Кинозвезды с мотором: 10 автомобилей из любимых советских кинофильмов

Топ 10 культовых автомобилей советского кино

Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино — их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи — видео погони из фильма «Кавказская пленница». Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино — их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи — видео погони из фильма «Кавказская пленница».

Автомобили – неотъемлемая часть нашей жизни. И, конечно же, в фильмах от них тоже никуда не деться. Будь-то мелодрама или комедия, в кадре появляется то простенькая малолитражка, то огромный автомобиль. И это уже не простая железяка на колесах, а практически актер второго плана, со своим характером, живущий по определенным правилам.

Если вспомнить старую советскую классику, то и у Юрия Деточкина, и у Шурика, и у нестареющего Штрилица, и у других известных персонажей на съемочной площадке были свои автопомощники, без которых бы сам фильм смотрелся совершенно по-другому. Вот о них мы сейчас и расскажем.

Рейтинг культовых автомобилей советского кинематографа

10. КрАЗ-256 Б из фильма «Мимино»

Открывает наш рейтинг классика украинской автопромышленности – грузовик КрАЗ из «Мимино». Стоит отметить, что эту ленту показывают по отечественному телевидению так же часто, как «Иронию Судьбы». Но если последнюю крутят только в новогодние праздники, то «Мимино» могут показывать круглый год.

Кому не знаком простой и смешной сюжет этого фильма? Его знают даже школьники. Рубик Хачикян – обычный армянский водитель, приехавший в Москву за новым самосвалом. Безусловно, было бы логичным, если бы он получил в столице ЗиЛ-130, однако сценаристы и режиссёры фильма решили посадить Хачикяна на более солидный грузовик КраАЗ, который собирался в украинском Кременчуге.

В кабине этого грузовика главные герои спят, потом долго колесят по центру Москвы. Затем они долго прощаются у двери самосвала, однако вместо расставания достают из кабины «москвичевские» покрышки и отправляются искать покупателя.

Первую партию КрАЗ-256 выпустили в конце 1961 года. На нем был установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238 рабочим объемом 14,87 л. Мощность составляла 235 «лошадей».

9. «ЗИЛ-130» и «Москвич-412» из «Невероятных приключений итальянцев в России»

В этом совместном фильме Эльдара Рязанова и итальянского режиссера Франко Проспери очень много довольно зрелищных погонь. Следует отметить, что в советских кинолентах редко делали подобные трюки. Однако в этой ленте они смотрелись впечатляюще.

В главной сцене погони друг с другом противостояли два советских автогиганта — «Москвич-412» и «ЗИЛ-130». Кстати, в Италии эта картина называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».

8. ЗАЗ-965 из фильма «Три плюс два»

Эту веселую комедию также видели практически все. Съемки проходили недалеко от поселка Новый Свет в Крыму. В картине две молодые девушки катаются на небольшом «Запорожце». Герой Андрея Миронова, который приехал на отдых на «Волге», вначале обзывал ЗАЗ-965 «консервной банкой», но потом он жалел машинку и говорил о ее беззащитности, так как влюбился в одну из героинь.

Эта машина была оснащена четырехцилиндровым мотором объемом всего 0,746 л. мощностью 23 «лошадки». Этот автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Это последняя советская машина, оснащенная тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля.

Существует интересная легенда о формировании стоимости этого автомобиля. На момент появления он стоил 1 800 рублей, что было равно стоимости тысячи бутылок водки (1,80 руб.). Если сравнить цену автомобиля со средней зарплатой, то работающий человек мог приобрести ЗАЗ-965 за 20 своих зарплат.

В народе это авто получило много прозвищ: «Запор», «ЗАЗик», «Жужик», «Малыш». Несмотря на насмешки, эта машина пользовалась огромной популярностью. Мало того, даже сейчас есть ценители этой модели.

7. Packard 120 из фильма «Утомленные солнцем»

Эти автомобили на то время считались элитными. На них передвигались Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, генерал из Китая Чжан Цзолин, император Японии и Иосиф Сталин.

Читайте также:
Топ-10 самых красивых автомобилей 2020 года

Съемочная группа утверждала, что этот автомобиль им предоставила областная филармония, но это не так. Ведь филармония не могла обладать таким шикарным авто. Для съемок Никита Михалков позаимствовал представительскую машину у одного коллекционера из Москвы.

Автомобили марки Packard начали выпускать с 1898 года. С этим связана одна интересная легенда. Джеймс Уорден Паккард захотел купить авто и отправился за ним в Кливленд. Там он приобрел машину марки Vinton. Но, по слухам, домой он так и не добрался, поскольку у автомобиля перегрелся мотор, соскочили шины, порвалась цепь привода. Паккард вернулся в Кливленд и начал предъявлять претензии, на что ему ответили: «Если вы такой умный, возьмите и сделайте автомобиль сами!» Паккард подумал и ответил, что сделает. И он сдержал свое слово.

Через год он представил авто собственного производства. Со временем его компания стала крупнейшим производителем престижных автомобилей. Даже кризис 30-х годов Паккард пережил без проблем благодаря производству Packard 120. Этот автомобиль и увозит товарища Котова в самом конце фильма. Кстати, эти автомобили активно завозили в СССР специально для НКВД.

6. «Москвич-400» из фильма «Москва слезам не верит»

В этом фильме главная героиня ездит на ВАЗ-2103 с неисправным карданным валом, но у Катерины не было времени отогнать авто в мастерскую. Но зрителям больше запомнился другой четырехколесный персонаж – «Москвич-400».

Антонина с подругами на нем едет на дачу для знакомства с родителями жениха. Потом тот же «Москвич» забирает Катю с ребенком из роддома. В фильме есть сцена, в которой хозяин ремонтирует постаревший «Москвич» и говорит, что на нем будут еще его внуки ездить, мол, при нормальном уходе машина может проработать хоть сто лет.

Стоит отметить, что «Москвич-400» является точной копией немецкого «Опеля Кадетт К 38» 1938 года, который был взят как трофей в Германии. Кстати, на ранних моделях «Москвича» можно встретить комплектующие со свастикой.

У «Москвича-400» сзади только один габаритный огонь и нет указателей поворотов. Поэтому 400-е «Москвичи» очень популярны у работников ГИБДД. Однако заработать на этом у них не выходит, поскольку повороты не предусмотрены заводом-изготовителем. Еще никто не запрещал водителю показывать повороты рукой.

5. «Москвич-408» из фильма «Бриллиантовая рука»

Еще один «Москвич», который действительно стал культовым благодаря веселому фильму о контрабандистах. После выхода этой комедии многие советские граждане мечтали приобрести этот автомобиль. А как иначе, если по сюжету ленты на нем ездили настоящие бандиты (мафиози того времени). Чего стоит только фраза самого главного контрабандиста страны («Шефа»): «По совету друзей я решил приобрести автомобиль последней марки «Москвич»».

Но мало кто знает, что эта фраза стала достаточно большим проколом. Дело в том, что на момент съемок фильма последней моделью был «Москвич-408», участвующий в кино. Однако перед самым выходом картины в прокат московский автозавод АЗЛК представил обновленную модель «Москвич-412», которая отличалась от своего предшественника более мощным мотором. Наверняка такой прокол смогли заметить только опытные автомобилисты. Другие же зрители просто наслаждались интересным сюжетом и превосходной игрой актеров.

Кстати, по сюжету некоторые действия происходят в Стамбуле. Однако на самом деле съемки проходили в Баку. Чтобы придать городу необходимую атмосферу, нужно было найти много иномарок. И с этой задачей Леонид Гайдай (режиссер фильма) успешно справился. Для этой ленты он привез в Баку практически все иномарки СССР. Поэтому зрители не заметили подмены.

4. СМЗ С3А из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

После этого фильма двухместное четырёхколёсное авто-мотоколяска получило прозвище «моргуновка», поскольку им управлял герой Евгения Моргунова. Все ключевые действия с этой инвалидкой снимались в Москве. Причем все трюки (разворот авто руками, запрыгивание в него на ходу) выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров.

Читайте также:
Нужно ли регистрировать в ГИБДД установку фаркопа на машину

Однако на то время перебирать особо не приходилось, поэтому ездили и на этом. СМЗ С3А была довольно дорогой в изготовлении, поскольку в ней использовался цельнометаллический кузов из хромансилевых труб. Скорость была низкой, если сравнивать с автомобилями (до 60 км/ ч), так как использовался слабый двигатель. Единственным плюсом можно было считать простоту и ремонтопригодность этой мотоколяски.

3. Adler Trumpf из фильма «Кавказская пленница»

Все помнят красное авто, на котором разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. Однако мало кто знает, что это Adler Trumpf — личная машина Никулина, которую он предоставил для съемок.

Это немецкий автомобиль, который переводится как «козырь». Причем снималась машина под родным регистрационным номером. После съемок Никулин купил новый автомобиль, а «Трумпф» остался ржаветь в цирковом гараже. Когда Никулин умер, скульптор Александр Рукавишников решил поставить великому актеру памятник. Рукавишников сделал точную копию Adler Trumpf в натуральную величину, а рядом поставил скульптурное изображение Никулина. С 2000 года этот памятник стоит возле цирка на Цветном бульваре в Москве.

Но вернемся к автомобилю. Он был оборудован рядным четырехцилиндровым карбюраторным мотором объемом 1645 куб. см. Мощность мотора составляла 48 «лошадок». Автомобиль мог разгоняться до 115 км/ч. Причем цена авто составляла всего 4 тысячи рейхсмарок, что было вполне доступной суммой.

2. Mercedes-Benz 230 из фильма «17 мгновений весны»

Стоит отметить, что съемочная группа не смогла в точности придерживаться сюжета книги. В ней Штирлиц ездил на «Хорьхе-853». Однако сценаристы не нашли подобного автомобиля, поэтому усадили штандартенфюрера в Mercedes-Benz 230 1938 года. За рулем этого автомобиля Вячеслав Тихонов, который играл Штирлица, провел много съемочных часов. Правда, иногда этот автомобиль заменяли на «дублеров», поскольку съемки проводились в разных местах, а перевозить автомобиль было накладно.

Стоит отметить, что эта машина из мосфильмовского гаража снималась во многих культовых фильмах: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».

1. ГАЗ-21 из фильма «Берегись автомобиля»

Эта «Волга» заслуженно заняла первое место нашего рейтинга. Перед съемками студия Мосфильма получила совершенно новый автомобиль ГАЗ-21. Кинематографисты сразу обрадовались, однако потом поняли, какая ответственность на них лежит. Важно было не повредить социалистическое имущество.

Каскадер Александр Микулин смог быстро обучить Смоктуновского навыкам вождения. Причем Иннокентий был хорошим учеником, так как за время съемок не пострадала ни одна машина. Все трюки были тщательно продуманы. Волга действительно проскакивала под грузовиком-трубовозом, разворачивалась на 180 градусов, въезжала на трейлер, пряталась на откосе автодороги. Однако перед этим машину немного доработали: добавили дополнительный лист в рессоры и изменили жесткость амортизаторов.

Многие помнят сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Все снималось вживую, в обычный день, и другие автомобили в кадре – это машины обычных москвичей.

Этот автомобиль снимался также в «Бриллиантовой руке». «Такси на Дубровку» — это перекрашенная Волга из «Берегись автомобиля».

Подведем итоги

Эти автомобили навсегда останутся в памяти зрителей, которые смотрели выше приведенные фильмы в детстве и молодости. А такое не забывается.

Погоня из фильма «Кавказская пленница» — в видео:

Камера, мотор: 10 ярких автомобилей из советских комедий

В советские времена съемки в кино считались очень престижными, и известным режиссерам без особого труда удавалось доставать не только новые отечественные машины, но даже прототипы и иномарки. Для большинства советских зрителей это был единственный шанс увидеть столь необычные транспортные средства.

Красный кабриолет, на котором в «Кавказской пленнице» разъезжала знаменитая троица, принадлежал Юрию Никулину. К 1966 г., когда проходили съемки, от оригинального Adler Trumpf конца тридцатых мало что осталось — переднеприводное шасси поменяли на подвеску и агрегаты заднеприводного «Москвича-400». Номерной знак 91-63 ЮАР позволяет узнать, что машина была зарегистрирована в Подмосковье на частное лицо в период 1959–1960 годов. Именно эта машина вдохновила скульптора Александра Рукавишникова на создание бронзовой статуи у Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

Читайте также:
10 современных автомобилей в стиле «ретро»

«Где этот чертов инвалид?» — еще одна крылатая фраза советского кинематографа. Именно фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» инвалидная мотоколяска обязана прозвищем «моргуновка». По сюжету, банда Труса, Балбеса и Бывалого ездила на открытой мотоколяске даже зимой, а для маневров и разворота использовала собственную мускульную силу. Говорят, что это не трюки: и разворот машины руками, и прыжки внутрь на ходу актеры выполняли самостоятельно.

Герои романтической довоенной комедии «Сердца четырех» 1941 г. едут на нескольких машинах, но основные события разворачиваются в Ford Prefect 93А. «Это наша новая машина. Она еще на испытании», — говорит один из водителей. Доцент математики Галина садится за руль, ловко управляется с малоизвестной иномаркой, преодолевает бездорожье и отпускает язвительные фразы в отношении Петра Колчина, к которому на самом деле питает симпатию. Путь машина заканчивает в маленьком озере, но после небольшого ремонта продолжает ехать. «Товарищ Мурашова все делает сама — сама ломает, сама чинит», — замечает Колчин, одним движением возвращая машину к жизни.

Стамбульская часть комедии «Бриллиантовая рука» снималась на улочках старого центра Баку, и для создания антуража настоящего иностранного города туда свезли целый ряд иномарок. В кадрах мелькают округлая Tatra 603, белый Oldsmobile Super 88 и двухцветный Opel Kapitan, но самой интересной из машин картины был Chevrolet Two-Ten 2103 1953 г. в., который очень часто встречался и в американских кинолентах тех времен. Chevrolet серии 210 выпускался с 1953 по 1957 г., но в кино фигурирует модель первого поколения, выпускавшаяся до 1954 года. Одна такая ездила по Москве.

Пожалуй, самый шикарный автомобиль советского кинематографа 1960-х появился в фильме «Королева бензоколонки». Cadillac Series 62 de Ville 1956 г. снялся в маленьком эпизоде, но запоминается надолго — на машине приезжают то ли иностранные туристы, то ли стиляги, разминаются во время заправки, причем девушка крутит обруч. «Прибор для стройности фигуры», — комментирует Панас Петрович. Машина в фильме — седан четвертого поколения образца 1956 года.

Главной машиной комедии «Бриллиантовая рука» считалась «Волга» ГАЗ-21, но в самом конце появляется красный «Москвич-408» в экспортном четырехфарном исполнении, который прежде в кругу друзей нахваливает законспирированный шеф контрабандистов: «Новая модель!» Доподлинно неизвестно, предполагался ли в те годы какой-либо продакт-плейсмент, но фильм вышел на экраны в 1968 г., когда новой моделью уже считался «Москвич-412» с более мощным двигателем и другим кузовом.

«Мусик хочет водочки», — именно этой фразой конторского начальника Василия Комаринского многим запомнилась милая комедия «Девушка без адреса». Одним из центральных эпизодов картины стало ДТП с участием главной героини. Провинциалку Катю Иванову, зазевавшуюся на дороге, сбивает «Москвич-402», которым управляла деловая и основательная жена Мусика Раиса Комаринская — еще один момент, хорошо запомнившийся советским зрителям. Точно определить модель можно по году выпуска ленты — картина вышла на экраны в 1957 г., а выпуск 407-го седана следующего поколения начался только в 1958 году.

«Три плюс два», «К Черному морю», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» — двадцать первая «Волга» была главной машиной советского кинематографа шестидесятых. Но лучше всего гамма седанов и их возможности были продемонстрированы в черно-белом фильме «Берегись автомобиля», где машины ездили по бездорожью и совершали очень сложные трюки. Автомобиль, снятый в картине, принадлежал «Мосфильму» и был задействован в ряде других фильмов — его же водили герои Папанова в «Бриллиантовой руке» и Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». А исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский специально для съемок в фильме «Берегись автомобиля» получил права.

Читайте также:
7 самых редких автомобилей стоимостью более $3 млн

Кажущаяся удивительной сегодня конструкция в 1960-х была довольно привычной на советских дорогах, причем именно в показанном в «Кавказской пленнице» исполнении: сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником. Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно демонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным. На такой же машине едут герои фильма «В Москве проездом», «Погоня с преследованием» и «Королева бензоколонки».

В фильме 1962 г. «Королева бензоколонки» представлен чуть ли не весь советский автопарк того времени, но самым необычным транспортным средством был футуристический автобус «Украина», который по сценарию курсировал между Киевом и Ялтой. На самом деле в фильме снимался не серийный продукт, а концепт, созданный в количестве двух экземпляров. Автобус имел панорамные стекла, несущий кузов, пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля и кресла самолетного типа. В серию эта машина не пошла.

Персонаж «Золотого теленка» Козлевич утверждал, что владеет автомобилем Lorraine-Dietrich, но по сюжету книги его конструкция представляла собой нечто вроде самоделки. Под описание вполне подходит Panhard & Levassor B1 15 CV Tonneau 1902 г., а автоисторик Юрий Долматовский предполагал, что «Антилопа-Гну» является одной из моделей Fiat не позже 1908 года. Но в советской комедии 1968 г. сняли самодельный автомобиль, построенный конструктором и журналистом Львом Шугуровым. Экранный автомобиль напоминал целый ряд конструкций конца 1900-х гг., но далеко не полностью соответствовал книжному описанию. Аналогичный подход использовали создатели российского сериала «Золотой теленок» 2006 года.

“Мерседесы” Высоцкого и маслкары спортсменов: на чём ездили знаменитости в СССР

Признанные актёры, певцы, музыканты и другие известные в СССР люди с доступом к дефицитным товарам всегда желали самого лучшего. Отдельной страстью советских селебрити были автомобили. Некоторые предпочитали изящество, грацию и комфорт, другие любили скорость и адреналин.

Коллаж © LIFE. Фото © Mecum Auction, “Кинопоиск”

Высоцкий и его машины

Серо-голубой BMW 2500 появился у Высоцкого благодаря жене Марине Влади. Седан в уникальном для СССР цвете, с двигателем объёмом 2,5 литра и мощностью 150 л.с. разгонялся до скорости 100 км/ч меньше чем за 11 секунд. Высоцкий любил гонять и часто проверял машины на максимальную скорость. BMW 2500 исправно радовал музыканта — автомобиль разгонялся почти до 200 километров в час. Если верить легенде, то с гастролей в Германии Высоцкий привёз две такие машины. Правда, поездить удалось только на одной — вторая оказалась в угоне.

В 1976 году Высоцкий купил первый Mercedes W116 цвета “голубой металлик”. Этот автомобиль, по словам друзей артиста, знала вся Москва — и простые люди, и сотрудники ГАИ, которые почти всегда вытягивались по стойке смирно при виде мчащегося автомобиля со звездой на капоте. Он оснащался самым мощным двигателем из всех возможных — бензиновым V8 объёмом 6,9 литра. Машина не уцелела — на ней спешивший на выступление Высоцкий врезался в трамвай. Через три года на гастролях в Германии музыкант приобрёл ещё один “мерседес”, более мощный. Но роскошным купе 350 SLC любимцу советской публики насладиться не удалось: возвращаясь с гастролей, Высоцкий не справился с управлением и вылетел на обочину на трассе Москва — Брест.

Другие звёзды эстрады и кино тоже любили “мерседесы”. Например, в конце 80-х один из первых люксовых седанов купила Алла Пугачёва. Она приобрела Mercedes 230 в кузове W123. Немецкие седаны любили и в семье Михалковых. Молодой актёр Никита Михалков в 1979 году стал обладателем автомобиля Mercedes W115 1976 года выпуска, а его отец — популярный детский писатель Сергей Михалков — двумя годами позднее приобрёл Mercedes 280S 1974 года выпуска. Немецкие седаны были популярны у деятелей искусства, и в разное время их владельцами были Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Геннадий Хазанов, Эльдар Рязанов и другие.

Читайте также:
Какие автомобили выбрал для себя телеведущий Иван Ургант

На гонорары от заграничных спектаклей театральный режиссёр Георгий Товстоногов купил Mercedes-Benz W123. С этой машиной он не расставался до последнего — 23 мая 1989 года после репетиции в Большом драматическом театре Товстоногов сел за руль и отправился домой. Примерно через 25 минут после начала движения у него случился сердечный приступ. Несмотря на резкое ухудшение самочувствия, Товстоногов успел остановить машину на Суворовской площади. Режиссёр был похоронен в Ленинграде — в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Георгий Товстоногов возле своего “мерседеса”, середина 1980-х. Фото © snob.ru / Архив БДТ

Прима Большого театра Ольга Лепешинская ещё в 1940-х ездила по Москве на кабриолете Ford V8. Эффектная машина и не менее эффектная девушка привлекали внимание прохожих и постовых. Легенда гласит, что этот автомобиль Лепешинской через тогдашнего главу МИД Литвинова подарил кто-то из американских бизнесменов. Не менее яркая машина была у Валентины Серовой — советской звезды театра и кино. По столице она передвигалась на сверхэффектном трофейном родстере Opel Super 6 с доработками от немецкого ателье Glaser.

10 знаменитых автомобилей, «засветившихся» в отечественном кинематографе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Этот отечественный автомобиль стоит дежурной машиной у отделения милиции, где работают главные герои сериала «Менты. Улицы разбитых фонарей»:

В кадрах сериала «Семнадцать мгновений весны» нередко показано, как в1945 году советский разведчик Исаев-Штирлиц колесит по улицам Берлина за рулем этого автомобиля:

А) Mercedes-Benz 770

Г) Mercedes-Benz 230

На этом автомобиле герои фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» искали сокровище, спрятанное в Ленинграде:

Главный герой фильма «Брат 2» Данила Багров какое-то время путешествует по Америке с дальнобойщиком Беном Джонсоном, который водит огромный седельный тягач:

А) Renault Magnum

Б) Peterbilt 379

Г) Kenworth T800

За рулем этого грузового автомобиля приехал в Москву герой фильма «Мимино» Рубик Хачикян:

Космос, один из главных героев сериала «Бригада», про свою машину говорил, что «такая только у меня и Майкла Джексона».

А) Lincoln Town Car

Б) Cadillac Eldorado

В) Pontiac Bonneville

Г) Chevrolet Monte Carlo

В комедии «Жмурки» двое молодых бандитов Сергей и Саймон передвигаются на одном из самых криминальных автомобилей 1990-х:

Г) Mercedes-Benz S 600 (W140)

Главные герои российской кинокомедии «Самый лучший фильм» становятся бандитами и ездят на тюнингованных автомобилях:

А) Chevrolet Tahoe

Г) Jeep Cherokee

В советском фильме «Место встречи изменить нельзя» не так уж много спецэффектов, но одну сцену зрители запомнили надолго. На ночных улицах послевоенной Москвы состоялась погоня. Милиция на зеленом автобусе по прозвищу «Фердинанд» преследовала бандитов, которые пытались скрыться на автомобиле:

В) Studebaker US6

Этот автомобиль был у папы Дяди Федора в мультфильме «Трое из Простоквашино»:

БОНУС

Тема Великой Отечественной войны очень популярна в российском кинематографе. В одном из наиболее нашумевших фильмов последних лет «Белый тигр» экипаж этого советского танка «охотится» за тем самым белым «Тигром»:

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ТОР-10 самых ярких автомобилей-киногероев из фильмов советской эпохи

КрАЗ-256Б из к/ф «Мимино». Как же можно забыть представителей украинского автопрома в советском кино? За КрАЗом водитель приезжает из Армении в российскую столицу. В кабине этой машины главные герои ночуют, а затем долго едут по центральным улицам Москвы. Хачикян и Мизандари долго прощаются у открытой двери КрАЗа, но вместо расставания берут из кабины новые «москвичевские» автопокрышки редкой ныне марки М-107 и идут в одну из московских новостроек на поиски покупателя. Со слов Фрунзика Мкртчяна нам достоверно известно, что это КрАЗ-256 «модель Бе».

Читайте также:
Как обгонять тихоходный транспорт, чтобы не лишиться водительских прав

ЛАЗ «Украина-1» из к/ф «Королева бензоколонки». В фильме, снимавшемся на Полтавщине, сыграл эпизодическую роль настоящий концепт-кар! Это, конечно же, диковинный автобус «Украина», который якобы курсирует по маршруту «Киев – Ялта». Упомянутая машина была создана всего в двух экземплярах на Львовском автобусном заводе. Помимо совершенно нового кузова, она имела целый ряд новых узлов: пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач и много иных невиданных в то время наворотов. Внутри «Украины-1» стояли кресла самолетного типа на 36 пассажиров.

ЗАЗ-965 из к/ф «Три плюс два». В веселой киноистории, снятой в окрестностях Нового Света, две молодые барышни разъезжают на компактном «Запорожце». Андрей Миронов, приехавший в кинокартине на море на «Волге» сначала обзывал ЗАЗик «консервной банкой марки Запорожец», а в конце фильма, проникшись чувствами к одной из героинь фильма, жалеет машину и напоминает всем о ее беззащитности.

ГАЗ-21 из к/ф «Берегись автомобиля». Специально для съемок Иннокентий Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной. Трюки за него выполнял каскадер, причем без комбинированных съемок. В распоряжении каскадера имелась одна обыкновенная серийная машина. В ней не установили ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов». Он действительно на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер, прятал машину на откосе дороги. Из фильма «Берегись автомобиля» тот же экземпляр ГАЗ-21 перекочевал в «Три тополя на Плющихе», но уже в виде такси. И это же самое такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».

СЗД С3А из к /ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Инвалидка С3А после известной советской комедии навсегда получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, сыгравшего роль Бывалого. Основные действия с компактным родстером снимались в Москве. Самое интересное, что все трюки (и разворот машины руками, и запрыгивание на ходу) выполнялись главными героями, без дублеров.

Adler Trumpf из к/ф «Кавказская пленница». Adler Trumpf – это личный автомобиль Никулина, любезно предоставленный им для съемок фильма. В фильме автомобиль фигурирует со своими регистрационными номерами 91-63 ЮАР, где буква «Ю» говорит о Подмосковной регистрации автомобиля, буква «А» – о регистрации машины в 1959-60 году, а «Р» – о принадлежности транспортного средства частному владельцу. Автомобиль, сыгравший в фильме Гайдая, уже не имел переднего привода и ряда родных деталей, так как ко времени съемок ему было уже более 30 лет, и он пережил несколько технических вмешательств. В частности, на Trumpf были установлены двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича».

«Москвич-400» из к/ф «Москва слезам не верит». Главная героиня передвигается на подобающем ее положению собственном автомобиле «Жигули» ВАЗ-2103. Однако гораздо более яркую роль в этом фильме сыграл совсем другой персонаж – автомобиль «Москвич-400». В первой серии картины Антонина с подругами едет в нем на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Затем этот же «Москвич» увозит Катерину с дочкой из родильного дома. Во второй серии хозяин копается в капоте сильно постаревшего «Москвича» и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет». В конце фильма все та же легковушка снова появляется в кадре, чтобы собрать всех главных героев этой истории на квартире у Катерины. Особенно теплые чувства к «Москвичу» 1949 года питал Алексей Баталов, исполнивший роль слесаря Гоши. Дело в том, что точь-в-точь такой же автомобиль был самой первой легковушкой в жизни актера. В армии он служил в автомобильном батальоне, где водил лишь грузовики и автобусы. Демобилизовавшись в 1953 году, сразу же получил довольно крупную сумму денег от Анны Ахматовой, которая была другом семьи Баталовых и дала деньги, чтобы юноша приоделся. Но вместо пальто и обуви тот купил машину.

Читайте также:
Рейтинг самых надёжных и экономичных внедорожников 2020

Mercedes-Benz 230 (W143) из к/ф «17 мгновений весны». В книге Штирлиц колесил по Германии на «Хорьхе-853». Но поскольку съемочной группе не удалось найти подобной машины, кинематографисты усадили штандартенфюрера в более скромный «Мерседес» 1938 года выпуска. Послужной список этого киногероя из мосфильмовского гаража весьма богат: его можно видеть в фильмах «Освобождение», «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43». За рулем этой с виду неказистой машины актер Вячеслав Тихонов провел не один съемочный час. Впрочем, в некоторых эпизодах этот автомобиль приходилось заменять на «дублеров». Дело в том, что натурные съемки происходили в разных, порой удаленных друг от друга местах, и перевозить машину было слишком накладно.

«Москвич-408» из к/ф «Бриллиантовая рука». Сегодня трудно представить, чтобы воротилы незаконного бизнеса передвигались на массовых седанах. В СССР все было возможно. Шеф хвастался своим красным автомобилем: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!». С «Москвичом-408» связан один смешной случай. В конце фильма его поднимает в воздух милицейский вертолет и герой Папанова командует: «Спокойно, Козлодоев! Сядем все!» В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины.

ЗИС-8 из к/ф «Место встречи изменить нельзя». В культовом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина. Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Какое-то время после съемок картины автобус находился в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). Сейчас автобус-киногерой занимает почетное место в музее киностудии «Мосфильм».

Какие автомобили были у знаменитых советских актёров

Приобрести во времена СССР машину было редкостной удачей. А для того чтобы обзавестись иномаркой, и вовсе требовалось получить разрешение Министерства торговли. Не удивительно, что автомобиль тогда был не только средством передвижения, но и считался роскошью, демонстрирующей статус человека. Владельцами машин становились дипломаты, представители власти и, конечно, всегда привлекали к себе внимание автомобили советских актёров, особенно если кумир публики предпочитал сам находиться за рулём.

Евгений Евстигнеев

Признанный мэтр российского кино Евгений Евстигнеев был прекрасным водителем. Но за руль своей первой машины — «четвёрки», он сел довольно поздно, в сорок лет. Позже актёр купил подержанный голубой «Мерседес», без которого не представлял своей жизни. Даже в булочную за хлебом он предпочитал ездить на автомобиле.

Андрей Миронов

Андрей Миронов в 1985 году приобрёл статусный BMW E28 тёмно-серого цвета — первую в истории компании модель автомобиля с дизельным двигателем. На этой машине актёр очень любил катать своих родных и близких.

Никита Михалков

Никита Михалков в 1979 году купил роскошный по тем временам синий «Мерседес» W115. Компактный и элегантный автомобиль вошёл в первую массовую серию легковушек бизнес-класса Mercedes-Benz. Спустя десять лет Никита Сергеевич сел за руль полноприводной модели Mercedes W124.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий не скрывал своего особого отношения к красивым автомобилям. Его первой машиной стал хетчбэк Renault 16TS, а в 1974 году с помощью своей жены Марины Влади актёр привёз из-за границы седан BMW 2500. Спустя два года Высоцкий стал обладателем Mercedes W116 модели 350SE, который он немногим позже разбил, протаранив трамвай на большой скорости. Впрочем, актёра это не остановило, и вскоре в его коллекции появился Mercedes 450SLC.

Читайте также:
Автопарк «Железного человека»: на каких машинах ездит актер Роберт Дауни-младший

Александр Абдулов

Первым автомобилем Александра Абдулова была жёлтая «копейка» с третьим двигателем, благодаря которой артист полюбил скоростную езду. В 1994 году он купил новый BMW 735i е38.

Евгений Жариков

Евгений Жариков стал обладателем второй модели «Жигулей» в 1977 году. Через два года он сменил её на ВАЗ-2011, которую после аварии пришлось продать и купить «Жигули» третьей модели.

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили обзавёлся «шестёркой» в начале 90-х. Как признаётся актёр, в ней постоянно что-то ломалось, и когда владельцу это надоело, он заменил «Жигули» на «Škoda Felicia».

Ролан Быков

В 1994 году в гараже у режиссёра и актёра Ролана Быкова появилась новенькая BMW 318 е36. К этому времени у Быкова уже был «ВАЗ 2104» с салоном от «семёрки» и кузовом от «четвёрки». Но передвигаться Ролан Антонович предпочитал на «Волге» с водителем.

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт, как и многие его коллеги, в качестве первого авто получил «Москвич-401». Александр Анатольевич вспоминает, что эта машина ездила при любых условиях, даже когда в ней происходили серьёзные поломки. «Москвич» сменила «Победа», а в 90-х годах у актёра появилась возможность приобрести Jeep Cherokee 1993 г.в.

Юрий Никулин

Юрий Никулин научился водить довольно поздно, уже после 30 лет. Зато он стал обладателем довольно редких в СССР универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402. Купить их обычному человеку в те времена не представлялось возможным.

Вячеслав Тихонов

После легендарной роли Штирлица Вячеслава Тихонова все представляли за рулём Мерседеса. Но на самом деле его первым автомобилем стал «Москвич-407». Впоследствии Вячеслав Михайлович подарил этот автомобиль отцу, мечтавшему, чтоб сын талантом заработал деньги на покупку хотя бы мотоцикла для совместных поездок на рыбалку.

Армен Джигарханян

Армен Джигарханян начал свою водительскую карьеру с 21-й «Волги». Обосновавшись в Москве, купил 421-й «Москвич», на котором ездил не только по дорогам СССР, но и по странам Восточной Европы.

Алексей Баталов

Первой машиной Алексея Баталова, которому в процессе съёмок не раз пришлось сидеть за рулём автомобиля, стал 400-й «Москвич». Деньги на него ему подарила Анна Ахматова. За ним последовал бело-зелёный «М-407». Но больше всего Баталов любил «Волгу». Обзавестись ею ему помог Союз кинематографистов СССР.

Павел Кадочников

Один из первых «Москвичей-400», появившихся на улицах Ленинграда, принадлежал Павлу Кадочникову. Ездил актёр на нём аккуратно, хотя и без прав. Но инспекторы, остановив машину известного артиста и узнав его, никогда не спрашивали у него водительского удостоверения.

Савелий Крамаров

Савелий Крамаров в 26 лет купил подержанный «Москвич», деньги на который он одалживал у друзей и знакомых. Когда же пришла востребованность в профессии, Крамаров приобрёл Volkswagen, ранее принадлежавший одному из высокопоставленных дипломатов.

Анатолий Папанов

Дочь Анатолия Папанова вспоминала, что Анатолий Дмитриевич вначале сел за руль «Победы», списанной из воинской части, затем водил 21-ю и 24-ю модели «Волги», после чего у него появились «Жигули».

Иннокентий Смоктуновский

До 1973 года Иннокентий Смоктуновский ездил на «Волге» ГАЗ-21 1966 г.в. После того как актёр продал машину родному брату Аркадию, она прослужила ещё 30 лет.

Михаил Боярский

Первой машиной Михаила Боярского стали «Жигули» модели 21011, за ними последовали две «Волги»: чёрного и белого цвета.

Николай Караченцов

Николай Караченцов в начале 70-х годов купил тринадцатую модель «Жигулей», а позже в его гараже появился купленный по случаю южнокорейский джип «Саньен-Корандо-Фэмили».

Василий Ливанов

Признанный Шерлок Холмс советского кинематографа Василий Ливанов ездит за рулём уже сорок лет. Его первой машиной стала «Волга» с оленем на капоте, за ней поочерёдно появились: «Победа», «Жигули» первой и одиннадцатой моделей, «Нива» и любимая актёром «Вольво».

Читайте также:
5 причин, почему водители все равно могут попасть в аварию, даже если соблюдают все правила

Машины советского автопрома не отличались разнообразием, но для каждого они остались в жизни приятным воспоминанием.

От прототипов до трофейного «Хорьха»: автомобили советского кино

Рекомендуем внимательнее присмотреться к снятым в СССР фильмам – там порой мелькают редкие, а иногда даже загадочные машины.

С премьеры иных лент прошло уже более полувека, однако до сих они прочно ассоциируются с автомобилями, без которых любимое советское кино не стало бы таковым. И наоборот: некоторые машины навсегда связаны с картинами, где сыграли важные роли.

Сколько раз в кадре мелькал ГАЗ-21 – не сосчитать! Но в первую очередь вспоминаются Анатолий Папанов и его бежевый седан из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая и синхронный разворот трех черных «Волг» в сцене обмена нашего разведчика на зарубежного шпиона в финале детектива Саввы Кулеша «Мертвый сезон» 1968 года. Синхронный – в пику неуклюжему маневрированию иномарок. И, конечно, газовская модель стала одним из символов эпохи благодаря культовой картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

«Волга» ГАЗ-21, причем еще первого выпуска – со звездой на решетке радиатора, фигурировала и в бесхитростной, но веселой комедии 1963 года «Три плюс два». Хотя главная роль все-таки досталась «горбатому Запорожцу», поскольку в этой картине малолитражка демонстрировала советскую автомобильную эмансипацию. Ведь к морю на ЗАЗ-965 приехали две девушки.

При упоминании марки МАЗ неравнодушные к автомобилям вспомнят ленту «Мировой парень» 1971 года. Довольно, правда, плоскую и плакатную, с примитивными характерами. Все иностранцы – если и не подлецы, то уж точно трусы. Но мальчишки того времени фильмом про гонки грузовиков, в которых, разумеется, победил простой советский работяга на МАЗ-516, засматривались.

Комедия 1962 года «Королева бензоколонки» вообще превратилась в витрину последних достижений автопрома Советского Союза. Киношники сняли, например, авангардный автобус – «ЛАЗ-Украина-1» образца 1961-го, который сделали в единственном экземпляре и в серию не пустили. Там же мелькает и опытный на тот момент карьерный самосвал «БелАЗ-540» еще с четырьмя, а не двумя (как у серийного грузовика) фарами.

Ну, а «Гонщики» (1972 год) Игоря Масленникова – история пусть незамысловатая, но динамичная и честная. Фильм очень сильно повлиял на многих представителей поколения 1970-х. Именно благодаря этой картине ребята заболевали ралли, и некоторые пронесли этот «недуг» через всю жизнь.

На экране – энциклопедия

У советских мальчишек было не так уж много источников не только знаний об импортных автомобилях, но даже их изображений. И в этом смысле кино играло, помимо развлекательной, еще и просветительскую роль.

Особенно это касалось довоенных немецких машин. Трофеев в ту пору в стране хватало, и найти аутентичные экземпляры для съемок не составляло особого труда. Правда, немало экземпляров смело повзрывали и подавили танками. Но, к счастью, кое-что сохранилось.

Сериал Владимира Басова «Щит и меч» 1968-го для многих стал первым знакомством с роскошным величественным кабриолетом Horch 853. В картине, которую снимали в том числе и в ГДР, ездили и другие интересные модели. Но «Хорьх» впечатлял больше других. Кстати, этот автомобиль из собрания известного в СССР коллекционера Александра Ломакова мелькал и во множестве иных картин. Машина жива и сегодня.

Штирлицу-Исаеву в сериале «Семнадцать мгновений весны» Horch не достался, хотя в романе герой ездил именно на нем. В кинокартине же использовали более простой Mercedes-Benz 230 семейства W143. Зато это позволило снимать в фильме чуть ли не пять таких автомобилей.

Много лет будоражил умы не только подростков, но и вполне взрослых историков-любителей автомобиль из картины Константина Юдина 1941 года «Сердца четырех». На фоне мелькавших там ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и пикапа ГАЗ-М415 небольшой кабриолет выглядел очень необычно. А упоминание, что «машина на испытаниях», подтолкнуло к версии, будто в фильме запечатлели опытный КИМ-10-51. Но герои едут на прообразе советского фаэтона – британском Ford Prefect с характерной «птичкой» на капоте, глубокими, по спортивной моде тех лет, вырезами на дверях и даже надписью на решетке радиатора, которую, правда, рассмотреть непросто.

Читайте также:
Советские автомобили, «засветившиеся» в зарубежных фильмах

В «Кавказской пленнице» ездил почти оригинальный внешне Adler Trumpf. Но начинка у него была уже от «Москвича», так что от родного переднего привода ничего не осталось. Судьба машина неизвестна, зато она увековечена в памятнике Юрию Никулину на столичном Цветном бульваре.

Реже, однако все же встречались в советском кино и современные (ну, или относительно современные) иномарки. Особенно много их нашли для упомянутой выше картины «Мертвый сезон». Причем в кадр попали и очень редкие у нас модели вроде американского Hudson Hornet и британского Rover Р4 начала 1960-х.

А главным магнитом для зрителей стал легендарный Gullwing (крыло чайки) – Mercedes-Benz 300SL с открывающимися вверх дверями. В фильме на немецком спорткаре ездит главный вражеский контрразведчик. Автомобиль привезли в СССР для изучения системы впрыска, поэтому экземпляр поначалу числился за ленинградским НИИ топливной аппаратуры, потом перешел в частные руки, и след раритета затерялся.

А вот известный в Москве Chevrolet Corvette первого поколения знаменитого каскадера Александра Микулина сохранился, хотя и попал в прошлом году в аварию. Правда, по начинке машина уже неоригинальная – под капотом давно прописался V8 от ГАЗ-13 «Чайка». Тем не менее американский спорткар задействовали в нескольких фильмах. Например, по сюжету картины 1981 года «Отпуск за свой счет» Corvette – самоделка, плод фантазии и труда главного героя.

Не узнаю вас в гриме

У кино свои законы, и порой серийные машины играют не себя, а примеряют некий художественный образ. Удачно или не очень – другой вопрос. Уж сколько раз немцы в фильмах ездили на советских послевоенных бронетранспортерах БТР-40 и БТР-152. Роли американских Studebaker доводилось исполнять ЗИЛ-157. А под германские грузовики гримировали «Уралы» и даже МАЗы. Последние – халтурно закамуфлированные, да еще и с эмблемой Mercedes-Benz – в 1975-м сняли в ленте «Единственная дорога».

В картине «Мировой парень» зарубежные тяжеловозы играли вроде бы самих себя, но… под чужими именами. К примеру, слегка замаскированный Fiat 682 назвали «Олимпиком».

«Антилопу-Гну» (она же – Lorraine-Dietrich) в «Золотом теленке» Михаила Швейцера представила некая загадочная самоделка. Увы, история создания машины и ее судьба после съемок неизвестны.

Интересный аппарат мелькнул в картине Глеба Панфилова «Васса» 1983 года. В начале фильма показан оригинальный Lion-Peugeot тульского реставратора Евгения Гуревича. Чуть позже по улице проезжает его же необычная машина, построенная на тему Bugatti 41 Royale. В свое время самоделку создали на шасси ЗИС-5 просто так – из любви к автомобилям.

Известный по множеству картин («Новые приключения неуловимых», «Свой среди чужих, чужой среди своих») Rolls-Royce Phantom – на самом деле «Роллс-Ройс». Хотя от оригинала осталась, разумеется, лишь внешность, ведь машина уже несколько десятилетий служит на «Мосфильме». И выглядит, кстати, более гармонично, нежели неуклюжая вариация на тему «Руссо-Балта» серии К из вышедшего в 2004-м творения Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть».

Конечно, столь пристально на киноавтомобили смотрят далеко не все. Но, как вы успели убедиться, занятие это очень увлекательное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: