Оптические иллюзии, с которыми может столкнуться каждый водитель

Шесть опасных иллюзий, с которыми можно столкнуться за рулем

Иллюзии, которые угрожают водителю в дороге.

Мы давно уже знаем, что наш мозг легко обмануть, поскольку он не совершенен, как и все в нашем мире. Именно поэтому существуем огромное количество различных иллюзий , которые легко и просто обманывают наш мозг , который обрабатывает зрительные образы особым образом. Но одно дело когда иллюзии созданы для нашего развлечения , а другое когда иллюзии матушки природы возникают за рулем, что представляет огромную опасность. Вот самые опасные иллюзионных эффектов, которые могут угрожать как водителю и пассажирам, так и всем участникам дорожного движения.

Туннельная иллюзия

Когда транспортное средство движется внутри туннеля, поскольку эталонный объект изменяется относительно, водитель может легко потерять правильное суждение о скорости транспортного средства, непреднамеренно набрать скорость. При долгом монотонном движении в туннеле водитель не почувствует большую скорость.

Особенно это опасно при движении в темном туннеле, когда навстречу движутся автомобили с включенными передними фарами, которые могут ослеплять водителя. В том числе даже горит только ближний свет фар. Этот опасный эффект возникает из-за резкого яркого света после движения в темном туннеле. В результате, незаметно превысив установленную скорость движения, ослепленный водитель может резко затормозить, спровоцировав серьезную аварию, и даже потерять направление движения.

Поэтому, когда вы едете в туннель, не забудьте включить ближний свет фар и габариты, а также строго контролируйте установленную Правилами дорожного движения текущую скорость автомобиля, проверяя ее на спидометре. Если вы неопытный водитель и вам неудобно отвлекаться на спидометр, тогда заранее перед въездом в туннель снизьте скорость (ниже, чем разрешенный ПДД максимум). Включив ближний свет фар и габариты автомобиля, вы позволите другим водителям увидеть вас, что снизит риск столкновения.

Иллюзия расстояния

Тем, кто не имеет большого опыта вождения, и тем, кто только получил права, нужно обратить внимание на иллюзию расстояния. Также на эту опасную иллюзию стоит обратить внимание тем, кто только недавно пересел на другой автомобиль. Иллюзия расстояния приводит к неправильной оценке дистанции между вашей и впереди идущей машиной.

Несоблюдение дистанции – одно из самых частых и опасных нарушений ПДД, которые приводят к авариям. Например, если вы недавно пересели с хэтчбека на большой внедорожник или на полноразмерный седан, вы можете первое время не чувствовать габаритов автомобиля и ехать по привычке так, что будете держать ту же дистанцию, что и когда ездили на автомобиле меньших размеров.

В итоге ваша дистанция будет недостаточной в случае резкого торможения впереди идущей машины, из-за чего есть большой риск, что вы не успеете остановиться в экстренной ситуации. У тех, кто еще не набрался опыта вождения, также самой частой ошибкой является несоблюдение дистанции, поскольку водители-новички еще не чувствуют правильное расстояние между машинами. И виной всему иллюзия расстояния, которая обманывает водителей насчет истинной дистанции.

Следовательно, всегда строго соблюдайте дистанцию. Если не уверены, лучше держите дистанцию до другой машины как можно больше. Напомним, что, если вы движетесь в городе, вы должны держать дистанцию до другой машины не менее 15 метров – это приблизительно три длины вашей машины. Если вы движетесь по загородной трассе, обращайте внимание на скорость автомобиля. Разделив вашу текущую скорость на два, вы получите необходимую безопасную дистанцию в метрах.

Например, если вы едете по шоссе со скоростью 60 км/час, то минимальная дистанция должна быть 30 метров. Этот расчет применим только в летнее время на сухом асфальте. На мокрой или скользкой дороге дистанцию необходимо увеличить и снизить среднюю скорость с учетом дорожных и погодных условий. Если вас в дороге застали снегопад, метель, сильный ливень, туман, приводящие к плохим дорожным условиям, вы ДОЛЖНЫ увеличить дистанцию в два раза.

Иллюзия скорости

Когда мы долгое время движемся с определенной монотонной скоростью, мозг адаптируется к этой скорости, поэтому наша оценка текущей скорости по ощущению может быть не совсем обычной. Мы можем ошибаться, считая, что движемся медленно, но по факту движение транспортного средства может быть довольно-таки быстрым.

Особенно это опасно, когда вы после долгого движения по скоростному шоссе или автостраде съезжаете в населенный пункт, где, как правило, движение ограничено скоростью 40 км/ч, 50 км/ч или 60 км/ч. Но многие водители, привыкнув к скорости на шоссе, продолжают движение по населенному пункту с прежней скоростью, нарушая ПДД и создавая на дороге опасную ситуацию.

На эту иллюзию скорости должны обратить внимание все водители, а особенно новички, которые, не имея опыта, могут начать входить в повороты на той же скорости, с которой ехали по скоростной трассе. В итоге это может привести не только к штрафам за превышение скорости, но и к ДТП.

Читайте также:
10 современных автомобилей в стиле «ретро»

Поэтому после того, как вы ехали с большой скоростью по шоссе, въезжая в населенный пункт или съезжая с автострады, обратите внимание на свою текущую скорость и снизьте ее заранее согласно предписаниям ПДД. Также, съезжая со скоростной дороги, расслабьте вашу ногу на педали газа, включите ваш мозг, который, возможно, устал от долгого монотонного движения по шоссе, и восстановите свое чувство скорости, чтобы продолжить движение, не нарушая установленные правила.

Иллюзия ширины

Во время движения по бульвару вид деревьев по обеим сторонам дороги может давать водителям ощущение движения в узком проезде. Причем чем выше скорость, тем уже будет казаться дорога, по которой вы едете. Но как только деревья исчезнут (например, по сторонам дороги начнется открытое пространство), у вас сложится впечатление, что дорога стала шире. Многие в этот момент могут волей-неволей, не осознавая это, прибавить скорость автомобиля. В итоге машина будет ехать намного быстрее, чем будет казаться водителю. Так не только легко налететь на штрафы с камер, но и оказаться в аварии.

Иллюзия поворотов и прямых

Под влиянием географических факторов дороги не всегда могут быть прямыми, а также водителей всегда ждут в дороге большие или маленькие повороты. Когда мы едем, мы обычно разгоняемся на прямых участках, а затем, как правило, замедляемся перед поворотами. Эта привычка может сыграть с любым водителем злую шутку. Особенно когда идет речь о движении по горным дорогам, перевалам и т. п.

Например, представьте: вы движетесь по извилистой горной дороге в сторону города Сочи, где небольшие прямые участки резко сменяются затяжными поворотами (горный серпантин дорог). После длительного движения обычно водители привыкают к постоянным разгонам по прямым участкам и к бесконечным поворотам.

Некоторые уже интуитивно начинают чувствовать перед каждым поворотом его угол и становятся слишком самоуверенными. Но горная дорога никогда не прощает малейших ошибок. Ведь каждый поворот по-своему уникален и может иметь совершенно разный угол поворота. А когда вы движетесь по незнакомой дороге, вы можете не справиться с управлением на больших поворотах. Также, привыкнув разгоняться на прямой после каждого поворота, вы можете, начав разгон, не сообразить вовремя, что после поворота начинается другой резкий поворот, а не прямой участок, и не успеть снизить скорость. В этом случае все может завершиться плачевно.

Поэтому все водители должны уделять особое внимание при движении в поворотах, всегда увеличивая в таких местах дистанцию до других автомобилей, оставляя себе достаточно места для успешного прохождения поворота. И, конечно, нельзя забывать, что безопаснее всего проезжать повороты на низкой скорости.

Иллюзия времени

Настроение водителей очень сильно может влиять на управление автомобилем. Когда водитель находится в хорошем настроении, ему кажется, что время летит очень быстро, а когда расстроен –обычно он чувствует, что время течет медленней. Кроме того, когда вы куда-то спешите, всегда возникает ощущение, что времени катастрофически мало.

Это обычно вызывает суету у водителя и провоцирует менее внимательное вождение. Но ради безопасности водители, даже если опаздывают, не должны суетиться и нервничать. Ведь именно из-за подобных вещей часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Главное – осознайте, что, если вы опаздываете, вам кажется, что время бежит в два раза быстрее. Увы, так работает наш мозг, создавая подобное странное восприятие мира.

Поэтому независимо от дорожных условий и обстоятельств вы должны контролировать свое поведение за рулем: вести себя терпеливо, внимательно, не суетиться, обязательно отслеживая скорость автомобиля, и обеспечивать должную безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения.

Из-за влияния многих факторов у водителей часто возникают различные иллюзии вождения, что приводит к неправильной эксплуатации и даже к несчастным случаям на дороге. Поэтому каждый водитель должен понимать, как возникают подобные дорожные иллюзии и как с ними бороться, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Урок 11. Оптические иллюзии на дороге

Автомобиль, как правило, не совершает аварии. Как правило, ДТП случается из-за того, кто управляет автомобилем, но а человеку свойственно ошибаться. Сегодня с Ларисой Мищенковой – психологом, педагогом-практиком автошколы “Барнаульский Центр Высшего Водительского Мастерства” поговорим об оптических иллюзиях.

Какие оптические иллюзии существуют?

Мы с вами уже говорили о скорости реакции человека на 10-м уроке, сегодня мы продолжим разговор о физиологии. И поговорим о зрении водителя. Вот эти две темы направлены мной не на то, чтобы дать какие-то конкретные рекомендации по управлению, я хочу привлечь наших водителей к мысли о том, что мерить безопасность своего управления нельзя ни стажем, ни маркой автомобиля, ни новыми шинами, ни количеством подушек безопасности.

Читайте также:
Почему в ГИБДД ездят на дорогих автомобилях

Мне хочется привлечь внимание к тому, что есть еще очень много факторов, на которые, к сожалению, человек не может воздействовать. Эти факторы влияют на то, как вы доберетесь из пункта А в пункт Б.

Зрение человека так же, как и реакция, имеет свои предельные показатели, давайте мы будем брать за основу 100% зрение. Человек со слабым зрением – это понятно всем, у него будут проблемы. А как же вопрос будет решаться, если у человека 100% зрение? Я вам хочу рассказать и доказать, что даже 100% зрение человека не совершенно, очень интересные моменты связаны с оптическими иллюзиями.

Оптические иллюзии – это ошибки в зрительном восприятии, и причины таких ошибок кроются в наших физиологических особенностях. То есть ошибаться может и человек со 100% зрением, и вообще это норма. И есть такие специальные тесты, которые могут доказать, что зрительный анализатор любого человека абсолютно не совершен.

Примеры оптических иллюзий можно посмотреть в интернете.

Я уверена, что большинство из вас скажут: как же так, я вообще не думал, что так может быть. Я сама через это все прошла и была очень поражена. С одной из оптических иллюзий знакомы все водители – это “мертвая зона”, либо “слепая зона”, однако это вообще самый минимум. Каждый водитель должен знать, что свет и цвет может очень сильно искажать расстояние и скорость движения автомобиля.

Были проведены специальные опыты, которые подтвердили, что люди по-разному воспринимают скорость движения автомобилей с различным цветом кузова. Сделали они так, на трассу поставили разные автомобили разного цвета, но каждый из них до встречного автомобиля находился на расстоянии 100 м и двигался со скоростью 70км/ч.

Как же воспринимали водители встречного автомобиля ситуацию в зависимости от того, каким цветом был встречный автомобиль?
Черный автомобиль испытуемым казался удаленным на расстояние приблизительно 108 метров, а его скорость оценивалась гораздо ниже — 62 км/ч. Автомобиль синего цвета: казалось, что он находится на расстоянии 104 метра, а скорость его была 69 км/ч.

Оказывается, что расстояние до темных автомобилей кажется больше, а скорость их движения кажется меньше. А вот с автомобилем белого цвета было все наоборот, когда ехал белый автомобиль казалось, что он находится на расстоянии 98 метров, а его скорость 72 км/ч. Когда ехал желтый автомобиль, то казалось, что он находится на расстоянии 96 метров, а скорость его 74 км/ч, то есть здесь получается наоборот, казалось, что он находится к нам ближе, и скорость его была больше. В плане безопасности такое восприятие лучше для каких-то неприятных моментов.

Рекордсменом оказался автомобиль красного цвета. Он воспринимался в следующем режиме: казалось, что он находится на расстоянии 92 метра, а скорость его была 78 км/ч. То есть темные автомобили искажают реальность в более опасную сторону, светлые наоборот.

И в целом для всех марок легковых автомобилей самым безопасным по тяжести последствий ДТП принято считать желтые или красные автомобили. То есть они хоть и создают оптические иллюзии, неправильно воспринимается информация с ними, но она воспринимается в сторону улучшения.

А как еще может обманывать нас наше зрение?

Размеры авто точно так же вызывают оптические иллюзии. Если автомобиль едет крупногабаритный, то нам будет казаться, что он находится чуть дальше, а он в реальности чуть ближе. И еще очень сильно влияет на восприятие дорожной информации контрастность. Пример в тестах: два кружочка одинакового серого цвета одинакового оттенка, если мы один из них накладываем сверху на квадрат темного цвета, а другой наоборот на квадрат серого цвета, то сразу восприятие наше меняется мгновенно. Нам кажется, что ярче тот, который находится в контрасте с темным квадратом. И как только мы уберем эти квадраты и оставим, опять только в поле зрения эти кружки одинакового цвета, они сразу становятся опять одинаковыми. Вот такой парадокс.

Сумерки — это время, которое считается весьма аварийным. Почему?

Самое большое количество ДТП приходится именно на эту часть суток. Положение усугубляется тем, что одежда пешеходов имеет темные цвета и не имеет светоотражающих элементов. Она очень плохо контрастирует с окружающим фоном, все темное и одежда темная, и поэтому пешеходы становятся невидимыми. Это нужно обязательно учитывать в своем вечернем передвижении. Влияние на видимость также оказывает цвет дорожного покрытия.

Если асфальт, по которому мы движемся, светлый, то это очень хорошо. Но если он темный или еще хуже, когда влажный, то сразу создаются дополнительные иллюзии, происходит большое искажение восприятия дорожной информации. И особенно серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля. Видимость резко ухудшается, хотя мы с вами привыкли и каждый день сталкиваемся с понятием “ослепление”.

Читайте также:
По образу и подобию: какие иномарки стали прототипами для легендарных советских авто

И мы не отводим этому достаточного внимания, мы продолжаем ехать, не снижая скорости, однако исследования показали, что процесс восстановления зрительных функций после ослепления может колебаться в очень значительных пределах, и у некоторых водителей он будет достигать 10 секунд. Чтобы ваше зрение начало снова видеть на 100% после ослепления фарами может пройти до 10 секунд.

Я каждый день езжу по слабоосвещенным или вовсе неосвещенным участкам дорог, где водители невольно ослепляют друг друга даже ближним светом фар. Я вижу много машин, которые не снижают скорость перед встречными авто. А всегда ли мы выбираем разумную и безопасную скорость в темное время суток во время дождя, когда в каждой капле отражаются фары машин, уличные фонари и даже свет луны? Все эти блики сильно мешают нашему зрению. Некоторые водители ночью едут в привычном для них “дневном режиме” с теми же малыми дистанциями и боковыми интервалами на высокой скорости.

Ослепление может быть таким сильным, что наступит полная потеря зрения. Хотя вам так не будет казаться, ведь очень уж кратковременный этот отрезок по времени. А давайте попробуем и сымитируем ослепление. Представьте, что вы закрыли глаза всего на 5 секунд и едете при этом в плотном потоке по центральному проспекту, где через каждые 70 метров пешеходные переходы. Впереди едущая машина начинает интенсивно тормозить. Вы можете себе позволить ехать, не контролируя ее? Вот и в ослепленном состоянии нельзя ехать с маленькой дистанцией и на неразумно высокой скорости.

А если в этот миг ребенок пойдет через дорогу?

Неприятно и страшно даже представить себе такое. Поэтому призываю прочувствовать это на себе и принять соответствующие меры. Обязательно после нашего урока познакомьтесь с оптическими иллюзиями, что называется вживую. Мы сегодня с вами говорили о зрении, вернее, о его несовершенстве за счет интересной формы зрительного искажения – оптических иллюзий. Давайте будем помнить: если ваше зрение стопроцентно, то доверять ему на 100% все равно я бы не советовала.

В следующий раз в “Автоклассе” поговорим о том, нужно ли рисковать за рулем и стоит ли это делать вообще, если речь идет о вождении автомобиля.

Все советы и уроки контраварийного вождения для начинающих и для водителей со стажем от профессионалов автошколы БЦВВМ.

Шесть опасных иллюзий, с которыми вы часто сталкиваетесь за рулем

Иллюзии, которые угрожают водителю в дороге.

Мы давно уже знаем, что наш мозг легко обмануть, поскольку он не совершенен, как и все в нашем мире. Именно поэтому существуем огромное количество различных иллюзий , которые легко и просто обманывают наш мозг , который обрабатывает зрительные образы особым образом. Но одно дело когда иллюзии созданы для нашего развлечения , а другое когда иллюзии матушки природы возникают за рулем, что представляет огромную опасность. Вот самые опасные иллюзионных эффектов, которые могут угрожать как водителю и пассажирам, так и всем участникам дорожного движения.

Туннельная иллюзия

Когда транспортное средство движется внутри туннеля, поскольку эталонный объект изменяется относительно, водитель может легко потерять правильное суждение о скорости транспортного средства, непреднамеренно набрать скорость. При долгом монотонном движении в туннеле водитель не почувствует большую скорость.

Особенно это опасно при движении в темном туннеле, когда навстречу движутся автомобили с включенными передними фарами, которые могут ослеплять водителя. В том числе даже горит только ближний свет фар. Этот опасный эффект возникает из-за резкого яркого света после движения в темном туннеле.

Поэтому, когда вы едете в туннель, не забудьте включить ближний свет фар и габариты, а также строго контролируйте установленную Правилами дорожного движения текущую скорость автомобиля, проверяя ее на спидометре. Если вы неопытный водитель и вам неудобно отвлекаться на спидометр, тогда заранее перед въездом в туннель снизьте скорость (ниже, чем разрешенный ПДД максимум). Включив ближний свет фар и габариты автомобиля, вы позволите другим водителям увидеть вас, что снизит риск столкновения.

Иллюзия расстояния

Тем, кто не имеет большого опыта вождения, и тем, кто только получил права, нужно обратить внимание на иллюзию расстояния. Также на эту опасную иллюзию стоит обратить внимание тем, кто только недавно пересел на другой автомобиль. Иллюзия расстояния приводит к неправильной оценке дистанции между вашей и впереди идущей машиной.

Несоблюдение дистанции – одно из самых частых и опасных нарушений ПДД, которые приводят к авариям. Например, если вы недавно пересели с хэтчбека на большой внедорожник или на полноразмерный седан, вы можете первое время не чувствовать габаритов автомобиля и ехать по привычке так, что будете держать ту же дистанцию, что и когда ездили на автомобиле меньших размеров.

Читайте также:
Какими автомобилями может похвастаться популярный российский рэпер Баста

В итоге ваша дистанция будет недостаточной в случае резкого торможения впереди идущей машины, из-за чего есть большой риск, что вы не успеете остановиться в экстренной ситуации. У тех, кто еще не набрался опыта вождения, также самой частой ошибкой является несоблюдение дистанции, поскольку водители-новички еще не чувствуют правильное расстояние между машинами. И виной всему иллюзия расстояния, которая обманывает водителей насчет истинной дистанции.

Следовательно, всегда строго соблюдайте дистанцию. Если не уверены, лучше держите дистанцию до другой машины как можно больше. Напомним, что, если вы движетесь в городе, вы должны держать дистанцию до другой машины не менее 15 метров – это приблизительно три длины вашей машины. Если вы движетесь по загородной трассе, обращайте внимание на скорость автомобиля. Разделив вашу текущую скорость на два, вы получите необходимую безопасную дистанцию в метрах.

Например, если вы едете по шоссе со скоростью 60 км/час, то минимальная дистанция должна быть 30 метров. Этот расчет применим только в летнее время на сухом асфальте. На мокрой или скользкой дороге дистанцию необходимо увеличить и снизить среднюю скорость с учетом дорожных и погодных условий. Если вас в дороге застали снегопад, метель, сильный ливень, туман, приводящие к плохим дорожным условиям, вы ДОЛЖНЫ увеличить дистанцию в два раза.

Иллюзия скорости

Когда мы долгое время движемся с определенной монотонной скоростью, мозг адаптируется к этой скорости, поэтому наша оценка текущей скорости по ощущению может быть не совсем обычной. Мы можем ошибаться, считая, что движемся медленно, но по факту движение транспортного средства может быть довольно-таки быстрым.

Особенно это опасно, когда вы после долгого движения по скоростному шоссе или автостраде съезжаете в населенный пункт, где, как правило, движение ограничено скоростью 40 км/ч, 50 км/ч или 60 км/ч. Но многие водители, привыкнув к скорости на шоссе, продолжают движение по населенному пункту с прежней скоростью, нарушая ПДД и создавая на дороге опасную ситуацию.

На эту иллюзию скорости должны обратить внимание все водители, а особенно новички, которые, не имея опыта, могут начать входить в повороты на той же скорости, с которой ехали по скоростной трассе. В итоге это может привести не только к штрафам за превышение скорости, но и к ДТП.

Поэтому после того, как вы ехали с большой скоростью по шоссе, въезжая в населенный пункт или съезжая с автострады, обратите внимание на свою текущую скорость и снизьте ее заранее согласно предписаниям ПДД. Также, съезжая со скоростной дороги, расслабьте вашу ногу на педали газа, включите ваш мозг, который, возможно, устал от долгого монотонного движения по шоссе, и восстановите свое чувство скорости, чтобы продолжить движение, не нарушая установленные правила.

Иллюзия ширины

Во время движения по бульвару вид деревьев по обеим сторонам дороги может давать водителям ощущение движения в узком проезде. Причем чем выше скорость, тем уже будет казаться дорога, по которой вы едете. Но как только деревья исчезнут (например, по сторонам дороги начнется открытое пространство), у вас сложится впечатление, что дорога стала шире. Многие в этот момент могут волей-неволей, не осознавая это, прибавить скорость автомобиля. В итоге машина будет ехать намного быстрее, чем будет казаться водителю. Так не только легко налететь на штрафы с камер, но и оказаться в аварии.

Иллюзия поворотов и прямых

Под влиянием географических факторов дороги не всегда могут быть прямыми, а также водителей всегда ждут в дороге большие или маленькие повороты. Когда мы едем, мы обычно разгоняемся на прямых участках, а затем, как правило, замедляемся перед поворотами. Эта привычка может сыграть с любым водителем злую шутку. Особенно когда идет речь о движении по горным дорогам, перевалам и т. п.

Например, представьте: вы движетесь по извилистой горной дороге в сторону города Сочи, где небольшие прямые участки резко сменяются затяжными поворотами (горный серпантин дорог). После длительного движения обычно водители привыкают к постоянным разгонам по прямым участкам и к бесконечным поворотам.

Некоторые уже интуитивно начинают чувствовать перед каждым поворотом его угол и становятся слишком самоуверенными. Но горная дорога никогда не прощает малейших ошибок. Ведь каждый поворот по-своему уникален и может иметь совершенно разный угол поворота. А когда вы движетесь по незнакомой дороге, вы можете не справиться с управлением на больших поворотах. Также, привыкнув разгоняться на прямой после каждого поворота, вы можете, начав разгон, не сообразить вовремя, что после поворота начинается другой резкий поворот, а не прямой участок, и не успеть снизить скорость. В этом случае все может завершиться плачевно.

Читайте также:
Как получить в полноценное владение новый автомобиль, не покупая его

Поэтому все водители должны уделять особое внимание при движении в поворотах, всегда увеличивая в таких местах дистанцию до других автомобилей, оставляя себе достаточно места для успешного прохождения поворота. И, конечно, нельзя забывать, что безопаснее всего проезжать повороты на низкой скорости.

Иллюзия времени

Настроение водителей очень сильно может влиять на управление автомобилем. Когда водитель находится в хорошем настроении, ему кажется, что время летит очень быстро, а когда расстроен –обычно он чувствует, что время течет медленней. Кроме того, когда вы куда-то спешите, всегда возникает ощущение, что времени катастрофически мало.

Это обычно вызывает суету у водителя и провоцирует менее внимательное вождение. Но ради безопасности водители, даже если опаздывают, не должны суетиться и нервничать. Ведь именно из-за подобных вещей часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Главное – осознайте, что, если вы опаздываете, вам кажется, что время бежит в два раза быстрее. Увы, так работает наш мозг, создавая подобное странное восприятие мира.

Поэтому независимо от дорожных условий и обстоятельств вы должны контролировать свое поведение за рулем: вести себя терпеливо, внимательно, не суетиться, обязательно отслеживая скорость автомобиля, и обеспечивать должную безопасность себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения.

Из-за влияния многих факторов у водителей часто возникают различные иллюзии вождения, что приводит к неправильной эксплуатации и даже к несчастным случаям на дороге. Поэтому каждый водитель должен понимать, как возникают подобные дорожные иллюзии и как с ними бороться, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Шоу иллюзий, или 5 опасных обманов чувств на дороге

Человеческий мозг иногда допускает ошибки восприятия. При управлении автомобилем при оценке объектов во время движения у водителя нередко возникают иллюзии. Такой обман зрения и ощущений связан с разными причинами. Каждый автомобилист должен быть готов к этому, чтобы не поддаться ложным видениям.

Дистанция

Иллюзия расстояния является очень опасной, поскольку она связана с ошибочной оценкой дистанции до впереди идущего транспортного средства. Игнорирование опасности нередко приводит к авариям.

Например, если автомобилист пересел на машину большего размера, то поначалу он может не совсем правильно оценивать его габариты. По привычке он будет придерживаться привычной манеры вождения. Это повышает риск столкновения с впереди идущей машиной при ее резком торможении. Такой же проблемой восприятия страдают и новички, у которых еще не выработался точный глазомер.

Следует учитывать, машины светлых ярких цветов воспринимаются ближе, чем находятся в реальности. Авто темных тонов, наоборот, зрительно отдаляются.

Лучше соблюдать даже немного большую дистанцию, чтобы точно успеть затормозить.

Привычка скорости

При длительном монотонном движении по трассе с определенной скоростью автомобилист теряет бдительность. Например, проезжая населенный пункт, многие водители машинально продолжают привычное движение.

Некоторые новички забывают снижать скорость даже на поворотах. Это вызвано тем, что внутри салона скорость воспринимается неправильно. По правилам дорожного движения, во время приближения к таким местам нужно сбавлять скорость заранее. Если не смотреть на спидометр и ориентироваться по внутренним ощущениям, то риски попасть в ДТП очень повышаются.

Таким образом, съезжая со скоростной трассы необходимо сразу же ослабить ногу на педали газа, и это должно войти в привычку.

Сужение дороги

При движении вдоль лесополос и через лес у многих водителей может создаваться впечатление, что дорога сужается из-за деревьев на обочине. Увеличение скорости в таких условиях только усиливает эффект.

Как только машина оказывается на открытом пространстве, человеку за рулем кажется, что ширина дороги увеличивается. Из-за этого многие автомобилисты инстинктивно добавляют скорость, поэтому авто будет двигаться быстрее, чем им кажется.

Восприятие узкой дороги напрямую связано с впечатлением опасной близости встречного авто. Если оно движется достаточно быстро, то возникает впечатление движения по встречной полосе. Это повышает эмоциональное напряжение, которое может стать причиной допущенных ошибок.

Поворот за поворотом

Обычно автомобили набирают разгон на ровных участках дороги, замедляясь на поворотах. Это характерно особенно для машин с задним приводом.

При движении по горным серпантинам водители зачастую привыкают к постоянным затяжным поворотам. Некоторые из них приобретают излишнюю самоуверенность, на глаз определяя их угол.

На самом деле, горные повороты достаточно затяжные. Они могут иметь несколько искривлений подряд, поэтому не всегда можно успеть вывернуть руль, предварительно снизив скорость.

При таких обстоятельствах все может закончиться достаточно плохо, поэтому осторожность здесь не повредит.

Галлюцинации переутомления, темноты или контрастов

Длительное пребывание за рулем автомобиля сильно утомляет человека. Из-за этого у него могут возникнуть галлюцинации. Ситуацию усугубляют стрессовое состояние или страх.

В результате воображение водителя рисует перед ним красочные картинки нереальной опасности. Нередко у него возникает ощущение того, что машина врежется в столб на полном ходу, совершит столкновение или наезд на человека. Наряду с этим, человека может окутывать дремота.

Читайте также:
За сколько сейчас можно купить советские автомобили в хорошем состоянии

При движении по ровной дороге на большой скорости вероятность аварии значительно повышается. Водитель может неосознанно изменить режим езды или пытаться объехать несуществующее препятствие.

Описанные выше иллюзии важно учитывать каждому водителю. Такие знания помогут предотвратить опасные ситуации на дороге.

Оптические иллюзии, с которыми часто сталкиваются водители

Для комфортного и безопасного управления автомобилем нужно иметь хорошее зрение. Не все автомобилисты могут похвастаться остротой зрения, но на помощь могут прийти линзы или очки. Именно зрение может подводить даже опытного автомобилиста. Все дело в оптических иллюзиях, с которыми может столкнуться каждый человек в дороге. Подобные явления часто представляют опасность для дальнейшего движения, но даже с ними можно справиться.

Избежать появления тоннельной иллюзии может только контроль над всеми приборами — нужно постоянно смотреть на спидометр

Многие во время движение по тоннелю могли замечать странный визуальный эффект. Наблюдается он тогда, когда автомобиль передвигается внутри тоннеля, где установлено искусственное освещение. Водитель уверен в том, что едет очень медленно. Когда он прибавляет скорость, она может увеличиться в разы — и этот эффект почти не будет заметен. Риск возникновения аварийной ситуации при таких обстоятельствах очень высок. Особенно, если поблизости есть поворот. Сбавить скорость в случае опасности не получится быстро. Избежать появления тоннельной иллюзии может только контроль над всеми приборами — нужно постоянно смотреть на спидометр.

Иллюзия дистанции. Этот оптический обман чаще всего возникает среди тех автомобилистов, которые недавно сменили транспортное средство. И речь идет не о простой смене автомобиля. Как правило, ощущение дистанции меняется, когда водитель пересаживается на более габаритный транспорт. По привычке он выдерживает ту же дистанцию, которой придерживался раньше. Чтобы не создавать опасных ситуаций, нужно соблюдать максимальную дистанцию между транспортными средствами. Лучше всего начать придерживаться этого правила еще до того, как будет сменен автомобиль.

Как правило, ощущение дистанции меняется, когда водитель пересаживается на более габаритный транспорт

Привыкание к скорости. Движение на высокой скорости чревато последствиями. Многие автомобилисты могли замечать, что при быстрой езде теряется ощущение скорости. Однако, любое, даже минимальное её снижение, ощущается очень остро. В результате у водителя возникает иллюзия того, что он едет слишком медленно. На повороте такое явление может привести к заносу автомобиля. Решение такой проблемы простое — нужно всегда доверять только спидометру и показаниям на нем.

Еще одна странная иллюзия, с которой можно столкнуться на дороге — иллюзия темных автомобилей. Такое происходит, когда навстречу движутся 2 машины — одна темная, другая светлая. Водителю будет казаться, что темный автомобиль передвигается с меньшей скоростью и находится ближе, чем белый. Именно по этой причине чаще всего и возникают дорожно-транспортные происшествия. Выход здесь тоже только один — соблюдать скоростной режим.

Иллюзия малого расстояния до встречного автомобиля часто заканчивается ДТП в случае обгона

Столкновение с грузовыми автомобилями часто возникает из-за иллюзии дистанции. Водитель легкового автомобиля полагает, что встречный грузовик находится на приличном расстоянии и можно вовремя совершить обгон. Но громадный автомобиль моментально приближается, а водитель уже не успевает затормозить, что и приводит к ДТП.

Итог. Иллюзии на дороге — частое явление. Водители часто не могут правильно определять дистанцию между транспортными средствами и скоростной режим. Во всех случаях следует ориентироваться на показания спидометра.

  • 👍0
  • 😄0
  • 😲0
  • 😡0
  • 😥0
  • Мы в соцсетях:
  • Одноклассники,
  • Facebook,
  • Вконтакте

Оптические иллюзии

Все люди разные. И в то же время их объединяют некоторые особенности и общие недостатки человеческого организма. Например, кошки видят лучше нас, собаки имеют нюх, который нам и не снился, есть недоступный человеку ультразвук и многое другое. Короче говоря, недостатки у человеческого организма есть. Можно о них только поговорить, а можно сделать для себя практические выводы, которые пригодятся в деле обеспечения безопасности при вождении автомобиля.

Посмотрите на рисунок 51 а. Ну как, нравятся Вам эти “лохматые кривули” в квадрате?

Мне же не нравится то, что все мы (за очень редким исключением) приняли эти прямые и параллельные линии за кривые и гнутые.

Рис. 51. Оптические Иллюзии

“О чем это он? Где это здесь прямые, да еще и параллельные?” – недоуменный вопрос подавляющего большинства читателей.

Тем, кто не видит, придется взять в руки линейку, чтобы убедиться в том, что диагональные линии – прямые и параллельны друг другу!

Читайте также:
Четырехколесные дамские угодники: 7 марок машин, на которых часто разъезжают любвеобильные мужчины

А что там с кружочками на следующем рисунке (рис. 51 б)?

Если взять в руки циркуль или все ту же линейку, то выяснится, что центральный кружок, как на левом, так и на правом рисунке имеет одинаковый диаметр!

Что поделаешь, опять нас подвело несовершенство человеческого организма.

Думаю, теперь все убедились в том, что поначалу мы неправильно восприняли реальную действительность. И это очень серьезное заявление. Ведь водитель, управляющий автомобилем, при восприятии дорожной обстановки тоже подвержен иллюзиям.

Да-да, то, что мы сейчас с вами на себе ощутили, называется – иллюзия. Не пугайтесь, это не галлюцинация, но при стечении некоторых обстоятельств можно заработать и ее. А пока давайте немного поговорим об иллюзиях на дороге.

Предусмотреть все возможные варианты иллюзий, конечно, не получится, но некоторые из них общеизвестны, и каждый водитель должен знать, что при определенных условиях он может неправильно воспринимать дорожную обстановку.

Однажды мой пассажир (мой друг и “новичок” на дороге) недоуменно спросил: “Ты чего остановился? Ведь он еще далеко!”

Случилось это осенью в сумеречное время при несильном тумане. Мне предстояло повернуть налево на небольшом перекрестке. Издалека, как нам обоим казалось, к перекрестку приближалась встречная машина. Мой пассажир не успел еще договорить свою фразу, как мимо нас на большой скорости пронеслась темно-синяя “Волга”.

После этого мой друг выдавил из себя уже совсем другую фразу: “Как это? Он же был далеко! Давай объясняй, почему ты остановился, у тебя глаза другие что ли?”

Пришлось ему объяснять почти все из того, что Вы можете прочитать ниже.

Искаженное восприятие скорости и расстояния

Цвет автомобиля, оказывается, имеет большое влияние на безопасность дорожного движения. Экспериментальным путем установлено, что подавляющее большинство людей неодинаково воспринимает движущиеся предметы, окрашенные в различные тона.

Кажется, что темной окраски автомобиль движется где-то там вдалеке с небольшой скоростью, а на самом деле его скорость значительно выше и находится он к нам ближе, чем казалось.

И наоборот. Кажется, что автомобиль, имеющий светлую окраску, со страшной скоростью уже подъехал к нам близко-близко, а на самом деле он едет не спеша и находится от нас еще далеко.

  • Скорость движения темного автомобиля и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения светлого автомобиля и расстояние до него – переоцениваются.

И это самые настоящие иллюзии. Правда, оттого, что данной проблеме нашлось определение, нам легче не стало. Надо делать практические выводы о том, что окраска автомобиля влияет на безопасность дорожного движения. Садясь за руль своей машины, стоит подумать о том, как другие водители и пешеходы будут воспринимать Ваш автомобиль в движении. Да и самому не стоит забывать о возможных ошибках в восприятии соседей по дороге, имеющих различную окраску.

Автомобиль, имеющий светлую или яркую окраску, является более безопасным по сравнению с автомобилем темного цвета и блеклых тонов.

Что там у нас дальше? Туман? К сожалению, не только туман или пасмурная погода, но и обычные сумерки дают эффект иллюзорного восприятия скорости и расстояния. Кажется, что все машины движутся с малыми скоростями и на значительном от Вас расстоянии, хотя на самом деле все совсем наоборот:

В пасмурную погоду, в тумане и в сумерках скорость движения автомобилей – недооценивается, а расстояние до них – переоценивается.

Какие еще сюрпризы преподнесет нам действительность? Поверьте, сюрпризов хватает.

Например, крупные предметы человек воспринимает лучше, чем мелкие.

Ну и что из того? Это известно всем!

А то, что мотоцикл, который показался на горизонте, окажется около нас намного раньше, чем мы на то рассчитывали.

И все совсем наоборот в случае с большим грузовиком. Он будет долго и нудно сближаться с нами, хотя казалось, что он вот-вот подлетит к нашей машине.

Делаем очередные выводы:

  • Скорость движения мотоцикла и расстояние до него – недооцениваются.
  • Скорость движения крупногабаритного транспорта и расстояние до него – переоцениваются.

Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.
статья

В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема безопасности на автотранспорте,

связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.

В процессе движения водитель обрабатывает множество информации, дорожные знаки, состояние автомобиля, расстояние до окружающих авто. Научно доказано, что чем выше скорость машины, тем сложнее оценка водителем дорожной ситуации.

Для правильной оценки необходимо знать свои физиологические возможности и иллюзии, которые могут появиться в процессе управления автомобилем.

Неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений называется иллюзией. Определенные виды иллюзий возникают у здоровых людей. Однако в отличие от больных эти иллюзии не нарушают у здоровых правильного в целом опознания предмета, так как здоровый человек обладает достаточными возможностями проверки правильности и уточнения своего первого впечатления. Описано много видов различных иллюзий, отмечающихся почти у всех здоровых людей.

Через глаза водитель получает до 90% информации, находясь за рулем. Тем опаснее те оптические иллюзии, которые могут прямо повлиять на принятие решений. О наиболее распространенных из них, человек за рулем должен быть предупрежден заранее.

Итак, каким иллюзиям подвержен водитель ?

Данный тип обмана зрения возникает при длительном монотонном движении по трассе или в тоннеле. Опасность заключается в неадекватном восприятии скорости автомобиля. Человеку начинает казаться, что скорость авто незначительная и он машинально разгоняется все сильнее. В результате при экстренном торможении или вираже водитель не учитывает возросшую скорость и попадает в аварию. Бороться с данной проблемой помогает бортовой компьютер или навигатор, подающий звуковой сигнал при превышении скоростного ограничения.

Многие обманные восприятия дорожной ситуации связаны со скоростью. Одну из них называют «тоннельной иллюзией». При движении в тоннеле, чаще всего с искусственным освещением, водитель теряет чувство скорости. Происходит это за счет неизменных условий движения. Обман усиливается, если навстречу движется автомобиль с включенными фарами. В результате водитель невольно увеличивает скорость, что не позволит в определенных

условиях ему справиться с управлением автомобилем.

Иллюзия привыкания к скорости

Является следствием предыдущего эффекта. После длительной поездки на высокой скорости, например, по скоростному шоссе,

любое снижение скорости кажется достаточным для выполнения маневра. В результате, при съезде с дороги, водитель может не вписаться в поворот, где следовало бы поддерживать скорость не более 60 км/ч. Легко понять, что после 130 км/ч, скорость 90 км/ч – это ощутимое снижение.

Для водителей, часто меняющих автомобиль, не сложно перестроиться на другие габариты транспортного средства. Но если долго управлять одной и той же машиной, то возникает «иллюзия дистанции», когда правильное расстояние до впереди идущего транспорта выбрать сложно. К примеру, пересев на УАЗ Patriot, после машины Гольф-класса, не сразу понимаешь,

что больший по массе, и габаритам автомобиль и тормозной путь будет иметь больше.

Иллюзия недостаточной ширины проезжей части

На загородном шоссе, при движении с высокой скоростью, возникает иллюзия недостаточной ширины проезжей части. В такие моменты некоторые водители при встречном разъезде с грузовиком несколько снижают скорость, опасаясь выезда на обочину.

При движении по криволинейному участку дороги, нередко ошибочно воспринимается крутизна поворота. Особенно часто «иллюзия поворота» появляется, если разные по радиусу участки дороги следуют один за другим.

Иллюзия оценки времени

Еще одной общей иллюзией является неверная оценка времени. В попытке нагнать несколько минут, водитель пойдет не только на превышение скорости, но и на рискованные маневры. Вероятность совершения ошибки значительно возрастает. На точность восприятия времени оказывают, влияние тренированность водителя, утомление, индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние.

Иллюзия темных машин

Данный зрительный обман заключается в том, что автомобили темного цвета при плохом

освещении кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Если по дороге параллельно друг другу будут ехать две машины: одна темная, а другая — светлая, то визуально будет казаться, что темный автомобиль едет медленнее и находится ближе белого. Это может сказаться на оценке дорожной ситуации и, как следствие, на возникновении аварии, например, при попытке обгона при движении по встречной полосе.

Большие предметы на расстоянии кажутся меньше, чем они есть на самом деле — нарушается правильная оценка расстояния до объекта. Большой грузовик или фура кажется маленькой и водитель думает, что до нее еще далеко. Неожиданностью становится внезапное ее появление перед глазами, человек не всегда успевает среагировать и затормозить. Для борьбы с таким явлением нужно соблюдать скоростной режим движения, тогда при резком торможении водитель успеет остановиться, какое бы препятствие перед ним не возникло.

Иллюзия расширенной дороги

Возникает вследствие неправильной оценки ширины проезжей части. Человеческий глаз рассчитывает эту величину относительно высоты расположенных рядом вертикальных объектов. Например, при движении по улице с высокими деревьями, заборами или домами, расположенными по краю дороги, водителю кажется, что проезжая часть уже, чем в действительности, и он сбрасывает скорость. А при исчезновении данных объектов кажется, что дорога стала шире, и он прибавляет скорость, начиная вести себя смелей, хотя по факту ничего не изменилось. Если водитель знает о существовании такого явления, то он будет внимательнее на дороге. Особенно на тех ее участках, где систематически появляются вертикальные объекты. Примером неадекватной оценки ширины дорожного полотна может служить ситуация с водителем, который, пытаясь обогнать грузовик, выезжает на встречную полосу, не учитывая то, что встречному авто просто некуда деться на узкой дороге. В результате происходит ДТП.

Данный тип свойственен горным трассам и перевалам, изобилующим поворотами разных радиусов. В какой-то момент на такой дороге водитель перестает адекватно оценивать крутизну поворотов. Очень часто круговые участки кажутся эллиптическими, отрезок дороги может показаться короче, чем на самом деле, и более крутым. Бороться с авариями в данных условиях помогают яркие указатели поворотов, установленные на отбойниках. В ночное время на такой дороге нужно включать дальний свет и все имеющиеся на автомобиле фары.

Иллюзия крутых спусков

На крутом спуске с поворотом водителю может показаться, что участок дороги впереди сильно сужается. Связано это с ухудшением пространственного зрения. Данное явление заставляет водителя прижиматься к центральной оси дороги. Опасно это тем, что на повороте он может столкнуться со встречным транспортом. Нужно помнить, что на тех участках дороги, где она реально сужается, установлены знаки, сообщающие об этом. Там же, где знаков нет, имеет место обман зрения. В любом случае, перед каждым поворотом на крутом спуске следует сбрасывать скорость и быть особенно внимательным.

Управляя автомобилем, нужно помнить, что мозг человека очень легко обмануть — такие явления случаются повсеместно. Оптические иллюзии на дороге очень опасны своими последствиями, именно поэтому за рулем необходимо быть предельно внимательным, особенно на незнакомых участках и в ночное время. Особенно много иллюзий и обманов зрения возникает при недостаточной контрастности. Так, при контрастности ниже 2% может возникнуть иллюзия исчезновения объекта наблюдения. Примером этой иллюзии может служить «исчезновение» пешехода, воспринимаемого водителем на фоне белого снега в ночное время суток. По мере приближения к пешеходу свет фар все ярче освещает пешехода. В какой-то момент времени освещенности пешехода и фона сравниваются и пешеход, сливаясь с фоном, «пропадает».Если в такой момент пешеход начнет переходить дорогу, то возможен наезд на него. Аналогичное явление может возникнуть и при так называемой «световой завесе», когда сильный световой луч от фар автомобиля, движущегося по примыкающей дороге, как бы скрывает расположенные за ним предметы, автомобили, пешеходов. Оптические иллюзии и галлюцинации чаще всего появляются при ослаблении зрительного внимания, при зрительном утомлении.

Одним из эффективных способов бороться за безопасность пешеходов, является нанесение специальных изображений в зоне пешеходного перехода

Цветное изображение нанесено с помощью специального винилового материала для маркировки дорог. Вблизи изображение не впечатляет, не похоже оно на ребенка и с большой дистанции. Рисунок вытянут на 12 метров, и пропорции его искажены. Но на расстоянии 30 метров перед водителем внезапно появляется фигура ребенка.

Как правило, иллюзии восприятия не являются причинами дорожно-транспортных происшествий,

однако если они возникают у водителя при высоких скоростях движения и при сложной дорожной

ситуации, когда время реакции очень мало, возникновение иллюзий может стать причиной неправильных

(несвоевременных) действий водителя.

Галлюцинации восприятия. Другим возможным нарушением пространственного восприятия

водителем могут быть галлюцинации и псевдогаллюцинации. Причем псевдогаллюцинации

лишены пространственной ориентации (локализации), галлюцинаторный образ нередко

локализируется в голове и, как правило, не имеет того характера объективности, который

присущ истинным галлюцинациям. При рассмотрении галлюцинаций необходимо учитывать

их особенности (сценоподобность, многопредметность).

«Я резко затормозил, так как через дорогу перебегал лось»; «Я затормозил потому, что на

дороге прямо перед автомобилем очутился лежащий лицом вниз человек»; «Я затормозил и

вильнул рулем, стараясь объехать внезапно появившийся борт грузового автомобиля».

Что было, то было — водители действительно тормозили. Но вот чего не было, так это

лося, человека, борта грузовика. Это все галлюцинации, которые очень часто бывают в

темное время суток при свете фар, бывают и на рассвете и в предвечерние сумерки, а

иногда даже и днем. Нередко такие неожиданные маневры приводят к дорожным инцидентам.

Это вполне естественно, так как видение является лишь одному водителю, а остальные о

нем не ведают и не подготовлены к резкому изменению обстановки. И причем всегда очень

резкому, когда никто и ничего не успевает сделать.

Галлюцинации обычно возникают при большом утомлении, в состоянии страха или стресса,

а также при чрезмерном напряжении и постоянном ожидании какого-то препятствия.

В результате у водителя возникает «реальная картина» нереальной опасности.

Это происходит также из-за информационного голода, т.е. из-за недостатка информации о

дальнейших условиях движения. Человек как бы бежит с завязанными глазами, подглядывая

из-под повязки только на один или два шага вперед. Поэтому он и боится, и думает, что

сейчас врежется в столб, наедет на человека, столкнется с автомобилем и др.

В воспаленном мозгу действительно возникает картина столкновения, его последствий,

а вслед за этим — испуг и резкое изменение режима движения.

Очень часто галлюцинации появляются у водителей в тот период, когда бодрствование

сменяется сном. Днем такое состояние возможно, особенно летом, в полуденную жару,

когда дорога очень хорошая, свободная от встречных автомобилей. При движении с

высокой скоростью по таким хорошим дорогам без особого физического и психического

напряжения водитель часто испытывает состояние искусственной сонливости, что очень опасно.

Галлюцинации могут быть устрашающими и лишенными эмоциональной окрашенности,

повторяющимися или неповторяющимися. Возникновение галлюцинаций обычно связано

с торможением и активностью нервной системы человека, возникающими из-за длительного

воздействия внешних нагрузок на его организм. Степень влияния нагрузок может усиливаться

При управлении автомобилем водитель воспринимает: динамические нагрузки, характеризуемые

мышечной работой и числом операций по управлению автомобилем, которые он должен выполнять

для поддержания безопасного режима движения; статические нагрузки, определяющиеся в основном

неправильной рабочей позой водителя из-за несоответствия сиденья его размерам и т.п.;

нагрузку внимания, определяющуюся однотипностью раздражителей и однообразием

впечатлений при движении на ровных, длинных участках дорог, монотонностью движения, управлением в темное время суток, в туман и т.д.; перенапряжение органов чувств из-за сложности восприятия и интенсивности фона и воспринимаемых раздражителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (высокой температуры, влажности, недостатка кислорода в кабине, вибрации др.) и из-за продолжительной работы и неправильной организации отдыха.

Последнее перенапряжение может вызываться нервным истощением при очень

продолжительном движении (более 400 км и более 8 ч); недостаточным отдыхом

(остаточное утомление); обильным приемом пищи и приливом крови к органам

пищеварения; комбинацией отрицательных психических факторов (ссора, гнетущее состояние, неприятный разговор и др.); сонным опьянением — выполнением ряда действий после сна и т.д. Это приводит к возникновению сильных (ярких) и длительных галлюцинаций. В практике управления автомобилем они встречаются довольно часто и, как показали исследования, из каждых 100 водителей у троих имелись случаи галлюцинаций.

Часто такими галлюцинациями у водителя бывают изображения людей, машин, деревьев

и других предметов, которые он начинает объезжать, создавая тем самым опасную дорожную ситуацию.

Так, например, водитель междугородного автобуса доказывает, что съезд автобуса с

проезжей части дороги был вызван необходимостью срочного объезда автомобиля,

выезжающего на дорогу в поперечном направлении. Водитель упорствует в своих

показаниях, хотя техническая экспертиза доказывает отсутствие какого-либо

обустроенного съезда с дороги и наличия каких-либо следов на обочине и откосе дороги.

Судебно-медицинская экспертиза говорит, что в данном случае наблюдалось явление галлюцинации.

Самое сложное для водителя — это управление автомобилем в темное время суток уже

после работы днем. Галлюцинации в этом случае проявляются более четко. Происходит

это чаще всего в местах, где освещенность малая и водителю приходится сильно напрягать

зрение, чтобы увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени

возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что водитель

«видит» метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и многое другое,

т.е. видит то, что он «проигрывает» в своем сознании, те объекты, которые он

ждет как первопричину дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому водители должны воспитывать у себя привычку так просматривать дорожные

условия и дорожные ситуации, чтобы исключить возможность появления галлюцинаций.

Можно рекомендовать прекратить движение автомобиля и расположиться на отдых

при малейшем проявлении неуверенности в правильном восприятии дорожных условий.

Другим способом снижения опасности движения является снижение скорости, но его

нельзя рекомендовать в качестве радикальной меры, так как уменьшение скорости

значительно снизит настороженность, что, в свою очередь, при длительном

монотонном движении также может явиться источником галлюцинации.

Чтобы таких явлений не было, можно также кратковременно увеличить скорость,

пить различные безалкогольные сладкие напитки, сосать леденцы, потому что

повышение сахара в крови значительно уменьшает чувство утомления,

вялости и апатии. Хорошо помогает и жвачка. Но лучше всего — как следует выспаться.

К особо опасным сочетаниям следует отнести взаимодействие утомляемости

человека и его психической неуравновешенности, так как каждая галлюцинация

будет вызывать дополнительное прогрессирующее утомление, аритмию сердечной деятельности.

В тот момент, когда у водителя возникает галлюцинаторный образ опасного объекта,

или после возникновения безопасной галлюцинации, когда он замечает несоответствие

восприятия окружающей обстановке — возможно состояние испуга. Это состояние в

зависимости от психики человека может привести у одних к потере ” самообладания

на несколько минут или на долю секунды, а у других — к мобилизации организма и

В заключении хочется пожелать всем успешно бороться с галлюцинациями и иллюзиями берегите себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: