МВД России обнародовал нарушения ПДД, из-за которых происходят аварии чаще всего
Нарушение каких Правил дорожного движения чаще всего приводит к аварии.
Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России обнародовал аналитический отчет об аварийности на дорогах России по итогу 9 месяцев 2018 года, который основан на официальной статистике ДТП, которую ведет ГИБДД.
Так, по итогам 9 месяцев текущего года отмечается незначительное снижение основных показателей аварийности. Но, к сожалению, говорить о том, что в России сломлен тренд по высокой аварийности на дорогах, пока рано. Увы, до цифр западных стран нам еще далеко.
Например, согласно отчету НЦ БДД МВД РФ, к сожалению, в России каждая 9-я авария в стране заканчивается смертельным исходом. В том числе остается большой доля аварий с тяжелым исходом. Всего же в России за 9 месяцев 2018 года зарегистрировано 119 386 аварий, что на 1,9 процента меньше, чем в тот же период прошлого года.
За этот же период в ДТП погибло 12 886 человек, что на 4,7 процента меньше, чем в прошлом году.
К сожалению, из-за аварий в период с января по сентябрь 2018 года получили травмы 152 818 человек.
Есть, конечно, в этой статистке и ложка дегтя. Так, за 9 месяцев текущего года в 10 субъектах РФ отмечался рост количества ДТП, количества погибших в них, а также количества раненых.
Какие основные причины аварий на дорогах России?
За 9 месяцев 2018 года 9 из 10 аварий (88,1 процента) произошли в результате нарушения водителями действующих в стране ПДД (105 178 аварий). В этих ДТП погибло 10 959 человек (-3,4%) и ранено 139 679 человек (+ 0,6%).
2 из 5 ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения пешеходами.
Не последнюю роль в общей статистике аварийности играют и ДТП, которые произошли из-за плохих дорог и состояния уличной сети.
Так, из-за плохого состояния улично-дорожной сети за 9 мес. 2018 года было зафиксировано 44 237 аварий. Правда, по сравнению с 2017 годом этот показатель за этот же период времени снизился на 12,6%. К сожалению, из-за плохих дорог в авариях в 2018 году погибло 4 106 человек (-20,1%) и 56 603 человека получили ранения (-12,8%).
Вот ряд основных причин, вызвавших аварии:
- – отсутствие, плохая различимость горизонтальной разметки проезжей части (удельный вес 58,6%)
- – отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (22,9%)
- – недостатки зимнего содержания (14,6%)
- – отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (9,7%)
- – неправильное применение или плохая видимость дорожных знаков (9,2%).
Значительно увеличилось количество ДТП, на совершение которых повлияла плохая видимость светофора (+98,0%) и несоответствие железнодорожного переезда предъявляемым требованиям (+66,7%).
Из-за каких нарушений ПДД происходят аварии чаще всего?
Как вы думаете, какие нарушения Правил дорожного движения приводят чаще всего к дорожно-транспортным происшествиям?
Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России проанализировал и это, представив данную информацию в своем аналитическом отчете по итогу 9 месяцев 2018 года.
Вот ТОП-8 причин, по которым происходят чаще всего ДТП:
- – Несоблюдение очередности проезда перекрестков
- – Неправильный выбор дистанции
- – Нарушение правил расположения ТС на проезжей части
- – Выезд на полосу встречного движения
- – Несоответствие скорости конкретным условиям движения или ее превышение
- – Нарушение правил проезда пешеходных переходов
- – Несоблюдение условий, разрешающих движение транспорта задним ходом
- – Нарушение требований сигнала светофора
Полный аналитический отчет можете прочитать здесь
Самые частые ДТП в России
Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.
Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.
Сколько ДТП произошло
В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.
По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.
Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ
Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.
Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.
Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.
Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.
С кем и почему случаются аварии
Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.
Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.
Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.
Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.
Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.
Где и когда происходят ДТП
Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.
По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.
40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.
Среднестатистическое ДТП
Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.
Август, пятничный вечер, Мурманск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Тигуане. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Фольксваген Поло. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Тигуана разбита фара и бампер, у Поло погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.
Бесплатный автоюрист +7 800 301-79-56
ваш юрист по автомобильным спорам
Семь основных причин возникновения ДТП: кровавый рейтинг
Дорожно-транспортные происшествия – это обыденное явление. Из года в год статистика аварий на транспорте только увеличивается пропорционально росту дорожного трафика. Однако причин у ДТП не так много, поэтому знакомство с ними, возможно, позволит хотя бы ненамного снизить аварийность.
1) Нарушение правил дорожного движения
Незнание и игнорирование ПДД является самой распространенной причиной столкновений автомобилей, наезда на пешеходов и прочих происшествий.
Зачастую правила нарушаются не только водителями, но и пешеходами, которые из-за этого обычно страдают гораздо больше автолюбителей, защищенных хотя бы корпусом машины.
Каковы основные причины и условия ДТП? Смотрите видео:
По статистике чаще всего допускаются следующие нарушения:
- превышение скоростного режима: не более 60 кмч в городах и 90 кмч на трассе (110 кмч по магистрали);
- несоблюдение регламента проезда перекрестков;
- нарушение правил при поворотах;
(Особенно часто водители забывают перед маневром включить сигнал поворота и убедиться в безопасности движения с помощью зеркал).
Какое наказание грозит водителю при проезде под знак «кирпич»? Смотрите тут.
- самые страшные аварии лоб в лоб происходят из-за выезда водителей на встречную сторону движения и на красный сигнал светофора;
- некоторые автолюбители в нарушение правил ПДД слишком близко пристраиваются к находящемуся впереди транспортному средству, из-за чего у нарушителя правил остается слишком мало времени для торможения в случае необходимости внезапной остановки.
2) Наличие технических неисправностей в автомобиле
На втором месте в рейтинге причин ДТП находятся различные неисправности в автомобиле и внезапные поломки, возникающие прямо во время движения.
Полный перечень дефектов, при наличии которого запрещено выезжать на автомобиле, указан в правилах:
- прежде всего, это неисправные тормоза;
- превышающий допустимые пределы люфт руля;
- неработающее звуковое и световое оборудование (немигающие фары, постоянно срабатывающая сигнализация и так далее);
- проблемы с ходовой частью.
Поломки очень часто случаются неожиданно. Однако в большинстве случаев обусловленные данным фактором аварии происходят из-за беспечности водителей.
Невнимательность и беспечность за рулем — причина ДТП.
Так что обязательно нужно проходить своевременный техосмотр, а перед выездом проверять хотя бы элементарные вещи: состояние колес, работоспособность фар и т.д.
3) Состояние водителя, не позволяющее ему вести машину
Конечно, здесь в первую очередь речь идет о водителях в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, садящихся за руль, будучи неадекватными.
Тем не менее, также нельзя отбрасывать возможность внезапного ухудшения здоровья за рулем. Человек способен потерять сознание, у него может произойти приступ хронической болезни.
Чтобы максимально снизить вероятность подобного, конечно, нужно самому оценивать свое здоровье перед поездкой и в случае каких-либо проблем выбирать другие виды транспорта.
С пьяными за рулем также можно бороться, в том числе и рядовым гражданам. Нельзя быть равнодушным к происходящему вокруг, и при виде неадекватного лица, стремящегося сесть за руль, пресечь его действия или хотя бы сообщить в компетентные органы.
4) Внешний фактор, независящий от человека
Слава о российских дорогах и погодных условиях уже давно распространилась далеко за пределы нашей державы. Отечественное бездорожье и страшные метели воспеты в литературе, многим не понаслышке знакомы российские туманы на трассах и обледенение проезжей части.
С одной стороны, все это становится причиной аварий, однако, с другой стороны, такие происшествия все-таки реже приводят к серьезному ущербу, ведь редко кто ездит на высокой скорости в трудных погодных условиях или по ямам.
Типичные аварийные ситуации на дорогах, как избежать ДТП? Смотрите в этом видео:
Однако большую опасность представляют внезапно возникающие препятствия:
- отдельные выбоины, ведь наезд на одну из них может резко отбросить машину на встречную полосу;
- открытые канализационные люки;
- зоны дорожных работ без выставленных предупреждающих знаков;
- иногда, даже просто внезапно завершающаяся обрывом дорога.
5) Велосипедисты и мотоциклисты
Данная категория людей также является участниками дорожного движения.
Езда на скутере без прав, разрешена? нужно ли получать права на управление скутером? Читайте по ссылке.
При этом именно они представляют наибольшую опасность в плане возникновения ДТП:
- велосипедисты, потому что их трудно заметить, они могут внезапно выехать из-за пределов проезжей части и далеко не всегда имеют представление о ПДД;
- мотоциклисты, так как они очень часто превышают скорость и также являются трудно заметными участниками движения.
Чтобы мотоциклисты и велосипедисты не создавали проблем окружающим водителям и не становились жертвами ДТП, ведь в случае любой аварии они находятся в более уязвимом положении, двухколесный транспорт должен быть оснащен всеми необходимыми знаками предостережения, обязательно видимыми в темноте.
Сами владельцы таких средств передвижения должны быть предельно внимательны и досконально соблюдать правила.
Человеческий фактор , как одна из основополагающих причин ДТП. Фото: zero50x.myjino.ru
6) Водители общественного транспорта
В последние 10-15 лет водители «маршруток» регулярно входят во все подборки дорожных происшествий.
В погоне за прибылью шоферы «подрезают» друг друга, едут на красный сигнал светофора, превышают скорость. Заторы на дорогах создают автобусы, стоящие на остановках сразу в двух правых рядах.
Поэтому водителям, не желающим попасть в аварию, следует более внимательно относиться к перевозчикам пассажиров.
7) Резкое изменение дорожной обстановки
Иногда аварии происходят по независящим от человека обстоятельствам, причем обычно он уже никак не может повлиять на развитие ситуации.
Как обезопасить ребенка в машине, чтобы снизить травматизм при ДТП? Подробности по ссылке.
К таким происшествиям можно отнести:
- падение дерева или другого объекта на проезжую часть;
- взрыв вблизи дороги, пожар и другие виды катастроф;
- столкновение автомобилей, находящихся впереди.
Форс-мажоры случаются во всех сферах жизни, в том числе и во время дорожного движения.
Их крайне сложно предвидеть, но и причинами ДТП они становятся гораздо реже перечисленных выше факторов.
Статистика ДТП. Фото: : transspot.ru
Статистика аварийности на дорогах и простые советы, как не попасть в беду
За последнее время, во многом благодаря принимаемым властями мерам, смертность в ДТП в России понемногу сокращается.
Однако всего за 2016 г. произошло 90 тысяч автомобильных аварий, так что статистика происшествий на дорогах все еще остается в угрожающих пределах, а снижение числа ДТП является задачей государственной важности.
Для того чтобы максимально обезопасить себя от происшествий, следует иметь в виду следующее:
- водители должны сбавлять скорость, приближаясь к пешеходным переходам, проезжая возле школ и в жилой зоне;
- также стоит притормозить, когда машины в соседних рядах снижают скорость движения, даже если дорожная обстановка на первых взгляд этого не требует;
- необходимо вовремя менять покрышки на колесах, согласно погодным условиям;
- дистанция между автомобилями должна быть не менее расстояния, которое машина проедет за 2 секунды (в хорошую погоду) и за 5 секунд (в тяжелых погодных условиях);
- не стоит во время движения отвлекаться от управления машиной на разговоры по мобильному, курение, беседы с пассажирами и прочие раздражители;
- во избежание различных неприятностей рекомендуется устанавливать в салоне видеорегистратор.
Аварии на транспорте встречаются сплошь и рядом.
К сожалению, Россия в этом печальном рейтинге занимает одно из лидирующих мест.
Поэтому всем автовладельцам стоит быть внимательными на дорогах, чтобы не пополнять статистику автокатастроф.
7 основных причин ДТП – как их предупредить?
Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.
- 1. Нарушение ПДД ↓
- 2. Неисправности ТС ↓
- 3. Неуважение ↓
- 4. Дороги ↓
- 5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте ↓
- 6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке ↓
- 7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад ↓
- Статистика ↓
1. Нарушение ПДД
Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:
- Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
- Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
- Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
- Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
- Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.
2. Неисправности ТС
Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:
- нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
- несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
- превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
- наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
- неисправность системы усиления рулевого управления;
- неисправность внешних осветительных приборов;
- недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
- повреждения шин;
- нарушение герметичности системы питания двигателя;
- неисправности в системе вывода отработавших газов.
3. Неуважение
Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:
- проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
- лихачество;
- «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.
4. Дороги
По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:
- Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
- Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
- Неисправность светофоров.
5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте
Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.
6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке
Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.
7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Другие причины ДТП
К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.
Статистика
Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:
- 25% по причине нарушения скоростного режима.
- 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
- 10% занимает выезд на встречную полосу.
Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.
На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:
- По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
- Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
- Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .
Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.
7 нарушений ПДД, из-за которых случается больше всего аварий на дорогах
Несоблюдение очередности проезда перекрестков
Несмотря на то, что правилам проезда перекрестков посвящены сразу несколько экзаменационных билетов по ПДД, многие водители продолжают игнорировать их. Причиной аварии может стать:
- игнорирование помехи справа при проезде перекрестка равнозначных дорог;
- несоблюдение очередности совершения маневра при наличии знака «Главная дорога». Уступить право проезда должен автомобиль, подъехавший по второстепенной дороге;
- несоблюдение сигналов светофора или регулировщика. При одновременном расположении дорожного знака и работающего светофора (регулировщика), подчиняться необходимо сигналам последнего;
- игнорирование преимущества рельсового транспорта на первоочередность проезда. В этом случае, правило помехи справа не действует. Приоритет находится у трамвая.
За нарушение этого правила инспектор ГИБДД вправе выписать водителю штраф в размере 1 000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ).
За три грубых нарушения ПДД будут лишать прав на год—полтора. В чем смысл нового законопроекта?
В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года — и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.
Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!
Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в 2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.
Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии — 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.
Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.
Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые — пять.
Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих — 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе — пожизненно.
На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.
Неправильный выбор дистанции
Этот пункт не только повышает риск аварии, но и раздражает многих автолюбителей. Часть водителей неосознанно упираются в бампер впереди едущего автомобиля (например, неверно оценив погодные условия или собственные габариты), другие совершают это действие намеренно. Внезапное торможение первой машины (из-за пешехода или препятствия) неминуемо приведет к столкновению.
Точного определения безопасной дистанции в метрах в правилах дорожного движения не дано (п. 9.10). Негласно, автолюбителям рекомендуется придерживаться «правила двух секунд». Для этого мысленно отметить ориентир, который проехал впереди идущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за этот промежуток второй водитель также пересек отметку, то расстояние между транспортными средствами недостаточное, его следует увеличить.
Штрафа за несоблюдение дистанции не предусмотрено. Связано это со сложностью фиксации данного правонарушения. В случае наступления аварии, виновником «по умолчанию» будет считаться автомобиль, находящийся сзади.
Таблица штрафов гибдд 2021 и другие наказания
Грубые нарушения пдд повод для удорожания осаго В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли — в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. Важно При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила.
А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3—5% от общего числа. Итак, новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год—полтора.
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части
Эта причина ДТП самая обширная и распространенная в водительской практике. Сюда относится:
- использование средней полосы для постоянного движения, а не только для обгона или маневра (в случае, если эта полоса предназначена для движения в обоих направлениях);
- езда по трамвайным путям встречного направления;
- несоблюдение разметки при поворотах, например, маневр, совершенный из крайнего правого ряда налево;
- неподчинение дорожным знакам и разметке, указывающим правила совершения маневра и движения по полосам;
- езда по тротуарам и обочинам в случае затора;
- движение без соблюдения полос и положения ТС относительно границ дороги и других автомобилей.
Согласно п.1 ст. 12.15 КоАП РФ, водителю, нарушившему перечисленные правила расположения автомобиля, грозит штраф в размере 1 500 рублей.
ТОП-7 самых частых нарушений ПДД, о которых водители даже не подозревают
Даже автомобилисты, которые сдали на права честно и без взяток, иногда нарушают правила дорожного движения. Причем делают это не специально. Дело в том, что ПДД постоянно меняются, да и некоторые пункты Правил трактуются автомобилистами в свою пользу, а реальность не всегда совпадает с подобными трактовками. В результате – множество ДТП, грозящих нарушителям неприятностями. А всего-то и надо было периодически перечитывать главную водительскую книжечку.
Вы когда-нибудь включали вместо «противотуманок» ближний свет? А может быть ездили с перегоревшей фарой? Или проезжали на желтый сигнал светофора? Или не мигали поворотником при перестроении из одного ряда в другой? Знаете ли вы, что это нарушает закон? Да что уж там, в каждой второй машине водитель сидит за рулем, тыкая в телефоне. Наверняка, подобный грешок есть и за вами…
Для того, чтобы не стать нарушителем на дороге, необходимо хорошо знать правила дорожного движения. Однако, к сожалению, крайне мало водителей следят за изменениями ПДД после окончания учебы в автошколе. А ведь на дорогах регулярно появляются новые знаки и даже разметка.
Только за 2021 год (который, заметим, еще не закончился!) изменили правила перевозки детей (теперь до 7 лет только в специальных автокреслах), запретили за городом выходить из автомобиля без светоотражающего жилета в ночное время суток, утвердили единые правила для перекрестков с круговым движением, ввели новую «вафельную» разметку, а также полосы синих цветов. И это еще не все. Количество нововведений в ПДД в этом году превысило привычный для автомобилистов уровень. При этом не существует какой-то системы, которая бы официально оповещала действующих автомобилистов об изменениях. Некоторые водители узнают о нововведениях по радио, другим – рассказали знакомые, но ведь кто-то мог и не уследить, что, например, изменилась приоритетность проезда на круговых перекрестках. Получается, что такой водитель будет много лет ездить, не зная этого правила.
Чтобы такого не происходило, советуем вам постоянно изучать новые нормы и подстраиваться под них. Да и давно известные Правила необходимо время от времени освежать в памяти. Кстати, все нововведения мы регулярно обсуждаем в нашем Telegram-чате с опытным преподавателем по теории ПДД Евгением Вадимовичем Задорожным.
А сегодня мы подробно разберем те пункты ПДД, которые водители нередко нарушают, часто даже не понимая или просто забывая, что их действия противоречат установленным правилам дорожного движения.
1.
Скоростной предел
Пожалуй, самое массовое нарушение правил дорожного движения – это превышение скорости. На российских дорогах установлены вполне конкретные скоростные лимиты. Так, в населенных пунктах допускается движение со скоростью не превышающей 60 км/ч, а во дворах вообще установлен максимум в 20 км/ч. За городом ограничения полояльнее: на автомагистралях – 110 км/ч, а на остальных трассах – 90 км/ч. Однако, как показывает практика, многие водители не считают превышение скорости на 19 км/ч нарушением, ведь за это в административном кодексе не предусмотрено никаких санкций. Однако 100 км/ч на «трешке» и 120 км/ч по МКАДу – это опасное легкомыслие. К сожалению, большинство серьезных аварий с тяжелыми последствиями происходит именно из-за превышения скорости.
Стоит помнить о том, что если водитель, превысивший скорость всего на 10 км/ч, собьет пешехода, который переходит дорогу в неположенном месте, его, скорее всего, признают виновным из-за нарушения скоростного режима. А за этим последуют все соответствующие правовые последствия, и они не из приятных.
2.
Запрещающий желтый
Большинство водителей уверены, что желтый сигнал светофора всего лишь информирует о предстоящем красном, который запрещает проезд транспорта. Однако в п. 6.2 ПДД четко сказано, что на желтый также ездить нельзя. Исключением считаются лишь случаи, когда автомобилисту для того, чтобы остановиться, необходимо применить экстренное торможение (п. 6.14 ПДД). Любители проскочить частенько пользуются данной лазейкой в Правилах, тем самым избегая наказание. Однако, дело не столько в штрафах, сколько в последствиях подобных нарушений. Стоит другому торопыге с пересекающегося направления стартануть чуть раньше, и вот – типичное ДТП.
Так что хотите подольше пожить – не нарушайте указаний светофора. Даже на пустой дороге лучше остановиться и дождаться разрешающего движение зеленого сигнала, нежели столкнуться с двигающимся наперерез груженым КАМАЗом.
3.
Светофор без контуров
Продолжим «светофорную» тему. Много мифов возникло вокруг светофоров с дополнительной секцией. Когда на улице темно, да еще и льет дождь рассмотреть стрелку в отдельном окошке бывает довольно проблематично. Чтобы упростить задачу для водителей, дорожные работники налепляют на основную секцию светофора специальные трафареты со стрелками, указывающими разрешенное направление дальнейшего движения конкретного окошка.
Однако порой дополнительная секция есть, а контурной стрелки на основном зеленом сигнале светофора нет. Многие автомобилисты почему-то наивно полагают, что это серьезная причина не подчиняться требованиям сигналов допсекции. Только, если внимательно прочитать п. 6.4 ПДД, то станет понятно, что контурная стрелка лишь уведомляет водителей о наличии дополнительных секций светофора, но не отменяет выполнение их сигналов. Более того, п. 6.3 ПДД и вовсе прямым текстом запрещает проезд в направлении дополнительной секции, когда ее сигнал выключен.
Конечно, если на основном зеленом сигнале светофора отсутствуют контурные стрелки при наличии допсекций, то это нарушение ГОСТа 52282-2004, что можно использовать в свою пользу в случае спора с сотрудником ГИБДД. Тем самым получится избежать штрафа, но в итоге вероятно приведет к ДТП.
Мы настаиваем, что поворот направо под негорящую стрелку – это проезд на запрещающий сигнал светофора. Со всеми вытекающими последствиями.
4.
Покидание места ДТП
В головах водителей прочно закрепилось требование Правил, что покидать место аварии почти что смерти подобно – признают виновным, прав лишат, в тюрьму посадят. Поэтому после ДТП автомобилисты боятся сдвинуть свои транспортные средства даже на сантиметр.
На самом же деле требование оставаться на месте аварии касается лишь водителя, а не его машины. Более того, п. 2.6.1 ПДД обязует водителей освободить проезжую часть, если автомобили перегородили проезжую часть, тем самым мешая движению других транспортных средств. Конечно, предварительно, необходимо зафиксировать на фото и видео положение автомобилей относительно друг друга и к объектам дорожной инфраструктуры. Иначе прибывшие на место происшествия инспекторы ГИБДД могут даже оштрафовать вас на 1000 рублей за то, что вы стали причиной образования затора.
5.
«Противотуманки» вместо ближнего
Всех автомобилистов в нашей стране можно разделить на тех, кто ограничивается во время ночных поездок лишь включенными «габаритами» (хорошо хоть ими!), и тех, кто, отправляясь в дорогу в ясный солнечный день, включает и фары, и «противотуманки». Первые, видимо, берегут лампочки для потомков, вторые – из кожи вон лезут, чтобы как можно сильнее заявить о своем присутствии на проезжей части. Объединяет и тех, и других то, что обеим категориям водителей неплохо было бы перечитать правила дорожного движения.
Правила пользования внешними световыми приборами подразумевают, что ночью или в условиях ограниченной видимости нужно обязательно включить ближний или дальний свет, а габаритные огни необходимы при парковке на обочине. А вот «противотуманки» дальний или ближний свет фар не заменяют.
6.
Забыл мигнуть
«Забывчивостью» при включении поворотника во время перестроения из ряда в ряд страдают многие автомобилисты. К сожалению, это говорит о нашей культуре вождения. Это может быть простительно водителям-новичкам, у которых данное действие еще не доведено до автоматизма (хотя в автошколе все-таки большинство оттачивают данный навык в совершенстве). Но когда про поворотники «забывают» автомобилисты с приличным опытом, то эта полнейшая безответственность, которая приносит дискомфорт другим участникам дорожного движения.
Включение поворотников при маневрировании – это не только требование этики, но и указания конкретного пункта Правил (п. 8.1 и 8.2 ПДД). И делать это необходимо заблаговременно. Иначе – штраф.
Однако сумма штрафа в 500 рублей, видимо, мало кого пугает. Тем более, что для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, нужно зафиксировать момент нарушения на видеокамеру. Только учтите, что подобная «забывчивость» при маневрировании может обойтись вам значительно дороже, если машина попадет в аварию.
7.
Телефон без рук
Ни для кого не секрет, что гаджеты скоро поглотят мир. Мы лично проводили эксперимент, катаясь по улицам столицы. Каждый второй автомобилист в вяло движущейся «пробке» достает мобильный телефон, отвлекаясь из-за этого от дороги и угрожая безопасности дорожного движения.
Именно по этой причине во многих государствах (и в России, кстати, в том числе!) запрещается использовать мобильные устройства находясь за рулем. Только по каким-то причинам российские водители регулярно нарушают запрет п. 2.7 ПДД. Штраф за подобное правонарушение составляет, между прочем, 1500 рублей.
Внимательнее изучайте правила дорожного движения, следите за нововведениями и не нарушайте. И будет на дорогах тишина и спокойствие!
Выезд на полосу встречного движения
Ситуации, при которых возникает этот вид нарушения ПДД:
- обгон с пересечением сплошной разметки;
- обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения;
- неверный проезд кругового перекрестка (в обратном направлении);
- игнорирование знаков одностороннего движения.
- штраф 1 500 рублей при выезде на встречку из-за объезда препятствия или поворота налево ( п. 2 ст. 12.16 и п. 3 12.15.КоАП РФ);
- штраф 5 000 рублей во всех остальных случаях, если нарушение было зафиксировано автоматической камерой видеонаблюдения (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
- лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, если нарушение выявил инспектор ГИБДД (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).
Грубые нарушение правил дорожного движения список
Грубые нарушения пдд это Важно Статья Описание правонарушения Вид наказания Езда без гос. знаков статья 12.2 ч. 2 Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть. Об ответственности и судебной практике по лишению прав за езду без номеров читайте в соответствующей статье по ссылке. Грубые нарушения пдд осаго Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта статья 12.21.1 ч.
Нарушение правил проезда пешеходных переходов
Согласно новым правилам, водитель обязан не создавать помеху пешеходам. Например, при подъезде к пешеходному переходу без светофора автолюбитель должен оценить наличие людей, желающих перейти дорогу, и определить необходимость остановки.
Если водитель видит, что человек подошел к «зебре» и не смотрит по сторонам, а беседует по телефону, то он вправе не уступать ему дорогу. К сожалению, такая трактовка и необходимость «предугадывать» действия других людей часто ведут к авариям.
Штраф за нарушение правила проезда «зебры» предусмотрен статьей 12.18 КоАП РФ, его размер – от 1 500 до 2 500 рублей.
Запрещенное движение задним ходом
Часть водителей забывают о данном правиле сразу после окончания автошколы. Однако, в ПДД перечислены конкретные ситуации, при которых движение задним ходом запрещено из-за высокого риска наступления ДТП:
- при пересечении всех типов перекрестков и пешеходных переходов;
- при движении по различным сооружениям: мостам, тоннелям, эстакадам;
- при плохом обзоре – менее 100 метров в любую сторону (например, из-за тумана);
- на остановках;
- на автомагистралях.
Если водитель не выполнил данное требование, то ему грозит штраф:
- 2 500 рублей за езду задним ходом по автомагистрали (ст. 12.11 КоАП РФ);
- 500 рублей во всех остальных ситуациях.
7 главных нарушений ПДД: протоколов — десятки миллионов!
1. На полном ходу
Логично, что порывы полихачить пресекаются законодательно. Пп. 10.1. п. 10 ПДД обязывает водителя соблюдать ограничения, отмечая, что скорость должна обеспечивать возможность перманентного контроля за движением автомобиля. А статья 12.9. КоАП РФ устанавливает штрафы за нарушение этого правила. Самое суровое наказание грозит тем, кто превысит скорость на величину более 80 км/ч. Такая вольность обойдется в 5000 рублей или приведет к лишению прав на полгода. Повторные поездки со скоростью выше 80 км/ч наказываются лишением прав уже на год, а если водитель попадет в объективы камер, то штрафом в 5000 рублей.
2. Несмотря на запреты
К примеру, предписаний можно не увидеть под толстым слоем грязи (снега) или не разглядеть их за кроной деревьев. Если водитель докажет, что у него не было объективной возможности визуально различить установленные знаки или разобрать разметку, но при этом он четко соблюдал ПДД, штраф можно оспорить. В остальных случаях отвечать за нарушение все равно придется. Так, поворот налево или разворот в запрещенном месте обойдутся в сумму от 1000 до 1500 рублей.
3. На красный свет
Нередко в спешке автомобилисты проскакивают на красный свет или не замечают жестов регулировщика, что чревато серьезными последствиями абсолютно для всех водителей и пешеходов. В минувшем году за это нарушение было наложено 4,3 млн штрафов. Понятно, что с подобной невнимательностью борются законодательно. Так, в п. 6 ПДД обстоятельно расписаны нюансы применения сигналов светофора и жестов регулировщика. Проверьте, все ли вы помните с парты автошколы. Тем более что п. 1 ст. 12.12. КоАП РФ устанавливает штраф 1000 рублей за поездки на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
4. Без ремней
Закон запрещает перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями. Водителю обязательно нужно предупредить своих попутчиков о мерах предосторожности и не нажимать на газ, пока все не пристегнутся. Пассажирам при этом не стоит забывать, что ответственность предусмотрена и для них. За поездки с нарушением этого требования для водителя установлен штраф 1000 рублей, а для пассажира предупреждение или штраф 500 рублей.
5. Не на своем месте
Обгон в запрещенном месте или несоблюдение бокового интервала между авто может привести к плачевным последствиям. Пункты 9 и 11 ПДД обстоятельно регламентируют все нюансы расположения ТС на проезжей части, встречного разъезда, обгона и опережения. Соблюдать указанные требования нужно, чтобы минимизировать количество ДТП и пробок на дорогах.
Понятно, что от сознательности каждого автомобилиста зависит общая безопасность. Однако далеко не все водители понимают степень важности установленных законодательных норм. По данным Госавтоинспекции, количество штрафов за указанные нарушения в 2018 году составило 2,8 млн. Автомобилистов не останавливает даже весьма суровое наказание — штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) за выезд на встречку или на трамвайные пути встречного направления .
6. Без страховки
Несмотря на то, что обязанность страховать свою гражданскую ответственность возложена на автомобилистов законом (п. 1 ст. 4 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ), равно как и требование предъявлять полис сотруднику полиции, несоблюдение требований об обязательном страховании далеко не редкость. В прошлом году количество выписанных за это нарушение штрафов составило 2,6 млн.
Меж тем статья 12.37 КоАП РФ содержит санкции для забывчивых водителей. К примеру, за неисполнение обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, придется заплатить 800 рублей (п. 2 ст. 12.37. КоАП РФ).
7. Не пропустил
Что при этом прописано на сей счет в Правилах? Обязанность водителя, подъезжающего к нерегулируемом переходу, уступать дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для того, чтобы перейти. Причем если одна машина замедляется, то и другие автомобилисты, двигавшиеся в том же направлении, должны синхронно притормозить или остановиться. Конечно, в пробках и постоянной спешке эти правила нередко нарушаются, за что приходится платить штраф в размере 1500 до 2500 рублей.
Минимизировать количество нарушений вполне под силу, если проявлять особую бдительность за рулем.
Из-за чего случаются ДТП чаще всего?
У каждого инцидента на дороге есть свои причины и последствия. К сожалению, в мире в результате аварий ежегодно погибают десятки тысяч водителей, их пассажиров и пешеходов. А число тех, кто получает травмы, в десятки раз больше.
Немудрено, что каждый водитель хотел бы максимально обезопасить себя и своих попутчиков от аварий и их последствий. Для этого необходимо знать основные причины ДТП на дорогах.
Пьянство
Многие знают шутку о том, что для передвижения пьяного человека существует четыре типа машин: такси, скорая помощь, полицейский автомобиль и катафалк. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Несмотря на обширную пропаганду недопустимости управления автомобилем пьяным водителем, автолюбители почему-то упорно игнорируют это требование.
Статистика
Говоря о том, каковы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, пьянство нужно упомянуть первым. Ведь даже в странах с высоким уровнем благополучия, таких как Германия, США, Канада и Франция, очень часто происходят аварии с участием нетрезвых водителей. Примерно 35% всех дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением шофёрами алкоголя.
В России этот показатель ещё выше. Доля таких аварий достигает 45% от общего числа ДТП.
Алкоголь и реакция
Посредством многих тестов и исследований было доказано, что даже после пары бокалов пива у водителя снижается способность реагировать на форс-мажорные дорожные ситуации. А что уж говорить о той стадии опьянения, когда у человека теряется чувство реальности. В таком состоянии ему кажется, что он всемогущ и способен предотвратить любое ДТП. Однако это ложное впечатление, навязанное как раз алкогольными напитками.
Кроме прочего, алкоголь становится причиной чрезмерной сонливости человека. Отчасти это связано с тем, что спиртное принято употреблять вечером, когда в организме накопилась усталость.
Теперь представьте, сможет ли полусонный человек с замедленной реакцией и изменённым восприятием реальности эффективно отреагировать на сложную дорожную ситуацию? Вряд ли. Ведь для действий, направленных на избежание аварии, у водителя, как правило, есть лишь доля секунды.
Наказание
Нелишним будет напомнить, что за вождение в нетрезвом состоянии водителя лишают прав. А при повторном идентичном нарушении предусмотрена даже уголовная ответственность. Ведь всем известно, что пьяный водитель подвергает опасности не только себя, но и всех окружающих.
Гаджеты
Наказание
За разговоры по телефону во время управления машиной предусмотрен штраф. Однако это не останавливает водителей в их стремлении пообщаться во время пути. Не последнюю роль в таком поведении шофёров играет безнаказанность. Ведь для того, чтобы быть наказанным за болтовню по телефону, нужно ещё быть пойманным. А далеко не каждый сотрудник ГИБДД разглядит в потоке машин водителя с прижатой к плечу телефонной трубкой.
К тому же находчивые водители привыкли прятать телефон в тот момент, когда обнаруживают в пределах видимости человека в салатовом жилете.
Телефон и реакция
А между тем, когда человек прижимает к уху телефон плечом, он отнимает у себя возможность быстро вывернуть руль в случае опасности. Да и управляет автомобилем неуверенно и криво. Для срочных ответов на звонки существуют телефонные гарнитуры, беспроводные наушники либо встроенные системы «свободные руки». Их использование разрешено.
Мессенджеры
Но не только телефонные разговоры могут сыграть с водителем злую шутку. В наши дни обилие различных мессенджеров соблазняет водителя печатать сообщения во время движения. Некоторые люди, находящиеся за рулём, даже умудряются фотографировать либо фотографироваться и публиковать эти снимки в соцсетях.
Едва ли стоит долго рассказывать о том, что может случиться с водителем, который смотрит в экран смартфона вместо того, чтобы следить за дорогой. Это всё равно что ехать с закрытыми глазами.
Навигатор
Не зря в навигаторах предусмотрена не только визуальная демонстрация маршрута, но есть ещё и голосовые подсказки. Представители ГИБДД просят водителей больше слушать навигатор, а не смотреть в него. Ведь в момент созерцания экрана водитель отводит взгляд от дороги, а это опасно.
Статистика
Статистика неутешительна. Среди всех водителей, попадающих в ДТП, от 15 до 20% в момент столкновения пользуются различными гаджетами.
Скорость
Наказание
По сути, установленную скоростную норму можно превышать на 10 км в час. За это, скорее всего, водитель не понесёт никакой ответственности, так как при назначении штрафов рассматривается возможность погрешности спидометра или радара. Однако если скорость превышена на 20–60 километров в час, водителя гарантированно ожидает ощутимый штраф. За превышение скорости более чем на 60 км в час водитель может лишиться удостоверения.
Но эти наказания мало пугают любителей скоростной езды. Причин для превышения скорости может быть масса. Человек сильно торопится, играет в гонки с другими участниками движения, хочет проявить себя умелым водителем перед окружающим или просто получает удовольствие от быстрого перемещения.
Последствия
Однако не нужно забывать, что при столкновении на скорости более 60 километров в час люди, находящиеся в машине, как минимум получат травмы. На скорости, равной 150 километрам в час, человека не спасает даже подушка безопасности. Её упругости недостаточно для того, чтобы отделить голову от твёрдых частей машины.
Человек, который находится в искорёженном авто, несколько секунд назад летевшем на бешеной скорости, оказывается сдавлен, а то и раздавлен пластами металла.
Статистика
Но никакие технические предостережения, запреты, прописанные в правилах, и наказания за нарушения не меняют того факта, что 12–15% всех происходящих аварий не случились, если бы водители передвигались с разрешённой скоростью.
Другие нарушения
Четвёртое место в нашем рейтинге занимают причины возникновения ДТП, не связанные с превышением скорости, разговорами по телефону или вождением в нетрезвом виде.
Причины возникновения аварий могут также крыться в других нарушениях.
Знаки
Не зря вдоль дорог устанавливается огромное количество знаков. Они диктуют приоритетность направлений движения, предупреждают о неровностях и пешеходах, требуют снижения скорости, запрещают остановку и стоянку.
Но не каждый водитель внимательно следит за дорожными указателями и выполняет их предписания. Это становится причиной различных ДТП.
Переезды
Часто дорожно-транспортные происшествия случаются на железнодорожных переездах. Водитель просто игнорирует значение знака STOP, требующего остановки перед продолжением движения. Автолюбитель въезжает на рельсы, не убеждаясь в безопасности этого манёвра, и попадает под поезд.
Пешеходы
Не захотел лишний раз притормозить перед «зеброй». Это становится причиной инцидентов, в которых получают травмы и гибнут пешеходы. Нужно быть внимательными и притормаживать перед полосатыми дорожками. К тому же не стоит игнорировать знаки «Осторожно, дети!». Это означает, что где-то поблизости есть детское учреждение и несовершеннолетний участник движения в любой момент может оказаться на проезжей части.
Говоря о пешеходах, нельзя снимать вины и с пострадавших. Часто они начинают движение по «зебре», не посмотрев по сторонам, перебегают дорогу в неположенных местах. Родители иногда недостаточно внимательно следят за детьми и допускают их вход на дорогу. Несомненно, к дорожному движению должны относиться одинаково ответственно и водители, и пешеходы.
Поломки
Водитель обязан тщательно следить за своим автомобилем. Ведь окончательный выход транспортного средства из строя — самая малая из возможных бед, вызванных техническими неисправностями. В своде ПДД подробно расписано, с какими поломками запрещена эксплуатация машины. Однако автовладельцы, гонимые жаждой экономии времени и денег, продолжают ездить на автомобиле с поломками.
Когда у машины отказывают тормоза, слетают колёса и теряется управление, на дороге случаются настоящие катастрофы.
Внешние факторы
К сожалению, нередко причиной аварий становятся и такие факторы, которые никак не связаны ни с одним участником движения.
Слепые зоны
Иногда аварии случаются при перестроении машины с одной полосы на другую. При таком манёвре добросовестный водитель обязательно посмотрит в зеркало заднего вида. Однако у этого устройства есть так называемые слепые зоны, в которых не просматривается находящийся чуть поодаль автомобиль.
Поэтому водителям рекомендуют при перестроении смотреть не только в зеркала, но периодически и поворачивать голову.
Это не распространённая причина аварий, но часто именно на «слепые зоны» переносят ответственность виновники мелких ДТП, которые решили подрезать попутное авто или просто не захотели посмотреть в зеркало.
Дороги
В России состояние дорожного полотна весьма часто становится причиной как мелких, так и крупных ДТП. Наличие на асфальте ямы или колеи должно заставить водителя ехать максимально осторожно.
Ведь при попадании колеса в углубление машину начинает заносить. Она может несколько раз развернуться вокруг себя и даже вылететь на встречную полосу.
Увы, но при таком инциденте будет очень сложно найти виноватых. Нет, конечно, можно подать в суд на дорожные службы. Но стоит помнить, что уставом допускается наличие на дорожном полотне дефектов, однако они не должны выходить за рамки допустимых норм.
Чтобы проверить, соответствует ли яма нормам, будет собираться комиссия, она проведёт экспертизу. Но, скорее всего, к моменту выезда таких экспертов на место происшествия, дыру ответчик уже залатает. Вот и выходит, что доказать вину дорожников практически невозможно.
Отсутствие знаков и светофоров
Светофор, как и любое техническое средство, может сломаться. Поэтому на любом перекрёстке должны быть установлены знаки, определяющие приоритетность направлений движения. Если этих знаков нет и водители попросту не смогли разъехаться из-за того, что не знали, на чьей стороне преимущество, виноваты в аварии не они.
В таком случае водитель обязательно должен судиться. Доказать отсутствие знаков можно посредством фотографий или роликов видеорегистратора. На этот раз суду не потребуется никакая комиссия, чтобы увидеть, что перекрёсток в момент ДТП не регулировался никакими метками.
Погода
Всё-таки, говоря о погодных явлениях, нельзя утверждать, что это только внешний фактор. Часто водители просто не утруждают себя оценкой дорожной ситуации и ведут себя несоответственно погодным условиям.
Например, некоторые забывают, что в дождь желательно ехать медленнее, так как видимость сокращается, а длина тормозного пути становится больше. Некоторые водители умудряются зимой ездить на лысой или летней резине. Кто-то не обращает внимания на туман и едет с большой скоростью, из-за чего не успевает затормозить перед внезапно проявившимся в дымке препятствием.
Вот и получается, что при большинстве погодных явлений адекватное поведение шофёра поможет избежать возможного ДТП.
Это были самые распространённые причины аварий. Напоследок хотелось бы напомнить, что каждый человек, севший за руль, должен понимать, какую ответственность он несёт за себя, за жизни своих пассажиров и окружающих.
Если каждый водитель хотя бы изредка будет задумываться о том, почему автомобиль считается средством повышенной опасности, почему именно машина, по статистике, является самым аварийным транспортом и для чего были прописаны правила дорожного движения, нет сомнений, происшествий на дорогах будет меньше.