Вот почему водители-новички часто попадают в аварии
Вот как неопытные водители-новички могут уменьшить риск ДТП.
Вы когда-нибудь задумывались, почему водители-новички, как правило, попадают в аварии? Причем чаще всего в довольно глупые? Кто-то скажет, всему виной «массовая продажа водительских прав», которая, чего греха таить, реально существует в нашей стране. Кто-то, наоборот, обвинит во всех грехах автошколы, часть которых в последние годы просто штампуют справки об окончании обучения водителей, фактически не проводя обучение. И отчасти в этом есть доля истины. Но на самом деле проблема более глубокая.
Дело в том, что во времена СССР не было конвейерной продажи прав, а качество подготовки будущих водителей было одно из лучших в мире, но в аварии все равно чаще всего попадали водители, которые только недавно сели за руль. Так что, как видите, проблема аварийности неопытных водителей зависит не совсем от нынешнего уровня их подготовки и от того, что сегодня водительские права можно просто купить, если знать, к кому обратиться в ГАИ. Знаете ли вы, что водители-новички также часто попадают в ДТП и в западных странах, где уровень подготовки водителей достаточно высокий, а купить за взятку водительское удостоверение, не сдав реально экзамены по теории и вождению, вообще невозможно?
Так почему водители-новички часто становятся виновниками автомобильных аварий? Конечно же, все дело в простой неопытности. Но что такое неопытный водитель? Где находится грань между опытным и неопытным водителем? Когда водитель-новичок становится опытным?
Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Здесь все сугубо индивидуально. Кто-то может и всю жизнь проездить за рулем и быть неопытным, а кто-то может в первый же год вождения приобрести навыки профессионального водителя с большим стажем.
Во-первых, все зависит от ежегодного пробега автомобиля, за рулем которого сидит водитель-новичок. Естественно, чем больше он будет каждый день ездить за рулем, тем быстрее приобретет опыт. Во-вторых, все зависит от места эксплуатации автомобиля. Например, если водитель-новичок несколько лет будет ездить в сельской местности, а затем приедет в крупный город, то его опыт не поможет ему в плотном дорожном трафике крупного мегаполиса. В итоге, когда такой водитель приедет в город, у него будет ощущение, что он первый раз сел за руль.
Но это не означает, что если у вас нет опыта вождения, то вы обязательно попадете в ДТП. Поверьте, в нашей стране немало водителей-новичков, которые, эксплуатируя машину в крупном городе, ни разу не попадали в аварию. К сожалению, есть и немало водителей, недавно севших за руль, которые уже несколько раз становились виновниками ДТП.
Почему же одни неопытные водители попадают в ДТП, тогда как другие – нет? Дело в том, что все мы разные. Впервые мы это начинаем замечать еще в детском саду. В школьные годы эта разница становится более очевидной. Кому-то учеба дается с легкостью, а кому-то никак не удается осилить школьную программу. Кто-то реально быстрее соображает и очень смекалистый, а кто-то – наоборот.
Также и на дороге. Все водители разные. Поэтому, садясь за руль, вы никогда не должны судить о других людях по себе. Это главный принцип за рулем. Например, если вы строго соблюдаете все ПДД, это не означает, что все вокруг такие же дисциплинированные. Поэтому вы должны быть всегда начеку, контролируя не только свои действия, но и все, что делают на дороге другие участники дорожного движения. К сожалению, многие водители-новички не делают этого, считая других водителей более опытными. А это вводит в заблуждение наш мозг. Ведь новички считают, что раз все на дороге опытнее, значит, не совершают ошибок.
Но это не так. Вы должны знать, что все мы люди и нам свойственно ошибаться. Причем ошибаются часто даже опытные водители с большим стажем вождения, в результате чего попадают в ДТП, и довольно часто в очень глупые.
Так что если вы только недавно начали водить машину, вы должны заучить как таблицу умножения ряд правил, которые вы не найдете в Правилах дорожного движения, а также не узнаете, скорее всего, от вашего инструктора в автошколе. Итак, вот самое главное, что вы должны знать, чтобы снизить риск попасть в ДТП.
1. Правило трех «Д» – Дай Дорогу Дураку
Такого правила вы не найдете в действующих ПДД ни в одной стране мира. В том числе у нас. Также о таком правиле вы, наверное, не узнаете от автоинструктора, которому главное – получить от вас почасовую оплату и сохранить техническое состояние своего автомобиля «У», кормящего его каждый день. Нет, конечно, в нашей стране есть немало профессиональных автоинструкторов, которые, скорее всего, разъяснят вам, что есть на дороге негласное правило трех «Д». Но, к сожалению, таких автоинструкторов в масштабах страны очень мало.
Что же означает правило «Дай дорогу дураку»? Все просто. Если вы, соблюдая Правила дорожного движения, движетесь по своей полосе, никому не мешая, и встречаетесь с неадекватным водителем, который норовит вас подрезать или обогнать не по правилам и т.п., то не мешайте ему. Просто уступите, не пытаясь что-то доказать. В противном случае вы рискуете попасть в ДТП. Да, авария, может, произойдет и не по вашей вине. Но разве вам будет от этого легче, если вы разобьете свою машину или, не дай бог, пострадаете сами или пострадают ваши пассажиры. Помните, что дорога не место для амбиций и эмоций.
Также не забывайте, что вы не учитель. Поверьте, вы не перевоспитаете на дороге дурака. Лучше дайте ему проехать.
Согласитесь, каждый из нас, если заметит на встречке автомобиль, уйдет в сторону, предотвратив лобовой удар. Или вы не съедете в этом случае со своей полосы, упершись рогом? А смысл? Научить или проучить дурака? Вы таким образом накажете в первую очередь себя. Не забывайте об этом.
Поверьте, если вы будете соблюдать правило трех «Д», то значительно уменьшите риск попасть в ДТП.
2. Остерегайтесь водителей Газелей, грузовых автомобилей, автобусов и транспорта с прицепом
Многие новички ошибочно полагают, что водители, управляющие большими автомобилями, гораздо опытнее и поэтому их не стоит остерегаться на дороге. Но знаете ли вы, что в нашей стране ежегодно происходят аварии по вине водителей, которые имеют права категорий «С», «D» и «Е»?
Помните, их категории в правах еще не означают, что они опытные и внимательные водители. Сегодня за руль грузовых машин и автобусов могут сесть и не совсем опытные водители. Ведь достаточно пройти обучение в автошколе и сдать на права, и водителям открываются двери любых большегрузов. К сожалению, времена, когда за руль грузовых машин пускали только водителей с большим стажем вождения, прошли.
Также отдельно хотели бы сказать о Газелях, за рулем которых сегодня чаще можно встретить водителей из других государств, зачастую не обладающих достаточным опытом вождения в крупных городах. Мало того, за руль автомобилей Газель садятся водители, у которых могут быть права только легковой категории (напомним, автомобили Газель относятся к легковым транспортным средствам). Сами понимаете, что ВАЗ-2106 и Газель – это не одно и то же. Вот и садятся за руль Газелей мигранты, которые у себя дома в сельской местности ездили на старых отечественных легковых автомобилях.
Так что всегда будьте внимательны к водителям, которые управляют Газелями, грузовыми машинами и автобусами. Мало того, что они часто нарушают ПДД, так еще и позволяют себе наглеть на дороге, подрезая легковые машины, перестраиваясь из полосы в полосу. К сожалению, многие водители-новички часто становятся пострадавшими из-за наглости водителей грузовых машин. Особенно будьте внимательны, проезжая мимо автобусных остановок, на которых стоят автобусы. В последнее время многие водители автобусов почему-то перестали замечать на дороге других участников дорожного движения. Особенно когда отъезжают от очередной остановки.
Например, вы наверняка видели, как автобусы стартуют с остановки, резко перестраиваясь сразу в основную полосу движения. Нередко водители автобусов вообще забывают, что они за рулем автобуса, перестраиваясь с остановки сразу в скоростной ряд, перекрывая другим участникам дорожного движения все ряды. Так что будьте бдительны. Если вы проезжаете автобусную остановку, на которой стоит автобус, то притормозите и будьте готовы, что водитель автобуса, не посмотрев в заднее зеркало, резко перестроится перед вами. И ни в коем случае не прите, как бык на красную тряпку, пытаясь доказать водителю автобуса, что приоритет проезда есть только у вас. Во-первых, водитель может тупо не видеть вас. Во-вторых, не стоит забывать, что автобус – это не личный транспорт водителя и ему нечего переживать, если вы немного поцарапаете кузов автобуса.
3. Остерегайтесь перекрестков
По статистике, в России чаще всего происходят аварии на перекрестках, где потом каждый участник ДТП пытается чуть ли ни на кулаках объяснить, что он ехал на зеленый. И виной тому русское авось – успею проскочить. В итоге вот и проскакивают, собирая на перекрестках другие автомобили.
Так что когда вы проезжаете перекресток строго на зеленый сигнал светофора, помните, что это еще не означает, что вы в полной безопасности. Лучше, перед тем как выехать на перекресток, сначала убедитесь, не летит ли какой-нибудь «джигит», не замечая светофоров, дорожных знаков и разметки. Иначе, не ровен час, вам прилетит в бочину.
4. Будьте внимательны при проезде кругового движения
Что же мы за страна такая! Как только мы хотим что-то упростить, на деле получается все сложно и непонятно. Вот вам живой пример. Недавно Дмитрий Медведев снова изменил правила проезда перекрестков, окончательно запутав и без того замученных автолюбителей. С одной стороны, председатель Правительства РФ подписал важные изменения в ПДД, которые реально упрощают порядок проезда кругового движения, как, например, в Европе.
Но опять же новые правила с оговорками и во всех случаях даже теперь вы должны обязательно уступать дорогу тем кто движется на круге. В итоге после нескольких изменений ПДД, регулирующих правила проезда круговых перекрестков, за последние годы многие водители в нашей стране окончательно запутались. Вы посмотрите, что происходит на круговом движении на каком-нибудь оживленном перекрестке в крупном городе. Реально многие водители не знают, кто и кому должен уступать. В итоге за последнее время количество аварий на круговых перекрестках значительно выросло. Причем на круге попадают в ДТП все кому не лень, начиная от водителей-новичков и заканчивая водителями с большим стажем вождения.
Так что внимательно повторите новые правила проезда перекрестков и будьте осторожны. Помните, что кто-то реально может не знать, как проезжать подобные перекрестки. Поэтому даже если вы строго выполняете ПДД, следите за другими водителями, а не тупо двигайтесь, как электричка. Иначе окажетесь в аварии.
5. Главная дорога не означает, что вы должны забыть об осторожности
Наши российские дорогие настолько суровы, что иностранцы, приезжающие к нам в страну, считают их настоящим экстримом и аттракционом. А о количестве ДТП на дорогах России уже давно ходят легенды в западных странах (хотя, конечно, странно, ведь у них тоже бьются, и не слабо).
Поэтому, садясь за руль, вы должны помнить, что вы садитесь не в удобное домашнее кресло перед экраном телевизора, чтобы посмотреть очередной бездарный мыльный сериал или поиграть на приставке, а в транспортное средство повышенной опасности. Также вы должны помнить, что в нашей стране часть водителей не знают многих Правил дорожного движения, забыв их напрочь, как только получили права или в связи с тем, что вообще их никогда не читали, так как их водительское удостоверение стало объектом обычной сделки купли-продажи (читать – куплены за взятку).
Есть и такая категория водителей на дороге, которые, зная наизусть все ПДД, все равно нарушают закон, агрессивно ведя себя на дороге, считая себя профессионалами.
Поэтому когда вы едете по главной дороге, то должны быть начеку, поскольку в любой момент с прилегающей дороги может вылететь автомобиль, за рулем которого сидит тот, для кого знак «уступи дорогу» – это очередная бездарная реклама на щите. В итоге если вы будете ехать по главной, не оглядываясь по сторонам, словно на дороге во всем мире находится только ваш автомобиль, то вы с большой долей вероятности рано или поздно окажетесь участником ДТП.
6. Паркуйте автомобиль с умом
Знаете ли вы, что для того чтобы снизить риск попасть в ДТП, нужно уметь с умом парковать свою машину. Нет-нет, мы говорим не о самом процессе парковки, которую вас должны были научить осуществлять в автошколе. Мы имеем в виду правильный выбор места для паркинга.
По статистике, большое количество аварий происходит во внутридворовых проездах и на парковках возле ТЦ.
Почему в таких местах аварии происходят очень часто? Все дело в том, что возле ТЦ или около домов остается очень мало пространства для маневров автомобилей. Самим понимаете, что какой-нибудь водитель-новичок, потеряв лишние килограммы от нервяка, все равно может нечаянно чиркнуть ваш автомобиль. Причем что самое плохое, чаще всего такие «царапщики» уезжают с места ДТП. В итоге если у вас нет полиса КАСКО, ремонтировать свой автомобиль вы будете за свой счет.
Так что, подъезжая к дому или ТЦ, всегда тысячу раз подумайте, прежде чем парковать машину, где попало. Ведь, выйдя потом к машине, вы можете ее не узнать. Чтобы снизить риск повреждения машины, старайтесь парковать ее так, чтобы к ней было как можно меньше подъездных путей. Например, если есть возможность поставить машину задом к бордюру, то не нужно ставить ее в окружении других автомобилей, которые могут повредить ваше авто со всех сторон. Припарковав автомобиль к бордюру, вы защитите его заднюю часть.
В том числе во дворе всегда думайте о других водителях, которым вы можете перекрыть не только проезд, но и даже доступ в машину. Нет, конечно, маловероятно, что другие водители захотят повредить свой автомобиль, если вы поставили свою машину к другим слишком близко. Но помните, что в наше время много неадекватных водителей, которые могут со злости прочертить на кузове вашей машины свой автограф.
7. Пешеходы ходят не только по зебре
Многие водители-новички, только начиная свой путь за рулем, считают, что все дорожное движение реально осуществляется по довольно-таки строгим размеренным правилам. Например, многие думают, что пешеходы ходят только по зебре, что все водители соблюдают скоростной режим, что никто не садится за руль пьяным и что вообще все водители братья. К сожалению, это не так. Каждый водитель-новичок должен знать, что пешеходы умеют переходить дорогу не только по пешеходному переходу, а умеют прыгать через дорожные метровые отбойники, переползать по-пластунски через металлические ограждения, перебегать, как спринтеры, дорогу в неположенных местах прямо перед автомобилями, выбегать на дорогу из-за передней части автобуса.
Так что дорога – это не место, чтобы расслабляться в водительском кресле. Помните, что в любой момент на дорогу может выбежать неадекватный пешеход-самоубийца и в буквальном смысле прыгнуть вам под колеса. В итоге вы потом устанете доказывать, что вы не нарушали ПДД и что у вас не было реальной возможности остановить свой автомобиль. И если не докажете, то вас признают виновным в аварии.
Отдельно также хотим напомнить, что в последние годы пешеходный переход во многих городах в буквальном смысле превратился в велодорожку. В нарушение всех норм ПДД многие велосипедисты стали игнорировать требование слезать с велосипеда при переходе дороги по пешеходному переходу.
В итоге в нашей стране резко выросло количество ДТП, в которых сбивают велосипедистов на зебре. Напомним, что переезжать дорогу по зебре на велосипеде запрещено согласно ПДД. Но, к сожалению, многие велосипедисты не соблюдают закон, из-за чего и попадают под колеса.
Конечно, эту тему можно бы было продолжить и дальше, поскольку существует очень много негласных правил, которых должны придерживаться все водители, чтобы снизить риск ДТП. Но обо всех них рассказывать очень долго и нет смысла. К сожалению, этим правилам вас не научат в автошколе, также вы не узнаете о них и от большинства автоинструкторов. Но это не означает, что вы не должны о них знать. Помните, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Удачи на дороге!
10 плюсов от того, что вы попали в аварию
Скрежет левого переднего крыла, глухой удар в задний бампер, повисшее на тросиках регулировки зеркало — все это наверняка не улучшит настроение, а кого-то гарантированно напугает. Особенно при виде вмятин и царапин на любимой машине. Эмоции усилятся и после разговора с другим участником аварии. Через пару минут придет осознание, что каким-то планам на сегодня не суждено сбыться. Траты, необходимые на ремонт, могут внести коррективы и в график на месяц. Однако, как у любой ситуации, у аварии — хоть это утверждение и кажется издевкой — есть свои плюсы. Из ДТП можно извлечь пользу, если благодаря случившемуся усвоить несколько уроков.
1. ПДД действительно полезны. Почти всегда
Авария напоминает простые истины: заранее включай поворотник и перестраивайся, тормози плавно, держи дистанцию. Об этом многие по мере накопления водительского стажа почему-то забывают. Но, как ни крути, а на ПДД худо-бедно держится движение на всех дорогах мира. И напоминать об этом себе самому гораздо безопаснее, чем при «помощи» других участников движения. При любых раскладах на дороге полезнее всего держаться от «соседей» на разумном расстоянии. Несоблюдение ПДД является основной причиной аварий, среди которых лидируют столкновения из-за отсутствия безопасной дистанции между автомобилями.
2. Правило «дай дорогу дураку» не просто работает — оно главное
Можно быть очень ответственным водителем: соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов на зебре и сворачивать с нужной полосы. Но все равно попасть в аварию. Потому что кто-то, игнорируя ПДД, ездит по своим правилам. Если вы заметили неподалеку «шашечника» или лихача на второстепенной дороге, который перед въездом на главную и не думает притормаживать, пропустите его. Это будет не по правилам! Зато вы разъедетесь без последствий. Можно, конечно, проверить истинность утверждения на себе. Однако если поверить — это гарантированно сэкономит время и деньги.
3. Другой участник аварии заслуживает уважения
«Да куда ж тебя несет?» — нередко это последнее, что успевает крикнуть перед ударом возмущенный поведением соседа по полосе водитель. После осознания случившегося хочется пойти посмотреть в глаза этому подлецу и не только посмотреть. Но за рулем может оказаться кто угодно. И у аварии может быть миллион причин. А что, если другому участнику аварии нужна помощь? Иногда полезнее и конструктивнее видеть в нем такого же человека и вести себя соответственно. Самодисциплина на дороге многое решает.
4. Многие аварии прогнозируемы
Хотя ДТП часто оказываются неожиданностью для водителей, предугадать их можно, проявив наблюдательность и осторожность. По машине и манере езды внимательному водителю легко определить того, кто включит поворотник и тут же резко перестроится, понять, попытается ли едущий впереди проскочить на мигающий зеленый или ударит по тормозам. Кроме поведения водителей аварии часто случаются «благодаря» месту. К особо коварным участкам относятся: второй ряд при условии, что первый занят припаркованными машинами, «воронки», многополосные перекрестки, второстепенные дороги с въездом на оживленную главную, сложные развязки, эстакады и тоннели с наземной полосой рядом.
5. Маршрут надо прокладывать заранее — даже если вы едете домой
Пробки, аварии, затеи градостроителей и дорожных служб диктуют маршрут. И в таких условиях пользование навигатором не удел слабаков и гостей мегаполисов, а способ поберечь нервы. Если же вы только примерно представляете, как добраться в нужное место, то кроме навигатора пригодятся онлайн-карты с панорамами. Увидеть своими глазами перекресток или развязку иногда лучше заранее — чтобы не сдавать задним ходом из тоннеля или не пересекать перпендикулярно три полосы. Подобные действия с высокой вероятностью спровоцируют ДТП.
6. Реальная авария может «вылечить» от страха попасть в воображаемую
Страх заставляет фантазию работать на полную. Многие люди, по мнению когнитивно-бихевиоральных терапевтов, боятся чего-либо с подачи собственного богатого воображения. В ряде случаев подобный страх не выдерживает проверку реальностью и растворяется. Боязнь попасть в ДТП — из их числа. Правда, авария может дать и обратный эффект. Если после нее вы стали по любым причинам откладывать самостоятельные поездки за рулем, объезжаете место аварии, а садясь в салон, чувствуете себя хуже (задыхаетесь, испытываете учащенное дыхание и сердцебиение), значит ДТП лишь усугубило страх и на него придется обратить пристальное внимание.
7. Авария помогает избавиться от «симптома Шумахера»
Если одни водители-новички через полгода поездок все еще борются с желанием зажмуриться в опасной ситуации, то другие становятся заложниками взлетевшей до небес самооценки и ощущения всемогущества за рулем. И это ловушка. За шесть месяцев самостоятельного вождения некоторые необходимые водителю навыки хоть и освоены, но не доведены до автоматизма. Излишняя же уверенность снижает бдительность, а иногда становится причиной бессмысленной бравады — и ситуация выходит из-под контроля водителя. ДТП, как правило, отрезвляет такого ездока.
8. Решать серьезные проблемы надо сидя на диване, а не за рулем
Ссоры в семье, неурядицы на работе не только портят настроение, но и стремятся полностью завладеть мыслями участников. Как правило, выяснение отношений продолжается, даже когда уже все разошлись, — в голове. Несмотря на то, что разборка происходит в воображении, она способна вызывать вполне реальные эмоции: гнев, раздражение, обиду. В результате водитель либо погружается в ситуацию, из-за чего отсутствует на дороге и едет на автопилоте, либо стремится дать выход негативным переживаниям, ведя себя агрессивно. В каждом случае вероятность попасть в аварию возрастает.
9. Телефон за рулем — табу
Пробки — это ужасно скучно, другое дело оживленная переписка с друзьями или красивые картинки в соцсетях. Из инстаграммного мира водителей часто возвращает в реальность скрежет металла: люди не способны одновременно смотреть на экран телефона и на дорогу. Попасть из-за лайка к фотографии в аварию в пробке досадно, а на большой скорости — крайне опасно. Когда водитель смотрит не на дорогу, а на экран или даже просто ищет глазами звонящий телефон, он лишает мозг возможности координировать движения рук, а значит корректировать траекторию движения.
10. Не выспался — все равно что напился
Исследователи из Фонда обеспечения безопасности дорожного движения (AAA Foundation for Traffic Safety) обнаружили, что водители, спящие в течение суток меньше семи часов, имеют больше шансов попасть в аварию, чем те, кто высыпает норму. Так, у водителей, «не добирающих» один-два часа сна, риск стать участниками ДТП повышен в два раза по сравнению с теми, кто спит, сколько положено, а у водителей, отдыхающих в сутки всего 4–5 часов, такой риск увеличен в четыре раза. В то же время, по данным австралийских ученых, водитель, не спавший 20 часов подряд, находится в состоянии, сравнимом с состоянием водителя, в крови которого содержится 0,1% алкоголя (
1 промилле). И хотя тестеры ничего не покажут, риск попасть в аварию будет высоким.
Половина читателей, которые добрались до этого абзаца, наверняка думают: да мы все это и так знаем. Конечно, вы знаете. Но точно ли применяете на дороге? Когда сегодня поедете домой после работы, посчитайте к примеру, сколько раз вы посмотрите в телефон.
Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию
Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.
Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.
Не договариваться
Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.
Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.
Если так случится, действие полиса ОСАГО на эту аварию распространяться не будет , а вам придется пересесть на общественный транспорт на ближайшие год-полтора.
Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.
Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.
Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.
Составить европротокол
Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:
- в ДТП участвуют только два автомобиля;
- место действия — Россия;
- пострадали только машины;
- ущерб не превышает 100 000 рублей;
- у водителей нет разногласий, и у каждого есть полис ОСАГО.
Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.
Но чтобы все прошло гладко, виновник аварии должен в пункте «Замечания» написать: «Свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». Иначе страховая откажется принимать документы и не покроет убытки.
Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.
Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.
В Москве и Санкт-Петербурге по европротоколу могут выплатить до 400 000 Р , но для этого недостаточно одного извещения, еще нужно передать информацию об аварии с помощью приложения «ДТП. Европротокол» (iOS / Android). Правда, если что-то пойдет не так, разработчики снимают с себя ответственность за передачу информации.
Вызывать сотрудников ГИБДД
В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.
Звонить в ГИБДД стоит и в том случае, если кажется, что ремонт машины будет стоить дороже 100 000 Р . Лучше не полагаться на «ДТП. Европротокол», а вызвать инспектора — все-таки речь о сотнях тысяч, которые можно потерять из-за сбоя в программе.
Позвонить в ГИБДД можно по номеру 102, а можно обратиться в дежурную часть своего города, ее телефон указан на региональной версии сайта «Гибдд-рф». Чтобы инспектор приехал на место происшествия, сообщите дежурному точный адрес ДТП: улицу и номер дома, рядом с которым вы стоите, или номер километра на шоссе или загородной трассе.
Оформить место аварии по правилам дорожного движения
Независимо от того, ждете вы инспектора или сами заполняете документы, место ДТП нужно организовать по правилам дорожного движения. Если этого не сделать, можно получить штраф — 1000 Р .
Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.
Если аварию можно объехать, никакие предметы, имеющие к ней отношение, перемещать нельзя. Но иногда ДТП происходят на узкой дороге, и если машины останутся на месте, движение будет парализовано. В такой ситуации нужно освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав всё, что имеет отношение к происшествию: положение транспортных средств по отношению друг к другу и дороге, знакам, разметке и светофорам, повреждения автомобилей и другие следы ДТП.
Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.
5 причин, почему водители все равно могут попасть в аварию, даже если соблюдают все правила
На самом деле если вникнуть в статистику и анализ ДТП, то случаев, когда водителю запрещено садиться за руль достаточно много, однако здесь будет приведено пять самых частых и распространенных ошибок водителей, из-за которых случаются тяжелейшие аварии и нередко с трагическим исходом.
Ни для кого не секрет, что пьяные люди за рулем творят ужасные вещи, очень часто по вине таких водителей происходят автокатастрофы, а семьи лишаются детей или родителей.
К сожалению, не ведется статистика, по которой можно бы было посмотреть, сколько аварий совершено, когда водитель был трезвый, но при этом его состояние было такое, что за руль ему садиться явно не стоило. Причин для этого много, например, усталость, болезнь, психический стресс, иногда в таком состоянии люди за рулем представляют опасность еще больше чем пьяные, они напрочь лишены внимания и не контролируют свое состояние.
Во всем мире было проведено исследование, где целью было выявить пять основных причин, по которым водитель не должен садиться за руль, т.к. он представляет опасность на дороге. Надо сказать, что везде пятерка причин оказалась одинаковой. Итак, рассмотрим эти причины для того, чтобы каждый мог понять насколько опасно может быть даже, казалось бы, обыденное плохое настроение или стресс, и не повторял таких ошибок.
В европейских странах уже достаточно давно поняли, что уставший человек за рулем не менее опасен, чем пьяный, а усталый водитель многотонной фуры и автопоезда – это просто катастрофа на дороге. Поэтому приняты нормы вождения для дальнобойщика, в странах Евросоюза дальнобойщик должен делать перерыв 45 минут после каждых 4.5 часов езды за рулем. Кроме того, запрещено управлять многотонными автомобилями более чем 9 часов в сутки, но этот закон не распространяется на водителей легкового транспорта. Тем не менее, для них стоит принять во внимание свое состояние и делать своевременные перерывы.
Проведенные исследования показали, что если водитель управляет грузовиком свыше 4.5 часов, то каждый час свыше нормы влияет на здоровье, внимательность и состояние водителя равно как и алкоголь. Например, если водитель проехал более 6 часов, то его внимательность и состояние приравнивается, будто он выпил 200 граммов водки. Если же водитель за рулем более 10 часов, то риск аварийной ситуации из-за усталости увеличивается на 50%.
Вождение в стрессовом состоянии
Стресс – это серьезное потрясение, в таком состоянии мозговая активность находится во взбудораженном состоянии, мысли направлены только на тематику стрессовой ситуации, внимательности на дорогу практически никакой. Американские ученые совсем недавно закончили длительное исследование и вот теперь обнародовали результаты. Даже если водитель не взволнован жизненным обстоятельством, а просто едет по оживленному большому городу, то он испытывает стресс равный тому, который бывает у парашютиста во время прыжка из самолета. Представьте только состояние человека, при этом паники не видно только потому, что водитель уже привык. А теперь стоит к этому стрессу прибавить некие тяжелые жизненные переживания, либо страх за себя или близких или наоборот, апатия, агрессивность. Человек в таком состоянии полностью погружен в свои мысли, в минуты агрессии он может автоматически нажать на газ или же в задумчивости просто проехать на красный свет, у невнимательного водителя может быть что угодно. Проконтролировать такого водителя не представляется возможным, поэтому здесь все зависит от самих водителей, если вы чувствуете, что теряете контроль, то лучше не садитесь за руль или остановитесь и выждите время, успокойтесь.
Учитывая, что инструкцию о лекарствах, их применении и назначении редко кто читает, по крайней мере, до конца, то естественно не знают, что в них содержится и можно ли их принимать, перед тем как сесть за руль, и это большая ошибка. В большинстве сиропов от кашля содержится вещество с содержанием опия — это Кодеин. Даже в небольших дозах он тормозит реакцию, вызывает сонливое состояние, в некоторых случаях происходят даже визуальные галлюцинации и искажения. Также стоит упомнить Эфедрин, он содержится во многих спреях от насморка, такой препарат наоборот, раздражает нервную систему, вносит путаность в ситуации. Помимо этого средства подобные вещества могут находиться в других лекарствах и препаратах от простуды.
Сердечные препараты и обезболивающие.
Такие простейшие лекарства, которые мы можем принимать каждый день, например, анальгин или аспирин или таблетки от сердца и давления также могут стать причиной потери внимательности, понизить давление или нагнать сонливость, все это отразится на вашей внимательности.
Лекарства от желудка.
Оказывается, что многие желудочные препараты содержат вещества, которые воздействуют на расширение зрачков и тем самым искажают зрение.
Многие средства, которые помогают от укачивания или обезболивающие вызывают подобные эффекты, это говорит о том, что прежде чем употреблять лекарства, нужно или проконсультироваться у специалиста, либо прочесть инструкцию препарата до конца, там будут указаны противопоказания.
Вождение «в положении»
Как это ни прискорбно, но по результатам исследования норвежских ученых, беременные женщины за рулем увеличивают риск попадания в ДТП на нешуточную цифру – в 15 раз. Дело в том, что беременная женщина значительно теряет реакцию, это говорит о том, что как минимум стоит водить спокойно и забыть о скоростных рядах на трассе. Также рекомендуется, начиная с четвертого месяца не водить транспорт совсем, это обусловлено тем, что помимо всего у беременных часто происходят скачки и падения давления. Также нередко наступают внезапные слабости, могут быть боли в области таза и спины, которые невозможно спокойно перенести, токсикозы и многое другое, что может происходить у беременной женщины. Все эти явления делают вождение беременной женщины крайне нежелательным и даже невозможным.
Температура и болезненный озноб
Казалось бы, простая простуда, делов-то… Зимой половина водителей ездит с температурой и простуженные, но на самом деле это проблема. Сильно простуженный водитель находится в таком же состоянии, как и слегка выпивший человек, это также результаты исследований. Было опрошено около 4000 тысяч водителей и проведено около 100 тестов, которые показали, что больной гриппом водитель теряет внимательность, ему сложно сконцентрироваться, времени на действие требуется на 11% больше.
Исследования показали, что водитель с гриппом сравнивается по состоянию внимательности с пьяным, у которого в крови 0,5-0,6 промилле.
Однако совершенно точно известно, что большая половина водителей, даже будучи сильно больными, к сожалению, все равно водят автомобиль.
Если Вы столкнулись с неадекватом на дороге: подробная инструкция
Если Вы автомобилист, то наверняка встречали на дорогах такой тип “водителей-воспитателей”, которые за малейшую ошибку другого водителя (даже если она совершена по неосторожности) всячески пытаются “проучить” нарушителя. Один из их излюбленных способов — опасный обгон и раздраженные сигналы, иногда с нецензурной бранью. Встречаются и экстремалы, которые подрезают, резко тормозят перед нарушителем, тем самым провоцируя ДТП; они идут на все, чтобы выказать свое недовольство и привлечь к себе внимание.
К сожалению, такие случаи часто приводят к травмам и даже к гибели людей. Сегодня мы расскажем об одном из таких случаев на примере реального дела и о том, как действовать, если Вы привлекли к себе внимание подобного “неадеквата”. А в конце статьи в качестве бонуса для наших читателей разместили ссылку на образец заявления о совершении административного правонарушения.
Пора взять безопасность на дорогах в свои руки!
Содержание статьи:
1. История о том, как водитель получил 15 лет за попытку “воспитать” другого
В Иркутске 8 октября 2018 года водителю Toyota Сергею Полякову показалось, что водитель Kia его подрезала. Тогда он решил “проучить” ее и подрезать ее в ответ. В итоге он повысил скорость до 85 км/ч, настиг ее машину и вытолкнул ее на встречку, что привело к трагическому ДТП.
В машине Kia ехала Жанна Тутурина со своими детьми: мальчиком 8 лет и девочкой 12 лет. Вылетев на встречную полосу, ее машина столкнулась с Mitsubishi Lancer в лобовую, а затем несколько раз развернулась.
Все пассажиры в Kia сильно пострадали: мать получила серьезные травмы позвоночника и была подключена к ИВЛ, дочь сломала бедро, сын получил сотрясение мозга и огромное количество ушибов. Они до сих пор находятся на реабилитации.
Водителю Mitsubishi Александру Евланову пришлось хуже всех: от многочисленных повреждений он скончался в больнице на следующий день.
Сергей Поляков, виновник ДТП (кстати, ранее судимый за насильственные преступления), не только не остановился, но и прибавил скорость, скрывшись с места происшествия. Однако все его действия были сняты камерами наблюдения, а также видеорегистраторами находящихся рядом машин.
Полиция разыскивала подозреваемого 2 дня, пока не обнаружила его в Ангарске, прячущимся у знакомых. Сергей Поляков оказался пьян и попытался сбежать от преследования, сев за руль. В результате погони, он был задержан.
По информации Следственного комитета он находился в состоянии алкогольного опьянения и в день того страшного ДТП. А во время следственного эксперимента прямо признался, что подрезал ее, потому что хотел “проучить”.
2.Почему история получила такой резонанс?
Обвиняемому вменяли сразу несколько преступлений:
(1) ч. 1 ст. 167 УК РФ — умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (наказываются штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет);
(2) п. “з” ч. 2 ст. 112 УК РФ — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (наказывается лишением свободы на срок до 5 лет);
(3) п. “б” ч. 3 ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении двух или более лиц (наказывается лишением свободы на срок до 12 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового);
(4) п. “е” ч. 2 ст. 105 УК РФ — убийство, совершенное общеопасным способом (наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет, либо пожизненным лишением свободы).
Судья Иркутского областного суда, учитывая судимости Сергея Полякова за имущественные преступления и преступления против личности, в итоге назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком 15 лет . Отбывать наказание преступнику придется в исправительной колонии строгого режима.
С одной стороны кажется, что все логично: было совершено умышленное преступление и преступник это и не пытался скрывать, погиб 1 человек и 3 (в том числе 2 детей) получили многочисленные серьезные травмы.
С другой стороны, судебная практика складывалась совершенно иначе. К автомобилистам в похожих ситуациях чаще всего предъявляют в качестве обвинения ч. 3 ст. 264 УК РФ — нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).
Логично, что подсудимый Сергей Поляков и его адвокат во время судебного процесса настаивали на том, что это было ДТП в обычном понимании, а не убийство. Однако суд не поверил в подобную историю. В конце концов, подобные “детские” оговорки недопустимы, когда ты сознательно используешь средство повышенной опасности (а именно таковым считается автомобиль), чтобы навредить другому лицу.
Существует несколько точек зрения по поводу этого приговора. Одни считают, что именно личность погибшего повлияла на возбуждение именно этих более тяжких уголовных дел, ведь он был инспектором Федеральной службы исполнения наказаний. Другие считают, что этот жесткий приговор был принят с воспитательной целью, чтобы другие водители задумались над своим стилем вождения и снизили уровень агрессии на дорогах. Ну а третьи рассматривают этот приговор справедливым, ведь за ДТП, приведшее к смерти человека по ч. 3 ст. 264 УК РФ максимальное наказание — лишь 5 лет лишения свободы.
3. Как действовать, если Вас преследует неадекватный водитель?
Совет №1. До выезда на дорогу
Не забудьте, что аптечку и огнетушитель лучше всего держать в салоне машины. Часто при ДТП деформированный багажник не позволяет их достать, и потушить возгорание или оказать первую помощь до приезда скорой оказывается невозможно
Сохраните в быстрый набор на телефоне номера экстренных служб, а также горячей линии ГИБДД в Вашем регионе. Многим людям в критический момент бывает сложно вспомнить номер, состоящий даже из 3 цифр.
Совет №2. Не раздувать агрессию
Если Вы сами допустили ошибку и к примеру, не пропустили кого-то при перестроении или случайно подрезали, самое простое извиниться и не провоцировать другого водителя на эскалацию конфликта.
Совет №3. Правило трёх “Д”
Если это не помогло и второй водитель продолжает вести себя неадекватно, вспомните правило трёх “Д”: «Дай дураку дорогу». Оно означает, что лучше освободить дорогу и пропустить “ненормального” водителя, чем потом, после ДТП доказывать свою правоту.
Если нужно, то сохраните запись с видеорегистратора или запишите на телефон его номерной знак или хотя бы запомните номер агрессивного водителя, на его поведение у Вас есть как минимум 2 возможности для ответа, в т.ч. быстрого – подробнее далее.
Совет №4. Если ситуация развивается
Если агрессивный водитель пытается прижать Вас к обочине, чтобы “поговорить”, то не следует превышать скорость и пытаться уехать. Это вполне может спровоцировать такого водителя на погоню, которая может закончиться ДТП.
Если снизить скорость до предела, скорее всего, второму водителю это надоест и он оставит Вас в покое.
Совет №5. Оставлять ли безнаказанной агрессию?
Если водитель уехал или, тем более, если он продолжает Вас преследовать, позвоните по быстрому номеру 102 или по номеру дежурной части управления ГИБДД в своем регионе.
Например, номер горячей линии Дежурной части УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве +7 (495) 623-70-70.
Сообщите о неадекватном поведении водителя и его опасной манере вождения, опишите машину (номерной знак, размер, цвет, марка и модель). Если считаете, что водитель ведет себя совсем неадекватно и есть подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение, сообщите и об этом – это ускорит реакцию ГАИ. Помните, что сообщая “о подозрении” Вы в любом случае не нарушаете закон.
Информация сразу передается на несколько следующих постов ГИБДД, которые выявляют неадекватных водителей в общем потоке и проверяют поступившую информацию после их остановки.
Совет №6. Ваши жизнь и здоровье важнее всего
Если Вы остановились, а разъяренный водитель остановился вслед за Вами, вышел из машины и начал кричать, размахивать руками или даже бить по машине — не поддавайтесь на провокацию.
Заблокируйте двери, продолжайте фиксировать его поведение на видео и вызовите полицию. В данном случае, скорее всего, ситуация перерастает уже в уголовно-правовую плоскость. Сохранность машины — не самое важное, о чем стоит беспокоиться в этот момент. Действуйте по ситуации для сохранения здоровья и жизни Вас и всех, кто находится с Вами в салоне автомобиля.
4. Образец заявления о совершении административного правонарушения
Чтобы скачать Образец заявления о совершении административного правонарушения, перейдите по ссылке .
Также вы можете подать обращение онлайн на сайте ГИБДД.
Смертельное хамство. Из-за чего в России происходит большинство аварий?
По данным ГИБДД, в 2019 году на дорогах нашей страны в результате ДТП погибли 16,9 тысячи человек, из которых 4,9 тысячи были пешеходами. Это 18 летальных случаев в год на 100 тысяч граждан, что является крайне высоким показателем. Несмотря на то, что смертность на дорогах падает ежегодно примерно на 3-5%, мы все еще безнадежно отстаем от развитых стран Европы. К примеру, в Швейцарии и Норвегии в ДТП гибнет 2,7 человека на 100 тысяч граждан в год. Минимальный показатель в Швеции — 2,8, а в Великобритании он приближается к 3,1. В среднем в странах Западной Европы уровень смертности в ДТП составляет 4-6 погибших на 100 тысяч населения. В странах ближнего зарубежья ситуация также в разы лучше, чем в России. В Белоруссии уровень смертности в ДТП — 8,9, в Литве — 8, а в Эстонии — 6,1. Почему же Россия занимает одно из последних мест в Европе и мире по безопасности дорожного движения?
Зона «военных действий»
Агентство «Автостат» и журнал «За рулем» решили ответить на этот вопрос и провели исследования среди автомобилистов. В период с 4 по 7 февраля осуществлялся совместный опрос автомобилистов, в котором приняли участие более 1300 человек. Более половины респондентов назвали главной причиной аварий неуважение водителей друг к другу. Если быть точным, то 52% опрошенных заявили, что в потоке транспорта всегда находятся лихачи и хамы, которые не соблюдают Правила дорожного движения, подрезают при обгонах, допускают опасные перестроения, пытаются «наказать» новичков и вообще презрительно относятся к закону в целом.
Еще 23% российских автомобилистов уверены, что причиной смертности оказывается российская ментальность, то есть любовь к высоким скоростям и лихачество. Этот ответ очень схож по смыслу с первым.
Около 15% в качестве причин высокой аварийности называют опять же неуважение к правилам и законам. Некоторые водители используют мобильные телефоны за рулем, пишут СМС, отвлекаются на разговоры, курение и даже на еду во время поездок.
Малая доля опрошенных водителей (7%) называет главной причиной аварий несоблюдение дистанции, а еще 3% уверены, что опасным врагом для всех без исключения участников движения являются пьяные водители.
В целом результаты исследования показали, что практически все опрошенные описывают одну и ту же проблему нашего общества, но просто видят ее с разных сторон. Незаконопослушность, хамство, пьянство за рулем, бездумное лихачество и беспричинно опасная езда сделали российские дороги похожими на зону военных действий, отнимающую жизни почти 17 тысяч человек в год.
Воспитывать кнутом и пряником
«Нужно отметить, что невежливых водителей, провоцирующих опасные ситуации на дорогах, немного: всего около 3%. Однако они представляют опасность для всех остальных, — рассказывает координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. — Они провоцируют ДТП. Им подражают новички, в итоге все это оборачивается печальными последствиями. Бороться с хамами можно. К примеру, недавно ГИБДД проводила акцию, направленную против злостных нарушителей. Инспекторы отслеживали машины, владельцы которых накопили сотни штрафов. Акция получила широкий отклик среди автомобилистов и в социальных сетях. Многие даже требовали ее продолжения, так как возмутительное поведение лихачей всем надоело. Можно сделать подобные рейды ГИБДД постоянными».
Сейчас в проект нового Кодекса об административных правонарушениях наконец внесена статья с наказанием за опасное вождение. Штраф составит 5 тысяч рублей. Правда, есть вопрос: каким образом ее администрировать? Возможно, помогут новые технические средства для оборудования патрульных автомобилей. Однако борьба за повышение культуры вождения не может строиться только на запретах.
Улучшение инфраструктуры, приведение дорог в надлежащее техническое состояние не менее важно, чем профилактическая работа с начинающими водителями. «В школах в рамках ОБЖ сейчас крайне мало времени отведено для разъяснения правил поведения на дорогах, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Необходимо не только усиливать профилактику в автошколах, но и вести работу с детьми и молодежью в обычных образовательных учреждениях, прививая уважение к участникам движения. Необходимо воспитывать водителей с детства. Это дело не одного года, а, может, и десятков лет».
Водителям грузовиков. Что можно и чего нельзя делать после ДТП 09:23, 29 июля 2020 Версия для печати
От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.
Координатор ассоциации “Дальнобойщик” Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями.
Есть вещи, мысли о которых человек в силу своей психологии гонит от себя прочь. Смерть близких, онкологические заболевания, авиакатастрофы, ДТП… это всё отодвигается на задний план в целях сохранения здоровой психики. Мозг ставит своеобразный барьер: «это может произойти с кем угодно, только не со мной». Но в какой бы дальний угол сознания мы эти мысли не задвигали, сами явления от этого существовать не перестанут. Достаточно открыть любую новостную ленту по происшествиям и авариям: за пару дней десятками высыпаются сообщения о ДТП с участием грузовиков. Помятые машины, потерпевшие, трупы…
Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя.
Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:
- обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
- минимизировать для себя последствия аварии.
Признак профессионализма
Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:
— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.
Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.
Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть.
Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.
Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?
Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.
Виталий Харитонов:
— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов.
Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут.
Схема ДТП: мелочей не бывает
Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.
Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.
Место столкновения зачастую определяется либо по следам торможения или бокового скольжения, либо по осыпи, потому что во время удара опадает сухая грязь. От того, как она будет зафиксирована (если нет, конечно, регистратора) может быть определено, кто из водителей выехал на встречку. Этих нюансов водители не знают, и универсальный совет может быть только один. Поскольку оформление происходит от часу до трех (иногда до пяти), водитель имеет возможность позвонить специалистам.
Следователь не может быть твоим другом. У него одна задача – оформить и направить дело в суд. Если он выступает в роли друга, предлагает дать какие-то показания, нужно понимать, что ничего хорошего он советовать не будет. Его цель – облегчить себе работу, чтобы направить дело в суд.
Простой пример, который показывает, как можно на месте происшествия подписать себе приговор. Водитель едет со скоростью 80-90 км/ч, на дорогу выскакивает пешеход. Не повезло! При скорости 90 км/ч водитель не успел бы остановиться. Его вины в принципе нет, потому что вина в таких ситуациях определяется технической экспертизой, которая устанавливает, располагал ли водитель возможностью избежать наезда на пешехода. Но ДТП произошло, пешеход погиб, происходит оформление. Приезжает следователь и видит длинный след торможения, 35-40 метров. Следователь понимает, что автотехническая экспертиза покажет превышение, и от того, где водитель укажет место наезда, зависит его судьба.
Первое, что сделает неподготовленный водитель – скажет, что ехал не быстро. Этого говорить нельзя! Скорость нужно назвать ту, что была в пределах разрешенной. Следователь остановит понятых и акцентирует их внимание, что водитель покажет нам, где он совершил наезд.
Если водитель скажет, что совершил наезд в начале полосы торможения, то результаты экспертизы покажут, что он и при 60, и при 80 километрах в час не успевал остановиться. В таком случае он будет не виноват. Если в конце, то экспертиза покажет, что если бы водитель ехал со скоростью 60, он просто не доехал бы до этого места. Поэтому если водитель скажет, что столкнулся с пешеходом в конце полосы торможения, он подпишет себе приговор. Обычно водители этого не понимают. А наказание за ДТП с одним погибшим сегодня – это 2, 3 или 4 года колонии-поселения.
Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем
После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:
«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.
Сразу после этого наступает прямо противоположное состояние вялости, заторможенной реакции и сонливости. В это время нервная система организма отмечается достаточно слабой реакцией на внешние раздражители. В этот момент человек полностью погружается в себя и не реагирует на внешний мир, внимание его рассеяно»
Давайте исходить из того, что в таком физиологическом состоянии человек действительно может не отдавать себе отчет в своих действиях. Поэтому требовать от него четкого изложения обстоятельств и подписания каких-то бумаг по меньшей мере глупо. И здесь у вас есть право ссылаясь на своё состояние отказаться от дачи показаний. В 51-й статье Конституции РФ сказано: у гражданина есть право не свидетельствовать против себя и своих близких. Если вы не в состоянии адекватно реагировать на окружающую обстановку, внятно и грамотно отвечать на вопросы следователя и дознавателя, выстраивать линию собственной защиты – у вас есть право не отвечать на задаваемые вопросы. «Ребят, чуть все устаканится, успокоится, проконсультируюсь с юристами и расскажу, как всё было!»
Виталий Харитонов:
— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.
Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру.
Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.