По образу и подобию: какие иномарки стали прототипами для легендарных советских авто

Советские авто, которые были изобретены по образу и подобию легендарных иномарок

Автомобильная мода порой непостижимым образом вынуждает производителей приходить к одним и тем же решениям в разных местах земли. Часто машины благодаря усилиям конструкторов обретают тот или иной облик не просто так, а в силу подражания или даже копирования иностранных образцов.

Не просто первый серийный советский легковой автомобиль, а современный на тот момент фаэтон.

Прототипом для этой машины послужил Ford Model A Standard Phaeton.

Модели в 1929 году, было всего два года. ГАЗ-А стал его полной копией, хотя доработки начались с самого начала производства.

С 1932 по 1936 год было выпущено более 40 тыс. автомобилей.

КИМ-10-50

Если ГАЗ-А стал первым советским автомобилем среднего класса, то еще один выходец с конвейера Форда — Ford Prefec, стал прародителем первой советской малолитражки, послужив основой для КИМ-10-50.

Машина выпускалась с кузовом фаэтон и седан, могла иметь две или четыре двери.

К сожалению, в связи с началом войны производство пришлось свернуть и эвакуировать, а после победы выяснилось, что часть оснастки утрачена безвозвратно.

Всего успели выпустить менее полутысячи экземпляров.

Москвич-400

То, что не удалось автомобилю КИМ-10, удалось первому Москвичу.

Среди военных трофеев в руках конструкторов оказалось несколько машин Opel Kadett К38, которые выпускались до 40-го года в Германии на заводах Дженерал Моторс.

Документации на них не оказалось, и отечественные разработчики копировали модели по образцам.

Москвич немного усовершенствовали и запустили в серию. За десять послевоенных лет свет увидели почти 250 тыс. экземпляров.

ЗАЗ-965 Запорожец

«Горбатый» Запорожец стал первым относительно доступным автомобилем в СССР.

С 1962 по 1969 гг. было выпущено большее 300 тыс. малолитражек, основой для которых послужил Fiat 600.

У итальянской машины имелись отличия от советской копии, вроде покатой задней части или выделенных на кузове крыльев, но изнутри запорожец отличался от итальянца кардинально.

На момент создания вполне мог претендовать на первенство во многих технических решениях.

ГАЗ-13 «Чайка»

Когда ЗИМ устарел, инженеры стали изучать американский рынок, на котором было полно больших и респектабельных авто.

Основой для Чайки послужил Packard 400 1955 года.

Два варианта этой машины были закуплены институтом НАМИ для исследования.

И все же представительская Чайка, которая выпускалась малыми сериями, несмотря на явное сходство с Паккардом, была полна своеобразия.

Это говорит о том, что источников для вдохновения конструкторов было несколько.

ГАЗ-21

Целых четырнадцать лет эта машина была символом благополучия и достатка в СССР. С 1956 по 1970 г. выпускается почти 650 тыс. моделей.

Основой для нее послужил все тот же Форд, а именно — Ford Mainline 1954 г.

Впрочем, в числе прародителей автомобиля можно назвать еще несколько иномарок, конструкторы следовали моде и копировали не только внешность, но и технические решения.

И все же большинство деталей было заимствовано у ЗИМа и Победы.

ВАЗ-2108

Восьмерка выпускалась с 1984 по 2004 г. и стала первой переднеприводной машиной в СССР. А образцами для нее послужили сразу несколько моделей.

Это и Fiat Ritmo, и Volkswagen Golf, и Opel Kadett, и Volkswagen Scirocco. Черты сходства найти несложно.

И, пожалуй, это единственная машина из данного обзора, которая до сих пор попадается на наших дорогах.

9 советских машин, которые подозрительно похожи на иномарки

В это сложно поверить, но после выхода обновленного Mitsubishi ASX японцев вновь начали обвинять в заимствовании стиля у отечественной Lada. Но так было не всегда.

Например, ВАЗ 2101 — самая главная советская легковушка — была практически точной копией седана Fiat 124, получившего титул «автомобиль года» в 1967 году. Впрочем, это заимствование было вполне официальным в рамках соглашения между итальянским концерном Fiat и советским Внешторгом. Между тем, немало других советских машин были подозрительно похожи на некоторые иностранные аналоги.

По иронии судьбы первой легковой моделью Горьковского автомобильного завода, точно так же как и у ВАЗа, стала лицензионная копия. В 1929 г. СССР купил у американского концерна Ford документы и оборудование на выпуск модели Ford A, которая уже пару лет производилась в США. Однако Советский союз смог наладить сборку автомобиля на предприятии в Горьком лишь к 1932-му, когда американцы уже почти как год не выпускали Ford A.

В рамках договора 1929 г. Советскому Союзу была передана документация и на Ford Model B, которую в США запустили в производство в 1934 году. Поэтому свою следующую модель М1 горьковчане также проектировали по образу Ford. Однако советские конструкторы в значительной степени переработали решения американцев. Так что технически он сильно отличался от американца, хотя внешне был очень похож на него.

ЗИС 110 — первый советский автомобиль представительского класса. Он строился в последние годы войны и увидел свет в 1945 году. Сталин очень любил американские Packard, поэтому кузов ЗИС 110 своими формами практически в точности повторял последний довоенный Packard 180 c кузовом Touring Sedan 1942 г. модельного года. Однако техническая начинка у 110-го ЗИСа все же была своя.

После войны часть оборудования с завода Opel в Рюссельсхайме была вывезена в СССР. Кроме того, в Советский Союз попала часть уцелевшей документации модели Kadett K38. Поэтому вышедший в 1946 г. «Москвич 400» был по сути спроектирован на технической базе Opel. Причем значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново в Германии по заказу Советской военной администрации.

После выпуска «Москвича 400» все последующие три поколения автомобилей МЗМА так или иначе повторяли дизайн моделей Opel. Так, облик модернизированного «Москвича» с индексом 402 заимствовал многие стилистические решения модели Opel Olympia Rekord — преемницы Opel Kadett K38. Серийное производство «Москвича 402» было развернуто в 1956 г., когда Rekord уже три года выпускался в Германии.

Читайте также:
Самый мощный серийный автомобиль в мире

Двадцать первая «Волга», сменившая на конвейере ГАЗ М-20 «Победу», создавалась инженерами и стилистами Горьковского автозавода с чистого листа. Однако в ходе разработки новой модели отечественные специалисты изучали конструкции таких иностранных автомобилей, как Ford Mainline, Chevrolet 210, Plymouth Savoy и Opel Kapitan. Поэтому финальный вариант седана все же копировал некоторые американские модели начала 1950-х. Так автомобили первых годов выпуска были очень похожи на упомянутый выше Ford Mainline.

Сам факт того, что ЗИЛ-111 часто путали с ГАЗ 13 «Чайка», говорит о том, что горьковский лимузин точно также строился с оглядкой на американские Cadillac и Packard. Машина была очень похожа на Packard Caribbean и Packard Patrician 1956 модельного года. Хотя наш автомобиль начал выпускаться малой серией на Горьковском автомобильном заводе лишь в 1959 году.

Знаменитый горбатый «Запорожец», ставший героем многих советских кинолент, проектировался МЗМА («Москвич») совместно с НАМИ в конце 1950-х и даже носил обозначение «Москвич-560». Однако к моменту завершения испытаний в 1960 г. конвейер самого МЗМА был полностью загружен, а резервов для освоения производства микролитражки у предприятия не было. Поэтому выпуск автомобиля было решено наладить на заводе «Коммунар» в Запорожье. Сам ЗАЗ-965 многими своими конструктивными решениями, да и дизайном подозрительно напоминал итальянские Fiat 500 и 600, выпускавшиеся там с середины 1950-х.

Большинство советских автомобилей копировались с иностранных

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей «для изучения» и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к том у времени прототип уже был снят с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ А (1932)

Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .
Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов.

Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

ГАЗ-М-1 «Эмка» (1936-1943)

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года , документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора.

В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию «Форда».

Л1 «Красный путиловец» (1933) и ЗИС-101 (1936-1941)

Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

Сталин осматривает ЗИС-101 вместе с директором завода ЗИС Лихачевым, наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе, наркомом торговли Микояном

Завод «Красный путиловец», ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, «Красный Путиловец» был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский «ЗиС».

Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

КИМ-10 (1940-1941)

Первый советский серийный малолитражный автомобиль, за основу которого при разработке был взят британский «Ford Prefect».

В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему «народным» советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война.

«Москвич» 400,401 (1946-1956)

Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

«Москвич-402» (1956-1964)

Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord (1947-1953) – преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка «Волги» ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство «Москвича-402» было свёрнуто в мае 1958 года.

Москвич-408 (1964-1975)

Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962).

По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».

Читайте также:
Самая быстрая замена колес автомобиля

Москвич-412 (1967-1976)

Пришел на замену устаревшей модели М-408 и стал результатом глубокой модернизации своего предшественника под вдохновением Opel Kadett B (1965).

Москвич-412 стал более престижной версией М-408: повысилась мощность двигателя и максимальная скорость, улучшилась пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.

«Москвич» 2141 (1986-1998)

Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.
В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до «железа».

Однако в процессе разработки кузов «Москвича» был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

ЗИС-110 (1945-1958)

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.

ГАЗ-12 (ГАЗ-М-12, ЗИМ, ЗИМ-12) 1950-1959

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан» разрабатывали на основе Buick Super.

Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать «Бьюик» образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автостроительной индустрии

В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-12. В 1951 году проведены государственные испытания трёх автомобилей с полной нагрузкой. Автомобиль выпускался до 1959 года.

«Волга» ГАЗ-21 (1956-1972)

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами «с нуля», но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Henry J (Kaiser-Frazer)(1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitän (1951).

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн «Волги» уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году «Волга» была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

«Волга» ГАЗ-24 (1969-1992)

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon (1962) и Plymouth Valiant (1962).

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях).

«Чайка» ГАЗ-13 (1959-1981)

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).
«Чайка» была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной «стилистической копией» или модернизацией Пэккарда.

Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

«Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111 (1959-1967)

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и «Чайка». В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную «Чайку».

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал «Cadillac», «Packard» и «Buick». В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и «Чайки», лег дизайн моделей американской фирмы «Packard» 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями «Packard», «ЗиЛ» был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и «квадратнее», со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

Читайте также:
Какой цвет автомобиля самый практичный и безопасный

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗИЛ-114 (1967-1978)

Малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин».
Несмотря, на стремление отойти от американской автомобильной моды, сделанный «с нуля» ЗИЛ-114, все равно частично копировал американский Lincoln Lehmann-Peterson Limousine.

Всего было собрано 113 экземпляров правительственного лимузина.

ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) (1978-1983)

В 1978 году на смену ЗИЛ-114 пришёл новый автомобиль под заводским индексом «115», впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Инициатором разработки модели был Леонид Брежнев, любивший качественные автомобили и утомившись от десятилетней эксплуатации ЗИЛ-114.

Для творческого переосмысления нашим конструкторам предоставили Cadillac Fleetwood 75, в работе отечественным автомобилестроителям помогали британцы из «Carso». В результате совместной работы британских и советских конструкторов в 1978 г. родился ЗИЛ 115. Он же по новым ГОСТам классифицировался как ЗИЛ 4104.

Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга.

Конец 70-х — это разгар холодной войны, что не могло не сказаться на автомобиле, перевозящем первых лиц страны. ЗИЛ – 115 мог стать убежищем на случай атомной войны. Прямое попадание он, конечно, не выдержал бы, но от сильного радиационного фона защита на автомобиле имелась. Кроме того, предусматривалась возможность установки навесной брони.

ЗАЗ-965 (1960-1969)

Основным прототипом микролитражки был Фиат 600.

Автомобиль проектировался МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ, Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».
От итальянского образца автомобиль уже на самом раннем этапе проектирования отличался совершенно иной передней подвеской – как на первых спорткарах Порше и Фольксвагене-«Жуке».

ЗАЗ-966 (1966-1974)

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.

” data-medium-file=”https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?fit=214%2C128″ data-large-file=”https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?fit=160%2C95″ title=”Chevrolet Corvair” src=”https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=768%2C458″ alt=”Chevrolet Corvair (1960-1969)” srcset=”https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?w=768 768w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=214%2C128 214w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=160%2C95 160w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=300%2C178 300w, https://i1.wp.com/neznal.ru/wp-content/uploads/2013/02/chevrolet-corvair.jpg?resize=460%2C274 460w” sizes=”(max-width: 768px) 100vw, 768px” data-recalc-dims=”1″ />

Chevrolet Corvair (1960-1969)

Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

ВАЗ-2101 (1970-1988)

ВАЗ-2101 «Жигули» — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103 (1972-1984)

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан «проект 21031» в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

Советские автомобили – плагиат или собственная разработка?

Многие люди, заставшие Советский Союз, до сих пор считают, что в те годы СССР имел большую производственную мощь, генерировал идеи, и выпускал удачные автомобили. По их мнению, Союз давал возможность реализовываться талантливым конструкторам, проектирующим очень успешные для своего времени машины.

Но давайте разберемся, так ли это? И какие советские авто оказались отечественной разработкой, а какие создавались по зарубежным лицензиям, или и вовсе были «сплагиачены».

Тем более разобраться в этой теме будет интересно на фоне сегодняшних российских заявлений о «контрасанкциях», предполагающих возможность России «производить без разрешения правообладателя ту продукцию, на которую Россия обладает технологиями». Так действительно ли эти технологии существуют или многие советские автомобили были «скопированы» с иностранных образцов?

ГАЗ А

Первый массовый советский автомобиль – 5-местный ГАЗ А, выпускаемый в 1932-1936 гг., производился по лицензии. Техническая документация на него, а также станки для его производства в 1929 году советским правительством были куплены у американской компании Ford Motor Company.

ГАЗ А практически полностью копировал автомобиль Ford Model A Standard Phaeton.

Продажа американцами документации на это авто была обусловлена устареванием модели – в 1930 году выпуск Ford Model A в Америке был остановлен. То есть, Союз в 1932 году начал выпускать уже заведомо технически устаревшую модель, но при этом называл ГАЗ-А «собственным легковым автомобилем среднего класса».

Ленинград-1 (Л-1)

Этот экспериментальный автомобиль, который в 1933 году в количестве 6 шт. вручную собрали на ленинградском заводе «Красный путиловец», должен был стать советским вариантом представительских «бьюиков».

В данном случае покупать лицензию не собирались, а просто скопировали чужую разработку.

Купив в США два Buick 32-90, их разобрали (подвергли обратному инжинирингу) и постарались «скопипастить». Но, Бьюики на тот момент имели очень сложную и прогрессивную конструкцию, обладающую обилием автоматики и сервоприводов. Большинство этих инноваций в Союзе повторить не смогли.

Собранные 6 автомобилей Л-1 постоянно ломались, а первые смотрины им устроили на первомайской демонстрации 1933 года. Они понравились высшей советской номенклатуре, после чего стали звучать лозунги о готовности выпускать по 20000 экземпляров Л-1 в год.

Читайте также:
Королевский автопарк: что стоит в гараже королевы Великобритании Елизаветы Второй

Но, до серийного производства дело не дошло. Присвоить идею оказалось недостаточно, серийный выпуск «ленинградского лимузина» требовал огромных денег еще и на покупку иностранного оборудования. А потому, буквально через 2 недели после первомайского пробега, автомобиль решено было не выпускать. Разобранные Бьюики и документация на них были переданы на ЗИС. С 1936 года на их основе начнут производить «собственной разработки» представительский ЗИС-101.

ГАЗ М-1 Эмка

Этот автомобиль воссоздавали по купленным документам на Ford Model B 40A Fordor Sedan модельного ряда 1933-1934 годов. На тот момент в США этот автомобиль уже готовились снять с производства.

Впрочем, конструкцию ГАЗ М-1 в СССР прилично переработали, адаптировав к советским реалиям повсеместного бездорожья. После чего данное авто стали называть «полностью собственной разработкой».

Таким переработкам в дальнейшем будет подвергнуто много советских автомобилей, повторяющих дизайн зарубежных прототипов. Американские и европейские авто создавались для нормальных дорожных условий. В СССР же дороги были всегда плохими, поэтому отечественным конструкторам требовалось придать машинам гораздо большую прочность и проходимость.

Москвич 400

После войны, по итогам которой СССР демонтировал и вывез только с территории Германии почти 3000 различных заводов, около 350000 станков и 200000 электромоторов, советский автопром с новой силой приступил к «разработке собственных автомобилей».

Москвич 400

И первым таким послевоенным образцом стал Москвич 400, который был клонирован с немецкого Opel Kadett К38, выпускаемого в Германии в 1937-1940 годах.

Это авто еще в 1940 году очень приглянулось Сталину, а потому после войны было решено копировать именно его.

Но немецкий завод Opel оказался разрушен бомбардировкой – ни техническую документацию, ни станки взять было негде.

Opel Kadett К38

Поэтому, трофейный Опель просто подвергли обратному инжинирингу, и заставили работать на Союз пленных и вольнонаемных немцев-бывших работников Opel.

«Глупые» немцы постоянно пытались внести в него инновации, улучшив конструкцию, но им не позволили это сделать.

В 1946 году этот Москвич 400 уже выглядел несуразно, но стал первым советским массовым легковым авто, который выпускали до 1954 года.

Похожим образом с некоторыми изменениями создавался и ЗИС-110, прототипом для которого стал американский Packard 180.

У Москвича 402 прототипом был Opel Olympia Rekord, а 408-ой Москвич был сильно похож на Opel Kadett A. Следующая модель, Москвич 412, повторял дизайн Opel Kadett В.

Запорожцы

Еще одной гордостью советского автопрома, которую в телевизионных репортажах именовали суперсовременной моделью элегантного дизайна и инновационной конструкции, стали два Запорожца – ЗАЗ- 965 и ЗАЗ-966. Прототипом для них были итальянский Fiat 600 и немецкий NSU Prinz IV соответственно.

Во второй половине 50-х годов население СССР нуждалось в дешевом массовом малогабаритном транспорте, и единственные советские микролитражки опять решено было скопировать.

Конечно, известно, что Запорожцы были не клонами своих зарубежных прототипов. С сороковых годов в плане бездорожья в СССР мало что изменилось, а потому изначально «городские» авто получили советские «инновации» – заднемоторную компоновку и бОльшую проходимость. Тем самым приобретя статус народного автомобиля, который можно эксплуатировать и в условиях отсутствия дорог.

«Чайки» ГАЗ-13/14 и ЗИЛ-111

Примером дизайна для этих внешне почти неотличимых представительских автомобилей явно послужил корпоративный стиль концерна General Motors, который в те годы применяли на автомобилях Chevrolet, Pontiac, Buick и Holden.

Но основным прототипом «Чайки» вероятно, был Packard 400 модельного ряда 1955 года. В этом случае идею никто не покупал, ее попросту «позаимствовали», воссоздав в советском автомобиле ненавистный американский стиль.

“Волга” ГАЗ-21 и ГАЗ-24

«Волга», несомненно, копировала американскую школу автодизайна – прототипами для нее стали Ford Mercury Monterey1952/1953 и Ford Mainline. Из этих автомобилей скопировали многое – начиная от конструкции кузова и дизайна салона с приборной доской до коробки передач на основе фордовской трансмиссии.

Уже к 1958 году в США обе модели Ford, ставшие прототипом для Волги, считали устаревшими, но ГАЗ-21 выпускали мало измененным вплоть до 1970 года.

Ford Mainline

У него даже фигурка оленя на капоте практически полностью копировала такую же фигурку с автомобилей Chrysler 30-х годов.

А вот легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24 повторял своим видом «американца» Ford Falcon.

Москвич-2141

О том, как копировали этот автомобиль, в интернете можно найти уйму историй людей, некогда работавших на АЗЛК. Конструкторам завода просто не позволили придумать ничего своего, а отдали распоряжение клонировать модель французского переднеприводного хэтчбека Simca 1308. Для этих целей было закуплено несколько «Симок», которые и разобрали.

Оригинальную Simca 1308 выпускали с 1975 по 1980 годы. А серийное производство Москвича-2141 наладили к 1986. К тому моменту автомобиль уже выглядел анахронизмом, но его еще снабдили устаревшим двигателем УЗАМ, и максимально упростили по сравнению с оригиналом. Убрали все «навороты» декора, удешевили материалы, а комфорт салона свели на нет.

Жигули ВАЗ-2101

Жигули ВАЗ-2101 был лицензионной копией итальянского Fiat 124.

Не взирая на то, что этот автомобиль тоже был клоном чужой инженерной мысли, в мае 1972 года за его выпуск Волжскому автомобильному заводу была вручена премия «Золотой Меркурий». А в 2000-х годах российские жители в опросе назвали его «лучшим отечественным авто XX века».

Найдите отличия: слева ВАЗ 2101, справа – Fiat 124

Он-то, может, в свое время и был неплох, вот только являлся не отечественным, а скопированным.

Переработки советских конструкторов и в этом авто касались конструкции шасси и ходовой. Их приходилось корректировать под экстремальные реалии советских условий эксплуатации. А вот обучение персонала и полное оснащение оборудованием Волжского завода проводилось итальянцами.

Советские автомобили отечественной разработки

Список советского копирования чужих конструкторских идей можно продолжить. Клонированию в СССР подвергались военные автомобили, автобусы и грузовики.

Читайте также:
5 отечественных авто в легендарном шоу Top Gear

Но, были и собственные разработки, правда, единичные.

К примеру, в случае с «Победа» ГАЗ-М-20 ее дизайн ни у кого не скопирован.

«Победа» ГАЗ-М-20

Но, в годы войны СССР получил богатый опыт эксплуатации ленд-лизовских и трофейных автомобилей Германии, Великобритании и США. Это позволило советским конструкторам разбирать доставшиеся им модели, не придумывая что-то свое, а беря чужое. Отбирая самые приемлемые для специфики дорожных и эксплуатационных условий СССР технологии, их использовали без ведома правообладателя. И называли такой процесс «ценным опытом заимствования».

И хотя внешний дизайн «Победы» был отечественной разработкой, к примеру, передняя подвеска, почти все элементы рамы, шасси и трансмиссии у нее скопированы с немецкой Opel Kapitän образца 1938 года.

Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» и «Восьмерка» ВАЗ-2108 – тоже примеры советской инженерной мысли.

ВАЗ-2121 «Нива»

Но, в разработке «Восьмерки» принимала участие немецкая компания Porsche. А на большинство ее «внутренностей» у зарубежных партнеров были куплены лицензии.

«Восьмерка» ВАЗ-2108

Передние дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, карбюратор, балка задней подвески и шины – все это производилось по лицензиям различных иностранных компаний. А Fiat помогал АВТОВАЗу в отладке производства и поставках оборудования.

Не мы у них, а они у нас: иномарки, срисованные с отечественных авто

Считается, что практически ничего своего до недавнего времени у отечественного автопрома не было – все так или иначе заимствовалось за границей и перерабатывалось. Но были и приятные исключения из правил, когда все происходило с точностью до наоборот.

Заимствований в советском дизайне было много, и мы все их хорошо знаем. «Эмка» сделана на базе Ford Model B, ВАЗ-2101 – это адаптированный Fiat 124. Еще один яркий, но чуть менее известный пример советского «автоплагиата» – АЗЛК-2141. Увы, конструкторов в буквальном смысле заставили лепить Москвич с оглядкой на Simca 1307, хотя у советских дизайнеров было полно оригинальных идей по видению нового автомобиля АЗЛК. Однако в условиях планово-административной экономики и при мощнейшем влиянии партии на все сферы общественной жизни, и в том числе промышленное производство, дизайнеры, как известно, сами решения не принимали.

За обратными примерами далеко ходить не надо. Возьмем схожесть дизайна новых моделей Lada и Mitsubishi. Характерный дизайнерский приём X-Face в виде Х-образных линий на передней части впервые появился именно на концептах Lada от Стива Маттина на Московском автосалоне 2012 года. В ответ на претензии японцы сообщили, что данное дизайнерское решение является для компании Mitsubishi «историческим» и логично продолжает тренд внешности автомобилей ММС.

Впрочем, история знает и другие, более ранние, примеры подобных заимствований у советских и российских дизайнеров.

Первый случай – дизайн будущей Нивы

Второй – Калина

Третий – Неоклассика

Четвертый – Перестройка vs. Renault Magnum

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

По мне только один вариант более или менее похож это НЕО КЛАССИКА.

Не стоит думать, что наши конструкторы и разработчики глупее западных коллег, и одним из примеров того является НИВА, просто сегодняшнее поколение, одурманенное отечественными “демократами” (а именно жуликами всех мастей) и, видящее мир через экран Ай-фона, и не привыкшее действительно работать, а не просто нажимать кнопки, по наивности считает, что все то, что было сделано в СССР, это, как они говорят: – “отстой”. А все потому, что они уже привыкли жить хорошо, и не знают, как это бывает плохо.

Все кроссоверы повышенной проходимости и внедорожники срисованы с ВАЗ-2120 , которую вртва, когда она была наиболее выгодна!аги отечества сняли с производс

бред сивой кобылы

с таким же успехом можно сказать, что LADA VESTA с своим X-FACE слизана с OPEL ZAFIRA C

Дилетанты правят бал. >> “. И в том же 2002 г. выходят два серийных автомобиля с очень похожим решением передней части – Ford Fusion и Opel Vectra C”Концепт Fusion был представлен в 2000 г. во Франкфурте. Внешность Vectra C задал концепт Signum 2, представленный также во Франкфурте в 2001 г.>> “. даже не специалисты увидел в нём черты минского концепта”Автору так важно мнение “неспециалистов”? (Да, это слово пишется слитно.)>> “Еще в 1989 г. на проекте под названием «Оперетта» заводскими дизайнерами ВАЗа было найдено решение по вертикальным задним фонарям будущей Калины.”. В 1989 г. на рынок вышел Pontiac Trans Sport с тем же “решением”: фонарями в задних стойках.

Насчёт задних вертикальных фонарей – мне Вольво-сараи сразу на ум пришли.

Могу доказать, что эмблему фирмы Хёндай в 1986 году придумал я, будучи 14 летним школяром. Наброски сделал на странице из моей школьной тетради, графическим карандашом. Эти рисунки как правило у меня из рук изымались под разными предлогами всякими разными окружающими меня людьми, и я не в курсе о том кто и как впоследствии использовал эти мои рисунки..Также и эмблемы таких фирм как ; Мазда, Лексус, Адидас, Apple, VIAO – в том же году были придуманы мной и изображены на аналогичных “носителях”.. А также несколько оригинальных прототипов автомобилей ставших впоследствии точными прототипами нескольких серийно выпускавшихся автомобилей.Собственно и стиль сегодняшних моделей Хёндай – это не что иное как подражание тому самому моему прототипу автомобиля (Пума) над которым я думал несколько лет и в 2005 впервые опубликовал его наброски в интернете. После чего и дизайнер фирмы Мазда активно пытался в каждой модели Мазда показать, что этот стиль якобы его идея, в то самое время делая в каждой модели повтор и убогое копирование того более сложного и много составляющего прототипа автомобиля который я собирал несколько лет.Audi TT.Прототип дизайна этого автомобиля был придуман мной и впервые нарисован МНОЙ в 1987 году, в СССР- овской школе № 224 города Пензы !Идея дизайна этого прототипа была мной задумана как “набор” всякого рода форм и линий образованных формой круга в число которых и входит; руль, колёса, шар земной. Набросок был сделан мной на листке в клетку, графическим карандашом. Масштаб авто на том наброске примерно 1:50. Авто был изображён в профиль со стороны пассажира. Отдельно был выполнен фрагмент задней части , в большем масштабе – где прорисованы оригинальные изгибы нижних углов заднего окна.Передняя часть авто первоначально была нарисована такой же как и задняя (более короткая), но сразу же это было стёрто и изменено на более длинный передний свес. Передние и здание фары (их линии)образованы не видимыми линиями – траекторией идущей как бы из центра автомобиля (где в центре линии днища авто).Литые диски которые шли в стоке с этим авто также были придуманы мной и тогда же изображены на том наброске – это ; 6 лучевые перекладины диска которые у обода диска как бы стоят на двух мелких перекладинках (позже этот дизайн перетёк в так называемые диски “снежинка” мной же спроецированные после такого варианта дисков).Ауди R – 8 :этот аппарат также в 1987 году был наброском на листке из моей школьной тетради. Авто был изображён в профиль (со стороны водителя) почти во всю ширину стандартного листка тетради (в клетку). Силуэт прорисован не точными, множественными линиями (я как бы выводил наиболее обтекаемые и оптимально прилегающие линии спортивного авто). Проём двери я искал долго как нарисовать, и в результате чего в месте проёма двери образовались очень много линий которые я решил заштриховать отдельным широким шрифтом, что и стало как решение декора экстерьера- та линия которая в Ауди R 8 отображена всегда как правило чёрным цветом – воздухозаборное забрало движка за дверью этого авто.На другой стороне этого же листка я обрисовал более точно – по тем черновым линиям, тогда кончился скучный школьный урок на котором я рисовал этот набросок, и я вышел в коридор с этим наброском и приложив этот набросок обратной стороной на стекло окна в коридоре, я нарисовал все окончательные линии данного прототипа авто который через годы в точности таким и стал серийным авто.Отдельно на том же листке был нарисован фрагмент передка ; оригинальные элипсо-образные фары и в ту же геометрическую фигуру заключённые решётки воздухозаборников. Задние фары я не рисовал и в виду того видимо производитель тупо решил повторить эти фары как спереди так и сзади.За базар свой отвечаю. На деньги кто захочет со мню о том поспорить то я согласный ибо не редко тупо голодный, холодный хожу, а мордой видать (корочками и рекомендашкингом от маэстро автодизайна. ) я не вышел в связи с чем я и не могу найти такую работёнку чтобы как Петер Шрайер (который якобы автор того самого Ауди ТТ) получать тыщъ пять у.е. в месяц – за дизайн которого он не фегашеньки не автор, как вы теперь понимаете.

Читайте также:
Если хочется побыть автохулиганом: 8 отличных компьютерных игр про гонки без правил

Уже, похоже, и в кащенко интернет провели. и, похоже, даже в палаты.

Кроме этих Ауди могу рассказать и про ещё несколько прототипов мной же придуманных и именно впоследствии по которым были построены аж несколько и даже брендовых моделей машин :Audi – TT (first model), Audi R-8,Мерседес – Maubach (62),Mercedes A classe,Mercedes SLK – 1996, Mercedes w220, Mercedes Smart, Mercedes CLS -W219, Toyota Celica (230), Infiniti FX,Jagyar XK 8,Mini Cooper (2000 yrsoutput),Lotus Elise,Fiat coupe (

1995),Nissan 350 Z,Citroen Picasso (1998),Peugeot 608,BMW X-coupe (concept),BMW – 7 (66),BMW – 3 (e34),BMW E-61,BMW – X5 : In 1987, I suggested and proposed to use the car BMW – 5 wagon models (box 34) for the formation of this car – car SUV; through the establishment of this body (5 series wagon) – the base SUV .. I also performed sketches bonnet and wings of the prototype on the outline where I painted relief depressions and bulges characteristic of body parts of the body that has become a production car, and is only subsequently production car – BMW X 5(!)Ford Sunergy (concept),Ford – KA, the emblem was invented by me – to sew these are my initials on the cap. But and the original exterior design of the production car Ford KA – was also invented by me (!)Ford Focus -1 (sedan + hatchback),Сdillac BLS.Aston Martin the taillights of the model

2008 release.Volvo S-80,Volvo SCC (concept) + Ford Start (concept),Ford Mondeo 1996. Mercedes CL (2000 yrs output) – The original wheels that drives this car was completed as standard, with the plant manufacturer.Volkswagen Golf – 4, and; the original disc wheels Series GT (five large round holes in the disk).Nissan Almera (1998). Nissan Primera 2003.The taillights of the car

Да-да, я тоже БМВ Х5 нарисовал ещё в далёком 1994-м году! Правда, называлась она БМВ 940.

Динамическая защита брони. Идея высказана мной в устной форме, в беседе с тем же “адресатом” в адрес которого и прочие мои идеи уходили без какого либо подтверждения моего авторства; будучи либо устно высказаны либо изымались у меня из рук оригиналы тех набросков. Американский военный самолёт – бомбардировщик, в форме треугольника, он был придуман мной и нарисован в 1986 году на листке в клетку (из моей школьной тетради), простым графическим карандашом. Самолёт был изображён; сверху (оперение было прорисовано строго по диагонали тех самых клеток листка), сбоку (как бы со стороны водителя – если смотреть как на автомобиль), и отдельно в большем масштабе прорисован фрагмент носовой части самолёта- где само острие отрисовано слегка загнутым вниз (по аналогии с клювом орла). Этот набросок я отдал тому кто просил меня тогда придумать для него какой то оригинальный, не обычный дизайн самолёта. Понятие не имел и не знаю как в дальнейшем и кем использовался этот набросок, но как показала история американские военные приняли эту идею весьма серьёзно.Идея создать оригинальный лёгкий, прочный материал (который впоследствии стал карбоном, углеродное волокно) -также впервые пришла в голову мне, в 1986 году, на вопрос моего приятеля о том как я вижу какой то новый материал ля изготвления панелей кузова автомобиля, я ответил (устно) так, что: можно сделать на базе эпоксидной смолы не стекловолоконное полотно, а что то, что содержало бы аналогичной структуры сделанной из угля, но угля не обычного древесного, а в свою очередь специально сплавленного до состояния угля материала.. Так как стекло и колется на морозе и плавится при высоких температурах то уголь имеет противоположные характеристкики; не способен изменить структуру при высоких или низких температурах, также лёгче чем стекло, долговечнее.. Как и кто впоследствии взял эту (мою) идею на вооружение, я не знаю.Мелодия песни “Give it to me”, от Michael Jackson, – это мелодия сочинённая мной оригинальной песни (для Дульсинеи юности моей), слова есть оригинальные.. Мелодия припева это Майкл сам придумал как и его же слова – в его варианте. Мои же слова были такие : Приходит время листья тают в лужах, пришла пора расстаться нам с тобой.. Твои друзья и ты быть может тоже откроют в память дверь прошедших дней.. Я нарисую тебя с собою, и оставлю тебя себе..

Читайте также:
6 вариантов сытного и вкусного перекуса в машине, если предстоит долгая поездка

Добавьте 100% совпадение дизайна передней части Проекта С с современной Hyundai i40 если смотреть спереди

От прототипов до трофейного «Хорьха»: автомобили советского кино

Рекомендуем внимательнее присмотреться к снятым в СССР фильмам – там порой мелькают редкие, а иногда даже загадочные машины.

С премьеры иных лент прошло уже более полувека, однако до сих они прочно ассоциируются с автомобилями, без которых любимое советское кино не стало бы таковым. И наоборот: некоторые машины навсегда связаны с картинами, где сыграли важные роли.

Сколько раз в кадре мелькал ГАЗ-21 – не сосчитать! Но в первую очередь вспоминаются Анатолий Папанов и его бежевый седан из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая и синхронный разворот трех черных «Волг» в сцене обмена нашего разведчика на зарубежного шпиона в финале детектива Саввы Кулеша «Мертвый сезон» 1968 года. Синхронный – в пику неуклюжему маневрированию иномарок. И, конечно, газовская модель стала одним из символов эпохи благодаря культовой картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

«Волга» ГАЗ-21, причем еще первого выпуска – со звездой на решетке радиатора, фигурировала и в бесхитростной, но веселой комедии 1963 года «Три плюс два». Хотя главная роль все-таки досталась «горбатому Запорожцу», поскольку в этой картине малолитражка демонстрировала советскую автомобильную эмансипацию. Ведь к морю на ЗАЗ-965 приехали две девушки.

При упоминании марки МАЗ неравнодушные к автомобилям вспомнят ленту «Мировой парень» 1971 года. Довольно, правда, плоскую и плакатную, с примитивными характерами. Все иностранцы – если и не подлецы, то уж точно трусы. Но мальчишки того времени фильмом про гонки грузовиков, в которых, разумеется, победил простой советский работяга на МАЗ-516, засматривались.

Комедия 1962 года «Королева бензоколонки» вообще превратилась в витрину последних достижений автопрома Советского Союза. Киношники сняли, например, авангардный автобус – «ЛАЗ-Украина-1» образца 1961-го, который сделали в единственном экземпляре и в серию не пустили. Там же мелькает и опытный на тот момент карьерный самосвал «БелАЗ-540» еще с четырьмя, а не двумя (как у серийного грузовика) фарами.

Ну, а «Гонщики» (1972 год) Игоря Масленникова – история пусть незамысловатая, но динамичная и честная. Фильм очень сильно повлиял на многих представителей поколения 1970-х. Именно благодаря этой картине ребята заболевали ралли, и некоторые пронесли этот «недуг» через всю жизнь.

На экране – энциклопедия

У советских мальчишек было не так уж много источников не только знаний об импортных автомобилях, но даже их изображений. И в этом смысле кино играло, помимо развлекательной, еще и просветительскую роль.

Особенно это касалось довоенных немецких машин. Трофеев в ту пору в стране хватало, и найти аутентичные экземпляры для съемок не составляло особого труда. Правда, немало экземпляров смело повзрывали и подавили танками. Но, к счастью, кое-что сохранилось.

Сериал Владимира Басова «Щит и меч» 1968-го для многих стал первым знакомством с роскошным величественным кабриолетом Horch 853. В картине, которую снимали в том числе и в ГДР, ездили и другие интересные модели. Но «Хорьх» впечатлял больше других. Кстати, этот автомобиль из собрания известного в СССР коллекционера Александра Ломакова мелькал и во множестве иных картин. Машина жива и сегодня.

Штирлицу-Исаеву в сериале «Семнадцать мгновений весны» Horch не достался, хотя в романе герой ездил именно на нем. В кинокартине же использовали более простой Mercedes-Benz 230 семейства W143. Зато это позволило снимать в фильме чуть ли не пять таких автомобилей.

Много лет будоражил умы не только подростков, но и вполне взрослых историков-любителей автомобиль из картины Константина Юдина 1941 года «Сердца четырех». На фоне мелькавших там ГАЗ-А, ГАЗ-М1 и пикапа ГАЗ-М415 небольшой кабриолет выглядел очень необычно. А упоминание, что «машина на испытаниях», подтолкнуло к версии, будто в фильме запечатлели опытный КИМ-10-51. Но герои едут на прообразе советского фаэтона – британском Ford Prefect с характерной «птичкой» на капоте, глубокими, по спортивной моде тех лет, вырезами на дверях и даже надписью на решетке радиатора, которую, правда, рассмотреть непросто.

Читайте также:
На чем ездят спецслужбы России: 6 машин из автопарка ФСБ

В «Кавказской пленнице» ездил почти оригинальный внешне Adler Trumpf. Но начинка у него была уже от «Москвича», так что от родного переднего привода ничего не осталось. Судьба машина неизвестна, зато она увековечена в памятнике Юрию Никулину на столичном Цветном бульваре.

Реже, однако все же встречались в советском кино и современные (ну, или относительно современные) иномарки. Особенно много их нашли для упомянутой выше картины «Мертвый сезон». Причем в кадр попали и очень редкие у нас модели вроде американского Hudson Hornet и британского Rover Р4 начала 1960-х.

А главным магнитом для зрителей стал легендарный Gullwing (крыло чайки) – Mercedes-Benz 300SL с открывающимися вверх дверями. В фильме на немецком спорткаре ездит главный вражеский контрразведчик. Автомобиль привезли в СССР для изучения системы впрыска, поэтому экземпляр поначалу числился за ленинградским НИИ топливной аппаратуры, потом перешел в частные руки, и след раритета затерялся.

А вот известный в Москве Chevrolet Corvette первого поколения знаменитого каскадера Александра Микулина сохранился, хотя и попал в прошлом году в аварию. Правда, по начинке машина уже неоригинальная – под капотом давно прописался V8 от ГАЗ-13 «Чайка». Тем не менее американский спорткар задействовали в нескольких фильмах. Например, по сюжету картины 1981 года «Отпуск за свой счет» Corvette – самоделка, плод фантазии и труда главного героя.

Не узнаю вас в гриме

У кино свои законы, и порой серийные машины играют не себя, а примеряют некий художественный образ. Удачно или не очень – другой вопрос. Уж сколько раз немцы в фильмах ездили на советских послевоенных бронетранспортерах БТР-40 и БТР-152. Роли американских Studebaker доводилось исполнять ЗИЛ-157. А под германские грузовики гримировали «Уралы» и даже МАЗы. Последние – халтурно закамуфлированные, да еще и с эмблемой Mercedes-Benz – в 1975-м сняли в ленте «Единственная дорога».

В картине «Мировой парень» зарубежные тяжеловозы играли вроде бы самих себя, но… под чужими именами. К примеру, слегка замаскированный Fiat 682 назвали «Олимпиком».

«Антилопу-Гну» (она же – Lorraine-Dietrich) в «Золотом теленке» Михаила Швейцера представила некая загадочная самоделка. Увы, история создания машины и ее судьба после съемок неизвестны.

Интересный аппарат мелькнул в картине Глеба Панфилова «Васса» 1983 года. В начале фильма показан оригинальный Lion-Peugeot тульского реставратора Евгения Гуревича. Чуть позже по улице проезжает его же необычная машина, построенная на тему Bugatti 41 Royale. В свое время самоделку создали на шасси ЗИС-5 просто так – из любви к автомобилям.

Известный по множеству картин («Новые приключения неуловимых», «Свой среди чужих, чужой среди своих») Rolls-Royce Phantom – на самом деле «Роллс-Ройс». Хотя от оригинала осталась, разумеется, лишь внешность, ведь машина уже несколько десятилетий служит на «Мосфильме». И выглядит, кстати, более гармонично, нежели неуклюжая вариация на тему «Руссо-Балта» серии К из вышедшего в 2004-м творения Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть».

Конечно, столь пристально на киноавтомобили смотрят далеко не все. Но, как вы успели убедиться, занятие это очень увлекательное.

Советские автомобили против иномарок — супертест к юбилею

Автомобили были главной темой журнала «За рулем» все девять десятилетий его истории. Особенно, конечно, свои — отечественные. Ведь иномарки долгие годы были недоступны. Как нашим коллегам в былые времена удавалось протолкнуть на страницы ЗР заметки об импортных машинах — история увлекательная, но речь сейчас не об этом. Об иномарках журнал кое-что писал и был, по сути, единственным окном в большой автомобильный мир. Но главный интерес, понятно, вызывали машины, которые можно было купить — хотя бы теоретически.

Поскольку родной автопром не радовал разнообразием новых моделей и частотой их смены, практически каждый советский автомобиль становился эпохальным. Мы выбрали три модели разных классов — героев наших обложек разных лет: ЗАЗ‑965, Москвич‑412 и Волгу ГАЗ‑24. И решили сравнить их с зарубежными ровесниками — одноклассниками тех лет: с Запорожцем поспорит немецкий Volkswagen 1200 (Käfer, то есть Жук), с Москвичом — Opel Kadett, а с Волгой — ­Volvo 144. Какими мы увидим героев минувших дней, а нынче — заслуженных ветеранов?

Народные мотивы

ЗАЗ‑965 оказался для СССР эпохальным. Первый серийный отечественный автомобиль с мотором сзади. Воздушное охлаждение — не надо возиться зимой с горячей водой и искать постоянные течи системы охлаждения. Ну а главное то, что Запорожец, дитя хрущевской оттепели, стал самым доступным советским автомобилем и расширил круг автолюбителей.

В начале 1960‑х, когда ЗАЗ‑965 стал серийным, немецкому Жуку было уже лет двадцать и он завоевал признание во всем мире. Так или иначе Volkswagen повлиял на многие послевоенные модели разных стран и компаний. В частности, на французский Renault 4CV, итальянский Fiat 600 и даже на американский Chevrolet Corvair. Ну и конечно, на наш Запорожец. Впрочем, помимо общей концепции (задний мотор воздушного охлаждения) и передней торсионной подвески, между Фольксвагеном и Запорожцем нет ничего общего.

И все-таки Volkswagen и Запорожец — родственные души! Дело не только и не столько в подвеске, сколько в общей философии: вчерашние пешеходы, в лучшем случае мотоциклисты, рады были и такому минимуму. Да и машины эти вполне серьезные — не убогие послевоенные мотоколяски.

Читайте также:
В каких городах России можно воспользоваться каршерингом: полный список

Два наших голубеньких «шарика» сегодня вызывают у прохожих добрые — но не без иронии — улыбки. Многие останавливаются поглазеть именно в тот момент, когда я собираюсь сесть за руль: неужели этот крупный мужчина уместится в малюсенькой машинке? А то!

Малогабаритность салона была вполне созвучна эпохе советских пятиэтажек: теснота, но ведь своя! В Жуке не сильно просторнее. Алгоритм посадки схож. Пристроишься в тесном промежутке между рулем и простеньким «стульчиком» — и нужно немного противоестественно изогнуть ноги, чтобы нащупать педали. Нашел — можно заводить!

Кстати, открывающиеся против хода двери 965‑го для такой тесноты удобнее: меньше риск отбить колено при всей этой «гимнастике». Задний диванчик Фольксвагена подходил разве что исхудавшим послевоенным немецким подросткам. Советские дети рубежа 1960‑х тоже не были чрезмерно упитанными, но ЗАЗ‑965 сзади всё же попросторнее.

Передачи в четырехступенчатых коробках меняют смешными тоненькими палочками, самоуверенно взявшими на себя роль рычага переключения. Но сначала нужно научиться находить эти самые передачи, поскольку неискушенному водителю может показаться, что «палочки» если и связаны с чем-то, то уж точно не с шестеренками в коробке.

Оптимистичное тарахтение мотора-воздушника не дает скучать. А уж когда моторы работают вместе, немецко-советский дуэт звучит особенно жизнеутверждающе. Поздний, выпущенный уже в начале 1970‑х, Volkswagen с 34‑сильным мотором, конечно, заметно резвее 27‑сильного Запорожца. Но для покупателей обеих машин динамика не являлась главным параметром.

Ездовые повадки заднемоторников, особенно на заснеженной дороге, тоже очень похожи — эдакая веселая вертлявость. Впрочем, чтобы сполна оценить способности машин крутить попой, их еще нужно раскочегарить. А это вовсе не просто. Сколько ни дави педаль газа в пол — устанешь ждать.

Зато плавность хода отменная. У Фолькс­вагена этому способствуют и более высокие шины. К слову, ЗАЗ‑965 конструктивно современнее, ведь создан он на пару десятилетий позже. При схожих габаритах салона Запорожец компактнее, лишен массивных крыльев, и колёса у него меньше — чтобы не отбирать арками полезный внутренний объем. Запорожец, разумеется, легче Жука. А еще в советской машине есть мощная автономная печка! Штуковина капризная, но если работала, то грела отменно. В Фольксвагене же использовалась диковатая по нынешним представлениям система обогрева… выхлопными газами через пороги.

Журнал «За рулем» не зря в свое время хвалил ЗАЗ‑965. По меркам начала 1960‑х он вполне был способен конкурировать с Жуком. Конечно, при сравнимом качестве изготовления и надежности. Именно добротностью при всей своей простоте подкупали Жуки жителей десятков стран — от Скандинавии до Мексики. Но это отдельный разговор. В любом случае реальным конкурентом Жуку Запорожец стать не мог — это дети разных миров.

Звезда и молния

Наш Москвич и немецкий Opel — дальние родственники. Условно, конечно. Ведь первый Москвич «в девичестве» был Кадетом, а немцы это предвоенное имя вспомнили и возродили в 1962 году.

Opel Kadett B стартовал в 1965‑м, став фактически ровесником наших Москвичей моделей 408 и 412. Москвич‑408 встал на конвейер в 1964 году и получил новый, очень, кстати, современный по тем временам кузов; «четыреста двенадцатый» появился в конце 1967‑го.

Москвич‑412 — советская бархатная революция в автомобилестроении. Впервые с полуторалитрового двигателя сняли 75 л.с. – такая же мощность была у 2,5‑литровой Волги ГАЗ‑21. Благодаря прогрессивному мотору (не забудем, что его скопировали с двигателя BMW) машина имела невиданную для советских людей и вполне конкурентоспособную в сравнении с зарубежными аналогами динамику. Неслучайно элегантный и быстрый «четыреста двенадцатый» в начале 1970‑х годов был самым продаваемым за границей советским легковым автомобилем.

Kadett — фактически прямой конкурент Москвича. Правда, поначалу базовый двигатель имел объем всего 1,1 литра и мощность 45 л.с., но со временем появились и более мощные моторы, вплоть до 1,9‑литрового 106‑сильного. У нашего Опеля — 60‑сильный агрегат рабочим объемом 1,2 литра.

После ЗАЗа и Жука эти машины кажутся очень просторными, комфортными и динамичными. Я с удовольствием забыл об акробатических этюдах, необходимых для посадки в Фольксваген и 965‑й, распрямил ноги, а заодно порадовался за задних пассажиров. По современным меркам простор у них, конечно, далеко не барский, но жить вполне можно. Даже в самой демократичной в гамме двухдверке. Кстати, четырехдверная версия Кадета, напомню, тоже существовала, но рачительные немцы чаще покупали именно двухдверные, более дешевые.

По дизайну Москвич в начале 1970‑х смотрелся уж точно не хуже Кадета. Советский седан зрительно легче и, пожалуй, изящнее плотно сбитого немецкого «крепыша». А по отделке салона 412‑й, бесспорно, богаче Опеля: металл полностью прикрыт ­ мягкими ­панелями.

Стараюсь уравновесить свою давнюю и прочную симпатию к «четыреста двенадцатому» максимальной объективностью. Мотор и, соответственно, динамика Москвича по тем временам действительно отличные. Ему бы еще коробку с более четким и менее размашистым ходом рычага. Но от агрегата с дистанционным управлением, рассчитанным еще и на рычаг переключения на рулевой колонке, Москвичи классической компоновки так и не избавились вплоть до окончания их производства. В этой номинации Opel явно выигрывает. Да и в динамике 60‑сильный Opel, как ни странно, Москвичу не уступает. Ведь он при некоторой внешней тяжеловесности заметно легче. Правда, речь, напомню, идет о двухдверной машине. Поэтому, кстати, и барабанных тормозов без усилителя легковесному Кадету вполне хватает, по эффективности они вполне сравнимы с москвичовскими, с гидровакуумным усилителем.

А вот управляется Opel с реечным рулевым механизмом и пружинной задней подвеской заметно четче, чем 412‑й. Преимущество особенно ощутимо на заснеженной дороге. Вилять хвостом в поворотах весело и интересно на обеих машинах, но Opel явно собраннее и послушнее.

Уже в 1973 году в производство пошел новый Opel Kadett. На некоторых его версиях появились моторы с системой впрыска топлива, дисковые тормоза, пятиступенчатая механическая и трехступенчатая автоматическая коробки передач. Дисковые тормоза Москвичи производства АЗЛК получили только в 1976‑м — на модели 2140, ижевские «четыреста двена­дцатые» — и того позже. А всё остальное…

Читайте также:
Какими автомобилями может похвастаться популярный российский рэпер Баста

Но не будем о грустном. Как и о том, что и насколько часто в Москвиче ломалось. Об этом могу написать, если надо, целую монографию. В возвращающем нас лет на сорок назад тесте Москвич всё равно достойно показал себя в споре с именитым ровесником. Порадуемся за «четыреста ­двенадцатый»!

Встретились олень с лосем

В конце 1960‑х первые «двадцать четвертые» казались чудом — верхом элегантности и комфорта. Эту Волгу еще лет десять после начала производства величали «новой». Как минимум два поколения советских людей мечтали об этой машине, почти недосягаемой для обычных граждан. Цена поражала воображение: девять с гаком тысяч рублей. При этом кое-кто на черном рынке платил за вожделенный автомобиль вдвое, а то и втрое! Официально дефицитные Волги продавали лишь выдающимся представителям советского народа: видным ученым, музыкантам, артистам.

Едва первые двадцатьчетверки появились на советских улицах, злые языки заговорили о копировании западных образцов. Называли почему-то Mercedes-Benz и Volvo. Ни с тем ни с другим у Волги нет ничего общего. Скорее уж можно говорить о некоторых заимствованиях у немецкого седана Opel Rekord. От него у Волги, скажем, знаменитый ленточный спидометр. Просто Mercedes-Benz для советских людей был некой точкой отсчета (вернее — вершиной), а седаны Volvo в начале 1970‑х годов в столице часто попадались на глаза, поскольку на них нередко ездили дипломаты и прочие фирмачи. Вот с таким седаном Volvo 144 с характерным чемоданообразным угловатым кузовом мы и свели раннюю классическую двадцатьчетверку.

Волга отличается от Volvo примерно как городá, где они родились. Оба стали промышленными центрами, но по Нижнему Новгороду, переименованному в Горький, индустриализация прошла железным маршем, а стиль и дух древнего Гётеборга с развитием промышленности изменились куда меньше.

Салон Волги в начале 1970‑х был у нас эталоном: простор, массивные мягкие сиденья. Между передними даже есть вставка, намекающая на трехместность. Да-да! Поначалу, представляя новую машину, в некоторых заметках об этом писали всерьез. Отголоски соревнования с Америкой, где в широченных «крейсерах» спереди действительно могли сесть трое.

Волга тоже в своем роде «крейсер», пусть и поменьше. Но каждая деталь — бамперы, внутренние и внешние ручки дверей, рычаг ручного тормоза и даже рычажки управления «климатом» — невольно наводила счастливых владельцев на мысль: еще внукам хватит!

Volvo явно проигрывает Волге в приобщении к понятию «тяжелая индустрия». В шведской машине всё как-то легче, изящнее, пусть и «пластмассовее». Но ее салон, несмотря на меньшие габариты Volvo 144, вовсе не проигрывает волговскому во вместимости. Сиденья не менее удобны, хотя и лишены массивных подлокотников.

На ходу машины похожи… на себя. Разгон Волги — уверенный, но несколько тяжеловесный даже для тех лет. Зато переключение передач образцовое: ход рычага короткий, четкий. Некоторым современным машинам есть чему поучиться! И главное: в этой дисциплине ГАЗ ни на йоту не уступает Volvo. Чего уж точно не скажешь про управляемость.

На тему ездовых повадок Волги иронизировали много и с разной степенью изощренности. Освежив знакомые еще с юности впечатления, вынужден повторить: «борьба» с этим «крейсером» в заснеженных поворотах посредством тонкого и скользкого руля поначалу увлекает, но быстро утомляет. Уж больно много сил уходит — а во имя чего? Нет уж, лучше ехать размеренно и степенно, как и подобало в былые годы солидным, уважаемым гражданам — редким обладателям ГАЗ‑24 и уж тем более наемным шоферам, аккуратно перемещающим «хозяев» в министерство или на заседание бюро райкома.

У Volvo 144 руль заметно легче (при том что механизм тоже червячный). Автомобиль охотнее и правильнее заходит в поворот, четче выходит из заноса. По разгонной динамике машины близки, хотя Волгу все-таки сдерживает бóльшая масса. А по торможению шведский седан с дисковыми механизмами на всех колесах сравнивать с ГАЗ‑24 даже как-то неудобно.

За рулем Волги, требующей крепкой мужской руки и профессиональной сдержанности, ты работаешь шофером, даже если везешь самого себя. Volvo — машина для обычного, неискушенного водителя. К слову, вместо шкворневой подвески Волги с кучей пресс-масленок, добиваться от которых взаимности было делом чести для каждого настоящего волговода, у шведской машины — необслуживаемые шаровые опоры.

Вот если бы Волга стала хоть немного похожа на Volvo, ну хотя бы к 1980 году… Но тогда это была бы совсем другая история.

По волне нашей памяти

Полвека в современном мире — почти вечность. Сегодня мы ездим на совсем иных машинах. Да и журнал «За рулем» стал другим. Впрочем, главное, конечно, не изменилось. Любовь к автомобилям, новым и старым, своим и импортным — в общем, всяким, у нас, как и у вас, никуда не делась. Согласитесь, очень интересно, какими глазами мы будем смотреть на современные машины лет эдак через десять-двадцать. Вот, собственно, и тема для следующего юбилея!

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»

Редакция благодарит за предоставленные автомобили Дмитрия Готова (ЗАЗ‑965), Светлану Костикову (Volkswagen 1200), Максима Кученкова и Наталью Флегонтову (Opel Kadett), Сергея Павлова (Volvo 144), Константина Беляева (ГАЗ‑24) и Павла Ушакова за помощь в организации теста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: