Автодиагностика своими руками – просто ли быть механиком?

Автодиагностика своими руками – просто ли быть механиком?

Иногда наш автомобиль начинает работать не совсем корректно, и тогда мы посещаем СТО, на которых специалисты оценивают состояние нашего «железного коня», но если знать, как делается автодиагностика своими руками, и что для этого нужно, то можно неплохо сэкономить. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Кто такой современный автомеханик?

Как видно уже из названия, диагностика предполагает оценку состояния всех узлов автомобиля, так что без определенных знаний, навыков и оборудования обойтись будет довольно сложно. А особенно если учитывать последнюю тенденцию все максимально автоматизировать. Нынешние иномарки зачастую не только укомплектованы коробкой «автомат», но также имеют и бортовой компьютер, являющийся, по сути, мозгом машины и контролирующий практически все процессы. Этим и затрудняется взаимодействие с внутренностями авто, ведь нужно считаться с собственным мнением этого электронного «начальника».

Кроме того, если вы желаете связать с автомеханикой свою жизнь и зарабатывать таким образом себе на хлеб, то обязательно нужно подготовить себя к тому, что придется все время изучать какие-то новые нюансы. Ведь прогресс не стоит на месте, и, как показывает практика, мотористы, славившиеся своим профессионализмом лет этак двадцать назад, с трудом могут справиться с современной техникой, а некоторым это вовсе не под силу. Также следует разбираться в электрике, читать схемы, свободно владеть компьютером и иными электронными ресурсами, ведь там можно найти много информации о том, как стать хорошим автомехаником.

Необходимо уметь работать с электрическими приборами, различными устройствами и специализированным оборудованием, еще не будет лишним и умение паять.

Особенности профессии автомеханика

Что же насчет качеств характера, так хороший автомеханик просто обязан кропотливо подходить к любой проблеме, ведь обычно причина поломки не бросается в глаза. Поэтому необходимо быть достаточно компетентным в данном вопросе, не только заучив, что и как работает, но и понимать всю суть процесса, знать, какую именно роль играет каждая деталь в устройстве автомобиля, и уметь смотреть глубже, чем любитель. Ведь малейший недочет или же элементарная невнимательность может потом послужить причиной ДТП, и кто знает, каковы могут быть последствия ваших любительских экспериментов.

По сути, автомеханик – это тот же доктор, только он осматривает не людей, а автомобили, ставит свой диагноз и пытается вылечить. Овладев основами данного ремесла, можно не только следить за состоянием своего автомобиля, тем самым экономя свой бюджет, но и зарабатывать таким способом на жизнь. Сегодня хорошие специалисты на вес золота. Но не обойтись и еще без кое-чего. Безусловно, для людей данной профессии необходим целый ряд инструментов. Это и молоток, и набор отверток, ключей, плоскогубцев – в общем, все, с помощью чего можно сделать монтаж и демонтаж разных узлов и деталей. Но кроме них понадобится еще и специализированное оборудование, такое как различные тестеры, позволяющие оценить состояние свечей зажигания, форсунок, электрических цепей и пр.

Также существуют специальные сканеры блоков управления, с их помощью можно обнаружить и устранить ошибки в программе, узнать текущие значения датчиков, которые установлены в разных системах, оценить работоспособность отдельных устройств и в случае замены некоторых из них осуществить адаптацию системы управления. Чтобы проверить работоспособность таких сканеров, а также обнаружить возможные неисправности, в ход идут измерительные приборы. Конечно же, они значительно облегчают работу, а в ряде случаев без всего этого оборудования просто не обойтись, но оно актуально, только если заниматься автодиагностикой профессионально, иначе нет смысла приобретать его из-за дороговизны.

Автодиагностика своими руками – основные узлы и механизмы

Безусловно, чтобы разобраться в устройстве автомобиля, нужно изучить много информации, но сейчас попробуем хотя бы выделить самые основные узлы, так сказать, автомеханика для чайников. Итак, никакая машина не поедет без исправного двигателя, данный агрегат предназначен для того, чтобы перерабатывать тепловую энергию в механическую. Затем, чтобы эта самая энергия привела в движение колеса, необходима трансмиссия, состоящая из коробки переключения передач, ШРУСов и сцепления.

Колеса, подвеска, мосты и рама относятся к ходовой части, благодаря которой машина может передвигаться. Кстати говоря, ее комплектация играет немалую роль и в обеспечении комфорта, а также управляемости авто. Все, что каким-либо образом связано с электричеством, является электрооборудованием. Это АКБ, вырабатывающая искру для запуска двигателя, генератор, поддерживающий напряжение в борт-сети, ЭБУ, электропроводка и иные потребители электричества. Ну и скелетом, на котором держатся все вышеописанные узлы, является кузов.

Собственная диагностика авто, миф или реальность?

Многие автолюбители мечтают о возможности собственной диагностики авто. Люди, которые не равнодушны к своим авто стараются поддерживать свои авто в хорошем состоянии, а в случае поломки стараются как можно скорее ее устранить, за частую для выявления проблем приходиться обращаться к специалистам на СТО. Такой подход имеет несколько минусов.

Во-первых, нужно быть счастливым человеком что бы найти хорошее и честное СТО, приехав в которое не боишься, что «кинут» или сделают что не так.

Во-вторых, частые поездки на СТО дело затратное и далеко не все могут себе это позволить.
Какой же выход остается таким людям? Регулярно проводить самостоятельную компьютерную диагностику авто, тем более что это не так сложно и дорого как может показаться. Сегодня я расскажу Вам о недорогом, но действенном методе диагностики вашего авто.
Я расскажу Вам об адаптерах, работающих по протоколу OBD. Эти протоколы начали устанавливать в авто начиная с 1980 годов, стандарт OBD 2 начинается появляться с 1994 года, было это связанно за легким доступом тестирования выбросов СО2 и впервые применен в США, но это не столь важно. Важно понимать, что стандарт OBD 1 не всегда поддерживает однотипную колодку, как это чаще всего можно наблюдать в разъеме OBD 2 16 пиновая трапецевидная колодка, в таком случае владельцам авто необходимо найти (ну или спаять самостоятельно если есть время) переходник под стандарт OBD 2, обычно колодка OBD находиться под рулем, в редких случаях в других местах, на приоре например в бардачке находиться, в некоторых моделях audi в центральной панели, в общем можно поискать в интернете и найти.

Читайте также:
Допустимый износ тормозных дисков: как определить? Мнение эксперта

На самом деле стандарты диагностики очень распространены в автомобиле строении и применяются не только на дорогих иномарках, но так же и в советском автопроме. Так что найти подходящий адаптер для диагностики возможно практически всегда.
Данный вид диагностики поможет выявить проблему, несколькими способами.

Первый, путем считывания ошибки, наверное самый простой способ, адаптером можно считать код ошибки обычно они бывают таких видов P0102, это ошибка означает — низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха дмрв, отсюда понятно что проблема в датчике ДМРВ, если даже и не напрямую, то по крайней мере уже точечно известно где искать проблему, это в разы удобнее чем искать по всей машине, согласитесь?)

Второй вариант, это считывание параметров автомобиля в режиме реального времени, для каждого авто существует определенные стандарты параметров, к примеру сколько воздуха должен потреблять двигатель, какой угол опережения зажигания должен быть? Далее считываем адаптером параметры и сравниваем их с требуемыми параметрами, находим разночтения и понимаем где кроется проблема. Даже если Вы сами будете не в состоянии устранить проблему, приехав на СТО вы уже сможете детально говорить с работниками и точечно указать проблему, что безусловно сэкономит Ваше и их время и стоимость ремонта.
Так же существует проблема постоянно горящих ламп Check Engine, это не обязательно какая о крупная поломка, часто выскакивает просто из-за некачественного Российского бензина, постоянно горящая лампа режет глаза, а заезжать каждый раз на СТО чтобы скинуть лампу дело затратное.
Дальше я постараюсь разбить различные марки авто и оптимальные адаптеры для каждого вида авто.

Первая категория, это автомобили VAG крупы, сюда входят такие автомобили, Volkswagen, Audi, Škoda, Seat, под эти авто «заточен» специальный адаптер VAG-COM, владельцам этих авто достаточно купить такой адаптер, программа в комплекте полностью подойдет к этим авто и никаких сторонних программ искать я не советую, потому что как правило стандартная программа поддерживает практически все возможные настройки и является безопасной и стабильной.

Так же адаптер VAG-COM подойдет для диагностики отечественных авто, в плоть до Приоры (после диагностируется не много другим адаптером), в силу того что советские авто работают по линии K-Line (Диагностическая линия связи, установлена между электронными блоками управления) есть возможность диагностировать авто с помощью адаптера VAG-COM лично проверенно на автомобилях (ваз 2110,12, 14, 15), диагностику советских авто советую делать через программу от Abbat, называется MyTesterVAZ.
Пример использования программы:

Удобная, практичная, бесплатная. (ссылку на программы ищите вконце поста).
Так же адаптером в редких случаях диагностируются некоторые модели Ford и Nissan. Однажды таким адаптером диагностировал Toyota Prius, но честно говоря так до конца и не понял почему он там работал, но мало ли кому то пригодится.

Однозначно советую данный адаптер для диагностики Subaru, как праворульных, так и леворульных, вполне сносно читает все параметры, показывает/стирает ошибки, показывает данные в режиме реального времени, диагностировать советую через довольно известную программу ecuExplorer v4.
Следующая группа авто с CAN шиной, для них пойдет адаптер ELM 327, бывает в различных исполнения USB, Bluetooth, WI-Fi.

Довольно удобно так как есть возможность диагностировать, скидывать ошибки и смотреть параметры на прямую с телефона/планшета. Но будьде внимательны, адаптеры Bluetooth подойдут на Android, но не пойдут на iOS. Для iOS нужно брать только Wi-Fi, на адроиды Wi-Fi по дефолту не идет, но если произвести определенные махинации, то можно и туда подключить, советую это только в том случае если в этом разибраетесь, в ином случае берите Bluetooth. Сюда можно отнести практически все иномарки, toyota, lexus, scion, mitsubisi, ford, Mazda, Suzuki, Kia, Hyundai, Peugeot, возможно какие то забыл, если вспомню допишу. Детища Автоваза начиная с приоры заканчивая калиной 2. Диагностировать советую программой ScanMaster, удобный интерфейс, возможность русификации, бесплатная, универсальная подходит ко всем авто.

Для BMW советую адаптер BMW INPA

лучший по соотношению цена качество, множество параметров плюсом может работать с программой DIS, кто не знает о такой советую почитать более детально. В комплекте программа не идет, но если руки есть то запустить можно.

Для Toyota/Lexus, для более глубокой диагностики посоветую адаптер Toyota Mini-VCI.

Работает через официальную программу TeachStream от DENSO (минусом является что поддерживаются только леворульные машины, если есть праворульный аналог то можно и на нем попробовать но не гарант, например rav4 и vanguard, так же долговатый отклик адаптера). Показывает некоторые специфические параметры которые обычными адаптерами не считать, например температуру масла в коробке, зачем это нужно? Ну разные бывают случаи. Так же эти адаптером можно сбросить некоторые ошибки которые обычными сканерами не скинуть, типа ошибка датчика давления в шинах.

Для OPEL однозначно адаптер OP-COM, полно функций, различные настройки, возможность русификации, относительная не дороговизна.

Читайте также:
Список популярных автомобилей с оцинкованным кузовом: русский автопром и иномарки

Все программы описанные выше можете скачать бесплатно по этой ссылке:

Если у кого есть какие вопросы, пишите в комментариях помогу чем смогу.

Автодиагностика своими руками – просто ли быть механиком?

© А.Пахомов (aka IS_ 18 )

Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.

Диагност

Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».

Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.

Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь

Обучение

Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». Подробнее.

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1 . Сканеры
2 . Мотортестеры.
3 . Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

1 . Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2 . Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3 . Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4 . Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII- 600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
  • Адаптер K‑Line (K‑L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
  • Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.
Читайте также:
Почему не горит лампа давления масла в салоне

Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1 . О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2 . О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3 . О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4 . О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5 . О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.

Газоанализаторы

Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано здесь.

Краткий итог

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:

  • Топливный манометр. О нем почитайте здесь.
  • Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
  • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
  • Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно не китайского производства.
  • Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
  • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно.

Чип – тюнингом будем заниматься?

Тогда еще одна статья расходов:

  • Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5 .xx, Январь 7 . 2 , Микас 7 .x, Бош МП 7 , Бош М 7 . 9 . 7 ). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество «обломов» и потерянных клиентов.
  • Программатор ПЗУ (Январь 4 , GM, Микас 5 , Бош М 154 ) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить – берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27 С 257 ( 32 Kb) и 27 С 512 / 27 E 512 ( 64 Kb).
  • УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше 🙂
  • Оборудование для пайки – паяльник, отсос и т.д (в идеале – паяльная станция).
    К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным – ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90 ‑х готов прошлого столетия.
  • Набор прошивок под все типы ЭСУД – в зависимости от уровня:
    а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
  • Для продвинутых – программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
  • Инженерный блок – для профессионалов, для калибрования непосредственно «на ходу».
  • Контроллер ШДК – для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр, но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.
Читайте также:
Не крутит стартер ВАЗ 2110 – как решить эту проблему?

Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается диагностика

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

1 . Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

2 . Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.

Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

3 . Первым делом «узнаем врага в лицо», т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия- 83 , Евро‑ 2 , Евро‑ 3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I 27 , блок Январь 7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

4 . Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.

5 . Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6 . Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – читайте здесь.
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7 . На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП 7 . 0 можно почитать очень хорошую статью. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8 . Фиксируем показания газоанализатора.

9 . При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10 . Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11 . А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Автодиагностика своими руками – просто ли быть механиком?

Иногда наш автомобиль начинает работать не совсем корректно, и тогда мы посещаем СТО, на которых специалисты оценивают состояние нашего «железного коня», но если знать, как делается автодиагностика своими руками, и что для этого нужно, то можно неплохо сэкономить. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Кто такой современный автомеханик?

Как видно уже из названия, диагностика предполагает оценку состояния всех узлов автомобиля, так что без определенных знаний, навыков и оборудования обойтись будет довольно сложно. А особенно если учитывать последнюю тенденцию все максимально автоматизировать. Нынешние иномарки зачастую не только укомплектованы коробкой «автомат», но также имеют и бортовой компьютер, являющийся, по сути, мозгом машины и контролирующий практически все процессы. Этим и затрудняется взаимодействие с внутренностями авто, ведь нужно считаться с собственным мнением этого электронного «начальника».

Читайте также:
Как выявить неисправность помпы на «Ладе-Калине» и заменить деталь своими руками

Кроме того, если вы желаете связать с автомеханикой свою жизнь и зарабатывать таким образом себе на хлеб, то обязательно нужно подготовить себя к тому, что придется все время изучать какие-то новые нюансы. Ведь прогресс не стоит на месте, и, как показывает практика, мотористы, славившиеся своим профессионализмом лет этак двадцать назад, с трудом могут справиться с современной техникой, а некоторым это вовсе не под силу. Также следует разбираться в электрике, читать схемы, свободно владеть компьютером и иными электронными ресурсами, ведь там можно найти много информации о том, как стать хорошим автомехаником.

Необходимо уметь работать с электрическими приборами, различными устройствами и специализированным оборудованием, еще не будет лишним и умение паять.

Для чего необходима компьютерная диагностика автомобиля

Главное преимущество – реальная экономия денег, времени и нервов. Если автомобиль ведет себя не так, как обычно, просто выполните проверку всех систем.

Все, что необходимо – подключить компьютер и посмотреть основные параметры. При наличии отклонений в тех или иных параметрах нужно обратиться к специалисту и решить уже конкретную проблему.

Если этого не сделать, то специалисты в сервисе могут содрать «три шкуры» и продержать автомобиль несколько дней в поисках неисправностей.

В случае самостоятельного выявления неисправности все намного проще. Вы сами определяете дефект (или хотя бы направление проблемы), осуществляете поиск специалиста по направлению (что гораздо проще сделать, чем найти квалифицированного специалиста на СТО) и говорите о причине обращения.

Несколько часов работы, и проблема устранена.

Конечно, изучение тонкостей диагностики автомобиля – это не дело пяти минут. Необходимо знать расшифровку кодов ошибок, понимать особенности работы программы, знать основные процедуры проверки и так далее.

К примеру, коды ошибок автомобилей ВАЗ.

Хотя, можно использовать возможности программы и в качестве обычного «юзера» (только для чтения ошибок). Даже это позволяет сэкономить время и деньги.

Особенности профессии автомеханика

Что же насчет качеств характера, так хороший автомеханик просто обязан кропотливо подходить к любой проблеме, ведь обычно причина поломки не бросается в глаза. Поэтому необходимо быть достаточно компетентным в данном вопросе, не только заучив, что и как работает, но и понимать всю суть процесса, знать, какую именно роль играет каждая деталь в устройстве автомобиля, и уметь смотреть глубже, чем любитель. Ведь малейший недочет или же элементарная невнимательность может потом послужить причиной ДТП, и кто знает, каковы могут быть последствия ваших любительских экспериментов.

По сути, автомеханик – это тот же доктор, только он осматривает не людей, а автомобили, ставит свой диагноз и пытается вылечить. Овладев основами данного ремесла, можно не только следить за состоянием своего автомобиля, тем самым экономя свой бюджет, но и зарабатывать таким способом на жизнь. Сегодня хорошие специалисты на вес золота. Но не обойтись и еще без кое-чего. Безусловно, для людей данной профессии необходим целый ряд инструментов. Это и молоток, и набор отверток, ключей, плоскогубцев – в общем, все, с помощью чего можно сделать монтаж и демонтаж разных узлов и деталей. Но кроме них понадобится еще и специализированное оборудование, такое как различные тестеры, позволяющие оценить состояние свечей зажигания, форсунок, электрических цепей и пр.

Также существуют специальные сканеры блоков управления, с их помощью можно обнаружить и устранить ошибки в программе, узнать текущие значения датчиков, которые установлены в разных системах, оценить работоспособность отдельных устройств и в случае замены некоторых из них осуществить адаптацию системы управления. Чтобы проверить работоспособность таких сканеров, а также обнаружить возможные неисправности, в ход идут измерительные приборы. Конечно же, они значительно облегчают работу, а в ряде случаев без всего этого оборудования просто не обойтись, но оно актуально, только если заниматься автодиагностикой профессионально, иначе нет смысла приобретать его из-за дороговизны.

Как происходит проверка?

Порядок проведения самостоятельной диагностики двигателя автомобиля с помощью компьютера и смартфона одинаков. Отличие только в сопряжении используемых устройств.

Подключение ноутбука выполняется в диагностический разъем OBD-II, который находится рядом с рулевой колонкой или в зоне доступной для водителя. На старых моделях он может быть расположен под капотом. Причем может отличаться от OBD-II, поэтому, возможно, придется покупать специальный переходник.

Подключение к разъему диагностического оборудования выполняется через специальный адаптер и провод для диагностики автомобиля. Можно купить готовый сканер для конкретного автомобиля либо универсальный. Возможен вариант изготовления самодельного адаптера, пользуясь схемами, размещенными на разных ресурсах. При выборе автосканера нужно обращать внимание на порт подключения. Порт USB универсален, так как к нему можно подключить любой девайс.

После подключения к ноутбуку либо другому устройству, нужно запустить программу для диагностики. За исключением ELM327, у каждого диагностического устройства есть программное обеспечение, но принцип работы у них похож. Разобраться с интерфейсом просто. Запускается сканирование ошибок и выполняется их анализ. Расшифровка кодов обычно высвечивается вместе со списком ошибок.

Диагностика при помощи телефона или смартфона отличается способом подключения. Для связи используется Bluetooth или Wi-Fi. Чтобы подключиться к устройству тестирования, нужно на телефоне активировать канал связи.

После расшифровки ошибок их следует устранить. Пока не будут ликвидированы все неполадки, не стоит стирать коды ошибок из памяти блока управления. Неисправленные ошибки появятся при следующей диагностике.

Читайте также:
Самостоятельная диагностика и замена помпы на автомобиле ВАЗ 2114/15

Как стать настоящим автомехаником: ремонт своими руками авто

Автомеханик – нестандартная профессия. Ее представители занимаются любимым делом (чинят машины), и получают за это хорошие деньги. Мы расскажем о профессии автомеханик. Поведаем о том, как им стать. А также рассмотрим особенности профессии, уровень зарплат в ней, и перспективы для специалистов.

  1. Шаги
  2. Как стать специалистом?
  3. Уроки автомеханики для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения
  4. Купить старый автомобиль
  5. Покупка запасных частей
  6. Какие школы предлагают обучение для механиков?
  7. Список школ, которые предлагают обучение для механиков
  8. Об этой статье
  9. Подбираем полезные инструменты
  10. Хочу стать автомехаником!
  11. Плюсы и минусы профессии
  12. Плюсы
  13. Минусы
  14. Зарплата автослесаря (автомеханика)
  15. Регистрация на тематических форумах
  16. Должен ли я сдавать какие-либо тесты, чтобы стать сертифицированным механиком?
  17. Источники

Оцените объем знаний и умений, необходимых автомеханику. Если вы сделаете это заранее, то не зайдете в тупик посреди своего пути. Мастера должны обладать широчайшими познаниями в настройке, ремонте, обслуживании и проверке всех механизмов и систем автомобиля.

Как бы странно это ни звучало, но начните образование автомеханика с успешного окончания средней школы. Аттестат зрелости является тем фундаментом, на котором вы сможете построить свою дальнейшую карьеру. Базовые знания по математике и физике, а также — по русскому и английскому очень вам помогут в постижении принципов функционирования и ремонта автомобиля и всех его систем.

Окончите курсы автомехаников. Такие курсы обычно проводятся полноценными учебными заведениями соответствующего профиля. Некоторые крупные автопроизводители и дилеры также предлагают подобные учебные программы. Такой диплом или сертификат сможет придать дополнительный вес вашему резюме.

Узнайте, не проводятся ли где-нибудь поблизости курсы повышения квалификации механиков. Поищите информацию о таких курсах в профильных изданиях и в Интернете.

Получите дополнительную сертификацию. Узнайте о самых престижных сертификационных программах и запишитесь на одну из них. О том, какая сертификация ценится больше всего, вы можете поспрашивать у мастеров интересующего вас профиля. Конечно, получение корочки не является обязательным, но это добавит вам шансов добиться успешного роста, устроившись в какую-нибудь серьезную компанию.

Пройдите стажировку по специальности. Вне зависимости от того, в каком направлении вы решили развиваться — поступить на автопроизводство или устроиться к дилеру, — лучший способ приобрести знания и опыт все равно один и тот же: решать как можно больше практических задач. На стажировке вы столкнетесь с такими проблемами, о которых на учебе даже не упоминают. Постарайтесь устроиться и на курсы, и на стажировку одновременно. Если на работе вы покажете себя с лучшей стороны, то после окончания курсов наниматель может предложить вам полноценную должность.

Попробуйте взять быка за рога, устроившись помощником механика. Если вы очень хотите работать в какой-то определенной мастерской, узнайте о возможности поступить туда на должность «старшего помощника младшего слесаря». Серьезно, если вы покажете себя безотказным и надежным работником, то рано или поздно наверняка добьетесь заключения полноценного рабочего контракта. Как и во время стажировки, у вас появится возможность продемонстрировать начальству свои навыки и умения. Если им понравится, как вы работаете, то предложите отправить вас на курсы за счет заведения.

Не снимайте руку с пульса и постоянно следите за всеми новинками и последними веяниями в мире авторемонта. Чтобы не потерять нить, имеет смысл постоянно продолжать учебу, время от времени оканчивая очередные курсы. Так вы постоянно будете получать информацию о новейших технологиях отрасли. Постоянный рост квалификации будет укреплять вашу ценность и авторитет в глазах коллег и начальства, что, конечно, окажет положительное влияние на дальнейшую карьеру.

Как стать специалистом?

Ремонт машинного двигателя

  1. Необходимо оценить объем знаний, нужный специалисту. Квалифицированный механик должен понимать все в ремонте транспортных средств и их обслуживании, регулировке узлов, диагностике работоспособности систем.
  2. Получение любой профессии начинается с образования, но перед этим надо окончить школу. Это может прозвучать банально, но школьный аттестат — это фундамент, в котором закладывается дисциплина. Для выполнения функций механика нужно понимать физику, математику, а также английский — сегодня много машин зарубежного производства и знание языка позволит ознакомиться с технической документацией.
  3. Выучитесь на диплом специалиста — для этого можно поступить на учебу в образовательное учреждение или закончить соответствующие курсы. Курсы могут проходить у дилеров. Получив диплом, у вас появится шанс устроиться в нормальный сервис и, возможно, в будущем получить повышение по карьерной лестнице.
  4. После получения образования любой специалист всегда должен повышать свою квалификацию.
  5. Пройдите сертификацию, в данном случае все зависит от вашего профиля. Сертификационных программ на данный момент множество, но выбирать нужно ту, которая наиболее оптимально подойдет к вашей специализации. Можете трудиться и без корочки, но дополнительные документы и сертификация позволят добиться успешного роста и заполучить вакантное место в серьезной компании.
  6. Стажировка — если хотите быть профессионалом, без этого не обойтись и не важно, на станции техобслуживания вы будете потеть или на производстве. В специализации автомеханика «халява» невозможна — на стажировке будущему специалисту предстоит столкнуться с проблемами, о которых никогда не расскажут на занятиях или на учебе.
  7. Надо попытаться устроиться помощником механика. Все начинают с минимума — если вы сможете показать себя руководству в качестве надежного и безотказного специалиста, вариантов у вас станет больше. Надежных людей мало, поэтому на СТО с руками заберут любого специалиста, готового трудиться, пусть и не на престижной должности.
  8. Не упускайте возможность проходить обучение за счет руководства. На многих современных сервисах сегодня начальство оплачивает занятия по повышению квалификации, не рекомендуем от них отказываться. Даже если тема вам понятна и вы ее давно прошли, но есть возможность, все равно запишитесь на обучение — каждый раз можно узнать что-то новое.
  9. Всегда будьте в «теме» событий, происходящих в автомобильном мире. Автомобилестроение развивается постоянно и каждый месяц в продаже появляются новые автомобили. Чтобы быть специалистом в области техремонта, нужно знать обо всех веяниях и тенденциях в автомире.
Читайте также:
Как выставить зажигание на бензиновом и дизельном авто?

Помните, самое главное не диплом, а знание и желание разбираться и самообучаться. Потому, что теория — это одно, а практика — это самое главное. К тому же, есть люди, которым дано от природы и у них получается. А если не дано и есть диплом, человека нигде не возьмут, а вернее долго работать не будет на одном месте.

Уроки автомеханики для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения

Каждый автолюбитель имеет минимальное представление об устройстве своего «железного коня», и большинство в состоянии справиться с заменой лампочки или другими несложными неисправностями. Но при возникновении более серьезной проблемы выбор правильного механика может вызвать головокружение. Иногда проще научиться самому премудростям технического обслуживания. Тем более, когда процесс сборки-разборки механизмов доставляет удовольствие.

Статья об основах автомеханики с видео уроками поможет новичкам разобраться со строением автомобиля и инструментом, частыми поломками и способами починки.

Купить старый автомобиль

Желательно приобрести действительной проблемный автомобиль. Сегодня реализовать подобные желания не проблема. На вторичном рынке представлено множество моделей и вариантов. Старую машину можно собирать и разбирать бесчисленное количество раз. Обязательно выполнить замену расходных материалов, ремонт подвески и прочие операции по обслуживанию.

Покупка запасных частей

Настоящий автомеханик самостоятельно приобретать запасные части для автомобиля. Нужно использовать электронный каталог запчастей по маркам . Оптимальный способ быстро и без проблем найти подходящие запасные части. Позволяет сэкономить много свободного времени и сил. Можно подобрать детали для автомобиля не покидая пределов дома или квартиры.

Какие школы предлагают обучение для механиков?

Чтобы продолжить свою карьеру в автомобильной инженерии, вам нужно найти и записаться в некоторые из лучших школ и учреждений для этого обучения. Ниже приведен список некоторых школ, которые предлагают тренинги для механиков. Все эти школы предлагают высококачественное техническое образование, которое поможет вам получить квалификацию для работы в сфере обслуживания автомобилей. За прошедшие годы было доказано, что учащиеся, которые посещали эти школы, учились быть лучшими автомеханиками.

Школы, выбранные здесь, были отобраны на основе качества программы, типов предлагаемых курсов, и силы преподавателей, а также школьных наград, рейтингов и репутации.

Список школ, которые предлагают обучение для механиков

Об этой статье

Эту страницу просматривали 39 256 раз.

Подбираем полезные инструменты

Ориентировочный список-подсказка, что понадобится купить и на что обратить внимание.

  • Съемники: пружинный (для работы со спиральными пружинами и со стойкой Макферсон), дисковый (когда есть проблемы со снятием щитов другими способами), подшипниковый.
  • Набор отверток и ключей.
  • Плоскогубцы: регулируемые, универсальные, прямые или стопорные клещи, для кабельных стяжек, надевания и снятия зажимов с резиновых шлангов и расширительных стяжек.
  • Молоток: большой твердый (поможет открутить заклинившие большие винты), маленький (для более «ювелирного» использования), резиновый (если не хотим повредить поверхность при ударе).
  • Дрель с разными сверлами: угловые, перфораторы, настольные, для стекла, по металлу, по дереву и др. Выбирать нужно в соответствии с типом задачи и материалом, который собираемся сверлить.
  • Смазка. Выделяют силиконовые и графитовые смазки для сверл и долот, медные, сухие, литиевые, молибденовые пластичные, тефлоновые и минеральные, для шарниров, направляющих и т.д. Зависит от области применения. Однако всегда под рукой должны быть универсальные смазочные материалы, которые можно использовать в самых разных областях. Хорошим решением будет смазка для обслуживания и ремонта, силиконовая, проникающая, универсальная аэрозольная, с повышенной адгезией, санитарная тефлоновая или легендарная WD-40.

Хочу стать автомехаником!

Молодой человек, произнесший слова «Хочу стать автомехаником!», выбрал для себя неплохую профессию и поставил себе жизненную цель. Если он будет серьезно относиться к своему выбору, то в будущем, окончив колледж и вуз, получит знания и опыт работы, необходимые для профессии автомеханика.

В процессе обучения, да и во время работы, нужно выработать в себе качества характера, которые помогут стать первоклассным специалистом, а именно:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Наблюдательность;
  • Физическую выносливость;
  • Дисциплинированность и терпение;
  • Быстроту реакции;
  • Коммуникабельность;
  • Умение подчиняться требованиям начальства;
  • Кропотливость.

Высоко квалифицированный специалист должен постоянно работать над собой, ведь кроме ремонта, он постоянно общается с клиентами. Выходит, что квалификация автомеханика складывается не только из технических умений, но и умений общения.

Сказать «Хочу стать автомехаником!» мало. Нужно приложить много усилий, чтобы чего-то достичь на профессиональном поприще. Можно и не дойти до руководящей должности, зато стать востребованным и грамотным специалистом.

Итак, молодой человек, решивший стать автомехаником – сам строит свою профессиональную деятельность.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы
  1. Доступно долгосрочное и краткосрочное обучение.
  2. Большое количество заказов.
  3. Отсутствие сезонного спроса на услуги.
  4. Возможность открыть собственный автосервис.
  5. Высокая востребованность автомехаников.
  6. Возможность работать в автосервисе и брать частные заказы.
  7. Достойная оплата труда, стабильный доход.
Минусы
  1. Большие нагрузки.
  2. Вредные условия труда, ведь запахи краски, топлива, технических жидкостей оказывают негативное влияние на состояние здоровья.

Зарплата автослесаря (автомеханика)

Уровень оплаты труда зависит от следующих факторов:

  • полученного образования;
  • опыта работы;
  • специализация. Маляров много, а вот классных мотористов или автоэлектриков – единицы.
Читайте также:
Проточка тормозных барабанов – экономим на всём, кроме безопасности!

Также на оклад влияет региональность, ведь московские автомеханики получают более высокую зарплату, чем ростовские или пермские.

Регистрация на тематических форумах

Всегда есть возможность для регистрации на тематических автомобильных форумах. Здесь можно найти массу полезных и действительно нужных советов. Оптимальный вариант для начинающего автомастера.

Должен ли я сдавать какие-либо тесты, чтобы стать сертифицированным механиком?

Да. Вы должны сдавать как устные, так и практические тесты. Есть плата за тест. Устные и практические тесты охватывают 43 технических предмета.

Источники

Эта статья отвечает вашим непосредственным потребностям? Если да, оставьте нам рейтинг 5-star в поле для обзора ниже. Если нет, оставьте нам свое мнение в поле для комментариев, чтобы выразить свою обеспокоенность, или задайте вопрос, и мы свяжемся с вами как можно скорее.

Как самому сделать диагностику автомобиля?

Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео. Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео.

Несмотря на тот факт, что специалистов по диагностике достаточно, а станции техобслуживания – на каждом шагу, провести диагностику своего автомобиля собственными силами могут захотеть многие автомобилисты. Причиной тому – нежелание слишком часто обращаться к диагностам СТО, да и дело это затратное.

Иногда встречаются такие «специалисты», что уж лучше потратить немного времени на изучение вопроса и сделать диагностику самому. Это позволит выявить ошибки и, если они незначительные, то устранить их самостоятельно. А если потребуется устранить серьезные неполадки – обратиться к мастерам техобслуживания.

Никто не будет спорить, что регулярно проверять состояние основных узлов и агрегатов своего автомобиля – важный вопрос. Это позволит быть уверенным в нормальной работе ТС. Если есть какие-то неисправности – не запускать процесс, а своевременно их ликвидировать. Вот почему самостоятельная диагностика – актуальный вопрос.

Какие особые способности или приборы нужно иметь, чтобы провести ее? Если разобраться, изучить и освоить процесс самостоятельной диагностики по силам рядовому автолюбителю, который дружит с компьютером. Этому стоит научиться каждому, кто за рулем.

Компьютерная диагностика автомобиля

Автомобиль – сложная система электронного оборудования. Устройство ТС с каждым годом все более совершенствуется, выходят новые модели, оснащение становится технологичнее.

Электронный блок управления машины состоит из комплекса систем и устройств, которые отвечают за разные функции и действия. Системы обмениваются данными через шину, а каждый блок систем автомобиля имеет выход на диагностический разъем.

Этот встроенный разъем дает возможность собрать данные по неисправностям, контролировать процессы и перепрограммировать системы. Автомобили, выпущенные после 1996 года, оборудованы бортовым компьютером с диагностическим разъемом OBD-2. Этот стандарт подключения совместим с любыми ПК.

При осуществлении своими силами компьютерной диагностики даже те, кто находится в самом начале освоения этого навыка, получают много преимуществ:

    нет необходимости часто посещать СТО, а только если поломка действительно серьезная;

экономия денежных ресурсов;

проверить, насколько качественно вам провели техобслуживание;

если вы хотите приобрести автомобиль и осматриваете его, появляется возможность выяснить подробности технического состояния;

  • легко можно выяснить, какая неисправность вызвала высвечиваниие «Check engine», затем ликвидировать ее.
  • Устройства для диагностики

    С целью компьютерной диагностики надо иметь: ноутбук с функцией Bluetooth (планшет или смартфон с Bluetooth), софт по диагностике (одна программа или несколько) – его нужно установить заранее на то устройство, с которого будет вестись проверка, а также сканер-адаптер. Если не работает Bluetooth, подойдут адаптеры, которые подсоединяются к порту автомашины посредством компьютерного соединительного кабеля.

    Устройства могут быть любые, лишь бы был обеспечен выход на экран: планшет, ноутбук, смартфон, ПК. Самым удобным и мобильным вариантом будет смартфон, который занимает минимум места, а функции и память у него сопоставимы со средним ПК.

    Существует множество видов адаптеров, которые продаются и широко доступны. Среди них есть такие, которые предназначаются для автомашин конкретных марок. Существуют и универсальные, подходящие для автомобилей разных производителей.

    В автосервисах работают с профессиональными приборами, которые считывают данные конкретных марок авто. Любители часто приобретают простенькие и недорогие сканеры, которые обладают универсальностью. Например, универсальный адаптер (диагностирует многие марки машин) KKL USB VAG-COM 409.1 (стоит около 1 тысячи рублей).

    Продаются мультимарочные сканеры, предназначенные для использования диагностами начального профессионального уровня, они дороже. Автомобильный сканер BLACK CDP+ 2016 стоит 7500 рублей и подходит для диагностики автомашин большинства производителей.

    Известный у автомобилистов сканер «Вася-Диагност» работает с машинами из группы «VAG» (Audi, Skoda, Volkswagen), стоит около 6000 рублей.

    Универсальный сканер ELM327 OBD2 bluetooth имеет хорошее качество и нормальную цену, поддерживает автомобили всех марок, вышедших в продажу с 1996 года. Его можно купить по цене 1500–2000 рублей.

    Очень популярный у автолюбителей ELM327 1.5 произведен в Китае и стоит около 5 долларов США. Считается надежным, работающим со всеми новыми и старыми машинами, передача данных – по Bluetooth.

    Оснащенные технологией Bluetooth автосканеры умеют:

      распознавать коды ошибок и расшифровывать их: читать данные двигателя, коробки АКПП, ABS, причем интерфейс приборов на русском;

    наблюдать за значением датчиков в реальном времени: на дисплей выводятся данные по расходу топлива, напряжению бортовой сети, температуре охлаждающей жидкости, оборотам двигателя, скорости движения авто, состоянию топливной системы, напряжению датчика кислорода;

    Читайте также:
    Допустимый износ тормозных дисков: как определить? Мнение эксперта

    стирать найденные ошибки из ЭБУ машины;

    загружать и настраивать расширенный набор кодов ошибок по авто конкретных марок;

  • автоматически отправлять логи и значения датчиков на сервер.
  • Программное обеспечение для самостоятельной диагностики

    Весь процесс диагностики происходит по следующей схеме. Программа-диагност через COM-порт отправляет импульс на тестер и контроллеру автомобиля. В ответ контроллер возвращает свой импульс. Получив его, утилита обрабатывает и выводит результат на смартфон или компьютер. Этот обмен данных происходит по протоколу, который может быть у каждого автопроизводителя свой. В основной массе случаев все же диагностика автомобиля происходит по протоколу ODB-2.

    Диски с необходимым софтом поставляются в комплекте с адаптером. Помимо этого, есть возможность самостоятельно скачать их в интернете – они доступны в бесплатном и платном варианте. Диагност-утилиту следует выбрать, исходя из марки автомобиля – в сети можно найти много рекомендаций и отзывов по работе диагностического софта.

    Использовать при диагностике можно только одну программу, а можно установить их три-четыре сразу, чтобы во всех деталях разобраться с поступающей от бортового компьютера информацией.

    Утилиты выводят на экран используемого устройства базовые параметры, которые поступают от разных систем машины. Становится доступна информация, по каким параметрам и условиям функционирует система, появляются коды ошибок, а также расшифровки этих кодов. После обнаружения причин ошибок и успешного устранения программа стирает сведения об ошибках из памяти.

    Популярные программы:

    «Uniscan»-софт может проводить проверку автомашин всех производителей (Европа, США, Корея, Япония), начиная с 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.

    «Мотор-Тестер» – мощная утилита для профессионального применения, она диагностирует не только автомобили иностранного производства, но и российские ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

    «Vagcom» и «Vag Tool» – эти две программы применяют для диагностики авто VAG группы – Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода.

    Для тех устройств, которые работают на Андроиде, самой лучшей программой считается «Torque». Она может легко сделать диагностическую проверку, проста в управлении и понятна каждому пользователю. Бесплатная версия обладает хорошим объемом функций, а платная уже представляет собой практически аналог бортового компьютера, который в реальном времени отслеживает все параметры машины.

    Порядок действий при самостоятельном диагностировании

    Соблюдая простой несложный алгоритм, можно успешно осуществить диагностику машины своими силами, не затрачивая много усилий и ресурсов.

      Включить ноутбук, планшет либо смартфон с установленной на него заранее программой автодиагностики.

    Отыскать в автомобиле нужный нам диагностический разъем. Как правило, этот разъем находится где-то возле рулевой колонки. Иногда прячется в приборной панели, а в старых машинах его можно найти даже под капотом.

    Не заводя мотор, вставить сканер и дождаться, когда засветится светодиодный индикатор подключения. Включать зажигание, только когда выполнены все настройки как сканера, так и ноутбука.

    Активировать функцию Bluetooth на смартфоне (другом устройстве) и произвести сопряжение устройств. Понять, что процесс благополучно стартовал и все готово к работе, можно, когда адаптер просигналит светодиодным индикатором.

    Запустить программу диагностики, подключить информационный поток данных от бортового компьютера автомобиля. Диагност должен сообщить, что автомобильный компьютер обнаружен, и начать обрабатывать поступающие данные. Затем программа выдаст на экран ключевые параметры.

    Давайте программе команды по проверке разных параметров, выбирая нужные иконки. Данные начнут отображаться на компьютерном экране. Далее программное обеспечение выдаст коды ошибок, обнаруженные в ходе работы. Их можно сразу же, если есть подключение к интернету, расшифровать в сети. А также можно скопировать, записать, чтобы потом обратиться к расшифровкам ошибок, базы которых в интернете всегда есть в легком доступе.

  • Коды ошибок стоит не удалять сразу, а сохранить в файл, чтобы позже расшифровать по интернет-базам и спокойно проанализировать.
  • Проверку можно производить на холостых оборотах. Иногда, делая проверку, даже нет необходимости заводить мотор. По окончании диагностики, когда ошибки найдены и расшифрованы, появляется выбор.

    Если неисправность вызывает серьезные опасения, можно показать автомобиль специалисту, уже зная, в чем состоит проблема. Или же попытаться выполнить ремонт своими силами.

    Иногда ошибку выдает не выход из строя какого-то устройства, а элементарный обрыв или замыкание проводки. Поэтому всегда первым делом стоит проверить проводку, а уж затем рассматривать замену дорогостоящих деталей.

    Заключение

    Компьютерную диагностику на самом деле не так уж сложно освоить, хотя бы на начальном уровне. А с опытом базовые знания расширятся, и можно будет приступить к более профессиональной диагностике.

    Видео про диагностику автомобиля:

    ТО своими руками: 10 правил диагностики авто в гараже

    Чтобы не сломаться неожиданно на трассе или не создать пробку в городе, своевременно делайте диагностику автомобиля. Любую неисправность проще, быстрее и дешевле предупредить, чем устранить. Простейшую диагностику автомобиля можно сделать своими руками. В статье мы расскажем, как осмотреть автомобиль, на что обратить внимание и как часто надо это делать.

    Как проводить диагностику

    Правило 1: предварительная диагностика

    Каждый день обращайте внимание на поведение автомобиля. Если в движении появляются посторонние шумы, стуки, теряется управляемость, снижается динамика или увеличивается расход топлива — это повод проверить состояние узлов и агрегатов авто.

    Первичное средство диагностики — приборная панель. На ней различные пиктограммы дают сигнал о неисправностях систем.

    Наличие, форма и комбинация сигнальных ламп различается в зависимости от марки и модели авто, но есть одно общее правило — лампы желтого цвета носят предупреждающий характер, лампы красного цвета сигнализируют о критической неисправности. Если красная лампа загорелась на ходу, нужно прекратить движение до устранения неполадок. Посмотреть что означают пиктограммы на приборке вашего автомобиля можно в руководстве по эксплуатации.

    Читайте также:
    Как снять тормозной барабан – мы знаем несколько способов!

    Следите за расходом топлива. Если автомобиль стал потреблять бензина больше чем обычно, при этом стиль вождения не менялся — это косвенный признак неисправности.

    Причиной повышенного расхода могут быть:

    Ошибки или неисправности системы электронного управления двигателя. На ходу загорается «check engine» в виде контура мотора желтого цвета

    Засорение, заплавление катализатора.

    Значительное нарушение углов установки колес (развал-схождение).

    Неисправности тормозной системы (заклинивание суппорта, цилиндра).

    Износ подшипников ступиц колес.

    Допускается незначительное увеличение расхода: зимой, при движении с полной загрузкой, при установке багажника на крышу, но не более чем на 15%.

    При движении по неровной дороге “слушайте” подвеску. Стуки на ухабах означают, что надо обратить внимание на амортизаторы, сайлентблоки, рулевые наконечники и рейку, шаровые опоры. Увод от прямолинейного движения, снижение управляемости и «остроты» руля также характеризуют неисправности в подвеске.

    Правило 2: соблюдайте периодичность диагностики

    Определите для себя периодичность, с которой планируете проводить полную диагностику автомобиля. Для установки оптимального интервала можно пользоваться приемом сертифицированных СТО – диагностику совмещают с плановым техническим обслуживанием, чтобы сократить трудоемкость и время на проведение работ.

    Самостоятельную диагностику можно совмещать с заменой масла и другими работами, которые выполняются через определенный пробег. Интервал в 10-15 тысяч километров многие считают оптимальным.

    Периодическая диагностика даже без видимых неисправностей поможет лучше контролировать состояние автомобиля, заранее планировать траты на ремонт и не опасаться за готовность к дальним поездкам.

    Что и как проверять

    Далее мы опишем порядок проведения диагностики автомобиля, расскажем какие узлы и элементы нужно проверить и как это сделать.

    Правило 3: следите за уровнем технических жидкостей

    уровень масла в двигателе

    уровень масла в картере КПП (АКПП), редукторе заднего моста для заднеприводных автомобилей, раздаточной коробки для полноприводных автомобилей

    уровень жидкости в бачке гидроусилителя

    уровень антифриза в расширительном бачке или радиаторе

    уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода.

    Уровень масла в двигателе и АКПП — самое простое. Под капотом нужно найти 2 щупа — желтого цвета для картера двигателя и красного цвета для АКПП. каждый щуп нужно вытащить, протереть насухо, вставить обратно и снова вытащить. Для определения уровня на щупах нанесены метки — минимум и максимум. Уровень в норме, если след масла находится между этими метками.

    Расположение контрольных щупов в Hyundai Solaris — желтый для контроля масла в двигателе, красный — в АКПП.

    Уровень масла в картере МКПП и при наличии — в редукторе заднего моста, картере раздаточной коробки: на картерах этих узлов нужно найти контрольные пробки. В некоторых моделях они могут быть скрыты за защитными кожухами, их нужно снять. Контрольные пробки необходимо открутить и убедиться, что масло находится на нижней кромке отверстия. проверить это можно пальцем или любым предметом, например — отверткой. Допускается падение уровня на 1-2 мм. ниже кромки. Если найти контрольные пробки не получилось, посмотрите их расположение в руководстве по эксплуатации авто. Там же можно узнать, какой инструмент нужен, чтобы их открутить.

    Совет: перед откручиванием контрольных пробок очищайте их и место вокруг от грязи, чтобы песок и другие абразивные частицы не попали внутрь картера.

    Уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и сцепления, ГУР, системы охлаждения: в большинстве автомобилей эти бачки сделаны из полупрозрачного пластика и для контроля за уровнем нужно лишь убедиться, что жидкость находиться между метками max и min. Исключением может быть бачок гидроусилителя руля, в таком случае в его пробку встроен щуп.

    Пробка бачка для жидкости ГУР с встроенным щупом.

    Что делать, если жидкости недостаточно?

    Низкий уровень технической жидкости любой системы автомобиля говорит, что есть утечка из данного контура. Это происходит из-за износа уплотнений — сальников, манжет, прокладок, соединений, шлангов и трубок. Чтобы установить место утечки нужно внимательно осмотреть систему на предмет следов подтекания. Исключением считается незначительный расход масла — производители указывают допустимые пределы для конкретных моторов.

    Если уровень масла в двигателе падает быстро, но следов утечки нет, это может говорить о неисправности — износе поршневых колец, направляющих клапанов или сальников клапанов. Часто в таких случаях можно заметить повышенную дымность выхлопа. Также причиной расхода масла может быть турбина, она имеет ограниченный ресурс и требует внимания уже к 200-250 тыс. пробега.

    Правило 4: как искать место утечки технической жидкости

    Не всегда получается сразу определить негерметичное место. При движении автомобиля масло или другие жидкости разбрасывает потоками воздуха и при осмотре может быть видно только большое пятно на поверхности деталей и узлов. Для точного определения места утечки нужно очистить загрязненную зону и детали, запустить двигатель и в процессе работы наблюдать за предполагаемыми местами утечки. Ищите негерметичность по каплям свежего масла, антифриза или других жидкостей.

    Правило 5: осмотр шин

    Проверку шин автомобиля начните с замера давления в них. Недостаточное или избыточное давление приводит к преждевременному износу покрышек, неправильной работе подвески, ухудшению управляемости и перерасходу бензина.

    Осмотрите протектор — износ по всей поверхности покрышки должен быть равномерным. Если с внутреннего или внешнего края шины глубина протектора меньше, нужно проверить развал-схождение и элементы подвески.

    О каких неисправностях говорит неравномерный износ шин

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: