Балансировка колёс в автомобиле

Зачем нужна балансировка колес

Многие автомобилисты задаются вопросом – нужно ли балансировать колеса только после установки новых покрышек, или еще и после каждой перебортовки? Можно ли сбалансировать только передние колеса, а задние оставить, как есть?

На что влияет балансировка колес?

В первую очередь, от балансировки напрямую зависит комфорт движения на автомобиле – несбалансированные колеса вызывают вибрацию, которая не только неприятна для водителя и пассажиров, но и ускоряет износ шин, дисков и элементов подвески. Из этого следует, что от балансировки зависит и корректная работа подвески. В противном случае автомобиль теряет устойчивость на высокой скорости, а это уже может привести к аварийной ситуации.

Суть балансировки – равномерно распределить массу колеса относительно его центра. Эта процедура сводит появление вибрации к минимуму, предотвращает быстрый износ покрышек и дисков.
Каким образом происходит балансировка колеса?

В шиномантажных мастерских специалисты устраняют динамический дисбаланс колеса — когда его масса неравномерно распределена по ширине. Мастера устанавливают компенсирующие грузики с обеих сторон обода диска в определенных местах. Процедура проводится на специальном балансировочном станке, который автоматически определяет места для установки грузиков, благодаря компьютеру, в который водятся параметры колеса. От разновидности диска зависит то, какого типа грузики будут использованы – они могут быть изготовлены из цинка или свинца и различаются по массе – от 5 до 100 грамм.

Дисбаланс передних колес обычно выряжен ярче, чем дисбаланс задних, который становится заметен только на скорости свыше 120 км/ч – автомобиль начинает сильно вибрировать

Грузы бывают набивные и клеящиеся. Первые используются в основном для балансировки колес со штампованными дисками – их крепят на кромку диска с внутренней и наружной стороны. А клеящиеся применяют для колес с литыми и коваными дисками – их помещают внутрь диска с краю, и ближе к спицам. При этом эксперты сходятся во мнении, что более практичным является набивной груз, а не клеящийся, так как на последний плохо влияет резкий перепад температур и холод. Из-за этих факторов груз может потерять свои липкие свойства и отвалиться. Также это может случиться во время мойки из-за сильного напора воды.

В каких случаях требуется балансировка?

Балансировка нужна как после установки новых колес, так и после каждой перебортовки. Более того, это процедуру специалисты рекомендуют проводить регулярно, так как существует несколько причин, из-за которых нарушается балансировка колеса. Самая распространенная – это попадание колеса в яму, вследствие чего может деформироваться диск, что приведет к смещению центра тяжести и, соответственно, дисбалансу колеса. Вторая, менее распространенная причина – это неточность изготовления колеса – неправильная геометрическая форма, неоднородность материалов или отклонения размеров.

Налипшая на поверхностях диска грязь, как и застрявшие в протекторе шины мелкие камни помешают правильно отбалансировать колесо

Задние колеса автомобиля нуждаются в балансировке не меньше передних. Дисбаланс передних колес обычно выряжен ярче, чем дисбаланс задних, который становится заметен только на скорости свыше 120 км/ч – автомобиль начинает сильно вибрировать. При этом, дисбаланс задних колес не менее разрушителен для покрышек, дисков и подвески, чем дисбаланс передних, а, следовательно, оставлять его без внимания не следует.

Существует еще несколько нюансов балансировки колес. Во-первых, не имеет смысла балансировать грязное колесо. Налипшая на поверхностях диска грязь, как и застрявшие в протекторе мелкие камни помешают правильно отбалансировать колесо. Также следует убедиться в том, что мастер перед балансировкой изъял установленные ранее компенсирующие грузики.

Итак, балансировка колес нужна для комфортного движения, длительного сохранения в рабочем состоянии покрышек и дисков, а также для корректной работы подвески. Эту процедуру следует проводить во всех случаях – и после установки новых колес, и после каждой перебортовки. Кроме того, не стоит забывать о необходимости балансировки колес задней оси автомобиля.

Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Балансировка колес автомобиля

  • 287
  • 3
  • 217k
  • 185
  • 2
  • 180k

Калькулятор расчета пробега км шин по Treadwear

Расчет срока службы шин по износостойкости. Онлайн калькулятор перевода ресурса Treadwear в км

Балансировка колес – это устранение дисбаланса колеса автомобиля путем смещения центра вращающихся масс максимально близко к оси его вращения. Необходимость в такой процедуре возникает, когда масса шин и дисков смещена относительно их оси вращения. Поскольку дисбаланс передается на элементы подвески авто.

Читайте также:
Почему не греет печь – обследуем кран отопителя ВАЗ 2107 и другие детали

Балансировка колес на автомобиле предотвращает избыточную вибрацию руля и кузова во время движения, а также позволяет предотвратить ухудшение управляемости и преждевременный износ ступичных подшипников, шаровых опор и сайлентблоков подвески.

В этой статье мы подробно расскажем о том, когда нужно балансировать колеса, как проводится эта процедура и можно ли выполнить её своими руками, а также ответим на другие частые вопросы о балансировке колес.

На что влияет балансировка колес автомобиля?

Абсолютно точное распределение масс относительно центра шины и диска обеспечить практически невозможно. Поэтому небольшой дисбаланс присутствует даже в новых изделиях. Отклонение в пару десятков граммов уже негативно отражается на поведении автомобиля в ходе эксплуатации, порождая такие проблемы как:

Пример дисбаланса колес

  • биение руля и вибрация кузова при движении;
  • ухудшение управляемости, увод в сторону с правильной траектории движения;
  • преждевременный износ ступичных подшипников, шаровых опор, сайлентблоков подвески;
  • неравномерный и ускоренный износ протектора шин.

Устранение этого дисбаланса и сопутствующих проблем за счет компенсирующих элементов – это именно то, что дает балансировка колес.

Симптомы и последствия эксплуатации автомобиля с несбалансированными колесами напрямую зависят от того, насколько и в какую сторону относительно центра оси вращения смещена масса собранного колеса. В зависимости от этого различают три разновидности дисбаланса.

Когда нужна балансировка колес: причины и виды дисбаланса

Тип дисбаланса Из-за чего возникает Как ведет себя автомобиль Как исправляется дисбаланс
Статический (вертикальный) Нарушение равновесия колеса по вертикали относительно оси вращения. Радиальное биение колеса, незначительное раскачивание кузова вертикальной плоскости на ровной дороге, интенсивный износ протектора шины на одном участке по всей ширине. Статическое нивелирование – установка противовеса в точке, противоположной точке нахождения неуравновешенной массы.
Динамический (продольный) Смещения центра массы вдоль оси вращения колеса. Биение руля на скорости от 40 км/ч (дисбаланс шин на передней оси) или от 100 км/ч (дисбаланс шин на задней оси), ускоренный износ протектора по окружности с одной из сторон. Динамическое компенсирование – размещение грузов для устранения дисбаланса на диске.
Комбинированный Нарушение равновесия в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Сочетаются признаки динамического и статического дисбаланса. Использование компенсирующих грузов.

На практике чаще всего наблюдается комбинированный дисбаланс, а место установки компенсационных грузов выбирается таким образом, чтобы обеспечить равновесие по обеим осям. Добиться наилучшего результата можно путем изменения положения шины на диске. Иногда это позволяет обойтись без использования грузов, однако требует существенно больше времени.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Рекомендованная периодичность балансировки колес – каждые 10–15 тыс. километров. Желательно проводить ее каждый раз при сезонной смене колес. Однако иногда может потребоваться и дополнительное проведение процедуры.

В каком случае нужно балансировать колеса чаще:

Как часто нужно делать балансировку: видео

  • После шиномонтажа. Обязательным условием является балансировка колеса после каждой установки шины на диск (в том числе после ремонта) из-за изменения их взаимного расположения.
  • После попадания в яму или наезда на препятствие на высокой скорости. Даже при отсутствии видимых повреждений на шине и диске баланс колеса может быть нарушен.
  • При частых торможениях с блокировкой колес на авто без ABS. Резкие торможения приводят к неравномерному износу протектора, вследствие чего меняется распределение масс.
  • При агрессивной манере езды. Резкие ускорения и торможения, входы в поворот, ускоряют износ резины, тем самым нарушая баланс колес.
  • При езде по плохим дорогам. На дорогах с поврежденным или гравийным покрытием, а также на бездорожье резина тоже изнашивается быстрее.
  • При возникновении вибраций на руле. Вибрации и биение рулевого колеса – один из признаков дисбаланса.
  • После длительного простоя автомобиля. Если машина стояла без движения полгода и более, то деформации резины неизбежны.

Как часто делать балансировку колес, также зависит от особенностей резины и дисков:

  • Низкопрофильные шины балансировать нужно чаще, так как они легче и в большей степени подвержены повреждениям.
  • Чем шире резина относительно диаметра диска, тем больше она подвержена возникновению динамического дисбаланса.
  • Летние покрышки нуждаются в балансировке реже, чем зимние. Зимняя резина мягче, поэтому после прогрева она быстрее изнашивается при торможениях и на плохой дороге.
  • Ошипованные шины необходимо дополнительно балансировать при частичной потере шипов.
Читайте также:
Замена амортизаторов своими руками или восстановление?

Можно ли не балансировать колеса при их смене?

Часто у водителей возникает вопрос: нужно ли делать балансировку при сезонной замене колес и шин. При наличии одного комплекта дисков ответ однозначен: балансировка обязательна при каждой переустановке шин. Если второй комплект резины на отдельных дисках, то все зависит от условий хранения резины. Можно не балансировать колеса, если соблюдены следующие факторы:

  • с момента предыдущей балансировки резина прошла менее 10 тыс. км;
  • перед прошлой сменой этих колес не было вибраций и биения в руль;
  • колеса хранились с соблюдением правил: в подвешенном состоянии, с сохранением давления и без резких перепадов температур.

Как понять, что нужна балансировка колес

Опытный водитель может легко определить существенное нарушение балансировки колес, так как она напрямую отражается на поведении автомобиля.

Типичные симптомы дисбаланса:

Признаки дисбаланса в движении: видео

  • Вибрации и дрожание руля, прогрессирующие с набором скорости.
  • Ухудшение управляемости, увод с правильной траектории.
  • Неравномерный шум колес при движении по ровной дороге.
  • Вибрации в задней части автомобиля (дисбаланс колес задней оси).
  • Рисунок протектора шин имеет неравномерный износ, на нем присутствуют «залысины».

Схожие симптомы могут проявляться и при неисправностях рулевого управления и подвески. Поэтому, если балансировка не помогла устранить проблемы, то следует провести диагностику этих узлов.

На необходимость проведения балансировки указывает наличие дефектов шин и дисков, отсутствовавших ранее, при визуальном осмотре.

Принцип балансировки колес на автомобиле

Общий принцип балансировки колес сводится к обнаружению отклонения от равномерного распределения массы относительно центра колеса и их устранению путем смещения шины и диска и/или добавлению грузиков. При наличии деформаций диска сначала производится их правка, а уже затем восстанавливается баланс. Перед выполнением процедуры необходимо отмыть поверхность колеса и убрать из протектора мелкие камешки и другие предметы, которые могут повлиять на развесовку.

Для вертикальной балансировки нужно найти на окружности колеса наиболее легкие точки и утяжелить их. Для продольной балансировки требуется обнаружить точки, вызывающие смещение векторов сил инерции, и аналогично уравновесить их путем навески грузиков. Смещение шины в этом случае помогает меньше, потому что обычно именно она, а не диск больше участвует в возникновении дисбаланса.

Как делают балансировку колес

Существует 4 основных способа балансировки колес автомобиля, в зависимости от оборудования:

Балансировка колес на профессиональном оборудовании: видео

  • Статическая (ручная) балансировка. Колесо крепится на оси, обеспечивающей свободное вращение и позволяющей выявить смещение массы. Для поиска статистического дисбаланса колесо вращается в вертикальной плоскости, динамического и комбинированного – в горизонтальной. При наличии дисбаланса колесо постоянно будет опускаться в сторону точки перевеса. Технология отличается простотой и доступностью, но имеет низкую точность, качество сильно зависит от квалификации и опыта мастера. Сегодня такая услуга профессиональными СТО не предоставляется, но может встречаться в гаражных мастерских.
  • Динамическая балансировка на стенде. Колесо закрепляется на оси балансировочного стенда, после чего приводится во вращение, в процессе которого датчики определяют и замеряют дисбаланс. Далее оператор самостоятельно или ориентируясь на подсказки стенда (при наличии этой функции) выбирает места их установки. Процедура заканчивается после того, как дисбаланс будет нулевым.
  • Автоматическая балансировка порошком. Колеса наполняются специальным порошком (также известен как гранулы и бисер), который под действием центробежных сил распределяется по внутренней поверхности шины и уравновешивает колесо. Под действием статического электрического заряда, возникающего при трении, порошок прилипает к колесу и держится в нужных точках. Способ позволяет быстро уравновесить колеса тяжелой техники, относительно прост, но сами гранулы стоят дорого, требуется их правильная дозировка в зависимости от размеров колеса и величины дисбаланса.
  • Финишная балансировка на авто. Колесо автомобиля поддомкрачивается, к нему приставляется балансировочный аппарат, оснащенный роликом и датчиками. Ролик раскручивает колесо до скоростей порядка 90–100 км/ч, а датчики фиксируют величины возникающих вибраций, рассчитывают точки крепления грузов и их массу. Так как вместе с колесом крутятся и ступица, и тормозной барабан или диск, и полуось привода, эта технология балансировки позволяет максимально точно уравновесить все возникающие инерционные силы и устранить биение. Преимущество способа – высокая точность, недостатки – малая распространенность и высокая цена.

В таблице ниже представлено сравнение способов балансировки колес, которое поможет взвесить их плюсы и минусы и выяснить, какая балансировка колес легковых авто будет оптимальным выбором, а как лучше балансировать колеса грузовика.

Читайте также:
Замена термостата на Калине – делаем самостоятельно, забыв об автосервисах
Как происходит балансировка колес: описание и сравнение технологий

*Указаны средние цены для двух балансировок 4 колес в год, при переходах с летней резины на зимнюю и наоборот.

**Перед финишной балансировкой может также потребоваться «черновая» динамическая, для устранения наиболее выраженного дисбаланса.

Как отбалансировать комплект резины в домашних условиях?

Приспособление для балансировки своими руками

В случае недоступности шиномонтажа или при желании сэкономить, балансировка колес своими руками возможна с помощью станка, который можно собрать в гаражных условиях. Простейший гаражный балансировочный стенд представляет собой ступицу, надежно закрепленную на жесткой опоре с ровным основанием.

Балансировку нужно делать в следующем порядке:

  1. Очищенное от грязи колесо закрепить на ступице и раскрутить его от руки.
  2. В процессе вращения наблюдать биение резины, «восьмерку» диска.

Описанный способ представляет собой статическую балансировку, призванную сместить центр массы колеса максимально близко к оси его вращения. Он позволяет устранить очень большой дисбаланс с точностью, приемлемой для авто, которые не ездят быстро, но не подходит для тонкой регулировки баланса. Это – допустимая балансировка колес для «классики» ВАЗ и других подобных моделей.

Более точная балансировка колес авто в домашних условиях возможна с использованием приспособления в виде «волчка». Инструмент можно изготовить на токарном станке из цельной стальной болванки (причем, стали более твердой, чем распространенная СТ-3) диаметром около 150 мм, чтобы конструкция была монолитной и сбалансированной.

Инструмент должен иметь с одной стороны небольшую конусность, переходящую в резьбу. Коническая форма нужна, чтобы колесо самоцентровалось при затяжке гайки.

Процесс балансировки проводится так:

Балансировка колеса в домашних условиях: видео

  1. Установить «волчок» в центральное отверстие диска и притянуть гайкой.
  2. Установить колесо острием «волчка» на ровную твердую поверхность или в подставку с углублением.
  3. Пошевелить колесо и отпустить его, контролируя положение в пространстве. Сбалансированное колесо должно самостоятельно занимать горизонтальное положение и возвращаться в него после покачиваний. При наличии дисбаланса оно не будет держаться «в горизонте».
  4. При выявлении дисбаланса нужно взять грузик и положить его в самой верхней точке колеса, а затем повторить п. 3. Если с грузом тот же участок все равно поднимается – его массу надо увеличить, если он начинает опускаться – уменьшить.
  5. Подбор массы грузиков осуществляется до момента, пока колесо на спице не начнет занимать горизонтальное положение и возвращаться в него после каждого покачивания.Статическая балансировка колеса на этом завершена, и если высокая точность не требуется, то его можно ставить на машину. Если нужно устранить еще и динамический дисбаланс, то требуются жесткий штатив (например, лабораторный) с мелком и такие дальнейшие действия:
  6. Колесо вручную раскручивается на волчке до максимально возможной скорости.
  7. С помощью небольшого деревянного бруска, слегка прижимаемого к верхнему острию волчка, гасятся внесенные при раскрутке колебания.
  8. Лапа штатива с закрепленным мелком плавно подводится к ободу колеса, до первого касания.
  9. После нескольких оборотов колеса (и касаний мелка) его нужно остановить и посмотреть, в какой точке мелок касается диска.
  10. В месте касания мелка следует закрепить грузик (масса подбирается опытным путем), а второй грузик такой же массы нужно закрепить с диаметрально и диагонально противоположной стороны обода. Это нужно для предотвращения статической разбалансировки.
  11. Экспериментировать с грузиками до момента, пока не уйдет биение колеса и оно перестанет касаться мелка какой-то одной точкой.

Основные ошибки при балансировке колес

Допущенные при выполнении балансировки колес ошибки могут привести к тому, что дисбаланс не будет устранен полностью. В результате во время движения автомобиля могут возникнуть те же симптомы, что и до проведения процедуры.

Основные признаки неправильной балансировки колес и способы их устранения представлены в таблице.

Плохая балансировка колес: признаки

Часто задаваемые вопросы

Для чего проводится балансировка колес?

Балансировка колес предотвращает их биение, которое негативно влияет на управляемость и комфортность езды, а также сокращает срок службы шин и деталей подвески.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Средний интервал балансировки колес – 10 000–15 000 км. Колеса также необходимо балансировать при переустановке шины на диск или после сильного удара по колесу в результате попадания в яму или наезде на препятствие.

Что будет, если не балансировать колеса?

Дисбаланс колес приводит к усиливающимся при наборе скорости вибрациям, отклонению от правильной траектории движения, ускоренному износу протектора, подшипников ступицы, шаровых опор, сайлентблоков и других деталей в подвеске.

Как проверить балансировку колес?

Для балансировки колес лучше всего использовать профессиональный стенд, который точно обнаружит точки дисбаланса и установит его величину.

Как распознать несбалансированные колеса?

Несбалансированные колеса вызывают вибрации и биение в руль, усиливают шум резины, могут провоцировать вертикальную раскачку машины на ровной дороге.

Почему сбивается балансировка колес?

Балансировка колес сбивается из-за естественного износа покрышек, а также из-за деформаций дисков и резины от нештатных нагрузок (попадание в яму, наезд на препятствие), налипания загрязнений, потери балансировочных грузиков.

Балансировка: как делать правильно и что будет, если колеса вообще не балансировать

Современный автовладелец особо не вдается в процесс балансировки колес. Он воспринимает его как некую обязательную процедуру при сезонной переобувке и даже не догадывается, насколько важно ее качество.

В действительности последствия дисбаланса вращающегося тела можно увидеть и дома. Попробуйте бросить в стиральную машинку кроссовки и запустить ее на отжим. Появившийся в барабане дисбаланс вызовет его биение, а с увеличением скорости стиралка будет грохотать и сотрясаться. Нечто похожее происходит и с автомобилем, колеса которого неотбалансированы.

Подвеска и ступичные подшипники, элементы рулевого управления даже при дисбалансе в 10-15 г получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть неощутимы для водителя, но действуют как перфоратор на бетон. Неумолимо разрушающе. Кроме того, нарушенный баланс увеличивает износ шин и делает его неравномерным.

Если учесть, что на каждом из колес дисбаланс будет разный, то при движении на высоких скоростях автомобиль становится менее устойчивым. Управлять им тяжелее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Итак, дисбаланс появляется при несовпадении центра масс колеса с осью вращения. Казалось бы, на абсолютно новых шинах или дисках такого быть не может, ведь они сделаны с соблюдением всех технологических требований.

Да, это так, но в любом случае в процессе производства шина не выходит идеальной. Какая-то ее часть может быть чуть толще и тяжелее, какая-то – тоньше и легче. Речь идет о миллиметрах и граммах, которые просто так не определить. После монтажа на диск, который также неидеален в силу тех же технологических причин, получается единая конструкция, имеющая общий центр масс. Именно поэтому колесо балансируется в сборе.

Если бы оно представляло собой условный тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое, и потому ему требуется динамическая балансировка, по внешней и по внутренней стороне.

Делается это при помощи специальных свинцовых или цинковых балансировочных грузов массой 5-60 г. На штампованных дисках они крепятся стальными клипсами-защелками, на легкосплавных – самоклеющимися полосками. Устранить дисбаланс самостоятельно невозможно. Для этого применяются специальные балансировочные станки.

По конструкции они разные – от самых простых до тех, что снабжены лазерными датчиками. Последние позволяют определить не только дисбаланс, но и кривизну диска или нарушение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке в силу ее невозможности.

Но даже наличие в шиномонтаже такого станка не даст никакой гарантии того, что колеса вашего автомобиля будут отбалансированы правильно. Во-первых, станок должен быть закреплен на прочном, лучше бетонном основании и стоять строго горизонтально.

Во-вторых, в его электронный блок нужно ввести корректные данные по типоразмеру шины и диска, а сам станок не должен иметь износа во вращающихся элементах и быть откалиброван. Наконец, мастер должен иметь соответствующую квалификацию и опыт – как показывает практика, 90% успеха зависит именно от этого фактора.

Например, если колесо требует значительного количества грузов, он должен знать, что поворот шины относительно диска может снизить дисбаланс, и грузов потребуется меньше. Правда, этому правилу следуют далеко не все, и вот почему.

Изменение положения шины относительно диска с целью уменьшить массу требуемых для балансировки грузиков далеко не всегда приводит к желаемому результату (результат заранее неизвестен!).

При этом значительно увеличиваются трудозатраты на балансировку и, как следствие, ее стоимость. В то же время очень большое количество грузов на колесе может говорить о низкой квалификации работника. С другой стороны, автопроизводители не указывают максимальную массу используемых при балансировке грузиков.

При прочих равных условиях, масса грузиков, требующаяся для компенсации дисбаланса, будет минимальной, если они устанавливаются на максимальном расстоянии от центра масс системы «диск-шина», т. е. на бортовых закраинах.

Установка же грузиков ближе к центру масс системы «диск-шина» (например, чтобы не портить внешний вид диска, клеящийся грузик размещают на внутренней поверхности обода) неизбежно приведет к необходимости увеличить их массу.

Также мастер должен очистить шину от мельчайших камней в протекторе, а диск – от налипшей грязи. В случае его деформации обязательно проинформировать владельца.

Один из важнейших моментов – крепление колеса на станке. В большинстве случаев оно крепится через центральное отверстие диска. С задней стороны колесо садится на конус, а спереди фиксируется фланцевым адаптером и зажимной гайкой. Такой способ увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальную центровку.

Улучшить ее помогают специальные адаптеры Haweka. Суть их в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных шпилек. При этом вероятность повредить лакокрасочное покрытие колесного диска минимальна. К тому же адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Точность балансировки в этом случае будет выше. Фланцевые адаптеры выпускаются под различную разболтовку и могут использоваться на любом балансировочном станке.

После установки грузиков нужной массы в указанных станком местах процедура проверки проводится еще раз. В случае необходимости грузики или добавляются, или снимаются, но их масса не должна быть более 5 граммов. Колесо считается отбалансированным, если показания на табло прибора будут нулевыми.

Так в каких случаях и как часто необходима балансировка колес? Как правило, в руководствах по эксплуатации автомобилей балансировка рекомендуется раз в 10-15 тысяч километров пробега. Но это при условии, что не производилось разбортирование колес.

То есть если при сезонной смене шин используются одни и те же диски – балансировка обязательна. Также она необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или были случаи попадания колеса в яму. Но в этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.

Балансировка колес: что это и зачем нужно

Вас интересует, что такое балансировка колёс, зачем она нужна, и как часто нужно её проводить? В этой статье мы подробно расскажем о данном виде технического обслуживания, и его влиянии на рабочее состояние автомобиля.

Начнём с того, что процедура балансировки была разработана относительно недавно, и многие владельцы машин довольно часто пренебрегают ею. Делают они это абсолютно необоснованно, так как в данном случае экономия времени и средств может привести к плачевным последствиям.

Что такое балансировка колес

Термин балансировка обозначает максимально возможное, равномерное распределение массы колеса относительно его оси. Такое правильное расположение, позволяет существенно снизить наличие вибрации при движении машины, а также исключает ранний износ ступичного подшипника и автомобильных шин.

Говоря простым языком — грамотно отбалансированные колёса обеспечивают комфортную езду по любым дорогам. Автомобиль имеет отличное сцепление с дорожным покрытием, и хорошо управляем на любой скорости.

В салоне не ощущается сторонняя вибрация, а отлаженный ход положительно влияет на подвеску машины и эксплуатационный ресурс резины. Износ шин проходит равномерно с каждой стороны, колесо не деформируется, и не стирается на определённых участках.

Зачем нужна балансировка колес

Статический и динамический дисбаланс колеса

Как уже было сказано, балансировка колес нужна для равномерного распределения массы колеса относительного его оси или, другими словами, для устранения дисбаланса. Специалисты подразделяют дисбаланс колёс на два вида:

  • Статистический. Смещается центр тяжести по оси, вследствие чего происходит неравномерное распределение массы колеса по длине.
  • Динамический. Это когда ось инерции не совпадает с осью вращения. В этом случае пресечение осей происходит под углом, что приводит к неравномерному размещению массы в ширину.

Установить имеющийся вариант дисбаланса можно визуально при подъёме машины на домкрате, и прокручивании колеса, а также с помощью специального диагностического оборудования. Второй вариант гарантирует более точный результат, и предоставляется в виде доступной услуги на любом шиномонтаже или станции технического обслуживания.

Как делают балансировку колес

Станок для балансировки колеса

Перед сдачей колеса на компьютерный стенд для балансировки желательно тщательно вымыть, очистить протектор и диск от грязи, мелких камней и песка. Их наличие не позволит правильно провести процедуру, и вы не получите ожидаемый результат. Также перед началом балансировки мастер должен удалить все, установленные ранее балансировочные грузы, независимо от мест их расположения.

Подвергать регулярной балансировке нужно как передние, так и задние колёса. Не стоит выделять только ведущую пару, уповая на то, что механическое воздействие на два других колеса меньше. Неравномерный износ может появится на любом из четырёх протекторов, что повлечет за собой уже описанные выше последствия.

Сама процедура балансировки колеса проводится на специальном балансировочном станке или стенде. Принцип его работы заключается в установке колеса на вращающийся конус, который автоматически управляется компьютерной программой. Последняя определяет точный вид дисбаланса, и указывает куда необходимо установить специальный грузик, выравнивающий центр тяжести.

Средний вес цинковой или свинцовой огрузки колеблется от пяти до шестидесяти грамм, и устанавливается мастером вручную. Также специалистом подбирается вариант балансировочного груза (клеящийся или набивной), который используется в соответствии с типом колёсного диска.

Современный способ компьютерной диагностики и балансировки позволяет выявить малейшие аспекты смещения осей, невидимые человеческому глазу. И даёт возможность оптимально исправить имеющуюся ситуацию, негативно влияющую на общее техническое состояние автомобиля.

В среднем процесс балансировки колёс занимает 40-60 минут. Услугу можно заказать в индивидуальном порядке на шиномонтаже, или в комплексном сервисе СТО. А результат качества проведённой работы можно заметить уже на скорости 60-70 километров в час, в первый выезд на дорогу.

Читайте также: Как правильно хранить шины все сезона.

Как часто нужно делать балансировку колес

По правилам данное техническое обслуживание рекомендуется проводить каждые 5 тысяч километров автомобильного пробега. Оптимальный срок обеспечит минимальный износ резины в случае дисбаланса, и можно будет обойтись стандартной балансировкой, а не покупкой и заменой новых колёс.

В обязательном порядке балансировка требуется в следующих случаях:

  • После сезонной или обычной смены резины.
  • При попадании машины в глубокую дорожную яму или выбоину.
  • При ударе колеса о бордюр.
  • После проведения ремонта одного или нескольких колёс.
  • В случае выявления вибрации в салоне.
  • При ударах руля на скорости свыше шестидесяти километров в час.

Каждый из вышеуказанных факторов должен стать поводом срочного обращения к специалистам. Быстрое реагирование позволит избежать скорого износа отдельных деталей, и обеспечит вашу безопасность на дороге при любой скорости.

Балансировка колес своими руками

Огромное количество современных СТО позволяет быстро и без проблем провести балансировку в любое удобное для этого время. Но для экстренных ситуаций, когда шиномонтаж недоступен, мы приведём пример как это можно сделать своими руками с помощью балансировочных грузов, которые продаются в любом автомобильном магазине.

В этом случае вам понадобится домкрат, гаечный ключ и молоток. Нужно поднять одну сторону машины, выключить передачу (если колесо с дисбалансом ведущее), и ослабить гайки крепления.

Не снимая диск со ступицы необходимо раскрутить колесо влево, и дождаться его полной остановки. Пометить его верхнюю точку маркером или мелом. Далее раскрутить диск вправо, и также поставить верхнюю отметку. Напротив каждой отметины выставляются грузики весом по тридцать грамм.

Последующая раскрутка может проводится в любую сторону, а в момент остановки огрузка будет оказываться внизу. Это место будет обозначать нижнюю точку балансировки. Следующим действием должно стать последующее вращение диска, и смещение грузов в противоположные друг от друга стороны. Это процедура приведёт к остановке колеса в разных положениях, что обозначит оптимально возможный баланс.

Конечно такая регулировка не сравнится с точными данными компьютерных стендов, и выверенными действиями специалистов. Но для автолюбителей желающих повысить свою техническую квалификацию, самостоятельная балансировка станет бесценным опытом, и поможет в последующем тщательно контролировать уровень платного обслуживания.

Подводя итог, ещё раз отметим — регулярное балансирование колёс, проводимое хотя бы один раз в году, позволит вам уберечь важные механические узлы транспортного средства от сложных ремонтов, и исключит покупку дорогостоящих деталей.

Необходимая процедура сэкономит ваши деньги и нервы. А вы как практичный и предусмотрительный водитель, получите максимальное удовольствие от хорошей езды, и сможете гарантировать себе оптимальную безопасность во время скоростного движения.

Читайте также: Вибрация руля на скорости 100-120 км/час — основные причины.

Финишная балансировка колес

Достигнуть оптимальной плавности движения транспортного средства непросто. Несмотря на предыдущую балансировку и оптимизацию каждого колеса остается дисбаланс в ступицах, тормозных дисках (барабанах), шрузах, полуосях. Для решения этой проблемы мы предлагаем провести ФИНИШНУЮ БАЛАНСИРОВКУ КОЛЕС АВТОМАШИНЫ (БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС, УСТАНОВЛЕННЫХ НА АВТОМОБИЛЬ).

Основное отличие: балансировка колес транспортного средства на обычном балансировочном станке способна оптимизировать только дисбаланс самого колеса, без учета допусков в других элементах подвески.

Используемое нами оборудование фирмы HOFMANN позволяет балансировать колеса на автомашине, учитывая заводские допуски во вращающихся элементах- ступицах, дисках и др., устраняя дисбаланс системы колесо-автомобиль.

Балансировка колес, установленных на машину, позволяет значительно улучшить плавность хода автомобиля, что влияет на субъективное ощущение комфорта и спокойствия, повышает безопасность автомашины, оптимизируя поведение колеса на дороге.

Финишная балансировка колес производится после выполнения основной балансировки и является дополнением к ней. Проводить стандартную балансировку колес необходимо регулярно, так как при несбалансированных колесах увеличивается вибрация подвески, а шины изнашиваются неравномерно и гораздо быстрей.

Финишную балансировку рекомендуется проводить после замены колес или установки новых шин и дисков, а также в случае возникновения биений после проведения стандартной балансировки. Рекомендуется проводить конечную балансировку колес также при замене вращающих деталей подвески автомобиля – приводных полуосей, ступиц и при установке секретных болтов и др.

Порядок проведения финишной балансировки колес

Обычная балансировка не в состоянии полностью устранить такие явления, как остаточное биение колеса и дисбаланс в ступицах и тормозных дисках.
Поэтому необходимо проводить конечную балансировку колес, уже установленных на автомобиль.

Финишная балансировка позволяет улучшить характеристики плавности хода и повысить безопасность движения. Также существенно повышается комфортабельность езды на автомашине.

При проведении конечной балансировки под автомобиль устанавливается датчик вибрации. Затем колеса автомашины раскручиваются специальным аппаратом. При скорости 100-110 км/час датчик вибрации в течение 10 секунд считывает данные, после чего осуществляется сам процесс финишной балансировки (дополнительная подстройка системы колесо-автомобиль): установка грузиков-противовесов на колеса автомашины. То есть при балансировке установленных на машину колес производится устранение дисбаланса в колесах, ступицах, полуосях, тормозных дисках и других вращающихся деталях автомашины.

ВНИМАНИЕ! Мы делаем ФИНИШНУЮ БАЛАНСИРОВКУ КОЛЕС на ВСЕ МАРКИ и типы автомобилей, в том числе полноприводные тяжелые внедорожники и автомашины с автоматической коробкой передач.

ВНИМАНИЕ! Финишная балансировка производится только в нашем филиале на Русаковской ул., д. 1

Можно ли балансировать только переднюю ось?

При выполнении балансировки колес возникает много уточняющих вопросов, среди которых автовладельцев интересует: можно ли ограничиться коррекцией лишь передней пары, а заднюю оставить без изменений?

Профессионалы категорически настаивают на одновременной проверке передних и задних колёс, так как имеющийся дисбаланс, независимо от того где он образовался, повлечет за собой самые негативные последствия. Некоторые водители акцентируют внимание лишь на передней паре, уповая на то, что задние колёса испытывают гораздо меньшие механические нагрузки и их роль в движении второстепенная. Однако, это ошибочный вывод.

Производители рекомендуют обращаться в сервисный центр за оказанием услуги балансировки через каждые 5000 км. Следование рекомендациям позволяет продлить срок службы резины и сэкономить расходы. Балансировка для всех колес выполняется в следующих случаях:

  • при сезонной смене «обуви»;
  • в случае ощущения вибрации в салоне;
  • при столкновении с препятствием или попадания в яму;
  • после сезонной замены и ремонта колес или хотя бы одного из них;
  • в случае возникновения ударов в области рулевого колеса при скорости в 60 км/час.

Виды дисбаланса колеса

Баланс колес – это залог безопасности движения. При отклонении вращательной оси от инерционной диагностируется дисбаланс. Он чреват разрушением амортизаторов, ступиц, выходом из строя рулевого управления и увеличением затрат на техническое обслуживание. Симметричная форма вращения объектов и равноудаленность всех точек на поверхности шин обеспечивает нахождение центра тяжести колес на оси вращения. Производители допускают незначительную изначальную диспропорцию, но при существенном отклонении изъян следует немедленно устранить.

Различают статистическую и динамическую неустойчивость.

1. Статистический перекос колес наблюдается при неравномерности распределения массы по вращательной оси. В результате появится центробежная сила F, создающая переменный вращательный момент. Именно она приводит к разрушению подвески. Дефект устраняется дополнительным грузом, вывешиваемым в противоположной стороне от неуравновешенной массы. Точка крепления определяется при раскручивании колеса и фиксации дефекта в нижней точке.

2. Динамический сбой диагностируется в случае неравномерного распределения веса в плоскости колеса. в результате появляются противоположные силы F, имеющие точку приложения на определенном плече от вращательной плоскости. В статичном положении отклонение заметить невозможно, его обнаруживают на специальном станке. Восстанавливают нарушенное равновесие с помощью специальных грузов, закрепляемых по периметру дисков.

Появление дисбаланса обусловлено износом шин, неоднородностью компаунда, особенностью конструкции покрышек, расположением в них вентильного гнезда, наличием регулирующего люка в тормозном барабане, технологическими ошибками.

Как правило, при балансировке колёс мастер осуществляет одновременное устранение обоих видов дефектов.

Как правильно балансировать колесо

Сегодня не обойтись без корректной балансировки колес, но многие автолюбители не совсем понимают, что же такое правильная балансировка. От того, насколько качественным будет выполнена данная процедура, зависит безопасность вождения автомобилем.

Для чего нужна балансировка

Баланс колеса в полной мере зависит от шины авто, поскольку на этот процесс влияют самые дальние участки узла. Неуравновешенность колеса тем серьезнее становится, чем быстрее его скорость. Из-за вибрации начинают выходить из строя элементы ходовой части, изнашивается резина.

Производители деталей колеса (дисков, покрышек) не в состоянии изготовить их сбалансированными идеально, ведь доли миллиметра или грамма все равно в какой-либо части разнятся. В процессе дальнейшей эксплуатации происходит естественный износ резины и небольшие повреждения колесных дисков, таким образом, появляется необходимость проведения балансировки.

Виды балансировки

Детали колеса имеют, каждая в отдельности, свой дисбаланс, уравновесить который можно грузиками. При шиномонтаже нужно их собрать так, чтобы точки дисбаланса элементов (шины, диска) сами себя уравновешивали.

Балансировка колес автомобиля обойдется дешевле, чем установка новых покрышек или ремонта подвески. Процедуру следует проводить на передних и задних колесах.

Различают несколько видов балансирования:

с откручиванием колес и установкой на специальный станок;

финишная – проводится прямо на автомобиле;

автоматическая – проводится гранулами или специальным порошком, но только на грузовых автомобилях.

Как балансировать колеса?

Статическая балансировка

При наличии статического дисбаланса имеется разный вес колес по оси вращения. Это место станет сильно ударять по дороге при езде, а при скорости сильно ощущаться на рулевом колесе и/или на кузове автомобиля.

Принцип статической балансировки таков: на станок надевают колесо, раскручивают его. Во время раскрутки автоматический блок определяет уровень дисбаланса, выводит данные измерений на дисплей, обозначает, на какое место грузик какой массы установить.

Грузики есть двух видов:

с кронштейном, который устанавливается на край диска; можно применять в основном на штампованных дисках;

на основании из клея, которые используются для кованых, литых дисков.

Балансировка динамическая

Одна из современных процедур, которую проводят не все мастерские. Дисбаланс динамический чаще случается в колесах с широкими шинами в отношении к плоскости оборотов.

Финишная

Балансировку финишную осуществляют после статической либо динамической. Под подвешенным ТС монтируется балансировочный стенд и спецоборудование. При раскрутке колеса до 90 км/час автоматическое устройство проводит замеры и показывает место дисбаланса, где требуется установка груза.

Правила выполнения балансирования

Чтобы достичь максимально точной балансировки, нужно следовать правилам:

Обязательно очищать диск с обеих сторон от любого вида загрязнений, иначе автоматика не определит качественно вес груза, место его установки.

Грузы, установленные при предыдущей процедуре, следует снимать.

Внимательно следить за тем, чтобы шина полностью стала на свое место.

В процессе балансирования нужно учитывать наличие пластмассового колпака, надевающегося после выполнения работ.

Частоту осуществления балансирования колес рекомендуют проводить после пробега в 10-20 тыс. км или при смене сезонности резины. Но это не основной показатель. Главное, если вы начинаете замечать биение руля при передвижении, значительную вибрацию корпуса, посетите шиномонтажную мастерскую.

Причины разбалансировки

Насколько качественно проведена процедура восстановления равновесия колес, зависит рабочее состояние авто. Дисбаланс происходит по некоторым причинам:

производственный дефект диска, шины;

ремонт шины осуществлен некорректно.

Если дисбаланс появился, вы можете определить по заметным признакам:

вибрация ходовой части будет отдавать в салон;

к вибрации примешиваются еще и шумы или тряска;

при отдаче вибрации на руль следует провести балансировку передних колес.

Ошибки при проведении балансировки

Если признаки разбалансировки обнаружены, необходимо обратиться в мастерскую шиномонтажа. Осуществляя уравновешивание, специалист может допустить ошибки, которые потом могут послужить возникновению проблем.

Покрышки и диски не почистили. Частица грязи весом в 7-8 грамм на колесе, камешек, попавшие в резину, могут спровоцировать дисбаланс в дальнейшем. При передвижении водитель станет ощущать биение руля, начнет разрушаться подвеска.

Не закреплен надлежащим образом балансировочный станок. Неустойчивость станка не позволит выполнить балансирование качественно.

Не проведена калибровка балансировочного станка. Специалист не выполнит уравновешивание качественно на таком станке.

Грузик не установлен правильно. Технология проведения операции приклеивания груза должна соблюдаться в полной мере, иначе грузик отклеится даже при мойке.

Балансировка колес «по нулям» не проведена. Если мастер не ответственно относится к выполнению своей работы, то для него 3-5 г дисбаланса ничего не значат. Но при монтаже диска признак разбалансировки проявится. Затем на высокой скорости руль начнет бить, управление автомобилем ухудшится, станут выходить из строя детали подвески. Очень важно, чтобы значение процедуры было нулевым.

Как видите, балансировать колеса нужно периодически, чтобы способствовать комфортному передвижению и безопасности.

Балансировка колес: как часто проводить и сколько стоит?

Вот зачем нужно чаще делать балансировку колес.

Даже минимальные изменения в шине могут вызвать дисбаланс при движении. 1gai.ru рассказывает, как распознать сбитую балансировку колес, и во сколько обходится ее сделать.

Балансировка колес играет важное значение для правильного вращения колес и движения автомобиля. В первую очередь балансировка колес это безопасность эксплуатации автомобиля и ваш комфорт за рулем. Балансирование колес позволяет правильно распределить их вес для оптимального вращения. Обычно, когда вы купили новую резину на шиномонтаже специалисты во время проведения шиномонтажных работ, подбирают каждому колесу определенные грузы, для оптимальной центровки колес.

К сожалению, со временем в любом автомобиле балансировка сбивается. Например, если ваша машина даже несильно ударилась об бордюр, балансировка колеса может сбиться. Меняется балансировка колес и при неравномерном износе шин. В итоге, то колесо, которое большое всего износилось, выходит из равновесия по отношению с другими колесами. В результате появляется дисбаланс при вращении колес во время движения автомобиля.

Самое плохое, что в этом случае начинается еще более быстрый износ резины. И это еще не все. Если в этот момент не предпринять меры (сделать новую балансировку колес, заменить сильно изношенную шину на новую), то после более длительного периода времени, сбитая балансировка и неравномерно изношенные колеса могут привести к повреждению рулевого управления и даже преждевременному износу подвески автомобиля.

Вот почему так важно сбалансировать колеса сразу же при первых признаках дисбаланса.

Как возникает дисбаланс колес?

Несбалансированность – не что иное, как сбитая балансировка колес. Например, как мы уже сказали, для балансировки колес шиномонтажники применяют специальные грузы (противовесы), выравнивающие колеса, для их равномерного вращения вокруг собственной оси.

К сожалению, очень часто эти противовесы отлетают на дороге. Особенно часто это происходит после наезда в очередную яму или если машина налетела на бордюр.

Другой причиной дисбаланса является неравномерный износ протектора. Например, если вы любитель топить с места, нажимая педаль газа в пол и резко тормозить перед светофорами, то при таком стиле езды протектор резины на вашей машине очень быстро износится неравномерно. В том числе резина имеет свойства изнашиваться неравномерно, если вы любите закладывать в повороты.

Причем этот неравномерный износ вы можете даже не заметить беглым взглядом. Но вы должны знать, что даже незначительные изменения протектора при неравномерном износе шин из-за ваших маневров за рулем могут влиять на концентричность из-за центробежной силы, создаваемой во время вращения колеса. Например, на скорости 100 км/ч дисбаланс всего в 10 граммов превращается уже в 2,5 килограмма на одно колесо.

Балансировка шин: как это работает?

Грубо говоря, при балансировке балансируется не сама шина, а все колесо. Если простыми словами объяснять, что такое балансировка колес и “с чем ее едят”, то вы должны понять что несбалансированность колес компенсируется закрепленными на ободе колеса небольшими противовесами (грузами).

Балансировка колес возможна только на шиномонтаже или в специализированном автосервисе.

Для того чтобы сделать балансировку шиномонтажник должен закрепить колесо на специальном станке (машине). Этот станок моделирует вращение колеса, точно также как колесо вращается на вашей машине. Далее электроника определяет по качению шины дисбаланс колеса, показывая мастеру соответствующие значения, необходимые для подбора грузов.

Далее мастер, подобрав грузы, закрепляет их на колесе, выравнивая центробежные силы при вращении колеса.

Но знаете ли вы, что подобный метод балансировки не точен и не идеален. Дело в том, что во время проверки балансировки колеса шиномонтажник получает данные со станка без учета возможных дисбалансов исходящих от тормозных дисков, тормозных барабанов или ступиц, которые, к сожалению, также не вечны и могут изнашиваться не равномерно, влияя на вращение колес.

В итоге чтобы сделать идеальную балансировку необходимо дорогостоящее оборудование способное замерять балансировку колес стоящих на машине. Для этого, как правило, используется передвижная балансировочная машина. Правда, в нашей стране подобное оборудование большая редкость. И все дело в том, что подобная эффективная балансировка обходится владельцу авто очень и очень дорого.

Поэтому почти на всех шиномонтажах в России, как правило, используется не дорогое оборудование для проверки балансировки колес снятых с машины.

Как вы узнаете, что колеса на вашем автомобиле имеют дисбаланс?

Существует несколько признаков, указывающих на сбитую балансировку колес:

  • Блокировка рулевого колеса на определенных скоростях
  • Необычный шум или вибрация на скорости 100 км / ч и выше
  • Неравномерно изношенные шины

Как часто вы должны балансировать колеса?

Для балансирования колес нет фиксированных и плановых интервалов, как например, для замены моторного масла. У некоторых водителей колеса их машины теряют балансировку слишком быстро. В итоге им приходится делать балансирование колес при каждой смене резины в межсезонье.

У других водителей балансировка проводится только один раз (после покупки новой резины). Есть, например водители, которые так аккуратно водят автомобиль, что балансировка колес не сбивается даже спустя приличное время эксплуатации машины.

Правда в этом случае специалисты все равно рекомендуют проверять балансировку и в случае необходимости проводить ее корректировку, поскольку износа шин никто не отменял. Ведь даже при равномерном износе колес, рано или поздно, когда протектор шин будет достаточно изношен, все четыре колеса потеряют идеальную ось вращения. Так, шина вращается на колесном диске, на котором установлены противовесы, но из-за износа протектора резины грузы уже не могут идеально балансировать колеса по отношению к оси вращения.

Так что, как только вы начали ощущать первые признаки дисбаланса колес, не затягивайте ваше обращение на шиномонтаж. В том числе желательно также проверить все компоненты подвески автомобиля, чтобы исключить, что дисбаланс колес не нанес вред автомобилю.

Сколько стоит отбалансировать колеса?

Здесь все конечно зависит от шиномонтажа или тарифной сетки автосервиса. В принципе балансирование колес обходится не так дорого. В первую очередь на стоимость балансирования колес влияет диаметр колеса. Логично, что чем больше колеса, тем дороже обходится их балансировка.

В том числе на стоимость балансировки колес влияет, какой на колесе используется диск. Как правило, отбалансировать колесо со стальным диском стоит дешевле, чем колесо с алюминиевым диском. Кроме того на итоговую стоимость балансировки будет влиять вид / тип используемых грузов (противовесов).

При смене сезонности резины на шиномонтаже, как правило, балансировку колес включают в общий счет за услуги.

В среднем стоимость балансировки одного 15-ти дюймового колеса со стальным диском в России составляет 170 рублей. Соответственно, чтобы проверить и сделать балансировку четырех колес вам придется заплатить в среднем 680 рублей.

Есть, конечно, в России множество и гаражных шиномонтажных мастерских, которые готовы делать эту услугу и дешевле. Но не забывайте, что есть и премиальные шиномонтажи где балансировка колес обычно обходится в круглую сумму (даже дороже чем шиномонтаж у дилера).

Обращаем ваше внимание, что эта средняя стоимость не учитывает снятие и установка колес. Так что смело к стоимости балансировки прибавляйте еще за 15-ти дюймовое колесо в среднем 50-100 рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: