ПДД для велосипедистов – указания, запреты, безопасность!
ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов
и водителей мопедов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
пересекать дорогу по пешеходным переходам.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.11. В велосипедной зоне:
велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил;
пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил.
(п. 24.11 введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
Правила для велосипедистов
Правила дорожного движения
С апреля 2014 года вступил в силу пункт 24 ПДД Российской Федерации «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов»
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Поскольку велосипед – «транспортное средство», все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.
С апреля 2014 года велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.
1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
- по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Рекомендации по экипировке
Правила провоза велосипедов в общественном транспорте
Правила пользования несовершеннолетними вело-, мототехникой и средствами индивидуальной мобильности
С наступлением летнего периода на дорогах появилось множество велосипедов, мотоциклистов, а также лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, которые отличаются малыми габаритами, бесшумностью и экономичностью, в связи с чем пользуются все большим спросом.
Велосипед, согласно п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – ПДД), является транспортным средством, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
ПДД разрешено движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по велосипедным и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов,
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части (если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах); по обочине (в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части); по тротуару или пешеходной дорожке (если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом).
Малолетние в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться на велосипедах только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедистам запрещается:
– управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда;
– перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
– пересекать дорогу по пешеходным переходам;
– буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.
Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.
В пункте 1.2. ПДД изложены понятия таких видов механических транспортных средств, как мотоцикл и мопед.
Мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Управлять мотоциклами и другими механическими транспортными средствами могут только граждане, имеющие водительское удостоверение.
Водительское удостоверение на право управления мотоциклами
(категория «А») может быть получено лицами, достигшими 18 лет; мопедами и легкими квадрициклами (категория «М»), а также мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт
(категория «А1») – лицами, достигшими 16 лет.
Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок .
С точки зрения ПДД передвигающийся на средствах индивидуальной мобильности считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов. Это означает, что перемещаться по дорогам общего пользования на них, в отличие от велосипедов, запрещено, в случае нарушения указанного запрета лицо подлежит привлечению к ответственности за переход дороги в неположенном месте или красный свет светофора.
Отсутствие четкого порядка регулирования использования средств индивидуальной мобильности приводит к возникновению проблем в случае судебных споров, поскольку данные устройства не имеют статуса механических транспортных средств.
Важно отметить, что такой транспорт может быть опасным, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления.
Передвигаться на средствах индивидуальной мобильности разрешено по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта – в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках.
При возникновении необходимости перейти дорогу, нужно взять средство индивидуальной мобильности в руки и перейти дорогу по пешеходному переходу, подчиняясь правилам для пешеходов.
Ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Водители мопедов и мотоциклов привлекаются к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях с водителями автомобилей. За управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортными средствами, предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7 КоАП РФ).
Наиболее часто несовершеннолетние водители мопедов и мотоциклов привлекаются к административной ответственности за совершение следующих правонарушений: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (статья 12.6 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ); несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 12.37 КоАП РФ).
Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет административную ответственность по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних необходимо помнить, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем. Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Разъяснения требований Правил дорожного движения Российской Федерации для различных категорий участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров, велосипедистов
Обязанности пешеходов
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 – 7 Правил.
Обязанности пассажиров
1. Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
2. Пассажирам запрещается:
· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
· открывать двери транспортного средства во время его движения.
Обязанности велосипедистов, скутеристов и др.
Памятка велосипедиста
I. Общие положения
Безопасность движения требует, чтобы каждый велосипедист знал, и, пользуясь велосипедом, соблюдал Правила уличного движения. Надо постоянно помнить, что нарушающий Правила движения подвергает опасности себя и окружающих, мешает движению транспорта и пешеходов.
Каковы же требования к велосипедистам, участвующим в уличном движении?
Прежде всего необходимо быть осторожным и внимательным, строго соблюдать все Правила уличного Движения.
Ездить на велосипеде по улицам и проездам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.
Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность тормозов, звонка, а при наступлении темноты — переднего фонаря и отражателя красного цвета или красного фонаря сзади велосипеда.
Запрещено выезжать на улицу без номерного знака, который прикрепляется на задней вилке велосипеда над щитком, а при наличии багажника — на его задней поперечине.
II. Обязанности велосипедиста при движении по улицам города
Ездить на велосипеде по улицам города разрешается только по правой стороне проезжей части, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара
Дорожные сигнальные знаки.
При движении на велосипеде необходимо руководствоваться дорожными сигнальными знаками, сигналами светофора и жестами милиционеров-регулировщиков.
При наличии знака «Сквозной проезд запрещен» движение на велосипеде разрешается только в пределах одного квартала. Зона действия знаков «Проезд на велосипедах запрещен» и «Сквозной проезд запрещен» зависит от формы каймы этих знаков. Если их красная кайма замкнута, действие знаков распространяется: в городских проездах — до площади или пересечения с магистральной улицей; в пригородной зоне — до конца данного населенного пункта; на дорогах вне населенного пункта — до ближайшего населенного пункта. Знаки с незамкнутой каймой без обозначений повсеместно имеют действие только до ближайшего от них перекрестка, а с обозначениями (число и буквы) — на указанное расстояние.
Зона действия знака «Въезд запрещен» распространяется до ближайшего перекрестка, если знак установлен в начале улицы, проезда, а при установке его перед перекрестком — только до этого перекрестка. В данном случае выезжать на перекресток запрещается.
Если необходимо попасть к месту, расположенному в зоне действия знака «Въезд запрещен» и «Проезд на велосипедах запрещен», нужно сойти с велосипеда и вести его руками по левой стороне проезжей части у самого края тротуара.
Сигналы светофора и жесты милиционера-регулировщика.
При движении по улицам города велосипедист должен подчиняться сигналам светофора и жестам милиционера-регулировщика.
По первому требованию сотрудника милиции велосипедист обязан остановиться.
Проезжать перекресток в прямом направлении или направо велосипедист имеет право при зеленом сигнале светофора, которому соответствует положение регулировщика, обращенного боком в сторону велосипедиста
Начинать движение через перекресток разрешается при зеленом сигнале светофора или при соответствующем жесте регулировщика
При желтом сигнале светофора или при соответствующем ему положении милиционера-регулировщика начинать движение через перекресток запрещено.
Велосипедист, оказавшийся при этом сигнале за пешеходным переходом перекрестка, должен продолжать движение, освободить перекресток.
Желтый мигающий сигнал разрешает движение пешеходам, велосипедистам и транспорту, но предупреждает о необходимости соблюдать особую осторожность. При таком сигнале велосипедист может продолжать движение, пропустив троллейбусы, трамваи и автомототранспорт.
При красном сигнале светофора или соответствующем ему положении регулировщика, при котором он обращен лицом или спиной к велосипедисту, проезжать через перекресток в прямом направлении запрещается, но можно поворачивать направо.
Всякие левые повороты, как и развороты для движения в обратном направлении, велосипедистам запрещены, даже если они разрешены для другого транспорта. При необходимости повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении нужно сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходной дорожкой. После этого можно продолжать на велосипеде движение в нужном направлении.
III. Велосипедисту запрещается:
а) управлять велосипедом в степени хотя бы легкого опьянения;
б) ездить на велосипеде, не соответствующем росту велосипедиста;
в) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров;
г) держаться при движении на расстоянии более одного метра от тротуара (обочины);
д) ездить по двое и более в ряд или обгонять друг друга;
е) обучаться езде в местах, где имеется движение транспорта и пешеходов;
ж) ездить, не держась за руль руками;
з) при движении держаться за проходящий транспорт или за другого велосипедиста;
и) ездить на одноместном велосипеде вдвоем (за исключением перевозки детей дошкольного возраста на велосипеде, оборудованном специальным сидением и подножками);
к) возить предметы, которые могут помешать управлению велосипедом или создать опасность для окружающих;
л) ездить группой на дистанции менее трех метров друг от друга и далее одного метра от тротуара (обочины).
При допущении нарушений, повлекших за собой тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Аварии, которые происходят по вине скутеристов, действительно часто заканчиваются трагедиями.
Особое внимание обращаем родителей решивших приобрести своему чаду скутер. Приобретая такое транспортное средство, Вы ставите здоровье, а иногда и саму жизнь несовершеннолетнего под угрозу.
Призываем к пониманию сложности и опасности, которые скрыты в дорожном движении, ДТП прогнозируемо, а значит, его можно избежать. Удачи на дорогах!
Информация
Правила безопасного поведения на дороге
Общие правила поведения участников дорожного движения
• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
Движение пешехода по улице в сильный гололед
• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение – это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
Переход проезжей части дороги
• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Безопасность пассажира
• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
• При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
Безопасность пассажира в метро
— При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
— Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
— Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.
— Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.
— Если в вагоне метро возник пожар:
— немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;
— при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;
— ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;
— необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;
— при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;
— не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;
— после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).
Безопасность пассажира при следовании железнодорожным транспортом
— При посадке:
— не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
— во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;
— подходить к вагону после полной остановки поезда;
— посадку в вагон следует производить только со стороны перрона или посадочной платформы;
— войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку и в специальное отделение нижней полки.
• В дороге:
— тяжелые вещи необходимо разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;
— воду можно пить только из титана, находящегося возле купе проводника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;
— во время движения поезда не высовываться из окна;
— не открывать наружные двери и не стоять на подножках во время движения поезда;
— выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от поезда; — не трогать без надобности стоп-кран.
Аварийная обстановка в поезде
• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.
• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.
• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.
• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.
• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.
Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
• перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
• двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами:
впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
ПДД для велосипедистов – указания, запреты, безопасность!
ПАМЯТКА ВЕЛОСИПЕДИСТУ
Как уберечься от опасности? Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя, даже когда катаемся на велосипеде.
Простые правила для того, чтобы избежать опасности:
- главный навык для езды на велосипеде – это научиться держать равновесие;
- сев за руль велосипеда ты считаешься водителем и должен соблюдать все правила дорожного движения;
- дети до 14 лет не могут ездить на велосипеде по дороге и даже по обочинам дорог, а также по тротуарам;
- кататься на велосипеде можно только в безопасных местах, вдали от дорожного движения, в парках на специальных велосипедных дорожках, во дворах;
- катаясь на велосипеде, надевайте шлем, чтобы защитить голову в случае падения.
Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:
- проверить техническое состояние велосипеда;
- проверить руль – легко ли он вращается;
- проверить шины – хорошо ли они накачены;
- проверить, в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
- проверить, работает ли звуковой сигнал велосипеда, чтобы ты мог вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
Изучайте и строго выполняйте Правила дорожного движения!
Велосипедист, помни! От твоей дисциплины зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ:
1. Опасная привычка. «Любимая» опасная привычка велосипедистов – начинать движение, не осмотревшись по сторонам налево, направо, не оглянувшись назад. Именно это – поворот влево, не глядя – причина подавляющего большинства наездов на велосипедистов!
2. «Пустынная улица». На таких улицах велосипедисты обычно катаются по проезжей части или, находясь недалеко от дороги, например, катаясь наперегонки, часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть или пересекают ее.
3. Нерегулируемый перекресток. При движении по улицам с неинтенсивным движением («пустынным») велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон. При этом из-за домов, деревьев и других помех обзору они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт. Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.
4. Во дворе дома. Конечно, двор дома – это место, где «хозяевами» являются пешеходы и велосипедисты, а водитель машины, оказавшийся во дворе, находится «на чужой территории». Однако в тесных дворах, где приходится проезжать на велосипеде близко к движущейся машине, лучше этого не делать: водитель может не заметить велосипедиста и совершить наезд. Лучше сойти с велосипеда и вести его за руль, пока автомобиль близко.
5. Велосипедиста не замечают. Внимание водителей на проезжей части всегда настроено на размеры автомобиля, и они легко могут упустить в своем наблюдении за дорожной обстановкой такой «малогабаритный объект», как велосипед.
Поэтому велосипедисту стоит ездить, помня в любой ситуации о том, что он может быть не замечен водителем. И вести себя очень осторожно!
Особенно часто водители не замечают велосипедиста в сумерки, в темное время суток, на плохо освещенных улицах и при неудовлетворительной светоотражающей экипировке велосипедиста.
Кроме того, водитель не замечает велосипедиста, когда тот находится близко позади – слева или справа, или прямо позади автомобиля, в «мертвой», не просматриваемой водителем зоне.
«Смотри и будь видимым» – это общее правило обязательно и для велосипедиста.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ (СКУТЕРИСТ):
- Управлять велосипедом по дорогам разрешается с 14 лет, мопедом (скутером) – с 16 лет.
- Велосипеды, мопеды (скутеры) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, причем максимально правее.
- Движение по обочине допускается в том случае, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда (скутера) категорически запрещается:
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
- Перевозить пассажиров на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками (данное правило не распространяется на детей в возрасте до 7-ми лет).
- Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метров по длине или ширине за габариты, а также груз, который мешает управлению.
- Осуществлять движение по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
- Двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Прежде чем выехать из дома обязательно необходимо:
- проверить техническое состояние велосипеда, мопеда;
- проверить руль – легко ли он вращается;
- проверить шины – хорошо ли они накачаны;
- в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед, мопед перед неожиданным препятствием;
- работает ли звуковой сигнал велосипеда, мопеда, чтобы вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
НАПОМИНАЕМ , что в соответствии со ст. 12.29 ч.2 KоАП РФ за нарушение ПДД лицом, достигшим 16-летнего возраста, управляющим мопедом, велосипедом, непосредственно участвующим в дорожном движении, предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Прежде чем купить своему ребенку скутер, воспитайте в нем дисциплинированного участника дорожного движения.
Управлять скутером, мопедом разрешено только с 16 лет. При этом надо помнить, что на мопедах и скутерах запрещено перевозить пассажиров и совершать левый поворот или разворот на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Также на мопедах и скутерах передвигаться по дорогам можно только по крайней правой полосе в один ряд, держась при этом как можно ближе к правому краю. Все эти правила относятся и к велосипедистам, только ездить по дорогам на велосипеде разрешается с 14 лет.
Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации разрешено движение по дорогам на велосипедах с 14 лет и на скутерах (мопедах) с 16 лет, подумайте о том, а готов ли Ваш ребенок в силу его возрастных и психо-физических особенностей ориентироваться на дорогах нашего города с его интенсивным движением, анализировать дорожную обстановку, быстро и грамотно принимать решения при возникновении аварийных ситуаций, строго следовать правилам дорожного движения? На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков вождения ребенок может растеряться. Задумайтесь об этом, перед тем как приобрести ребенку скутер. В случае малейших сомнений и во избежание трагедии отложите покупку этой «игрушки» на более поздний срок.
Приложение N 3. Рекомендации по обеспечению безопасности движения велосипедистов
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по разработке и реализации мероприятий по
организации дорожного движения.
Требования к планированию развития
инфраструктуры велосипедного транспорта
поселений, городских округов
в Российской Федерации
Рекомендации
по обеспечению безопасности движения велосипедистов
1. Для обеспечения безопасности велосипедного движения следует различать, каким образом происходит пересечение проезжей части: со стороны тротуара, или велосипедист, двигаясь вдоль улицы по проезжей части пересекает примыкающую улицу. Мероприятия по обеспечению безопасности должны проводиться комплексно в сочетании с мероприятиями по снижению скоростей движения.
2. Для определения оптимального типа разделения автомобильного и велосипедного движения в населенном пункте можно руководствоваться приведенной схемой (рисунок 3.1) и данными, приведенными в таблице 3.1.
Рисунок 3.1 – Возможность устройства велосипедных полос с учетом интенсивности движения
Тип участка дороги
Проезд, пешеходная улица
Велопешеходная дорожка с совмещенным движением
Велопешеходная дорожка с совмещенным движением
Пешеходная зона или 40 км/ч
Совмещенное с автомобильным движение или велополоса
Велосипедная улица или велополоса
Пешеходная зона или 40 км/ч
Совмещенное с автомобильным движение или велополоса
Велосипедная улица или велополоса
Пешеходная зона или 40 км/ч
Велодорожка или велополоса
Велосипедная улица или велополоса
Улица районного значения
60 км/ч 2х1 полосы
При 750 вел./сут. – только велодорожка
Магистральная улица районного значения
60 км/ч 2х2 полосы
Велополоса или отдельная велодорожка
Велополоса или отдельная велодорожка
Магистральная улица районного значения
Велополоса или отдельная велодорожка
Велополоса или отдельная велодорожка
3. В условиях плотной городской застройки допускается совмещение велосипедного движения с движением других видов транспортных средств, в том числе, в рамках выделенных полос для общественного транспорта;
4. Организация выделенных полос для общественного транспорта не должна замещать другие возможные решения, особенно, если возможно устройство отдельной велополосы или велодорожки за счет сужения полос движения на проезжей части или участков для парковки автомобилей.
На загруженных и сложных перекрестках для обеспечения безопасности следует отделять велосипедистов от основного потока транспорта.
5. Проектирование велотранспортной инфраструктуры на перекрестках осуществляется с учетом следующих принципов:
5.1. Наличие перекрестков и их количество влияет на комфортность и прямолинейность веломаршрутов. Местам пересечения автомобильного и велосипедного движения следует уделять особенное внимание: велосипедисты должны иметь возможность пересекать перекрестки, поворачивать налево и направо безопасно, быстро и комфортно. Выбор проектного решения должен обеспечить требуемый уровень безопасности, скорости, комфорта во многом зависит от назначения велополосы, особых условий размещения (в застройке или вне ее), скорости и интенсивности автомобильного движения.
5.2. Обеспечение безопасности дорожного движения является основным требованием к перекрестку при проектировании, когда предупреждение опасной ситуации возможно с помощью простого, понятного дизайна. Достигается:
обеспечением видимости: велосипедисты должны как можно больше находиться в поле зрения автомобилиста;
сокращением разницы в скорости велосипедиста и автомобиля: скорость автомобиля должна быть максимально приближена к скорости велосипеда – 20. 30 км/ч;
использованием дополнительных элементов инженерного обустройства: дорожные островки безопасности, полосы для обгона велосипедов.
5.3. Скорость является одним из ключевых факторов при пересечении перекрестка на велосипеде. Задержки, вызванные ожиданием на перекрестках, увеличивают время велосипедной поездки. Рекомендуемые меры:
обеспечение преимущественного права проезда для велосипедистов;
создание коротких циклов;
организация “зеленой волны”;
обеспечение возможности обгона транспортного потока на перекрестке справа;
спрямленные пересечения перекрестков;
отказ от методов поэтапного пересечения перекрестка.
5.4. Комфортность достигается соблюдением радиусов поворота, позволяющих велосипедисту легко и без значительного снижения скорости маневрировать, не будучи вытесненным со своей полосы движения. Уровни комфортности приведены в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.5. Указанные требования реализуются на следующих основных типах пересечений:
простые перекрестки – предполагают основной вариант пересечений на дорогах со смешанным движением и ограничением скорости 40-50 км/ч;
однополосные перекрестки с круговым движением – безопасное решение при активном дорожном движении, так как велосипедисты размещаются между медленно движущимися автомобилями. Перекресток с круговым движением при наличии нескольких полос движения значительно сложнее и должен предусматривать отдельную велополосу;
регулируемые перекрестки сравнительно опасны и подразумевают некоторое время ожидания. Проектные решения должны обеспечить отчетливую видимость велосипедистов, позволять короткие и легкие маневры велосипедистов, сокращать время ожидания;
разноуровневые пересечения (тоннели, мосты, эстакады) должны использоваться для пересечения оживленных дорог в обход сложных и опасных участков.
В таблице 3.2 приведены в обобщенном виде рекомендации по проектированию разных типов перекрестков.
5.6. Типовые планировочные решения по объектам велотранспортной инфраструктуры должны учитывать факторы, связанные с обеспечением безопасности.
5.7. Требования к расстоянию видимости для велосипедистов складываются из следующих элементов:
обеспечение взаимной видимости с другими участниками дорожного движения;
обеспечение видимости до остановочного пункта;
обеспечение видимости при прохождении велодорожки под искусственными сооружениями;
обеспечение видимости на кривых в плане.
Основные критерии для проектирования
Основные элементы проектных решений
Спокойные дороги с ограничением скорости до 40. 50 км/ч.
Все велосипедные дороги внутри поселения
Интенсивность дорожного движения и количество пересечений с веломаршрутами. Равнозначные дороги или дороги с разным уровнем приоритета согласно знакам и разметке
Велодорожка дает право проезда.
Въезд и выезд с перекрестка.
Перекресток с круговым движением
Дороги с разрешенным движением до 60 км/ч.
Улицы городского, районного и местного значения.
Внутри и вне территории поселений
Интенсивность дорожного движения, пропускная способность.
Велодорожки, велополосы. Тоннель для велосипедистов
Дороги со скоростью выше 60 км/ч.
Улицы городского и районного значения. Внутри и вне территории поселений
Интенсивность потока велосипедистов. Желаемое время ожидания
Светофорное регулирование. Расширенные зоны перед стоп-линией
5.8. На дорогах необходимо обеспечивать взаимную видимость всех участников дорожного движения, велосипедисты должны быть видимыми, и для них самих должно быть обеспечено расстояние видимости (рисунок 3.2).
5.9. При наличии велодорожки на главной улице расстояние от остановившегося на полосе движения автомобиля до кромки проезжей части должно быть увеличено с 3,0 до 5,0 м, чтобы автомобиль не занимал велополосу.
Длина стороны треугольника видимости L P для велосипедиста, обладающего преимущественным правом проезда, должна составлять 30 м, в стесненных условиях – 20 м (рисунок 3.3 а)).
Если требуемые размеры поля видимости не обеспечиваются, следует предусматривать дополнительные мероприятия (запрещение стоянки, ограничение скоростей движения, светофорное регулирование).
5.10. В местах переходов и для пешеходов и велосипедистов должно быть обеспечено поле видимости, представленное на рисунке 3.3 б), с расстояниями видимости для остановки (рис. 3.4).
Требуемое расстояние видимости для веломаршрутов, расположенных вне проезжей части, приведено в таблице 3.3.
Рисунок 3.2. Пример обеспечения видимости на дороге с выделенной велополосой
Расчетная скорость, км/ч
Предпочтительное минимальное остановочное расстояние из условий видимости, м
Рисунок 3.3. Поле видимости: а) – для обладающих преимущественным правом проезда водителей автомобилей и велосипедистов; б) – зона видимости в зоне пешеходного перехода и при пересечении проезжей части велосипедистами вместе с пешеходами
Рисунок 3.4. Расстояние видимости до остановки в зависимости от скорости движения велосипедиста и продольного уклона
5.11. При необходимости совершения велосипедистами обгона на велополосах с двухсторонним движением расстояние видимости необходимо увеличивать в 2 раза.
Для велосипедистов следует использовать диапазон высоты расположения глаз от 1,0 м до 2,0 м, в который попадают различные пользователи, от детей до взрослых (рисунок 3.5). Высоту расположения объектов следует принимать от поверхности земли до 2,2 м, так как велосипедистам необходимо видеть изменение маршрута, препятствия, а также объекты, которые могут повлиять на безопасность.
Рисунок 3.5. Зона вертикальной видимости для велосипедистов
5.12. Успокоение движения транспортных средств на дороге может обеспечиваться искусственными неровностями, не позволяющими транспортным средствам двигаться со скоростью, превышающей разрешенную на данном участке. Для обеспечения комфортного и безопасного движения велосипедистов в случае внедрения мероприятий по ограничению скорости движения на данном участке сети велополосы выделяются разметкой, бордюром или краской, что позволяет велосипедистам двигаться в обход искусственных неровностей или иных препятствий, уменьшающих ширину проезжей части или препятствующих сквозному проезду.
5.13. При проектировании велотранспортной инфраструктуры необходимо обеспечивать защиту от несанкционированного въезда транспортных средств на велодорожки и велополосы. Примеры мероприятий, обеспечивающих запрет въезда автомобильного транспорта на велодорожки, приведены на рисунках 3.6, 3.7.
5.14. Бетонные и металлические столбики отделения велополосы на дороге имеют жесткий вертикальный элемент, поэтому их размещение не рекомендуется на дорогах с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч.
5.15. Защитные бетонные ограждения обеспечивают самый высокий уровень защиты велосипедистов от автомобильного транспорта (рис. 3.8). Однако такой барьер может требовать дополнительных мероприятий по водоотводу. В конце барьера должны монтироваться специальные устройства для снижения тяжести последствий ДТП с участием автомобилей.
Рисунок 3.6. Примеры ограничения доступа автомобильного транспорта на велодорожку
Рисунок 3.7. Пример ограничения выезда автомобильного транспорта на велодорожку
Рисунок 3.8. Пример установки защитного барьера для отделения велополосы от проезжей части автомобильной дороги
5.16. Бордюры (рис. 3.9) устраиваются монолитными или сборными. Этот метод разделения обеспечивает непрерывную буферную зону, которая может иметь привлекательный внешний вид и небольшую стоимость в эксплуатации. Бордюры не препятствуют доступу аварийных или иных специальных транспортных средств.
Рисунок 3.9. Пример размещения бордюра на проезжей части
5.17. Отделение велодорожек от проезжей части может быть выполнено в виде различных элементов благоустройства (рис. 3.10), в том числе различный тип покрытия, мачты освещения, превышение поверхности велодорожки над уровнем проезжей части.
Рисунок 3.10. Пример отделения велодорожки элементами благоустройства
5.18. Отделение велодорожки от проезжей части клумбами (рис. 3.11) или переносными конструкциями (рис. 3.12). Такое сооружение может быть устроено в короткие сроки. Однако этот тип разделения не рекомендуется применять на дорогах с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч из-за увеличения риска для водителей и пассажиров автомобилей.
Рисунок 3.11. Пример замещения клумбы на проезжей части
Рисунок 3.12. Пример разделительной полосы переносными конструкциями
5.19. Отделение велополосы от проезжей части припаркованными автомобилями (рис. 3.13) не относится к защитным барьерам, однако припаркованные автомобили обеспечивают дополнительный уровень защиты и комфорта для велосипедистов.
Рисунок 3.13. Пример отделения велополосы от проезжей части
6. Улицы с односторонним движением характеризуются примыканием маршрутов движения пешеходов и велосипедистов к левым полосам движения, что требует учета при обустройстве и организации движения по таким дорогам. При организации велосипедного движения на дорогах с односторонним движением необходимо учитывать следующие особенности:
6.1. Необходимость ограничения максимальной скорости движения 40 км/ч при движении велосипедистов по проезжей части;
6.2. Для движения автомобилей в основном направлении на проезжей части должна оставаться полоса шириной 3,5 м (минимум 3,0 м), а при движении автобусов – не менее 4,0 м.
6.3. Допускается встречное велосипедное движение и на всех дорожных знаках (“Улица с односторонним движением”) должны быть размещены дополнительные знаки, информирующие, что велосипедист может двигаться с обеих сторон проезжей части – справа и слева; для встречного направления вместе со знаком (“Въезд запрещен”) должен устанавливаться дополнительный знак (“Велосипедное движение”).
6.4. На пересечениях и примыканиях, сужениях, кривых малого радиуса, на возможных проблемных участках с ограниченной видимостью и на пересечениях рекомендуется применение следующих мероприятий:
устройство раздельных въездов и съездов для прямого и встречного направлений движения;
на пересечениях и примыканиях путем расстановки дорожных знаков необходимо информировать участников движения о преимущественном праве проезда для автомобилей основного направления и обязанности ожидания для велосипедистов;
для водителей автомобилей, пересекающих улицу с односторонним движением, должны быть обеспечены информация о двухстороннем движении велосипедистов и хороший обзор, чтобы они могли своевременно увидеть велосипедистов, двигающихся по пересекаемой улице;
на пересечениях со светофорным регулированием необходимо информировать участников пересекающего улицу движения о наличии встречного велосипедного движения путем установки знака (“Оба направления”) с дополнительным знаком (“Велосипедное движение”);
на кривых должны быть предусмотрены разметка и конструктивные мероприятия для выделения потока велосипедистов, движущихся во встречном направлении.
7. Выделяется три основных варианта тротуаров на дорогах населенных пунктов, при которых пешеходная часть совмещается с велодорожкой или велопешеходной дорожкой, либо велосипедная инфраструктура не предусмотрена.
7.1. На перекрестках велосипедисты пересекают траекторию движения автомобиля, поворачивающего направо. При организации правого поворота критически важным является обеспечение видимости водителем автомобиля велосипедиста, двигающегося в прямом направлении.
7.2. При незначительной интенсивности правоповоротного движения может быть реализован вариант планировочных решений, при котором велосипедисты пересекают перекресток параллельно полосам движения автомобилей основного направления.
7.3. При высокой интенсивности транспортного потока, поворачивающего направо при наличии выделенной полосы для правого поворота целесообразно устраивать велополосы между полосами для движения направо и прямо (рис. 3.14). При этом автомобили, которым необходимо попасть на полосу для правого поворота, должны пересекать велополосу, которая не должна менять направление. Исключения допускаются в стесненных условиях плотной застройки, когда для размещения полосы для правого поворота необходимо уменьшить ширину всех полос движения (кроме велосипедной) на подходе к перекрестку (рис. 3.14). В данном случае при левом повороте велосипедистам требуется пересечь все полосы движения попутного, а затем и встречного направлений.
Рисунок 3.14. Примеры планировочных решений, при которых поворачивающий направо автомобиль пересекает велополосу до перекрестка
Рисунок 3.15. Пример планировочного решения с организацией пересечения поворачивающими направо автомобилями велополосы в стесненных условиях и пример недопустимого решения
8. При высокой интенсивности движения, а также при скоростях движения более 60 км/ч целесообразно на перекрестках велополосы отделять от проезжей части. В этом случае велосипедисты пересекают проезжую часть как поперечного, так и попутного направления (для совершения левого поворота) вместе с пешеходами.
9. Если на загруженных дорогах с высокими скоростями движения нет возможности для организации защищенных левых поворотов, выделяется место в боковом пространстве с организацией движения через регулируемый переход с небольшим перепробегом.
> N 4. Рекомендации по обустройству пересечений в одном уровне |
Содержание Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.