На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса

На каких машинах «летали» наши первые покорители космоса

Легенда о первом автомобиле

Каким же был первый автомобиль легендарного космонавта? Это до сих пор остается загадкой. Какую машину мог себе позволить старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, тогда еще кандидат в космонавты? Одна из версий отечественных историков — еще до полета летчик купил шестиместный шестиоконный длиннобазный седан ГАЗ-12, который собирали тогда на заводе им. Молотова (в будущем — ГАЗ). По их мнению, летчик особо о. Но сами посудите, как летчик с окладом в 1500 руб. (до денежной реформы 1961-го) мог себе позволить авто стоимостью 40 000 руб. Можно предположить, что это шикарный ГАЗ-12 в автопарке Гагарина так и останется легендой.

Да и некогда было летчику космонавту задумываться о личном авто, когда вовсю шла подготовка к первому полету человека в космос, который сделает Гагарина знаменитым на весь мир. К слову, и покупка автомобиля в советские времена была сродни полету в космос — доступна единицам.

Как заводчане гагаринскую «Волгу» починили

Кстати, происхождение черной «Волги», которая сверкала уникальной хромированной красотой, до сих пор неизвестно. То ли космонавт приобрел ее лично, то ли престижное авто подарил сам Брежнев. Хотя техника была собрана на заказ, «ласточка» постоянно требовала ремонта. Но Гагарин не роптал. Когда он приехал с визитом к работникам ГАЗа, те, конечно, поинтересовались у всенародно любимого героя, работает ли исправно машина. На что Юрий сдержанно ответил, мол, ездит, но барахлит иногда. Заводчане не могли оставить такую оплошность и взялись переделать знаменитую «Волгу».

После полного преображения транспортное средство работало на отлично. До конца своих дней Гагарин отправлял всему коллективу ГАЗа теплые поздравления с профессиональным праздником и слова благодарности. Когда Юрий Алексеевич покинул этот мир, его вдова передала легендарное авто для экспозиции мемориального музея, посвященного супругу.

Космический автобус

Общеизвестно, на каком автомобиле 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин приехал на стартовую площадку корабля «Восток-1». Это был автобус ЛАЗ-695Б «Львов», работавший на Байконуре. И пусть внутреннее строение не отличало его от братьев по серии (рессорно-пружинная подвеска, бензиновый двигатель объемом 5,6 л и 109 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато салон был создан под стать знаменательному моменту. Внутри — большое кресло для космонавта в скафандре, предусмотрены сиденья для медиков и обслуживающего персонала. Автобус был солидно оснащен даже для современных автомобилей — в машине был телефон, кондиционеры, аппаратура для киносъёмок, специализированное оборудование. Салон ЛАЗа был герметичным — так на космонавта в скафандре не попадет земная пыль.

При создании автобуса для космонавтов учитывали пожелания специалистам космодрома Байконур. Ободренный специальной госкомиссией, ЛАЗ-695Б стал прототипом «космобусов».

С этим автобусом связан странный обряд космонавтов перед полетом справлять нужду на переднее колесо машины. Традиция появилась случайно — так вынужден был сделать Юрий Гагарин перед первым полетом в космос. Какие удобства на стартовой площадке?!

«Гагаринский» автобус служил на космодроме до 1967 года. Но когда пошиб космонавт Владимир Комаров, машину заменили на ЛАЗ-695Е. Летчики — люди суеверные.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?

12 апр, 09:00 09:00

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники

Ищем следы автомобилей главного космонавта в истории — и заодно развенчиваем пару мифов

Фото: Валентин Мастюков/ТАСС, Mike Motorov / facebook.com

Изменения работы ГИБДД и техосмотр по-новому. Главные…

Новый Mitsubishi Airtrek повторит китайскую модель Aion V

Машина для героя

После легендарного полета Гагарина приветствовали жители Куйбышева — именно туда отправили космонавта после приземления «Востока» под Саратовым. Кортеж для космонавта — полноприводный грузовик ЗИС-151 из воинской части. Туда и погрузили летчика, который успел снять скафандр и остался в теплой одежде.

Космонавту нужно было собираться в дорогу — уже 13 апреля его ждали с почестями в Москве. Он вернулся на Землю уже майором, поэтому буквально за ночь ему сшили новую форму. По прибытии в столицу Гагарина встречали руководство партии во главе с Никитой Хрущевым и голубой кабриолет ЗИЛ-111В. На этой шикарной машине герой въехал в столицу. На обочинах Ленинского проспекта стояли ликующие люди, бросавшие под колеса правительственного кабриолета цветы.

После этого Гагарина не раз будут так встречать в городах по всеми Советскому Союзу, и кортеж будет самый разный. Например, в Чернигове забыли предоставить открытый автомобиль для проезда по стадиону. Милиционеры «взяли» припаркованный у стадиона ГАЗ-69. По потом, конечно, вернули на место.

Говорили, что сразу после полета Гагарин получил в подарок от партии голубой кабриолет «Чайку», но его судьба так и осталась неизвестной.

Гагарину предоставили служебный автомобиль, но не представительский ЗИЛ, а внедорожник ГАЗ-69, машина для военных командиров и руководителей колхозов. Личным водителем был сержант из авиачасти. Позже первому космонавту планету выделили черную «Чайку» — ГАЗ-13. Большая, помпезная, с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов, приемником с автоматической настройкой, электрическими стеклоподъемниками и двигателем мощностью 195 л.с., позволявшему «Чайке» разгоняться до сотни за 20 секунд. Этот служебный автомобиль был в распоряжении Гагарина до последних дней его короткой жизни.

«Поехали!». Машины Юрия Гагарина

Юрий Гагарин был истинным любителем автомобильного транспорта, который ценил машины и понимал весь их скрытый, на тот момент времени, потенциал.


Советское правительство подарило Гагарину «Волгу», а французы — спортивное купе

Автомобили известного космонавта всегда были ухоженными и полностью соответствовали представлениям владельца о том, каким именно должен быть его транспорт.

Космическая «Волга». Первый личный автомобиль, а именно ГАЗ-21Г, Гагарин получил через два месяца после легендарного 108-минутного космического полета. Космонавта наградили за его успешную работу автомобилем, который он ценил и эксплуатировал очень бережно. Он был черны, из специализированной серии, поэтому выделялся среди аналогичных моделей.

Особенностью машины космонавта стал велюровый салон, а также обилие хромированных деталей, сделавших интерьер действительно особенным. О том, как к владельцу попал автомобиль, точно неизвестно. Есть предположения, что ему его подарили, а есть версии, что он сам приобрел машину, заплатив 15 тысяч рублей, выделенных с первой полученной премии. В настоящее время автомобиль находится на хранении в одном из российских музеев и является настоящей реликвией того времени.

Читайте также:
Знаменитости, которые коллекционируют автомобили


Про автомобили первого космонавта написано много, а слухов и легенд — ещё больше

«Блатные» номера. Часто Гагарина видели за рулем другой «двадцать первой» с номером «12-04 ЮАГ», но о судьбе этой бежевой «Волги» ничего неизвестно. Номер действительно был символичным, но история его появления у космонавта скрыта. Инициалы космонавта, указанные в номере, говорили лишь о том, что эта модель принадлежит ему.

Именно Гагарин стал одним из первых в России водителей, который эксплуатировал личный автомобиль с так называемыми «блатными» номерами. Получить их случайным образом было невозможно. Впрочем, по его колее пошли и другие космонавты. У Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского на автомобильных номерах тоже были даты полетов – 06-08, 11-08, 12-08 и 14-06.


После космического полёта Гагарин много ездил по стране, где его встречали на самых разных машинах

Иномарка. Машину иностранного производства также можно было найти в гараже известного космонавта. Выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra Djet V был первым среднемоторным спорткаром, выпускаемым серийно. Именно этот автомобиль появился во владении у космонавта.

Автомобиль был оснащен стандартным мотором, мощность которого достигала 90 лошадиных сил. Владелец никогда не любил особо скоростных моделей, но спорткар стал исключением, которое дало возможность почувствовать себя настоящим гонщиком за рулем такого необычного транспортного средства.

«Волга» с проблемами

Известно, что у Юрия Гагарина было две горьковские «Волги». Экзамены на права Юрий Алексеевич сдавал после легендарного полета, и никаких поблажек космонавту никто не делал. Инспектор вспоминает, что Гагарин отвечал, «как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах». Испытание прошел на отлично. И вот тогда появился у Гагарина собственный автомобиль — «Волга» ГАЗ-21. По всей видимости, машину подарило партийное руководство. На черной «Волге» был номер «78–78 МОД». Потом появилась бежевая «Волга», на которой были именные номера — «12–04 ЮАГ» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Предполагают, что ее летчик приобрел на премию за полет в 15 тысяч рублей.

Черная «Волга» ломалась с завидной регулярностью. И это при том, что ее специально собирали на ГАЗе. Однажды, во время визита на автозавод, на вопрос сотрудников о машине Гагарину пришлось признаться — дескать, автомобилем доволен, но бывают проблемы. Машину проверили и привели в порядок за одну ночь! Рабочим удалось заменить все узлы и агрегаты, которые вызывали сомнение, устранить дефекты. И космонавт каждый год чествовал работников горьковского автопрома с профессиональным праздником.

Космическая «Волга»

Но ему уже была одобрена личная «Волга». ГАЗ-21Г Гагарин получил через два месяца после легендарного 108-минутного космического полета. Черная машина была из спецсерии. У нее был улучшенный велюровый салон и обилие хрома.

О том, как досталась эта машина первому космонавту, до сих пор спорят. По одной версии, он купил ее, потратив 15 тысяч рублей премии, полученных за первый космический полет. По другой, автомобиль космонавту презентовал за выдающиеся достижения перед страной Леонид Ильич Брежнев, который сам был заядлым автолюбителем.

Седан с госномером «78-78 МОД» теперь музейный экземпляр. Он хранится в стеклянной витрине Музея Гагарина.

«Француженка» с историей

Но не только отечественные автомобили были в гараже у первого космонавта Земли. Однажды французский авиационно-космический концерн Mechanique-Aviation-Traction подарил Гагарину небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Эту «ласточку» летчик приметил на международном авиасалоне в Париже. Сверхлёгкий кузов из стеклопластика, вес всего 600 кг, двигатель в 95 л.с. разгонял «Матру» до 200 км/ч.

Но именно с этой машиной был связан скандал. Космонавта, восторженно разглядывавшего «француженку», заметил югославский корреспондент журналист, снимок попал на страницы журнала с жестким комментарием, что «на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Начальнику первого отряда космонавтов Николаю Каманину сразу позвонили — это был тогдашний генсек Михаил Суслов, первое лицо в государстве. Каманин ответил, что гоночное авто Гагарину подарили французы, так как летчик любит быструю езду, а не отказываться от подарка посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол в Париже Зорин. Напряжение удалось снять, но, возможно, из-за этого выезды Гагарина на «Матре» были такими редкими.

Он прокатился на этой машине 2 марта 1968 года, а 27 марта его жизнь трагически оборвалась… К месту своего последнего полета он отправился на автобусе ЛАЗ. Забыл пропуск, вернулся за ним на аэродром. Говорят, возвращаться — плохая примета. Так и получилось. В 10.30 самолёт МИГ-15, пилотируемый Героями СССР Гагариным и Серегиным, разбился под Владимиром. О причинах крушения спорят до сих пор…

Герои безвоздушного пространства: на ком держится отечественная космонавтика

Космическим первопроходцам, безусловно, досталась вся слава: об их подвигах писали газеты, слагались стихи и песни, в их честь называли улицы. Однако по мере того, как освоение космоса становилось все более обыденным делом, имена космонавтов стали менее узнаваемы, а прогресс в покорении безвоздушного пространства стал восприниматься как само собой разумеющееся. И хотя отчаянных и героических поступков в космосе хватало и после знаменитого первого витка вокруг Земли, многие из них оказались незаслуженно забытыми.

Обычные герои

Если попросить среднестатистического россиянина перечислить героические подвиги, совершенные отечественными космонавтами, то, возможно, он вспомнит полет Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову и выход в открытый космос Алексея Леонова. Буквально на этом знания нынешнего поколения о героях в космосе и заканчиваются. А между тем их было предостаточно как в далекие советские годы, так и в современной истории России, хотя большинство из них оставались в тени нескольких великих советско-российских достижений.

Для того чтобы описать все подвиги космонавтов и людей, работающих в ракетно-космической отрасли, не хватит и книги в тысячу страниц. Но вспомнить ключевые и незаслуженно забытые эпизоды вполне возможно. Мало кто сейчас задумывается о том, что когда-то выход человека в открытый космос был таким же рискованным поступком, как и первый полет Ю.Гагарина. Однако когда в марте 1965г. Алексей Леонов совершал первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью чуть более 12 мин., возникла нештатная ситуация – скафандр раздулся, поэтому вернуться в корабль попросту не получалось. Тогда было принято рискованное решение, которое по инструкции совершать категорически запрещалось: космонавт забрался в люк корабля не ногами, а головой вперед. Кроме того, А.Леонов сумел втиснуться в шлюз, только стравив из скафандра излишнее давление.

Читайте также:
Самый мощный серийный автомобиль в мире

Возвращение на Землю тоже не обошлось без приключений. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Летевшему вместе с А.Леоновым космонавту Павлу Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и включать тормозной двигатель. В результате “Восход” совершил посадку в нерасчетном районе в 180 км севернее города Пермь. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе, и лишь на третий день к ним по глубокому снегу пробились спасатели на лыжах.

Неоднократно техника подводила космонавтов на околоземной орбите, и в таком случае оставалось только одно – полагаться на собственную силу и находчивость. Так, в один из своих космических полетов в 70-80-х гг. космонавт Георгий Гречко столкнулся с необходимостью применения фомки, инструмента далеко не космического, для открытия специального люка. Понимая, что могут возникнуть трудности с открытием этого люка, космонавту еще на Земле дали фомку, причем не простую, а титановую. Но, чудо-отмычка не помогла и Г.Гречко с другими космонавтами, как в русской народной сказке, применили богатырскую силу и буквально сорвали люк.

Годы вне Земли

Шли годы, полеты в космос стали регулярными, и вот уже люди привыкли проводить на орбите многие месяцы. Но даже в работе, кажущейся рутинной, осталось место для рекордов. Один из них – по длительности пребывания в космосе – установил Валерий Поляков, который в 1994-1995гг. пробыл на космическом корабле “Союз ТМ-18” и орбитальном комплексе “Мир” в общей сложности 437 суток 18 часов. За это ему было присвоено звание Героя России.

Столь продолжительный полет был “репетицией” по длительности пилотируемого полета на Марс, о котором начали мечтать еще в первой четверти XX века, но который до сих пор остается только в проекте. Сегодня вновь заговорили о том, что начиная с 2013г. срок пребывания космонавтов на МКС планируется увеличить до 1 года, чтобы экономить на запусках новых экипажей. Иностранных космонавтов такие заявления пугают и вводят в ступор. Российские же специалисты считают такие “нововведения” повторением пройденного – ведь они уже убедились в том, что это возможно, на примере В.Полякова.

“Если полистать программы наших исследований космоса 70-80-х гг., то мы собирались лететь на Марс и тогда, просто сейчас мало людей знают об этом, но мы уже в то время достаточно долго летали, например Валерий Поляков – 437 суток, Сережа Авдеев в трех полетах – 800 суток и никто этого не вспоминает. Для нас это повторение пройденного, к сожалению”, – рассказывает российский космонавт (готовится к полету на МКС в апреле 2013г.), заместитель руководителя летно-испытательного центра ОАО “Ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия” им. С.П.Королева” Павел Виноградов.

Несмотря на то что за десятилетия освоения орбитального пространства человечество накопило огромный опыт, в космосе поводов проявить себя и спасти жизнь своих товарищей меньше не становится. Так, в 2008г. в своем первом полете космонавт Сергей Волков должен был впервые в истории выполнить выход на корпус транспортного корабля – вышел из строя пироболт, отвечающий за расстыковку переходного отсека и спускаемого аппарата. Неисправность могла погубить весь экипаж: из-за нее корабль бы вошел в атмосферу под нерасчетным углом и попросту сгорел бы в ней.

“И здесь нужно было выйти и вынуть этот пироболт, что Волков и сделал. Это говорит о том, что экипаж был хорошо подготовлен в целом”, – отмечает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации “Энергия” им.Королева Александр Александров.

Спасатели “Мира”

Но были в истории освоения космоса и совсем экстремальные ситуации, например те, что выпали на долю 22-23-й экспедиций космической станции “Мир”. Здесь сразу вспоминаются космонавты Валерий Корзун (командир 22-й экспедиции), Александр Калери, Василий Циблиев (командир 23-й экспедиции) и Александр Лазуткин.

Сначала космонавты впервые столкнулись с пожаром на орбите: 23 февраля 1997г. на станции загорелось устройство “квант”, куда вставляются кислородные шашки для жизнеобеспечения космонавтов. Ни в одной инструкции не были прописаны конкретные действия для устранения пожара на станции. Космонавты оперативно применили огнетушители и справились с пламенем, но тут возникла другая проблема: из-за сильного задымления ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки, а обитатели “Мира” были вынуждены одеть респираторы, чтобы хоть как-то дышать.

Запас генерируемого воздуха в космических противогазах ограничен, и надо было принимать решение – либо бросать станцию (благо к ней были пристыкованы сразу два корабля “Союз”) и возвращаться на Землю, либо искать другой выход из ситуации. Один из “Союзов” оказался задымлен, и трое из шести космонавтов оказывались заложниками ситуации. Тогда оба экипажа приняли решение – остаться на орбите и спасать станцию, рискуя отравиться угарным газом.

Одолеть дым со временем удалось, но беда, как водится, не приходит одна. На станции неумолимо начала расти температура. Датчики показали, что из системы охлаждения утекает ядовитый и опасный для человека этиленгликоль. Перед космонавтами вновь была поставлена сложнейшая задача – выявить и устранить течь. Однако невесомость, высокая температура, запах гари и головные боли от переизбытка этиленгликоля никак не ускоряли процесс работы. К концу апреля космонавты все-таки нашли течь, а затем и еще десяток аналогичных трещин в проводах, устранили все неполадки и нормализовали работу станции.

Впрочем, на этом испытания злополучной экспедиции не закончились. В июне командир Василий Циблиев отрабатывал ручную стыковку грузового корабля “Прогресс М-34” со станцией. Процедура не заладилась с самого начала: грузовик сближался медленней, чем предполагалось, а затем начал вопреки командам наращивать скорость. Столкновение было неизбежно: махина весом в 6 тонн на скорости 10 км/ч смяла часть солнечных батарей и протаранила модуль “Спектр”, пристыкованный к станции. В месте удара образовалась пробоина, начал стремительно выходить воздух, и лишь слаженные действия экипажа, в считанные минуты задраившего поврежденный модуль, позволили спасти станцию.

Читайте также:
Hyundai Grand Starex превратили в дрифт-маршрутку

“Нам пришлось разгерметизированный модуль (“Спектр”), обследовать, прокладывать новые кабели электрические”, – рассказывает космонавт Павел Виноградов, в августе 1997г. сменивший “аварийный” экипаж 23-й экспедиции. По его словам, им также пришлось пережить отказы системы терморегулирования и множество других неполадок: станция была в полуразрушенном состоянии, однако она оставалась жизнеспособной вплоть до 2000г., во многом – благодаря людям, спасшим ее тремя годами ранее.

Лучшие друзья космонавтов

Впрочем, освоение космоса – это не только героизм космонавтов, но и надежная работа тех, кто остался на Земле. Испытатели, инженеры делают ту же работу, что и космонавты, хоть и в барокамере. Может быть, здесь меньше риска, но порой именно от этого зависят жизни тех, кто улетел на орбиту.

Так, в 1975г. при выполнении международной программы ИПАС (впервые в истории стыковка на орбите кораблей разных стран – “Союз-19” и “Аполлона”) у советского экипажа Алексея Леонова и Валерия Кубасова испортилась телевизионная система: вышел из строя электронный блок, расположенный в бортовом отсеке.

“Я тогда работал в ЦПК, нужно было срочно дать рекомендации экипажу, что делать. Мы на Земле пошли в цех, где у нас стоит подобный корабль, вскрыли оболочку этого прибора, вынули установки, вскрыли подручными средствами, такими, какие были на борту, – ножницами, плоскогубцами. Потом пошли и дали рекомендации экипажу”, – рассказывает летчик-космонавт А.Александров.

Впрочем, спустя несколько лет судьба вернула ему этот мяч. В ноябре 1983г. он вместе с Владимиром Ляховым должен был выполнить выход в открытый космос для монтажа солнечных батарей станции “Салют-7”. Однако в процессе подготовки к выходу А.Александров обнаружил дефект своего скафандра. В ЦПК были неумолимы: задание было приказано отменить.

“Нам было очень обидно, что нас не пускают на выход, и мы предложили сделать ремонт ноги скафандра самостоятельно”, – вспоминает космонавт. Вместе с напарником он подручными средствами починил скафандр, и то же самое параллельно с ними делали специалисты на Земле. Вскоре было принято рискованное решение – разрешить космонавту А.Александрову выход в космос в отремонтированном костюме. В этом скафандре космонавт сделал два выхода в космос, а объем запланированных работ был полностью выполнен.

“Следующий экипаж, который за нами “пошел”, привез эту ногу на Землю, и сейчас она лежит в музее предприятия НПП “Звезда” (Москва, Томилино), где эти скафандры делаются”, – добавляет А.Александров.

Гвозди бы делать из этих людей

Нынешняя ситуация в отрасли как никогда иллюстрирует известный тезис, что “кадры решают все”. Минувший год, объявленный Годом космонавтики, Роскосмос с треском отметил чередой неудачных запусков. Сначала три навигационных спутника “Глонасс-М” упали в океан, за этим последовали потеря спутника “Экспресс-АМ4” и падение грузового корабля “Прогресс М-12М”, ну а совсем недавно Россия наблюдала феноменальную утрату космической станции “Фобос-Грунт”, название которой оправдало себя лишь во второй своей части.

Прежде всего, как отмечают эксперты, проблема – в нехватке квалифицированных специалистов. Новое поколение не стремится за 20 тыс. руб. разрабатывать новый корабль XXI века, а опытные специалисты уходят на пенсию.

“С нашими перестройками мы вырастили поколение, которое ничего о своей стране не знает. К великому сожалению, это не только касается космонавтики, это касается полярных станций, ледоколов, самолетов и т.д. Поколение, которое сегодня приходит к управлению на разных уровнях, – это люди, которые очень слабо представляют, что было сделано и на чем мы сейчас вообще держимся. В космонавтике мы держимся на заделе 70-80-х гг. до сих пор”, – отмечает космонавт П.Виноградов. И если раньше космонавты и работники ракетно-космической отрасли жили своей работой, мечтали о великих достижениях и полетах в просторах Вселенной, то сейчас, увы, все иначе.

“Нет самого главного, нет внутреннего горения у людей. Мы куда-то рвались, нам все было интересно, сейчас люди приходят на работу и отрабатывают свои часы и зарплату, но это рутина. Космос не покоряется такими людьми. Наш Роскосмос только умеет деньги распределять и больше ничего, к сожалению, одни идеологи. Тогда работа была нашей жизнью, сегодня работа – это работа, все остальное – это жизнь”, – с горечью констатирует П.Виноградов.

Сегодня героика космоса спустилась со звезд на Землю. Новыми героями стали те, кто в текущих условиях продолжает на энтузиазме и старой закалке развивать былое могущество космической державы. Обычные люди, на которых в этой отрасли пока все и держится. Те, о которых поэт сказал: “Гвозди бы делать и этих людей – не было б в мире крепче гвоздей!” Увы, их все меньше и меньше. А новая затея – набирать в отряд космонавтов всех желающих, а не годами готовящихся к этому специалистов – ставит под вопрос надежность самого важного элемента в программе пилотируемых полетов – человека.

Впрочем, пока этого не произошло, российские космонавты – по-прежнему лучшие в мире. И одно это для нас сегодня – повод для гордости.

10 самых известных космонавтов и их рекорды

1. Самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Его полет продлился 108 минут. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

2. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей.

КСТАТИ
Первыми в космосе, вопреки расхожему мнению, были не Белка и Стрелка, а собака по имени Лайка. Она отправилась на околоземную орбиту на советском корабле «Спутник-2» в ноябре 1957 года, однако через 7 часов после старта погибла.

3. Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. Во время пребывания в открытом космосе его скафандр разбух и препятствовал возвращению обратно в корабль. Войти космонавту удалось только после того, как Леонов стравил из скафандра лишнее давление, при этом залез он внутрь корабля вперед головой, а не ногами, как полагалось по инструкции.

Читайте также:
Самый аэродинамичный автомобиль в мире

4. Первым на лунную поверхность ступил американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года в 2 часа 56 минут по Гринвичу. Спустя 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Всего на Луне космонавты провели два с половиной часа.

5. По числу выходов в открытый космос мировой рекорд принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. Он совершил 16 выходов общей продолжительностью более 78 часов. Суммарный налет Соловьева в космосе составил 651 сутки.

6. Самым молодым космонавтом является Герман Титов, на момент полета ему было 25 лет. Кроме того, Титов также является вторым советским астронавтом в космосе и первым человеком, совершившим длительный (более суток) космический полет. Полет длительностью 1 день 1 час космонавт совершил с 6 на 7 августа 1961 года.

7. Самым пожилым космонавтом, совершившим космический полет, считается американец Джон Гленн. Ему было 77 лет, когда он участвовал в полете на корабле «Дискавери STS-95» в октябре 1998 года. Кроме того, Гленн установил своего рода уникальный рекорд – перерыв между полетами в космос у него составил 36 лет (первый раз он был в космосе в 1962 году).

8. Дольше всех на Луне пробыли американские астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмит в составе экипажа «Apollo 17» в 1972 году. Всего космонавты находились на поверхности земного спутника 75 часов. За это время они совершили три выхода на лунную поверхность общей продолжительностью 22 часа. Они были последними, кто побывал на Луне, и, по некоторым данным, оставили на Луне небольшой диск с надписью «Здесь человек завершил первый этап освоения Луны, декабрь 1972 года».

9. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, который отправился в космос 28 апреля 2001 года. При этом де-факто первым туристом считается японский журналист Тоёхиро Акияма, за полет которого в декабре 1990 года заплатила Токийская телевизионная компания. Вообще, космическим туристом не может считаться человек, полет которого оплачивала какая-либо организация.

ИНТЕРЕСНО
Первая свадьба в космосе состоялась 10 августа 2003 года между российским космонавтом Юрием Маленченко и американкой российского происхождения Екатериной Дмитриевой. Свадьба была заочной, так как жених находился на борту МКС, а невеста в ЦУПе НАСА. Будущие супруги видели друг друга на мониторах, а обручальные кольца надели себе самостоятельно.

10. Первым космонавтом Великобритании стала женщина – Хелена Шармен (Helen Sharman), которая отправилась в полет 18 мая 1991 года в составе экипажа «Союз ТМ-12». Она считается единственным космонавтом, летавшим в космос в качестве официального представителя Великобритании, все остальные имели помимо британского гражданство другой страны. Интересно, что до того как стать космонавтом, Шармен работала химиком-технологом на кондитерской фабрике и откликнулась на обращение о конкурсном отборе участников космического полета в 1989 году. Из 13 000 участников выбрали именно её, после чего она приступила к тренировкам в подмосковном Звездном городке.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Покорители космоса»

Наталья Быстрова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Покорители космоса»

Систематизировать и углубить знания детей о космонавтах, о работе космонавтов.

1. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.

2. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

3. Воспитывать в детях гордость за свою страну, убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

4. Развивать логическое мышление и воображение детей.

Обогащать и активизировать словарь: космонавт, ракета, космическая станция, скафандр.

Материалы и оборудование: презентация «Звездный полет», кроссворд, картон, пластилин, бусины, паетки, шаблоны космических кораблей, стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг-

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Ребята, а хотели бы вы побывать в космосе и своими глазами увидеть, как выглядит наша планета?

Кто летает в космос? (космонавты)

Какое они совершают путешествие? (космическое)

На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)

А что еще может быть космическим?

Предлагаю вам отправиться в космос.

Мы сейчас все космонавты,

как Гагарин, как Титов

экипаж ракеты нашей

в космос вылететь готов.

Ракета к вылету готова?

Начинаем отсчет: 10,9,8,7. 1,пуск.

Летит в космические дали.

У нашего первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина была большая мечта – стать космонавтом. Для осуществления своей мечты он хорошо учился, занимался каждый день зарядкой, закалялся, обливался холодной водой. Он окончил летное училище, стал отличным военным летчиком. Его одного из первых приняли в отряд космонавтов. Юрий Алексеевич Гагарин первый побывал в космосе и на космическом корабле облетел вокруг земли. Первый полет человека в космос – это победа всего нашего народа.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Это был подвиг, так как было совсем непросто приземлиться из космоса. Юрий Алексеевич Гагарин перенес этот полет с честью, с большой выдержкой, и ему присвоили звания – Героя и вручили медаль Герой Советского Союза. (Так называлась наша страна в то время)

Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Нервный – спокойный

Старый – молодой

Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. Вы бы хотели стать космонавтами?

Сегодня я предлагаю вам стать космонавтами и выполнить задания на наших космических станциях.

На станции литературы можно посмотреть фильм-презентацию «Звездный полет» и разгадать кроссворд, на станции искусства сделать вид нашей планеты Земля из космоса, на станции игр вы можете нарисовать ракету при помощи графического диктанта, на научной станции вы можете провести опыт «Голубое небо». Дети выбирают станцию.

Читайте также:
Как цвет машины влияет на расход топлива

Много лет люди рассматривали звезды, Луну, планеты с Земли в телескопы. Но им было этого не достаточно. Хотелось полететь в космическое пространство, чтобы оказаться ближе к звездам, чтобы увидеть свою планету – всю целиком – из космоса. Для этого были построены космические корабли. Их долго испытывали, чтобы они были безопасными для космонавтов. Главным конструктором первых ракет был Сергей Павлович Королев. Одновременно со строительством космических кораблей начали подготовку космонавтов. Но первыми в космос полетели все же не люди. Вы знаете, кто были первые космические путешественники? (Это были собаки – Белка и Стрелка) Когда их полет завершился успешно, в космос полетел первый человек. Это был – Юрий Алексеевич Гагарин. Когда это произошло? (12 апреля 1961года) И с тех пор каждый год мы празднуем День космонавтики. В этом году, ребята, исполняется 55 лет с момента первого полета человека в космос. Сегодня у вас есть уникальная возможность посмотреть на этот звездный полет! Сейчас мы увидим Юрия Гагарина перед стартом — его путь к «Востоку», возвращение на Землю и встреча Героя в Москве.

Просмотр презентации «Звездный полет». Понравился вам фильм? Какое слово произнес Юрий Гагарин перед стартом?

На современных космических кораблях много сложных приборов, космонавт должен знать, как они работают, уметь с ними обращаться. А сейчас давайте попробуем разгадать кроссворд.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (картон, звезды, шаблоны космических кораблей, пластилин, бусины, паетки). Из всего этого можно сделать целое космическое пространство. Давайте нарисуем нашу планету такой, какой ее видят из космоса космонавты. Чтобы работы были более яркими и интересными, рисовать будем карандашом и далее раскрашивать пластилином (техника пластилинография). Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (показ иллюстрации). Почему здесь преобладает голубой цвет?

Чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.

Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

Бусины и паетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.

Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе (самостоятельная деятельность детей).

Во время работы звучит музыка.

Центр настольных игр.

Сегодня в центре настольных игр вам нужно выполнить задание. Открывайте ваши тетрадки. Сейчас мы будем рисовать по клеточкам под диктовку, приготовились, слушаем внимательно.

Что у вас получилось?

Ракета, в переводе с итальянского, означает «веретено», потому что по форме ракета похожа на веретено – длинная, обтекаемая, с острым носом.

Давайте дорисуем вашей ракете окошки. Думаю каждый из вас готов полететь на новой ракете! Приготовились?

Раз-два-три летит ракета – (дети поднимают руки вверх, выполняют повороты)

Три-четыре – самолет. (наклоны корпусом вправо-влево)

До свидания, планета, (поднимают руки вверх и машут)

Мы отправились домой! (круг руками, соединив ладошки)

Чтоб добраться до Земли, (поочередные махи руками вверх-вниз)

Быть мы дружными должны. (берутся за руки, сходятся)

Опыт «Голубое небо».

Цель: Установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Процесс: Наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

Итоги: Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Почему? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.

Дети собираются на итоговый круг.

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, сегодня вы себя показали смелыми, умными, внимательными. Мы гордимся вами и считаем, что вы достойны стать космонавтами.

Дети рассказывают, в каком центре они были, что узнали нового и интересного, показывают свои работы.

Со всеми заданиями вы справились? Что для вас было труднее всего? Ответы детей. На этом наше путешествие закончилось.

«Первые покорители космоса». Фоторепортаж с выставки. Мои впечатления. Приглашаю на экскурсию в Дарвиновский музей. Здесь открыта выставка «Животные в космосе», посвящённая звёздным путешественникам – животным,.

Фотоотчет о занятии «Покорители космоса» Занятие началось с вводной беседы. В 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой первый полет в космос. Но не только мужчины могут осваивать.

Коллаж «Юные покорители космоса» 12 апреля, в День космонавтики, мы с ребятами ощутили причастность к празднику, который отмечала вся страна. Мы «летали» на космическом.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Белка» в старшей группе Программное содержание: 1. Закреплять и расширять знания детей о белке (внешний вид, питание, особенности поведения к изменениям среды.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе Программное содержание: 1. Формировать знания детей о Богородской игрушке. 2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как.

Читайте также:
Почему на новом McLaren за установку лобового стекла нужно доплачивать

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Лыжник» в старшей группе Программное содержание: 1. Учить передавать характерные признаки фигуры лыжника (поза, костюм, атрибуты). 2. Закрепить знания детей.

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Солдат» в старшей группе Программное содержание: 1. Учить детей создавать в рисунке образ солдата. 2. Учить передавать характерные особенности костюма солдата.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Беседа о золотой осени» Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Задачи: – учить детей в слове передавать красоту наблюдаемой природы в осеннее.

О славном и трагическом. Факты о космосе и его героях, которые вы, возможно, не знали

Сегодня День космонавтики. А кто предложил сделать этот день праздником и когда? Какими физическими параметрами должны были обладать первые покорители космоса? Почему собачки вернулись из космоса лысыми? Зачем космонавтам меняли имена? Можно ли в невесомости принять ванну. Вопросы, не правда ли, интересные. И когда же еще искать на них ответы, если не 12 апреля, считает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Праздник предложил Титов

Конечно же, невозможно представить более подходящую дату для объявления ее Днем космонавтики, чем 12 апреля. В этот день 1961 года произошло событие, которое потрясло все человечество: человек впервые полетел в космос.

Тем не менее зафиксировать этот день в качестве праздника никому поначалу в голову не пришло. Идею предложил второй летчик-космонавт СССР Герман Титов. В марте 1962 г. он обратился в ЦК с соответствующим письмом, и уже в апреле того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР в стране был официально установлен День космонавтики.

Юрий Гагарин и Герман Титов

В свою очередь Международная авиационная федерация объявила этот день Всемирным днем авиации и космонавтики. Правда, произошло это несколькими годами позднее, в 1969-м.

А в 2011 году по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 12 апреля стал еще и Международным днем полета человека в космос. Под резолюцией, официально подтверждающей этот факт, подписались более 60 государств.

Он сказал «Поехали!»

Утром 12 апреля 1961 года 27-летний советский военный летчик Юрий Гагарин, сказав свое легендарное «Поехали!», стартовал с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток». Совершив один виток вокруг Земли, старший лейтенант Гагарин приземлился на парашюте в районе Саратова уже майором и мировой знаменитостью. Полету первого человека в космос радовался весь мир.

Газета «Таймс» писала: «Для Жюля Верна это было 80 дней, для майора Гагарина — 108 минут».

Удивительно, но факт: на протяжении всего полета пульс у Гагарина оставался в норме, тогда как у тех, кто следил за полетом с Земли, он подскочил до 120–130 ударов в минуту.

14 апреля Москва торжественно встречала героя. Такого ликования столица не помнила с победного мая 1945 г. Огромные толпы людей — их никто не организовывал — шли и шли через Красную площадь, приветствуя первого космонавта Земли.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам,

— писал Александр Твардовский.

Три варианта заявления ТАСС

Улыбка Гагарина, сегодня всем так хорошо известная, не оставляла сомнений в том, что все прошло замечательно, что иначе и быть не могло. На самом деле еще как могло. Перед стартом Гагарина было произведено пять пробных запусков. Они показали, что космос не прощает малейшей неточности: первый корабль, выполнив программу, не послушался команды на спуск, перешел на орбиту и в дальнейшем прекратил существование. Второй запуск был удачным. Но на третьем запуске в конце 1960-го опять неудача: аппарат сгорел при возвращении. Гагарин шел на риск, ценою которого могла стать жизнь.

Но надо было спешить. Американцы параллельно готовили своих астронавтов и их во что бы то ни стало нужно было опередить.

Власти, готовые к любому повороту событий, распорядились подготовить три варианта заявления ТАСС о полете человека в космос. Первое — торжественное, «успешное». Второе — на тот случай, если корабль не выйдет на орбиту и упадет где-нибудь в тайге или океане. Оно содержало обращение к правительствам стран с просьбой помочь в поиске космонавта. И, наконец, третий вариант — о трагической гибели первого космонавта.

К счастью, второй и третий варианты не пригодились.

Летел в автоматическом режиме

На самом деле полет Гагарина проходил в автоматическом режиме, Юрий Алексеевич не вмешивался в управление. Однако в случае отказа автоматики должен был взять управление в свои руки. Для этого ему надо было достать конверт, вскрыть его, прочитать написанный на листке шифр, которым была цифра «25», набрать этот шифр и только после этого вручную готовить «Восток» к посадке.

Бред? Шпионские игры какие-то? А вот и нет. Это сейчас мы такие грамотные, а тогда никто понятия не имел, как поведет себя человеческая психика. Психологи предположили, что, оказавшись в космосе и увидев родную планету со стороны, человек вполне может тронуться рассудком, пусть даже впасть в легкий неадекват. Да так убедительно это расписали, что поверил сам генеральный конструктор Сергей Королев. Конечно, человеку с помутненным сознанием доверять управление кораблем нельзя. Вот и придумали шифр для разблокировки пульта управления. Если космонавт сможет вскрыть конверт, ввести нужный код, значит, все у него с головой в порядке.

До конверта у Гагарина дело не дошло.

Лучший из лучших

Гагарин, конечно, был не единственный кандидат на то, чтобы войти в историю космонавтом под номером 1. Первый отряд покорителей космоса был сформирован в феврале — апреле 1960 года. Набирали в него только первоклассных летчиков с отменным здоровьем, что, впрочем, понятно. Непонятным поначалу было другое — странное требование к физическим параметрам кандидатов: рост не должен превышать 170–175 см, а вес — 70–75 кг. Позже стало понятно: отбирали с учетом особенностей техники. «Шарик», в котором должен был находиться космонавт, был небольшой. Рослому человеку в нем было бы совсем туго.

Читайте также:
Горбатый, Копейка, Козлик и еще 8 народных кличек советских авто: за что машины получили свои прозвища

В процессе первичного отбора были рассмотрены документы почти на 3,5 тыс. летчиков истребительной авиации. После тщательного изучения характеристик личности на беседу пригласили лишь каждого десятого. По результатам бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору допустили 206 летчиков. После «издевательств» медиков 72 из них сами предпочли вернуться в свои эскадрильи. Еще 105 человек были отсеяны. Полностью все этапы медобследования прошли 29 человек. Но в первый отряд космонавтов, который позже вошел в историю как гагаринский, зачислили 20.

После прохождения курса подготовки к полету в космос и сдачи экзаменов приемная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович».

Отправлен на 17 витков

Согласно установленной очередности вторым в космос полетел Титов. В апреле 1961-го он был дублером Гагарина, и его имя, по тогдашним сумасшедшим правилам секретности, запрещено было даже упоминать (как, впрочем, и имена конструктора Королева, и всех других людей, сделавших возможным полет Гагарина).

В том же 1961 году, 6 августа, Титова с невероятной срочностью отправили в космос на 17 витков (Гагарин, кстати, сделал всего один). Позже выяснилось, что Хрущев потребовал у Королева в июле, когда тайно награждал его второй медалью «Золотая звезда», чтобы новый полет, более эффектный, чем первый, стартовал как можно скорее. А так как требовалось завершить полет обязательно на советской территории, выбора не было — Титова нужно было отправлять сразу на 17 витков (в этом случае посадка происходит очень близко к точке старта). По такой программе раньше летали подопытные собаки, но два полета с ними закончились трагически — тормозная двигательная установка, бывало, подводила после суточного пребывания в холодном вакууме. И все же Королев рискнул.

Титов пробыл в космосе 25 часов 18 минут, отсчитав по космическому спидометру 700 тыс. километров. Это была новая веха в развитии космонавтики и важный этап в науке.

Кстати, на момент полета Герману Титову было всего 25 лет и 330 дней, так что он вошел в историю еще и как самый молодой из всех космонавтов, побывавших в космосе.

Ганхуяга и Какалов. Космонавтам меняли имена

Конечно, руководство страны предпочло бы запустить в космос парня с чисто русским именем. Но Герман Титов был прекрасным космонавтом и мужественным человеком, было понятно, что именно такой справится с поставленной задачей. Тогда кто-то наверху обмолвился, не сменить ли в этом случае ему имя, но до этого не дошло. Кстати, имя космонавту дал отец, алтайский учитель, влюбленный в русскую литературу и превыше всех почитавший Пушкина. Сына он назвал в честь сомнительного героя «Пиковой дамы» (помните: «уж полночь близится, а Германа всё нет»?), а дочь, младшую сестру Германа, — Земфирой — в честь героини пушкинских «Цыган».

Но в дальнейшем фамилии космонавтов, которые казались советским властям неблагозвучными, действительно изменяли. Так, первому болгарскому космонавту Георгию Какалову пришлось стать Ивановым, а поляку Хермашевскому — Гермашевским. Дублер монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагча по настоянию советской стороны из Ганхуяги превратился в Ганзорига.

Четвероногие покорители космоса

И до полета Гагарина, и после него в жертву космосу было принесено немало жизней, как человеческих, так и братьев наших меньших. Имя беспородной, но фотогеничной собачки Лайки, за три с половиной года до полета первого человека в космос отправившейся с космодрома Байконур в герметическом контейнере на борту второго искусственного спутника земли, навсегда вошло в историю — она стала первым живым существом, достигшим космического пространства.

Запуск «Спутника-2» был произведен 3 ноября 1957 года. Лайка прожила после старта всего 5–7 часов и умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она протянет около недели. В любом случае, возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось.

Сам же спутник, совершив 2 370 витков вокруг Земли, сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года.

В течение семи дней СССР передавал данные о самочувствии уже мертвого пса, и только спустя неделю с момента запуска спутника появилось сообщение, что Лайку якобы усыпили. Это вызвало небывалый шквал критики в западных странах со стороны защитников животных. В Кремль пришло много писем с протестами против жестокого обращения с животными и даже с саркастическими предложениями послать первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в космос вместо собаки.

Специальная комиссия из ЦК и Совета министров не поверила, что Лайка умерла из-за конструкторской ошибки, и приказала провести эксперименты с похожими условиями на Земле, в результате которых погибли еще две собаки.

Но это на земле, а в космосе… Лайка стала последней четвероногой его жертвой. Следующие «космонавты», тоже дворняги, — Белка и Стрелка — вернулись на Землю невредимыми.

Ветерок и Уголек

22 февраля 1966 года с космодрома Байконур запустили биоспутник «Космос-110» тоже с собаками на борту. Спрашивается, зачем? Ведь уже состоялся полет Гагарина. Ответ прост: продолжительность пребывания человека в космосе предполагалось увеличивать, поэтому для изучения влияния длительного полета на живой организм в космос отправили двух собак — Ветерка и Уголька. 17 марта спутник приземлился, и все переживавшие за четвероногих покорителей космоса в Центре управления полетом и Институте медико-биологических проблем с облегчением вздохнули: Ветерок и Уголек живы. 23 дня на орбите! Это был рекорд по продолжительности полета для собак, до сих пор, кстати, не побитый.

В лаборатории с четвероногих космонавтов сняли капроновые комбинезоны и обнаружили, что на собаках совсем нет шерсти, а кожа покрыта опрелостями и пролежнями. Они были очень слабы, едва держались на ногах и все время хотели пить. Врачи фиксировали сильное сердцебиение. Собак тщательно промыли дезинфекционными растворами, перевязали и… повезли на Шаболовку на сеанс «Интервидения» к 22:00. Выход в эфир тогда был прямой. Отважные дворняги даже не скулили, а только слизывали слюну друг у друга. Через месяц они уже весело бегали по территории института. Впоследствии и Ветерок, и Уголек дали здоровое потомство и прожили в виварии до конца своих дней.

Читайте также:
Ах, какие глазки: 9 автомобилей с самыми необычными фарами

«Было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги…»

На долю Владимира Комарова, товарища Гагарина по первому отряду советских космонавтов, выпало трагическое первенство — он стал первым в истории человеком, погибшим при совершении космического полета. Комаров, отправляясь в полет на «Союзе-1», был практически уверен, что он закончится неудачей. Корабль был «сырой», но Комаров был на тот момент самым опытным в отряде: если кто-то и сможет справиться с этой техникой, то только он.

Владимир Комаров погиб 24 апреля 1967 года при посадке из-за неисправности парашютной системы спускаемого аппарата.

«Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля, — записал в дневнике руководитель подготовки первого отряда космонавтов генерала Николай Каманин. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров».

Владимир Комаров. Справа — все, что от него осталось

Комаров стал первым среди космонавтов дважды Героем Советского Союза и первым, кому звание Героя было присвоено посмертно.

Через четыре года список жертв космоса был продолжен сразу тремя именами — 30 июня 1971 года при возвращении на Землю корабля «Союз-II» погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Считается, что авария произошла из-за разгерметизации спускаемого аппарата.

Туалет есть, а ванны нет

Многих интересуют вопросы: как, мол, оно там — в космосе. Можно ли принять ванну, почистить зубы? Или, например, как космонавты ходят в туалет?

Время от времени в СМИ появляются рассказы специалистов и самих космонавтов, из которых можно сложить какую-то картину об их быте и кое-что прояснить. Известно, например, что никто из космонавтов во сне не храпит. Даже если на земле кто-то от этого страдает, в невесомости похрапеть никак не получится. Нельзя и поплакать — слезы не будут ни капать, ни стекать по щекам, а просто застынут на глазах шариками. Так что плакать космонавты не советуют — очень неприятное ощущение жжения, к тому же шарики из глаз придется убирать вручную.

В космосе невозможно принимать ванну, для гигиены космонавты используют влажные салфетки и губки. Проблематично также почистить зубы — пену от зубной пасты приходится просто глотать.

Сходить в туалет — особое искусство, которому космонавтов обучают на земле. Правильная техника отрабатывается на специальном макете. Конструкция космического туалета имеет специальные фиксаторы для ног и бедер, которые в невесомости удерживают тело в сидячем положении. Отходы из космического туалета удаляются с помощью мощных всасывающих наносов. Далее твердые отходы отправляются в специальные емкости для утилизации, а жидкие фильтруются до состояния чистой воды.

Возможно, когда-то люди будут путешествовать на космических кораблях, перемещаясь с одной планеты на другую, как сегодня из города в город. Тогда знание особенностей поведения в невесомости будет для них более актуально. К тому времени наверняка придумают и какой-то выход для женщин с силиконовой грудью, ибо сегодня им в космос никак нельзя — в невесомости силикон имеет свойство взрываться.

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 4 класс

Урок 29 Страна, открывшая путь в космос.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Какие успехи были достигнуты в развитии науки и техники Советским Союзом?
  2. Как осваивался советскими гражданами космос?
  3. Почему наша страна больше не является Союзом Советских Социалистических Республик?

Глоссарий по теме:

Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства)

Космодром – комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.

Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос.

Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Скафандр – индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Орбита – от латинского «orbita» – колея, путь.

Орбитальная станция – пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.

Невесомость – состояние, при котором отсутствует сила притяжения. (Сведения из Энциклопедического словаря)

Ключевые слова

Космос; ракета; искусственный спутник; орбита; космическая станция Мир, перестройка, гласность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Рабочая тетрадь, Плешаков. — М.: Просвещение, часть 2, 2017, С. 52 – 53.Дополнительная литература:

  1. Маленькая энциклопедия «Космонавтика», Гл. ред. В. П. Глушко

Издательство: Советская энциклопедия, 1970.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в стране, которая называется Российская Федерация. Это самая большая страна в мире. А вы знаете, что когда-то она была ещё больше?

До 1991 года наша страна называлась Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР входило 15 республик. Все республики были дружны между собой. Люди трудились, помогали друг другу.

Вся страна, народы всех республик встали на защиту Родины в Великую отечественную войну и победили фашизм.

В послевоенный период было много трудностей. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что для восстановления нам понадобится не один десяток лет.

Однако именно Советский Союз впервые запустил искусственный спутник, открыл путь в космос.

Ребята, а что вы знаете об этом? Какие успехи были достигнуты в развитии науки и техники Советским Союзом? Как осваивался советскими гражданами космос? Почему наша страна больше не является Союзом Советских Социалистических Республик?

Сегодня мы узнаем о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос. Нам с вами предстоит совершить путешествие по историческим событиям Советского Союза.

Человек издревле обращал свой взор к звёздному небу. Оно его манило своей красотой, загадочностью, неизведанными тайнами. Сначала человек наблюдал за звёздами невооружённым глазом. Затем появилась возможность приблизить небесные тела с помощью телескопов. Но этого было недостаточно. Человек всегда мечтал полететь к звёздам.

Двадцатый век для нашей страны – это не только войны и революции. Он дал миру величайшие открытия, к примеру, вывел человека в космос.

Основоположником космонавтики является Константин Эдуардович Циолковский. Простой калужский учёный прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разработал схемы ракет и реактивных аппаратов для полётов на большие расстояния в межпланетном пространстве. Это событие положило начало космической эры.

Читайте также:
10 звезд, которые отказываются садиться за руль автомобиля

В 1957 году Советский Союз первый в мире вышел в космос, на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.

После 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.

Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.

Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.

Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе?

Чтобы проверить это, для полетов в космос стали готовить сначала собак. Собак для этого брали не породистых, а простых бездомных дворняжек. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (потому что кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется “красоваться” на страницах газет, отбирали “объекты” покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашками.

Прежде чем отправить собак в космос, их многому научили. Собаки прошли все виды испытаний.

Первого пассажира звали Лайка. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и вес — около 6 килограммов.

Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. К сожалению, собака погибла во время полёта — через 5 часов после старта она умерла от стресса и перегрева. Но этот эксперимент подтвердил, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость.

Вслед за Лайкой летали и другие собаки. Первыми животными, благополучно вернувшимися из орбитального космического полета, были собаки Белка и Стрелка.

Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. 20 августа 1960 года все узнали о том, что космический корабль с собаками на борту успешно совершил посадку на Земле и дворняжки вернулись живыми и невредимыми.

Следующей в космос отправилась Собака Звёздочка.

25 марта 1961 года в космос стартовала ракета со Звёздочкой на борту, вместе с ней в космическом корабле находился манекен космонавта. Выполнив один оборот, корабль успешно приземлился на Землю. Именно на этой собаке отрабатывались все этапы полёта, который должен был спустя некоторое время совершить человек. Удачное возвращение Звёздочки на Землю открыло дорогу освоения космоса человеку. После полёта Звёздочки собаки больше не отправлялись в космос, их история была закончена. Теперь, пришло время старта человека, до которого оставалось лишь 18 дней.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени Юрий Гагарин с космодрома Байконур.

совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле «Восток».

За 108 минут он облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки Саратовской области. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны.

14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.

16 июня 1963г. на космическом корабле «Восток-6» совершила полёт первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

Сегодня весь мир знает имена и других покорителей космического пространства: Герман Титов и Андриян Николаев, Алексей Леонов и Леонид Попов, Беляев и Быковский, Комаров и Джанибеков и многие другие.

Все эти события связаны с именем выдающегося ученого, главного конструктора ракетно-космических систем, Сергея Павловича Королёва. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.

В 1986 году была запущена орбитальная станция «Мир». Это своего рода космический дом, в котором живут и работают подолгу космонавты. Они проводят опыты и исследования, наблюдают Землю и звёзды. За 15-летний срок существования станции на ней побывало более 100 человек различных национальностей. Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира.

В настоящее время в космосе построена новая Международная Космическая Станция, где проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения.

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник создателям первого в мире искусственного спутника Земли.

Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке.

На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

В Саратовской области, недалеко от деревни Смеловки, на месте приземления Гагарина, установлена стела.

Итак, Советский Союз первым запустил на орбиту искусственный спутник Земли, советский гражданин стал первым человеком, полетевшим в космос, советский космонавт впервые в мире вышел в открытый космос, наша соотечественница стала первой женщиной космонавтом.

Огромных успехов достиг СССР и других областях – культуры, науки, техники, образования, здравоохранения, строительство и т.д.

В 70-е годы тысячи семей, проживавших в коммунальных квартирах, получили отдельное жильё. Особое внимание уделялось образованию. Молодёжь стремилась поступать в высшие учебные заведения

Строились заводы. На сибирских реках возведены электростанции Братская, Саяно-Шушенская, Красноярская. Шла добыча богатейших запасов природных ископаемых.

Но не всегда природные богатства использовались разумно. Шла вырубка лесов, заводы и фабрики, не имеющие очистные сооружения, загрязняли сточными водами и отходами водоёмы. Загрязнялась атмосфера. В некоторых крупных промышленных городах создалась неблагоприятная экологическая обстановка.

Читайте также:
Как получить в полноценное владение новый автомобиль, не покупая его

Под угрозой загрязнения оказалось озеро Байкал, но обеспокоенные данным фактом люди забили тревогу.

Советские граждане трудились и в городах и в сёлах, надеясь на обеспеченную жизнь. Но дела у страны шли не лучшим образом.

Экономика страны терпела трудности. Прилавки магазинов зачастую пустовали. Порой невозможно было купить необходимые продукты питания и вещи.

Приходилось стоять в длинных очередях за тем или иным товаром. Всё это вызывало недовольство народа.

Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других стран. Но, несмотря на это, газеты и журналы были переполнены сообщениями о новых трудовых победах.

В 80-е годы к власти пришло новое руководство. Оно начало вести совершенно новую политику, политику гласности. Теперь каждый мог открыто высказывать своё мнение по вопросам жизни страны. Начали издаваться новые газеты и журналы. Появились многочисленные политические организации, что было раньше запрещено. В 1985 году началось масштабное явление в политической, экономической и общественной жизни государства – перестройка. Прилагаются усилия исправить допущенные ошибки. У народа появилась надежда на лучшее будущее. Но все усилия оказались напрасными.

Республики, входившие в состав СССР, стремились стать независимыми, что вскоре и произошло. В 1991 году Союз Советских Социалистических Республик прекратил своё существование. Все 15 республик стали отдельными самостоятельными государствами.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Выберите верное высказывание.

А. США вывели на орбиту Земли первый искусственный спутник.

Б. СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник.

В. Китай вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник.

Г. Германия вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник.

Разбор типового тренировочного задания

Они были первыми в космосе

Памятник первому живому существу в космосе – собаке Лайке установлен в Москве на территории Института военной медицины

Дорогу в космос людям проложили животные

50 лет назад человек впервые «шагнул» за пределы земной атмосферы. 12 апреля 1961 года Юрий ГАГАРИН на корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур, совершил виток вокруг Земли и благополучно приземлился. Началась эра космонавтики. Однако еще до этого эпохального события орбитальные полеты совершали собаки. Именно они стали первопроходцами, ценой своих жизней доказавшими, что живые существа могут летать к звездам. О том, как отбирали и готовили братьев наших меньших, рассказали те, кто непосредственно работал с собаками-космонавтами.

Гагарин как-то в шутку сказал: «Сам не пойму, кто я: «первый человек» или «последняя собака». До него в суборбитальные и орбитальные полеты отправляли 48 псов, 20 из них погибли. Кстати, в 1960 году на первой пресс-конференции по поводу удачного возвращения из космоса Белки и Стрелки сидел и Юрий Алексеевич – журналисты, устроившие ажиотаж вокруг дворняг, не обращали на него никакого внимания.

– На самом деле Белку и Стрелку звали Вильна и Капля. На новые имена они сначала даже не реагировали, – рассказала нам профессор Ада Равгатовна Котовская , которая в 1960-х занималась космическими собаками. Сегодня она по-прежнему работает в Институте медико-биологических проблем РАН, где 50 лет назад проводилась секретная подготовка астропсов.

Ада КОТОВСКАЯ лично готовила советских астропсов

Подвиг Лайки

– Западная пресса уверяла, что жизнь высокоразвитого существа в космосе невозможна: в невесомости теряется вес, поэтому отсутствует давление крови, – продолжает Котовская. – Нашей задачей было доказать обратное. Мы знали случаи, когда летчики высшего пилотажа на несколько секунд выходили за пределы атмосферы. Для опытов привлекли собак: они дисциплинированны в отличие от своенравных кошек. В нашем сверхсекретном отделе работали непосредственно с животными 19 человек. Когда я пришла, уже велись экспериментальные исследования. В Капустином Яре, в низовье Волги, в июле 51-го года прошел первый удачный суборбитальный полет собак Дезика и Цыгана. Тренировала их Татьяна Короткова . После Цыгана взял к себе профессор Анатолий Благонравов – собака прожила в почете до старости. Рассказывают, однажды в гости к Анатолию Аркадьевичу пришел генерал, пес тяпнул его за ногу, но тот лишь потрепал его за ухом. Дезик остался в отряде и погиб в последующем полете. 4 ноября 1957 года одна из наших подопечных – Лайка стала первым живым существом, выведенным на орбиту Земли. Когда в прессу дали информацию, в мире начался бум. Полет искусственного спутника был рассчитан на семь суток. То, что собака не вернется, знали только участники эксперимента. В течение девяти витков мы получали данные о ее состоянии: дыхание, давление присутствовали, она ела. Первый спутник был эллиптический и находился большую часть времени на солнечной стороне. Система терморегулирования вышла из строя.

Астрокошки в симуляторах. Основным кандидатом был Феликс (стоит на заднем плане), но в космос полетела Фелисетт (крайняя слева) (фото из архивов НАСА)

На второй день мы не видели реакции от собаки. Со всего мира приходили письма: многие обвиняли нас в бессердечности. Однако тот полет показал, что можно жить в невесомости не несколько секунд, а длительное время. Ученые получили опыт передачи по телеметрической медицине и по кормлению в космосе. Лайку как героиню, пожертвовавшую собой во имя науки, объявили символом года в Японии.

Пропажа Звездочки

Подготовка к полету в космос человека началась только после удачных запусков Белки со Стрелкой и последнего советского астропса – Звездочки.

– 15 февраля 1961 года мы прибыли на аэродром «Ласточка» для генеральной репетиции запуска ракеты, – вспоминает Котовская. – С собой взяли Чернушку, Удачу и Комету. В полет должно было отправиться одно животное, второе место занял манекен «Иван Иваныч». Туда также приехала первая шестерка космонавтов. Валерий Быковский стал выговаривать мне, что собаку назвали неправильно – Удача.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: