Несмотря на дефицит: какие новые модели авто появятся на российском рынке в 2022 году
Цены на новые автомобили продолжают пробивать все новые границы, но даже по таким ценам в автосалонах покупателя ждет обширный перечень «обязательных» дополнительных опций. Повышенным спросом хотят воспользоваться и автопроизводители – они подготовили для российского рынка много новых моделей на 2022 год, и о самых интересных из них мы расскажем в нашем материале.
АвтоВАЗ и другие российские бренды
Примерно каждый пятый продаваемый в России автомобиль выпущен под брендом Lada. Сейчас у АвтоВАЗа в производстве несколько линеек – это Granta, Vesta, XRay, Largus и Niva. Некоторые из них переживают очередной рестайлинг – например, Granta и Largus выпускаются в версиях FL, а модельный ряд Niva теперь разделен на Niva Legend (бывшая «Нива» или «4×4») и Niva Travel (рестайлинговая версия «Шнивы»).
Однако и на будущее АвтоВАЗ планирует обновление некоторых линеек. Летом 2021 года компания представила свои планы по обновлению модельного ряда на ближайшие годы.
Например, в 2022 году свет увидит Lada Vesta FL. Первая версия была выпущена еще в 2015 году, и за прошедшие 6 лет уже нуждается в обновлении. Пока официально этого представлено не было, но по «шпионским» фотом известно – новая «Веста» получит новую оптику (светодиодные фонари новой формы), новый передний бампер, парктроник, складывающиеся зеркала, новую мультимедийную систему, новую приборную панель. Под капотом автовладельцев ждет новый вариант 1,6-литрового двигателя от Renault мощностью 116 л.с. с вариатором, или «вазовский» двигатель на 1,6 литра, или даже 1,3-литровый турбированный двигатель от Renault на 150 л.с.
В 2023 году АвтоВАЗ обновит Lada XRAY (которому тоже будет уже 7 лет), примерно по такому же сценарию, как и «Весту». В 2024-м автолюбителей ждет новая версия Lada Niva (той, что Travel), ее переведут на новую платформу, которую все еще разрабатывает Renault. А в 2025-м дело дойдет и до обновления Granta – уже сейчас этой модели 10 лет, и несмотря на недавний рестайлинг, она уже устарела. Руководство АвтоВАЗа обещает новую платформу для Granta, но до этого момента еще остается слишком много времени.
Среди других новых моделей российских брендов стоит отметить Aurus Komendant – премиальный внедорожник планируется к выпуску в серию уже в 2022 году.
Есть и не такие приятные новости – в 2021 году стало известно, что УАЗ окончательно отказался от идеи проекта «Русский Прадо», которым должна была стать глубоко модернизированная версия «Патриота». Еще в прошлом году было известно, что проект свернули – теперь его закрыли окончательно. И в целом у УАЗа дела идут не лучшим образом – у компании нет денег, чтобы инвестировать их в разработку новых перспективных моделей, а старые «буханки» и «Хантеры» рано или поздно покупать перестанут. Как считает руководство, за ближайшие 5 лет судьба завода решится окончательно.
Европейские, американские, японские и корейские
Около 84% всех автомобилей, продаваемых в России, были в России же и произведены. Поэтому деление на иномарки и отечественные авто стало весьма условным, ведь иномарки по большей части собираются в России (хотя есть крупноузловая сборка, а есть глубоко локализованные производства). Тем не менее, в структуре спроса разные марки отличаются друг от друга.
Среди новинок российского рынка в 2022 году ожидаются такие модели:
-
Kia – в первой половине года в России появится кроссовер Sportage нового поколения. Это европейская версия на платформе N3, с укороченным кузовом и сложной электронной начинкой. Что будет из двигателей – пока неизвестно, но скорее всего, они будут унифицированы с Hyundai Tucson. А еще компания, как ожидается, во втором полугодии начнет продажи своего электрического кроссовера EV6, силовая установка которого способна выдавать 325 л.с. и разгоняться до 100 км/ч за 6,2 секунды, а аккумуляторы могут зарядиться до 80% емкости за 18 минут;
Конечно, это далеко не все новинки на российском рынке – новые модели привезут также Audi, Jeep, Opel, Lexus и многие другие бренды.
Китайские бренды
Несмотря на бесконечную череду локдаунов и экономических проблем, китайские автопроизводители и в 2022 году смогут порадовать российских автолюбителей новыми моделями по относительно доступным ценам.
Ожидать стоит такие новые модели:
-
Haval представил новый внедорожник, который в Китае продается под названием Big Dog, а в России будет продаваться как Dargo. Производить его, что любопытно, будут в России на заводе компании в Тульской области. «Собака» получит 2-литровый турбированный двигатель на 200 л.с. вместе с 7-ступенчатым «роботом» (каким будет привод – неизвестно, в Китае есть переднеприводная версия и версия с муфтой Haldex). Кроме того, на конвейер в России может встать модель Haval H6 третьего поколения и внедорожник Wey Tank 300;
Модели других популярных китайских производителей, увы, могут уже не появиться в России. Так, в течение 2021 года почти ушли с российского рынка такие громкие имена, как Brilliance, Zotye, Lifan и Foton – дилеры распродают остатки моделей со скидками, новых поставок не ожидается.
Что будет с дефицитом и ценами?
В 2021 году авторынок сильно изменился – если раньше покупатель, оформляя покупку в кредит, мог рассчитывать на сотни тысяч рублей скидок, то сейчас ему придется доплачивать столько же, чтобы просто купить новый автомобиль.
Все дело в дефиците электронных компонентов – современные автомобили буквально напичканы электроникой вплоть до самых простых узлов, однако производители чипов не справляются с производством из-за перебоев после локдауна 2020 года. Так как производство чипов – долгосрочный процесс (до нескольких месяцев), весь 2022 год дефицит, как ожидается, не отступит. Проблема в том, что автоэлектроника – слишком простая и потому слишком дешевая для производителей, тогда как им выгоднее производить сложные изделия для производителей смартфонов и компьютеров.
На фоне дефицита комплектующих производители по всему миру повышают цены и даже уходят на простой. Так, только с 1 декабря АвтоВАЗ повысил цены на свою продукцию более чем на 3% – и сделал это уже в 7-й раз в течение года. И хоть на этот раз цены выросли не так существенно (в среднем на 28 тысяч рублей), некогда бюджетные российские машины теперь стоят больших денег:
- Lada Granta – после подорожания на 25-28 тысяч рублей теперь стоит от 587 900 рублей, максимальная планка – 832 800 рублей;
- Lada Vesta – теперь стоит от 835 900 до 1 175 900 рублей за седан, а самая дорогая модификация Vesta Sport стоит теперь до 1 312 900 рублей (хотя еще недавно она едва перешагнула за миллион);
- Lada Niva Legend (то есть, прежняя «Нива») – подорожала до 755 900 рублей в минимальной версии и до 840 900 рублей в максимальной;
- Lada Largus – теперь стоит от 812 900 до 1 050 900 рублей;
- Lada XRay теперь нельзя купить дешевле 802 900 рублей (максимум – 1 225 900 рублей).
При этом по минимальной цене автомобиль, скорее всего, никто не продаст – даже сам АвтоВАЗ полуофициально запретил дилерам продавать комплектации дешевле определенной границы.
В 2022 году, судя по всему, дефицит будет сохраняться – ведь металл не планирует дешеветь (наоборот, цены на него вырастут из-за отмены экспортных пошлин), а полупроводниковый кризис затянется на весь год (как полагает производитель чипов TSMC).
Эксперты ясно говорят одно – даже к Новому году, учитывая спрос, никаких реальных скидок от автодилеров ждать не стоит. Скорее всего, цены будут расти и дальше – и продолжат это делать в 2022 году. Поэтому в большинстве случаев цены на новые модели авто, которые появятся в России, сейчас неизвестны – и будут неизвестны до самого старта продаж.
Иногда они возвращаются. Какие бренды вновь продают машины в России?
Компания General Motors (GM) ушла из России в 2015 году на волне кризиса и политических разногласий между нашей страной и США. За американцами последовали и другие бренды, входящие в глобальный концерн GM. Прекратились продажи Opel, а вслед за ними пришлось отказаться от российского рынка и узбекскому Daewoo. Этот бренд был выкуплен американцами еще в нулевых и целиком зависел от американцев. Совместное предприятие GM Uzbekistan под Ташкентом пришлось перенацеливать на другие рынки, в том числе казахский.
7-8 моделей для России
И вот лучшие времена настали. Узбекское совместное предприятие получило добро от американцев на новую экспансию в Россию. General Motors разрешило ввозить автомобили в Россию, правда, не от своего имени, а под ширмой Ravon. В дальнейшем GM собирается переоснастить завод в Узбекистане для выпуска моделей на основе новой модульной платформы, которая сейчас вводится концерном. Всего планируется поставить на конвейер 7-8 бюджетных моделей GM, которые пойдут на экспорт в Россию под брендом Ravon.
Представители Ravon надеются, что возвращение в Россию окажется удачным. Когда-то Daewoo Nexia, построенная на платформе Opel Cadett, била рекорды продаж. В этом году будут ввозиться три модели, а именно R2, R3 и R4. Под цифровым кодом скрываются давно известные в мире и в России машины.
Ravon R2 — это Chevrolet Spark, изготовленный с соблюдением всех технологий концерна GM и под контролем инженеров GM. Технически это лицензионный продукт. R2 (Spark) оснащается небольшим 4-цилиндровым мотором 1,2 л. мощностью 85 л. с. и четырехступенчатым гидромеханическим автоматом. Машина в начальной комплектации будет продаваться в России по цене от 646 тысяч рублей.
Другая модель, Ravon R3, — это не что иное, как седан Chevrolet Aveo. Автомобиль комплектуется мотором объемом 1,5 л. мощностью 106 л. с., который агрегируется 5-ступенчатой механической коробкой передач или шестиступенчатым автоматом корейского производства. Седан в начальной комплектации оценен в 748 тысяч рублей.
Третья модель — это давно знакомый Chevrolet Cobalt, который еще пять лет назад активно раскупался таксистами и автомобилистами с большими семьями. Машина изменилась минимально. У нее идентичные с Ravon R3 (Chevrolet Aveo) мотор и трансмиссия. Цена начинается от 700 тысяч рублей.
Компания GM Uzbekistan не скрывает, что готовится занять до 2% российского рынка и в следующем году планирует продать свыше 30 тысяч машин. Торговля пойдет через сеть из более чем сотни дилерских центров. Пока заключено только 30 дилерских соглашений, до конца года их будет уже 60, а в следующем году дилерская сеть достигнет планируемого числа центров. Работать с Ravon собираются региональные дилеры, которые сейчас расстаются с Ford.
Opel привезет кроссоверы
Вообще уход американской компании Ford с рынка легковых автомобилей в России обещает вернувшимся брендам удачу в делах. Начинается передел освободившегося сегмента рынка, который ранее принадлежал Ford.
Вместе с GM Uzbekistan побороться за рыночный сегмент Ford готовится Opel. Эта компания, влекомая политическими противоречиями, была вынуждена уйти из России, однако сейчас, после ее продажи французскому концерну Peugeot — Citroen (PSA), новое руководство бренда мучительно хочет отвоевать утерянные позиции. Французы делают на Opel большую ставку.
Дело в том, что отечественный покупатель привык к названию Opel. Французы собираются выпускать под его логотипом кроссоверы, которые не пошли в России под французскими именами.
В конце этого года в продажу поступит Opel Grandland X, то есть перелицованный Peugeot 3008, построенный на новой модельной платформе EMP2. Автомобиль очень неплохой, однако отечественный покупатель не готов был платить за него свыше 2 млн рублей. Однако под немецким названием и с минимальными изменениями в дизайне модель может заинтересовать ценителей всего «немецкого».
В следующем году на рынок выйдут новые модели Opel, построенные на французской платформе EMP2. Ведутся переговоры о запуске сборки на заводе в Калуге с последующим превращением ее в полноценное производство с расширением производственных мощностей за счет линии по сборке двигателей.
7 автомобилей, которые взорвут продажи, если придут в Россию
Россияне, как показывает статистика продаж, любят «больше машины за меньше денег», то есть автомобили просторные, бюджетные, универсальные. А между тем в Европе, Китае и Латинской Америке продаются модели, которые взорвали бы российский рынок, окажись они у нас! Что это за машины, рассказываем в подборке.
Nissan Terra
Истинный «проходимец» пришел на смену Nissan Pathfinder, который в последней генерации превратился из внедорожника в кроссовер. Семиместный автомобиль построили на базе мощного пикапа Nissan Navara. По размерам он превосходит своих конкурентов — Mitsubishi Pajero и Toyota Fortuner: длина — 4 882 мм, ширина — 1 850 мм, высота дорожного просвета — 225 мм. Ему достался бензиновый движок 2,5 на 184 л. с и два дизеля: 2,4 л на 163 «лошади» и 2,5 л на 190 сил. Коробок две — шестиступенчатая МК и семиступенчатая гидромеханическая АК.
Внедорожник продается в Китае, скоро продажи стартуют в Индонезии, Вьетнаме и Таиланде. Его будущее в нашей стране туманно. Однако он пришелся бы по душе мужчинам, предпочитающим рыбалку и охоту в качестве любимого досуга. Автомобиль просторный и вместительный: хоть всей семьей в Крым махнуть, хоть привезти материалы для строительства загородного дома. Связь с Navara тоже пошла бы Terra на пользу: у нас этот пикап уважали и любили.
Renault Duster Oroch
«Дастер», простой, надежный, крепкий и бюджетный кроссовер, —любимчик российских практичных водителей. В Аргентине модель снабдили кузовом пикап под названием Oroch. Клиренс равен 210 мм. Такая высота дорожного просвета часто встречается у кроссоверов в России. Пикап-версия «Дастера» оснащена 1,6-литровым двигателем на 114 сил и 2-литровым мотором на 143 л. с.
