Прокачка амортизаторов: пошаговая инструкция
Важным элементом подвески современного автомобиля является амортизатор. Также эта составляющая ходовой называется амортизационной стойкой. Она обеспечивает комфортную и безопасную езду на автомобиле. На неё возложена задача гашения колебаний кузова и смягчение ударов при движении по дороге. Перед установкой нового амортизатора на авто его прокачивают. Неверная подготовка приводит к быстрому выходу из строя стойки. Прокачка поможет выявить заводской дефект и поменять стойку по гарантии. Эта статья поможет узнать, что из себя представляет амортизаторная стойка и как её правильно прокачать?
Разновидности Если задать вопрос автолюбителю, какие амортизаторы ему известны, то в ответ получим примерно такой ответ: масляные, газо-масляные и газовые. Этот ответ частично верный. Правильнее разделить на два типа: масляные и газовые. Такое разделение основано на использовании разного рабочего вещества. В газовых амортизаторах используется инертный газ, чаще всего азот, закачанный под высоким давлением. В масляных амортизационных стойках в рабочее пространство закачано гидравлическое масло и воздух или газ. Конструктивно их делят на два вида: двухтрубные и однотрубные. Первый тип амортизационных стоек наиболее распространённый из-за простоты и дешевизны изготовления. В качестве рабочего вещества используется масло или газ и масло. Главный недостаток масляных амортизаторов – это плохое охлаждение рабочего вещества. Масло сильно нагревается из-за небольшого рабочего объёма. Большая температура приводит к вспениванию масла, и амортизатор перестаёт работать правильно.
Частично такого недостатка лишены амортизационные стойки «газ-масло». В двухтрубный корпус закачано масло и воздух под давлением 2–3 атмосферы. Иногда вместо воздуха используют азот. Такое решение позволяет снизить вероятность аэрации – вспенивание масла. Конструктивно в однотрубных амортизаторах нет рабочей камеры. Её заменяет корпус стойки. Трубка разделена на две секции. Верхняя часть заполнена маслом, а нижняя – газом под высоким давлением. Между секциями расположен клапан. Газовые амортизаторы пользуются у водителей особым интересом. Это неспроста. Именно газовые стойки в первую очередь используются в автоспорте. Для спортивной езды чаще всего выбирают именно такой тип стоек. Работу газового амортизатора обеспечивает закачанный газ под высоким давлением. Такие стойки самые жёсткие и движение по городским дорогам сопровождается толчками и ударами. Назвать такую езду комфортной нельзя, а вот управление автомобилем будет чётким и контролируемым. Поэтому газовые амортизационные стойки используют главным образом на гоночных автомобилях. Особым видом амортизаторов являются так называемые «перевёртыши». Такое имя дали им не из-за того, что их можно ставить вверх ногами. В таких стойках использовано обратное расположение штока. В обычных амортизационных стойка шток направлен вверх. В перевёртышах шток направлен вниз и крепится к корпусу амортизационной стойки. Сверху находится псевдошток. Он выглядит намного толще. Работу амортизатора-перевёртыша обеспечивают несколько подшипников скольжения. Такая конструкция позволяет уменьшить вертикальную и боковую нагрузку на стойку. Прокачка амортизаторов: правила и рекомендации Прокачку масляных и газо-масляных стоек проводят по-разному. Некоторые производители, например Каяба (KYB), разработали свои рекомендации, обычно они вложены в упаковочную коробку и обязательно есть на официальном сайте изготовителя. Каких-либо существенных отличий нет. Но есть общие правила, которых необходимо придерживаться. Общие детали Покачивание амортизаторов выполняется только в вертикальном положении. Прокачку выполняют плавно, не применяя силу. Не следует забивать шток молотком. Если он не двигается, то, возможно, стойка неисправна или существует другая причина – к примеру, отсутствие масла в стойке. После прокачки избегайте горизонтального положения амортизатора. До установки на автомобиль держите стойку штоком вверх. Избегайте проворачивание штока в корпусе амортизационной стойки. Его фиксируют специальным инструментом. Не используйте плоскогубцы и газовый ключ.
Прокачиваем масляный Для прокачки масляного амортизатора выполните следующее:
Для прокачки масляного амортизатора выполните следующее:
1.Извлечь амортизатор из упаковки. Если стойка находится в сжатом состоянии, то выдвинуть шток на 3/4 длины и перевернуть её штоком вниз.
2. Вдавить шток плавно и без рывков. До упора сжимать не надо. Достаточно оставить шток на высоте 5–7 сантиметров от корпуса стойки. Выждать 3–5 секунд.
3.Перевернуть амортизатор. Подождать 3–5 секунд.
4. Выдвинуть шток плавно на 3/4 длины. Выждать пару секунд.
5. Перевернуть амортизатор и снова вдавить шток.
6. Повторить пункты 2–5 от трёх до шести раз.
После третьего покачивания проводят проверку. При этом надо несколько раз резко нажать на шток – он должен двигаться плавно без рывков.
Подготавливаем к установке газо-масляный
1. Достать амортизатор из упаковки.Перевернуть стойку штоком вниз и выждать 3–5 сек.
2. Сжать амортизатор и подождать 3–5 секунд.
3.Перевернуть стойку, удерживая шток, в вертикальное положение и подождать до 5 секунд.
4. Дать выйти штоку, придерживая его рукой.
5.Повторить п.п. 1–4 минимум 4 раза.
Видео прокачивания амортизационных стоек Как правильно прокачать стойку, узнаете подробнее,
просмотрев видеоролик:
Прокачка амортизаторов перед установкой – залог их долговечности
После длительной эксплуатации амортизаторы требуют своей замены. Установка их имеет некоторые нюансы. Касается это предварительной подготовки к ней. Основной и наиболее важный этап — прокачка. Невыполнение его становится причиной выхода из строя поршней детали. Поломка в таком случае не будет являться гарантийным случаем. Потому стоит обязательно осуществлять прокачку. Основные признаки её отсутствия — стуки и посторонние шумы во время работы амортизатора.
Смысл прокачки амортизаторов перед установкой на машину
Рабочий механизм обязательно включает в себя специальную гильзу. Если в неё попадает воздух, своё назначение она положенным образом осуществлять не сможет. Причём требуется перед монтажом выполнять удаление воздуха из новых или бывших в употреблении деталей. Нередко при ремонтных работах, дефектовке в гильзе оказывается воздух.
При хранении, перевозке масло попадает в наружный цилиндр, вследствие чего газ начинает проникать внутрь системы. Именно это часто становится причиной возникновения стука в процессе использования только что установленной детали.
Путём определённых манипуляций необходимо удалить воздух из цилиндров перед монтажом стойки. Зачем ещё это делать? Иногда необходимость процедуры удаления воздуха возникает также на уже установленных деталях. Причиной тому может служить неправильная эксплуатация, некачественные детали. Основные цели прокачки:
- извлечение излишков воздуха и различных жидкостей при наличии таковых;
- предварительное обнаружение прекращения нормальной работы клапанов, выявление иных неполадок, нарушений нормального режима функционирования.
Когда появляются провалы, присутствует разница в скорости движения поршня — подобное поломкой не является. Такие явления на нормальном функционировании стойки никак не отражаются.
Схема и принцип работы масляного амортизатора
Что необходимо, чтобы прокачивать стойки правильно
Прокачивать нужно любые амортизаторы:
- передние и задние,
- новые и контрактные,
- одно- и двухтрубные,
- разборные и неразборные.
Процесс прокачки не представляет собой сложности. Специальные инструменты не требуются. Достаточно будет просто рукавиц для защиты рук от травм и грязи. Предварительно стоит ознакомиться с общими правилами её выполнения:
- после окончания процедуры до самого момента монтажа на своё место требуется держать деталь вертикально — в противном случае в неё опять может попасть воздух;
- важно учитывать необходимость слива масла из некоторых амортизаторов.
Амортизаторы могут быть как одно-, так и двухтрубными, а также есть стойки с выносной камерой
Осуществить слив можно разными способами:
- путём провала поршня в нижнюю составную часть детали (должно иметь место недожатие примерно 3 см);
- через предназначенную для этой цели канавку — она обычно присутствует в верхней части детали.
Какие типы можно накачать своими руками
Сегодня существуют следующие виды амортизаторов:
- газовые (чаще всего на азоте);
- масляные;
- газомасляные.
Процесс выполнения процедуры данного типа для каждой разновидности связан с некоторыми существенными особенностями. Ознакомление с ними обязательно. В случае допущения ошибок рабочая часть быстро выйдет из строя при интенсивной эксплуатации авто, что грозит скорым ремонтом.
Как прокачиваются газовые
Алгоритм работы с наполненными специальным газом амортизаторами выглядит следующим образом:
- Деталь переворачивается штоком к земле.
- После этого требуется плавно требуется осуществить сжатие и фиксацию на протяжении нескольких секунд.
- После осуществления процедуры требуется перевернуть деталь, необходимо удержать её так не более 6 сек.
- Следующий этап — нужно до упора выдвинуть шток;
- Завершающий этап — переворачивание амортизатора.
Различия в принципе работы гидравлического и газового амортизаторов
По возможности стоит заранее ознакомиться с записью видео прокачки деталей такой конструкции.
Самый простой способ работы с новыми стойками на видео
Как прокачать масляные
Прокачка масляных конструкций имеет некоторые особенности. Сам процесс выполняется строго в соответствии с представленным алгоритмом.
- Деталь устанавливается вниз штоком и после этого необходимо плавно сжать до упора сам амортизатор.
- После завершения сжатия следует на 2–3 сек. оставить его в таком положении, не переставая придерживать.
- Не отпуская шток, следует перевернуть деталь — в течение не более 6 сек. следует оставить его в сжатом положении (за это время должен выйти весь воздух).
- Следующий этап — до самого конца шток следует выдвинуть.
- Далее амортизатор опять нужно будет перевернуть вниз штоком и сделать паузу не более 3 сек.
Обычно следует сделать не менее 3 подходов в соответствии с обозначенным алгоритмом. Оптимальным количеством таких подходов является 6. Вне зависимости от суммарного количества подходов следует сделать контрольное действие на третьем по счету.
Выполняется оно следующим образом.
- Амортизатор переворачивается штоком вверх.
- Совершаются резкие, короткие движения на сжатие штока.
Ход его обязательно должен быть плавным, без рывков, каких-либо провалов. При отсутствии проблем можно приступать к установке амортизатора на место. Не обязательно, но желательно осуществлять замену амортизаторов попарно. При возможности стоит заранее ознакомиться с видеоруководством по осуществлению подобной процедуры.
Видео: Работа с неразборными амортизаторами ВАЗ
Как работать с газомасляными
Справка: Написание «газомаслянные» ошибочно. Верно: «газомасляные».
Прокачка газомасляных амортизаторов также должна осуществляться перед установкой, новых и уже бывших в употреблении.
- Стойку нужно перевернуть в вертикальное положение цилиндром вверх.
- Необходимо сжать амортизатор и удерживать его в таком положении несколько секунд. Подержите амортизационную стойку в опущенном положении несколько секунд
- Далее амортизатор переворачивается, но при этом должен находиться в сжатом положении.
- Очень медленно осуществляется вытягивание цилиндра до его исходного положения. Плавно вытягивайте цилиндр вверх
- Процедура должна быть выполнена 3–4 раза с небольшими интервалами времени — не более нескольких секунд.
После прокачки не стоит переворачивать амортизатор, в противном случае необходимо выполнить процедуру заново. Если при нажатии на кузов будет слышно лёгкое чавканье — не стоит беспокоиться. Это не является признаком неисправности.
Как нужно делать прокачивание таких амортизаторов (видео)
В случае если все действия выполнены правильно, какие-либо стуки, иные посторонние звуки должны отсутствовать. В противном случае процедуру следует повторить. Если самостоятельно прокачать амортизатор не удаётся, стоит обратиться в специализированный сервис. Там существует множество приспособлений, стендов, насадок и прочего специального оборудования для качественного выполнения процедуры.
Прокачка амортизатор перед установкой – как правильно?
Mы рекомендуем мастерам сервисных станций перед установкой прокачать амортизатор два-три раза. Это позволяет выявить случаи заклинивания клапанного механизма, а также другие случаи неисправности клапанного механизма.
Также обращаем ваше внимание на то, что небольшие провалы в сопротивлении клапанного механизма, а также разница в скорости выхода штока в газо-масляных амортизаторах не является неисправностью и никоим образом не отражается на работе амортизатора.
Перед установкой двухтрубного амортизатора на автомобиль, его нужно привести в рабочее состояние. Во время транспортировки и хранения в двухтрубных амортизаторах рабочая жидкость может перетечь из внутреннего в наружный цилиндр, при этом во внутренний цилиндр попадает газ подпора или воздух. В этом случае амортизатор будет издавать стуки при работе в подвеске автомобиля, а его дроссельные клапаны разрушаются. Чтобы избежать поломки амортизатора, перед установкой его ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно привести в рабочее состояние (прокачать).
Все амортизаторы прокачиваются в таком же положении, в котором они устанавливаются на автомобиль, вертикально. После прокачки амортизатор должен находиться в рабочем положении, вертикально, вплоть до полной установки на автомобиль.
Обращаем ваше внимание, что в некоторых амортизаторах предусмотрены механизмы слива масла. В одних амортизаторах для слива масла предусмотрен провал штока внутрь амортизатора, после чего из него удаляется масло. В других амортизаторах в самом верху штока делается специальная технологическая канавка. Поэтому при прокачке амортизатороа мы рекомендуем не сжимать амортизатор полностью. Шток амортизатора должен оставаться на 2-3 см несжатым (рабочая поверхность штока должна не доходить до верхней части стакана стойки на 2-3 см) , а в случаях присутствия технологических канавок – сжиматься до них.
По материалам http://www.kybcom.ru/prokachka.html
Для чего нужна прокачка
На складах амортизаторы хранят в горизонтальном положении. Это необходимо для поддержания работоспособности сальников, для чего требуется, чтобы они контактировали с амортизаторной жидкостью. Но при длительном хранении двухтрубных амортизаторов жидкость самопроизвольно перетекает из внутреннего в наружный цилиндр, а в освободившийся объем проникает воздух. В результате сам амортизатор частично теряет работоспособность, и после установки на автомобиль будет стучать при проезде неровностей, а его дроссельные клапана подвергаются разрушительным нагрузкам.
Чтобы привести амортизатор в рабочее состояние, перед установкой его нужно прокачать. Для этого амортизатор переворачивают штоком вниз и до упора задвигают шток внутрь. В таком положении необходимо сделать паузу 2 – 3 сек. Затем, удерживая шток, амортизатор переворачивают штоком вверх. Опять пауза 3 – 6 сек. Далее шток выдвигают до конца хода, амортизатор вновь переворачивают штоком вниз и повторяют процедуру снова. Всего может потребоваться 5 – 8 повторений, после чего воздух будет вытеснен из полости, в которой его присутствие нежелательно, и амортизатор можно устанавливать на автомобиль. “
Амортизаторы все делятся на две группы: однотрубные и двухтрубные.
Однотрубные выглядят приблизительно так:
Их прокачивать не надо, т. к. буферная зона F, заполненная газом высокого давления, отделена от масляной рабочей полости D качающимся поршнем Е, через который газ никуда просочиться не может.
Но если желание прокачать есть, то можно сделать лишнюю работу, хотя амортизатору от этого будет ни горячо, ни холодно.
Двухтрубные амортизаторы выглядят так:
Они бываю с подпором газа низкого давление и без подпора. Соответственно в полость В закачивается масло под низким давлением (газомасляные амортизаторы) или там просто воздух, как в штатных амортизаторах (масляные амортизаторы).
И те, и другие двухтрубные амортизаторы перед установкой надо прокачать. Делается это для того, чтобы выгнать газ или воздух из рабочей полости Е, который туда может попасть через клапан F, в буферную полость С.
Примитивное устройство клапана показано тут:
Прокачка:
- Перевернуть амортизатор штоком вниз, подождать пару секунд и плавно сжать его.
- Подождать пару секунд и перевернуть амортизатор штоком вверх (удерживая шток), и подождать еще пять сек не отпуская шток.
- Выдвинуть шток до конца вверх.
- Повторить операции п. 1-п. 3 6-8 раз.
- Остановиться на п. 3 и держать его в вертикальном положении до полной установки на автомобиль.
По материалам: https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/podveska/amort/prok.htm
Технология прокачки стоек типа “Мак-Ферсон” и картриджей
- Установите стойку или картридж штоком вверх и плавно, без рывков, сожмите его до определённого момента (рабочая поверхность штока должна не доходить до верхней части стакана стойки на 2-3 см);
- Зафиксируйте шток амортизатора в этом положении на 2-3 сек.;
- Плавно вытягивайте шток до полностью разжатого состояния;
- Повторите операции А, Б, В 2-3 раза;
- Удерживая амортизатор вертикально, штоком вверх, выполните контрольную операцию (резкими, но короткими движениями штока убедитесь в плавном, без провалов, перемещении поршня). В качественно прокаченных амортизаторах поршень перемещается плавно без провалов (обращаем ваше внимание на то, что в некоторых амортизаторах в полностью разжатом состоянии клапанный механизм может попадать в компенсационную полость, предназначенную для расширения амортизационной жидкости при разогреве, и не оказывать никакого сопротивления).
По материалам сайта: http://www.kybcom.ru/prokachka.html
Инструкция по установке масляных и газонаполненных амортизаторов
Для того, чтобы Ваши амортизаторы служили как можно дольше, мы рекомендуем следовать приведенным ниже правилам:
1. Непосредственно перед началом установки амортизатора, его необходимо прокачать следующим образом:
- перевернуть амортизатор штоком вниз и выждать 3 – 5 секунд;
- медленно сжать амортизатор до упора и выждать 3-5 секунд;
- удерживая амортизатор в сжатом состоянии, перевернуть его в рабочее положение и выждать 3-5 секунд;
- после этого дать выйти штоку (для газонополненных амортизаторов) , у маслянных амортизаторов его необходимо вытянуть на весь рабочий ход
- процедуру 1-4 следует повторить несколько раз до полного исчезновения провала при работе амортизатора на отбой ( пункт 4).
2. Необходимо использовать специальный инструмент для удержания штока от проворачивания для предотвращения повреждения хромированного покрытия.
Для этого запрещается использовать плоскогубцы, газовый ключ и другой инструмент, не предназначенный для этих целей, т.к. изношенное хромированное покрытие штока, может привести к нарушению рабочих функций амортизатора.
В скором времени этот дефект приведет к износу сальника и направляющей штока. А это в свою очередь, ведет к течи масла и уменьшению срока службы амортизатора.
3. Амортизаторы должны быть затянуты только после того, как транспортное средство стоит на колесах, или же когда колеса подняты трансмиссионным домкратом или подобным оборудованием, чтобы выровнять места креплений амортизатора.
4. Недопустимо применение пневмо-инструмента для установки амортизаторов. Использование подобных инструментов может привести к облому резьбовой части штока амортизатора.
5. Необходимо использовать динамометрический ключ (ключ с ограничителем крутящего момента), при затягивании резьбовых соединений, для соблюдения момента затяжки, перетягивание гаек и болтов может привести к повреждению крепёжных узлов и может послужить причиной преждевременного выхода амортизатора из строя.
При эксплуатации автомобиля в зимнее время года, после длительной стоянки, необходимо проехать первые 500 метров со скоростью не более 30 км/ч для прогрева масла в амортизаторах до рабочей температуры.
по материлам сайта: http://www.4x4sport.ru/publications.html?publications=publications20
Прокачка амортизаторов – отзывы автолюбителей
Про прокачку не знаю,а вот одну интересную вещь мне один раллист рассказывал:если аммортизатор меняется вкладышем,то обязательно между вкладышем и трубой стойки нужно залить на 2/3 объёма масла(веретёнки)-это помогает амортизатору намного эфективней охлаждаться(исключается эффект термоса) и работать намного дольше.
На прошлой Вектра А так и сделал при замене передних аммо(Каяба газ) -прошли 70.000 – машину продал и не знаю сколько бы они ещё прошли.
Воздух, попавший внутрь рабочего цилиндра, смешивается с маслом в процессе работы, и масло превращается в пену. А поскольку пена, в отличие от масла, может быть сжата, это резко снижает эффективность демпфирования. Амортизатор сам не может прокачаться, т.к. единственный выход через донный клапан находится внизу, а воздух стремится вверх, в противоположную сторону. Поэтому его и прокачивают до установки на автомобиль, когда жидкая и газообразная фракции разделены и амо можно перевернуть клапаном вверх.
Зная устройство амортизатора, легко понять логику процедуры прокачки. Амортизатор растягивают, переворачивают штоком вниз и делают паузу во время которой воздух поднимается вверх к донному клапану. Затем амо сжимают и воздух сквозь клапан переходит из рабочего цилиндра во внешний. Процесс просачивания воздуха не мгновенный процесс, поэтому ждем несколько секунд. Переворачиваем амо в нормальное положение. Ждем опять пока масло стечет вниз к донному клапану. Процесс повторяется несколько раз.
У однотрубных амортизаторов другая конструкция и их не надо прокачивать.
Струя масла, выходящая из отверстий в поршне, создает турбулентные вихревые потоки, которые быстро перемешают воздух с маслом. Кстати, чем сильнее турбулентность потока жидкости, тем лучше он гасит кинетическую энергию поршня. Разработчики амортизаторов используют в том числе и это свойство при конструировании клапанов.
Что бы вам спалось спокойнее, информирую, что этот же вопрос был задан мною ещё 5 лет назад инженеру завода BOGE, который проводил у нас обучение. Ответ однозначный: современные амортизаторы не требуют прокачки. Движения штока на первых 5ти метрах движения ничем не отличаются от тех, что вы будете производить совими руками. В общем, пустая трата времени.
Если пригодится, то Вам в копилку:
1. Из наших, отечественных гидравлических масел все таки лучше АМГ-10, оно предназначено для работы в гидравлике самолетов. А как наверное Вам известно, даже пассажирские современные самолеты летают на высотах около 9000 м при круглогодичной температуре за бортом –40 и ниже. То есть это масло нормально работает при таких низких температурах. Где его достать? … ну подумайте сами.
При использовании АМГ-10 появляются плюсы и минусы (что плюс, что минус разбирайтесь сами, это дело очень личное):
- оно гарантированно качественно, характеристики его стабильны и не зависят от производителей (+);
- стойки не «дубеют» на морозе, ну нет эффекта телеги на колесах при минусовых температурах (по моему +);
- машина становится более мягкая, комфортная (у меня машина семейная, по моему +, но для GТешников это -);
- не все сальники переносят это масло (может и -, но я ставлю японские, так вот с ними проблем нет). Я проверяю на стойкость самым простым способом – беру маленькую банку, заливаю туда АМГ и бросаю туда же сальник, предназначенный для следующей замены. Перед «броском» замеряю размеры сальника. Время выдержки большое – последний «ремпомплект» отмокает у меня уже полгода, просто они вроде не сопливят, геометрию держат и мне проще их до очередного ремонта держать в банке с маслом, чем вытаскивать, оттирать-промывать и где то хранить. А так они спокойно лежат в масле в закручивающейся майонезной баночке. Был один случай нестойкости, но это были наши, отечественные сальники.
2. Не мне Вас учить как делать прокачку и выгонять воздух из внутреннего цилиндра. А вот по поводу промывки стойки керосином многие забывают, имею в виде внутренний цилиндр и поршень. Чуть не забыл, если стойки уже совсем умерли и их уже «пробивало» до характерного стука, то вероятнее всего клапана на поршне уже того, в смысле этого – сломанные они. Тогда ремонт стойки это скорее самоуспокоение, работать она нормально не будет. Менять их надо или клапана менять, вместе с поршнем.
3. Впаивают сосок от камеры? Ну это не наш метод.
Можно конечно сделать проще, просверлить отверстие во внешнем цилиндре и вставить туда короткий сосок от безкамерки (Вы наверно уже встречали, есть стандартный – длинный сосок, а есть короткий). Не задаю вопрос, как в обе стойки закачать одинаковое давление, это в принципе более или менее реально – от одного компрессора-ресивера одновременно подается на обе стойки и по достижении нужного давления отключается. К сожалению менее, потому, что все равно разница давлений будет из за ниппелей. И знаете почему? Дело в том, что ниппель открывается при определенной разнице давления на входе и выходе. Эта разница давлений определяется пружинкой ниппеля, а она на каждом ниппеле разная, ну самую малость, но разная. Учитывая это получается, что мы подаем на вход одинаковое давление, но на выходе получим разное. А если еще учесть малый объем накачиваемой полости … в общем реальная разница получается примерно в 0,3 атмосферы. То есть стойки получатся разные. Ну и кроме того, при езде, в стойке давление может достигать десятков атмосфер. Простите меня грешного, но ниппель на такое не рассчитан. Он элементарно начнет травить. По этим причинам от ниппелей я отказался.
Правда сейчас езжу на просто отремонтированных, без «наддува» и Вы будете правы, назвав все вышесказанное теоретизированием. Просто покопавшись во всем этом околостоечном появилась другая идея того же «наддува». К сожалению на своих стойках это еще не сделал (ну как то они пока еще и так бегают), поэтому считаю, что делиться опытом еще рановато.
4. Часто меняют не целиком стойку, а ставят в старую картридж. В этом случае внутренний цилиндр с поршнем вынимают и во внешний цилиндр вставляют тот самый картридж. Здесь есть одна тонкость, про которую часто забывают и из за этого картридж умирает раньше, чем мог бы, смерть наступает чаще всего летом.
Так вот, когда картридж уже вставлен, то в полость между этим самым картриджем и стенкой старой стойки нужно залить любое масло, хоть отработку. А смысл то этого в том, что поставив картридж в стойку без масла мы получим как бы термос. Картридж при езде будет греться, между ним и внешней стенкой находится воздух, который как известно плохой проводник тепла, т.е. картридж тепло никуда передавать не сможет, будет греться, греться, ну и перегреется до поломки. Когда мы в этот простенок нальем масло, то тепло от картриджа через масло будет передаваться к внешней стенке и рассеиваться в окружающую нас природу.
Как прокачать масляные и газово-масляные амортизаторы
Опытные водители знают насколько важна прокачка амортизатора перед его установкой. И неважно, масляной он или газово-масляной (газовый), от Каяба или другого производителя, для ВАЗ 2107 или Mitsubishi OUTLANDER XL, если своевременно не прокачать амортизационную стойку (другое название устройства), то это негативно скажется на ее эксплуатационных качествах и срока службы.
А также это позволит вовремя выявить бракованное изделие и провести его замену по гарантии.
И еще, если автомобиль не эксплуатировался больше года тоже рекомендуется прокачать амортизаторы вне зависимости от их типов ведь долгая стоянка неблагоприятно влияет на оптимальное состояние рабочих составов (масла, воздуха, азота).
Дальше мы расскажем, как правильно прокачать масляные, газо-масляные (газовые) амортизаторы перед их установкой.
Чем отличаются изделия газово-масляные от масляных
Из самого названия уже ясно, что основное их отличие – это рабочий состав, который используется внутри устройства.
В масляных амортизаторах рабочее пространство заполняется гидравлическим маслом.
Основной недостаток таких типов устройств – это аэрация (вспенивание масла), которое происходит в результате изменения физико-химических свойств жидкости при воздействии на нее поршня в малом пространстве.
Это проявляется провалом в работе устройства и нехарактерными для них звуками.
Частичное понижение аэрации достигается за счет замены воздуха газом азот, в результате появились газо-масляные аналоги, которые бывают одно или двухтрубными.
Однотрубные часто называют газовыми, потому что там масло и газ разделены подвижной перемычкой и не смешиваются.
Сильный подпор обеспечивает давление газа в районе 10 – 30 атмосфер также существуют регулируемые аналоги. В основном устанавливаются на спортивные автомобили.
У двухтрубных газово-масляных амортизаторах подпор газа меньше – от 3 до 10 атмосфер.
Но не будет углубляться в тему, ведь не за этим вы сюда пришли. Устройство амортизатора можно посмотреть на фото ниже.
Почему нужно делать прокачку
Все новые амортизаторы складируют в лежачем положении, это удобно и не занимает много места.
Внутри изделия конструктивно предусмотрена компенсационная емкость куда может стекать масло, когда оно находится в горизонтальном положении.
Поэтому если установить не прокаченный амортизатор, то, как правило, сразу или через время появляются стуки, через пару тысяч километров пробега возможна течь рабочей жидкости. На что и грешат многие неопытные автовладельцы.
Поэтому идея состоит в том, чтобы, сделав прокачку, вернуть рабочую жидкость в предусмотренные для нее полости, а затем оставить устройство в вертикальном положении до момента установки, чтобы опять не произошло перетекания.
Также нужно понимать, что можно купить амортизаторы, каждый из которых лежал определенное время на складе и это время может сильно отличаться.
Поэтому не стоит волноваться если усилия воздействия на каждый из них при прокачке, а также скорость перемещения штока стойки в обратное положение, могут отличаться — это нормально.
Также нужно понимать, что если вышли из строя, к примеру, две амортизационные стойки с левой или правой сторон, то замену нужно проводить сразу всех устройств иначе возможна раскачка автомобиля во время движения.
Прокачиваем оригинальные масляные амортизаторы Лада Приора
Данные способы прокачки подходят для большинства амортизационных стоек, устанавливаемых на отечественные автомобили, включая и ВАЗ 2107.
Выполнить работы вручную непросто, но возможно. Обратите внимание, передние амортизаторы на Приору незаменяемые и от других моделей, особенно ВАЗ 2110 не подходят, там другие пружины.
Существуют два способа прокачки, без переворачивания и с переворачиванием амортизационной стойки.
Но существуют общие рекомендации, которые нужно выполнять во всех случаях.
- При прокачке амортизатор должен находиться в вертикальном положении, а если и наклоняться, то не более нескольких секунд;
- Прокачку нужно проводить непосредственно перед установкой на автомобиль;
- Не используйте инструмент, который может повредить изделие (газовый ключ, молоток, плоскогубцы), гидравлика дело тонкое, запомните это;
- Не допускайте, чтобы шток проворачивался в самой стойке вокруг своей оси;
- Усилия прилагайте плавно, без рывков;
- Уже прокаченный амортизатор должен все время находиться в вертикальном положении.
Способ 1
Поставьте амортизационную стойку на ровное место проушиной вниз.
Задача состоит в том, чтобы при прокачке не менее 10 раз полностью вытянуть шток и вернуть его обратно, тем самым обеспечив жидкости (маслу) равномерное заполнение рабочего пространства.
Руками шток вытянуть тяжело, поэтому придумывают разные приспособления.
В нашем случае можно взять разводной ключ на 30 с отверстием в рукоятке диаметр которого как раз позволяет использовать инструмент в качестве рычага.
Оденьте ключ на шток таким образом, чтобы не задевалась резьба и возьмите его на излом.
Не резко, равномерно прилагая усилия, вытяните его до упора.
Возвращаем обратно ровно, без всяких рывков.
Вниз последний должен идти легче, чем вверх, идеальный случай, когда опускание происходит под своим весом. Но если шток без воздействия на него не опускается, это не страшно.
Повторяем действия циклично не менее 10 раз, обратите внимание на возможные рывки при втягивании и вытягивании стойки, посторонние звуки и бульканья.
Допускается их наличие вначале и середине процедуры, но в конце прокачки их не должно быть. При необходимости циклы увеличьте до 15 – 20 раз.
Стойки задней подвески на Приору взаимозаменяемые, сюда подойдет задняя стойка от ВАЗ 2110, 2111, 2112, Lada Samara, Granta, Kalina.
Используя тот же ключ на 30 прокачиваем задний амортизатор.
Обратите внимание – на задней стойке в комплекте не идет гайка, поэтому увеличивается вероятность повреждения резьбы.
Временно вкрутите туда любую гайку или делайте прокачку с особой осторожностью.
В нижнюю часть, в отверстие, вставьте стержень (можно большую отвертку), чтобы придерживать стойку ногами.
После прокачки амортизаторы можно установить в гараже своими руками, но так как это довольно трудоемкая работа, многие предпочитают делать это на СТО.
Чтобы устройства не перевернулись в горизонтальное положение их можно поместить в заводские коробки, скрутив последние скотчем.
Прокачка масляного амортизатора происходит по следующему алгоритму:
- Шток стойки необходимо расположить таким образом, чтобы он был вытянут на 75% своей длины;
- Переверните амортизатор штоком вниз и уприте последний в пол;
- Равномерно прилагая усилия вдавливаем шток до тех пор, пока до корпуса стойки не останется 4-6 см. Подождите 5-6 секунд.
- Переверните устройство, снова выждите 5-6 секунд, и вытяните шток на 75% его длины. Перерыв – 2-3 секунды.
- Повторно вдавите шток.
Проводите операцию от 6 до 10 раз, при этом на третьем и на шестом повторе попытайтесь резкими усилиями сдвинуть шток, который в любом случае должен идти плавно. Если нет, процедура продолжается.
Прокачка газомасляных амортизаторов Каяба (KYB)
Будем прокачивать передние и задние амортизаторы Каяба (KYB).
Стандартный цикл прокачки выглядит так:
- Продавливаем шток стойки Каяба вниз до упора и держим его в таком положении 10 – 15 секунд;
- Не отпуская, переворачиваем изделие и продолжаем его удерживать в сжатом состоянии 10 – 15 секунд;
- Снова переворачиваем и уже на этом этапе помогаем штоку разжаться до упора, не обращая внимание на чавкающие звуки, которые могут возникнуть. Таких циклов должно быть не менее 10.
Если в процессе прокачки особых провалов не было и после переворота шток энергично выходит, значит, можно уверенно сказать, что результат положительный.
Если шток, при переворачивании амортизатора в начальное положение, не выдвигается полностью, а останавливается на середине (кромка сварочного шва невидна), то циклы все равно нужно завершить до конца (т.е. до 10).
Далее, дать отстоятся изделию в вертикальном положении около 1 часа, чтобы газ и масло поменяли свою консистенцию, и сделать еще 10 – 20 циклов прокачки.
Как правило, уже после 10 циклов поршень начнет активно выходить и разжиматься, а устройство тем самым приобретет заводские характеристики.
Но это не все, еще нужно сделать заключительный штрих.
Ставим стойку вертикально вверх головой и не обращая на чавканья и возможный небольшой провал, сжимаем шток до упора.
Отпускаем и даем ему самому вернуться в исходное положение до тех пор, пока не будет виден край сварки стойки.
Сжимаем снова и отпускаем. Такие циклы нужно проделать от 5 до 10 раз.
На втором или третьем разе чавканье и провалы должно прекратиться.
В итоге нужно добиться того, что, когда амортизатор, из полностью разжатого состояния, сжимается, не должно быть никакого люфта и звука. Также тихо шток должен возвращаться в разжатое положение.
Все, амортизатор Каяба прокачан. Ставим его вертикально (небольшой угол допускается) и в таком же положении устанавливаем на автомобиль.
В итоге можно сказать, что прокачка амортизатора требует определенного терпения и усилий.
Тут как кому повезет, одни могут справиться с задачей за 10 циклов, другие будут прокачивать с двадцатью и больше циклами, но в итоге получится амортизатор, который прослужит не один год и пройдет не один десяток тысяч километров.
И прежде чем ругать только что приобретенное устройство и бежать в автомагазин для замены его по гарантии, успокойтесь и просто нормально его прокачайте.
Существует, конечно, определенный процент бракованных изделий, но, как правило, автовладельцы пренебрегают теми моментами, которые описаны выше.
И помните, если вы сомневаетесь в правильности своих действий, то зайдите на сайт производителя изделия, как правило, там есть инструкция как его правильно прокачать.
Как правильно прокачать амортизаторы перед установкой
Для неопытных водителей вопрос о том, нужно ли прокачивать стойки перед установкой – большая дилемма. На форумах можно найти горячие споры на эту тему, а что про это думают профессиональные механики? Здесь вы узнаете, нужна ли прокачка амортизаторов.
Зачем нужна прокачка
Сначала стоит разобраться, нужно ли прокачивать. Речь идет о новых амортизаторах, которые еще не были введены в эксплуатацию.
Внутри амортизаторов находится стабильная среда газа, масла или их комбинации. Новые стойки, только что распечатанные, могут иметь брак, мелкие неисправности или нераспределенный наполнитель.
Именно для проверки стойки на исправность и нужна прокачка. Кроме этого, без нее у амортизатора не будет смоделировано поведение из-за нераспределенной среды.
К этим проблемам может добавиться быстрый износ. Технически среда может распределиться и самостоятельно, даже без прокачки стоек амортизаторов. Все же в автомобиле они сразу подвергнутся нагрузкам и наполнитель начнет расходиться. Но зачастую из цилиндра начинает уходить смазка, так как она не была распределена и сосредоточена вблизи штока. В этом случае ресурс ограничивается 5-10 тысячами километров.
Так что ответ на вопрос: «Надо ли прокачивать стойки перед установкой?», — да. Это необходимо для безопасности водителя и автомобиля.
Кстати, автомобильные механики рекомендуют менять амортизаторы парой, а не по одному. Иначе может наблюдаться заметный дисбаланс, и машина будет слегка наклонена.
Что необходимо, чтобы прокачивать стойки правильно
Чтобы прокачать амортизатор дополнительный инструмент вам не понадобится. Желательно взять хорошую брезентовую рукавицу, так как в процессе будет выделяться масло. К тому же руку можно поранить, если она соскочит с гильзы при давлении.
Какие разновидности можно прокачивать
Итак, какие амортизатор перед установкой прокачивают? Ответ – все. Газовые, гидравлические и газо-масляные обязательно подвергаются прокачке перед монтажом на автомобиль.
Учтите только, что для каждого отдельного типа разработана индивидуальная прокачка амортизаторов. Ниже будут приведены подробные инструкции.
Как прокачиваются газовые
Для начала изучите эту картинку, чтобы понять конструкцию газовой стойки. После можно прокачать стойки:
- Переверните стойку штоком книзу. Уприте его в твердую основу. Лучше всего подойдет бетонный пол или кирпич.
- Теперь аккуратно надавите на поршень. Действуйте без рывков, плавно и зафиксируйте так на несколько секунд. В это время наполнитель будет плавно распределяться по цилиндру.
- После переверните стойку штоком к верху и подержите так секунд 10.
- По истечению времени аккуратно, без рывков выдвинете поршень до упора.
- Теперь в таком положении повторите пункты 2 и 3.
- Можно сказать, что процедура закончена. Осталось только сделать резкий, но короткий толчок поршня внутрь. Обратите внимание, что движение должно быть мягким, плавным, без скрипа.
Почти готово, теперь не переворачивайте стойку до самой установки, иначе придется повторить. Шток должен смотреть вверх!
Желательно протереть цилиндр ветошью от маслоподтеков, чтобы во время установки цилиндр не выскочил из рук.
Гидравлические (масляные)
Как правильно прокачать масляные амортизаторы. По сути инструкция мало отличается, но с некоторыми оговорками. В гидравлических типах не должно быть газа (то есть воздуха) вообще.
Вот инструкция по прокачиванию масляных «амортеров» своими руками:
- Опустите стойку штоком вниз и надавите на него. Выполняйте процедуру без рывков, с предельной осторожностью.
- Подержите в таком состоянии 3 секунды и затем переверните поршнем кверху и подержите еще секунд 6. Обратите внимание, что в этот момент должен выйти весь воздух. Определить это можно по характерному шипению.
- Теперь шток выдвинете поверните вниз, а затем наверх.
В отличие от газа, масло – среда более вязкая и распределяется медленнее. Поэтому необходимо повторить эту процедуру около 3 раз. Затем резко вгоните поршень внутрь и проследите, чтобы он не тер и легко проходил в пазу.
Если замечено трение, можно повторить процедуру еще раз. Результат не изменился? Значит вам достался брак, который необходимо вернуть в магазин.
Газо-масляные
Как прокачать амортизаторы перед установкой? В целом, инструкция почти не отличается, за исключением повторяемости.
Повторите прокачку еще 4 раза, делая интервал в 3 секунды., чтобы наполнитель полностью распространился внутри цилиндра. Газо-масляная смесь весьма «капризная», поэтому иногда прокачку нужно повторить 5-6 раз.
Прокачка газомасляных амортизаторов на этом закончена. Обратите внимание, что при установке могут быть слышны посторонние звуки, похожие на чавканье. Это абсолютно нормально для этого типа стоек.
Как поступить с б/ушными стойками
С тем, как прокачать новые амортизаторы было описано выше, а вот с подержанными ситуация другая. Допустим, вы разбирали автомобиль и сняли стойки с подвески или купили б/у «амортеры» — нужно ли их прокачивать? Ответ – да, делать это обязательно, если стойки не использовались какое-то время. За это время естественное распределение среды было изменено, поэтому не смогут выполнять свои функции, как положено.
Даже если продавец клянется, что они исправно работают и только вчера были сняты с автомобиля – не рискуйте. Лучше потратить пару минут на подготовку, прежде, чем ставить их на место.
Разницы в процессе нет, за исключением некоторых нюансов:
- Прислушайтесь к звуку, который издает цилиндр при движении поршня. Если замечен скрип, повторите процедуру 5-6 раз. Если ситуация не изменилась, то остается выкинуть стойки или отдать их сервис на восстановление (выйдет ненамного дешевле покупки).
- Если работают нормально, то одной прокачки будут достаточно. Повторять ее не нужно.
Прокачка амортизаторов
В рабочей зоне внутренней гильзы амортизатора не должно быть никакого воздуха. Если перед монтажом не была осуществлена прокачка амортизаторов, это повлечет за собой неправильное выполнение функций. Устройство начинает стучать, шуметь, а затем заклинивает. Поэтому любую стойку перед установкой стоит прокачивать, причем сделать это по рекомендациям производителя.
Надо ли прокачивать амортизаторы перед установкой
Оставшийся в амортизаторе газ, как и воздух – распространенная причина стуков и шумов в процессе работы ходовой. Следовательно, прокачивать его однозначно нужно. При невыполнении требования на первых десяти тысячах километров появляется посторонний стук и шум, который спустя время лишь усиливается. Подвеска станет функционировать с небольшими провалами. «Смерть» ознаменовывает заклинивание.
Надо ли прокачивать стойки перед установкой? Обязательно. Иначе амортизаторный шток, как и поршневая система в общем, не сможет полноценно выполнять возложенные задачи. В лучшем случае придется покупать новый комплект стоек, в худшем это приведет к дорожно-транспортному происшествию.
Амортизатор хранится на складе в горизонтальном положении. Это связано с необходимостью поддерживать работоспособность сальников путем постоянного контакта со смазывающим веществом. Длительное хранение приводит к самопроизвольному перетеканию жидкости в наружный цилиндр, а освободившийся объем заполняется воздухом. Результат – частичная потеря работоспособности. Именно поэтому водителю надо прокачать стойку своими руками.
Прокачка задних амортизаторов перед установкой
Прокачка – процедура легкая, новые амортизаторы не нужно отдавать в сервисный центр. Чтобы правильно прокачать устройство, нужно придерживаться такой последовательности действий.
- Устанавливаем стойку вниз штоком. Основание должно быть твердым, в идеале – бетонный пол.
- Плавно сжимаем изделие.
- Фиксируем положение на протяжении двух секунд.
- Чтобы шток вернулся обратно, надо перевернуть амортизатор и вытянуть трубку вручную. Обычно шток поднимается без сторонней помощи.
- Оставляем шток в вытянутом положении.
- Повторяем процедуру еще два-три раза.
После этого задние стойки можно установить на рычаг или мост автомобиля.
Как прокачать передние стойки
Прокачка передних стоек выполняется в такой же последовательности – переворачиваем штоком вниз, сжимаем, затем вытягиваем вручную и повторяем процедуру снова два-три раза.
Обратите внимание! С каждым разом прокачанный амортизатор станет легче возвращаться в исходное положение.
Вот и все, передний амортизатор подготовлен, далее – установка.
Как прокачать амортизаторы перед установкой: видео
Для наглядного ознакомления с процессом рекомендуем ознакомиться с полезным видео.
Как прокачать масляный амортизатор перед установкой
Как уже упомянуто ранее, все, включая масляные амортизаторы, подлежат предварительной прокачке перед тем, как выполнять монтаж. В инструкции по эксплуатации, приложенной производителем, указана правильная последовательность действий.
- Вертикальное размещение стойки, шток должен находиться в верхней части.
- Утопление штока в цилиндр, приложив небольшие усилия (хватит собственного веса). Над срезом надо оставить запас в три-четыре сантиметра.
- Фиксация устройства в полученном положении на протяжении четырех-пяти секунд.
- Плавное выдвигание штока из цилиндра.
- Повторное переворачивание стойки в вертикальное положение, прокачка три-четыре раза по аналогичному принципу.
Вот и все, масляный амортизатор можно устанавливать на машину. Согласно собственным наблюдениям, прокачка автомобильных масляных амортизаторов имеет самый простой принцип.
Прокачка газомасляных амортизаторов
Прокачка автомобильных газомасляных амортизаторов имеет иную технологию подготовки, позволяющую привести устройство в рабочее состояние.
- Размещение устройства в вертикальном положении, шток должен находиться внизу, упираться в обязательно ровную поверхность.
- Приложив небольшое усилие, нужно сжать стойку без рывков.
- Фиксация в полученном положении на протяжении двух-трех секунд.
- Переворачивание амортизатора. Важно – шток ни в коем случае не нужно отпускать три-шесть секунд.
- Отпускание штока.
Прокачка газовых амортизаторов
Основным рабочим веществом, находящимся внутри поршня, является газ. Водители часто спрашивают, как правильно подготовить газовые амортизаторы к монтажу. Ответ: никак, необходимость предварительной подготовки не предусмотрена производителями. И это несмотря на комментарии «экспертов» в интернете.
Почему так? Внутри присутствует плавающий непроницаемый поршень, отвечающий за разделение рабочей среды. Он находится под постоянным «давлением спокойствия», не позволяющим газообразному веществу переходить во вторую камеру. Срабатывание происходит при увеличении нагрузки на подвеску – например, когда колесо резко попадает в яму на дороге. Поэтому прокачка автомобильных газовых амортизаторов не нужна.
Как прокачать стойки своими руками, которые уже стояли на авто
Если со временем машина начинает вести себя на дороге не так, как раньше, необходимо проверить состояние подвески. Для этого из пружины извлекается стойка, а затем проводится проверка. Прокачка также нужна и бывшим в употреблении экземплярам, даже если продавец уверяет, что с ними все хорошо, и в дополнительных манипуляциях они не нуждаются.
Принцип выполнения работ остается таким же. Но основное внимание уделяется поведению штока при возврате в исходное положение. Если даже после 6-8 движений вверх-вниз стойка работает аналогичным образом, это свидетельствует о сильном ее износе. Выполнять ее установку на автомобиль не стоит. Вариантов два – покупка нового комплекта, либо передача мастерам на восстановление.
Как прокачать новые стойки перед установкой: видео
Еще одно полезное видео от мастеров с советами по корректной прокачке стоек.
Что будет, если не прокачать амортизатор перед установкой
Рассмотренная процедура нужна, чтобы перевести амортизаторную стойку в рабочее состояние. Это обеспечивает:
- комплексный вывод остатков смазки или воздуха из пространства внутренней гильзы. Невыполнение этой процедуры приведет к выходу из строя узла амортизатора спустя 10-15 тыс. километров пробега (иногда и раньше);
- заблаговременное обнаружение дефектов и потенциальных неисправностей в коробочных амортизаторах, выраженных в виде залипания клапанного блока.
Обратите внимание! По мнению мастеров, занимающихся обслуживанием подвески в сервисных центрах, распакованный амортизатор достаточно прокачать три раза. По их мнению, единоразовой прокачки не хватит, чтобы привести деталь в чувство.
При монтаже нового амортизатора без предварительной прокачки спустя 3-5 тысяч километров пробега возникнет непонятный шум и стук. Еще через 5-7 тысяч километров стойка заклинит. Вряд ли получится вернуть ее в исправное состояние.
Сообщим неопытным водителям: только двухтрубные амортизаторы нуждаются в прокачке в обязательном порядке. Исключением является однотрубный новый экземпляр. Принцип работы продуман так, чтобы масло не попадало в камеру с газом, ведь последний находится под большим давлением. Результат – невозможность скопления лишнего воздуха. За это отвечает герметичный поршень, разделяющий две среды между собой.
Если случайно прокачать однотрубное изделие, это не повредит его. Молодым владельцам, не понимающим отличия между однотрубным и двухтрубным устройством, все-таки стоит заняться контрольной прокачкой. С одной стороны, однотрубной конструкции это не навредит. С другой – на это уйдет от силы пять минут свободного времени, да и можно будет избежать потенциальных неисправностей в будущем.
Прокачка – простая процедура, для выполнения которой не надо обращаться к мастерам станции технического обслуживания. Соблюдая правила, устройство прослужит весь эксплуатационный срок.
Как прокачать амортизаторы и для чего это необходимо
Как прокачать амортизаторы и для чего это необходимо
Дороги на территории России, да и других стран постсоветского пространства, нельзя назвать самыми лучшими. Подтверждением этому является необходимость регулярной замены амортизаторов. Но каждый автолюбитель может понимать, что нужно знать, как прокачать амортизаторы перед их установкой. Что же даст эта операция и как ее лучше выполнить, стоит ли вообще тратить на прокачку амортизаторов деньги или же можно выполнить это своими руками? Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.
Для чего нужна прокачка
Начать необходимо с того, что прокачка амортизаторов является неотъемлемой частью полноценной работы подвески автомобиля. Если не выполнить прокачку двухтрубного амортизатора вовремя (вовремя – это перед его установкой), то в процессе эксплуатации работа поршневой амортизатора может нарушиться. Самое обидное, что в данном случае гарантия на деталь действовать уже не будет. Как результат, впустую потраченные деньги.
Прокачка амортизаторов нужна для его «активации», то есть для приведения в оптимальное для работы состояние. Также это делается для:
- выведения масла или воздуха, скопившегося во внутренней гильзе. Может произойти сбой амортизатора, если этого не сделать;
- обнаружения возможных дефектов в работе клапанного механизма (он попросту может заклинить).
Важно! Не стоит впадать в панику из-за незначительных сбоев в работе клапанного механизма. Это нормально и подобные провалы или отклонения в движении штока никак не влияют на работу амортизатора.
Устройство амортизаторов
Принцип работы всех видов амортизаторов один и тот же. Это не зависит от его типа: масляный, газо-масляный или газовый, все работает по одинаковой схеме. В его камере происходит возвратно-поступательное движение поршня, обладающего небольшими отверстиями. Своим движением поршень создает повышенное давление, которое только возрастает со снижением скорости движения. Активное вещество попадает в ту часть камеры, где уровень давления существенно ниже. Это и приводит к снижению давления в участке камеры, в которой происходит сжатие. Как результат – поршень продолжает следовать своей траектории (он продолжает двигаться).
После того, как действующее вещество доходит до конца камеры, оно постепенно переходит в другую часть. Затем поршень двигается в обратную сторону, в результате чего происходит процесс демпфирования (гашение колебаний).
Виды амортизаторов
В автомобильном мире амортизаторы различаются на несколько видов. Один из основных критерий, по которому происходит разделение, это вид находящейся внутри жидкости.
- Масляные амортизаторы в подвеске встречаются чаще всего, так как они обладают максимальной надежностью и комфортом. Устанавливаются они на легковые машины, которые были созданы для городских условий.
- Газо-масляные амортизаторы тоже считаются весьма популярной частью автомобиля. Они немного отличаются от своих «собратьев» по характеристикам, так как являются более жесткими. Но высокая жесткость компенсируется отсутствием шансов вскипания масла при движении машины. Эта особенность и стала причиной того, что данный вид амортизаторов устанавливается в основном на автомобили, произведенные для езды по бездорожью.
- Газовые амортизаторы – это самый прочный вид амортизаторов. Они являются наиболее устойчивыми к разным препятствиям на дороге. Особенность их заключается в том, что при движении на различных дорогах автомобиль всегда будет обладать желаемой устойчивостью. Среди минусов газовых амортизаторов стоит отметить низкую комфортабельность. Связано это с повышенной жесткостью элементов.
Все эти типы амортизаторов могут служить на протяжении многих лет, но со временем они все равно изнашиваются или ломаются. Из-за этого появляется необходимость в их замене. В этом деле экономить не нужно, ведь именно на амортизаторах лежит ответственность за качественное сцепление с дорожным покрытием при движении. К тому же они способствуют сокращению тормозного пути.
Нельзя забывать также и о делении амортизаторов согласно их производственным особенностям. Существуют такие типы амортизаторов:
- двухтрубные;
- однотрубные;
- перевернутые однотрубные амортизаторы (стойки подвески Мак-Ферсона).
На заметку! Подвеска Мак-Ферсона (с английского MacPherson suspension) – это особенный тип подвески автомобиля, роль главного элемента в которой играет амортизаторная стойка. Ее создал инженер из автомобильной компании «Форд» в конце 40-х годов. Впервые она была применена в 1948 году.
Двухтрубные амортизаторы считаются самыми распространенными среди своих аналогов, поэтому большинство современных автомобилей оснащены данной модификацией. По этой причине в статье мы будем говорить об их прокачке.
Можно ли устанавливать амортизаторы без прокачки?
Как известно, выполнение прокачки позволяет распределить рабочую жидкость по цилиндру амортизатора равномерно, что нормализирует давление. Эффект от данной процедуры не зависит от типа амортизатора. Многие автолюбители задаются вопросом, можно ли проводить установку амортизаторов без предварительной прокачки? Ответ – да, можно. Но если вы не выполните прокачку, то резиновые элементы поршня, которые находятся внутри амортизаторов, повредятся из-за критического перепада давления. При помощи прокачки можно провести проверку амортизатора на исправность, но об этом ниже.
Как выполняется проверка
Перед установкой разборного масляного амортизатора необходимо сначала его разобрать для проверки качества деталей. Также нужно определить уровень жидкости и при необходимости долить ее (используется веретенное масло). Существуют и специальные виды масел, предназначенные для амортизаторов, например, АЖ-12Т или другие. Приобрести это можно в автомагазине. Если шток будет выведен полностью, то уровень масла должен сравняться с верхней фиксирующей гайкой. Демонтируйте цилиндр амортизатора.
Нужно осмотреть клапан с поршнем на наличие перекосов. Увидев лопнувшие пружины или поврежденные детали из резины, выполните их замену. Масло не должно содержать грязи, пузырьков воздуха или частиц резины – проверьте его. Смените грядное масло, а сам корпус амортизатора промыть при помощи солярки. Окончательно убедившись в исправности всех элементов, можно устанавливать цилиндр на свое место. Не забудьте после этого залить масло до определенного уровня и зажать фиксирующую гайку.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПРОКАЧКА МАСЛЯНЫХ АМОРТИЗАТОРОВ
Стойки, типа «Мак-ферсон» и катриджи, являются типичными для современных автомобилей. Именно поэтому, на их примере, мы и рассмотрим технологию прокачки амортизатора.
- Переворачиваем амортизатор вниз штоком и без рывков, плавно сжимаем его;
- На 2-3 секунды фиксируем в этом положении амортизатор;
- Придерживая шток амортизатора, переворачиваем его вверх штоком и в этом положении на 3-6 секунд фиксируем;
- Затем, до конца хода плавно выдвигаем шток;
- Вновь переворачиваем амортизатор штоком вниз, делаем паузу в 2-3 секунды и повторяем операцию. Количество подходов может быть от одного до шести.
При третьем подходе прокачки, необходимо провести контрольное действие, а именно: амортизатор в положении штоком вверх, резкими, короткими движениями убеждаемся в плавности хода штока. Движение поршня должно быть плавным, без провалов.
Если всё в порядке и движение штока амортизатора плавное, то прокачка амортизатора завершена, и его можно устанавливать на место. Аналогичные операции по прокачке выполняем и с другими амортизаторами перед установкой на автомобиль. Не обязательно, но рекомендуется менять амортизаторы попарно, то есть на одной оси одновременно.
Общие правила прокачки
Существуют определенные правила прокачки, которые нужно соблюдать при выполнении данной операции:
- проводить прокачку нужно только в вертикальном положении, то есть шток должен быть направлен вверх;
- по завершении процедуры нельзя переворачивать амортизатор. Он должен быть в таком положении вплоть до момента установки;
- многие виды амортизаторов оснащены системой слива скопившегося масла. В этом случае может быть два варианта развития событий. Первый, как уже упоминалось ранее, это не дожатый до конца шток. Второй, это использование специальной канавки, то есть сжатие штока должно происходить до уровня этой технологической канавки.
В качестве заключения
Делая выводы, стоит отметить, что выполнение прокачки имеет свои подводные камни. Дело в том, что данную процедуру можно выполнить как самостоятельно, так и в специализированных автомастерских. В первом случае никаких вопросов, касательно необходимости выполнения прокачки, в принципе, возникать не должно. К тому же многие продавцы, предлагая тот или иной амортизатор, обязательно должны проинформировать покупателя в особенностях собственноручной прокачки.
Обращаясь к специалистам за помощью, вы избавите себя от проблемы проведения данной процедуры. Вопрос здесь может заключаться лишь в одном – это стоимость прокачки. Цены на ремонтные работы у многих мастерских может немного отличаться, но выполнить ее можно в любой из них. Прокачка амортизаторов – это обязательная процедура, которая является базовой для различных моделей автомобилей.