Правильный капитальный ремонт двигателя
Посвящается тем, кто к нам уже обращался или обратится в будущем с просьбой вида «У меня двигатель нормальный, но немного подуставший. Можно ли за 5 минут и 5 копеек сделать что-нибудь, чтобы проездить на авто еще лет 10».
Представляем вашему вниманию очередную статью концептуального характера, где мы рассказываем что же такое правильный капитальный ремонт двигателя. Именно правильный, основанный на знаниях, а не мифологемах из серии «замени маслосъемные колпачки и будет тебе счастье».
Начнем как всегда с мифов и предубеждений. Основных их два:
Миф № 1. «После капитального ремонта двигатель долго не проходит, капитальный ремонт – плохая идея».
Включим логику. Конечно, ведь при ремонте используются те же операции, что и при изготовлении. Следовательно, и новый двигатель производить – плохая идея. Зря производители вообще изготавливают двигатели. Лучше ходить пешком или собирать двигатели готовыми, с деревьев, где они, по всей видимости и растут, на Марсе и на Луне.
А теперь оставим юмор. При ремонте ДВС используются все те же операции, что и при изготовлении нового. Точка. При капитальном ремонте двигатель восстанавливается до состояния нового, и лишь в некоторых случаях ресурс его будет уступать ресурсу нового – например, при растачивании цилиндров некоторых японских дизелей, таких как 4M40, имеющих цементацию на поверхности цилиндров, этот слой срезается и заменяется гильзой. Да, ресурс такой детали наверняка меньше нового оригинального блока, однако он более чем достаточен, и, в свою очередь, будет намного больше ресурса «контрактного» двигателя, пробег которого, как правило, уже далеко за 100 000 км, а то и больше. Случаи же покупки абсолютно новых японских двигателей нашими гражданами довольно редки, и, честно говоря, нам неизвестны. Шутка ли дело, купить двигатель за 1 млн рублей на старый автомобиль стоимостью в 200 — 300 тысяч.
Но в некоторых случаях ресурс двигателя будет даже больше нового. Например, при ремонте двигателей из надоевшего всем Алюсила или Никосила — двигателей, где применен полностью алюминиевый блок цилиндров. В этом случае в блок устанавливаются чугунные гильзы, чем устраняются просчеты конструкторов, создавших эти одноразовые чудо-моторы. Почему просчеты? Да потому, что многие фирмы переходят обратно на старый добрый чугун. Практика показала, что преимуществ у таких двигателей нет. Ресурс незначителен, ремонтопригодность отсутствует. Велосипед изобрели, добились ресурса в 100 тысяч км вместо 300 и, потеряв часть клиентов, вернулись назад, в будущее.
Почему же жив этот миф? Причин несколько.
Первая – в недалеком прошлом огромное количество «контрактных» (а если называть вещи своими именами бэушных) двигателей с пробегом около 100 000 км и, следовательно, с неплохим запасом ресурса, да еще и с небольшой ценой. Например, когда-то старый добрый и неубиваемый 4A-FE стоил 12 — 15 тысяч рублей. Какой смысл его ремонтировать? Поменяли, а старый сдали в металл, и еще можем ездить 200 000 км, а то и больше.
Вторая, частично вытекающая из первой, а частично самостоятельная – это, пожалуй, как ни странно, клиенты, не готовые платить за ремонт деньги. Не готовы платить за услугу, готовьтесь к тому, что, когда эта услуга вам потребуется, оказать ее будет, к сожалению, некому.
Третья – автомеханики-залепушники. Без демонтажа мотора поменяют кольца и в добрый путь. И это называется капитальный ремонт. Если двигатель не демонтируется, о каком качестве может идти речь? В изношенные цилиндры новые кольца. Только не надо говорить, что износа может не быть в блоке: он есть, как же ему не быть за 300 000 км пробега? Цилиндр уже не цилиндр, а конус в одном сечении и эллипс в другом. Вкладыши старые – они же в порядке, пусть и в порядке, а каналы кто чистить будет, а блок шлифовать? Не нужно? Пусть блок шлифовать и не нужно порой, но делать надо правильно, а не «на удачу» или исходя из принципа «и так сойдет». В итоге – год или 20000 км пробега, а то и того меньше, и мотор снова задымил. Или по причине забившегося маслоканала «тук-тук-тук».
Исходя из работы таких механиков автовладельцы делают простой вывод — капремонт ненадолго. Да нет, уважаемые автовладельцы, это был не капитальный ремонт, а то, что мы называем «на продажу». Или же вы хотели «дешево»? Извольте – на все деньги. И с гарантией, разумеется, до ворот.
Миф № 2. «Ой как дорого, лучше я куплю контрактный или продам автомобиль».
Мы не знаем что кому лучше, может лучше и правда продать автомобиль и ходить пешком.
Особенно нас умиляет порой сравнение стоимости ремонта ДВС и стоимости самого автомобиля. Как это можно сравнивать, непонятно. Проездили 20 лет на машине и нет денег на ремонт двигателя? Извините, не тратьте время на пустые телефонные разговоры. Такие клиенты не нужны никому, разве что гаражным залепушникам. Но скупой платит дважды, как говорилось выше.
Что же касается контрактного двигателя, то это «кот в мешке». Всегда. Да, мы устанавливаем контрактные двигатели и подбираем их для клиентов, и даже даем гарантию, но подбор каждого дается в последнее время с трудом: двигателей с достаточным остатком моторесурса в Японии не бесконечно, особенно для машин в возрасте.
Посмотришь такой двигатель – весь в отложениях снаружи, нагар под клапанной крышкой. Себе точно бы не купили такой. А, учитывая наш ответственный подход, клиенту такой тем более не предложим.
В связи с двукратным удешевлением рубля по отношению с основным валютам 3 года назад покупка «контрактного» двигателя и его замена в настоящее время примерно сопоставима по цене с капитальным ремонтом старого. И здесь два варианта решения: сыграть в лотерею или же довести имеющийся двигатель до состояния нового.
Что ж, дочитали до этого момента и у вас возникло желание кинуть в нас табуреткой или написать негативный комментарий из серии «полегче с клиентами, а то так всех растеряете»? Если да, то, пожалуйста, закройте это окно, такие «клиенты» нам точно не нужны, а если же интересно и дальше читать, мы будем рады.
Итак, правильный капитальный ремонт двигателя требует немало усилий квалифицированных специалистов, причем часть работ подавляющее большинство автосервисов не в состоянии выполнить своими силами вследствие отсутствия необходимого оборудования. Да оно и не нужно – каждый должен заниматься своим делом. А оборудования требуется немало, но обо всем по порядку.
Этапы капитального ремонта следующие:
I. Диагностика.
Сначала двигатель диагностируется на предмет необходимости того самого ремонта. Сканер – в сторону! Компрессометр, глаза, видящие синий дым, и нос, его ощущающий – наше всё. А также масляный щуп долой, и проверим «сапунит» или нет. Это знает каждый моторист.
II. Снятие двигателя.
Приговоренный двигатель обязательно снимается с автомобиля. Других вариантов нет. Не придуманы еще станки, способные расточить блок в тесном подкапотном пространстве, да и никогда придуманы не будут, потому что такое понятие как жесткость системы СПИД не позволит этого. Болезнь тут ни при чем — СПИД расшифровывается как «Станок-Приспособление-Инструмент-Деталь».
III. Полная разборка и дефектовка двигателя.
Начнем с блока цилиндров. Как правило, он имеет износ, видимый зачастую невооруженным глазом, и использование измерительного инструмента для дефектовки не требуется. В зависимости от конструкции необходимо или растачивание под ремонтный (увеличенный) размер, или гильзование под стандартный размер, или замена поршневой в сборе (в случае конструкции с «мокрыми гильзами»). Обязательно блок осматривается на наличие трещин и иных повреждений.
Справедливости ради отметим, что бывают исключения, когда двигатель недавно ремонтировали или же он еще не выработал ресурс и по какой-то причине (обрыв ремня и т. п.) пострадали клапаны, поршни, а цилиндры не имеют значительного износа. Но такие случаи редки, и рассматриваются отдельно.
В каждом конкретном случае принимается решение, что требует замены, а что нет. Но всегда двигатель разбирается полностью и дефектуется. Например, при гидроударе (заехали в воду) часто деформируются шатуны. Также бывают случаи, когда двигатель не имеет заметного износа цилиндро-поршневой группы, компрессия в норме, но имеет место большой расход масла. Причиной этому являются «залегшие» маслосъемные кольца. Возможно, когда-то очень много проехали без замены масла, скажем тысяч 15 — 20. При этом масло, выработав свой ресурс, закоксовалось и маслосъемные кольца лишились подвижности. Также закоксовались специальные отверстия в поршнях, через которые масло, снятое маслосъемным кольцом со стенок цилиндра, отводится в картер. Такие отверстия бывает сверлом прочистить тяжело. Какая уж тут «раскоксовка». При незначительной закоксованности мотора раскоксовки типа «Лавр» помогают очень хорошо, и бывает расход масла почти полностью прекращается без дорогостоящего ремонта двигателя.
Но мы немного отвлеклись от темы, вернемся собственно к капремонту.
Далее рассмотрим все возможные варианты действий:
1. Двигатель имеет ремонтные размеры поршней.
Нам повезло – перед нами хороший и правильный двигатель. Покупаем ремонтные поршни, кольца, над блоком производим несколько операций: измерение цилиндров, плоскостности блока, растачивание (или гильзовка), хонингование. В случае, если плоскость не пострадала, а также не было провернутых вкладышей, треснутого коленвала и прочих «радостей», износ вкладышей равномерен, «постель» (цилиндрическая поверхность, на которую устанавливаются коренные вкладыши) можно не измерять, но лучше все же сделать это, для успокоения души. В случае значительных повреждений блок тщательно проверяется на предмет деформаций, и иногда бывает, что вовсе не подлежит ремонту. Тут можно приобрести блок с двигателя «в разбор» и произвести ремонтные операции на нем.
2. Поршни ремонтных размеров очень дороги или недоступны.
Не беда, можно загильзовать блок под имеющиеся поршни, но тогда нужно обязательно проверить поршни на повреждения, а также на износ канавок под поршневые кольца. Необходимые параметры есть в спецлитературе.
А можно и изготовить поршни. Как? Да очень просто, есть специализированные фирмы, например, компания Поршни.РФ – спасибо ребятам, изготовили нам поршни ремонтного размера для двигателя 4A-GE да под кольца от 4A-FE. Таким образом, мы убили 2-х зайцев – сэкономили на поршнях, как ни странно они дешевле оригинальных, но по заявлению производителя обладают большей прочностью в силу технологии изготовления, а также применили более дешевые кольца от двигателя 4A-FE. В чем разница между ними? В толщине маслосъемного кольца.
3. Двигатель не имеет ремонтных размеров.
Или гильзуем под стандарт, или изготовим на заказ поршни ремонтного размера. Но тут уже конструкторская работа.
4. Двигатель алюминиевый.
Гильзуем. Таким способом можно восстановить практически любой одноразовый мотор, кроме, пожалуй, самых свежих. Там маркетологи приложили руку, сделав все настолько тонким, чтобы двигатель можно было только выбросить.
IV. Станочные и иные работы.
Растачивание (не важно блок или гильза), далее операция хонингования цилиндров. В результате на поверхности наносятся «царапины» определенного вида, способствующие удержанию масла. Без «хона» двигатель работать будет, но недолго)
В заключение плоскость блока шлифуется, так как желание разбирать двигатель повторно из-за течи масла, антифриза, прорыва газов у нас отсутствует полностью.
Для этих операций требуются вертикально-расточной, хонинговальный и плоскошлифовальный металлорежущие станки, точный измерительный инструмент, куча всевозможной оснастки, а также мастер-станочник хорошей квалификации, знающий свое дело. И эта работа стоит денег. Как видите, все серьезно, никаких работ из серии «поменяли кольца на месте». Поменять кольца без снятия можно в 10 % случаев – неизношенный блок, залегшие кольца, блок чугунный, как мы писали выше. Но это – редкость. В основном двигатель, попадающий к нам на ремонт, уже порядком изношен.
Переходим к шатунам – они проверяются на деформации, повреждения, на круглость отверстий. Претензий нет – оставляем. Есть – заменяем. С обязательной подгонкой по весу.
Коленчатый вал – проверка на призмах, измерения, в случае отклонений – шлифовка в ремонтный размер, чистка каналов — обязательно, проверка балансировки на станке. Обязательно после шлифовки финишная обработка отверстий маслоканалов вручную наждачной бумагой, наклеенной на шарик. Мелочь, а необходимая. Иначе острая кромка, получающаяся после шлифовки, может повредить вкладыш.
В данном случае нужен уже круглошлифовальный станок, а также балансировочный станок и как всегда технологическая оснастка, измерительный инструмент.
Головка блока цилиндров – проверяется сначала визуально. Принимается решение о замене или использовании ГБЦ повторно. Далее она проверяется на герметичность, шлифуется.
Клапаны, седла, направляющие, распредвал, постель осматриваются, измеряются, в случае необходимости заменяются. За этой фразой порой скрывается необходимость в приобретении жидкого азота, иначе не заменить седло клапана. Но это редкость, зачастую проще приобрести «контрактную» головку и довести до ума ее.
Демонтируются маслосъемные колпачки и с особой аккуратностью выбрасываются в мусорное ведро.
Клапана притираются, в отдельных случаях сначала восстанавливаются фаски на седлах – 30, 45 и 60 градусов специальным инструментом, называемым шарошками, или фрезами.
Затем устанавливаются маслосъемные колпачки, пружины и пр., толкатели, распредвал. Регулируются тепловые зазоры.
При сборке головки блока используется динамометрический ключ.
Излишне говорить, что все детали тщательно моются до операций по ремонту и после, перед сборкой.
V. Сборка двигателя.
Блок устанавливается на специальный стенд, поворачивается постелью вверх. В постель и в бугели устанавливаются вкладыши, которые после установки смазываются трансмиссионным маслом. Оно обладает высокой вязкостью и защитит вкладыши от повреждения при первоначальной прокрутке. Использовать моторное масло для сборки мотора в данном случае неправильно. Бойтесь и трепещите адепты «полной замены масла», «промывок», «откачек», «оригинальных масел» и продолжайте молиться своим богам. Да, трансмиссионка смешается с моторным маслом. И что? И ничего. Столовая ложка погоды не сделает, тем более что масло через пару тысяч нужно менять, а пользы от вязкой трансмиссионки много, при запуске. Еще можно использовать специальную пасту LM-48 от Liqui Moly, добавив туда все того же маслица.
Коленчатый вал аккуратно устанавливается в блок, бугели по очереди протягиваются и проверяется после протяжки каждого бугеля свободное вращение вала. Если все нормально, вал должен без особых усилий вращаться «от руки». Тут слово «притрется» вообще никак не подходит. При сборке есть много нюансов, которые мы здесь описывать не будем, желающие собрать двигатель самостоятельно могут ознакомиться со спецлитературой и неплохими каналами в YouTube, например, «Теория ДВС».
Далее устанавливаются поршни с шатунами, вал еще раз проверяется на вращение, которое будет уже более тугим.
Прокладка головки блока, сама головка, весь необходимый крепеж протягивается динамометрическим ключом и двигатель собирается полностью.
В некоторых случаях двигатель можно завести на стенде, но, как правило, он устанавливается на автомобиль и первый запуск и обкатка производится уже непосредственно на авто.
VI. Обкатка.
Что же обкатывается в двигателе? Обкатываться там по большому счету нечему, кроме пары кольцо-цилиндр. Существуют рекомендации по режимам работы двигателя в первые тысячи километров – не превышать скорость 60 — 70 км/ч и не перегружать двигатель (то есть не двигаться на повышенных передачах с пониженной скоростью и высокой нагрузкой). Первоначально же двигатель обкатывается на холостых оборотах. Если же не соблюдать режимы при обкатке, то может произойти локальный перегрев с разрушением цилиндро-поршневой группы, так как плохо приработавшиеся компрессионные кольца слабо передают тепло от поршня к цилиндру.
В случае качественного проведения ремонта и обкатки клиент получает двигатель, ресурс которого не уступает ресурсу нового агрегата.
Подытожим, для успешного осуществления капитального ремонта ДВС от автосервиса требуется наличие квалифицированного персонала, помещения, приспособлений и инструментов для демонтажа/монтажа и разборки/сборки мотора, а также наличие собственных персонала и станков для проведения работ по обработке металла, либо наличие подрядных организаций, способных выполнить работы по растачиванию, хонингованию, шлифованию с должным уровнем качества.
Теперь пара слов о ценах.
Мы надеемся, что этой статьей сумели показать какой высокой квалификации, каких больших затрат времени, а также какого разнообразного оборудования и инструмента требует капитальный ремонт двигателя. Поэтому относительно дешевыми эти работы быть не могут. Да и стоимость запчастей составляет немалую долю в цене ремонта.
Для большинства бензиновых двигателей объемом 1,5 – 2 литра стоимость капитального ремонта в нашем автосервисе составляет 65 – 75 тысяч рублей «под ключ», то есть включая демонтаж/монтаж, собственно капитальный ремонт, необходимые запчасти, а также расходные материалы, в том числе моторное масло, антифриз, масляный и воздушный фильтры.
Для дизельных двигателей – от 100 тысяч.
Для примера приведем некоторые наши работы в прошлом месяце:
— Ремонт двигателя 4M40T MMC Delica — 121 000 рублей (включая ремонт турбины, новый шкив ДВС, настройку топливной аппаратуры с заменой распылителей и некоторые другие детали, обычно не заменяющиеся при капремонте). Просто автомобиль повидал много на своем веку, был продан и попал в ремонт уже от нового «счастливого обладателя».
— Двигатель 1KZ c Toyota Hiace, эксплуатировавшийся горе-автолюбителями на воде, перегретый и перемороженный, и проданный новому владельцу с компрессией 18 кг/см2 (при норме от 30), который проездил на нем совсем недолго и обратился к нам на ремонт — 112 000 рублей, включая еще и новые охладитель и радиатор.
— Двигатель 1NZ-FXE с Toyota Prius – 65 000 рублей.
Мораль по первым двум примерам, а их в нашей практике немало – не экономьте на диагностике перед покупкой автомобиля. Кстати, мы это тоже делаем.
Ниже мы приведем несколько фотографий, иллюстрирующих ремонт разных двигателей в нашей компании.
Автосервис «Механика». Г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 95. Телефон 8 (929) 408-77-88.
Ремонт дизельного мотора по всем правилам
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Когда требуется ремонт дизельного мотора
- Классификация ремонта дизельных моторов
- Современные методы диагностики дизельного мотора
- Капитальный ремонт дизельного мотора
- Самостоятельный ремонт дизельного мотора
- Советы профессионалов по ремонту дизельного мотора
Итак, хорошо известно, что дизельные двигатели обладают достаточно высоким уровнем надежности. Если владелец регулярно обслуживает мотор и следит за состоянием ДВС, своевременно меняет расходники и оперативно устраняет неисправности, тогда риск неожиданного выхода агрегата из строя минимален. И тем не менее автовладельцев беспокоит вопрос: как понять, что необходим ремонт дизельного мотора? Возможно ли предотвратить неисправности дизельного двигателя и обеспечить качественное функционирование всех систем автомобиля?
Использование топливных смесей высокого качества, соблюдение эксплуатационных требований, проведение регулярной диагностики – это залог бесперебойной работы дизеля. Если уж случилось так, что ремонт необходим, мы расскажем вам, как произвести его максимально эффективно.
Когда требуется ремонт дизельного мотора
В каких случаях может потребоваться ремонт дизельного мотора:
- использование низкокачественного горючего, в этой ситуации быстрее всего из строя выходят именно двигатели внутреннего сгорания, которые работают на дизеле;
- детали силового агрегата сильно изношены либо их выработка составляет свыше 70–80 %;
- конструктивные элементы двигателя повреждены.
Все вышеперечисленное может привести к серьезным поломкам. Симптомы неисправностей могут быть следующие:
- мотор будет с трудом запускаться, появятся посторонние звуки при его работе;
- обороты начнут подпрыгивать и падать, на холостом ходу двигатель станет работать неровно;
- мощность силовой установки снизится;
- машина станет потреблять больше горючего и масла;
- из выхлопной трубы будет идти дым голубоватого или черного оттенка.
Помимо этих признаков, которые явно указывают на то, что требуется ремонт дизельного мотора, на приборной панели загорится индикатор «Check Engine» как подтверждение того, что силовая установка работает неисправно. В этом случае, скорее всего, починить двигатель своими силами не получится, и владельцу дизеля придется посетить сервисный центр.
Классификация ремонта дизельных моторов
Ремонт дизельных моторов подразделяется на несколько видов:
- текущий или технический, при его проведении меняются расходники, а также конструктивные элементы, которые износились, ведь они приходят в негодность быстрее, чем двигатель;
- внеплановый ремонт дизельных моторов требуется, когда поломка происходит из-за механического повреждения ДВС, использования низкокачественных расходников после техобслуживания;
- плановый или капитальный ремонт необходим после определенного пробега или же из-за того, что рабочий ресурс двигателя выработался на 80 % и более.
Современные методы диагностики дизельного мотора
В каждом сервисном центре есть специальное оборудование, которое позволяет быстро и качественно выполнить диагностику двигателя внутреннего сгорания, работающего на дизтопливе. Как автомеханик узнает состояние силового агрегата:
- осматривает двигатель, а также слушает, как он работает и есть ли посторонние звуки;
- измеряет параметры работы силового агрегата и сравнивает их с допустимыми значениями, выявляя отклонения;
- диагностирует автомобиль на специальном стенде.
С помощью первого способа проверки можно обнаружить явные поломки, особенно если автомеханик имеет большой опыт ремонта дизельных моторов. Чтобы оценить, в каком состоянии находится силовая установка, мастер осматривает фильтрующие элементы, обращает внимание на звук выхлопа.
Второй метод более точный благодаря качественным замерам. Ведь, зная оптимальные и реальные значения параметров работы двигателя, можно выяснить, исправно он работает или же нет. К примеру, измерив компрессию, а также размер утечек в цилиндрах, механик сможет определить, какая поломка есть в силовом агрегате.
Третий метод гарантирует 100%-ную точность. Ведь мастер определяет поломку в компьютерной системе управления. ПО снимает показания с датчиков и исследует электронику двигателя, а специалист изучает полученные данные, чтобы определить неисправность.
1. Акустическое исследование работы двигателя внутреннего сгорания
Опытный мастер, послушав, как работает ДВС, может определить, насколько износились его элементы. Если есть посторонние шумы, значит, силовая установка не в порядке. Какие поломки можно выявить с помощью акустической диагностики:
- Если ДВС работает на низких оборотах, при этом в поршневой группе мастер определяет приглушенный стук, значит, поршни сильно изношены. В данном случае ремонт дизельного мотора заключается в расточке гильзы. Также может потребоваться замена вышедших из строя поршней.
- Когда слышится цокающий стук, это указывает на то, что зазоры в клапанах слишком большие. Посторонний звук достаточно специфичный, поэтому перепутать его с другими шумами в двигателе нельзя. Такой стук можно услышать нечасто. Ведь распредвал (его кулачки заставляют двигаться клапаны) вращается с определенной периодичностью, в 2 раза реже, чем обороты коленчатого вала. Чтобы узнать, как уменьшить зазоры клапанов в силовом агрегате, читайте нашу статью, которая посвящена данному вопросу.
- Приглушенный металлический стук может появиться, если на холостых оборотах утопить педаль акселератора. Частота постукиваний зависит от количества оборотов коленчатого вала. Такой симптом указывает на то, что требуется ремонт дизельного мотора: придется заменить коренные подшипники. Еще один вариант действий — отшлифовать коленвал.
- Если вы слышите громкий стук, значит, шатунные подшипники пришли в негодность. Чтобы выявить, какой именно элемент неисправен, придется по очереди отключать форсунки. Ремонт дизельного мотора в данном случае заключается в замене шатунных подшипников.
Даже если вы автолюбитель-новичок и нечасто занимаетесь ремонтом автомобиля, акустическая диагностика поможет определить поломку ДВС, а также причину, которая привела к неисправности.
Рекомендуем
2. Определение компрессии
Еще один способ, позволяющий выявить необходимость ремонта дизельного мотора — измерение компрессии. Если полученные показания меньше оптимальных эксплуатационных характеристик двигателей, значит, дизельный мотор неисправен. Во время диагностики мастер измеряет важнейшие параметры, чтобы выявить их отклонение от нормативных. Узнать эти данные можно в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Чтобы подробно рассказать, как проводится измерение компрессии, потребуется написать отдельную статью. Поэтому кратко остановимся на данном вопросе. Специалист определяет компрессию при помощи особого оборудования. Компрессиметр со 100%-ной точностью измеряет показания требуемого параметра.
Чтобы понять, исправен ДВС или нет, нужно ли проводить ремонт силового агрегата, автомеханик при измерении компрессии сравнивает полученные показания с оптимальными величинами. Во время такой диагностики можно обнаружить следующие поломки:
- поршневая группа сильно износилась, а значит, потребуется капитальный ремонт дизельного мотора;
- неисправна система клапанов. В такой ситуации проблему можно решить, отрегулировав тепловые зазоры. Когда после проведения данной манипуляции компрессия все равно не повышается, может помочь притирка клапанов. После такого ремонта двигателя внутреннего сгорания он начинает функционировать исправно. Если же и эти действия не помогли, необходимо отремонтировать седла клапанов.
Как понять, что именно привело к тому, что компрессия недостаточно высокая? Для этого нужно залить немного моторного масла в цилиндры. Затем снова измеряется компрессия. Если она стала больше, значит, причина поломки – неисправная работа поршневой группы.
Если же после произведенных действий по заливке масла компрессия не изменилась, это указывает на то, что требуется ремонт клапанного механизма.
3. Диагностика при помощи компьютера
Чтобы выявить неисправность в электронике ДВС, потребуется особое оборудование. Данную диагностику не получится выполнить самостоятельно в гаражных условиях без компьютера-сканера. Это сложное устройство позволяет полностью проверить работу силового агрегата, а также исправность топливной системы и ЭБУ двигателя.
Компьютерная диагностика дизельного мотора подразделяется на несколько этапов, каждый из которых одинаково важен:
- исследование работы электрокомпонентов форсунок;
- сбор и анализ данных с температурных датчиков, которые установлены на ДВС;
- определение компрессии в блоке цилиндров;
- измерение показателей вакуумных преобразователей.
Компьютер-сканер собирает всю необходимую информацию о поломках и показывает ее на мониторе. Сканер анализирует, почему возникли те или иные неисправности, а затем предлагает возможные варианты ремонта дизельного мотора.
Капитальный ремонт дизельного мотора
Капитальный ремонт дизельного мотора производится в определенной последовательности, знать которую необходимо. При этом неважно, обращаетесь ли вы в специализированный автосервис, где мастер отремонтирует силовую установку, либо собираетесь восстановить двигатель самостоятельно. Выполняйте каждый из указанных ниже этапов последовательно, и тогда у вас получится продлить срок жизни ДВС:
- Прежде всего нужно демонтировать дизельный мотор.
- Затем следует разобрать двигатель.
- После этого необходимо промыть и очистить все его элементы.
- Далее анализируется то, в каком состоянии находятся детали и узлы ДВС, возможно, какие-то из них сильно изношены, потрескались.
- Выявляются элементы, которые необходимо заменить, вместо них устанавливаются новые оригинальные детали.
- Затем нужно проверить работу коленвала, возможно, вы обнаружите трещинки, также следует определить размер зазоров.
- После этого восстанавливается коленчатый вал.
- Далее восстанавливается блок цилиндров.
- После ремонтируется ГБЦ.
- Затем мотор собирается обратно.
- На специальном стенде выполняется холодная обкатка.
- Регулируется объем выброса отработавших газов и их токсичность, проверяются холостые обороты.
Обратите внимание! Во время сборки силовой установки потребуются динамометрические ключи. Только с их помощью можно затянуть монтируемые узлы и детали с оптимальным усилием. В противном случае они будут недотянуты либо перетянуты.
При проведении холодной обкатки коленвал вращается вручную. Также в ДВС заливается антифриз и моторное масло, которое подходит по вязкости.
После того как ремонт дизельного мотора будет произведен, следует эксплуатировать автомобиль бережно. В течение 150 000–300 000 км пробега нельзя перевозить на буксире другие автомобили и прицепы, а также повышать обороты до максимальных.
Самостоятельный ремонт дизельного мотора
При желании ремонт дизельного мотора можно сделать самостоятельно. Для этого потребуются следующие инструменты:
- динамометрический ключ;
- комплект гаечных ключей;
- инструкция по эксплуатации и ремонту вашего транспортного средства.
Прежде всего потребуется удалить из силового агрегата смазку и другие жидкости. Топливную систему следует отсоединить. Разбирать двигатель необходимо внимательно, часть крепежных элементов может быть скрыта. Чтобы демонтировать головку, поддон и шатун, потребуется загнать автомобиль на эстакаду. Затем можно проводить диагностику состояния двигателя внутреннего сгорания, чтобы выявить и устранить поломки.
Если владелец авто периодически выполняет капитальный ремонт дизельного мотора, силовая установка будет всегда находиться в исправном состоянии. Ведь вовремя выполненное восстановление двигателя и замена изношенных деталей позволит повысить эффективность работы дизельного ДВС:
- он будет функционировать без поломок в течение длительного времени;
- гарантированно снизится риск внезапного выхода силовой установки из строя;
- топливная система будет правильно отрегулирована.
Те автомобилисты, которые выполняют ремонт дизельных моторов самостоятельно, неукоснительно соблюдают нижеследующие рекомендации. Ведь только так можно сделать работу двигателя максимально эффективной:
- заливают моторное масло, которое подходит по вязкости для ДВС конкретной модели авто;
- периодически проверяют и заменяют, если это необходимо, воздушные, топливные, масляные фильтрующие элементы;
- ездят на такой скорости, которую способен выдержать дизельный мотор;
- правильно регулируют основные системы ДВС.
Рекомендуем
Если вы знаете, как устроен двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизеле, а также разбираетесь в принципах его функционирования, обладаете опытом проведения сложных ремонтных работ, то у вас получится восстановить такой ДВС.
Являясь счастливым обладателем такого авто, следует эксплуатировать машину бережно, регулярно проводить не только технический осмотр, но и ремонт дизельного мотора, если это будет необходимо.
Советы профессионалов по ремонту дизельного мотора
1. Мифы о дизельном двигателе
«Существует множество мифов о дизелях, большая часть из которых неправда. Постараюсь осветить наиболее популярные из них.
Миф первый. Дизельному мотору не требуется ремонт, ведь это высокоресурсная силовая установка. Это действительно так, если взять в качестве примера дизель на грузовой машине. Так, ДВС, работающий на бензине, может быть уже два раза «откапитален», а дизель на грузовике будет в идеальном состоянии, ведь его ресурс намного больше. Но если говорить про легковые авто, то ресурсность бензинового и дизельного ДВС не будет отличаться.
Миф второй. Дизельный мотор потребляет меньше топлива. Что касается расхода горючего, то это действительно так, к тому же цена на дизтопливо на 22–25 % меньше, чем на бензин. Однако стоимость ремонта дизеля намного больше, чем цена на восстановление бензинового ДВС. То есть вы сначала экономите на горючем, а потом тратите сэкономленные средства на восстановление дизеля. Не считаю, что с таким двигателем автовладелец будет в выигрыше».
2. Когда необходимы ремонт и регулировка ТНВД
«Топливный насос высокого давления может выйти из строя. Какие могут быть признаки того, что он неисправен:
- машина стала потреблять больше топлива;
- горючее на форсунку подается с нарушениями;
- зубчатый ремень ГРМ соскакивает с шестерни;
- из ТНВД наблюдается течь;
- в области насоса вы слышите посторонние звуки;
- машина начинает дымить.
Горючее попадает в камеру сгорания через форсунку. Если дизель начинает коптить, вы видите черный дым, идущий из выхлопной трубы, значит, давление в форсунке слишком низкое. Когда цвет дыма белый, значит, давление, наоборот, чересчур высокое.
Чтобы зубчатый ремень не соскакивал с шестерни, следует регулярно менять его, желательно каждые 60 тыс. километров. Если на него попадет смазка, необходимо как можно скорее ликвидировать течь.
Как очистить фильтрующий элемент? Для этого нужно открутить гайку топливной системы.
Капитальный ремонт дизеля включает в себя корректировку рабочих характеристик ДВС. Как только вы заметили симптомы поломки, следует «откапиталить» дизель, а не откладывать его ремонт в долгий ящик».
Рекомендуем
3. Важные детали ремонта дизельного мотора
«Во время планового ремонта дизельного мотора обратите внимание на один важный момент: необходимость заменить прокладку головки блока цилиндров. В противном случае 100 % придется «капиталить» дизель полностью. Прокладка – это своего рода уплотнитель для:
- системы охлаждения ДВС;
- ГРМ;
- системы подачи смазки.
Менять прокладку во время восстановления двигателя внутреннего сгорания необходимо обязательно, особенно если:
- в области, где соединяется головка и блок, есть подтеки смазки либо тосола;
- вы решили проверить уровень смазки и на щупе обнаружили антифриз, который почему-то попал в масляный бачок;
- машина коптит белым дымом, не считая первые несколько минут после пуска ДВС в зимнее время;
- в радиаторе есть масляные пятна либо пузырьки воздуха.
Заменить прокладку получится самостоятельно, главное приобрести оригинальную деталь из ремкомплекта.
Ремонт дизельного мотора – непростая работа, потребуется опыт и знания автовладельца. Затягивать крепления следует аккуратно и правильно: болты не должны быть перетянуты либо недотянуты. То, насколько точным будет ход поршня, также влияет на работоспособность дизельного ДВС.
Когда возникает необходимость делать капитальный ремонт мотора: признаки и причины капремонта
Следует отметить, что надежность современных автомобилей за последние годы заметно снизилась по сравнению как со многими легендарными моделями 90-х, так и с более поздними разработками. Дело в том, что главную роль сегодня играет маркетинг и глобализация производства.
Если даже не затрагивать вопросы дизайна интерьера и экстерьера, а также активной и пассивной безопасности, сам двигатель, установленный на старом автомобиле, в плане экологичности и экономичности станет неактуальным уже через 5 или максимум 7 лет.
Вполне очевидно, что производители с учетом данных факторов перестали закладывать в ДВС большой ресурс. Естественно, многих автолюбителей на территории РФ и стран СНГ, где зачастую речь идет о подержанных автомобилях с пробегом, интересует вопрос, когда делать капитальный ремонт двигателя. Давайте разбираться.
Капитальный ремонт двигателя: когда делать
Прежде всего, пробег двигателя до капитального ремонта по целому ряду причин может отличаться на двух абсолютно одинаковых моделях. Дело в том, что на ресурс двигателя сильно влияет качество моторного масла и топлива, стиль езды, своевременность обслуживания и т.д.
Именно по этой причине техническое состояние двигателя, например, с пробегом 200 тыс. км., может оказаться заметно лучше, чем у точно такого же агрегата, который прошел всего 120-130 тыс. км. Получается, определять состояние ДВС только по пробегу не всегда правильно.
На практике далеко не всегда следует отталкиваться и от того ресурса, который заложил сам производитель. Например, если в мануале написано, что изготовитель определяет плановый ресурс на условной отметке в 300 тыс. км., тогда понятно, что даже нормально работающий двигатель с пробегом в 250-270 тыс. км. будет нуждаться в ремонте раньше, чем исправный агрегат с пробегом около 150 тыс.
Становится понятно, что необходимость капремонта определяет никак не пробег, а общее техническое состояние двигателя. Если речь идет о ДВС, заявленный ресурс которого составляет все те же 300 тыс. км, при этом на одометре только 120-150 тыс. км. честного пробега, тогда следует уделять внимание реальному состоянию силового агрегата, а не смотреть на цифру пробега и сопоставлять этот показатель с расчетным ресурсом агрегата.
Признаки скорого капремонта мотора
Чтобы определить состояние двигателя, такой мотор нуждается в диагностике. Диагностика может быть как углубленной, так и поверхностной. При этом даже по результатам предварительной оценки можно определить, что силовой агрегат совсем скоро или уже сейчас нужно будет перебирать или ремонтировать капитально.
- Прежде всего, на серьезные проблемы указывает стук во время работы двигателя как «на холодную», так и «на горячую». Обычно стуки указывают на изношенные вкладыши и шейки коленчатого вала, проблемы с поршнями и т.д.
- Повышенный расход моторного масла, а также синий дым из выхлопной трубы во многих случаях указывает на проблемы с ЦПГ (износ цилиндров, поршней, поршневых колец и т.д.). Отметим, что двигатель может «есть» масло по разным причинам, однако чаще всего именно критический износ элементов ЦПГ на моторах с пробегом приводит к перерасходу смазки и масляному выхлопу.
Решение о том, что пора разбирать двигатель (делать капитальный ремонт или переборку) можно принимать в том случае, если одновременно с повышенным расходом масла также отмечено снижение компрессии по цилиндрам, отмечено недостаточное давление масла, особенно на низких оборотах.
Единственное, определиться, получится ли ограничиться только частичной переборкой, а не «капиталкой» всего мотора, можно в том случае, если компрессия упала из-за прогара клапанов, а расход масла возник по причине проблем с маслосъемными колпачками или залегания поршневых колец. В любом случае, агрегат нужно сначала разбирать и делать дефектовку двигателя.
По каким причинам двигатель быстро изнашивается
Если исключить непредвиденные поломки (перегрев двигателя, заклинивание по причине утечки масла и т.д.), тогда можно выделить определенную совокупность факторов и причин, способствующих ускоренному износу.
- Как уже было сказано выше, моторное масло и его качество, уровень смазки и соответствие типу ДВС, а также состояние фильтров играют первостепенную роль. Масло должно быть правильно подобрано, его замена должна производиться строго с учетом особенностей эксплуатации ТС.
Игнорирование этих правил заметно увеличивает износ ДВС и приближает момент наступления капитального ремонта. Кстати, воздушный фильтр также нужно регулярно менять, так как его загрязнение приводит к попаданию абразивных частиц в цилиндры. Указанные частицы могут стать причиной задиров и повреждений.
Условия эксплуатации двигателя автомобиля также влияют на сроки наступления капремонта, так как износ мотора может быть достаточно ускорен в случаях, если двигатель:
- часто работает на максимальных оборотах;
- машина с заведенным ДВС часами простаивает в пробках (режим работы на холостом ходу);
- водитель привык ездить с малой скоростью на повышенных передачах (езда в натяг);
- постоянно происходят холодные запуски мотора;
Например, многие специалисты утверждают, что один холодный пуск в -25 градусов равен износу на пробеге около 150 км. Также при движении по трассе двигатель намного меньше изнашивается, чем при езде по городу с частыми разгонами и остановками. Получается, привычная городская эксплуатация негативно влияет на состояние двигателя и его ресурс до капремонта сокращается.
Как делать капремонт двигателя
Капитальный ремонт двигателя автомобиля является сложным процессом, который предполагает множество операций. При этом качественный ремонт позволяет полностью восстановить силовой агрегат и вернуть ему показатели, максимально приближенные к заводским.
Единственным минусом является высокая стоимость такой процедуры, особенно если использовать только оригинальные запчасти при ремонте ДВС на автомобилях иностранного производства.
- Что касается самого процесса, во время капремонта двигатель разбирают, после чего производится очистка деталей (например, ультразвуком) и последующая дефектовка.
- Специалисты оценивают состояние головки блока, коленчатого вала, поршней, блока цилиндров и т.д. Блок цилиндров и ГБЦ опрессовывают, изношенные детали заменяются на новые, некоторые элементы по возможности восстанавливается (шлифовка коленвала, расточка/гильзовка блока и т.д.)
- Затем двигатель собирают, выполняется «холодная» обкатка на стенде, чтобы детали и поверхности притерлись друг к другу. По окончании силовой агрегат устанавливается на автомобиль и запускают, после чего производятся соответствующие настройки и регулировки.
- В дальнейшем первые 3-5 или даже 10 тыс. км двигатель после ремонта нужно обкатывать. Такой подход позволит максимально увеличить ресурс агрегата после капитального ремонта.
Подведем итоги
Как видно, капитальный ремонт двигателя необходим в том случае, если возникли определенные «критические» неисправности, ДВС сильно изношен и т.д. При этом, хотя капремонт и является дорогостоящей процедурой, после такого ремонта удается восстановить начальные характеристики силовой установки.
Кстати, в этом и заключается одно из главных преимуществ «капиталки» по сравнению с покупкой контрактного двигателя или коробки передач. Еще отметим, что только использование качественного масла и топлива, своевременное обслуживание, а также правильная эксплуатация позволяют существенно продлить срок службы любого двигателя до капитального ремонта.
Основные преимущества и недостатки капитального ремонта двигателя по сравнению с установкой контрактного мотора. На каком варианте лучше остановиться.
Для чего и как обкатывать бензиновый или дизельный двигатель после капитального ремонта. Режимы езды, особенности процесса обкатки, первая замена масла.
Что такое дефектовка двигателя и в каких случаях необходимо выполнять дефектовку мотора. Особенности проведения дефектовки силового агрегата, рекомендации.
Особенности эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Что нужно делать, чтобы двигатель проработал как можно дольше без ремнота.
Что значит капремонт двигателя автомобиля, какие работы выполняются. От чего зависит ресурс двигателя до капремонта и как его увеличить. Полезные советы.
Опрессовка головки блока цилиндров и блока цилиндров двигателя во время ремонта ДВС.Что представляет собой данная процедура и для чего ее проводят. Советы.
Капиталка мотора: главные признаки, что вот-вот и пора!
Обычно капремонт двигателя не сваливается на владельца машины неожиданно. Ему предшествуют появившийся из выхлопной трубы сизый дым и растущий расход масла. Мотор неуверенно пускается и плохо тянет. Иногда прослушиваются подозрительные шумы и стуки.
Но случается, что беда приходит нежданно. Например, при форсировании глубокой лужи вода может попасть в воздухозаборник, и двигатель получит гидроудар. Или владелец затянул с заменой ремня ГРМ, тот порвался, и клапаны встретились с поршнями. Либо решил поднять мощность мотора, удалив воздушный фильтр, и попавшая в двигатель пыль поспособствовала быстрому износу цилиндропоршневой группы. Причин много, а исход один — двигатель придется серьезно ремонтировать.
Объем бедствий
Капиталка бывает частичная и полная. Чтобы определить, какой ремонт нужен мотору, надо провести контрольные замеры и дефектовку — начать с состояния цилиндров и люфтов поршней в них, осмотреть вкладыши и замерить диаметр шеек коленвала, оценить зазоры в поршневых пальцах. При частичной капиталке обычно ограничиваются заменой поршневых колец, вкладышей, сальников, прокладок. При полной переборке список получается намного длиннее, и объем работ существенно больше. Выше, соответственно, и стоимость ремонта.
Полная капиталка
Последовательность действий при полной капиталке следующая. Сначала двигатель снимают с машины. Дороже всего эта операция на полноприводных автомобилях с автоматическими коробками передач.
Далее — разборка, мойка, дефектовка и микрометраж. Только на этом этапе можно определить более-менее точную стоимость ремонта. Если вердикт выносят раньше — повод насторожиться. Скорее всего, вы попали к некомпетентным мастерам, или вас попытаются обмануть.
После замеров и дефектовки основные детали направляют на мехобработку — многие мастерские не держат дорогого оборудования для расточки блоков и шлифовки коленвалов и отправляют детали смежникам. От объема мехобработки сильно зависит стоимость работ. Потом мотор собирают, устанавливают на машину и заправляют рабочими жидкостями.
Теперь о запчастях — они в общей калькуляции составляют обычно половину всех расходов на капиталку. Меняются все прокладки, резиновые и резинометаллические уплотнения. Элементы привода ГРМ всегда меняют, если он ременный, и почти всегда, если цепной. При любой переборке устанавливают новые поршневые кольца и вкладыши коленчатого вала. Поршни современных моторов очень нагружены и чаще всего тоже подлежат замене.
К деталям, которые меняют по результатам диагностики, относятся клапаны, масляные насосы и даже коленчатые валы, если нет возможности шлифовки под ремонтный размер. Основные детали — блок цилиндров и головки — стараются отремонтировать. При этом цилиндры либо растачивают под ремонтный размер, либо перегильзовывают под стандартные поршни. В головке иногда приходится восстанавливать постели распредвалов и менять втулки клапанов, фрезеровать привалочную плоскость и почти всегда — обрабатывать седла клапанов.
Ремонтируем и улучшаем
Бывает так, что после капремонта двигатель становится… долговечнее заводского! Например, многие автопроизводители не устанавливают на моторы форсунки охлаждения поршней, хотя в блоке цилиндров под них даже площадки отлиты. Если на сервисе вам сделают такую доработку, то ресурс мотора увеличится.
Другой пример — сверление дополнительных отверстий в поршне для слива масла из канавки маслосъемного кольца, что увеличивает ресурс поршневой.
При переборке мотора можно заодно и увеличить рабочий объем. Например, из двигателя 1.4 концерна Hyundai/Kia сделать 1.6, установив другой коленвал. Очевидно, что блок цилиндров с номером останется прежним и никто об этом не узнает.
Важно, чтобы мастер-приемщик не называл сразу цену на ремонт: без дефектации это невозможно.
Цена вопроса
Цены на капитальный ремонт двигателя зависят от объема работ, стоимости запчастей и сложности самого агрегата. В зависимости от региона цены могут отличаться более чем в два раза. Нижний предел стоимости восстановления двигателя Лады Гранты — 30–40 тысяч рублей за работу и детали. Капремонт двигателя популярного семейства Logan/Sandero обойдется в 60–80 тысяч рублей. Трудоемкость слесарных работ приблизительно такая же, как у Гранты, а вот запчасти дороже.
Восстановление более сложных многоцилиндровых V‑образных моторов выльется в 200–300 тысяч рублей. Причины очевидны — трудоемкость выше, да и деталей потребуется больше, причем все они импортные.
Альтернатива капремонту
Многие предпочитают не ремонтировать изношенный двигатель, а взять так называемый контрактный (бэушный) мотор. Неплохой вариант, удастся даже серьезно сэкономить — полная переборка порой обходится вдвое дороже. Например, цена «живого» мотора для Гранты — 25–30 тысяч рублей, для Логана — 45 тысяч рублей. За более сложные многоцилиндровые двигатели просят от 80 до 200 тысяч рублей и более.
Но эйфория неуместна: все-таки не нужно забывать, что вы покупаете не новый, а бэушный агрегат! И это лотерея, в которую можно и проиграть. Поэтому перед тем, как принять окончательное решение, советуем прошерстить интернет. Почитать отзывы о продавцах бэушных агрегатов и о конструктивных достоинствах и недостатках вашего мотора. Например, не стоит покупать подержанные 2-литровые алюминиевые моторы G4KD, устанавливаемые на многие модели Hyundai и Kia. Обычно эти агрегаты не доживают до 150 000 км — появляются задиры на стенках цилиндров, из-за чего резко усиливается масляный аппетит. Такие моторы восстанавливают перегильзовкой.
И еще. Номер двигателя не фигурирует в регистрационных документах, но замену мотора все равно надо оформлять в ГИБДД.
Чтобы свести к минимуму риск переплаты, хорошо бы самому разобраться хотя бы в базовых принципах капиталки мотора.
Как ездить после капиталки?
Нежно! — как говорил капитан Жеглов. Перед поездкой необходим прогрев мотора, хотя бы кратковременный. При движении надо избегать резких ускорений и торможений двигателем, а также езды внатяг, буксировки и перегруза.
Как долго следовать таким правилам? Лучше — постоянно, но реальный минимум для обкатки должен составлять не менее 1500–2000 км. И почаще меняйте моторное масло и фильтр — пусть из движка окончательно удалятся металлическая стружка и прочие продукты износа.
А надо ли ремонтировать?
Часто страхи бывают преждевременными — и двигатель не нуждается во вмешательстве. Чаще всего владельца разводят на дорогой ремонт. Это случается, как правило, при визите на недобросовестный сервис, но обманывают даже на дороге, разыгрывая перед владельцем театральное представление. Один мошенник отвлекает на себя внимание, а другой разливает под капотом масло или устраивает дымовую завесу. Расстроенного хозяина автомобиля везут в партнерский сервис, где ему выносят страшный диагноз и огромный счет — и владелец часто соглашается!
Другая причина — повышенный расход масла. К сожалению, у многих современных автомобилей он очень велик (больше 0,5 литра на 1000 км), но это определяется конструкцией двигателя и не является неисправностью. Опять-таки, гугл вам в помощь — проглядите форумы и поймете, нормальный у вас расход масла или все-таки пора волноваться.
Наконец, бывает так, что за неисправность механической части самого двигателя часто принимают недостатки в работе систем питания и зажигания, а также выпуска отработавших газов, опор силового агрегата и даже автоматической коробки передач. Вынесенный ремонтниками вердикт всегда лучше перепроверить, загнав машину на диагностику в еще один сервис.
В любом случае, не стоит доверять столь сложный и дорогостоящий ремонт абы кому. Существует немало фирм, занимающихся восстановлением моторов на протяжении многих лет и дорожащих репутацией — к ним и обращайтесь.
Всем счастливого пути — и без капремонта!
- О том, какие двигатели самые выгодные при капиталке, узнайте здесь.
Капитальный ремонт двигателя
- 145
- 14
- 164k
- 35
- 2
- 50k
Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе
Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км
Капитальный ремонт двигателя – процесс, во время которого мотор в целом и все его узлы в частности доводятся до кондиции, максимально близко соответствующей состоянию, в котором двигатель вышел с завода. В понятие такого ремонта входит: разборка и очистка двигателя, проверка всех узлов на наличие дефектов, замена при необходимости, ремонт и приведение в идеальное состояние коленвала, блока цилиндров, систем подачи топлива, масляной смазки и охлаждения, ремонт кривошипно-шатунного механизма.
Не стоит путать подобный ремонт с такой процедурой, как переборка двигателя. Она включает в себя лишь разборку и замену тех элементов, которые пришли в негодность. Капремонт двигателя делается тогда, когда определяется низкая компрессия и потеря мощности, возникающая из-за естественного пробега автомобиля.
Причины и признаки приближения ремонта
Перечислим кратко причины и признаки, по которым водитель может определить, что необходимо делать капитальный ремонт двигателя. Итак, к признакам относится:
- Возникновение стука в КШМ (кривошипно-шатунный механизм).
- Снижение давление масла (об этом сигнализирует лампа на приборной панели). Однако учтите, что единоразовое снижение давления не означает, что нужна «капиталка». Однако если снижение появляется регулярно и через короткое время, то нужна дополнительная диагностика.
- Повышенный расход масла. Здесь та же логика, что и в предыдущем пункте. Если вы очень часто заливаете масло, существует вероятность, что надо проводить капитальный ремонт двигателя.
Лампа снижения давления масла на приборной панели
Теперь рассмотрим причины, из-за которых возникают описанные выше проблемы.
- Закоксовывание масляных каналов, значительное загрязнение, старение масла или использование некачественного.
- Выход из строя или значительный износ подшипников скольжения в КШМ и/или вкладышей коленчатого вала.
- Падение компрессии может быть вызвано износом колец поршня, прогоранием клапанов или прокладки главного блока цилиндров.
- Повышение расхода масла возникает по самым разным причинам. Это может быть снижение эластичности маслосъемных колпачков газораспределительного механизма или закупоривание сгоревшим маслом маслосъемных поршневых колец.
Теперь вкратце остановимся на действиях, которые полезно выполнять каждому водителю для предотвращения частых ремонтов двигателя и продления срока между очередными «капиталками».
- Регулярно контролировать уровень и состояние моторного масла. Производить его замену в соответствии с рекомендациями производителя, а при его неудовлетворительном состоянии — чаще.
- Не допускать перегрева двигателя. В том числе следить за состоянием охлаждающей системы в целом и ее отдельных узлов в частности. В том числе регулярно проверять состояние и уровень охлаждающей жидкости, а при необходимости доливать ее.
- Использовать качественное топливо. Плохой бензин или солярка имеют в своем составе много вредных примесей, которые в процессе сгорания остаются на поверхности отдельных частей мотора, ускоряя его износ.
- Не перегружать двигатель. В частности, не возить грузы, масса которых превышает указанную производителем авто, в том числе не буксировать тяжелые прицепы.
- Не допускать длительной работы на холостых оборотах. При этом скорость появления нагара на поверхности цилиндров и свечах увеличивается.
- Придерживаться спокойного стиля езды. Старайтесь избегать резких разгонов и торможений, работы двигателя на повышенных оборотах (в красной зоне тахометра), частых переключений передач и так далее.
Этапы капремонта двигателя
Выполнение капитального ремонта двигателя можно разделить на несколько этапов:
Первый. Демонтаж двигателя, его разборка и чистка всех узлов в отдельности.
Второй. Диагностика и идентификация повреждений на всех деталях, определение степени их износа.
Третий. Поиск дефектов в деталях двигателя. Этот этап можно разделить на отдельные процедуры:
- определение наличия трещин на блоке двигателя;
- измерение соответствующих зазоров;
- дефектовка коленчатого вала;
- измерение геометрии всех трущихся деталей, сравнение размеров с заводскими и определение отклонений от нормы.
Четвертый. Ремонт головки блока цилиндров:
Удаление нагара с ГБЦ
- ликвидация трещин;
- замена или реставрация направляющих втулок;
- замена или, при возможности, восстановление фасок седел клапанов;
- выбор и установка новых маслосъемных колпачков;
- замена или реставрация распредвала, клапанов, толкателей.
Пятый. Ремонт блока цилиндров:
- расточка, абразивная обработка цилиндров и установка новых гильз;
- ликвидация трещин в блоке;
- ремонт ниши коленвала;
- выравнивание привалочной плоскости.
Шестой. Ремонт и восстановление коленчатого вала.
Седьмой. Сборка и монтаж двигателя.
Восьмой. Обкатка двигателя на холодную — длительная работа ДВС на холостом ходу. Данная процедура позволяет притереться всем элементам для стабильной будущей работы двигателя.
Девятый. Завершающий этап капремонта — регулировка следующих показателей:
- оборотов на холостом ходу;
- уровень токсичности выхлопных газов (СО);
- зажигания.
Стоимость капитального ремонта двигателя в 2020 году
Многих водителей интересует цена капремонта двигателя. Перед тем как перейти непосредственно к оценке покупаемых материалов и стоимости работ, следует уточнить, что для разных моделей машин цены также будут разными. Это обусловлено естественной разницей в стоимости запчастей. Кроме того, может быть выполнен разный объем работ. Поэтому все индивидуально.
Выполняемые работы | Стоимость для ВАЗ 2101-2112 по состоянию на лето 2020 года | Стоимость для иномарок по состоянию на лето 2020 года |
---|---|---|
Полная переборка двигателя со снятием | От 9500 до 12000 рублей | От 15000 рублей |
Замены прокладки головки блока цилиндра | От 2500 до 4500 рублей | От 4600 рублей |
Замена коллекторной прокладки | От 1300 до 2200 рублей | От 2200 рублей |
Замена прокладки поддона | От 1000 до 2000 рублей | От 2100 рублей |
Замена цепи/ремня | От 1200 до 1800 рублей | От 1500 рублей |
Замена маслосъемных колпачков | От 1800 до 3500 рублей | От 2500 рублей |
Ремонт головки блока | От 5000 до 7500 рублей | От 6000 рублей |
Регулировка клапанов | Около 800 рублей | От 1000 рублей |
Замена сальников заднего коленвала | От 2500 до 3500 рублей | От 6500 рублей |
Подтяжка цепи | Около 500 рублей | От 500 рублей |
Замена опоры двигателя | Около 500 рублей | От 800 рублей |
Выполнение контрольно-диагностических работ | ||
Диагностика двигателя сканером на наличие ошибок, проверка текущих данных работы двигателя | Около 850 рублей | |
Замер компрессии — 4/6/8 цилиндрового двигателя | От 400/600/800 рублей |
Помните, что в некоторых случаях выполнять капитальный ремонт обойдется дороже, чем покупка нового двигателя. Например, в случае, если предполагается выполнение большого объема работ с замена дорогих запчастей. В любом случае, этот вопрос необходимо обсуждать и вычислять стоимость индивидуально в каждом случае.
Пробег и гарантии при выполнении капремонта
Когда необходимо выполнять капитальный ремонт двигателя? Точную информацию вы найдете лишь в мануале вашего авто. В общих же словах можно ответить так: у отечественных машин пробег до выполнения соответствующих ремонтных работ составляет около 150 тысяч километров, у европейских иномарок — около 200 тысяч, а у «японцев» — 250 тысяч.
Что касается гарантии на выполненные работы, то здесь дело не только и не столько именно в ремонтных процедурах, сколько в качестве используемых при этом запасных частей. Если сказать в двух словах, то они обязательно должны быть с гарантией. К сожалению в наше время купить откровенный брак или подделку. Поэтому старайтесь покупать запасные части в магазинах, имеющих соответствующие лицензии, и желательно у проверенных продавцов. Это сведет к минимуму риски покупки некачественных товаров, а соответственно, увеличит вероятность соблюдения гарантии.
Выполнение капитального ремонта
В настоящее время практически все СТО, выполняющие капитальные ремонты двигателей, дают гарантию на свою работу. Как правило, она составляет 20. 40 тысяч километров пробега. Хотя если двигатель отремонтирован хорошо, то проблем не должно возникнуть при значительно больших пробегах. Необходимо помнить, что после проведения капремонта двигатель наиболее подвержен новым поломкам в силу притирки новых деталей и узлов. Поэтому на первых 10 тысячах километров пробега старайтесь ездить в щадящем режиме, без резких рывков, ускорений и не на больших оборотах двигателя.
В связи с тем, что во время капитального ремонта мастерам приходится выполнять много сложных процедур, то время, потраченное на него, может оказаться значительным. Например:
- Если необходимой запчасти на СТО нет и необходимо ждать ее доставки из-за рубежа, то срок выполнения ремонта может растянуться на 15. 20 и более дней (во многом зависит от сроков поставки необходимой детали).
- В случае наличия необходимых деталей, отсутствия оборудования для выполнения ремонта срок может растянуться на 5. 8 дней.
- Если же на СТО есть обычно капитальный ремонт занимает 3. 4 дня, если не возникнет дополнительных препятствий или сложностей.
Желательно перед работой заранее оговорить с мастерами не только стоимость ремонта, но и сроки его выполнения. А лучше заключить официальный договор, имеющий юридическую силу. Это избавит вас от возможных недоразумений в будущем.
Вместо заключения
Напоследок хочется привести такую аксиому: ресурс работы двигателя напрямую зависит от ресурса работы его отдельных элементов. У иномарок ресурс обычно составляет 250-300 тысяч километров, в то время как у отечественных автомобилей только 150 тысяч. Чтобы двигатель работал как можно дольше без поломок, стоит соблюдать правила эксплуатации, которые были установленные заводом изготовителем, и проводить регулярное техническое обслуживание.
“Капиталка” или замена? Что делать, если “умер” мотор?
1-й ремонтный размер, 2-й ремонтный размер… Кажется, что расточка блока и шлифовка коленвала ушли в прошлое вместе с эпохой “жигулей”, тем более что современные моторы сплошь “одноразовые”… На самом деле это далеко не так, но что толку, если капитальному ремонту многие все равно предпочтут агрегатную замену?
“Одноразовые” времена
Начнем с того, что само понятие капитального ремонта в среде автолюбителей имеет весьма расплывчатые рамки. Восстановление компрессии путем замены поршневых колец – это вовсе не “капиталка”, даже если попутно автовладелец “разорился” на новые шатунные вкладыши. Все же под капитальным ремонтом двигателя следует понимать целый комплекс работ, направленных на восстановление исходных параметров (в том числе компрессии, давления масла и т.д.), затрагивающих полную ревизию и восстановление всех составляющих ДВС, начиная с шатунно-поршневой группы и заканчивая головкой блока цилиндров.
Но, повторимся, принято считать, что времена таких ремонтов позади. Мол, двигатели теперь “одноразовые”: алюминиевые блоки идут без гильз, с напылением стенок цилиндров – что там растачивать? На самом деле, как показывает практика, и такие моторы делаются: блоки растачиваются, гильзуются, находятся даже ремонтные детали от именитых производителей – и машины ездят! Проблема в другом: часто в случае “кончины” двигателя автовладельцы предпочитают ремонту замену двигателя на “бэушный”. Просто потому, что так проще и дешевле.
“Сначала думал восстановить свой мотор. Но когда начал считать, понял, что это нецелесообразно: там только деталей для ГБЦ на 250 долларов набегало, а общий бюджет за 650 выходил. А б/у мотор обошелся в 550 долларов – повезло, что нашел с хорошими форсунками. Машина завелась, как будто вчера заглушили! Да и сам двигатель в очень приличном состоянии оказался, ремень был как новый, но его продавцы срезали. Ролики, сальники – все как будто вчера поменяли!” – рассказывает владелец Opel Vivaro, который в итоге предпочел именно покупку б/у двигателя 1.9 dCi.
И это – типичный подход, особенно если во главе угла стоит экономическая целесообразность. Капитальный ремонт требует примерно в 6-8 раз больше трудозатрат, чем просто демонтаж/монтаж двигателя с заменой “расходников” и заливкой всех технических жидкостей. И в большинстве случаев (если говорим про массовые модели в возрасте от 10 лет и более) “капиталка” обойдется в 1,5-2 раза дороже замены “под ключ”. Ведь помимо приличного объема работ, в том числе специфических, потребуется целый набор деталей высокого качества и соответствующей стоимости.
В чем смысл “капиталки”?
В свое время мы сделали капитальный ремонт нашей Sierra из “автоконфиската”. Расточка и шлифовка блока обошлись в 150 руб., работы с ГБЦ – 200. Все остальное делали своими руками, так что считаем запчасти. Новые детали и “расходники” для двигателя (комплекты прокладок и сальников, вкладышей, поршневых колец, помпа, термостат, привод ГРМ, клиновый ремень навесного оборудования) обошлись в 320 рублей. Не забудем про технические жидкости и фильтры – в сумме 76 рублей. Итого на мотор было потрачено около 746 рублей, не считая дополнительной модернизации и перехода с карбюратора на инжектор с цифровым управлением. Надо ли говорит, что на “разборке” бензиновый “живой” мотор на Sierra будет стоить в 2-3 раза меньше? В чем тогда смысл капитального ремонта?
“Контрактный двигатель стоил 4500 евро, просто б/у, снятый с машины, – 2000 долларов, но там могло быть что угодно. Поэтому предпочел капитальный ремонт, который обошелся примерно в 4000 долларов. Да, немало. Зато теперь я могу быть уверен, что в ближайшие несколько лет и как минимум 100-150 тысяч километров серьезных проблем уже не будет”, – объясняет владелец Mercedes R350, двигатель которого (“тот самый” 3.5 V6 М272) получил задиры стенок цилиндров после масляного голодания.
В данном случае человек посчитал разумным потратить время и деньги на капитальный ремонт. Ведь известная проблема моторов 3.5 V6 (М272) и 5.5 V8 (М273) – возникновение задиров на стенках цилиндров уже после 150-250 тыс. км, что приводит сначала к постукиванию, а затем и к “масложору”. То есть замена застучавшего мотора на б/у кардинально вопрос не решает: со временем с задирами можно столкнуться и на “новом старом” движке. Заодно, скорее всего, потребуется замена цепи привода ГРМ и ее натяжителей, а также изношенного балансирного вала или его шестерни (в зависимости от двигателя). Возможно, придется поменять и муфты системы изменения фаз газораспределения. Поэтому в данном случае комплексный ремонт – это хорошее решение, если вы хотите кардинально решить вопрос и не возвращаться к нему в будущем.
Есть и такой аспект. Даже если не учитывать собственно стоимость б/у мотора, его замена оборачивается расходами. Допустим, работа по демонтажу/монтажу, подключению всех систем стоит 400 рублей. Примерно столько же вы отдадите за все новые “расходники”, сальники, прокладки и технические жидкости. Теперь представьте, что “новый старый” двигатель оказался неудачным – и вы снова “попадаете” на расходы по его снятию, установке следующего мотора, уже “удачного”. Снизить риск такого сценария позволит покупка у заслуживающей доверия крупной компании, специализирующейся на продаже б/у моторов, где можно рассчитывать и на предварительную диагностику, и на гарантийные обязательства. Но даже в этом случае вы не застрахованы от того, что если не сейчас, то через год-другой не вылезут характерные проблемы по “железу” просто потому, что и этот двигатель достиг пробега, при котором эти самые “болячки” возникают.
Именно по этой причине опытные мотористы утверждают, что “для себя”, с прицелом на долголетнюю эксплуатацию, они бы предпочли “капиталить” двигатель. Да, выйдет дороже, но после дефектовки, ремонта, замены требующих того деталей вы получаете практически новый двигатель, который не преподнесет никаких сюрпризов в ближайшие несколько лет. Разумеется, при двух условиях: после ремонта будет осуществлена обкатка, а главное – сам капитальный ремонт будет выполнен на высоком уровне.
А вот здесь и кроется проблема! Конечный результат зависит от качества выполняемых работ и уровня используемых деталей, материалов, оборудования. К этому добавим, что даже опытные мотористы, как правило, не выполняют все работы самостоятельно: ту же расточку блока, шлифовку головки они доверяют профильным специалистам. В итоге получаем несколько исполнителей, большой объем работы и очень много факторов, влияющих на итоговое качество всего ремонта. И здесь уровень риска точно такой же: вы можете потратить уйму денег, заплатив за ремонт, а на выходе получить выход мотора из строя – и необходимость снова решать проблему, тратя при этом очередной раз время, нервы и деньги.
Наш вердикт
Что в итоге? Замена двигателя – более простой и дешевый, а иногда и единственно возможный с технической точки зрения способ решить проблему. Но если двигатель изначально имеет неважную репутацию, скажем, к определенному побегу появляются задиры на цилиндрах или может сломаться коленвал, то замена в данном случае лишь отсрочит момент возникновения проблемы.
И ладно, если вы меняете мотор с пробегом полмиллиона километров на куда более свежий, “пробежавший” тысяч сто. А если вы меняете шило на мыло? Капитальный ремонт не позволит сэкономить ни время, ни деньги. Это вообще вопрос не про экономическую целесообразность, а про дальнейшую надежность и ресурс, так как “капиталка” способна вдохнуть в старый двигатель вторую жизнь. Но только при условии, что ремонт выполнен на должном уровне. Нет уверенности в исполнителях? Тогда лучше сразу выбрать вариант с заменой!
Нужны запчасти? Ищите их в нашей базе объявлений!
Капитальный ремонт двигателя автомобиля – причины и этапы
Каковы причины поломки ДВС? Что входит в капитальный ремонт двигателя?
Общие понятия ремонта двигателя
При этом капитальный ремонт подразумевает, что последующая эксплуатация двигателя не сразу будет такой же, как перед ремонтом. Например, «притирки» с ДВС после капитального ремонта происходят на протяжении ещё 3000 км пробега.
В зависимости от сложности капремонта ДВС замене могут подлежать кольца, подшипники, масляные насосы, втулки клапанов, клапаны, поршни.
Капремонт не стоит путать с текущим. Задачи последнего – не восстановить все характеристики двигателя, а только очистить узлы, подтянуть болты, привести в порядок поршневые кольца, вкладыши, топливную систему.
Когда необходим капремонт двигателя и в каких случаях в нем нет необходимости?
Что входит в капитальный ремонт – этапы
-
Капремонт ДВС базируется на следующих этапах:
- Демонтаж агрегата.
- Мойка, чистка.
- Диагностика узлов.
- Замена износившихся, сломанных деталей, восстановительные работы.
- Монтаж и сборка.
Капитальный ремонт бензинового ДВС
Капитальный ремонт двигателя, который работает на дизтопливе.
Достаточно много хлопот при капремонте дизельного ДВС доставляют и форсунки. У них достаточно малые сечения, а установка требует максимально предельной точности.
Настройка ТНВД проводится на специализированных стендах. Регулируются циклы подачи топлива и угол опережения начала подачи горючего в камеру сжигания.
Обкатка и испытания – как ездить после капремонта
Заканчивается капремонт обкаткой. После ремонта ДВС лучше всего на практике проявляет себя комбинированная обкатка: на горячую + на холодную.
После обкатки выполняется регулировка оборотов на холостом ходу и заливка масла.
Также в идеале кроме обкаточного стенда на СТО существует и испытательный стенд.
Проведение на нём испытаний помогает определить, какой реальный ресурс двигателя после проведения ремонтно-восстановительных работ.
Особое внимание заслуживает эксплуатация двигателя после капитального ремонта.
Двигатель обкатывается первые 3 тыс. км. В этот период нельзя перегружать двигатель. При этом владелец должен обеспечить следующие условия:
Прогреть ДВС первой до уровня рабочей температуры.
Исключить резкие подъемы и езду по бездорожью, желательно двигаться по ровному дорожному полотну. Запрещено резкое торможение, ускорение. Важно плавно дозировать нагрузки. Игнорирование этого правила ДВС после капитального ремонта не прощает.
Скорость езды в этот период не должна превышать 60-70 км/час.
Также во время обкатки, испытаний специалисты не рекомендуют передвигаться на постоянных высоких или, напротив, низких оборотах.
Цена вопроса
Сколько длится капремонт и на что обратить внимание после ремонта?
У старого легкового автомобиля типа «Жигули» – 3 часа ,у бюджетных иномарок – от 10 часов.
А при капремонте коммерческого грузового транспорта этап демонтажа двигателя может длиться 36 часов.
Весь процесс ремонта ДВС легкового автомобиля, если речь идёт только о замене и восстановлении параметров несложных деталей, может занять 1-2 дня, но это исключение из правил. Всё-таки чаще такие сроки больше характерны для мелкого текущего ремонта. А капитальный ремонт даже при наличии на СТО всех деталей и оборудования занимает 3-4 дня.
Но иногда машина может оставаться на сервисе и месяц. Особенно, если требуется проведение комплекса слесарных, токарных, фрезерных работ, приобретение деталей под заказ.
После ремонта, чтобы избежать новых сюрпризов нужно оградить двигатель от тяжелых перегрузок, некачественного масла, топлива с сомнительными примесями.
Также важно не пренебрегать своевременным прохождением технического обслуживания автомобиля.
Чем для капремонта двигателя полезны обучающие продукты Инжинирингового центра SENSYS?
В фокусе – и сервисные операции по регулировке и обслуживанию. Причём знания можно проверить с помощью продуманных систем тестов, а навыки отточить на встроенном симуляторе.