Эта версия пользовалась бы популярностью в России, потому что Duster собирается в нашей стране, а наладить производство еще одного типа кузова несложно. При этом конкурентов у Duster Oroch не было бы: редкие пикапы, которые встречаются в России, довольно дорогие. Например, за подержанную Toyota Tundra в среднем просят 2,2 млн! Хотя у нас были бы популярны любые версии «Дастера»: уж очень любит его российский водитель за бюджетность, практичность, надежность и вместительность.
Хетчбэк Renault Logan
«Логан»-хетч пользовался бы у нас не меньшей популярностью, чем седан. Все тот же автомобиль с неубиваемой подвеской, но еще более компактный и симпатичный. Уже пять лет хетчбэк продается в Индии с той же моторной линейкой, что и «Логан»-седан в России. Автомобили короче 4 м в длину не облагаются налогом в Индии, поэтому «короткий» тип кузова сделали самостоятельно на местном заводе.
Мы тоже смогли бы! В нашей стране спрос на бюджетные и крепкие машины никогда не пойдет на спад. «Логан»-хетч покупали бы в России женщины, чтобы быстрее и удобнее было парковаться у торговых центров, детских садов и супермаркетов. Автомобиль получился бы бюджетным и таким же практичным, как «Логан»-седан.
Opel Mokka X
Скоро кроссоверы Opel вновь появятся на российском рынке, но «Мокки» среди них не будет. А жаль, потому что он выглядит как типичный «женский» кроссовер в России: слегка гламурный, не способный преодолеть ничего серьезнее декоративного поребрика, зато в пластиковых обвесах и недорогой. У нас такие любят!
Моторная линейка насчитывает два двигателя: 1,4 л со 152 л. с., работающий в паре с МКПП и АКПП, и 1,6-литровый мотор на 136 «лошадей» с механикой на 6 ступеней.
Сейчас модель продается в Китае и Америке под именем Buick Encore.
О выходе на российский рынок пока речи не идет. Но если бы он появился в России, то стал бы конкурентом Nissan Juke, Suzuki Vitara и др. За счет немецкого качества, вместительности, внедорожного характера и любви россиян к бренду «Опель» Mokka непременно стал бы бестселлером рынка.
Toyota Tacoma
Японский пикап не продается в России, а зря! Благодаря его способностям преодолевать трудности владелец забыл бы о состоянии дорог в нашей стране. Под капотом у нее бензиновый V6 на 3,5 л и 258 л. с. или 2,7-литровый мотор со «скромными» 159 л. с. Эта модель очень популярна в США, а в нашей стране привлекла бы тех, кому нужен не грузовик, а способный и вместительный легковой автомобиль в первую очередь.
Такие машины выбирают семейные люди, которые живут в регионах с отсутствующей инфраструктурой или строят дом в удаленных от мегаполиса поселках, то есть внушительный пласт россиян. К тому же любая «Тойота» в России обречена на успех. Мы живем с уверенностью, что это лучшие автомобили во Вселенной, что подтверждается статистикой. По числу проверок через avtocod.ru «Тойота» неизменно остается на второй строчке, уступая только нашей «Ладе».
Honda Civic Type R
Если бы заряженный «Цивик» появился в России, армия дрифтеров продала бы свои квартиры, лишь бы купить эту модель! Спортивный «Цивик» побил рекорд Нюрбургринга и обогнал VW Golf GTI! У заряженного хетча мощный мотор на 320 сил, блокировка дифференциала и МКПП. Максимальная скорость автомобиля — 270 км/ч, а разгон до 100 км/ч займет чуть меньше 6 секунд.
Но икона стиля, спорта и автомобилестроения не планирует продаваться в России. Да и вряд ли бы она стоила дешево. Но сейчас даже «Хендэ» привез в Россию заряженный хетч, а где же истинные «гонщики»: Civic Type К и Golf GTI!? Россияне заскучали без ярких и драйвовых хетчей, а культура тюнинга и дрифта у нас неплохо развита. Заряженный «Цивик» определенно нашел бы своего покупателя!
Fiat 500X
Поскольку кроссоверы безумно популярны в России, кросс-версия малыша Fiat 500, безусловно, побила бы у нас все рекорды популярности! Он бюджетный, экономичный, вместительный и привлекательный. К тому же у нас любят стиль ретро.
Бензиновый однолитровый двигатель компактного кроссовера выдает 120 л. с., 1,3-литровый двигатель трудится на 150 сил. Еще один 1,6-литровый агрегат под капотом хранит табун из 110 «лошадей». Производитель позволяет европейским покупателям выбирать из двух коробок — шестиступенчатой механики и шестиступенчатого автомата с двумя сцеплениями.
Дизельная линейка состоит из 1,3-, 1,6- и 2-литровых двигателей на 95, 120 и 150 «лошадей» соответственно. Топовому мотору даже доступен полный привод.
Автор: Екатерина Липатова
Какой из этих автомобилей вы бы купили себе? Поделитесь своим выбором в комментариях.
Они вернулись: 11 знаменитых марок, которые воскресли
Многие всемирно известные имена, которые некогда произносили с придыханием, по экономическим или политическим причинам стали достоянием истории. Но поскольку память о них грела сердца автомобильных гурманов, находились те, кто пытался возродить легендарную марку. Иногда (хотя и нечасто) — успешно.
1. Stutz
Первыми по этому пути пошли американцы. Еще в 1968-м знаменитый дизайнер Вирджил Экснер вспомнил о знаменитых некогда автомобилях Stutz, которые выпускали с 1911 по 1939 годы. Новый Stutz под прославленным еще в начале ХХ столетия именем Bearcat получил смелый и уж точно не банальный дизайн. При этом машина базировалась на серийных шасси концерна GM. Позднее под именем Diplomatica выпускали и четырехдверный седан. Жутко дорогие автомобили покупали в основном представители артистической богемы, например Фрэнк Синатра. Мелкосерийное производство вели четверть века, но в 1995-м марка Stutz вновь прекратила существование.
2. Datsun
Имя Datsun после Второй мировой узнал весь мир. Но в 1984-м, через полвека после рождения японской фирмы, приняли решение оставить лишь имя Nissan, долгие годы существовавшее параллельно с первым. Последние Datsun продали в 1986-м, чтобы… возродить имя в 2012-м. Теперь под ним делают дешевые автомобили для третьего мира, а также для России, Украины, Белоруссии. В этом смысле возвращение Datsun можно считать вполне успешным.
3. Maybach
Одним из самых громких возвращений еще в конце 1990-х стал Maybach. Под этим именем с 1921 по 1939 гг. сделали около 1200 классных, мощных и дорогих автомобилей, самый знаменитый из которых Maybach Zeppelin с двигателем V12. Возрождение марки фирмой Mercedes-Benz стало успешным относительно. Дорогущие седаны продавались хуже, чем планировали. Тем не менее очередное поколение топовой версии S-класса под именем Mercedes-Maybach делают и сегодня.
4. Bugatti
Еще одно относительно успешное возвращение — легендарный бренд Bugatti, прославленный скоростными, роскошными и экстравагантными по дизайну автомобилями 1920–1930 гг. Новая история марки началась в конце 1980-х и воплотилась в астрономически быстрые и дорогие суперкары мощностью 1000–1500 л.с. Машины собирают мелкосерийно под крылом концерна Volkswagen. По слухам — в убыток, но такие проекты не закрывают.
5. Isotta-Fraschini
Итальянская марка Isotta-Fraschini гремела в 1920-х — начале 1930-х благодаря своим большим, мощным и дорогим автомобилям. Кстати, именно эту марку особенно уважал герой «Золотого теленка» Ильфа и Петрова — Казимир Козлевич. Попытки наладить послевоенное производство ни к чему хорошему не привели. Еще через полвека, в конце 1990-х, на автосалонах показывали изящные Isotta-Fraschini T8 и T12. Машины с моторами, соответственно, V8 и V12 базировались на узлах Audi A8. Дальше прототипов дело не пошло.
6. Hispano-Suiza
Еще одна легенда первой трети ХХ столетия — франко-испанская марка Hispano-Suiza, существовавшая до 1944 года. Попытки возродить имя роскошных, технически совершенных машин в 1949-м успеха не принесли. В 2000-м за это дело взялась испанская фирма Mazel. А совсем недавно показали прототип Hispano-Suiza Carmen. Говорят, мощность электромобиля с действительно очень красивым кузовом и приводом лишь на заднюю ось — около 1000 л.с. Обещают собрать лишь 19 машин по цене около 1,5 млн евро.
7. Lagonda
Британская марка Lagonda, ведущая историю с 1906 года, исчезала и возрождалась не единожды. В 1947-м фирму купила компания Aston-Martin, но марку Lagonda сохраняла до 1958 года. После трехлетнего перерыва имя Lagonda вновь замелькало в автокаталогах в 1961–1965 гг. Потом был перерыв почти на десятилетие, а в 1974–1990 гг. под именем Aston Martin Lagonda мелкосерийно собирали роскошные седаны. Наконец в 2014-м бренд вновь вернули. Lagonda Taraf — красивый седан с 6-литровым V12 мощностью 565 л.с. Планировали 200 машин для Британии, США и Ближнего Востока. Но пока, говорят, собрали лишь 120.
8. Borgward
Самый, пожалуй, дурацкий проект возрождения — Borgward. Известная в свое время немецкая марка больше всего прославилась моделью Isabella, прекрасно продававшейся в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Но в 1963-м фирму объявили банкротом. А в 2016-м внук отца-основателя Кристиан Боргвард задумал возродить марку, не придумав ничего лучше, чем дать ее имя очередному безликому китайскому кроссоверу, сотворенному компанией Foton. Сильно сомневаюсь, что такой Borgward кому-то нужен.
9. Abarth
Вполне успешным возвращением на сцену может похвастаться итальянская марка Abarth, вернее — концерн FIAT. Под именем Abarth еще с 1949 года делали тюнинговые версии малолитражек FIAT. И даже когда небольшая компания влилась в могучий концерн, гоночные Abarth собирали еще до 1983 года. А с 2007-го имя вновь присваивают топовым модификациям FIAT. А под названием Abarth 124 Spider выпускают 170-сильную версию родстера Mazda MX-5.
10. Alpine
Еще одно успешное возвращение — французский Alpine. Под этой маркой в 1955–1995 гг. делали спортивные версии Renault, в том числе с оригинальными изящными кузовами. С 2017-го предлагают купе с именем, в точности повторяющим то, под которым делали одну из самых знаменитых моделей 1960-1970-х, — Alpine A110.
11. MG
Легендарная британская марка MG, знакомая поклонникам легких спортивных родстеров, вроде бы тоже вернулась. Но теперь она принадлежит китайцам, и предлагают под ней (кстати, и в Великобритании) кроссоверы с моторами в 106–120 л.с., в том числе электрические. У настоящих поклонников MG восторга это, разумеется, не вызвало.
7 марок автомобилей, которые смогли вернуться на рынок
Содержать многомиллиардный бизнес и при этом не растерять клиентов — сложная задача. Поэтому в истории брендов постоянно появляются новые компании и далеко не все старые остаются «на плаву». Впрочем, некоторым производителям удается вернуться на рынок, после затяжного кризиса.
Nissan Terra
Истинный «проходимец» пришел на смену Nissan Pathfinder, который в последней генерации превратился из внедорожника в кроссовер. Семиместный автомобиль построили на базе мощного пикапа Nissan Navara. По размерам он превосходит своих конкурентов — Mitsubishi Pajero и Toyota Fortuner: длина — 4 882 мм, ширина — 1 850 мм, высота дорожного просвета — 225 мм. Ему достался бензиновый движок 2,5 на 184 л. с и два дизеля: 2,4 л на 163 «лошади» и 2,5 л на 190 сил. Коробок две — шестиступенчатая МК и семиступенчатая гидромеханическая АК.
Внедорожник продается в Китае, скоро продажи стартуют в Индонезии, Вьетнаме и Таиланде. Его будущее в нашей стране туманно. Однако он пришелся бы по душе мужчинам, предпочитающим рыбалку и охоту в качестве любимого досуга. Автомобиль просторный и вместительный: хоть всей семьей в Крым махнуть, хоть привезти материалы для строительства загородного дома. Связь с Navara тоже пошла бы Terra на пользу: у нас этот пикап уважали и любили.
Также читайте: Обзор Nissan Qashqai 2011 года: чем хорош, а чем плох
В топ-самых продаваемых моделей — почти все бюджетники
В топе самых популярных моделей неожиданный, но объяснимый взлет на второе место Geely Emgrand 7 — 304 авто. Причина роста все та же — закупки МВД и СК. По сведениям с сайта госсзакупок, ведомства планировали приобрести в сумме порядка 300 седанов. А вот Volkswagen Polo покупают из личных предпочтений — за месяц продано 415 авто, и это первое место. На третье место переместилась Lada Vesta с результатом 303 автомобиля.
Четвертое и пятое места достались Kia Rio и Skoda Rapid — 233 и 216 автомобилей соответственно. А дальше — гегемония Geely. Atlas, Coolray и Emgrand X7 по-прежнему неплохо продаются. Coolray даже немного улучшил результат прошлого месяца, хотя ажиотаж вокруг этого кроссовера явно спадает. Но заметим, что при этом он набирает популярность на российском рынке.
Судя по двадцатке самых продаваемых моделей, белорусы устали от хоть и доступных, но уж слишком простоватых моделей Renault. Некогда популярный Sandero Stepway — только на 16-м месте, чуть ниже — его собрат Duster. Отметим появление в топ-20 кроссовера Renault Arkana, но при этом исчез Kaptur. Renault Logan и вовсе уже два месяца не появляется даже в двадцатке, хотя еще в сентябре продажи составили 105 авто.
Если в первой десятке сплошь бюджетные модели, за исключением, пожалуй, Geely Atlas и Coolray, то 11-е место Volkswagen Tiguan (90 автомобилей) можно назвать выдающимся результатом.
Сергей Михневич, председатель правления БАА, объяснил причины неожиданного роста.
— Игроки рынка показали разную динамику. Удивили результаты Renault. Наверное, единственный из лидеров, кто показал отрицательную динамику. Остальные были в плюсе. Пожалуй, объяснить это можно уже устаревшим модельным рядом. Подъем продаж можно объяснить тем, что в ноябре начались серьезные акционные программы у дилеров, стали давать большие скидки. У Geely работают финансовые программы и госсзакупки, но в следующем году ситуация может измениться
Еще одной причиной эксперт называет то, что в ноябре некоторые банки, и особенно лизинговые компании, увеличили предложение финансовых программ в белорусских рублях, что способствовало некоторой активизации в части продаж новых авто. Это немного подтолкнуло рынок вверх.
Opel привезет кроссоверы
Вообще уход американской компании Ford с рынка легковых автомобилей в России обещает вернувшимся брендам удачу в делах. Начинается передел освободившегося сегмента рынка, который ранее принадлежал Ford.
Вместе с GM Uzbekistan побороться за рыночный сегмент Ford готовится Opel. Эта компания, влекомая политическими противоречиями, была вынуждена уйти из России, однако сейчас, после ее продажи французскому концерну Peugeot — Citroen (PSA), новое руководство бренда мучительно хочет отвоевать утерянные позиции. Французы делают на Opel большую ставку.
Дело в том, что отечественный покупатель привык к названию Opel. Французы собираются выпускать под его логотипом кроссоверы, которые не пошли в России под французскими именами.
В конце этого года в продажу поступит Opel Grandland X, то есть перелицованный Peugeot 3008, построенный на новой модельной платформе EMP2. Автомобиль очень неплохой, однако отечественный покупатель не готов был платить за него свыше 2 млн рублей. Однако под немецким названием и с минимальными изменениями в дизайне модель может заинтересовать ценителей всего «немецкого».
Opel Grandland X. Фото: Shutterstock.com
В следующем году на рынок выйдут новые модели Opel, построенные на французской платформе EMP2. Ведутся переговоры о запуске сборки на заводе в Калуге с последующим превращением ее в полноценное производство с расширением производственных мощностей за счет линии по сборке двигателей.
Renault Duster Oroch
«Дастер», простой, надежный, крепкий и бюджетный кроссовер, —любимчик российских практичных водителей. В Аргентине модель снабдили кузовом пикап под названием Oroch. Клиренс равен 210 мм. Такая высота дорожного просвета часто встречается у кроссоверов в России. Пикап-версия «Дастера» оснащена 1,6-литровым двигателем на 114 сил и 2-литровым мотором на 143 л. с.
Эта версия пользовалась бы популярностью в России, потому что Duster собирается в нашей стране, а наладить производство еще одного типа кузова несложно. При этом конкурентов у Duster Oroch не было бы: редкие пикапы, которые встречаются в России, довольно дорогие. Например, за подержанную Toyota Tundra в среднем просят 2,2 млн! Хотя у нас были бы популярны любые версии «Дастера»: уж очень любит его российский водитель за бюджетность, практичность, надежность и вместительность.
Также читайте: Чем хорош Renault Duster, а чем он плох
Хетчбэк Renault Logan
«Логан»-хетч пользовался бы у нас не меньшей популярностью, чем седан. Все тот же автомобиль с неубиваемой подвеской, но еще более компактный и симпатичный. Уже пять лет хетчбэк продается в Индии с той же моторной линейкой, что и «Логан»-седан в России. Автомобили короче 4 м в длину не облагаются налогом в Индии, поэтому «короткий» тип кузова сделали самостоятельно на местном заводе.
Мы тоже смогли бы! В нашей стране спрос на бюджетные и крепкие машины никогда не пойдет на спад. «Логан»-хетч покупали бы в России женщины, чтобы быстрее и удобнее было парковаться у торговых центров, детских садов и супермаркетов. Автомобиль получился бы бюджетным и таким же практичным, как «Логан»-седан.
Также читайте: Сиквел бестселлера: обзор Renault Logan I
Opel Mokka X
Скоро кроссоверы Opel вновь появятся на российском рынке, но «Мокки» среди них не будет. А жаль, потому что он выглядит как типичный «женский» кроссовер в России: слегка гламурный, не способный преодолеть ничего серьезнее декоративного поребрика, зато в пластиковых обвесах и недорогой. У нас такие любят!
Моторная линейка насчитывает два двигателя: 1,4 л со 152 л. с., работающий в паре с МКПП и АКПП, и 1,6-литровый мотор на 136 «лошадей» с механикой на 6 ступеней.
Сейчас модель продается в Китае и Америке под именем Buick Encore.
О выходе на российский рынок пока речи не идет. Но если бы он появился в России, то стал бы конкурентом Nissan Juke, Suzuki Vitara и др. За счет немецкого качества, вместительности, внедорожного характера и любви россиян к бренду «Опель» Mokka непременно стал бы бестселлером рынка.
Также читайте: Подвеска скажет, а коробка промолчит: разбираем Opel Vectra C
Toyota Tacoma
Японский пикап не продается в России, а зря! Благодаря его способностям преодолевать трудности владелец забыл бы о состоянии дорог в нашей стране. Под капотом у нее бензиновый V6 на 3,5 л и 258 л. с. или 2,7-литровый мотор со «скромными» 159 л. с. Эта модель очень популярна в США, а в нашей стране привлекла бы тех, кому нужен не грузовик, а способный и вместительный легковой автомобиль в первую очередь.
Также читайте: Что случилось с легендой Toyota Land Cruiser Prado 90
Honda Civic Type R
Если бы заряженный «Цивик» появился в России, армия дрифтеров продала бы свои квартиры, лишь бы купить эту модель! Спортивный «Цивик» побил рекорд Нюрбургринга и обогнал VW Golf GTI! У заряженного хетча мощный мотор на 320 сил, блокировка дифференциала и МКПП. Максимальная скорость автомобиля — 270 км/ч, а разгон до 100 км/ч займет чуть меньше 6 секунд.
Но икона стиля, спорта и автомобилестроения не планирует продаваться в России. Да и вряд ли бы она стоила дешево. Но сейчас даже «Хендэ» привез в Россию заряженный хетч, а где же истинные «гонщики»: Civic Type К и Golf GTI!? Россияне заскучали без ярких и драйвовых хетчей, а культура тюнинга и дрифта у нас неплохо развита. Заряженный «Цивик» определенно нашел бы своего покупателя!
Также читайте: За что так любят Honda Civic VIII?
Fiat 500X
Поскольку кроссоверы безумно популярны в России, кросс-версия малыша Fiat 500, безусловно, побила бы у нас все рекорды популярности! Он бюджетный, экономичный, вместительный и привлекательный. К тому же у нас любят стиль ретро.
Бензиновый однолитровый двигатель компактного кроссовера выдает 120 л. с., 1,3-литровый двигатель трудится на 150 сил. Еще один 1,6-литровый агрегат под капотом хранит табун из 110 «лошадей». Производитель позволяет европейским покупателям выбирать из двух коробок — шестиступенчатой механики и шестиступенчатого автомата с двумя сцеплениями.
Дизельная линейка состоит из 1,3-, 1,6- и 2-литровых двигателей на 95, 120 и 150 «лошадей» соответственно. Топовому мотору даже доступен полный привод.
Datsun
Название компании буквально переводится, как «Солнечный зайчик». Выпуском авто она начала заниматься в 1939 году.
Примечательно предприятие практически сразу после образования перешло к Nissan. Последняя, в свою очередь, в начале 80-х упразднила торговую марку, в целях укрепления собственной.
Новый владелец активов Datsun решил возродить бренд в 2013 году, возвратившись с бюджетными автомобилями.
Maybach
Ни для кого не секрет, что ателье давно заняло свою нишу в премиальном сегменте. Ценники эксклюзивных машин высшего класса, порой, страшно называть вслух. За свою историю немецкий концерн трудился не только над автомобилями, но и над двигателями для самолётов, дирижаблей и даже танков.
Германия после Второй мировой войны находилась в состоянии упадка, и это сказывалось на всех отраслях экономики. В 1960 компанию выкупил Daimler, а возобновление деятельности состоялось лишь в 2002 году.
После этого Maybach ещё некоторое время выпускала роскошные машины, но потом вновь закрылась. На сегодня остатки культового бренда вошли в состав Mercedes и продолжают жить по сей день.
Bugatti
У этой французской компании действительно насыщенная история. Под руководством уроженца Италии Этторе Бугатти фабрика успешно просуществовал до 1963 года. Этот период можно считать золотым — модели Bugatti побеждали на гонках Гран-при и получали престижные награды.
Позднее компанию выкупила Hispano-Suiza, а в 1987 бренд ещё раз сменил владельца. Им стал частный предприниматель Романо Артиоли, который так и не смог повторить успех Бугатти.
На сегодня владельцем прав на торговую марку является немецкая Volkswagen. Последняя в 2000 году представила первый концепт Veyron, которая по сей день считается машиной, изменившей всю индустрию.
Borgward
Отечественные автолюбители практически не знают об этой компании. Публичное акционерное общество появилось в 1929 году и располагалось в Германии. Бренд был широко известен у себя на родине, как производитель спортивных и гражданских автомобилей. Примечательно, что в середине 50-х годов Borgward уже могла похвастаться 16-клапанными двигателями, автоматическими коробками передач и пневматической подвеской.
Несмотря на то что немецкая компания привнесла довольно много технических новшеств в автомобилестроение, торговой марке всё труднее было конкурировать с Opel и Volkswagen. Постепенно объёмы продукции начали снижаться и Borgward обанкротилась.
Возрождением бренда занялся внук основателя Кристиан Боргвард в 2008 году. Над созданием нового модельного ряда трудился Эйнар Харейде, более известный, как дизайнер Mercedes E-Class.
Abarth
Акционерное общество было основано в 1949 году культовым гонщиком и конструктором Карло Абартом. Автомобильный деятель открыл небольшую фабрику по производству кастомных систем выпуска отработанных газов.
Позднее компания стала тесно сотрудничать с Fiat. При поддержке уже известного итальянского бренда инженер наладил выпуск модернизированных спортивных машин, предназначенных исключительно для гонок. В 1971 году Абарт покинул свой пост и проект заморозили.
Спустя 35 лет партнёры из Fiat получили согласие на возрождение компании и наладили выпуск новых автомобилей.
Alpine
Французское подразделение специализируется на изготовлении производительных авто и модификаций на базе серийных. Основателем компании является Жан Ределе, который на момент создания бренда в 1955 году уже был профессиональным гонщиком.
Машины, построенные в бюро Alpine, являются обладателями престижных наград в состязаниях «Ралли Монте-Карло» и «Ле-Ман 24».
К сожалению, Ределе скоропостижно скончался в 2007 году. Через 7 лет партнёры из Renault возродили компанию и показали первый концепт под названием Vision.
Небольшой бренд из Великобритании получил популярность благодаря гоночным кабриолетам. В то время решение считалось неординарным и довольно новым для покупателей.
В 1968 году появилось холдинг под названием British Leyland Corporation, который впоследствии полностью вытеснил MG. Через 40 лет владельцем акционерного общества становится китайское предприятие Nanjing, но после слияния NAC и SAIC в 2008 году производство автомобилей вернулось на историческую родину.
Кто знает, может другие компании, которые прекратили своё существование, в скором времени также напомнят о себе и порадуют автолюбителей вторым дебютом.
8 автомобилей, которые возвращаются на российский рынок
Автомобильный рынок России теряет не только в объеме, но и в разнообразии. В прошлом году его покинули как отдельные модели, так и марки в полном составе, а в этом году бегство продолжилось. Спрос на одни автомобили катастрофически упал, другие стало невыгодно ввозить из-за слабого рубля.
В то время как одни ушли, а другие передумали покидать Россию, третьи возвращают на рынок модели, от которых ранее отказались. Например, Suzuki рассматривает возможность возобновления поставок модели Grand Vitara. Ранее планировалось, что автомобиль покинет российский рынок после того, как дилеры распродадут запасы. Однако спрос на Grand Vitara не только сохранился, но даже вырос, и в некоторых регионах даже возник дефицит. Поэтому японский производитель всерьез подумывает о возобновлении поставкой этой модели.
Ravon R2
В марте 2015 г. General Motors заявил об уходе с российского рынка массовых моделей Chevrolet, в числе которых был хэтчбек А-класса Spark. Теперь эта модель возвращается под новым именем – Ravon R2. Ее производит завод GM Uzbekistan, известный в России по Daewoo Nexia, Matiz и Gentra. Новую модель с ценником от 369 000 руб. позиционируют как самый доступный автомобиль с «автоматом». Прием заказов на автомобили стартовал еще в марте, но первая партия была отгружена только в мае. Среди причин задержки – арест топ-менеджеров GM Uzbekistan по обвинению в махинациях с поставками машин.
Foton Tunland
Китайский производитель Foton, известный в России по грузовикам, в 2012 г. показал на Московском автосалоне четырехдверный полноприводный пикап Tunland. Однако продажи новой модели ограничились небольшой серией автомобилей. В 2016 г. Foton решил предпринять еще одну попытку – Tunland планируют продавать через грузовую дилерскую сеть. Рамный пикап с двухрядной кабиной и подключаемым полным приводом оценили минимум в 1 220 000 тыс. рублей. Первоначально автомобиль будет доступен с дизелем 2,8 л (162 л.с.) и пятиступенчатой «механикой». В планах компании привести версию с «автоматом», а также внедорожник Sauvana, созданный на той же платформе.
Subaru BRZ
В начале 2015 г. японский производитель убрал со своего российского сайта информацию о заднеприводном купе BRZ, объяснив это решение тем, что в свободной продаже этих машин практически не осталось. Поставку новых BRZ решили отложить. В феврале этого года Subaru снова начала прием заказов на обновленные двухдверки в единственной комплектации. Российский дистрибьютор отметил, что машина будет в продаже до лета, однако по состоянию на май вся ввезенная партия уже нашла покупателей. В Subaru отметили, что в следующем году поставки могут быть возобновлены. Главным препятствием для продолжения продаж модели стала не высокая цена (от 2 799 900 тыс.), а обязательное наличие системы ЭРА–ГЛОНАСС, что нерентабельно при небольшом объеме продаж купе.
Iran Khodro
Иранские седаны Samand с профилем лошадиной головы на эмблеме продавались в России с 2006 по 2009 г., но после того как в России были введены норм Евро-4, а Иран попал под международные санкции, их поставки прекратились. После этого компания Iran Khodro (IKCO) неоднократно заявляла о намерении вернуться, поставки машин в Россию планировали начать еще в прошлом году. Пока же иранский производитель осваивает рынки СНГ, в частности договор о намерениях подписан с белорусским предприятием «Юнисон». Этот завод выпускает автомобили и для России.
SsangYong
Южнокорейская компания приостановила поставку новых машин в Россию еще в начале прошлого года. Российское производство во Владивостоке было прекращено, а запуск нового кроссовера Tivoli отложен. В корейской компании поспешили заверить, что не планируют покидать российский рынок, а «Соллерс» останется эксклюзивным дистрибутором бренда и продолжит выполнять обязательство по сервису и поставок запчастям. У дилеров осталось в запасе небольшое количеств машин и в настоящее время, как стало известно корреспонденту Autonews.ru, «Соллерс» и SsangYong ведут переговоры о возобновлении поставок автомобилей и прорабатывают различные варианты.
УАЗ Hunter
Ульяновский завод намеревался прекратить выпуск внедорожника Hunter в конце 2015 г., так как автомобиль родом из 1970-х уже не вписывался в техрегламент Таможенного союза. Однако введение обязательных норм Евро-5 для внедорожников перенесли на начало следующего года, а спрос на доступный Hunter все еще есть. Поэтому машину продолжили выпускать и даже немного модернизировали – появились крепления IsoFix и сигнализатор о непристегнутом ремне.
Lada 4х4 (2131)
В декабре 2015 г. АвтоВАЗ ради сокращения издержек закрыл Опытно-промышленное производство (ОПП), которое на тот момент выпускало один единственный автомобиль – пятидверную Lada 4х4 (ВАЗ-2131). Перенос этой модели на конвейер, где собирают обычную трехдверную машину, оказался технически невозможным. И появились слухи, что 2015 г. машина не переживет, тем более, что спрос на нее был невысок. Но пятидверку все же решили сохранить, ее выпуск был перенесен на одну с седаном Lada Priora третью «нитку» главного конвейера. Теперь Lada 4х4 оснащают ABS, появилась комплектация «Люкс» с подогревом сидений и легкосплавными дисками.
Honda Pilot
В 2015 г. японский производитель значительно сократил модельный ряд, а с сентябре заявил о прекращении поставок через своего российского дистрибьютора. Однако такой шаг компании вовсе не означал, что она уходит с российского рынка. По новым правилам, дилеры сами должны были выкупать автомобили у завода напрямую. Долгое время модельный ряд марки состоял только из кроссовера CR-V, однако в мае этого года стартовал прием заказов на восьмиместный Pilot. Старт продаж этой модели с ценником от трех миллионов рублей был отложен почти на год, а теперь дилеры обещают привезти первые экземпляры в июле.
Неопределившиеся: какие бренды чаще всего приходили и уходили с российского рынка
Любовь, как известно, приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Для автопроизводителей эта шутливая народная мудрость описывает тонкий и жизненно важный баланс между затратами и объемами продаж. Если Lada или Kia могут позволить себе некоторые рыночные вольности, то для многих брендов равновесие расходов и доходов оказывается слишком шатким. Не помогают ни статус марки, ни былые заслуги, а иногда даже локализация не означает стабильности. И все же они борются за внимание российского покупателя до последнего. Давайте вспомним все бренды, которые приходили и уходили с российского рынка, а заодно выясним, кто из них – настоящий рекордсмен по числу попыток в личном зачете.
Рынок – это не чувства и эмоции, а холодный расчет, так что не сложившиеся однажды отношения часто уже не имеют второго шанса. Давайте пойдем от меньшего к большему и для начала перечислим тех, кто ушел с российского рынка, что называется, раз и навсегда.
1 раз
Начнем в алфавитном порядке, причем с самого начала алфавита. Пока Honda в России собирала приличный урожай клиентов, премиальный суббренд Acura стоял в сторонке, хотя в целом был известен нашему покупателю еще в начале двухтысячных. Но когда дела пошли хуже, японцы вдруг решили пойти ва-банк и вывести на наш рынок новые модели. В результате бренд созрел для официального российского дебюта как раз тогда, когда многие другие начали задумываться об уходе: весной 2014 года. Причем зашли в Россию японцы масштабно, предложив сразу три модели – MDX, RDX и TLX, а заодно пообещав привезти легендарное купе NSX, которое как раз возродили в те годы.
Но в условиях падающего рынка чуда не произошло: бренд не взлетел, и продажи сначала перевели под крыло Honda, а затем и вовсе свернули. Японцам удалось продать 1100 автомобилей в 2014 году и чуть больше 700 в 2015, а в июне 2016 после реализации последних 163 машин продажи окончательно встали, не достигнув даже отметки в две тысячи штук.
В отличие от Acura, Dodge пришел в Россию давно и угасал постепенно. В середине двухтысячных у американского бренда в России даже был полноценный модельный ряд: помимо компактного кроссовера Caliber продавался более крупный Nitro, а также седан Avenger и минивэн Journey. В лучшем для себя 2008 году Dodge реализовал у нас почти 4,5 тысячи машин, но уже в следующем году продажи рухнули на порядок.
Собственно, с 2009 года и началось медленное угасание бренда: в продаже остался только Journey, а объемы реализации уменьшались с 400 штук в 2009 году до 200 в 2013. Ну а к июлю 2014 были проданы последние 26 ввезенных автомобилей, и бренд официально покинул рынок.
Если об официальном присутствии Dodge в России многие даже и не знали, то марка Daewoo прочно укрепилась в сознании наших автомобилистов. У нас она ассоциируется прежде всего с Nexia и Matiz, которые в двухтысячные годы обеспечили бренду узнаваемость и популярность. Шутка ли, в 2007 году Daewoo по объемам продаж была на 8 месте среди иностранных брендов, опережая Kia, Opel, Skoda, Volkswagen и многих других с результатом в 91 тысячу машин.
Но решение General Motors об уходе с российского рынка в 2015 году коснулось и Daewoo. Проблем хватало и без этого: 2014-2014 годы ознаменовались перебоями поставок и ростом цен, который обрушил продажи. Но на фоне американских решений марка окончательно покинула рынок в июне 2016. К тому моменту она была фактически переименована в Ravon, но это, как говорится, уже совсем другая история.
А вот у Fiat история очень даже похожая. Даже если не играть словами, намекая на то, что на Fiat ездил весь Советский Союз, можно вспомнить вполне популярные Albea и Punto, менее популярные Linea и Doblo, а также экзотичный псевдокроссовер Freemont и крайне стильный компакт 500. Всех их объединяет одно: они постепенно покидали российский рынок. Последними были как раз Freemont и 500: минивэн вывели из гаммы в 2016 году, а в 2017 прекратили поставки «чинквеченто». Отдельно можно упомянуть пикап Fullback – перелицованный Mitsubishi L200, который формально входил в коммерческую линейку и покинул рынок в 2019 году.
Таким образом, пассажирские автомобили Fiat в России сейчас практически не представлены. Есть, конечно, еще одна «формальность» – минивэн Doblo Panorama, который имеет пассажирскую версию. Но «легковой» сайт Fiat в России пустует уже давно.
Двухтысячные годы пополнили российский рынок не только китайскими брендами, но и другой экзотикой. Взять, например, иранские автомобили, построенные на базе старых Peugeot – даже они в свое время смогли занять небольшую нишу. Седаны Iran Khodro Samand в пиковые 2006-2007 годы нашли по 4-5 тысяч покупателей, а суммарные продажи до 2009 года составили около 12 тысяч машин.
В 2009 году ужесточение экологических норм выбило иранцев с рынка, но не лишило их решимости вернуться. Они регулярно привозят свою технику на российские автосалоны и вот уже который год собираются вернуться: заявления об этом звучали в 2011, 2014, 2016 и 2019 годах, самые свежие датируются 2021 годом. Возможно, лет через десять Iran Khodro сможет занять более высокую позицию в нашем рейтинге «приходяще-уходящих».
Great Wall – один из китайских брендов, которые действительно смогли укрепиться на нашем рынке, заработать репутацию и популярность, а потом растерять все и уйти. В двухтысячные китайцы вышли на рынок с рамными внедорожниками и пикапами Hover и Deer, и этот подход себя полностью оправдал, позволив сразу выйти на объем в несколько тысяч машин в год. На пике, в 2013 году, продажи достигали 20 тысяч, модельный ряд пополнялся новыми кроссоверами, а «заслуженный» Hover встал на конвейер в городе Гжель.
Однако уже через пару лет успех сменился неудачей: партнерство с российской компанией Ирито разладилось, цены скакнули вверх, а продажи рухнули. В результате в 2015 году были проданы последние 3 тысячи машин, и в 2016 бренд фактически ушел с рынка. Впрочем, у Great Wall есть идеологический и фактический наследник: в 2017 году у нас появился бренд Haval, который принадлежит Great Wall. А уж Haval сегодня в представлении не нуждается.
Если Great Wall – это пример долгосрочного планирования и постепенного роста, то Luxgen – образец того, как с разбегу сесть в калошу. Проблем на старте было предостаточно: Luxgen был совершенно новой маркой без истории и репутации, но с моментальными амбициями по выходу в «массово-премиальный» сегмент. В 2013 году цена в 1,3 миллиона рублей за никому не известный автомобиль без внятного позиционирования была абсурдно высокой, и продажи ожидаемо провалились с самого начала. Продав 146 автомобилей из 700 запланированных, китайцы (а если быть точнее, тайваньцы) свернули бизнес уже год спустя, в 2014. А их история, пожалуй, заслуживает того, чтобы попасть в учебники по ведению бизнеса.
Saab даже на мировом рынке был «вещью в себе», а уж в России и подавно. Мало кто вообще знает, что бренд официально присутствовал на нашем рынке более десяти лет – с 1998 по 2010. Однако это чистая правда: шведы, которые тогда уже находились под крылом GM, продавали у нас свои 9-3 и 9-5 в кузовах седан и универсал, а 9-3 еще и в виде кабриолета.
Ну, как продавали… назвать 100-300 машин в год продажами сложно, а лучшим годом для Saab в России стал 2008, когда было реализовано целых 1268 машин. Но глобальные проблемы вскоре подкосили бренд, и к сентябрю 2010 года он ушел с нашего рынка, оставив ценителям немногочисленное наследие, которое постепенно становится культурным.
Можно ли привлечь дополнительную покупательскую аудиторию, сменив шильдик на иностранный, но сохранив сборку на одном конвейере с отечественным? Опыт Datsun показывает, что можно, но немного и недолго. Конечно, никто не скажет точно, какую долю клиентов он отобрал у Lada в получившемся «внутреннем каннибализме», но своя аудитория, отказавшаяся от Daewoo или Lifan в пользу «уважаемого японского бренда», у Datsun определенно была. Сборка перелицованных седанов и хэтчбеков Granta и Kalina стартовало в 2014 году, а в пиковом для бренда 2015-м их продажи превысили 30 тысяч единиц.
Но уже к 2020 году концерн Renault-Nissan счел проект невыгодным и отказался от него, полностью переориентировав силы на продажу кроссоверов. Производство Datsun в Тольятти завершилось в декабре прошлого года, так что в этом году дилеры распродавали остатки машин. К слову, история Datsun в мире тоже может скоро закончиться во второй раз: помимо России было свернуто производство и в Индонезии, так что сейчас бренд выжил только в Индии, но и там его будущее под большим вопросом.
2 раза
График продаж бренда BYD на нашем рынке – это синусоида, затухшая в итоге около нулевой отметки. В середине двухтысячных, когда концепция «сделано кое-как, зато дешево и много опций» на нашем рынке еще была жива, китайский бренд реализовывал у нас по несколько тысяч машин в год. К концу двухтысячных ситуация изменилась, и продажи пошли вниз, официально закончившись в июне 2010 года. Фактически бренд ушел, но в том же 2010 году эстафету подхватил ТагАЗ, наладивший сборку седана F3 и продливший его жизнь, как и присутствие марки BYD в статистике продаж, еще на пару лет. Однако в 2013 году продажи модели окончательно скукожились, дав, наконец, возможность вычеркнуть бренд из списка присутствующих в России.
А уже в 2014 году BYD вновь напомнил о себе, помпезно заявив о возвращении в Россию. Главной действующей силой, притягивающей покупателей, должен был стать кроссовер S6, «вдохновленный» образом Lexus RX. Но во второй раз все пошло не так с самого начала, и компания Ирито, которая была инициатором «повторной русификации» BYD, так и не смогла запустить продажи. В официальных отчетах за 2014 год напротив марки значится твердая пятерка: официально было реализовано всего 5 машин. Так что в список тех, кто приходил и уходил из России дважды, BYD попадает скорее формально.