На каких советских автомобилях ездил Юрий Никулин

Автомобили Юрия Никулина: универсалы, универсалы и ещё раз универсалы

Юрий Никулин – это человек, чьё имя в представлении не нуждается. Его нет с нами уже более 20-ти лет, но память о нём живёт, и не в последнюю очередь это связано с тем, что культовые советские короткометражки c его участием прекрасно «заходят» во время новогоднего застолья, хотя, конечно же, без и другие фильмы с его участием достойны быть пересмотренными ещё много-много-много раз.

Как и другие советские звёзды, Никулин был автолюбителем, хоть и получил водительское удостоверение уже тогда, когда разменял четвёртый десяток, да и как знать, сел бы артист за руль вообще, если бы Эльдар Рязанов не решил снять легендарную трагикомедию «Берегись автомобиля», ведь первоначально роль Юрия Деточкина должен был сыграть именно Никулин.

Обучение артиста водительскому мастерству проходило с автоинструктором, причём занятия проходили крайне напряжённо, и по его воспоминаниям, он ходил на них как на казнь. Однажды он едва не задавил дворника, потеряв контроль над автомобилем на покрытой мокрым снегом дороге. К счастью, дворник травм не получил, а вот его лопата была всё-таки сломана. Через пару месяцев народный любимец водил уже вполне сносно, но от своей роли в киноленте Рязанова он всё-таки отказался, аргументируя тем, что не понимает, почему главный герой картины ни с того ни с сего взялся воровать машины, а не занялся чем-то иным.

Так или иначе, Никулин становится владельцем новенького и очень дефицитного ГАЗ-22 «Волга» с госномером 80-60 МОТ.

Этот универсал, как известно, до распада СССР использовался в подавляющем большинстве случаев медиками, и рядовому гражданину, которому в ту эпоху и обычную «Волгу» было не достать, стать обладателем универсала было просто нереально. Не в последнюю очередь такая ситуация была связана и с тем, что под производство кузовов ГАЗ-22 не была выделена отдельная линия. Во время движения кузова по конвейеру, сваренный наполовину кузов «выдёргивали» на отдельную производственную площадку, после чего снова возвращали на основную производственную линию, где он уже укомплектовывался узлами и агрегатами, что в крайне негативном ключе сказывалось на себестоимости производства.

Никулин аргументировал надобность в покупке автомобиля с таким кузовом большим количеством гастролей и необходимостью брать с собой множество вещей, и, наконец-то, в 1965 году советская партийная верхушка проявила снисходительность к молодой звезде, и дала зелёный свет на покупку универсала. Машина обошлась артисту в 6200 рублей, причём окрашена она была в «крутой» по тем временам чёрный цвет.

Впрочем, московские блюстители дорожного порядка, останавливая чёрную «Волгу» комика, как правило, видели перед собой не грозный взгляд партийного чиновника, а сияющую улыбку всенародного любимого артиста, в связи с чем не стеснялись просить автограф.

Кстати, как-то эту машину пытались угнать, но Никулин установил на неё неведомую для советских угонщиков иностранную противоугонную систему, и они бросили его машину на первом же повороте.

Со временем Юрий Владимирович решил перекрасить автомобиль в тёмно-серый цвет, а будучи в США на гастролях прикупил для него фордовские велюровые чехлы малинового цвета, а также установил на передний диван подголовник. На своей двадцать второй артист разъезжал 11 лет, после чего подарил её своему сыну.

В 1976 году Никулин лично направился на Горьковский автозавод, где ему вручили ключи от новенького ГАЗ-2402 белого цвета. В отличие от именитых «коллег по цеху», он не стал требовать красивый номер для своего автомобиля, довольствовавшись табличкой с символами 00-13 ММО.

Однако этот автомобиль ждала печальная судьба: в первый же год Юрий попал на нём в четыре аварии, хотя виноват в них был лишь раз – артист заблокировал колёса на мокрой дороге и ударился в перевозивший хлеб фургон. Несколько раз из машины вытягивали радиоприёмник, позже её ударили на стоянке, а в 1982 году универсал ждала самая печальная история: его угнали, причём правоохранители так и не смогли выйти на след угонщиков, и до сих пор судьба автомобиля неизвестна. Поскольку машина для гастролей всё-таки была нужна, артист остановил свой выбор на более экономичном и лёгком ВАЗ-2102.

В 1988 году финская компания Polar вела строительство нового здания цирка на Цветном бульваре, и после окончания стройки, ее сотрудники подарили артисту тёмно-зелёный Volkswagen Kafer, известный у нас как «Жук». Однако на этом автомобиле Никулин обычно не пользовался, а только изредка выезжал на нем на арену.

Читайте также:
Самый экономичный Volkswagen продают за 60 тысяч фунтов стерлингов

В 90-е легенда кино в силу возраста за руль садился редко, доверяя это дело водителю. Его выбор пал в сторону комфортабельного Mercedes-Benz W126, и узнать его машину можно было по номеру «НИКУЛИНУ 75».

Поговаривают, что была у Юрия ещё одна иномарка, причём речь идёт об автомобиле Adler Trumpf из легендарной комедии «Кавказская пленница». В киноленте раритетная машина рассекала по горным серпантинам Кавказа с ГАЗовской эмблемой оленя на капоте, чем вводила в заблуждение советских, да и чего уж там, и нынешних автомобилистов.

Также ходят слухи, что под капотом у этого автомобиля располагался вовсе не оригинальный 1,5-литровый мотор с отдачей в 25 сил, а 1,1-литровый двиатель от Москвич-400. Впрочем, учитывая то, что Москвич-400 был идентичен довоенному Opel Kadett K38, в этом нет ничего особо удивительного. Поскольку картина снята в 1966 году, то Adler Trumpf вполне мог быть первым автомобилем Никулина, однако достоверно этот факт не подтверждён. Впрочем, на открытом в 2000 году памятнике актёру в Москве фигурирует именно такой автомобиль.

Так или иначе, легендарный Юрий Никулин выбирал для своих нужд советские автомобили, причём руководствовался он скорее не стремлением «покрутить носом» перед окружающими, а желанием облегчить свою ношу во время бесконечных гастролей и съёмок.

Юрий Никулин и его автомобили

Вслед за Гагариным, героем рубрики “Люди и машины” становится еще один Юрий. На этот раз, выдающийся советский актер и артист цирка — Юрий Владимирович Никулин. Примечательно, что водить автомобиль легендарный клоун научился довольно поздно, разменяв уже четвертый десяток лет — когда готовился к съемкам в фильме “Берегись автомобиля” (роль позже отдали Смоктуновскому). Зато он был одним из немногих в СССР владельцев-частников довольно редких универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402 “Волга”, купить которые обычному человеку практически не представлялось возможным

Сверху Никулин на своем любимом ГАЗ 22

Машину удалось приобрести только благодаря обширным связям и культовому статусу актера. В 1965-м году универсал обошелся кинозвезде ровно в 6200 рублейю. На фото хорошо видны доустановленные противотуманки и клыки на переднем бампере

Черную Волгу с номерами 80-60 МОТ знали все московские гаишники и частенька останавливали Юрия только чтобы попросить автограф. Однажды машину даже пытались украсть, но воры доехали лишь до ближайшего поворота: Никулин предусмотрительно установил импортное противоугонное устройство, запирающее рулевую колонку

Универсалы выпускались только на базе третьей серии Волги: под капотом — рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л.с.

Практичный автомобиль стал незаменимым помощником во время гастролей артиста: в просторный салон и багажник без проблем влезали личные вещи и весь рабочий реквизит

В те годы Волги комплектовались таким вот домкратом типа хай-джек

Позже 22-ю перекрасили в темно-серый цвет, а салон был украшен вишневыми велюровыми чехлами (от какого-то Ford), купленными в США во время гастролей

Никулин на встрече с родственниками: большой семье — большая машина. Обратите внимание на подголовник на переднем кресле-диване

С Натальей Варлей около автобуса во время съемок картины Кавказкая пленница

В 1976-м году Никулин подарил 22-ю Волгу своему сыну на день рождения, а сам пересел на новую модель — универсал ГАЗ-2402 белого цвета, который он лично пригнал из Горького

Юрий Владимирович не был суеверным, поэтому для новой машины выбрал номер 00-13 ММО, который никто не хотел брать в ГАИ

В 1982-м году произошло печальное событие — Волгу угнали. Автомобиль так и не удалось найти, поэтому народный артист оперативно купил взамен подержанный универсал ВАЗ-2102. Вскоре эта машина также перешла сыну

Юрий Никулин во время посещения завода АЗЛК (1971-й год): на конвейере — редкий грузовой фургон Москвич-434

Зеленый Volkswagen Kafer пригнали в 1988-м году специально для Никулина сотрудники финской строительной компании Polar, которые проводили капитальный ремонт цирка. Забавный автомобиль иногда даже выезжал на арену

За что пинать-то? Классный пост, Никулин такой домашний

А где его красный кабриолет?

Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с.[10] Эта машина была собственностью Юрия Никулина[11][12] и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).

Читайте также:
Первый серийный автомобиль, который подзаряжается только от солнца

Добавлено в 19:49
еще было в 90-х в за рулем интервью интересное, найти не могу. Там был момент, что в ГАИ из уважения к Никулину не стали снисходительно принимать у его родственницы экзамен, а гоняли по полной. “Юрий Владимирович, зачем вам горе в семье?”

Хорошая тема, жалко фото не цветные.

Добавлено в 00:30
Всегда любил Никулина и его персонажей.

Именно поэтому на ВОЛГИ за 15 тыс. рублей в СССР была очередь.

а если , получив бесплатное образование, просто сидеть на работе протирая штаны и получать 120p. – то да, копи 15 лет.

Цитата (Jizn @ 8.06.2015 – 20:02)
Больше, больше и больше…
А больше это как?
Автомобиль ГАЗ-24 на закате Союза стоил 15000
Простому рабочему человеку с зарплатой большей, чем у тогдашнего ИТР и интеллигента (что-то вроде нынешнего менегера) на волгу пришлось бы копить лет 10 -15.
И тогда, извините, машины в кредит в стрАне не продавали
Так что Юрий Владимирович Никулин в те годы был заслуженным “миллионером” )))

Какая чушь. Тогда работающий человек мог и тысячу и 2 легко заработать, в колхозах на уборке можно было до 4 тысяч в лёгкую в страду поднять. Да и других мест хватало.

не нравятся мне эти машины
с его возможностями можно было привезти лучше

как октер мне очень нравится в стариках разбойниках и вообще в драматических фильмах он реально мог передать зрителю многое
все остальное считаю его дурачеством не более)

В своем классе ВОЛГА была вполне на уровне мировых стандартов. А по ремонтопригодности, проходимости и надежности – даже лучше.

НУ вот привез бы НИКУЛИН себе скажим Мерседес 220. И где нибудь на гастролях в Улан-Уде от случайного вылетевшего из под колес грузовика камня у него в дребезги разбивается лобовое стекло..

И всё- нет Мерседеса.

а на Волгу – в любом таксопарке любые запчасти.

Цитата (Sidorini @ 9.06.2015 – 02:20)
В своем классе ВОЛГА была вполне на уровне мировых стандартов. А по ремонтопригодности, проходимости и надежности – даже лучше.

НУ вот привез бы НИКУЛИН себе скажим Мерседес 220. И где нибудь на гастролях в Улан-Уде от случайного вылетевшего из под колес грузовика камня у него в дребезги разбивается лобовое стекло..

И всё- нет Мерседеса.

Советские тачки продавались во всяких ебенях, где нет нормальных дорог, типа Финляндии. Тамошние колхозники высоко ценили живучесть Волги. Но это не заслуга советского автопрома, это недоработка их дорожников.

А ты ура-патриот или мне кажется? Просто, утверждать, что в 60-70-е наши машины не уступали импортным, может или упоротый ура-патриот, или человек совершенно не в теме.

Если бы американский рынок был открыт советским автомобилям, то там явно нашлись бы покупатели на все модели выпускаемые в СССР. В те годы американский автопром гнал редкое по качеству говно. Да и вообще в мире было примерно так же.
Хотя конечно в Волгу пришлось бы поставить восьмицилиндровый двигатель от ЗИЛ130 , но с технической стороны это проблем не составляло. Места под капотом было достаточно.

НО и в обычной заводкой комплектации все советские автомобили с успехом продавались на западе . И Запорожцы тоже. Продавались в тех странах где не политики решали что экспортировать.

У Никулина была возможность привезти ЛЮБОЙ автомобиль. Он постоянно выесжал на гастроли и неплохо зарабатывал в валюте. Во всяком случае побольше чем Высоцкий, который таки есдил на Мерседесе.

Т.е. выбор Никулиным Волги был вполне осознанным. Потому что он не страдал понтоманией.

​Автомобили Юрия Никулина

Любимый миллионами актер и ­клоун Юрий Никулин впервые попробовал себя в роли водителя уже 40-летним, причем без особого энтузиазма.

Езда, по воспоминаниям Юрия Владимировича, давалась ему нелегко. На одном из первых занятий он чуть не задавил дворника. Обошлось, к счастью, сломанной метлой. Ездить великий актер все же научился. А вскоре у него появился и первый автомобиль – он стал одним из немногих в СССР владельцев-частников довольно редких универсалов ГАЗ-22 и ­ГАЗ-2402 «Волга», купить которые обычному человеку практически не представлялось возможным.

Машину удалось приобрести только благодаря обширным связям и культовому статусу актера. В 1965 году универсал обошелся кинозвезде ровно в 6 200 рублей. Черную «Волгу» с номером 80-60 МОТ знали все московские гаишники и частенько останавливали актера, только чтобы попросить автограф. Однажды машину даже пытались украсть, но воры доехали лишь до ближайшего поворота: Никулин предусмотрительно установил импортное противоугонное устройство, запирающее рулевую колонку.

Универсалы выпускались только на базе 3-й серии «Волги»: под капотом – рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 75 л. с. Прак­тичный автомобиль стал незаменимым помощником во время гастролей артиста: в просторный салон и багажник без проблем вмещались личные вещи и весь рабочий реквизит.

Позже ГАЗ-22 перекрасили в темно-серый цвет, а салон был украшен вишневыми велюровыми чехлами (от Ford), купленными в США во время гастролей. В 1976 году Никулин подарил 22-ю «Волгу» своему сыну на день рож­дения, а сам пересел на новую модель – универсал ГАЗ-2402 белого цвета, который он лично пригнал из Горького.

Однако уже по дороге в ­Москву потекли масло и антифриз, вскоре от кузова стала отваливаться краска. Потом случались и мелкие аварии, и переборка двигателя, но Юрий Владимирович свою машину любил. Как, впрочем, и все тогдашние автолюбители, привыкшие относиться к семейным автомобилям почти как к живым существам с индивидуальными характерами, а иногда и причудами.

Прочная и вместительная «Волга» была мечтой многих и многих советских людей, но ее, правда, надо было часто чинить и обслуживать. Прос­тейшие операции Никулин освоил сам, а более сложные доверял спецам. Помочь любимому актеру хотел, разумеется, каждый. К слову, в те годы прак­тически каждый далекий от техники автолюбитель обзаводился знакомым механиком, причем часто работающим вовсе не в официальном сервисе, а на автобазе, а иногда и просто в частном гараже.

Юрий Владимирович не был суеверным, поэтому для новой машины выбрал номер 00-13 ММО, который никто не хотел брать в ГАИ. И возможно, зря: в 1982 году произошло печальное событие – «Волгу» угнали. Автомобиль так и не удалось найти, поэтому народный артист оперативно купил взамен подержанный универсал ВАЗ-2102. Вскоре эта машина также перешла к сыну.

Последним автомобилем Юрия Никулина стал фургон ЗИЛ-«бычок», подаренный мэром Москвы на 75-летие директора для нужд цирка.­

Хотя был еще один автомобиль – бронзовый Adler Trumpf Junior, точно воспроизведенный скульптором Александром Рукавишниковым. Спущенные колеса, продавленные сиденья, олень от «Волги» на капоте и затрапезно-заграничный вид знаменитой легковушки из «Кавказской пленницы» лишь усиливают комедийный образ. Правда, в фильме за рулем этого автомобиля актер не сидел. Это место постоянно занимал Евгений Моргунов.

Сначала памятник хотели пос­тавить прямо на проезжей части, но власти сказали, что он будет мешать проезду. ­Поэтому скромный, но очень домашний монумент установили на тротуаре, посвятив 120-летию цирка и 80-летию со дня рождения его преданного артиста и любимого директора.

Известно также, что в пос­ледние годы жизни Юрий Владимирович за руль почти не садился, в цирк его чаще вози­ли на «мерседесе». Но образ великого комика, конечно же, всегда будет ассоциироваться с «Волгами». И это справедливо!

Отзыв: Музей истории ОАО “ГАЗ” (Россия, Нижний Новгород) – А вы знаете – на каких автомобилях ездили Юрий Никулин и Юрий Гагарин?

Побывать в Нижнем Новгороде и не посетить музей истории ОАО “ГАЗ” просто глупо. Вогли, ГАЗели – все эти автомобили сходили рано или поздно с конвейеров Горьковского автомобильного завода. С этими постоянными переименованиями просто канитель какая-то. Нижний Новгород, а завод горьковский.

Музей истории ОАО “ГАЗ” мы посетили сразу по приезду в город. Открывается он в 9.00.

Цена на билет чисто символическая – 100 рублей со взрослого человека, 50 рублей с ребенка-школьника или студента. Дети до 3-х лет бесплатно. Ну а если захотите пофотографировать, то придется заплатить 200 рублей.

Музей состоит из двух частей: история завода в фотографиях и история завода в автомобилях. Первая часть расположена на втором этаже, а экспонаты стоят на первом этаже.
Вся история завода представлена здесь в фотографиях и вещах.

Так как мы посещали музей самостоятельно, без экскурсовода, то нам самим приходилось во всем разбираться.
Модельки автомобилей, произведенных Горьковским автомобильным заводом.

Почетное место занимают “стахановцы” завода, им отделено специальное место, их портреты украшают начало зала.

Памятная доска о строителях завода.

Американская рулетка, которую использовали при строительстве завода, была найдена при поздней реконструкции.

Мебель из кабинета директора завода.

Почти все модели автомобилей, которые когда-либо выпускались заводом, представлены в мини-версиях, для наглядности.

Вот так выглядит экспозиционный зал на втором этаже.

Напоминанием о Великой Отечественной войне.

В годы ВОв заводу, как и многим в те тяжелые времена, пришлось переквалифицироваться.

Но не только военные снаряды выпускал завод во время войны, для повседневного потребления выпускались и товары народного потребления.

Так что, не только автомобилями славен завод ГАЗ.
Отдельный стенд посвящен работникам завода, погибшим в Афганистане и Чечне.

Инициативной группой организовывались автопоходы, откуда привозились частички Великой Отечественной войны.

А этот автомобиль сделан из пластилина или чего-то подобного.

Дети к празднику 70-летия Победы в ВОв сами делали поделки, которые тоже теперь являются экспонатами.

А теперь отправимся воочию смотреть автомобили, которые были выпущены этим заводом.

Помещение, где находятся автомобили, большое, но по-моему недостаточное для полного обзора. Как-то кучновато тут, тесно.

Мое внимание привлекла “малолитражка” – ГАЗ М-18, предназначенная конкретно для инвалидов ВОв. Двухместный автомобиль!

Автомобиль ГАЗ-А выпускался всего 4 года: с 1932 по 1936 год.

А ГАЗ-12 аж целых 10 лет: с 1950 по 1960 год.

Старые добрые грузовички.

Больше всего поразил “памятник” первой ГАЗели. У нас тоже была такая же)).

А вы знаете, что два великих советских Юрия: Гагарин и Никулин были обладателями автомобилей марки ГАЗ. А именно “Волга”. У Юрия Гагарина был ГАЗ-21.

А у Юрия Никулина – ГАЗ-24-02 универсал.

А в фильме “Черная молния” снимался тоже “газовский” автомобиль – Чайка.

Там внутри, оказывается, столько много места.

Экспериментальные автомобили на воздушных подушках.

Военная техника тоже есть. БТР.

Снегоболотоходный гусеничный транспортер ГАЗ-3403.

Оказывается, он управляется не рулем, а при помощи рычагов.

А в кузове предназначено место для сна. И даже не одно.

Знаменитый ГАЗ-14, на котором до сих пор принимают Парад Победы на Красной Площади 9 мая.

Вот она – та самая ручка, за которую можно держаться и спокойно стоять в движущемся автомобиле.

Крыша в этом автомобиле не предусмотрена.

И еще автомобили которое не получили широкого применения и массового выпуска.

Фотографии с Д. Медведевым и В. Путиным.

Конечно, если бы с нами был экскурсовод-гид, который бы нам все подробно рассказывал, то многих домыслов мы бы смогли избежать.
Но все равно очень интересно.

Какие автомобили были у знаменитых советских актёров

Приобрести во времена СССР машину было редкостной удачей. А для того чтобы обзавестись иномаркой, и вовсе требовалось получить разрешение Министерства торговли. Не удивительно, что автомобиль тогда был не только средством передвижения, но и считался роскошью, демонстрирующей статус человека. Владельцами машин становились дипломаты, представители власти и, конечно, всегда привлекали к себе внимание автомобили советских актёров, особенно если кумир публики предпочитал сам находиться за рулём.

Евгений Евстигнеев

Признанный мэтр российского кино Евгений Евстигнеев был прекрасным водителем. Но за руль своей первой машины — «четвёрки», он сел довольно поздно, в сорок лет. Позже актёр купил подержанный голубой «Мерседес», без которого не представлял своей жизни. Даже в булочную за хлебом он предпочитал ездить на автомобиле.

Андрей Миронов

Андрей Миронов в 1985 году приобрёл статусный BMW E28 тёмно-серого цвета — первую в истории компании модель автомобиля с дизельным двигателем. На этой машине актёр очень любил катать своих родных и близких.

Никита Михалков

Никита Михалков в 1979 году купил роскошный по тем временам синий «Мерседес» W115. Компактный и элегантный автомобиль вошёл в первую массовую серию легковушек бизнес-класса Mercedes-Benz. Спустя десять лет Никита Сергеевич сел за руль полноприводной модели Mercedes W124.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий не скрывал своего особого отношения к красивым автомобилям. Его первой машиной стал хетчбэк Renault 16TS, а в 1974 году с помощью своей жены Марины Влади актёр привёз из-за границы седан BMW 2500. Спустя два года Высоцкий стал обладателем Mercedes W116 модели 350SE, который он немногим позже разбил, протаранив трамвай на большой скорости. Впрочем, актёра это не остановило, и вскоре в его коллекции появился Mercedes 450SLC.

Александр Абдулов

Первым автомобилем Александра Абдулова была жёлтая «копейка» с третьим двигателем, благодаря которой артист полюбил скоростную езду. В 1994 году он купил новый BMW 735i е38.

Евгений Жариков

Евгений Жариков стал обладателем второй модели «Жигулей» в 1977 году. Через два года он сменил её на ВАЗ-2011, которую после аварии пришлось продать и купить «Жигули» третьей модели.

Олег Басилашвили

Олег Басилашвили обзавёлся «шестёркой» в начале 90-х. Как признаётся актёр, в ней постоянно что-то ломалось, и когда владельцу это надоело, он заменил «Жигули» на «Škoda Felicia».

Ролан Быков

В 1994 году в гараже у режиссёра и актёра Ролана Быкова появилась новенькая BMW 318 е36. К этому времени у Быкова уже был «ВАЗ 2104» с салоном от «семёрки» и кузовом от «четвёрки». Но передвигаться Ролан Антонович предпочитал на «Волге» с водителем.

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт, как и многие его коллеги, в качестве первого авто получил «Москвич-401». Александр Анатольевич вспоминает, что эта машина ездила при любых условиях, даже когда в ней происходили серьёзные поломки. «Москвич» сменила «Победа», а в 90-х годах у актёра появилась возможность приобрести Jeep Cherokee 1993 г.в.

Юрий Никулин

Юрий Никулин научился водить довольно поздно, уже после 30 лет. Зато он стал обладателем довольно редких в СССР универсалов ГАЗ-22 и ГАЗ-2402. Купить их обычному человеку в те времена не представлялось возможным.

Вячеслав Тихонов

После легендарной роли Штирлица Вячеслава Тихонова все представляли за рулём Мерседеса. Но на самом деле его первым автомобилем стал «Москвич-407». Впоследствии Вячеслав Михайлович подарил этот автомобиль отцу, мечтавшему, чтоб сын талантом заработал деньги на покупку хотя бы мотоцикла для совместных поездок на рыбалку.

Армен Джигарханян

Армен Джигарханян начал свою водительскую карьеру с 21-й «Волги». Обосновавшись в Москве, купил 421-й «Москвич», на котором ездил не только по дорогам СССР, но и по странам Восточной Европы.

Алексей Баталов

Первой машиной Алексея Баталова, которому в процессе съёмок не раз пришлось сидеть за рулём автомобиля, стал 400-й «Москвич». Деньги на него ему подарила Анна Ахматова. За ним последовал бело-зелёный «М-407». Но больше всего Баталов любил «Волгу». Обзавестись ею ему помог Союз кинематографистов СССР.

Павел Кадочников

Один из первых «Москвичей-400», появившихся на улицах Ленинграда, принадлежал Павлу Кадочникову. Ездил актёр на нём аккуратно, хотя и без прав. Но инспекторы, остановив машину известного артиста и узнав его, никогда не спрашивали у него водительского удостоверения.

Савелий Крамаров

Савелий Крамаров в 26 лет купил подержанный «Москвич», деньги на который он одалживал у друзей и знакомых. Когда же пришла востребованность в профессии, Крамаров приобрёл Volkswagen, ранее принадлежавший одному из высокопоставленных дипломатов.

Анатолий Папанов

Дочь Анатолия Папанова вспоминала, что Анатолий Дмитриевич вначале сел за руль «Победы», списанной из воинской части, затем водил 21-ю и 24-ю модели «Волги», после чего у него появились «Жигули».

Иннокентий Смоктуновский

До 1973 года Иннокентий Смоктуновский ездил на «Волге» ГАЗ-21 1966 г.в. После того как актёр продал машину родному брату Аркадию, она прослужила ещё 30 лет.

Михаил Боярский

Первой машиной Михаила Боярского стали «Жигули» модели 21011, за ними последовали две «Волги»: чёрного и белого цвета.

Николай Караченцов

Николай Караченцов в начале 70-х годов купил тринадцатую модель «Жигулей», а позже в его гараже появился купленный по случаю южнокорейский джип «Саньен-Корандо-Фэмили».

Василий Ливанов

Признанный Шерлок Холмс советского кинематографа Василий Ливанов ездит за рулём уже сорок лет. Его первой машиной стала «Волга» с оленем на капоте, за ней поочерёдно появились: «Победа», «Жигули» первой и одиннадцатой моделей, «Нива» и любимая актёром «Вольво».

Машины советского автопрома не отличались разнообразием, но для каждого они остались в жизни приятным воспоминанием.

Мотоцикл, покоривший Эльбрус, и автомобиль Юрия Никулина

22 февраля 2017 12:50

Страсть к технике у большинства мужчин в крови. Леонид Зякин посвятил ей всю свою жизнь. Собирал по крупицам, старым гаражам, на аукционах. И «дособирался» до целого музея. В его коллекции собрано 99% мотоциклов, выпускавшихся в СССР.

Сама коллекция была зарегистрирована в 2008 году. На сегодняшний день насчитывает более 300 мотоциклов (и десятки на реставрации). Это практически все мотоциклы производства Советского Союза, включая экспериментальные модели.

Первый серийный мотоцикл, 1930 года выпуска. По всем миру их насчитывается порядка 25 штук. Хранятся они и в частных коллекциях, и в государственных музеях. Но экземпляр уникальный и крайне редкий. На данный момент мотоцикл находится на реставрации. Кстати, многие детали приходится вытачивать заново, потому что за 80 лет мотоцикл явно поизносился, а запчастей к нему не выпускают.

В коллекции музея – четыре советских военных мотоцикла. Техника выпускалась еще до войны. Например, М-72 ежегодно участвует в параде Победы 9 мая.

ИЖ-350 — первый послевоенный мотоцикл. Выпускался в 1946 году. Тогда с немецкого концерна DKW было переправлено оборудование на три предприятия — Ковровский, Ижевский и Минский заводы. Именно на немецком оборудовании начали выпускать после войны первые ИЖ.

Военный Harley-Davidson. Во время Великой Отечественной войны советской техники катастрофически не хватало. И для мотострелковых рот закупали у Америки такие вот Harley. Это редкая, сохранившаяся до наших дней модель.

За основу этой конструкции взят мотоцикл модели «ВОХАN-80.2WD», который занесен в Книгу рекордов Гиннесса в 2004 году. Эта техника — единственная, которая «покорила» Эльбрус! Сама команда состояла из 10 человек, путешествие длилось 19 дней.

Первый милицейский мотоцикл выпустили в 1956 году. Он был непривычного зеленого цвета. Только спустя годы их стали красить в желто-синие – «фирменные» милицейские цвета. Под Нижним Новгородом в 60-е годы прошлого века была исправительная колония. И с Ирбитского мотоциклетного завода в Нижний переправляли зеленые мотоциклы, а осужденные в специальном цехе их переделывали — красили в «гаишные» цвета и форсировали движок, чтобы он мог развивать скорость до 130 км/ч (изначально мог идти только на скорости 95 км/ч). В простонародье его называли «догонялка», потому что в те времена быстрее, чем эти мотоциклы, техника на дорогах не ездила. Кстати, мотоцикл и сейчас в рабочем состоянии.

Автомобиль Юрия Никулина был найден в городе Ясногорске шесть лет назад в довольно плачевном состоянии. В 70-е годы Тульский цирк считался самым значимым в стране. Зрители ехали отовсюду. В городе Серпухове для Юрия Никулина по спецзаказу была сделана эта мотоколяска, покрытая латунью, как ее называли – «никулинка». Любимый клоун страны выступал на ней на арене Тульского цирка. Но так получилось, что Юрий Владимирович был экстренно госпитализирован, гастроли прервались, а автомобиль остался. Потом его утащили из цирка. Несколько лет он «скитался» по разным рукам. И вот 6 лет назад был найден и отреставрирован.

ИЖ-62, выпущен в 1961 году. Единственный экземпляр — мотоцикл для серийных гонок с огромным топливным баком. Спортивные мотоциклы выпускались в ограниченном количестве, выдавались спортсменам. И после определенного пробега мотоциклы сдавались обратно и, по сути, уничтожались.

Реставратор с золотыми руками

Дядя Коля, как его называют сотрудники музея, – человек уникальный. Он реставрирует старую технику: сам вытачивает детали, проверяет их и вдыхает жизнь в давно, казалось бы, отжившую технику.

Кстати

Помимо техники, в музее собраны еще и афиши с мотокроссов СССР. На этих соревнованиях в разные годы не раз ставили рекорды чемпионы мира. Кстати, сами мотоциклы чемпионов тоже занимают достойное место в коллекции музея.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ООО “Дом прессы”, газета “КП”-Тула”: 300012, Тула, Городской переулок, 15-Б. Контактный тел. +7 (4872) 50-12-77,50-12-701 (факс).

Юрий Никулин: хулиган, фронтовик, балагур

Интервью с сыном великого клоуна к 90-летию со дня его рождения.

18 декабря великому клону, комику и просто хорошему человеку Юрию Никулину исполнилось бы 90 лет. Первый канал подготовил к этой дате концертную программу в цирке на Цветном бульваре. А «Вокруг ТВ» решил вспомнить любимого артиста вместе с его сыном Максимом Никулиным.

— Максим Юрьевич, и как же вы намерены отметить 90-летие со дня рождения отца?

— Мой отец был не пафосным человеком. Поэтому ничего сверхъестественного мы не планируем. Конечно, в цирке подготовлена новая программа, которую и покажет Первый канал.

— Трудно быть Никулиным? Вам ведь и по сей день, наверное, бросают в спину: «наследничек»?

— Бросают, но я хорошо понимаю, что первопричиной является зависть. Я-то себя наследником не считаю. Потому что ничего материально ценного мне не перепало. Наоборот, одна головная боль. Олигархов от цирка небывает. Цирк — не нефтяная скважина, не завод, не ресторан. Цирк — это то, что требует постоянного внимания, постоянного вложения денег.

— А почему, будучи сыном Никулина, вы изначально не пошли в цирк, а стали журналистом, работали в программе «Время»?

— Я рос за кулисами и видел, что цирк — далеко не праздник. Это тяжкий труд. Неустроенные судьбы, постоянные гастроли… Все это откладывалось на подкорке. Да и родители меня особенно не зазывали в цирк. Видимо, не желали мне участи артистов, которые годами жили в общежитиях и на съемных квартирах. Правда, у отца с матерью было преимущество перед всеми: у них была комната в коммуналке и бабушка, на которую меня оставляли. Но и им порой приходилось нелегко. Отец пару раз спросил меня, не хочу ли я… Но поскольку в тот период я вообще ничего не хотел, меня перестали спрашивать.

— За Юрием Никулиным закрепился образ эдакого простачка, хотя многие считают, что за маской скрывалась личность глубокая и не очень-то веселая. Что было в действительности?

— У отца не было детства: школа, потом сразу война. И это не могло не наложить своего отпечатка. Отец как-то сказал, что война сломала их поколение. Но, странное дело, как раз в нем я этих признаков сломленности никогда не находил. Более того, уверен, отец был человеком, что называется, без второго плана. Если кто-то начинал искать в нем глубину и подтексты — это было бесполезной тратой времени. Он был очень искренним. И с министром, и с шофером разговаривал одинаково, всегда оставаясь самим собой. Эта искренность была божьим даром, талантом, который так притягивал людей.

— Он себя считал великим клоуном?

— Великим он считал Леонида Енгибарова. А сам был человеком необычайной скромности. У них с Михаилом Шуйдиным, постоянным партнером по клоунскому дуэту, была в ходу такая шутка. Они приходили в цирк и говорили: представляете, мы только что из главка, и там нам сказали, что по итогам специального исследования мы названы вторыми клоунами. Все тут же вскидывались: «А первые кто?» — «А первых, — отвечали они, — до хрена. »

После смерти отца Лев Дуров сказал мне поразительную вещь: «Ты, Максим, не театральный человек, и не способен оценить величие и гениальность своего отца, который добровольно роль лидера в дуэте отдавал партнеру. Ведь каждый артист мечтает сам сыграть Гамлета. » Вот и решайте, великий ли он клоун.

— Сегодняшний цирк раздирается интригами, сплетнями, скандалами. А во времена отца существовала зависть, ревность?

— Отец никому никогда не завидовал. А ему — наверняка. Но, то ли в силу занятости, то ли еще почему-то, особых подлостей люди тогда не делали. Даже в махровые годы застоя в цирке никто ни на кого не писал анонимок. Если кто-то кого-то обижал — просто били морду, и все.

Был забавный случай. Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова».

Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

— Набили?

— Но отношения у отца с Поповым были плохими?

— Не поэтому. Они просто разные люди — по характеру, по отношению к жизни, к людям. Я не хочу на эту тему говорить. Олег Попов работал тогда, когда отец уже ушел на пенсию. Попов был обласкан страной и партией, получил народного, будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима… Каждый человек сам в жизни делает выбор, и нести ответственность за него тоже должен сам.

— Кстати, о проблеме выбора. Неужели Юрию Никулину не надоедало играть недотеп в гайдаевских комедиях? Неужели не хотелось замахнуться на что-то более серьезное, драматическое?

— Хотелось, а не предлагали. Впрочем, думаю, как раз пройдя школу гайдаевских недотеп, отец и сумел так выразительно, на контрасте, сыграть потом драматические роли в «Чучеле», «20 днях без войны», «Андрее Рублеве»… Кстати, отец все свои роли любил. За исключением «Стариков-разбойников».

— Говорят, Гайдай долго уговаривал Никулина на съемки в «Кавказской пленнице». Юрий Владимирович в конце концов согласился, и в итоге в смете за фильм значатся такие цифры: за эпизодическую роль Никулин получил пять с лишним тысяч рублей, а режиссер Гайдай всего лишь четыре тысячи. Вашего отца можно было уговорить сделать за деньги что-то ему противное?

— Нет. Дело в том, что Гайдай сам долго сомневался, стоит ли вновь использовать в картине знаменитую троицу. На тройке очень сильно настаивал Моргунов, потому что его никуда больше не приглашали. Когда-то он здорово начинал: сыграл Стаховича в «Молодой гвардии» у Герасимова. А потом не пошло… И Вицин, и Никулин соглашались играть троицу у Гайдая во многом ради того, чтобы дать возможность как-то выжить Моргунову.

— А Моргунов этого не оценил и стал инициатором разрыва отношений в тройке?

— Нет, тройку разрушил Гайдай, он ее породил, он ее и убил. Надо было уходить красиво, в последних ролях тройка уже смотрелась не смешно. А что до Моргунова… Он был сложным, странным человеком. Отца в нем многое раздражало, многое тяготило, но никакого разрыва между ними не произошло. Они все вместе потом даже на какие-то халтуры выезжали.

— А правда, что Никулин должен был сниматься в «Войне и мире» Бондарчука, но руководство цирка его не отпустило?

— Бондарчук предложил отцу роль капитана Тушина, но не сложилось — не из-за цирка, по какой-то другой причине. Единственная роль, которую отец не смог сыграть из-за цирка — это в «Берегись автомобиля». Именно отец рассказал Эльдару Рязанову историю про благородного автоугонщика. Рязанов с Брагинским быстро написали сценарий. Отец, готовясь к роли Деточкина, срочно стал учиться водить машину. Ему уже было лет 50, а он все не умел. С «Мосфильма» специально вызвали инструктора, который давал папе уроки, и однажды отец так увлекся, что чуть не задавил дворника. Но неожиданно в цирке возникли гастроли в Японию. Отец договорился с Рязановым, что тот перенесет съемки на четыре месяца. А когда вернулся, узнал, что картина запущена, и главную роль играет Смоктуновский.

Позднее, когда отец смотрел этот фильм, всегда расстраивался, потому что он придумал совсем другой образ Деточкина.

— А каков был Юрий Никулин в дружбе? К нему можно было позвонить ночью и сказать: «Приезжай»?

— У отца было море приятелей и знакомых. А друзей всего двое, и оба не из артистической среды — Илья Семенович Гутман и Марат Вайнтрауб, с которым они воевали вместе. На отцовской свадьбе Марат познакомился с сестрой моей мамы, они тоже поженились. И мы жили все вместе в одной коммуналке — дружно и счастливо.

Что до ночных звонков, то была одна замечательная история. Как-то в два часа ночи звонит отцу Ролан Быков и говорит: «Приезжай». Мама с папой в полутьмах собрались и поехали. Приезжают и застают в новой, только что полученной квартире Быкова целую толпу полусонных людей. В центре комнаты — роскошно накрытый стол: икра, коньяк, колбаса. Во главе стола — Ролик, как все его называли. Гости в недоумении. У кого-то пуговицы спросонья не так застегнуты. А Быков поднимает рюмку и говорит: «Ребята, пейте. У меня рак». Потом выяснилось, что врач, поставивший этот страшный диагноз, ошибся, и Быков чуть не придушил его. Но этот странный вечер навсегда врезался в память моих родителей.

— Вас вообще как-то воспитывали в дет­стве?

— Мужских разговоров отец со мной не вел. Баловали ли меня? Может, и хо­тели, но нечем было. Отец начал нор­мально зарабатывать в конце жизни. Да и то… Его концертная ставка была 15 руб­лей. Вы не поверите, после смерти отца до­ма не осталось ни копейки! Все, что зара­батывалось, уходило на семью, на по­мощь очень многим людям. Он всех просителей называл «племянниками» и выбивал им квартиры, московские про­писки, места на кладбище, все, что было в дефиците. Его уважали все, даже чи­новники, поэтому не отказывали.

— Наверняка Никулин был и любимцем вождей? Как происходило общение с силь­ными мира сего?

— Не было никакого общения. Отца никогда не приглашали на кремлевские концерты. За ним закрепилась слава че­ловека, который может чего-нибудь ляп­нуть. И официальные люди предпочита­ли просто не иметь с ним дела. Однажды он пришел из Кремля с вручения звания Героя Соцтруда и ордена Ленина. Мы на­крыли стол, выпили, он сидит задумчи­вый, а потом вдруг говорит: такое ощу­щение, что я что-то не так там сказал. Я сразу напрягся: а чего ты говорил-то? Он: ты понимаешь, все выходят, получают свои награды и говорят: «Спасибо партии и правительству, мы в ответ постараем­ся. ». И мне так скучно стало, захотелось как-то разрядить ситуацию. Я вышел и сказал: «Большое спасибо, что искусство цирка оценено так высоко. Обещаю: мы, клоуны, вас еще насмешим». В общем, прозвучало это как угроза, и отцу хоть и хлопали, но тихо. Вечером смотрим про­грамму «Время» — слова отца вырезаны.

— Может, Никулин относился к клоуна­де как к шутовству? А шутам ведь всегда позволяется больше, чем остальным?

— Отцу, несомненно, было позволено больше. Взять хотя бы легендарный цир­ковой номер, где он таскал бревно. Это ведь была прямая аналогия с Лениным на субботнике. Других артистов и за меньшие шуточки если не сажали, то на­казывали: Мишу Боярского, который всего-навсего на вечеринке спародиро­вал Брежнева, на несколько лет отлучи­ли от экрана. А отцу все сходило с рук. Наверное, там, наверху, думали: «А, кло­ун, дурачок, что с него возьмешь».

Единственный конфликт с властью у отца случился году в 85-м. У отца был приятель — Гарик Орбелян, родной брат джазмена Константина Орбеляна. Гарик давно, еще кажется, до войны, эмигри­ровал в Америку, там стал преуспеваю­щим бизнесменом, у него была крупная ювелирная фирма, впоследствии он стал председателем Союза предпринимателей южного побережья Америки. Гарик очень любил Россию. И когда в Америку приезжали советские артисты, он их встречал, организовывал экскурсии, кор­мил, развлекал… Была смешная история, с ним связан­ная.

У Брежнева наступал юбилей. Гарик пошел в советское посольство, заявил, что хочет сделать генсеку подарок, и принялся всех пытать, а что Леонид Иль­ич любит. Кто-то ему шепнул, что Бреж­нев охотник, и Гарик на фирме «Винчес­тер» заказал какое-то сумасшедшее ружье в подарочном варианте. Долго он пытался его отправить — и по почте, и через посольство, его отовсюду гнали. Тогда он контрабандным путем отпра­вил ружье через Болгарию. Самое смеш­ное, что ружье дошло, и Брежнев напи­сал ему благодарственное письмо. А по­том в «Правде» опубликовали про Гарика гадкую статью, что он шпион ФБР. Нашим выезжающим в Америку артис­там запретили с ним общаться. Гарик жутко переживал. И тут вдруг в 1985 году он получает разрешение на поездку в Москву! Звонит моему отцу уже из «Националя» и сооб­щает, что прилетел и хочет повидаться. Отец приглашает его к нам домой, кладет телефонную трубку. И тут же раздается звонок: «Привет, Юр, это Толик, ну по­мнишь — подполковник, — напоминает о себе какой-то шапочно знакомый кагэбэшник. — Тут к тебе гости из Америки собираются. Юр, надо встречу поломать. Есть такое мнение. » Я смотрю, отец зе­ленеет прямо на глазах. «А чье это мне­ние?» — спрашивает Никулин. «Нашего генерала», — отвечает Толик. «Знаешь, что, — свирепеет отец, — пусть ваш генерал вместе со своим мнением идет на… С кем хочу, с тем и встречаюсь». Бросил трубку, сидит и сам себя успокаивает: «Ну что они мне могут сделать? Звание отнимут? Из цирка выгонят? Не смогут!» Через пять минут снова звонит Толик и сообщает: «Я поговорил с генералом, все нормально, встречайся. »

Вот вы спрашивали, воспитывали ли меня. Наверное, воспитывали именно таким образом — личным примером.

— О чувстве юмора вашего отца ходят легенды. А свойственна ли ему была само­ирония? Например, многие подшучивали над его внешностью: в армии его называли глистой. А Гайдай даже как-то сказал: те­бе не надо гримироваться, у тебя лицо и так глупое. Его мужское самолюбие от это­го не страдало?

— Отец к себе относился с юмором. Однажды они приходят с мамой из цирка и хохочут на пару. Оказывается, встрети­ли свою приятельницу, жену очень изве­стного актера. Та кинулась с объятиями: «Танечка, Юрочка! Юр, а чем ты сейчас занимаешься?» Отец отвечает: «В цирке больше не работаю, снимаюсь в кино». — «И у хорошего режиссера?» Отец называ­ет фамилию знаменитого режиссера, и женщина реагирует непосредственно: «Тань, ну ты подумай, всякое говно сни­мают. А моего красавца мужа — нет».

— Говорят, у ваших родителей романтическая история знакомства?

— Мама училась в Тимирязевской академии, была лихой наездницей и очень любила ухаживать за лошадьми, которые были в ведомстве академии. Как-то клоуну Карандашу, у которого учился отец, понадобилась для номера смешная лошадь. Он нашел ее, коротконогую, как раз у мамы в академии. Послал своего ученика посмотреть на этого зверя. Так папа с мамой и познакомились. Потом была πремьера номера, маму пригласили его смотреть, и во время выступления лошадка сильно ударила отца копытом. Папу унесли с манежа на носилках, а мама из чувства вины стала навещать его в больнице. Так из «чувства вины» и вышла замуж.

Мама — человек очень сильный, волевой. Родители никогда не боролись за почетное звание главы семьи, в доме был паритет. Но случалось, что папа вдруг проявлял характер. Например, когда мама захотела попробовать себя в кино, он выразил протест в категоричной форме: понимал, что большой артистки не получится, а позволять своей жене вымазаться в дерьме, чтобы потом тыкали пальцем, он допустить не мог.

— Правда, что у отца была машина с «блатными» номерами — «Никулину-75»?

— Эту полухулиганскую шутку придумал тогдашний начальник ГАИ Федоров, подаривший отцу на юбилей такие номера. Отец был законопослушным человек, но ездил на этой машине с удовольствием.

— А в каких отношениях отец был с алкоголем?

— В хороших. Любил застолье, но пьяным я видел его всего один раз, когда он получил звание заслуженного. Он пришел домой после банкета совершенно никакой и принялся почему-то звонить Баталову в Ленинград и делиться впечатлениями. Кончилось все тем, что два заслуженных артиста рассказывали друг друг матерные анекдоты и дико хохотали. А мама ходила кругами и переживала: ведь телефонистки соединяли междугородние разговоры и, стало быть, все слышали.

— Максим Юрьевич, ваш отец умирал тяжело: 16 дней лежал в коме. Вы все время надеялись на чудо?

— Мозг жил все эти 16 дней, и мы, конечно, боролись до последнего. Он чувствовал, что умрет. Последними словами, которые он мне сказал, когда я навещал его в больнице, были: «Завтра увидимся!».

Знаете, у отца было три мечты: создать себе кабинет в его первозданном виде — таком, какой был у первого директора цирка Соломонского. Вторая мечта — чтобы я создал на телевидении программу о цирке. И третья — шапито, цирк-передвижка, который мог бы разъезжать по городам и весям страны. Все эти три мечты я осуществил. Кабинет стал собирать после отцовской смерти, отреставрировал антикварную мебель. Денег это стоил немереных, но я счастлив, что выполнил волю отца. И шапито тоже уже было, и телепрограмма… Все, что я делаю в жизни, да что я — все, что делают артисты нашего Цирка, делается с оглядкой, чтобы не было стыдно перед Дедом. Так его в Цирке называют по сей день.

Беседовала Илона Егиазарова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: