Какую тормозную жидкость мне выбрать?

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля. Виды и типы тормозных жидкостей

Основные характеристики тормозной жидкости

Температура закипания является, пожалуй, одним из главных параметров тормозной жидкости, поскольку в случае экстренного торможения жидкость в тормозной системе быстро нагревается.

В момент закипания тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха, вследствие чего жидкость утрачивает свойство несжимаемости.

Что произойдет при закипании «тормозухи»? Педаль тормоза будет мягко утапливаться до самого пола, а реакция тормозной системы на нажатие педали будет крайне слабой или же отсутствовать вообще.

В зимнее время особенно актуальным свойством тормозной жидкости становится температура ее застывания. Дело в том, что в очень сильные морозы жидкость становится густой и застывает, закупоривая просвет в трубках и шлангах тормозной системы.

В отсутствие циркуляции тормозной жидкости в системе педаль тормоза становится тугой, нажать ее практически невозможно. В этом случае тормозная система останется неисправной до тех пор, пока жидкость не оттает.

От степени агрессивности тормозной жидкости будет напрямую зависеть целостность резиново-технических изделий, которыми укомплектована машина, а от антикоррозийных и смазывающих свойств «тормозухи» — срок службы металлических деталей тормозной системы.

Значение гигроскопичности укажет на то, сколько влаги впитает в себя тормозная жидкость в процессе работы. Почему этот параметр так важен? Дело в том, что с попаданием влаги температура закипания тормозной жидкости стремительно снижается, а эксплуатационные свойства ухудшаются. Чем ниже этот показатель, тем более продолжительным будет ее срок службы.

Виды базовых основ

Смесь бутилового спирта с касторкой – именно такой является базовая основа тормозных жидкостей, использующихся в автомобилях, произведенных до 1985 года. Жидкость на основе бутилового спирта характеризуется высокими смазывающими свойствами и отсутствием агрессивности по отношению к резиновым изделиям.

Температурные характеристики такой тормозной жидкости, мягко говоря, не впечатляют: температура ее кипения составляет около 1200 С, а температура застывания примерно равна -200 С.
Намного лучше обстоят дела с тормозными жидкостями на основе гликоля или полигликоля. Их температура кипения достигает 2600 С, а температура застывания доведена до -400 С, чего с запасом хватает для климатических условий большей части постсоветского пространства. Однако имеется у них и существенный недостаток – высокое значение гигроскопичности.
За год службы такая тормозная жидкость впитывает количество влаги, составляющее 2% от ее объема и еще такое же количество воды – за второй год эксплуатации, после чего нуждается в обязательной замене.

Еще один вид тормозных жидкостей – на основе силикона. Высокая (до 3000 С) температура кипения, незначительный показатель сжимаемости и абсолютная негигроскопичность выделают ее среди остальных, однако из-за довольно высокой стоимости используется она лишь в спортивных автомобилях.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Чаще всего тормозные жидкости классифицируют, используя общеупотребительный стандарт DOT (Department Of Transportation). Именно с определения класса по DOT в большинстве случаев и начинается выбор жидкости при ее покупке. Цифра после аббревиатуры DOT означает ее класс допуска.

DOT 3 – тормозная жидкость на гликолевой основе, имеющая температуру закипания 2200 С для «сухой» жидкости и 1500 С – для «мокрой», достаточно агрессивная к лакокрасочным покрытиям. Срок службы – 2 года.

DOT 4 – жидкость на гликолевой основе с добавлением пакета антикоррозионных и смазывающих присадок, температура закипания «сухой» и «мокрой» жидкостей составляет 2400 С и 1600 С соответственно. Может разъедать краску. Срок службы – 2 года.

DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, имеющие еще более высокую температуру кипения 2600 С и 1800 С. Остальные характеристики идентичны тормозной жидкости класса DOT 4.

DOT 5 – жидкость изготовлена на базе силикона. Температура кипения составляет 2800 С и 1800 С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей). Нейтральна к лакокрасочным покрытиям и негигроскопична. Требует замены раз в 5 лет.

DOT 5.1 – доработанная и усовершенствованная DOT 4.5, с рабочими температурами 2700 С и 1800 С. Срок службы – 1 год.
Выбирая тормозную жидкость для автомобиля, обязательно руководствуйтесь рекомендациями, изложенными производителем вашего транспортного средства.

Тест тормозных жидкостей: какую тормозную жидкость выбрать чтобы не стать колом

Brake.49

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста — определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при —40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов — примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

109_1

109_2

109_3

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Читайте также:
Можно ли ехать на автомобиле при помощи стартера

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень — это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы — для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма — для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы — это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

111_2

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при —40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, — но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

Какую купить тормозную жидкость — DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас — DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

Топ-10 лучших тормозных жидкостей для легковой машины

Каждый автомобилист должен регулярно следить за состоянием собственного транспортного средства, так как это непосредственно влияет не только на безопасность его самого и пассажиров, но и других участников дорожного движения. Необходимо время от времени проверять уровень и состояние основных жидкостей – моторного масла, охлаждающей жидкости. Особое внимание следует уделять тормозной жидкости, потому что она отвечает за то, насколько быстро и эффективно будут срабатывать тормоза, на продолжительность тормозного пути и так далее.

Выбор этого состава представляет собой непростое и чрезвычайно важное занятие. Опытные автомобилисты точно знают, чем именно отличается такая продукция друг от друга. Для начинающих водителей мы разработали рейтинг лучших тормозных жидкостей года. В нем мы подробно расскажем о характеристиках и отличительных качествах наиболее популярных веществ. Помимо этого, мы дадим несколько полезных советов относительно выбора данной продукции – эти полезные советы помогут подобрать наиболее эффективную и подходящую для конкретно взятого автомобиля жидкость.

  1. Как грамотно подобрать тормозную жидкость для легкового автомобиля?
  2. Отечественная продукция
  3. 5. Gazpromneft DOT-4
  4. 4. FELIX DOT 4
  5. 3. Лукойл DOT-4
  6. 2. Sintec SUPER DOT-4
  7. 1. Тосол-Синтез РосДОТ-4
  8. Импортные тормозные жидкости
  9. 5. Ravenol DOT 4
  10. 4. Mobil Brake Fluid universal DOT 4
  11. 3. Liqui Moly SL6 DOT-4
  12. 2. BREMBO DOT 4
  13. 1. Castrol React DOT 4 Low Temp
  14. В заключении полезное видео

Как грамотно подобрать тормозную жидкость для легкового автомобиля?

Сразу хотелось бы оговориться, что у тормозной жидкости немало эксплуатационных характеристик, на каждую из которых придется так или иначе обращать внимание при покупке. Лишь в этом случае удастся подобрать наиболее оптимальный вариант, который не подведет ни при каких условиях. Первое, на что следует обращать внимание, – это вязкость. Чем гуще будет состав, тем больше проблем с ним будет в условиях низких температур. Дело в том, что он станет сильнее загустевать, из-за чего нажать на педаль будет проблематично.

Если же вязкость незначительная, то в системе будут регулярно возникать протечки – жидкость нужно будет доливать, искать причину протечек. Опытные автолюбители советуют заливать густые составы в районах с мягким климатом – они не станут еще больше загустевать, для северных регионов больше подойдут жидкости с низкой или средней вязкостью.

Обязательно обращают внимание на температуру закипания. При регулярном или резком торможении тормозные колодки начинают сильно нагреваться, излишки тепла при этом будут передаваться тормозной жидкости. Если она закипит, то в системе начнут образовываться пузырьки воздуха. Они соберутся вместе и создадут воздушную пробку. При нажатии на педаль тормоз может провалиться и не сработать. В связи с этим температура закипания должна быть как можно выше. Температура замерзания тоже важна – лучше, если она будет очень низкой. В противном случае на морозе трубки могут замерзнуть и разорваться.

Читайте также:
Почему дизельный двигатель дымит и когда это нормально

У жидкости должны наблюдаться высокие антикоррозийные качества. Это позволит ей бережно относиться к резиновым элементам, не разрушать металлические детали. Тормозная жидкость не должна поглощать в себя влагу, так как это будет негативно сказываться на температуре закипании и замерзания, соответственно, качество продукта будет сильно снижаться.

Когда мы выбирали продукцию для включения в рейтинг лучших тормозных жидкостей, то принимали во внимание все рассмотренные факторы. Еще мы изучили множество отзывов пользователей, чтобы ненароком в обзор не попала низкокачественная продукция. В статье вы не найдете чрезмерно дорогостоящей продукции – мы специально не стали ее включать сюда, чтобы наши читатели сумели подобрать для себя оптимальный состав без особого ущерба для своих финансов.

Отечественная продукция

5. Gazpromneft DOT-4

Продукция характеризуется довольно высокой температурой кипения: этот показатель составляет порядка 230 градусов. Производитель рекомендует использовать данный состав даже в условиях крайнего севера. В тормозном контуре жидкость будет бережно относиться к резиновым и пластиковым уплотнителям. Заявленные производителем характеристики будут сохраняться в первоначальном виде в течение всего срока службы жидкости. Максимальный срок службы не должен превышать двух лет.

Тормоза будут работать довольно эффективно во многом за счет качественного смазывания системы. Цилиндры сохраняют свою работоспособность и не заклинивают. Также состав не поглощает в себя воду во время работы. Продукция отличается тщательно продуманной системой защиты от возможных подделок.

  • Продукция проверенного производителя;
  • Превосходное качество состава;
  • Высокая температура закипания;
  • Не разъедает элементы тормозной системы, выполненные из пластика или резины;
  • Отличная система защиты от подделок;
  • Обеспечивает стабильную работу тормозной системы на протяжении всего срока службы.
  • Нечасто встречается в магазинах.

4. FELIX DOT 4

Хотя данная продукция и отличается незначительной стоимостью, популярностью она пользуется у начинающих и достаточно опытных автомобилистов совершенно по другой причине. Жидкость отличается высочайшим качеством, ее изготавливают под жестким контролем. Это позволяет получить состав с характеристиками, которые строго соответствуют заявленным производителем на упаковке с этой продукцией. Вообще, такую жидкость можно заливать не только в российские транспортные средства, но и в машины импортного производства. Она подходит даже для автомобилей, оснащенных системой ABS.

В составе присутствуют ингибиторы окисления, которые способны с легкостью противостоять даже наиболее агрессивным коррозионным процессам. Это позволяет сохранять все элементы тормозной системы в превосходном состоянии вне зависимости от того, из каких материалов она выполнена – латуни, алюминия или стали. Температура кипения составляет 230 градусов.

  • Хорошо сопротивляется коррозии;
  • Приемлемая стоимость;
  • Высокая температура закипания;
  • Характеристики в полной мере соответствуют заявленным.
  • Незначительный период эксплуатации, после окончания которого рабочие свойства начинают заметно снижаться.

3. Лукойл DOT-4

Продукция изготавливается с использованием наиболее современных технологий. Для того, чтобы эта тормозная жидкость в полной мере соответствовала всем предъявляемым к ней международным требованиям, сюда добавляют специальные запатентованные присадки. В итоге производитель смог создать высококачественный состав, который оптимально подойдет для любых гидравлических приводов сцеплений и тормозных систем. Продукция совместима с целым рядом аналогичных жидкостей – Роса, Нева, ДОТ 3 и ДОТ 4. Использовать такой став разрешается в автомобилях как отечественного, так и импортного изготовления.

В составе еще есть ингибиторы коррозии и компоненты, обеспечивающие устойчивость по отношению к износу. Стоит этот состав не слишком дорого.

  • В полной мере соответствует всем международным требованиям;
  • Подходит и для российских автомобилей, и для иномарок;
  • В составе есть присадки, обеспечивающие защиту от износа и коррозии.
  • Незначительный показатель вязкости;
  • Защита от подделок не предусмотрена.

2. Sintec SUPER DOT-4

Один из наиболее популярных товаров данного типа отечественного производства. Эта тормозная жидкость оптимально подходит и для отечественных, и для зарубежных автомобилей. При изготовлении продукция проходит через множество испытаний, результаты которых в полной мере подтверждают ее соответствие всем европейским и международным стандартам. Новая жидкость закипает при температуре 240 градусов, однако через год активной эксплуатации такой показатель снижается до 155 градусов.

Вязкость средняя, причем данный показатель ничуть не меняется даже при низких температурах. Производитель рекомендует использовать свой продукт даже в автомобилях, оснащенных АБС. Она не подойдет только для спортивных машин.

  • Доступная стоимость продукции;
  • Оптимальная вязкость при любых температурах окружающей среды;
  • Подойдет для автомобилей с АБС;
  • Хорошие эксплуатационные параметры.
  • Не годится для спорткаров;
  • Зачастую встречаются подделки.

1. Тосол-Синтез РосДОТ-4

По эксплуатационным качествам данная продукция отечественного производства нисколько не уступает зарубежным аналогам. Закипает она при температуре 255 градусов, если свежая – значительно выше по сравнению со многими импортными вариантами. После года использования показатель снижается до 160 градусов, однако даже он в полной мере отвечает существующим стандартам. Показатель вязкости продукта находится на уровне 1600 кв. мм/с. Это делает жидкость не совсем подходящей для автомобилей, оборудованных системой АБС при эксплуатации в условиях крайнего севера.

Если менять жидкость регулярно, в соответствии с требованиями производителя, то всю тормозную систему удастся надежно защитить от возникновения коррозионных процессов, а также от преждевременного износа. Продукция хорошо подходит как для российских автомобилей, так и для иномарок.

  • Приемлемая стоимость;
  • Вполне приличные эксплуатационные характеристики;
  • По ряду параметров превосходит многие зарубежные аналоги.
  • При очень сильных морозах вязкость увеличивается.
Читайте также:
Знак аварийной остановки – нужен ли такой напарник в дороге?

Импортные тормозные жидкости

5. Ravenol DOT 4

Способствует сохранности всех резиновых уплотнителей и шлангов тормозной системы, что позволяет ей в течение долгого времени сохранять свою работоспособность. Подобная возможность жидкости увеличивает ее эффективность, во всяком случае, так утверждают в своих отзывах пользователи. Даже в случае, когда жидкость работает при высоких температурах (подобное встречается, например, при использовании экстренного торможения), она не будет закипать. Соответственно, в системе не станут образовываться пары, негативно влияющие на срабатывание тормозов.

Применение такого состава позволяет обеспечить максимально высокое давление в тормозных цилиндрах вне зависимости от того, насколько интенсивно они работают. Жидкость оптимально подойдет для машин с системой АБС, так как она понижает трение практически до нуля, продлевая ресурс системы.

  • Оптимальное соотношение цены и качества;
  • Высокая практичность жидкости;
  • Хорошо подходит для машин с АБС;
  • Можно заливать в российские и импортные автомобили.
  • Категорически запрещается смешивать с тормозными жидкостями, выполненными на минеральной основе.

4. Mobil Brake Fluid universal DOT 4

Универсальная продукция, производящаяся на гликолевой основе. Жидкость характеризуется вполне приемлемой стоимостью. Она способна сохранять свои эксплуатационные характеристики даже в условиях высокой влажности. Доливать ее в тормозную систему придется не слишком часто. В составе имеется целый пакет специальных добавок, при помощи которых удается в значительной степени повысить смазывающие, антикоррозийные свойства, а также качества, защищающие от износа.

Даже при низких температурах жидкость будет сохранять свою текучесть. Температура кипения остается высокой вне зависимости от того, в течение какого времени эксплуатируется данный продукт.

  • Доступная цена, несмотря на зарубежное производство;
  • Гидравлические приводы работают стабильно;
  • Температура закипания сохраняется на одном уровне в течение всего срока эксплуатации.
  • Отдельные автомобилисты утверждают, что при длительной эксплуатации жидкости в тормозных цилиндрах возникают незначительные течи.

3. Liqui Moly SL6 DOT-4

Данный состав обладает высочайшими антикоррозийными качествами. Жидкость хорошо смазывает всю систему тормозов в автомобиле, благодаря чему сохраняется ее работоспособность. Однако по некоторым параметром продукция уступает некоторым другим жидкостям. Например, при увлажнении системы резко снижается температура закипания: в частности, она способна упасть с 230 до 155 градусов.

Уровень вязкости не позволяет эксплуатировать жидкость в условиях крайнего севера. В итоге, опытные автомобилисты в отзывах рекомендуют заливать такой состав жителям средней полосы и южных регионов. Он однозначно подойдет для водителей, предпочитающих спокойную езду, без применения экстренного торможения.

  • Высокие антикоррозийные качества;
  • Бережно относится к резиновым элементам;
  • Недорого стоит.
  • Не подойдет для северных регионов;
  • Тормозная система должна быть абсолютно герметичной, чтобы в нее не попадала влага извне.

2. BREMBO DOT 4

Всемирно известная итальянская марка, которая занимается изготовлением качественных тормозных систем и расходных элементов к ним. При помощи состава, выпущенного этой компанией, удается обеспечить эффективное и надежное срабатывание тормозов даже в условиях экстремальных нагрузок. Продукция будет в течение длительного промежутка времени сохранять свои ключевые эксплуатационные характеристики. Тормозная система будет надежно защищена от негативного воздействия коррозии.

Состав очень бережно относится к деталям, изготовленным из резины: они не будут растрескиваться. Он оптимально подойдет даже для автомобилей, оборудованных системой АБС.

  • Очень высокая смазывающая способность состава;
  • Нейтрально относится к воздействию низких температур, поэтому подходит даже для самых холодных регионов;
  • Эффективно срабатывает абсолютно всегда;
  • Бережно относится ко всем резиновым элементам тормозной системы.
  • Не так часто встречается в магазинах.

1. Castrol React DOT 4 Low Temp

Несмотря на то, что эта продукция значительно дороже большинства аналогичных составов, представленных на отечественном рынке, она превосходит их по целому ряду эксплуатационных характеристик. В частности, эта жидкость отлично подойдет для водителей, предпочитающих экстремальную или просто быструю езду. В первую очередь, хотелось бы отметить высокую температуру кипения этого продукта – данный показатель находится на уровне 265 градусов, причем он остается стабильным в течение всего срока службы состава.

Менять жидкость придется примерно один раз в два года, тогда как другие составы требуют ежегодной замены. В плане показателей вязкости она тоже лучше аналогов – этот показатель составляет 650 кв. мм/с. Это позволяет работать жидкости даже в условиях чрезвычайно низких температур. В составе есть масса присадок, за счет которых обеспечивается максимально бережное отношение ко всем резиновым деталям, продукция не дает возникать и развиваться коррозионным процессам.

  • Высокие эксплуатационные характеристики;
  • Продолжительный период эксплуатации;
  • Температура закипания остается стабильной весь срок службы;
  • Оптимальный показатель вязкости.
  • Довольно-таки дорого стоит;
  • Поставляется только в пол-литровых бутылках, поэтому приходится покупать сразу две-три штуки.

В заключении полезное видео

Ну вот и подошел к окончанию наш обзор лучших тормозных жидкостей, представленных на отечественном рынке в 2021 году. Мы постарались максимально подробно осветить все ключевые характеристики каждой представленной в рейтинге продукции. Если все же что-то было упущено из виду, то вы всегда можете сообщить нам об этом в комментариях к статье.

Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.

Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств

Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:

– Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
– Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.

Читайте также:
К чему приводит установка колесных дисков большого диаметра

Жидкость тормозная DOT-4 0.91л ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг ЛУКОЙЛ

Жидкость тормозная DOT-4 1л BOSCH

Жидкость тормозная DOT-4 1л VW OE

Жидкость тормозная DOT-4 0.455кг ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 1л CASTROL

Жидкость тормозная DOT-6 ADVANCED ABS FORMULA 910г ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг UNIX

Жидкость тормозная DOT-4 1л LIQUI MOLY

Жидкость тормозная DOT-4 0.5л MOBIL

Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:

  • DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
  • DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
  • DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
  • DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.

Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:

  • Для автомобилей без АБС;
  • Для автомобилей с АБС.

Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.

В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.

Маркировка тормозных жидкостей

Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:

  • DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 — розовый/красный;

Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.

Характеристики и особенности тормозных жидкостей

Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

DOT-3 DOT-4 DOT-5.1 DOT-5
Основа Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками Силикон с пакетом присадок
Гигроскопичность Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) Меньшая, чем у DOT-3 Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации Не поглощает воду
Способность к аэрации (насыщению воздухом) Слабое поглощение воздуха Значительное поглощение воздуха
Отношение к лакокрасочным покрытиям Разъедает краску Безопасна для красок
Отношение к резиновым деталям Разъедает резиновые детали Безопасны для резиновых деталей
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) 205°C 230°C 275°C 250°C
Вязкость Высокая Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) Низкая
Срок службы 1-2 года Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега)

Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.

Применимость тормозных жидкостей

Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.

DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.

DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.

DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.

DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.

Совместимость тормозных жидкостей

При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:

  • Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
  • Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.

Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.

Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.

Как выбрать тормозную жидкость

Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:

  • Рекомендации производителя транспортного средства;
  • Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
  • Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.

В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.

В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.

Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.

Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.

При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.

При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Какую тормозную жидкость выбрать для своего автомобиля

Выбор тормозной жидкости для автомобиля – дело непростое и очень важное, ведь от этого зависит работа тормозов и жизнь водителя и пассажиров. Если она загустеет от холода или, наоборот, закипит в тормозной системе, тормоза будут работать с трудом или вовсе откажут. Выясняется это, как правило, именно в тот момент, когда нужно экстренно затормозить и исправить ничего нельзя, а заканчивается в лучшем случае помятым автомобилем.

Опытные автолюбители знают, чем отличается одна тормозная жидкость от другой, и за годы практики выяснили, какая им лучше всего подходит. А вот новички склонны думать, что эта жидкость везде одинакова, и не имеет значения, какую залить в свою машину. Это подтверждают случаи быстрой продажи тормозной жидкости прямо на улице в 5-литровых бутылках, неизвестного происхождения и даже без этикетки. Этот странный, но дешёвый продукт раскупают, не задумываясь о возможных серьёзных последствиях.

Поэтому любой автолюбитель должен как минимум разбираться, какие самые важные характеристики есть у тормозной жидкости и ориентироваться на них. Также нужно знать, какие производители предлагают самый качественный продукт, и выбирать именно качество. Ведь стоимость отличной тормозной жидкости даже самых именитых брендов не так и велика, чтобы рисковать из-за этого своей и чужой жизнью.

Основные характеристики тормозной жидкости

Свойств у тормозной жидкости немало, и некоторые особенно важны. Именно по ним следует оценивать, какая жидкость лучше и более подходящая. Самые важные характеристики:

  • Вязкость – чем гуще жидкость, тем больше с ней проблем в холодную погоду, когда она еще сильнее загустеет и педаль будет нажиматься с трудом. С другой стороны, при очень низкой вязкости могут образовываться протечки и придётся постоянно доливать жидкость и искать причину. Поэтому большая вязкость больше подходит для южных регионов, где тормозная жидкость не загустеет на морозе, а для северных регионов лучше низкая или средняя вязкость.
  • Температура закипания – при резком или частом торможении тормозные колодки сильно нагреваются, и тепло передаётся тормозной жидкости. Она может даже закипеть, что вызывает выделение из неё пузырьков воздуха. Собираясь вместе, они создают воздушную пробку. При нажатии на педаль она проваливается и тормоза не работают. Поэтому, чем больше у тормозной жидкости температура закипания, тем лучше – это предотвращает появление воздуха в системе.
  • Температура замерзания – аналогично предыдущему параметру, показывает, при какой температуре жидкость превращается в лёд. Чем она ниже, тем лучше, иначе есть риск разрыва трубок или соединений тормозной системы образовавшимся льдом.
  • Антикоррозионные свойства – чтобы тормозная жидкость не разрушала резиновые детали и не вызывала коррозии металла, производители добавляют различные присадки. Это немалый плюс, продляющий срок службы автомобиля.
  • Гигроскопичность – это способность тормозной жидкости поглощать воду. В итоге температура кипения постепенно понижается, а замерзания повышается. Качество тормозной жидкости сильно падает, поэтому потребуется её замена. Чем ниже это значение, тем лучше.

Все эти параметры перечислены на упаковке. Но их нет, или они недостоверные, на бутылках неизвестного происхождения, которые можно встретить у уличных торговцев – от таких покупок нужно категорически воздержаться. Также не надо покупать тормозную жидкость на разлив, как это иногда практикуют – вы не можете быть уверены в её соответствии хоть каким-то нормам.

Базовые основы

Химический состав современной тормозной жидкости довольно сложен, но в основе всегда лежит один или два основных компонентов, которые и определяют основные свойства.

Сейчас распространены составы на основе гликоля или полигликоля. Они имеют достаточно хорошие характеристики – кипят при температурах около 2600С, замерзают при – 400C. Этого хватает для эксплуатации почти везде, кроме местности с особо суровыми морозами. Но такой состав имеет большую гигроскопичность и за первый год впитывает 2% воды, а через два года нужна полная замена. Именно поэтому тормозную жидкость нужно полностью менять примерно через два года.

Ещё лучше продукты на основе силикона. Они совершенно не гигроскопичны, закипают при 3000C, практически не сжимаются. Но стоят они дорого, отчего применяются в основном для спортивных автомобилей, а для повседневного использования достаточно и основы на гликоле или полигликоле.

Классификация по DOT

Существует классификация тормозных жидкостей, которая называется DOT – Department Of Transportation, и при покупке нужно ориентироваться на неё. Если в инструкции указано, какого класса тормозная жидкость разрешена к использованию, то отклоняться от этого нельзя. Основные классы:

  • Минеральные смеси на основе спирта и касторового масла иногда допускаются производителем автомобиля к применению. Они имеют хорошие смазочные свойства, но быстро закипают и замерзают уже при -200C. К тому же, такая тормозная жидкость разрушает медные, алюминиевые и резиновые детали тормозной системы. Лучше избегать их использования.
  • DOT 3 — имеет гликолевую основу и закипает при температуре 2200С, а при насыщении водой при 1500C. Может использоваться в течении 2 лет.
  • DOT 4 – самый популярный сейчас тип, тоже на гликолевой основе, как и DOT 3, но содержит комплекс присадок для улучшения смазочных свойств и снижения коррозии. Закипает при 2400C и при 1600C при насыщении водой.
  • DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER – просто модификации составов DOT 4, с повышенной температурой кипения – 2600C и 1800C. В остальном отличий практически нет.
  • DOT 5 – более современная и дорогая жидкость на основе силикона. Закипает при температуре 2800C и 1800С, имеет нулевую гигроскопичность и может служить без замены до 5 лет.
  • DOT 5.1 – улучшенная модификация DOT 4.5 с повышенной температурой кипения до 2700C и 1800C. Требует замены раз в год.

Составы различаются и просто доливать один другим нельзя, так можно делать только для жидкостей одного типа, а еще лучше – одного производителя и одной марки. Иначе может возникнуть непредсказуемая химическая реакция, и в итоге в тормозной системе окажется совершенно непригодный состав. Приобретать следует тормозную жидкость только рекомендованного производителем типа.

Castrol React DOT 4 Low Temp

Изменяется ли жидкость в процессе эксплуатации

Некоторые автолюбители уверены, что тормозная жидкость не меняется и в замене не нуждается, достаточно доливать её и всё. Это большая ошибка — тормозную жидкость периодически нужно менять полностью, не ограничиваясь лишь доливкой новой порции. Делать это надо через каждые 2 года для состава DOT 4 или через 5 лет для DOT 5.

Дело в том, что тормозная жидкость поглощает воду из атмосферы, хотя этот процесс и происходит медленно. Постепенно получается сильно разбавленная водой жидкость, которая и закипает гораздо быстрее – при температурах 140-1500 вместо изначальных 2600, да и другие свойства тоже страдают. Так, повышается температура замерзания, что может вызвать разрыв льдом какого-нибудь соединения и привести к отказу тормозов и дорогостоящему ремонту.

Вода, к тому же, вызывает коррозию тормозной системы изнутри, образует накипь и вызывает протечки.

Ассортимент тормозной жидкости на автомобильном рынке и их характеристики

Сегодня в магазинах можно найти такое огромное количество разных марок и составов, что вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, становится довольно сложным. И хотя вы теперь можете боле грамотно ориентироваться по основным характеристикам и типам, полезно всё-таки ознакомиться с некоторыми производителями и марками с наилучшим качеством. Они заслужили хорошие отзывы многих автолюбителей.

Castrol React DOT 4 Low Temp от производителя Castrol используется во многих дорогих брендовых автомобилях. Подходит как для семейных авто, так и для спортивных, с самыми современными тормозными системами. Имеет небольшую вязкость при низких температурах и может применяться с системами ESP и ABS.

LiquiMoly DOT 4 известного производителя LiquiMoly имеет самую высокую температуру кипения – 2650C, и отличными остальными свойствами. В составе имеются антикоррозионные присадки, обеспечивающие долговечность резиновых прокладок. Может применяться с системой ABS.

Brake Fluid DOT 4 производится компанией Mobil и тоже соответствует самым высоким требованиям. Может использоваться при температурах до -300C без потери вязкости.

Mobil Brake Fluid

RosDOT 4 – российский продукт от «Тосол-Синтеза», и один из немногих, способный конкурировать с лучшими зарубежными образцами и применяться в любых автомобилях, в том числе с системой ABS. Обладает отличными характеристиками и может использоваться при температурах от +50 до -500.

Аляска DOT 4 – тоже отечественный продукт высокого качества, адаптированный под российские особенности климата. Может применяться при температурах от +40 до -400C. Из недостатков – отсутствие антикоррозионных присадок.

Как видите, выбор качественной тормозной жидкости достаточно велик как среди иностранной продукции, так и среди отечественной.

Какую лучше жидкость выбрать

Как видите, выбрать тормозную жидкость для автомобиля не так просто, как кажется. Их бывает много видов, и каждый выпускается множеством производителей. Поэтому первым делом нужно обратиться к инструкции к автомобилю и узнать, какую жидкость лучше использовать, так как производитель уже всё проверил.

Если указана информация общего свойства, например, DOT 4, то нужно заливать именно такую жидкость, а с конкретной маркой вы сможете определиться самостоятельно. Выбирайте надёжного производителя и учитывайте все характеристики. Но заливать новую жидкость нужно сразу полностью, после промывки системы, поэтому лучше делать это при плановом обслуживании, которое должно проводиться каждые 2 года.

В дальнейшем лить в бачок рекомендуется именно ту тормозную жидкость, которая уже используется. Смешивать разные марки, а тем более типы жидкости, крайне не рекомендуется. Это может привести к самым негативным последствиям.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

Тормозная жидкость – движущая сила любого автомобиля. От её характеристик зависит эффективность системы торможения, безопасность участников дорожного движения.

Рассмотрим лучшие томозные жидкости разных классов, познакомимся с их плюсами и минусами, а также поможем при выборе тормозной жидкости для автомобиля.

Содержание:

  1. Sintec Super DOT4
  2. Лукойл DOT 4
  3. Hi-Gear DOT 4
  4. Motul DOT 5.1 Brake Fluid
  5. LIQUI MOLY Bremsflussigkeit DOT 5.1
  6. Sintec Euro DOT 6
  7. Rosdot 6

Лучшие тормозные жидкости DOT 4

Рассмотрим наиболее популярные виды «тормозухи» класса DOT4. В состав этих продуктов входит гликоль и борная кислота. Последняя способствует удалению излишек влаги из жидкости, что увеличивает срок её использования. Минус продукции этого класса – повышенная вязкость.

Sintec Super DOT4

Область применения жидкости, произведённой в Обнинске (Калужская область), гидравлические приводы системы торможения автомашин. Благодаря своим выдающимся характеристикам, она получила первое место в конкурсе «100 лучших товаров России».

  1. Отличная вязкость 1360 мм2/с, не вызывающая протечку.
  2. Стабильная работа при широком температурном дисбалансе.
  3. Температура кипения – +240°C. При эксплуатации она постепенно снижается до +155°C. Это позволяет использовать жидкость в течение длительного времени без ухудшения рабочих характеристик.
  4. Sintec Super DOT 4 не оказывает негативного влияния на детали системы торможения.
  5. Совместимость с различными видами подобных жидкостей: «Роса», DOT3, «Нева», DOT4.
  6. Есть различные варианты упаковки товара.
  1. Недостаточно стабильно работает в некоторых марках авто.

Лукойл DOT 4

Также продукция компании «Обнинскоргсинтез». По результатам тестирований отмечено, что данная жидкость полностью соответствует нормативам DOT4. Основа этого продукта – полиэтиленгликоль, который сочетается с эфирами борной кислоты.

Технические характеристики способствуют эффективному торможению: в течение долгого срока эксплуатации автомобиля педаль не проваливается, система нормально работает в различных температурных режимах. Вязкость (+100°C): 2,2 мм2/с, при -40°C:1570 мм2/с, что соответствует ГОСТ33. Температура кипения сухой/увлажнённой техжидкости: 255/156°C.

  1. Используется в различных марках зарубежных и отечественных автомобилей.
  2. Совместимость с различными аналоговыми жидкостями «Нева», «Роса», DOT3, DOT4.
  3. Способность эффективного торможения при минусовых температурах.
  4. Защита деталей машины от коррозийных образований.
  5. Доступная стоимость продукта.
  1. Не обнаружено.

Hi-Gear DOT 4

Тормозная жидкость московской компании «Автохимпроект». Она прекрасно показала себя в работе с тормозными системами автомобилей разных брендов, а также узлах сцепления. Наличие в ней антиокислительных присадок и ингибиторов коррозии защищает детали машины от ржавчины, продляет срок их действия. Жидкость не оказывает негативного воздействия на уплотнительные материалы.

  1. Совместимость с тормозными жидкостями классов DOT3 и DOT4.
  2. Обладает высокой температурой кипения (сухая/влажная точки): 240/155°C.
  3. Длительное использование без снижения рабочих характеристик.
  4. Поглощая влагу медленно снижает температуру кипения.
  1. Не обнаружено.

Лучшие тормозные жидкости DOT5.1

Эта продукция также имеет в своей основе гликолевую составляющую и полиэфиры. Поэтому она совместима с жидкостями других классов кроме DOT5, в которых присутствует силикон. Жидкости группы 5.1 имеют высокую температуру кипения, низкую вязкость. Такие качества позволяют использовать их в автомобилях премиального сегмента, спорткарах.

Motul DOT 5.1 Brake Fluid

Продукция французских производителей предназначена для использования в гидравлических системах привода сцепления и тормозной системе легковых автомобилей. Её особенность – она специально произведена для взаимодействия с механизмом ABS (автоматическая система торможения).

Жидкость жёлтого цвета имеет следующие температуры кипения в сухом и влажном состоянии: 272/185 градусов. Её вязкость при минус 40 градусах: 820 мм2/с, при +100°C – 2,1 мм2/с.

  1. Высокая температура кипения в увлажнённом состоянии.
  2. Длительный рабочий ресурс.
  3. Не оказывает негативного влияния на компоненты системы торможения, в том числе на резиновые уплотнительные детали.
  4. Защищает механизмы от коррозии.
  1. Оказывает негативное влияние на кожный покров человека, лакокрасочное покрытие авто.

LIQUI MOLY Bremsflussigkeit DOT 5.1

Тормозная жидкость немецкой компании на гликолевой основе. Обладает высокой температурой кипения в сухом и увлажнённом состоянии: 260 и 180°C. Совместима с жидкостями различных классов, в том числе DOT3, DOT4.

  1. Входящие в состав ингибиторы оберегают металлические детали системы торможения от коррозийных образований.
  2. Низкая вязкость при минусовых температурах.
  3. Способность взаимодействия с механизмами ABS.
  4. Эффективная смазка движущихся частей тормозной системы.
  5. Обладает высокой термической стабильностью.
  1. Не рекомендуется смешивать с жидкостями на силиконовой основе.

Данную жидкость производители рекомендуют для использования в автомобилях спортивного типа.

Лучшие тормозные жидкости DOT 6

Тормозные жидкости группы отличаются продвинутыми техническими параметрами. Так температура кипения «сухого» продукта не опускается не ниже 250°C, в увлажнённом – меньше 165°C, кинематическая вязкость – не выше 750 мм2/с.

Sintec Euro DOT 6

Тормозная жидкость из Обнинска имеет отличные вязкостно-температурные характеристики. T° кипения в «сухом» и влажном состоянии составляет, соответственно 274 и 182 градуса, вязкость – 647,5 при температуре в минус 40 градусов. Стойкость к окислению препятствует образованию отложений на деталях системы, что способствует увеличению срока их службы.

  1. Возможность применения на автомобилях российского и зарубежного производства, в том числе и со сложным электронным управлением гидравлических приводов.
  2. Высокая T°C кипения и низкая – застывания.
  3. Улучшенные показатели термической стабильности.
  1. Не обнаружено.

Rosdot 6

Техжидкость компании «Тосол-Синтез-Инвест» компании из Дзержинска Нижегородской области. Она работает с новейшими электронными системами торможения автомобилей, обеспечивает эффективную остановку. Назовём её выдающиеся показатели: температура кипения в сухом и влажном состоянии: 260 и 168 градусов, кинематическая вязкость при -40°C: 697,5 мм2/с.

  1. Использование в автомобилях разных марок.
  2. Обеспечивает быстродействие тормозных механизмов до 30%.
  3. Стабильная работа при различных климатических условиях.
  1. Специалисты не советуют смешивать с подобными жидкостями.

Советы по выбору тормозной жидкости

Мы представили вам лучшие универсальные тормозные жидкости, имеющиеся в продаже в настоящее время. Если вы ищете высококлассную тормозную жидкость, подходящую, например, для использования в гоночных автомобилях Формулы 1, то представленный выше список вам не подойдет, извините.

Если же вы ищите отличную тормозную жидкость, которая подходит для ежедневного использования в обычном автомобиле, то такая жидкость определенно находится в предложенном перечне.

Чтобы помочь вам выбрать ту тормозную жидкость, которая вам подходит, мы составили это краткое руководство и ответили на часто задаваемые вопросы.

Виды тормозной жидкости

Как вы можете заметить, в описаниях тормозных жидкостей часто упоминается два класса – DOT3 и DOT4. Они во многом похожи. В качестве основы для их изготовления используется полиэтиленгликоль.

DOT – это аббревиатура, образованная от английского словосочетания Department of Transport (Департамент транспорта США). Этот департамент устанавливает требования относительно температуры кипения.

Чтобы получить маркировку DOT3 или DOT4, тормозные жидкости должны соответствовать установленным для них требованиям.

Так же есть тормозные жидкости класса DOT 5. Дело в том, что у этого класса есть принципиальное отличие от двух других, поскольку DOT5 изготавливается на основе силикона.

Благодаря этому она может эксплуатироваться в условиях высоких нагрузок и при очень низких температурах. Этот тип тормозной жидкости используется в различных военных транспортных средствах, дислоцирующихся по всему миру.

Так что, если вы не планируете передвигаться на военной технике, то выбирайте маркировку DOT3 или DOT4.

На что следует обратить внимание при покупке

Это относительно простой продукт по сравнению, например, с моторным маслом премиум-класса. Тем не менее, у тормозной жидкости есть ряд характеристик, которые нужно учитывать при покупке, поскольку они не одинаковы для всей линейки продуктов.

Как это обычно бывает, за лучшие характеристики и заплатить придется больше, поэтому важно решить, какие качества вам действительно нужны.

Класс DOT

Это можно считать самой важной характеристикой тормозной жидкости. Честно говоря, здесь у вас нет особого выбора. Если в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указано, что необходимо использовать DOT4, вы должны соблюдать это требование производителя.

DOT3 обладает более низкой температурой кипения. А значит, использовать его в тормозных системах, рассчитанных на более высокие температуры, будет небезопасно.

Гигроскопичность

Или скорее способность противостоять впитыванию влаги. Магистрали тормозной системы обычно изготавливаются из резины, имеющей пористую поверхность.

С течением времени вода – обычно дождевая – начнет проникать в систему. Это приведёт к разбавлению тормозной жидкости водой.

Температура кипения у воды значительно ниже, чем у тормозной жидкости, а значит, она быстро превратится в пар. Если его слишком много, педаль тормоза становится мягкой, тормозная система будет реагировать медленнее, и вы даже можете столкнуться с проблемой возникновения паровой пробки.

Объем канистры

Перед покупкой оцените размер бутылки! Бутылочка 250 г – это очень небольшое количество жидкости. Прежде чем делать заказ, обратите внимание, сколько вы получите жидкости за свои деньги.

Способность смешиваться

По аналогии с моторным маслом, большинство марок тормозных жидкостей хорошо сочетаются между собой. Это значит, что вы можете доливать жидкость в тормозную систему, уже тогда, когда тормоза только начинают хуже реагировать, без предварительного слива остатков предыдущей жидкости.

Тормозные жидкости могут быть разного цвета, чаще всего они имеют жёлтый оттенок, а иногда голубой или розовый. Благодаря этому при сливе тормозной жидкости из системы, вы можете лучше её видеть.

Не коррозионная жидкость

Такая тормозная жидкость особенно подходит для антиблокировочной тормозной системы и старых машин, у которых могут быть прорезиненные уплотнения.

Если вы вдруг пролили такую жидкость, доливая её в систему, то можете, не беспокоится – лакокрасочное покрытие автомобиля не будет повреждено.

Для чего нужна тормозная жидкость

Несжимаемая жидкость, находящаяся в тормозной системе – это тормозная жидкость. Она очень важна для безопасной эксплуатации вашего автомобиля.

Тормозная жидкость используется для преобразования силы в давление, а также для увеличения тормозных сил. Эти силы, приложенные к каждому из тормозных дисков, эффективно создают давление, которое заставляет колеса замедлить ход или остановить движение транспортного средства.

Кроме того, тормозная жидкость служит смазкой для всех подвижных частей автомобиля. Это важно, потому что большинство подвижных частей – металлические, а смазка помогает предотвратить коррозию и ржавчину.

Во время торможения выделяется тепло, и чтобы предотвратить перегрев деталей, тормозная жидкость должна иметь высокую температуру кипения в отличие от воды, поскольку, закипая, вода превращается в пар, что не очень хорошо для работающего автомобиля.

Как заменить тормозную жидкость

Используйте, например, большой шприц или спринцовку для удаления старого масла.

  • Протрите бачок без ворсовой тканью.
  • Заполните бачок новой тормозной жидкостью, наливая ее до отметки «full» (полный) и закройте крышку.

Новая жидкость вытеснит старую, когда вы будете прокачивать тормоза. Продолжайте делать это до тех пор, пока не увидите чистую прозрачную жидкость, выходящую из штуцера прокачки.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: для чего служит тормозная жидкость?

Ответ: чтобы понять принцип работы тормозной жидкости, надо иметь представление о том, как функционирует тормозная система.

Если объяснять предельно простыми словами, то тормозная жидкость – это связующее звено между вашей ногой, нажимающей на педаль тормоза, и самой тормозной системой. Она передает давление от педали на тормозную систему, за счет чего происходит её активирование.

При работе тормозной системы кинетическая энергия преобразуется в тепло, чем и объясняется необходимость того, чтобы тормозная жидкость обладала высокой температурой кипения.

Вопрос: зачем требуется производить замену тормозной жидкости?

Ответ: у тормозной жидкости есть один естественный враг – вода.

Как говорилось выше, трубки тормозной системы сделаны из пористого материала – он должен быть таким, чтобы обладать необходимой гибкостью. Пористость позволяет воде проникать в систему и вытеснять тормозную жидкость.

Как показывает практика, рекомендуется проводить замену тормозной жидкости полностью каждые два года или 30 000 км. Однако некоторые тормозные жидкости претендуют на гораздо более длительный срок службы.

В конце концов, вы знаете свою машину лучше, чем кто-либо другой, и сами заметите, когда тормоза начнут плохо срабатывать.

Вопрос: в чем разница между тормозной жидкостью DOT3 и DOT4?

Ответ: у них разная температура кипения.

DOT3:

  • Температура кипения сухой жидкости – 205°С (401°F).
  • Температура кипения увлаженной жидкости – 140 °С (284°F).

DOT4:

  • Температура кипения сухой жидкости- 230 °С (446°F).
  • Температура кипения увлаженной жидкости – 155°С (311°F).

Температура кипения сухой жидкости означает температуру кипения тормозной жидкости чистой на 100%. Температура кипения увлаженной жидкости – это когда вода проникла в систему. Как видите, температура кипения в этот момент значительно снижается, поэтому так важно периодически менять тормозную жидкость.

Вопрос: как проверить тормозную жидкость?

Ответ:

  • Тщательно протрите крышку и верхнюю часть бачка для тормозной жидкости, для предотвращения попадания грязи, которая может привести к полному отказу тормозов.
  • Теперь снимите с бачка крышку и проверьте уровень тормозной жидкости, он должен находиться между отметками min и max.
  • Обратите внимание на цвет тормозной жидкости. Если она темного цвета, требуется заменить её.

Вопрос: как часто я должен менять тормозную жидкость?

Ответ: тормозную жидкость следует менять не реже одного раза в два года. При этом вы должны понимать разницу между двумя классами жидкости. Если в вашем автомобиле указан DOT4, вы должны использовать только его, DOT3 просто не выдерживает таких высоких температур.

Как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

Большинство владельцев автомобилей относятся к своей технике, как к детищу. Не считаясь с расходами, они стараются обслужить свою «ласточку» самыми качественными деталями и расходными материалами. Для этого подыскивают и приобретают, иногда даже впрок, самые что ни на есть фирменные запасные части, резину, разнообразные автомобильные аксессуары.

К сожалению, о таком важном компоненте машины, как тормозная жидкость, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. И напрасно, ведь тормозная жидкость, соответствующая всем требованиям и параметрам, является надежной гарантией того, что тормоза вашего автомобиля всегда будут работать, как часы.

Тормозная жидкость – один из самых ответственных элементов автомобиля: сколь бы не была совершенна модель, но без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. Как же выбрать тормозную жидкость, и что сейчас предлагает рынок?

Главные требования к тормозной жидкости

Среди основных требований предъявляемых к тормозной жидкости стоит отметить высокую температуру закипания при экстренных торможения и низкую температуру застывания при сильных морозах. Закипание чревато образованием пузырьков в тормозной жидкости, и, как следствие, потерей свойства несжимаемости (т.е. педаль тормоза будет мягкой, а тормоза будут срабатывать слабо). Застывание тормозной жидкости на сильном морозе грозит полным отказом тормозов, ведь жидкость попросту не будет перетекать по трубкам. Так же для тормозной жидкости важна малая гигроскопичность (свойство впитывать влагу), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, вязкость (чувство «чистой педали»), агрессивность резиновым деталям.

Тормозная жидкость: основы основ

Как и в большинстве других случаев, тормозная жидкость являет собой смесь нескольких компонентов (2-7%) и базовой основы (93-98%). Именно в зависимости от «базы» и следует изначально классифицировать тормозную жидкость. Существует 3 основы: смесь бутилового спирта и касторки, гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора), силикон.

Тормозные жидкости на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая тормозная жидкость имеет температуру кипения в +115-120°C, и малую температуру застывания (около -20°C), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая тормозная жидкость – то ее и следует применять, иначе современная тормозная жидкость может попросту разъесть «резинки».

Тормозные жидкости на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°C, бывают жидкости и на 300°C), полная негигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые тормозные жидкости до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую тормозные жидкости на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

Тормозные жидкости на гликолевой или поле-гликолевой основе – наиболее популярны. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°C, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°C), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации тормозная жидкость набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения тормозной жидкости (примерно на 70-80°C), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года (или около 30-40 тыс. км пробега – что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда тормозные жидкости на гликолевой основе вообще бесцветны.

Именно тормозные жидкости на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать тормозные жидкости на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой тормозной жидкости на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Многоликий DOT и однозначная БСК

Зачастую все иностранные и большинство российских тормозных жидкостей имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Что же значат эти буквы и цифры? DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска – эти детали полностью прописаны в требованиях FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard) – Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей.

DOT 3 – «базовая» тормозная жидкость на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220°C для «сухой» томрозной жидкости и 140-150°C для «мокрой» тормозной жидкости (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость тормозной жидкости DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°C. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, при попадании на краску может ее разъедать, поэтому требуется определенная степень сноровки при замене тормозной жидкости.

DOT 4 – тормозная жидкость на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» тормозной жидкости достигает 230-235°C, «мокрой» 155-160°C, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 4,5/DOT 4+/DOT 4 Super – дальнейшая модификация DOT 4: с более высокой температурой кипения («сухая» тормозная жидкость – 260°C, «мокрая» тормозная жидкость – 170-180°C), и низкой вязкостью (1400 кв. мм/с, за счет этого педаль тормоза более «прозрачна»).Отлично подходит для быстрой езды на пределе с резкими и затяжными торможениями. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°C), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую тормозную жидкость можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4.5: рабочие температуры одинаковы (для «сухой» тормозной жидкости – 260°C, иногда 275°C, для «мокрой» — 180°C), вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой тормозной жидкости низкие (закипание при 115-120°C), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°C), вообщем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Что предлагает рынок?

Иногда – кислоту, иногда – «бодягу», иногда – подкрашенную воду. Покупка тормозной жидкости – дело ответственное, иначе однажды можно остаться без тормозов. Поэтому главный совет – не экономить на хорошей тормозной жидкости. Ее отличия – качественная упаковка и этикетка, прозрачная тормозная жидкость без осадка (но определенный цвет вполне допустим), пломба под крышкой. У «россиян» только несколько крупных компаний выпускают тормозную жидкость, удовлетворяющую требованиям DOT 3 и DOT 4, посему лучше выбрать тормозные жидкости именитых иностранных фирм – ATE, TRW, Lockheed, Quaker State, BP, Castrol, Shell, ZIC, Q8, Xado, Aral, Total, Liqui Moly. Все компании обозначают свои тормозные жидкости согласно классификации DOT, отличаются лишь Total и Shell: у первой, к примеру, жидкость с обозначением HBF4 отвечает требованиям DOT4, у Shell жидкость Donax ZB отвечает требованиям DOT 5.1, а YB равна DOT 4. Для российских производителей традиционно применение названий «Нева» и «Томь» для тормозных жидкостей, которые примерно отвечают требованиям DOT 3, а жидкость «Роса» отвечает требованиям DOT 4.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: