродами в продаже имеются устройства с платиновым напылением контактов, что способствуют снижению электрического сопротивления. Другой вариант — свечи с иридиевыми наконечниками, которые помогают уменьшить расход топливной смеси и работают дольше. Такие свечи стоят дороже обычных аналогов. В любом случае при выборе свечей необходимо ознакомиться с рекомендациями производителей и инструкцией по эксплуатации машины. Также на сайте производителей есть таблицы совместимости определенных моделей свечей с конкретными двигателями.
Проверку свечей рекомендуется проводить при каждом плановом техобслуживании. Обычно срок годности свечей рассчитывается по пробегу автомобиля. Чаще всего средний срок службы для обычных свечей варьируется от 30 до 50–60 тыс. км пробега. В свою очередь, платиновые и иридиевые свечи рассчитаны на большие пробеги. Некоторые производители утверждают, что их свечи могут прослужить 100–120 тыс. км пробега.
Даже если свечи работают без нареканий после прохождения указанного срока, рекомендуется выполнить их замену в профилактических целях, чтобы не столкнуться с неуверенным пуском двигателя или пропусками зажигания. Также следует помнить, что на износ свечей влияет ряд факторов, например фактическое состояние двигателя и качество заливаемого бензина.
В большинстве случаев признаки износа или неисправности свечей заметны даже для малоопытного водителя. Например, автомобиль может подергиваться во время езды, динамика становится хуже, а двигатель начинает «троить» и не развивает максимальных оборотов. Насторожить должны и повышенный расход топлива, и слишком вонючий выхлоп. Нередко при старых или неисправных свечах на приборной панели может включиться символ неисправности двигателя (Check engine).
Перед поездкой в сервис можно самостоятельно осмотреть свечи, чтобы по внешнему виду предварительно определить их состояние. Если на деталях обнаружен излишний черный или цветной нагар, на керамической части видны трещины, а зазор визуально не соответствует указанному на маркировке, следует как можно быстрей произвести замену.
Если на свечах обнаружены отложения светло-коричневого цвета, волноваться не стоит. А вот светло-серый, белесый или черный налет может говорить о проблемах с системой зажигания. Красный налет свидетельствует об использовании контрафактного этилированного бензина, который очень быстро выводит из строя каталитический нейтрализатор.
Перед зимой рекомендуется поставить новые свечи зажигания, даже если старые еще не отработали свой ресурс. Позже их можно будет вновь использовать при более благоприятных погодных условиях. Если свечи совсем новые, их можно почистить перед наступлением холодов. Очистить нагар на обычных свечах зажигания можно с помощью металлической щетки или наждачной бумаги, а вот для иридиевых и платиновых свечей такой метод не рекомендуется, чтобы не испортить напыление из драгметалла.
Налет, или нагар, на свечах особенно часто образуется в ходе недолгих поездок в холодное время года, когда двигатель не успевает прогреваться, а свечи — самоочищаться в процессе работы. Очистить их от отложений можно, если прогреть двигатель до обычной рабочей температуры и проехать некоторое время с оборотами выше холостых. Менять или чистить свечи можно только при заглушенном и остывшем двигателе.
При неисправных свечах зажигания происходят перебои зажигания, а несгоревшая смесь попадает на соты каталитического нейтрализатора. Двигатель не развивает паспортную мощность, динамика падает, ресурс навесного оборудования и самого агрегата уменьшается. В самых запущенных случаях неисправные свечи могут привести к дорогостоящим поломкам двигателя и топливной системы.
Основная рекомендация — соблюдать установленные сроки замены свечей, регулярно следить за их состоянием, заправлять автомобиль качественным топливом на проверенных заправках известных брендов, использовать хорошее масло и вовремя менять фильтры.