Неисправности рулевого управления – как найти поломку?

Возможные неисправности рулевого управления

Особенности системы управления транспортных средств
Неисправности рулевого управления.Основными деталями узла являются его привод и механизм. Также в конструкцию включено еще несколько дополнительных элементов. Например, гидравлический или электрический усилитель передачи крутящего момента на колеса. В основном он является частью конструкции рулевой системы большегрузных транспортных средств, и в последнее время устанавливается на абсолютное большинство современных моделей легковых авто.

Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы. Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел.

Что вызывает неисправность системы рулевого управления?
Можно выделить несколько причин, из-за которых случаются повреждение элементов системы управления транспортными средствами:

плохое дорожное покрытие;
пренебрежения рекомендациями производителя (игнорирование регламентными сроками обслуживания, использование рабочей жидкости плохого качества в ГУР и т. д.);
постоянные перегрузки;
неправильная эксплуатация усилителя.
Помимо этого, возможные неисправности рулевого управления, проявляющиеся в плохой динамике управления транспортным средством, могут быть вызваны неправильной балансировкой автомобильных колес, нарушением параметров развал-схода, повреждением деталей подвески, износом покрышек и неправильным давлением в них.

Также необходимо обратить внимание на геометрию кузова. Например, после незначительных ДТП может немного согнуться лонжерон, при этом владелец автомобиля может об этом не знать, а списывать все на неполадки в системе рулевого управления. Поэтому, крайне важно следить за состоянием кузова и элементов подвески транспортного средства и поддерживать их все время в исправном состоянии.
Основные неисправности рулевого управления
Признаки неисправности ГУР.Несмотря на идентичность поведения автомобиля, различают различные неполадки в системе рулевого управления. Перечислим главные из них:

Люфт рулевого колеса (руль может люфтить в любую сторону).
Выработка элементов рулевой системы, в результате чего они выходят из строя.
Заедание руля, либо слишком затрудненный его ход.
Неисправность ГУР или ЭУР.
Описанные проблемы препятствуют комфортному управлению транспортным средством и создают реальную угрозу безопасности движения. В связи с этим, их необходимо устранять в срочном порядке. Люфт руля является одной и наиболее распространенных неисправностей системы. Зачастую его вызывают: износ червячной передачи, втулок, маятникового рычага или его кронштейна, плохое крепление картера. Установить причину люфта можно как при визуальном осмотре рулевого управления, так и при движении. Также в определении местоположения причины люфта руля поможет его скрип при вращении.

Что касается гидроусилителя, то на современной автомобильной технике этот узел имеет надежную конструкцию, и при правильной эксплуатации отличается продолжительным сроком функционирования. Даже если ГУР выйдет из строя, машина все равно останется управляемой, правда для поворотов руля придется прикладывать определенные усилия. В основном неисправности гидроусилителя вызваны неправильным уходом за ним, в результате чего возникает разгерметизация его системы, ослабление натяжки или обрыв ремня.
Признаки неисправности рулевого управления
Основные неисправности рулевого управления.О появлении проблем в системе управления транспортным средством сигнализируют следующие внешние и косвенные признаки:

возникновение стуков и шумов при повороте рулевого колеса. При этом они могут раздаваться как в области рулевой колонки в салоне, так и в подкапотном пространстве в области передней колесной пары;
значительно увеличенный свободный ход руля либо его затруднительное вращение (в некоторых случаях и вовсе невозможно повернуть «баранку»), проявление биения;
некорректная работа усилителя. Шум в области его расположения;
разгерметизация системы ГУР.
Что касается последнего пункта в списке, то потеря герметичности узла проявляется несколько иначе. В отличие от течи жидкости в системе охлаждения, разгерметизация ГУР не проявляется наличием маслянистых луж под автомобилем. Определить протечку жидкости можно лишь при тщательном визуальном осмотре гидроусилителя. Разгерметизировавшийся элемент будет покрыт небольшим количеством влаги, которое по внешнему виду напоминает запотевание.

Для поддержания узла в исправном состоянии и предотвращении серьезных поломок, которые потребуют проведения продолжительных и дорогостоящих ремонтных работ, необходимо проводить своевременное техническое обслуживание рулевого управления. При отсутствии определенных знаний и навыков, в этом помогут специалисты сервисного центра.

Неисправности рулевого управления – как найти поломку?

Какие бывают неисправности

Основные неисправности рулевого управления следующие:

  • люфт руля. Люфтом называется зазор, минимальная величина которого требуется для свободного перемещения рулевого колеса. Величина люфта прямо пропорциональна затрачиваемым усилиям. Потому слишком большой люфт будет затруднять управление автомобилем;
  • износ деталей рулевой системы. В данном случае причиной неполадки может служить поломка элементов, составляющих механизм рулевого управления. К таким деталям относят кронштейн, втулки, картер рулевого механизма, демпфер и другие части;
  • о неисправности рулевого управления свидетельствует и тугое проворачивание руля. В данной ситуации опытный мастер обязательно поинтересуется о качестве и количестве используемой смазки, а также проверит давление в передних шинах;
  • поломка гидроусилителя. Гидроусилителем руля (ГУР) называется механизм, облегчающий усилия, затрачиваемые водителем для поворота руля. Кроме того, эта система смягчает удары при езде и является элементом системы безопасности при чрезвычайных ситуациях. ГУР устанавливается в грузовых автомобилях, например в рулевом управлении КАМАЗа, ВАЗа, ГАЗелей и других крупных транспортных средств. Неисправности рулевого управления с гидроусилителем являются довольно редким явлением в наше время;
  • неполадки с электроусилителем. Электромеханический усилитель рулевого управления (ЭМУР) устанавливается только в легковых автомобилях. Неприятности с ЭМУР часто возникают по причине его меньшей мощности и большего перегрева.

При детальном осмотре можно конкретизировать место неисправности: передающая пара, износ подшипника, истирание шарниров и ремня привода насоса, порча шлангов, засорение насоса, клапана и т. д.

Виды и устройство рулевых реек

Конструкция рулевой рейки все время совершенствуется – раньше это было примитивное устройство, теперь же в него заложено много различных технологий. Сейчас существует 3 типа рулевых реек.

Читайте также:
Крышка топливного бака: классификация, неисправности, как открыть без ключа и кода

Обычная

Здесь не используется никаких усилителей, и все усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили эта рейка уже не устанавливается. Она «неубиваема», но крутить руль с ней намного тяжелее. Единственная проблема, которая может появиться при ее применении – стук, однако она легко решается подтягиванием. Конструкция надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность. Кроме того, она морально устарела.

«Голая» рейка заключена в металлический корпус, внутри которого находится вал с шестерней. К нему подведены тяги с рулевыми наконечниками. Вся эта конструкция защищена пыльником. С основным валом при помощи червячного наконечника сцепляется вал, соединенный с рулем.

Конструкция с ГУРом

Конструкция этого механизма похожа на предыдущую, но здесь водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы:

  • пластинчатый насос, нагнетающий давление;
  • установленный на валу поршень;
  • распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости.

Сразу после поворота руля распределитель начинает регулировать давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой в каждом определенном случае стороны. Например, если был поворот в правую сторону, масло подается в правую сторону, и наоборот.

Гидроусилитель полезен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. Это одновременно и плюс, и минус, так как в этом случае снижается чувствительность управления. При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник существенно повышает маневренность и делает руль легким.

Устройство с ЭУРом

Сегодня это самая совершенная модель. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, а оттуда – на электроусилитель. Единственное слабое звено здесь – капризная электроника, поломка которой может быть серьезной проблемой.

Здесь отсутствуют насосы и поршни, а есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики – они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче.

Система компактна и практически не отнимает мощность у мотора. Работает она в разных режимах: пересеченная местность, скоростная трасса, город. Из минусов: боязнь влаги и нагрузка на генератор.

Признаки появления

Признаки неисправности рулевого управления могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним признакам мы относим звуковые, визуальные и механические сигналы. Так, стуки, биения, посторонние звуки и шумы являются явными свидетельствами проблем с системой управления автомобилем.

Визуальными сигналами поломки могут быть трещины на элементах системы, выявленные при техническом осмотре. Механические сигналы обычно проявляются в увеличенном люфте руля, а также затрудненном управлении и тугом повороте рулевого колеса.

Внутренние признаки обычно может выявить только специалист, поскольку они не сигнализируют о своем наличии. Так, протекание жидкости в каком-либо из мест системы управления незаметно невооруженным глазом. Однако технический работник может отметить наличие влаги, так называемого «запотевания». Во время тщательного осмотра применяются специальные средства для проверки конкретных деталей, что способствует выявлению малозаметных, но существенных проблем.

Принцип устройства важного механизма

Для того чтобы разобраться с какой-либо деталью автомобиля, для начала необходимо узнать о принципе её устройства. Одним из главнейших агрегатов, спрятанных под кузовом машины, является рулевой механизм, он выполняет немало функций, в частности, обеспечивает крепление самого руля (баранки), служит посредником в передаче усилий, приложенных к ведущим колёсам, «думает» о безопасности водителя во время неожиданного столкновения. Кроме того, рулевая колонка помогает управлять автомобилем и вращать вилку руля без особых усилий.

Принцип работы механизма состоит в том, что комплектованная валом, ведущей и ведомой шестерней рулевая колонка во время вращения руля передаёт усилие ведомой шестерне, при этом задействуя в процессе ведущую шестерёнку. Повернуть автовладелец может только в случае, когда ведомая шестерня, вплотную прикреплённая к сошке, в свою очередь, передаёт усилие на рычаг боковой тяги.

Основные причины

Причин неисправности рулевой системы может быть несколько. Все они связаны, главным образом, с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Однако есть и более актуальная для наших условий причина – плохое состояние дорог. Вследствие постоянного «скаканья» по ухабам и ямам происходят регулярные микроповреждения различных деталей, что в дальнейшем приводит к крупным поломкам.

Система рулевого управления может стать неисправна вследствие использования низкокачественных материалов, как на этапе сборки автомобиля, так и на этапе эксплуатации. Нередко водители, стремясь сэкономить, при ремонте пускают в дело самые некачественные детали механизмов, которые быстро и часто повреждаются. Кроме того, к нарушениям может привести использование дешевых и низкосортных смазочных веществ, масел и жидкостей.

Еще одной причиной поломок становится длительное отсутствие технического осмотра автомобиля. В результате вы получаете не только проблемы с собственным автомобилем, но и законом, ведь вождение неисправного транспортного средства является административным правонарушением. Проведение технического осмотра должно проходить у проверенных специалистов, которые не будут халатно относиться к своей работе.

Также не следует забывать о влиянии колес на всю езду. Так, сниженное давление в подшипниках может стать причиной затрудненного вождения транспортного средства.

Кроме вышеперечисленных причин, поводом к поломке может стать окончание срока службы какого-либо элемента управления. Вне зависимости от качества материалов, все имеет свой срок эксплуатации. Потому детали, находящиеся на грани разрушения, подлежат замене.

Введение

О свойствах и функциях рулевой колонки может не знать только начинающий автолюбитель, водители с опытом наверняка хорошо осведомлены о важности этого агрегата. Современное рулевое устройство, придуманное несколько десятилетий назад, обладает прекрасными информативными качествами, проявляет себя как надёжный и долговечный элемент, ввиду чего автопроизводители пока не собираются придумывать более совершенный метод, который бы мог помогать транспортному средству направляться по нужной траектории. Если из автомобиля исключить рулевой агрегат, управлять им станет невозможно, машина попросту потеряет свою актуальность.

Читайте также:
Давление масла в дизельном двигателе – контролируем работу мотора

Современная рулевая колонка — это устройство, не имеющее вида крупногабаритной системы, в составе которой можно насчитать десятки различных деталей. Устройство этого приспособления настолько простое, что с ним может разобраться обычный человек, не имеющий специального образования.

Однако, как и все остальные детали, рулевая колонка может со временем прийти в негодность, а знающий автовладелец может без труда определить неисправность и предпринять все необходимые меры для её устранения. Рассмотрим все возможные поломки, которым может подвергнуться агрегат с относительно простой конструкцией.

Как исправить

Исправлять поломки рулевого управления автомобиля можно как самостоятельно, так и обратившись к техническим специалистам на станции техобслуживания.

Если проблема касается низкого давления в подшипниках или снижении количества масла, то эти проблемы можно устранить самостоятельно. Первая решается подкачкой колес, а вторая – заливом масла до нужного количества.

Если неисправность вызвана деформацией конкретных деталей, то тут может потребоваться квалифицированная помощь.

Что касается регулировки деталей сцепления и гаек механизма, то в данном случае проблема решается вручную путем подтяжки или ослабления элементов системы. Часто регулировки требуют гайки и болты рулевых тяг, оси маятникового рычага, крышек картера.

Люфты и зазоры устраняются путем замены деталей рычагов подвески или поворотных кулаков. Также не следует забывать о возможной порче прокладок, ремней и уплотнителей, которые заменяются в срочном порядке.

Регулировка рулевого механизма. Наиболее распространённые неисправности

Ремонт рулевой колонки нельзя назвать весьма трудоёмким процессом, стоит отметить, что эту процедуру при желании может воплотить в действие любой автовладелец, который хочет разобраться во всём самостоятельно. Отрегулировать положение рулевого устройства можно с помощью рычага определённого фиксатора. Этот элемент необходимо крепко зажать, потом установить баранку (руль) в удобное для водителя положение и отпустить рычаг. Эти несложные манипуляции помогут установить баранку в нужном положении.

Кроме ручного способа, избавиться от любой неисправности рулевой колонки можно с помощью автоматической регулировки. Такой вид устранения неполадок нуждается в наличии специального электронного устройства. До начала работы двигателя автомобиль «запоминает» настройки, и каждый раз, когда автовладелец садится за руль, в точности воссоздаёт их. Присутствие такого полезного устройства позволяет водителю свободно выходить и заново садиться в транспортное средство, так как «умный агрегат» автоматически отодвинет баранку. Единственное, о чём должен помнить автовладелец — о запрете любой регулировки во время движения авто. Необдуманные действия могут спровоцировать аварию, так как неправильная регулировка влияет на потерю управления транспортным средством. Устраняя эту неполадку посредством дополнительного электронного девайса, после установки руля в нужном положении нужно проверить надёжность закреплённого рычага.

Рулевая колонка, являясь простым механизмом, достаточно редко доставляет хлопоты своему владельцу. Количество поломок, связанных с нарушением её функционирования, не очень большое. Правда, отталкиваясь от ответственности, которую несёт во время движения авто этот узел, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания признаки приближающейся или уже имеющейся неисправности.

Первое, что должно насторожить владельца, у которого появились неисправности рулевой колонки, — наличие необычного стука в этом агрегате. Неприятный звук может быть следствием деформации внешней обшивки и прилегающих к ней облицовочных панелей или негодности некоторых частей блока переключателя. Люфт рулевого устройства в плоскости сигнализирует об ослаблении или полном износе элементов крепления. Свидетельствующим фактом ослабления и износа шлицевых соединений является осевой люфт.

Конструктивные особенности


Система рулевого управления

Основными элементами рулевого управления являются рулевой механизм и рулевой привод. Однако помимо этого есть ещё несколько дополнительных — в первую очередь усилитель. Он применяется на грузовых автомобиля, а также на многих новых моделях. Предназначается усилитель для облегчения управления, гашения толчков и вибраций. Как несложно догадаться, он повышает комфорт и безопасность.


Схема устройства

Принцип работы следующий:

  • Вращение руля преобразуются рулевым механизмом в поступательное движение привода;
  • Благодаря усилителю нагрузка возрастает в несколько раз;
  • Происходит непосредственное поворачивание передних колёс.

Таким образом, водитель имеет возможность контролировать направление движения и изменять его очень быстро.

Но надо понимать, что рулевое управление отличается достаточно сложной конструкцией. Чтобы всё функционировало должным образом, необходимо наличие множества деталей.

Также стоит отметить тот факт, что для обеспечения надёжной работы регулярно следует проводить технические осмотр и заниматься профилактическими работами. Все детали должны быть смазаны и зашплинтованы.

При осмотре систем гидроусилителя следует убедиться, что все они строго герметичны.

Люфт самого рулевого колеса всегда должен оставаться в пределах нормы. Любые отклонения от нормы ставят под сомнение безопасность.

Самостоятельный ремонт рулевого механизма

Полагаясь в ремонте собственного автомобиля исключительно на свои силы и знания, следует помнить о том, что поменять отдельные шлицевые соединения невозможно, эти элементы не восстанавливаются. Чтобы избавиться от такого рода неисправности рулевой колонки, придётся заменить весь агрегат. Предварительно нужно снять старый рулевой механизм. Во-первых, полностью отключается аккумуляторная батарея, во-вторых, снимается руль с внутренней стороны автомобиля и кожух агрегата. Впоследствии подлежат демонтажу замок зажигания и переключатель, который отвечает за управление всей рулевой системой.

Чтобы все делать уверенно, нужно изначально мысленно представлять, как отремонтировать рулевую колонку. После снятия всех элементов автовладелец должен открутить все имеющиеся болты, на которых держится крепление. При этом следует заранее запастись необходимым оборудованием, некоторые болты достать стандартным образом не получится, их придётся высверливать. Болт, который соединяет центральный агрегат со шлицевым соединением, также нуждается в откручивании. Последним снимается вал устройства, до его демонтажа нужно убрать весь нижний уплотнитель. После последующей установки новой рулевой колонки все детали необходимо поставить на свои места в обратном порядке, нежелательно путать порядок демонтируемых деталей. Для обеспечения удобства снятые элементы нужно последовательно выкладывать в ряд, что не позволит возникнуть неприятной путанице.

Читайте также:
Компьютерная диагностика двигателя – доверить ли обследование электронике?

Неисправности рулевой колонки могут возникнуть неожиданно, одной из таких поломок может стать замена подшипника. Чтобы самостоятельно справиться с такой незадачей, нужно согласно с вышеописанной последовательностью снять старое крепление и вал. Установив конструкцию в тиски, владельцу транспортного средства придётся выбить вал из старого кронштейна и достать испорченный временем подшипник. После повторной установки вала нужно посредством молотка вынуть второй подшипник рулевого механизма. Установка новых подшипников производится узкими фланцами наружу. Дальнейшая запрессовка осуществляется с помощью оправки. Второй подшипник устанавливается идентичным способом после повторной фиксации вала.

Проблемы в функционировании крестовины рулевой колонки свидетельствуют о необходимости замены всего механизма.

Неисправности рулевого управления

12.02.2018 Автор: Master Service 15255

Рулевое управление – сложный и сбалансированный комплекс взаимосвязанных агрегатов и элементов. Если в рулевом управлении автомобиля что-то вышло из строя или работает некорректно, водителю сложнее управлять транспортными средством и растет риск попасть в ДТП.

Нас обеспокоил тот факт, что в Украине неисправности рулевого управления ежегодно становятся причиной 7% дорожно-транспортных происшествий. Корень зла – в незнании водителями признаков, которые сигнализируют о поломках в рулевом управлении.

Чтобы исправить ситуацию и обезопасить вас от неожиданных проблем в дороге, в данной статье мы расскажем:

  • как понять, что рулевое управление автомобиля неисправно;
  • как по признакам определить тип неисправности и найти сломанный агрегат или деталь;
  • что нужно делать, если рулевое управление автомобиля работает некорректно.

Классификация поломок по характерным признакам

  1. Полностью пропало усилие на руле:
  • износилась роторная пара насоса ГУР – заменить роторную пару или агрегат;
  • в бачке низкий уровень жидкости – проверить гидравлическую систему на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX);
  • кольцевая выработка корпуса распределителя – расточить и загильзовать корпус распределителя;
  • износилась катушка золотникового механизма – заменить катушку или золотниковый механизм.

Оптимальный уровень жидкости в бачке ГУР

  1. Пропадает усилие, когда руль находится в центральном положении.

Признак сигнализирует о гидроударе в силовом цилиндре рейки. Гидроудар – процесс, во время которого от езды по пересеченной местности и ухабистой дороге поршень штока рейки бьет по корпусу цилиндра и образует кольцевую выбоину на внутренней стенке корпуса.

Каталог рулевых реек

Решение – заменить корпус рейки или агрегат.

  1. Колеса с запозданием реагируют на повороты руля:
  • выработались центральные зубья штока рейки или износился червячный вал распределителя – заменить изношенный шток/”червяк” или рейку в сборе;
  • нарушилось положение передающего механизма рулевой рейки (шток-”червяк”), некорректная регулировка передающего механизма – отрегулировать положение элементов передающего механизма;
  • износилась крестовина рулевого вала колонки – заменить крестовину или рулевой вал в сборе.

Износ червячного вала и штока рейки

  1. Руль “закусывает” и стопорит, водитель слышит скрип при повороте в одну из сторон:
  • деформировался (изогнулся после ДТП) шток рейки – заменить шток или рейку;
  • износился редукционный клапан насоса ГУР, задиры в посадочном месте клапана – заменить клапан или насос в сборе;
  • поршень бокового поджима перетянут и слишком сильно прижимает шток к червячному валу распределителя – отрегулировать положение элементов.
  1. Пропадает усилие на руле при повороте в одну из сторон.

Признак сигнализирует о кольцевой выработке в корпусе золотникового механизма. Проблема появляется в рейках в результате естественного износа корпуса распределителя. Решение – расточить и загильзовать корпус распределителя.

Загильзованный корпус распределителя

  1. Руль не возвращается в нейтральное положение или возвращается с опозданием.

Проблема появляется, когда передающий механизм отрегулирован неправильно, а точнее – перетянут и элементы передающего механизма рейки слишком сильно прижаты друг к другу. Чтобы решить проблему, нужно ослабить поршень бокового поджима, а затем отрегулировать положение штока и “червяка” золотникового механизма.

  1. Руль самопроизвольно поворачивается и болтается из стороны в сторону:
  • если рулевое управление с гидроусилителем, то значит вышел из строя торсион золотникового механизма – заменить торсион или золотниковый механизм;
  • если рулевое управление с электроусилителем, то проблема с датчиками ЭУР – откалибровать или заменить датчики электроусилителя;
  1. Руль тяжелеет при быстром вращении:
  • в систему попал воздух – проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
  • насос не создает нужное давление – если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
  • приводной ремень плохо натянут – отрегулировать натяжение ремня и положение приводных роликов (шкивов).

Износ лопастей ротора – причина, из-за которой насос не создает нужное давление

  1. Водитель слышит посторонний шум, визг, свист, гул:
  • в систему попал воздух – проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
  • износилась роторная пара или опорный подшипник насоса ГУР – заменить изношенные элементы или узел в сборе;
  • засорился фильтр бачка ГУР – заменить бачок;
  • деформировались шланги – заменить непригодные элементы;
  • насос не создает нужное давление – если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
  • приводной ремень слабо натянут или износился – отрегулировать или заменить ремень;
  • в бачке ГУР снизился уровень жидкости – проверить рулевое управление на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX).
  1. Уровень жидкости в бачке ГУР постоянно уменьшается:
  • износились сальники и уплотнительные элементы в рулевой рейке или насосе – заменить непригодные элементы;
  • разгерметизировалась одна из гидравлических магистралей – заменить уплотнительные элементы и элементы неисправной магистрали.
  1. Руль вибрирует во время езды по неровностям:
  • нарушилась балансировка колес – сбалансировать колеса автомобиля;
  • нарушился развал/схождения – отрегулировать развал/схождение.
  1. Руль люфтит и/или стучит.
  • износились элементы ходовой – заменить непригодные комплектующие и узлы;
  • износилась крестовина рулевого вала – заменить изношенный элемент или вал в сборе;
  • некорректная регулировка рейки – отрегулировать положение штока и червячного вала.
Читайте также:
Дымит дизельный двигатель – явный сигнал для проведения его диагностики

  1. Рулевая рейка стучит и одновременно вибрирует руль.
  • некорректная регулировка рейки – отрегулировать положение штока и червячного вала;
  • износились элементы ходовой – заменить непригодные комплектующие и узлы;
  • выработались зубья передающего механизма – заменить шток рейки и “червяк” распределителя, при серьезных повреждениях заменить рейку в сборе;
  • разболтались или износились рулевые тяги и наконечники – заменить изношенные и неисправные детали.

Изношенный и новый рулевые наконечники

ВАЖНО! Первое действие водителя, который обнаружил неисправность или заметил характерные признаки поломки рулевого управление, – обратиться в специализированное СТО по ремонту рулевого управления. Преимущества СТО “Мастер Сервис”:

  • профессиональные, квалифицированные и опытные специалисты узкого профиля. Каждый механик специализируется на определенном типе агрегатов и знает все о поломках конкретной группы узлов;
  • специализированное и высокоточное оборудование для диагностики и ремонта;
  • полный спектр услуг по ремонту и диагностике рулевого управления;
  • гарантия качества. Гарантийный срок любой услуги – полгода или 20 тысяч километров пробега.

Рассмотрим подробнее как ремонтируют самые распространенные неисправности в специализированных СТО “Мастер Сервис”.

Ремонт золотникового механизма (распределителя)

Если вышел из строя золотниковый механизм рейки, в первую очередь неисправный агрегат дефектуют (проверяют) на диагностическом оборудовании. Мастер находит причину неисправности, разбирает агрегат и меняет комплектующие. Элементы золотникового механизма мастер меняет по необходимости.

Если вал распределителя поржавел, но глубина коррозии незначительная, токарь шлифует элемент. Если ржавчина глубоко въелась в вал или элемент сильно износился, мастер меняет червячный вал на новый.

Если в корпусе распределителя есть кольцевой износ, токарь на координатно расточном станке растачивает внутреннюю стенку корпуса распределителя, а затем с помощью пресса запрессовывает гильзу. Процесс называют “гильзовка корпуса рейки”.

Реставрация вала рулевой рейки

Ржавчина на рулевой рейке – частая проблема украинских автомобилей, которая связана с повышенной влажностью и невнимательностью водителей. Влага и грязь попадает на шток рейки через трещины в пыльниках. В результате шток ржавеет и агрегат выходит из строя.

Перед ремонтом мастер разбирает и проверяет состояние всех элементов рейки, после чего меняет комплектующие агрегата. Если повреждения на штоке незначительные, токарь шлифует элемент на станке. При глубокой коррозии, шток меняют на новый. Если ржавчина повредила корпус рейки и другие элементы, выгоднее заменить агрегат в сборе.

Ржавчина на штоке рейки

Капитальный ремонт рулевой рейки

Капремонт рейки нужен, когда зубья передающего механизма износились, а между штоком и “червяком” распределителя образуется существенный люфт. В этом случае мастер:

  • разбирает агрегат с помощью специализированных инструментов;
  • меняет комплектующие;
  • меняет изношенный шток и “червяк” распределителя;
  • проверяет состояние золотникового механизма, при необходимости – меняет изношенные элементы или распределитель в сборе;
  • собирает и проверяет отремонтированный агрегат на диагностическом стенде.

Регулировка рулевой рейки

Если передающий механизм рулевой рейки люфтит, но шток и “червяк” распределителя в порядке, скорее всего причина в неправильной регулировке рейки. Мастер проверяет состояние агрегат и, если остальные элементы не повреждены, регулирует положение штока рейки с помощью поршня боковой поджимки. В конце агрегат проверяют на люфт и отсутствие течи с помощью специализированного оборудования.

Ремонт насоса ГУР

Неисправности насоса гидроусилителя отражаются на работе всего рулевого управления. Если сломался насос, агрегат снимают с автомобиля, разбирают и проверяют состояние всех элементов насоса – роторной пары, редукционного клапана, опорного подшипника, верхней и нижней маслозаборных пластин насоса, уплотнительных элементов.

Изношенные детали меняют, затем насос собирают и проверяют на гидравлическом стенде, который имитирует работу автомобиля. Если повреждения серьезные и агрегат неремонтопригодный, мастер предложит заменить насос на новый.

Что-то насос стучит, с чего бы это?

Большой выбор рулевых реек

Надеемся, это руководство поможет вам вовремя заметить неисправности рулевого управления и своевременно их устранить. Со своей стороны советуем внимательно следить за состоянием рулевого управления автомобиля, регулярно проходить техобслуживание и покупать только сертифицированные запчасти и агрегаты. Безопасных и спокойных вам поездок!

Неисправности ГУР

  • 184
  • 1
  • 165k
  • 529
  • 18
  • 672k

Неисправности ГУР приводят не только к ухудшению комфорта управления автомобилем, но и непосредственно влияют на безопасность вождения машиной на дороге. Так, типичными поломками гидроусилителя руля является протекание сальников его гидросистемы, недостаточный уровень жидкости либо ее несвоевременная замена, недостаточный уровень натяжения приводного ремня, частичный выход из строя приводного насоса и некоторые другие. Во многих случаях гидроусилитель вполне подлежит ремонту, в том числе в условиях гаража. Рассмотрим типичные неисправности, методы ремонта и профилактики гидроусилителя руля.

Функции и устройство ГУР

Чтобы разобраться с возможными неисправностями ГУРа вкратце рассмотрим зачем вообще он нужен и какой у него принцип работы.

Основная функция гидроусилителя руля — повышение комфорта управления автомобилем путем облегчения усилий на рулевом колесе. Это обеспечивается работой встроенного в него гидравлического насоса, который создает и изменяет давление в гидравлической системе рулевого управления.

Читайте также:
Датчик давления масла на «Шевроле Лачетти»: где находится, как проверить и заменить

Неисправности ГУР видео

Основной механизм гидравлического усилителя руля — это насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала двигателя автомобиля. Главная его задача — нагнетать необходимое давление в системе (обычно оно составляет порядка 50…100 атмосфер). Еще один элемент системы — распределитель, он отслеживает усилие на рулевом колесе и дозировано помогает поворачивать управляемые колеса. Для слежения используют торсион или датчик. Также в системе предусмотрен клапан, задача которого состоит в перепускании в систему излишней жидкости под давлением.

Когда руль стоит прямо, то дозирующие каналы распределителя гидравлической жидкости перекрыты, и масло сливается обратно в расширительный бачок через клапан. Во время поворачивания рулевого колеса в ту или иную сторону золотник открывает масляные каналы, и жидкость уходит в исполнительный механизм рулевой рейки, который и поворачивает колеса. Также конструкцией предусмотрены предохранительные клапаны, которые срабатывают, когда руль вывернут до упора в ту или иную сторону, так как в этот момент на насос поступает наибольшая нагрузка.

Признаки неисправности гидроусилителя

Существует ряд типовых симптомов, указывающих на то, что гидроусилитель руля в автомобиле нуждается в ремонте либо, как минимум, следует поменять в нем масло. Так, диагностику ГУР необходимо выполнять в случае появления хотя бы одной из перечисленных ниже ситуаций:

  • Насос гидроусилителя при работе сильно гудит. И этот неприятный звук усиливается при повороте (причем, чем более крутой поворот — тем более сильный и неприятный звук). Это явный признак умирающего насоса ГУР. Реже гул говорит о слабой натяжке ремня или жидкости неподходящей вязкости.
  • Увеличение усилия на руле. При исправном гидроусилителе управлять рулевым колесом можно, что называется, «одним пальцем». Однако по мере появления проблем с системой ГУР усилие на руле будет возрастать, что в совокупности с другими признаками явно укажет на проблемы.
  • Повышенный люфт рулевого вала. Его вполне можно ощутить просто наощупь во время движения и вращения рулевым колесом. Однако тут необходимо также диагностировать рулевую рейку, так как причиной может быть и она.
  • При езде и особенно при поворотах чувствуются толчки руля. Это также может указывать на рулевую рейку, однако вместе с ней необходимо проверить и редуктор гидроусилителя, особенно если он старый и давно не подлежал диагностике и ремонту.
  • Шум в руле. В частности, во время поворота.
  • Различные усилия при поворотах вправо и влево.
  • Руль вращается очень легко. ГУР предназначен для облегчения усилий по управлению рулем, однако в данном случае речь идет о потере «чувства дороги», особенно на значительной скорости, поэтому при такой неисправности лучше сильно не разгоняться на машине!
  • Вибрация в руле. Она может проявляться при разных режимах езды, однако, если вибрация появляется именно при повороте, то причина, скорее всего, кроется в ГУР (подсос воздуха в систему).
  • Возвращение руля в нейтральное положение после прохождения поворота. Одним из условных недостатков ГУР как раз является отсутствие его реактивных действий, которые появляются при частичном выходе усилителя из строя.

Зачастую признаки неисправности ГУР в автомобиле очень схожи с поломкой других элементов рулевой системы, таких как рейка, рулевые тяги, наконечники и прочие. Поэтому желательно выполнять комплексную диагностику.

Причины неисправности ГУР

В зависимости от того, какая именно часть гидроусилителя вышла из строя на это может быть своя причина. Однако когда не работает гидроусилитель руля причины выделяют следующие:

  • Недостаточный уровень жидкости. Как и любая технологическая автомобильная жидкость, гидравлическое масло в рулевой системы постепенно изнашивается, из-за чего его уровень снижается. Соответственно, при таких условиях в системе невозможно создать достаточное усилие, от этого страдает в первую очередь насос. Соответственно, при первой же возможности необходимо добавить ATF жидкость до нужного уровня, иначе можно попросту «убить» насос гидроусилителя. Ну, а менять жидкость, необходимо через каждые 80…100 тысяч километров пробега. Однако точную информацию о том, через какой пробег менять жидкость в гидроусилителе руля вы сможете найти только в мануале к конкретному автомобилю.
  • Неподходящий тип жидкости. Каждому автомобилю производитель предписывает свой тип гидравлической жидкости для ГУР. Они бывают минеральные и синтетические, отличаются составом, наличием присадок, сроком службы и так далее. Соответственно, неподходящая жидкость может нанести значительный вред различным элементам системы, в частности, прокладкам, трубкам, поверхности частей насоса. Кроме этого, если в систему залита жидкость с пониженной вязкостью, то водитель будет крутить «баранку», прилагая к этому дополнительные усилия.
  • Загрязненная жидкость. Со временем в жидкость ГУР попадают частички грязи, выпадают в осадок отработанные присадки, которые исполняют абразивную функцию, царапая лопасти насоса, оказывая негативный эффект на прокладки, внутреннюю поверхность трубок и прочих элементов системы. Это не только снижает эффективность работы гидроусилителя, но и понижает общий ресурс как системы в целом, так и отдельных ее элементов в частности.
  • Натяжение приводного ремня. Слишком перетянутый приводной ремень усилителя (от шкива коленчатого вала) оказывает значительное физическое влияние на подшипники вала насоса, тем самым снижая их ресурс. Аналогично и со втулкой. Однако если ремень будет недостаточно натянут, то возникает риск его проскальзывания, из-за чего насос будет работать вхолостую, что также вредно для него. Соответственно, натяжка ремня должна быть оптимальной с усилием, предписанным заводом-изготовителем автомобиля. Также в данном контексте возможен вариант, что ремень попросту износился и его нужно заменить на новый. Существует информация в регламенте обслуживания автомобиля, предусматривающая замену ремня через определенный пробег. Соответствующую информацию вы сможете найти в мануале к автомобилю или на специализированных ресурсах в интернете.
  • Завоздушивание системы. В свою очередь разгерметизация может произойти по разным причинам — неправильной замене жидкости, появление трещины в корпусе насоса, трубке, на соединительных элементах и даже на датчике. Также возможен критический износ уплотнительных элементов, таких как сальник, прокладка. Если, например, приводной насос крепится непосредственно к расширительному бачку, то часто причиной разгерметизации становится износ уплотнения между этими двумя агрегатами. Причем воздух может поступать в систему постоянно, либо же единовременно. Однако в любом случае, необходимо ГУР прокачать с тем, чтобы избавиться от воздуха и устранить причину этого негативного действия.
Читайте также:
Компьютерная диагностика двигателя – доверить ли обследование электронике?

Кроме перечисленных причин неисправности ГУР, относящихся к технической области, имеет смысл также выделить две причины, связанные с так называемым человеческим фактором. В частности:

  • Неправильная эксплуатация. Нагрузка на насос гидроусилителя напрямую зависит от угла поворота колес. В частности, он работает под наибольшей нагрузкой при вывернутых до упора рулевых колесах. Соответственно, большинство автопроизводителей прямо указывают в инструкции, что нежелательно держать в крайнем положении руль дольше приблизительно 5. 10 секунд. Также указывается, что при постановке машины на стоянку колеса нужно оставлять в прямом положении. Следуя таким простым рекомендациям автовладелец сможет надолго продлить срок эксплуатации гидроусилителя руля, и его насоса в частности.
  • Стиль вождения. При быстрой езде по неровной дороге (ямы, бездорожье) страдают не только элементы подвески автомобиля, но и система гидроусилителя руля. Соответственно, ее элементы быстро изнашиваются и выходят из строя. Поэтому имеет смысл придерживаться небыстрой езды, особенно в условиях бездорожья, по ямам. Это убережет от повреждений не только подвеску, но и систему гидроусилителя руля.

Поэтому зачастую причиной того, что гидроусилитель преждевременно вышел из строя бывает виноват сам водитель. Так что устранение неисправности гура будет напрямую зависеть от причины которую показала диагностика.

Как проверить ГУР на неисправность

Для тех, кто задался вопросом, как определить неисправность ГУР, есть ряд проверочных действий, с которыми вполне может справиться даже новичок. Перечислим по порядку как определить неисправность ГУРа самостоятельно.

Уровень жидкости в бачке

Первое, на что нужно обратить внимание при проблемах с гидроусилителем — проверить в бачке уровень его рабочей жидкости. У каждой машины, оборудованной ГУР, в подкапотном пространстве в общей доступности находится специальный небольшой расширительный бачок с рабочей жидкостью, что используется для смазки и охлаждения. На стенках бачка имеются отметки MIN и MAX (могут быть другие аналогичные пометки, в том числе рисунки), которые указывают, соответственно на минимальный и максимальный уровень жидкости в системе. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы жидкости было достаточно. Заметное снижение её объема это повод искать причину утечки в системе, то есть, ее разгерметизации.

Натяжение ремня

Следующая обязательная проверка — усилие натяжения приводного ремня. У каждого автомобиля соответствующее значение указывается в мануале. Информацию о том, что он ослаб можно получить, лишь проверив рукой его натяжение, или по главному симптому, который заключается в писке ремня при холодном пуске двигателя, особенно в холодное время года. Натяжку выполняют с помощью специальных инструментов и приводных роликов. В качестве временной меры можно использовать кондиционер для приводных ремней. Но потом все равно нужно делать соответствующую натяжку.

Подтекание жидкости

Диагностика неисправностей ГУР обязательно подразумевает осмотр всех его магистралей на предмет утечки гидравлической жидкости. Места течи могут быть самыми разными, обычно это валы, подшипники, штуцеры, трубопроводы. Обязательно нужно проверить непосредственно насос ГУР на предмет подтекания.

Состояние жидкости и фильтра

При проверке обязательно обращать внимание на состояние фильтрующего элемента, а также гидравлической жидкости. Особенно это актуально при длительной их эксплуатации после замены. Изменения цвета на очень темный или появление запаха гари — повод немедленно ее поменять!

Завоздушивание системы

О попадании воздуха в жидкость гидроусилителя руля водителю могут «сообщить» два признака. Первый — наличие пены на поверхности жидкости в расширительном бачке. Причем она может даже бурлить, если покрутить рулем из стороны в сторону. Второй признак состоит в том, что рулевое колесо может самопроизвольно немного поворачиваться в одну или другую сторону. Обратите внимание, что это очень опасный сигнал, и прокачку системы нужно сделать как можно быстрее!

Статор и ротор насоса

При демонтаже насоса обязательно проводят осмотр состояния его ротора и статора. Если насос долго работал на грязной рабочей жидкости, сильно перегревался, то велика вероятность, что на рабочих поверхностях появятся задиры и царапины. Зачастую при этом повреждается еще и вал. В этом случае меняется либо рабочая пара, либо насос целиком. Разве что в качестве временного решения можно вынуть пластинки и перевернуть их. Так насос сможет еще походить некоторое время, но потом его однозначно нужно заменить на новый аналогичный.

Проверка подшипника

При значительном гуле насоса, износе его лопастей и/или повреждении внутренностей корпуса имеет смысл проверить подшипник насоса на предмет износа. Для этого необходимо демонтировать насос из своего посадочного места. После этого просто пальцами подергать подшипник в разных плоскостях. И если вдоль оси допускается минимальный люфт, то в перпендикулярной к оси плоскости люфт недопустим, поскольку в этом случае лопасти будут касаться в процессе движения внутренних поверхностей насоса.

Аналогичные рассуждения справедливы и для втулки. Однако в этом случае замене подлежит не втулка, а корпус, поскольку, во-первых, зачастую втулка попросту впаяна в корпус, а во-вторых, велика вероятность того, что втулка уже разбила корпус, и он будет заведомо поврежден.

Перепускной клапан

Когда существует неисправность перепускного клапана ГУР, то на горячем двигателе и высокой температуре окружающей среды к рулевому колесу при повороте придется прикладывать большие усилия. Во время демонтажа клапана необходимо проверить наличие задиров внутри посадочного места клапана. Если эти два фактора имеют место, то клапан подлежит замене.

Читайте также:
Демонтаж и замена вентилятора печки на «Рено Меган» 2 (3) своими руками

Профилактические меры

Профилактика и правильная эксплуатация в данном случае системы гидроусилителя зачастую позволяет значительно продлить срок эксплуатации механизма. Гидроусилитель — достаточно надежная и неприхотливая запчасть, и при правильной эксплуатации она может прослужить около 100…200 тысяч километров пробега. Однако для того чтобы продлить срок эксплуатации гидроусилителя необходимо следовать простым правилам, среди которых:

  • Следить за уровнем жидкости гидроусилителя. Этот фактор напрямую влияет на нормальную работу насоса. При необходимости ее нужно подливать до нужного уровня. Причем желательно пользоваться той же жидкостью, что была залита до этого, смешивать их крайне нежелательно, а жидкости, относящиеся к разным классам и вовсе недопустимо!
  • Менять жидкость ГУР по регламенту. Точную информацию к конкретному автомобилю вы найдете в мануале. Однако для большинства современных легковых автомобилей, оборудованных гидроусилителем руля, этот промежуток составляет около 80…100 тысяч километров пробега. Можно выполнять замену жидкости на регламентном ТО, близком по пробегу.
  • Использовать рекомендуемую жидкость. Как указывалось выше, в настоящее время существует большое их разнообразие, однако только автопроизводитель точно указывает в руководстве по обслуживанию, какой тип смазывающего материала необходимо использовать для конкретной машины.
  • Правильно эксплуатируйте ГУР. В частности, нельзя длительное время держать руль в крайних положениях. Максимально допустимое время — 5…10 секунд (зависит от конкретного автомобиля). Вывернутые колеса заставляют насос работать «на износ», что значительно сокращает его общий ресурс.
  • Проверять состояние пыльников рулевой рейки. Это очень важное требование, поскольку попадание в систему пыли и грязи способствует износу элементов как рейки в целом, так и гидроусилителя в частности. Кроме этого, при износе уплотнений возможно подтекание масла.
  • На стоянке машина должна стоять с выровненными колесами. Как указывалось выше, это требование вызвано тем, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на насос гидроусилителя руля.
  • В мороз не сразу крутить рулем после запуска двигателя. Вместо этого, особенно после длительной стоянке (например, утром), дать системе гидроусилителя руля прогреться вместе с двигателем, и лишь потом уже можно крутить рулевое колесо.
  • Не ездить с неработающим ГУР. Так можно «убить» все рулевое управление в долгосрочной перспективе. До автосервиса или гаража, конечно, доехать можно, но постоянно ездить нельзя.
  • Своевременная диагностика. При выявлении малейших подозрений на появление неисправности гидроусилителя (появление гула во время поворота или просто во время езды, «потяжеление» руля) необходимо как можно быстрее выполнить диагностику с тем, чтобы, во-первых, уменьшить износ деталей, а во-вторых, сэкономить на возможном предстоящем ремонте.

Следование перечисленным выше нехитрым правилам позволит автовладельцу не только значительно повысить ресурс гидроусилителя избежав неисправности, но и сэкономить на возможных ремонтах.

Общие неисправности рулевого механизма

15.01.2018 Автор: Мастер Сервис 33704

Какие бывают симптомы неисправности агрегатов, причины возникновения и пути их устранения:

1. Отсутствует усилие на рулевом колесе в обе стороны

Причина: Износ рабочих частей насоса

  • Замена насоса
  • Недостаточный уровень жидкости в бачке
  • Долить жидкость в бачок
  • Слабая натяжка ремня
  • Регулировка натяжки ремня
  • Износ ремня
  • Замена ремня

2. Пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении

Причина: Кольцевой износ в корпусе силового цилиндра

  • Замена рулевой рейки

3. Угол поворота руля не соответствует углу поворота колес. Автомобиль «бросает» по дороге

Причина: Скручивание торсионного вала распределителя

  • Замена распределителя
  • Замена рулевой рейки
  • Неправильная регулировка рулевой рейки
  • Регулировка рулевой рейки
  • Изношены детали ходовой части
  • Замена изношенных деталей
  • Изношены крестовины рулевого вала
  • Замена крестовины

4. «Закусывание», скрипы в работе агрегата в одну сторону

Причина: Изгиб вала

  • Замена поперечного вала
  • Замена рулевой рейки

5. Пропадает усилие на рулевом колесе в одну сторону

Причина: Кольцевой износ в корпусе распределительной части

  • Замена рулевой рейки

6. Рулевое колесо плохо возвращается (не возвращается) в центральное положение

Причина: Износ червячной шестерни распределителя, либо зубчатого сектора вала и как следствие чрезмерная затяжка поджимки вала

  • Замена рулевой рейки
  • Неправильная регулировка рулевой рейки
  • Регулировка рулевой рейки

Устройство рулевого управления

7. Самопроизвольный поворот рулевого колеса

Причина: Выход из строя распределителя рулевой рейки

  • Замена рулевой рейки

8. Тяжелый руль при быстром вращении

Причина: Попадание воздуха в систему

  • Замена сальников и маслопроводов
  • Снижение производительности насоса, падение давления
  • Замена насоса
  • Слабая натяжка ремня
  • Регулировка натяжки ремня

9. Посторонние звуки (шум, визг)

Причина: Попадание воздуха в систему

  • Замена неисправных сальников и маслоотводов
  • Засорен фильтр бачка
  • Замена бачка
  • Деформация шлангов
  • Замена шлангов
  • Снижение производительности насоса, падение давления
  • Замена насоса
  • Понижение уровня жидкости в бачке
  • Устранение причины протекания, долив жидкости

10. Понижение уровня гидравлической жидкости

Причина: Износ сальников и уплотнителей рейки или насоса

  • Замена вышедшего из строя узла
  • Разгерметизация соседних масляных магистралей
  • Замена уплотнителей

11. Вибрация рулевого колеса при движении

Причина: Нарушена балансировка колес

  • Балансировка колес
  • Нарушена регулировка развал/схождения
  • Регулировка развал/схождения

12. Люфт, стук в системе рулевого управления

Причина: Изношены детали ходовой части

  • Замена изношенных деталей
  • Изношены крестовины рулевого вала
  • Замена крестовины
  • Неправильная регулировка рулевой системы
  • Регулировка рулевой рейки

13. Стук в рулевой рейке с передачей вибрации на рулевое колесо

Причина: Неправильная регулировка рулевой рейки

  • Регулировка рулевой рейки
  • Изношены детали ходовой части
  • Замена изношенных деталей

Ремонт распределителя (составляющая рулевого механизма)

Ремонт распределителя представляет собой замену верхнего гидравлического сальника и внутреннего сальника высокого давления плюс колец для уплотнения. Шлифуется вал распределителя на специализированном станке. Если в составе распределительной составляющей рулевого механизма имеется кольцевой износ, который образуется уплотнительными кольцами от того, что система долгое время эксплуатировалась, то производится гильзование корпуса.

Читайте также:
Дымит дизельный двигатель – явный сигнал для проведения его диагностики

Ремонт рулевой рейки

Ремонт подразумевает под собой замену оригинального ремонтного комплекта рейки, а конкретно: сальников высокого давления, колец для уплотнения распределителя и поршня вала, колец для уплотнения из резины, опорных втулок из пластика и вставок поджимки вала. На специализированном станке шлифуется поверхность вала.

Ремонт и регулировка рулевой рейки

Ремонт с восстановлением вала осуществляется в тот момент, когда на плоскость вала рулевого механизма начинает воздействовать коррозия, то есть деталь ржавеет. От того, что это происходит, рабочая кромка сальников высокого давления приходит в негодность. Для осуществления высококачественного ремонта следует провести следующие процедуры:

  1. Вал отшлифовать на специальном станке, ликвидировать следы ржавчины;
  2. Поверхность нарастить смягчающим баббитом;
  3. Нанести на поверхность хром и отполировать её.

После проведения всех операций достигается требуемый размер вала и идеальная чистота поверхности.

Капремонт (если есть стук в рулевой рейке)

Капремонт осуществляется, если отверстия между зубчатым сектором рейки и червячной шестерни распределителя создают появление люфта в функционализации рулевого механизма. Это можно понять по стуку в рулевой рейке в обычном положении передних колес при движении по плохой дороге. Капремонт включает в себя реализацию всех операций ремонта, плюс производится обновление деталей поперечного вала, гайки поджимки сбоку, поджимки сбоку вала в сборе, гайки распределителя снизу, пыльников рулевых тяг и специальных трубок высокого давления. В некоторых случаях возможно восстановление рулевых тяг.

Неисправности рулевого управления

Основные признаки неисправности рулевого управления:

  • увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
  • тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
  • стуки в рулевом управлении,
  • течь смазки из картера рулевого механизма.

Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР

Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.

Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).

Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.

Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.

Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.

Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.

Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.

Обслуживание системы рулевого управления с ГУР

На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.

Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.

Читайте также:
Газовое оборудование на дизельный двигатель – экономия при каждой поездке

Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.

Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.

По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).

Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.

Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.

Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.

Профилактика и устранение неисправностей рулевого управления

По статистике к наиболее распространенным причинам ДТП относятся всевозможные неполадки рулевого управления, а также неправильная регулировка этой системы. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо принимать профилактические меры, предупреждая неисправности. А если все-таки возникнут неполадки, устранять их нужно как можно скорее.

По статистике к наиболее распространенным причинам ДТП относятся всевозможные неполадки рулевого управления, а также неправильная регулировка этой системы. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо принимать профилактические меры, предупреждая неисправности. А если все-таки возникнут неполадки, устранять их нужно как можно скорее.

Конструкция и принцип действия рулевой системы

Назначение рулевой системы – управление поворотом колес, именно от нее зависит направление движения ТС. Основные ее элементы:

  • привод (система тяг, соединенных шарнирами);
  • рулевой механизм (механический редуктор);
  • дополнительный усилитель (используется в грузовиках и ряде новых моделей легковых автомобилей).

Рулевой механизм преобразует вращательные движения, которые совершает водитель, в поступательные движения привода, передающего энергию этих движений колесам. При этом водителю не нужно особо напрягаться, вращая руль, поскольку его легкое воздействие многократно усиливается системой. Исправная система рулевого управления позволяет точно контролировать направление движения и при необходимости быстро его менять, а вот ее неисправности чреваты утратой контроля.

В современных моделях автомобилей в основном используется система рулевого управления реечного типа. Рулевое колесо через вал колонки соединяется с неподвижной шестерней, а та – с подвижной зубчатой рейкой, которая является элементом тяги (рулевой трапеции). Реечная система проще и надежнее, поскольку в ней меньше промежуточных звеньев, реже используется червячная передача.

Конструкторы системы рулевого управления стараются найти компромисс между удобством и безопасностью. С одной стороны, для управления колесами должно быть достаточно одного оборота руля, с другой – излишняя отзывчивость колес на движения руля в некоторых ситуациях может быть опасна. Поэтому часто используются рейки с переменным шагом зубьев, от которого зависит передаточное отношение. По краям они расположены реже, в центре – чаще.

Дополнительный усилитель делает конструкцию системы более сложной и совершенной. Он гасит толчки и вибрации, повышая комфортность поездки, и облегчает управление, помогая водителю выбрать оптимальное положение руля. Усилители рулевого управления бывают электромеханическими и гидравлическими (ГУР). Последний вариант, состоящий из насоса, бачка, исполнительного механизма и контрольного клапана, более прихотлив в обслуживании, но именно он устанавливается на большинстве моделей.

Распространенные неисправности системы рулевого управления и их причины

Рулевое управление – сложная система, разные ее элементы могут изнашиваться, выходить из строя. Нарушение соединения отдельных элементов также приводит к неполадкам в ее работе. Каждая проблема может объясняться рядом причин.

Тугое вращение, заедание, недостаточно плавное движение рулевого колеса могут спровоцировать:

  • засорение фильтра, клапана насоса и других элементов привода или пробуксовка его ремня;
  • деформация ряда деталей (стойки, подшипников, шарниров, тяг);
  • неправильная регулировка зазоров и креплений в системе редуктора и привода;
  • недостаток масла в картере;
  • проблемы в ходовой части – если колеса установлены под неправильным углом или покрышки слабо накачаны, это тоже сказывается на вращении руля.
Читайте также:
Ремонт блока цилиндров двигателя своими руками

Увеличение люфта (свободного хода) руля в ряде случаев устраняется путем регулировки зазоров подшипников, шарниров, подтягиванием креплений. Если же регулировка не помогает, причина может крыться в износе таких деталей, как:

  • шарнир наконечника тяги;
  • подшипник вала;
  • передающая пара шестерня-рейка.

Нарушения в работе гидроусилителя обычно проявляются посторонним шумом или подтеканием рабочей жидкости. В первом случае причина может крыться в:

  • пробуксовке ремня;
  • износе подшипника, установленного на вале насоса;
  • снижении уровня рабочей жидкости.

К подтеканию жидкости приводят:

  • нарушение герметичности усилителя вследствие износа пыльника;
  • повреждение шлангов или ослабление их крепления.

Утечка масла из картера рулевого механизма вызвана износом прокладок, сальников, ослаблением крепления крышки.

Подтекание рабочей жидкости в системе рулевого управления проявляется не так явно, как в системе охлаждения двигателя, лужи не образуются. А вот увлажнение, запотевание отдельных элементов должно настораживать.

В системе рулевого уплотнения есть множество креплений: рулевые тяги и поворотные рычаги крепятся гайками, кронштейн и рулевой механизм – болтами, нижней фланец, шаровая опора и другие элементы имеют свою систему креплений. Все они в процессе эксплуатации могут ослабевать, вызывая посторонние шумы и другие неполадки. Самопроизвольное откручивание гаек предотвращается за счет установки шплинтов, но шплинтовка тоже может нарушаться. Большинство деталей рулевого управления подвержено износу, в особенности шарниры и подшипники, подверженные значительной нагрузке. Их износ проявляется биением рулевого колеса, шумами, стуками, увеличением люфта и другими нарушениями нормального функционирования системы рулевого управления.

Профилактика неполадок

Проблемы в работе системы рулевого управления проще предотвратить, чем устранять. Поломки системы могут спровоцировать:

  • интенсивная эксплуатация транспортного средства на плохих дорогах в сочетании с агрессивной манерой вождения;
  • использование дешевых рабочих жидкостей низкого качества;
  • замена изношенных комплектующих низкосортными аналогами.

Система рулевого управления, как и любая другая система автомобиля, нуждается в регулярной диагностике и квалифицированном сервисном обслуживании.

Состояние рулевого управления тесно связано с ходовой частью, рабочими характеристиками колес и состоянием подвески. На нем могут негативно сказываться:

  • неправильная балансировка колес, неотрегулированное схождение;
  • падение давления в шинах и их чрезмерный износ;
  • износ и повреждения элементов подвески и ходовой части в целом (деформация поворотных кулаков, рычагов, износ ступичного подшипника).

Для продления службы системы рулевого управления необходимо:

  • не перегружать ее;
  • использовать качественные расходные материалы, рекомендованные производителем;
  • соблюдать сроки ТО и обращаться к специалистам;
  • проводить регулярное обслуживание и своевременный ремонт ходовой, следить за состоянием покрышек;
  • регулярно проверять надежность креплений, шплинтовку, обновлять смазку, регулировать зазоры;
  • менять детали при критичном износе, не дожидаясь выхода системы из строя.

Следует помнить, что у системы есть предельный срок службы и даже при самом тщательном уходе рано или поздно ее придется ремонтировать или менять целиком.

Как устранить неисправности рулевого управления

При серьезных неполадках в системе рулевого управления лучше обратиться в сервис, ведь от функционирования этой системы зависит безопасность движения. Но ряд неисправностей можно устранить самостоятельно.

  • Если тугой ход рулевого колеса связан с падением давления в покрышках, их нужно незамедлительно накачать.
  • Если уровень масла в картере ниже требуемого, следует его долить. При выявлении утечки –подтянуть болты, фиксирующие крышку, заменить уплотнительные прокладки, сальники.
  • Увеличенный люфт можно попытаться устранить путем простой регулировки величины свободного хода с помощью специальных винтов, обеспечивающих прижатие элементов.
  • При заедании рулевого колеса или увеличении люфта проверяются зазоры в подшипниках ступиц, шарнирах, червячном зацеплении (в системах с червячным редуктором). Зазоры регулируются, ослабляются или подтягиваются крепления, устраняются люфты заклепочных соединений или меняются разболтавшиеся заклепки, по мере необходимости наносится смазка.
  • При неисправностях гидроусилителя по необходимости доливается рабочая жидкость, заменяются пыльник и шланги, регулируется их крепление. Могут понадобиться замена изношенных деталей, регулировка натяжения ремня, обновление смазки.

Если не помогают регулировка креплений и зазоров и другие меры, следует произвести ревизию деталей, демонтировать и заменить сильно изношенные или поврежденные. Можно использовать качественные запчасти б/у, поставляемые компанией JapZap с разборок.

  • Рулевые тяги обычно заменяются не целиком. Используется ремкомплект, включающий в себя наконечники, шкворни, шарниры, втулки. Довольно часто приходится осуществлять замену рулевых наконечников. При кажущейся простоте этой операции могут возникнуть затруднения, связанные с прикипанием деталей, в этом случае поможет специальный съемник.
  • Ремонт рулевой рейки желательно доверить профессионалам. После замены вышедших из строя деталей производится ее регулировка. При масштабных повреждениях рейку лучше поменять полностью. Если в системе используется ГУР, после ремонта или замены рулевой рейки обязательно выполняется замена рабочей жидкости.
  • Наиболее сложная задача – ремонт рулевой колонки. Она демонтируется, разбирается, осматривается. Если вышли из строя отдельные детали, можно использовать ремкомплект, а при большом объеме повреждений колонку целесообразнее заменить. Отремонтированная или новая колонка устанавливается на место и закрывается кожухами.

Исправность рулевого управления крайне важна для безопасности движения. Регулярная диагностика и обслуживание этой системы с использованием качественных расходников помогут избежать серьезных поломок. Если поломка все же произошла, необходим незамедлительный ремонт: в зависимости от характера повреждений отдельные узлы системы можно ремонтировать или заменять целиком. Если поломки достаточно серьезные и вашей квалификации не хватает для их устранения, следует обратиться к специалистам, ведь управлять автомобилем после кустарного ремонта очень опасно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: