Инспектор ГИБДД требует показать смартфон водителя: вправе ли он это делать

Инспектор ДПС требует показать телефон. Есть ли у него на это право?

Проверка документов – прямая обязанность сотрудников ГИБДД. Одни водители буквально сразу отдают всё необходимое, иногда даже не дожидаясь пока инспектор представится. Другие – наоборот, ждут, пока представится, покажет удостоверение, назовёт причину остановки и так далее. Но сегодня не об этом. Дело в том, что особо «правильные» сотрудники могут попросить водителя показать мобильный телефон. И тогда автомобилист начинает погружаться в панику.

Требование показать телефон начало стремительно набирать популярность. И буквально все инспекторы аргументируют это поиском запрещенного контента. Якобы ищут такие приложения как WeChat, Line или Zello. В последнее время еще и Telegram. Закон действительно запрещает пользоваться перечисленными приложениями. Но можно ли показывать свой телефон сотрудникам ГИБДД? Объясняю.

Все тонкости закона

Деятельность полиции основывается на Федеральном законе «О полиции». Согласно статье 13, закон разрешает сотруднику ГИБДД проводить личный досмотр автомобиля, а также досмотр вещей водителя, находящихся в автомобиле.

А вот в статье 27.7 КоАП РФ указанно, что досмотр автомобиля и вещей водителя происходит для обнаружения орудий совершения или предметов правонарушения. В этот список попадают вещи, которыми был нанесен ущерб. А предметами правонарушения являются украденные ценные вещи или повреждённое имущество.

Наши власти всеми методами пытаются бороться с незаконными приложениями. Обычно, в список запрещенных приложений попадают, те, чьи владельцы отказываются сотрудничать с российскими спецслужбами. В приложении вся необходимая информация передается по каналу связи в зашифрованном виде. И чтобы граждане России могли пользоваться услугами поставщика, он, в свою очередь, должен предоставить ключ силовикам. Все это только для того, чтобы в случае необходимости, спец. службы имели доступ к перепискам пользователя. Владельцы этих приложений стараются обеспечить конфиденциальную безопасность каждому пользователю, за что, собственно, и попадают в «чёрный список».

Однако на данный момент, власти не ввели какую-либо административную ответственность за использование запрещенных приложений. Поэтому наказать простого гражданина – не получится. Да и вообще, данная мера направлена не на пользователей, а на самого производителя приложения.

И как это понимать? Всё просто, инспектор ГИБДД не имеет права требовать телефон у водителя. Даже, если это необходимо для обнаружения запрещенных приложений. Некоторые водители научились обходить блокировку с помощью VPN – программ. За подобные действия закон также не предусматривает наказания.

А если телефон окажется «с плохим прошлым»?

Иногда, инспектор может сказать, что телефон ему нужен для проверки его на предмет кражи. На всех телефонах есть специальный набор команд, после которого на экране появляется IMEI. Он то и помогает определить настоящего владельца смартфона. Но даже в этом случае, водитель может законно отказать полицейскому.

Запомните, для проверки телефона у сотрудника ДПС должна быть ориентировка, а также распоряжение или приказ от вышестоящего руководства. И только после того, как водитель ознакомится с этими документами, он может предоставить свой телефон. Однако не стоит торопиться, не всё так просто.

Первое, что должен сделать инспектор – это пригласить двух понятых и назвать причину досмотра мобильного телефона. Затем происходит необходимая процедура проверки IMEI-кода. Ну и в конце, сотрудник ГИБДД составляет протокол досмотра, который подписывают все участники происходящего. И да, не забудьте взять копию документа. Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых отдают водителю.

Еще не менее важно следить за действиями сотрудника ДПС. Ему запрещено открывать сообщения, социальные сети, журнал звонков и так далее. Все это относится к конфиденциальной информации, которая охраняется законом. Поэтому только код, и ничего больше. Просмотреть фотографии или прочитать переписки правоохранительные органы могут лишь после решения суда. И то, только для ознакомления в рамках расследования уголовного дела.

Читайте также:
На каких авто ездил Джеймс Бонд и за сколько можно сейчас купить такие же машины

Как общаться со стражем порядка?

Отказывайте инспектору до того момента, пока не ознакомитесь с доказательствами. А именно ориентировкой и приказом руководства. Обязательно напомните, что у него нет оснований «просто так» смотреть ваш мобильный телефон. Возможно, сотрудник увидит, что Вы знаете свои права, и перестанет требовать его.

В практике бывали и случаи, когда страж порядка запугивал водителя статьей 19.3. КоАП РФ (неповиновение сотруднику ДПС). Пустые слова и не более. Он прекрасно знает, что отказ водителя показывать свой телефон, не является нарушением. Ну, а когда и это не помогает, начните снимать происходящее на камеру. Постарайтесь запечатлеть нагрудный знак или лицо сотрудника. В дальнейшем, видеоматериал поможет наказать его за несоблюдение норм и правил проверок. Одним словом, сделают выговор или понесет материальную ответственность. Ну и, конечно же, сообщите, что Вы намерены жаловаться в прокуратуру.

Терпеть и молча выполнять все «хотелки» инспектора нельзя. А особенно это, где представитель закона не защищает права граждан, а наоборот – нарушает их. Единственный способ бороться с такими ситуациями – сразу же жаловаться в органы. Больше жалоб – меньше подобных инцидентов. Всё просто.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Имеют ли право сотрудники ДПС проверять аккаунт каршеринга на смартфоне и что за это грозит?

  1. Нигде в действующих в 2021 году ПДД не прописана обязанность предъявлять аккаунт каршеринга сотруднику ГИБДД.
  2. Более того, вы не должны этого делать даже по договору аренды большинства таких сервисов.
  3. Равно как законным требование инспектора показать экран смартфона быть не может.
  4. Между тем, часто возникают споры над обязанностью предъявить путевой лист, доверенность или даже договор аренды, так как автомобиль принадлежит юридическому лицу. Однако, такие споры безосновательны – это не коммерческие перевозки, и потому путевые листы по закону не нужны. А доверенность и договор вообще не перечислены в Правилах.
  5. Нередко инспектор ДПС может утверждать, что он проверяет аккаунт каршеринга в целях пресечения преступления по статье 166 УК РФ – угона. Но это также неправомерно в случае простой проверки документов. Более того, управление не по своему аккаунту не является составом преступления по данной статье.
  6. Однако, в 2021 году сотрудники уделяют пристальное внимание к автомобилям каршеринга и достаточно часто их останавливают.

В ПДД есть чёткий список документов, которые водитель обязан передать для проверки инспектору ГИБДД. А права и обязанности полицейских при такой проверке регулируются не менее чётко в соответствующем Административном регламенте. Обязанности показывать аккаунт каршеринга в Правилах нет. В то же время есть определённые тонкости при управлении арендованным автомобилем. Взять хотя бы то, что он принадлежит юридическому лицу, что подразумевает расширение списка обязанностей водителя. А ещё у полиции есть права гораздо более обширные, нежели проверка документов на авто. Но давайте по порядку разбираться, есть ли у сотрудника ДПС право проверять телефон водителя каршерингового автомобиля на предмет соответствия аккаунта его личности, законно ли в этом случае его требование предъявить смартфон и что может грозить за отказ выполнить его.

У меня есть обязанность показывать аккаунт каршеринга по ПДД?

Наверняка многие водители знают о многообсуждаемом в интернете пункте 2.1.1 ПДД. Именно он устанавливает список того, что нужно возить с собой и предъявлять для проверки ДПС. В число таких документов входят:

  1. водительское удостоверение,
  2. регистрационные документы (свидетельство о регистрации),
  3. полис ОСАГО.
Читайте также:
Оптические иллюзии, с которыми может столкнуться каждый водитель

Это стандартный набор. Есть также путевые листы, лицензии и прочие для конкретных случаев.

Обратите внимание, что касательно обязанности показывать что-то на телефоне в ПДД есть единственное упоминание об этом в виде электронной страховки ОСАГО. Его вы должны передать для проверки именно на экране смартфона. И то только как альтернатива распечатанного электронного полиса.

Никаких упоминаний об обязанности водителя автомобиля каршеринга показать аккаунт по требованию каршеринга Правила не содержат. А, раз нет обязанности, то и наказания быть не может никакого! Более того, даже почти ни в каких правилах аренды машин различных сервисов по каршерингу нет пункта, который расширял бы круг обязанностей водителя перед инспектором ДПС. Равно как нет обязанности у водителя подтверждать полномочия использования транспортного средства.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять смартфон?

Теперь от обязанностей автолюбителя перейдём к правам полицейских. Здесь также всё достаточно просто.

  • Согласно пункта 3 статьи 30 закона О полиции, граждане обязаны выполнять законные требования сотрудников.
  • А, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 13 этого же ФЗ, сотрудники имеют право проверять документы граждан, а в случаях, когда есть повод для привлечения к ответственности за правонарушения либо для задержания, проверять и иные документы на осуществление определённой деятельности.
  • За неисполнение законного требования сотрудника в КоАП РФ есть довольно жёсткая статья 19.3, часть 1 которой грозит от штрафа до ареста до 15 суток за это.

Это исчерпывающая информация по состоянию на 2021 год, которая так или иначе могла бы иметь отношение к праву ДПС проверять аккаунт каршеринга на смартфоне. И нас интересует последний пункт выше. Казалось бы, прослеживается определённая логика в законности обсуждаемой нами темы. Однако, это совсем не так.

Дело в том, что основания для проверки “иных документов” – наличие повода к возбуждению дела либо к задержанию. Однако, езда водителя за рулём каршеринга не является таким поводом и быть не может. Потому что всё просто – управление такой машиной не содержит признаков нарушения ПДД и иных нормативных актов. Даже если водитель нарушил Правила (например, скоростной режим или правила остановки и стоянки), то это не становится причиной для законности проверки аккаунта каршеринга.

Более того, речь в статье 13 ФЗ О полиции идёт о документах на осуществление определённой деятельности. Здесь наличие самой деятельности является спорным – водитель управляет машиной каршеринга, не занимаясь деятельностью. Он просто участвует в процессе дорожного движения на арендованном авто. А деятельность чаще всего подразумевается коммерческая.

Но есть тонкости в 2021 году по проверке документов!

Тем не менее, сами инспекторы чаще всего приводят определённые, порой кажущиеся достоверными и не лишёнными обоснований аргументы в пользу законности требования показать аккаунт водителя каршеринга. Например:

  1. автомобиль каршеринга всегда принадлежит юридическому лицу; следовательно к списку документов добавляется путевой лист и/или доверенность,
  2. если вдруг водитель едет по чужому или “левому” аккаунту, то здесь появляются признаки угона машины,
  3. либо же вовсе инспектор указывает на неограниченность его прав для проверки, просто потому что у вас есть обязанность исполнять его требования.

Итак, последний пункт по понятным причинам даже обсуждать не будем. Выше мы привели достаточно ссылок в обоснование ограниченности прав сотрудника ГИБДД и, следовательно, незаконности его требований, а также отсутствия обязанности у граждан выполнять незаконные требования.

Рассмотрим другие пункты.

Автомобиль принадлежит юридическому лицу

Итак, большинство инспекторов ДПС считают, что для автомобиля юридического лица обязательно должны быть ещё 2 документа:

Читайте также:
Правда ли, что можно получить штраф, если самостоятельно подкрасить нечитаемую цифру на номере авто

Однако, если вы ещё раз заглянете в 2.1.1 Правил, то вы увидите, что:

  • доверенности как таковой вообще не содержится в списке документов, которые нужно возить с собой и передавать для проверки,
  • а путевой лист нужно иметь только в установленных законом случаях.

Что же это за установленные случаи? Ответ на этот вопрос содержится в Уставе автомобильного транспорта, статье 6, которая запрещает езду без путевого листа только в случае перевозок пассажиров, багажа и груза. Однако, даже сам закон разработан в целях регулирования именно оказания услуг с помощью транспорта. То есть перевозка пассажиров должна выступать в роли оказания услуги (например, такси или общественным транспортом). Но даже о перевозке здесь речи не идёт. Каршеринг по сути своей является арендой транспортных средств, если только водитель не решил окупить стоимость такой аренды извозом пассажиров и/или их вещей за плату.

Договор с каршерингом и угон автомобиля

Между тем, многие инспекторы мотивируют необходимость проверки аккаунта каршеринга тем, что управлять по договору аренды должен именно тот, кому он, собственно, выдан. В противном случае сотрудник грозит возможность привлечения по статье 166 Уголовного кодекса РФ, как за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.

Однако, и такой расклад здесь не может иметь место. И это подтверждает Верховный суд в своём довольно старом Постановлении Пленума №25 от 09.12.2008 г., разъясняя 2 важные вещи:

  • под угоном следует понимать действия в виде взламывания замков, неправомерной попытки завести двигатель (пункт 20 данного ПП Верховного суда),
  • либо управление самим владельцем автомобиля, который едет под угрозой насилия (пункт 23).

Таким образом, даже если владелец (тот, кто арендовал машину у каршеринга является именно владельцем – не путать с собственником) передал аккаунт лицу, который едет без своего аккаунта, то это всё равно не хищение. Это как максимум подпадает под гражданские правоотношения в виде нарушения условий договора аренды сервиса каршеринга с соответствующими санкциями.

Единственно законный способ привлечь человека за хищение по 166 УК – это наличие данных об угоне от собственника автомобиля (заявления в полицию), ну и разного рода варианты об обоснованном подозрении в угоне.

Правильная трактовка передачи машины каршеринга водителю

Настало сделать единственно верный вывод из всего вышеописанного.

Как итог, получаем, что каршеринг – это по своей сути договор аренды. Собственника (сервис каршеринга) передаёт по договору (чаще всего оферте) машину физическому лицу на праве владения и использования. Так как это договор аренды, а не перевозка людей, грузов и/или багажа на коммерческой основе, то о путевых листах речи идти не может. Договор аренды, равно как подтверждение договорных отношений в виде аккаунта каршеринга водитель по пункту 2.1.1 ПДД показывать не обязан. А инспектор не вправе это проверять. Ни о какой доверенности также речи идти не может – её нет в том же пункте 2.1.1.

«Это настоящее безобразие». В ГИБДД требуют у водителей смартфоны

Пользователи сервисов каршеринга стали чаще возмущаться требованиями сотрудников ГИБДД показывать запущенное на телефоне приложение. Так инспекторы выясняют, действительно ли водитель едет под своим аккаунтом. Их логика такова: «серые» учетные записи покупают лишенные прав автомобилисты, кроме того, водители даже с действующими правами могут купить «левый» аккаунт, чтобы нарушать и оставаться безнаказанными. К тому же часто пользователи сервиса решают передать управление своим друзьям или родственникам, которые находятся в автомобиле, или поучить навыкам вождения своих спутников. А это запрещено правилами всех каршеринговых компаний.

Часто у водителей таких ярко забрендированных транспортных средств инспекторы даже не требуют показать документы на арендованные автомобили. Просят только права и телефон — если данные совпадают, то водителей отпускают.

Читайте также:
Зачем нужны черные точки по краям стекла автомобиля

У некоторых автомобилистов такая процедура вызывает вопросы. Так, в ПДД ничего не говорится об обязанности водителей показать смартфон и запущенное приложение по аренде автомобилей. Водители начинают спорить с инспекторами и доказывать свою правоту. Также многих возмущает, что полицейские передают данные о передаче управления другому лицу в службу каршеринга, за что потом нарушители получают серьезные штрафы до 100 тыс. рублей, а в случае ДТП — еще больше. Правозащитники и адвокаты также соглашаются с тем, что раз в ПДД таких норм не прописано, то и требование инспектора — обыкновенное самоуправство. Представители каршеринга, наоборот, хоть и признают, что процедуру нужно прописать в законодательстве, считают ее вполне правомерной уже сейчас.

За разъяснениями о том, насколько законны действия инспекторов в таком случае и как вести себя водителям, Autonews.ru обратился в МВД России. В ответе на запрос в ведомстве подтвердили, что аккаунт каршеринга действительно не входит в перечень документов, которые водитель обязан, согласно п. 2.1.1 ПДД, передать для проверки сотрудникам полиции.

Там уточнили, что согласно закону «О полиции» сотруднику полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, и задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

«Учитывая предоставленные государством полномочия, сотрудник Госавтоинспекции может провести проверку легитимности права использования водителем транспортного средства краткосрочной аренды — каршеринга, — уточнили в МВД России. — При этом добровольное предъявление аккаунта мобильного приложения с подлинными данными водителя может существенно сократить время проведения процедуры».

В полиции при остановке автомобиля каршеринга могут и без изучения аккаунта понять, на каких основаниях водитель управляет машиной. Для этого он, зная данные водительского удостоверения и госномер автомобиля, может непосредственно связаться со службой каршеринга и проверить, кто арендует машину прямо сейчас.

Только вот сколько это может занять времени — большой вопрос. Ведь инспектору нужно дозвониться по определенному номеру до специалистов, продиктовать им все данные и дождаться ответа. Водителю же придется оплачивать дополнительное время аренды.

Комментируя ситуации, в которых автомобилисты утверждают, что вынужденно передают управление арендованными машинами из-за плохого самочувствия, в МВД напомнили о пункте 2.7 ПДД: водителям запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. При наступлении таких обстоятельств водителю рекомендуется остановить автомобиль для отдыха и при необходимости обратиться за помощью экстренных служб.

В пресс-службе «Делимобиля» не раз заявляли Autonews.ru, что сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль.

«Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности, — рассказали в компании. — Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет. Если машина зарегистрирована под одним именем, а за рулем — другой человек, он считается угонщиком. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта другому лицу. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности».

Читайте также:
5 автомобилей, на которых ездит главная дива Голливуда — Анджелина Джоли

Адвокат Александр Леманн признался, что ответ МВД вызывает у него сожаление. «Это настоящее безобразие, если даже в МВД, зная, что есть исчерпывающий перечень документов для проверки, позволяют себе так вольно трактовать закон, — сказал Леманн в беседе с Autonews.ru. — Да, пусть проверяют грузы, страховку, при необходимости в присутствии понятых проводят досмотр и составляют протокол. Но телефон водители показывать не обязаны. По такой логике сегодня они попросят показать мобильный, завтра — полезут по карманам. Пусть пункт о том, что водитель арендованного автомобиля обязан демонстрировать свою учетную запись, сначала появится в ПДД, тогда мы все будем беспрекословно выполнять это требование, потому что оно будет законно».

Леманн уточнил, что в текущей ситуации при отказе водителя показывать телефон никто не сможет привлечь его по ст. 19.3. КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», поскольку это право нигде не прописано. По его словам, любое нарушение, которое числится за водителем, можно проверить только по его правам. Другие же вопросы, в том числе по передаче управления другим лицам, лежат в поле ответственности сервисов каршеринга.

При этом Леманн не дает никаких прямых рекомендаций автомобилистам. «Сейчас ситуация выглядит так: либо показываешь телефон, зная, что это в целом незаконно, либо стоишь и ждешь, пока тебя будут проверять, — рассуждает адвокат. — Каждый в такой ситуации решает за себя, как ему поступить. Но без прозрачного правового механизма эта дилемма не исчезнет».

В московском профсоюзе полиции отметили, что не понимают, по какой причине за сотрудников каршеринговых компаний делают всю работу инспекторы ГИБДД, ведь обязанности проверять аккаунты на них не возложены. В профсоюзе считают, что если за рулем нарушитель — например, пьяный водитель, автомобилист без прав, то инспектор ГИБДД и так имеет полное право отстранить его от управления транспортным средством и оштрафовать. Об инциденте неизбежно узнает и страховая компания.

«И как в таком случае бороться с коррупцией? Если за передачу управления другим водителям каршеринговые компании штрафуют на огромные суммы, инспектор может предложить договориться за куда меньше деньги и просто отпустить водителя», — предположили в профсоюзе.

Что может и чего не должен делать инспектор ГИБДД на дороге?

Правда ли, что инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль вне стационарного поста ГИБДД? Обязательно ли садиться в патрульную машину для оформления документов о нарушении ПДД? У водителей есть несколько устоявшихся мнений относительно общения с автоинспектором на дороге. Давайте проверим, какие из них — правда, а какие – вымысел.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, — административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мнение 1: Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС.

Это правда. При этом автоинспекторы могут остановить вас в любом месте! Как так? Некоторые «гаишники» пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку. Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Читайте также:
Знаменитости, которые коллекционируют автомобили

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, что инспектор должен вам показывать какие-либо документы. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГИБДД.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

— необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;

— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Вы еще сомневаетесь в том, что это неправильно, когда вас останавливают на улице, на пригородном шоссе или на грунтовке, ведущей к вашему садоводству?

Мнение 2: Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру.

Это правда. Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение — специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Мнение 3: Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых

Нет, не правда. Хотя… Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Мнение 4: Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права

Это вымысел — еще как имеет! Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Мнение 5: Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД

Читайте также:
8 самых уродливых автомобилей, которые когда-либо предлагали нам автопроизводители

Это правда. Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

Мнение 6: После остановки инспектором выходить из машины не нужно

Совсем необязательно. Достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД):

— необходимость устранения неисправности;

— наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;

— для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Мнение 7: Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС

Это вымысел. Инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, у него попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание — участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги — тоже.

Имеет ли право гаишник проверить мой телефон? Грамотный отказ

В последнее время участились ситуации, когда во время проверки водительских документов сотрудники ДПС просят автомобилистов предоставить им мобильное устройство для проверки, не на шутку озадачивая их подобными просьбами. Конечно, реагируют водители по-разному, и в большинстве случаев их реакция напрямую зависит от знания закрепленных законодательством прав гаишников.

Полномочия сотрудников ГАИ по закону

Так каковы же полномочия представителей инспектирующих органов и действительно ли они имеют право осуществлять проверку водительских смартфонов? Получить максимально точный ответ на этот вопрос поможет консультация с квалифицированным юристом или самостоятельное изучение действующего законодательства.

А начинать следует с того, что обычно сами инспектора оправдывают свою просьбу о проверке телефона или автомобиля законом «О полиции» (ст.13, п. 6), дающим право осуществлять досмотр не только автомобильного транспорта, но и личных вещей его владельца в условиях проведения спецоперации и для предотвращения преступления.

Что касается телефонов, то чаще всего речь не идет об изучении личных фото и переписки, а о проверке наличия установленного в его системе запрещенного ПО и IMEI-кода. Зачем это нужно? Дело в том, что в России на государственном уровне был принят закон о блокировке некоторых приложений, одним из которых стал популярный мессенджер Telegram.

Если же говорить об IMEI, то он может понадобиться представителям органов в двух случаях – при проверке телефона на предмет воровства, а также самого автомобиля, который может быть похожим на числящееся в угонной базе транспортное средство, вызывая тем самым у ДПС-ников определенные подозрения.

Но стоит ли давать человеку в форме свой телефон, ведь он попадает в список личных вещей? Во-первых, нужно четко различать понятия «осмотр» и «досмотр». Знающий закон гражданин знает, что любая процедура досмотра личных вещей, в том числе и телефона, должна происходить по четкому алгоритму:

  • объяснение причины досмотра;
  • составление протокола;
  • подключение понятых.
Читайте также:
Рейтинг самых надёжных автомобилей 2020

Если всего этого у инспектора нет, то возможно процедура осмотра личных вещей, НО только с разрешения владельца.

Если ссылаться на Конституцию, то каждый гражданин Российской Федерации имеет полное право на сохранение тайны частной переписки и своей личной жизни, а это значит, что доступ к его мессенджерам и любому цифровому контенту становится возможным только по официальному решению суда.

То есть, автомобилист имеет полное право отказать в такой процедуре, но только тогда, когда на повестке дня стоит вопрос осмотра, а не досмотра телефона, ведь это совершенно разные вещи.

Нужно ли давать свой телефон и что отвечать?

Зная все эти нюансы, водителю будет гораздо проще ориентироваться и в вопросах живого общения с инспекторами ГИБДД. И если последние будут настойчиво требовать его смартфон, то он должен помнить, что имеет полное право отказать в осмотре своего гаджета.

Если же будет соблюдена процедура досмотра с протоколом и понятыми, то показать телефон все же придется. Но стоит помнить, что осмотреть устройство сотрудники могут только визуально, а вот вашу переписку и другую личную информацию вы имеете право не показывать до решения суда.

Что касается IMEI-кода, его также придется сообщить, но сделать это можно, проведя его собственноручную проверку на глазах у ДПС. Проще говоря, передавать в руки патрульной службе собственный телефон и уж тем более сообщать его пароль вовсе не обязательно.

Незнание закона не освобождает об ответственности – эту мантру законопослушные и не очень граждане знают чуть ли не с самого детства. Но не стоит забывать и о том, что она вполне применима и к представителям различных законодательных и инспектирующих органов, которые однозначно не должны превышать свои полномочия из-за незнания законодательной базы, а особенно в своей сфере деятельности.

Зачем инспекторы ГИБДД спрашивают номер телефона?

Нужно ли говорить сотруднику ДПС свой телефонный номер?

  1. При даче объяснения
  2. При составлении административного протокола
  3. Для розыска неплательщиков штрафов
  4. Обязательно ли говорить?

После остановки автомобиля сотрудник ДПС начинает задавать водителю множество вопросов. В том, что полицейский интересуется его личными данными (фамилией, именем, датой рождения и пр.), обычно не усматривают ничего странного. Но вот вопрос о номере сотового телефона часто вызывает подозрения.

Нужно ли сообщать его инспектору ГИБДД, или можно отказаться? Повлечет ли несогласие какие-либо отрицательные последствия?

При даче объяснения

Даже если водитель ничего не нарушил, иногда от него требуется получить объяснение (например, если он стал свидетелем ДТП). Для этого у стражей порядка есть заранее подготовленные пустые бланки. Сотрудник ДПС вписывает туда сведения об автомобилисте, в том числе место его работы и номер телефона. Для этого в бланке объяснения есть специальные строки.

Инспектор ГИБДД просто спрашивает водителя о том, что указано в графах, иногда даже не задумываясь, зачем ему это нужно. Раз в бланке есть строчка для номера телефона, значит необходимо его туда вписать.

При возникновении спорного вопроса может потребоваться найти автомобилиста. А если в объяснении указаны его контактные данные, полицейским будет намного проще это сделать. Поэтому те, кто разрабатывает шаблоны, включают в них такую графу.

Источник изображения: smi2.net

При составлении административного протокола

Бланк протокола об административном правонарушении не содержит специальной строки для номера телефона. Однако в нем есть раздел «Иные сведения, необходимые для разрешения дела». Здесь обычно и записывают контакты, по которым можно связаться с тем, кого привлекают к ответственности. Тут же указывается, каким языком владеет лицо, нужен ли ему переводчик, применялись в процессе оформления какие-либо технические средства и пр.

Читайте также:
8 самых уродливых автомобилей, которые когда-либо предлагали нам автопроизводители

В этом случае номер телефона нужен для того, чтобы можно было вызвать водителя в отдел полиции или в суд для вынесения постановления. По закону должностное лицо вправе уведомить нарушителя любым доступным способом. Человеку можно просто отправить СМС-сообщение, в котором указано место и время рассмотрения дела. И он будет считаться извещенным должным образом. А в случае неявки решение смогут принять без него.

На практике правонарушителям чаще все-таки звонят. Это позволяет удостовериться в том, что нужная информация действительно дошла до того, кого привлекают к административной ответственности.

Для розыска неплательщиков штрафов

Если постановление о штрафе выносят сотрудники полиции, в дальнейшем они полностью отвечают за то, чтобы оно было исполнено в установленный срок (60 дней после вступления в законную силу). Если правонарушитель не погасит долг, инспектору ГИБДД, который его оштрафовал, придется отвечать за это перед руководством. С большой долей вероятности, его заставят найти водителя, чтобы привлечь его к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Это − еще одна ситуация, в которой сотрудникам ДПС может пригодиться номер мобильного телефона. С его помощью они связываются с оштрафованным автомобилистом и назначают ему дату явки в отдел полиции.

Источник изображения: drivenn.ru

Если неплательщик отказывается прибыть сам, инспекторы ГИБДД могут приехать к нему домой или на работу. В любом случае контактные данные помогают поддерживать с водителем связь, пока дело не будет процессуально завершено.

Сотрудник, отвечающий за исполнение административного законодательства, вносит номер в базу данных. Доступ к ней есть у каждого инспектора ГИБДД. Поэтому телефон водителя всегда будет у стражей порядка под рукой.

Обязательно ли говорить?

Номер сотового телефона − это конфиденциальная информация. Вы имеете полное право не сообщать его сотрудникам полиции. Если инспектор ГИБДД настаивает (что не вполне законно), можно сказать, что вы забыли телефон дома, а сам номер наизусть не помните. Некоторые отвечают, что у них вообще нет мобильного устройства или что они отдали его в пользование кому-либо из родственников.

В некоторых ситуациях наличие в базе данных телефонного номера может оказаться полезным. Например, в случае угона автомобиля с водителем можно будет быстро связаться, если пропавшую машину вдруг обнаружат. Есть множество других ситуаций, когда человека требуется быстро оповестить о чем-то, что для него важно (например, о происшествии с его родственником и пр.). Поэтому только вам решать, стоит ли называть инспектору ГИБДД свой личный номер.

Имеют ли право сотрудники ДПС снимать вас на камеру или телефон

Нередко автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда при проверке документов или ином поводе для остановки ТС инспектор ДПС прибегает к ведению видеозаписи происходящего. В виду того, что водитель не всегда знает все о своих правах, на месте могут возникнуть определенные сложности и недопонимания. Речь в этой статье пойдет о том, что важно и нужно знать о видеосъемке, проводимой сотрудниками Госавтоинспекции.

  1. Имеют ли право
  2. Обязанности сотрудников ГИБДД
  3. Снимаете — снимайте до конца!

Имеют ли право

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к двум документам: приказу МВД № 664 от 23 августа 2017 года и федеральному закону «О полиции». Эти нормативно-правовые акты в полной мере и регламентируют действия сотрудника ДТП, останавливающего автомобиль.

Так, в пункте 6.13 приказа говорится, что инспектор вправе использовать любую видео- и аудиотехнику, включая даже спецсредства, которые не причиняют ущерба жизни и здоровью человека, и окружающей среде. Если с техникой, позволяющей запечатлеть голос и происходящее все понятно, то к спецстехнике в данном случае относятся сертифицированные измерительные приборы.

Мобильные телефоны к спецсредствам не относятся, а, соответственно, сертифицированными они быть не должны.

В статье 13, пункте 33 закона «О полиции» также отмечается, что сотрудник полиции вправе использовать средства фото- и видеофиксации. 40-й пункт предусматривает что в случае отсутствия понятых, инспектор может применять даже мобильный телефон для съемки происходящего. Причем съемка может вестись как после остановки автомобиля, так и до. То есть речь идет о фиксации работником ДПС самого нарушения. Это предусмотрено статьей 28.1 КоАП. В данном случае устройство, на которое производится запись для последующего использования в качестве доказательства, значения не имеет.

Читайте также:
Рейтинг самых надёжных автомобилей 2020

Обязанности сотрудников ГИБДД

Когда инспектор ГИБДД останавливает автомобиль и намеревается прибегнуть к помощи видеосъемки, он обязан уведомить об этом водителя. Такая норма прописана в пункте 38 Административного регламента. Причем сообщить о ведении записи он должен и всех других участников возникшей ситуации. Если на месте присутствуют понятые, они тоже должны быть уведомлены.

Еще до начала съемки сотрудник должен объявить, что именно он собирается делать: фотографировать или производить видеозапись. Также он обязан дать информацию о марках и моделях средств, на которые производится запись. Например, iPhone6 или видеокамера Sony FDR-AX700. В случае, если инспектор молча начинает делать съемку, ничего не сказав водителю, тот вправе потребовать от него соблюдения регламента данной процедуры, опираясь на указанную норму закона.

Сотрудник ГИБДД не обязан предъявлять водителю сделанную им видеозапись. Такой нормы в законе нет. Однако в случае необходимости, попросить его об этом можно. Зачастую инспектор сам настаивает на ее просмотре водителем, дабы убедить его в совершенном правонарушении.

После того, как запись закончена, сотрудник ДПС должен приобщить видео к протоколу или акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Оно должно быть переписано на диск и запаковывается в конверт с соответствующей пометкой.

Снимаете — снимайте до конца!

Важным обстоятельством при проведении видеосъемки инспектором ДПС является ее непрерывность. Если сотрудник начинает делать запись, то каждое действие нужно снимать до конца.

Когда госавтоинспектор делает паузы в записи или завершает одну съемку и начинает записывать другой файл, водитель вправе сделать соответствующее замечание прямо в протоколе. Вплоть до того, что написать об этом ручкой во время подписи протокола.

В дальнейшем он может апеллировать к данному обстоятельству в суде, настаивая на признании видеозаписи ненадлежащим доказательством. Суть в том, что если на записи есть признаки монтажа или она не полная, на ней нет какие-либо важных нюансов, суд не может принять ее как полноценное доказательство.

Кроме того, нужно помнить, что водитель сам имеет полное право производить видеосъемку при условии, что он не препятствует законным действиям сотрудников ГИБДД.

Из вышесказанного следует, что для съемки дорожного инцидента у работников Госавтоинспекции имеются все основания. Снимать они могут как на специальную аппаратуру, так и на мобильные телефоны. Это же право есть и у автовладельцев. Поэтому в случае, если инспекторы остановили вас и начали съемку, отнестись к этому следует спокойно. Если хочется, то можно начать снимать в ответ. Главное быть вежливым и уверенным в своих правах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: