Как расшифровать знаки с изображением уклона в процентах?
По международным стандартам крутизна уклонов на знаках обозначается всегда в процентах. Перед въездом на холмы и горки устанавливаются треугольные знаки 1.14 «Крутой подъем», которые содержат цифровое обозначение, содержащее надпись типа «7%», «10%» или «12%», а в очень редких случаях «30%», а на автополигонах есть даже знаки «100%». Как понять эти обозначения?
Тангенс и расстояние
Процентное обозначение уклона дороги отражает тангенс угла наклона. Оно потребовалось для упрощения понимания уровня возвышения и расчетов для водителей. Смысл этой маркировки основан на тригонометрических вычислениях треугольников. Если представить горку в виде геометрической фигуры, то в ней можно выделить два катета и гипотенузу. Из школьного курса мы помним, что отношения сторон треугольника отражаются в значениях синуса и косинуса. Они помогают высчитать по углу наклона гипотенузы одну из сторон. Между тем в вычислениях часто применяют отношение синуса к косинусу, которое называется тангенсом. Если вы установите гипотенузу под углом 45 градусов, то синус и косинус будут совершенно одинаковы, а тангенс равен 1.
Для расчета уклонов дорог за основу принято именно это соотношение. Угол в 45 градусов принимается за 100%, а длина прилежащего катета, то есть горизонтальная проекция дороги, идущей на возвышение, за 100 м. Забраться на такой уклон могут не все автомобили, а лишь те, что обладают идеальной развесовкой, хорошими покрышками и мощным мотором.
Практичные вычисления
Тем самым цифра на дорожном знаке — это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Звучит сложно, но на практике обозначения в процентах очень удобны и помогают быстро оценить крутизну подъема и опасности для транспортного средства в непогоду и гололед.
Если стоит знак «10%», то это значит, что, проехав примерно 100 м по дороге на горку с крутизной уклона в 10%, машина поднимется на высоту 10 метров. Тем самым проценты на знаках можно представить и как количество метров, на которые проезжая часть опустится или поднимется через расстояние, кратное 100 м.
Или еще пример. 12% означает, что, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, машина поднимется на 120 метров.
Как проценты перевести в градусы?
В целом для автомобиля могут начинаться проблемы, когда возвышение составляет «10%» и более. На таких горках в гололед буксуют грузовики.
Иногда во время путешествия на внедорожниках бывает важно понять, какой все-таки угол зашифрован на знаке. Тогда можно понять, насколько поверхность способна держать автомобиль. В этом случае необходимо взять калькулятор и высчитать угол через тангенс. Это отношение противолежащего катета к прилежащему, который находится рядом с углом.
Берем число на знаке, делим на 100 и по таблице тангенсов находим угол. Если на знаке указано 12%, то по таблице необходимо смотреть угол для значения 0,12. В итоге получится 7 градусов.
Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них
Описание
Как и большинство предупреждающих знаков,1.13 и 1.14 выполнены в виде треугольника с красным кантом. Эти знаки созданы для привлечения внимания водителей при помощи яркой раскраски и предупреждают о возможной опасности. На дорожных знаках, обозначающих спуск или подъем символически изображен наклон дороги с процентами.
Уклон рассчитывается как соотношение высоты подъема и пройденного расстояния, исходя из отрезка пути 100 метров. Обозначается простой дробью или в процентах — в геодезии; на дорожных знаках крутизна уклонов и подъемов указывается только в процентах.
Пример: перед нами знак «Крутой подъем» с обозначением 12%. Если иметь такую возможность и взглянуть на дорогу со стороны, мы увидим, что угол наклона в этом месте составляет примерно 12 градусов по отношению к горизонту. Проехав расстояние равное километру по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь или спуститесь на 120 метров.
В соответствии с предписанием пункта 11.4 свода правил дорожного движения, категорически запрещается выполнять обгон в конце подъема.
Выполняя объезд на подъеме, Вы:
1. | Имеете право проехать первым. |
2. | Должны уступить дорогу. |
Знак «Крутой подъем» предупреждает о том, что Вы въезжаете на подъем. Так как в данной ситуации встречный разъезд затруднен, уступить дорогу должен водитель встречного легкового автомобиля, поскольку он движется на спуск.
Пояснение
Часто водители не сразу понимают, какой перед ним знак: крутой спуск или подъем. Особенно, если уровень уклона небольшой или идет снег и видимость затруднена.
Чтобы быстро ориентироваться в ситуации, воспользуйтесь следующими нехитрыми советами:
1Принцип чтения дорожных знаков ничем не отличается от чтения текста, то есть слева направо. Двигая глазами слева направо, вы легко поймете, что обозначает этот дорожный знак: движение вверх или вниз.
2Ладонью левой руки визуально повторите наклон дороги, изображенный на знаке. Если пальцы смотрят вниз – это означает, что впереди крутой спуск, ну а если наоборот, едем в горку.
Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них
Добрый день, дорогие друзья. Продолжаем изучать правила дорожного движения или освежать их в памяти, согласитесь, это тоже нужно периодически делать. В прошлый раз разобрали жесты регулировщика, сегодня очередь дошла до дорожных знаков. Сегодня научимся понимать и различать знак подъема и спуска, узнаем, что обозначают проценты на них.
Что говорит нам ПДД
Знак спуска, обозначается в правилах номером 1.13 – он обозначает, что впереди будет спуск с горы. Проценты на белом фоне значат степень крутизны спуска. Водителю стоит приготовиться. Он устанавливается непосредственно вначале опасного участка.
ГОСТ установки других предупреждающих знаков на расстоянии 150-300 метров к нему не применяется, он ставится непосредственно перед участком. Потому что, за ним может сразу следовать подъем, это расстояние невозможно соблюсти. Если таких участков на дороге много, то нет смысла в соблюдении правил его установки.
Знак подъема в ПДД обозначается номером 1.14. Он значит, что впереди водителя ждет подъем на гору, его угол наклона также обозначается процентами на белом фоне. К этому знаку, так же как и к его соседу, знаку спуск, применяются такие же требования установки.
Если дорога пролегает через горную местность, где чередуются спуски и подъемы, то ставится только один знак, отделяющий ровный участок дороги крутого спуска или подъема. Если такие участки следуют друг за другом, без ровного отрезка пути, то между ними они не устанавливаются. К этому нужно быть готовым.
Как отличить знак подъема и спуска, как легко запомнить
Существует негласное правило левой руки и направления пальцев, для различия этих знаков между собой. Но я придумал для себя более простой метод, которым с вами хочу поделиться.
Например, знак подъема. Так как мы читаем и пишем слева направо, то ставим в левом углу вымышленного человечка или точку. Двигаем глазами слева направо эту точку. Если она поднимается вверх, то это знак «подъем».
Если установить точку в левом углу и двигать ее глазами в направлении чтения. В случае, когда точка начинает спускаться сверху вниз, то это знак «крутой спуск».
Это я считаю гораздо проще, чем во время движения за рулем выставлять левую руку и смотреть на направление пальцев. Чтобы сравнить эти два метода, давайте расскажу и про него.
Едим за рулем, впереди знак. Вытягиваем левую руку, отрываясь от руля, отвлекаемся от дороги. Прикладываем ладонь руки в направлении наклонной линии, разделяющую белый фон от черного, пальцы вытянуты, сложены вместе. Если пальцы смотрят вниз – это круток спуск, если вверх – подъем.
Согласитесь, неудобно и местами опасно, когда такие участки часто сменяются с ровными отрезками дороги. Постоянно нужно отвлекаться от управления автомобилем, можно запутаться.
Рекомендую, опробовать на практике эти два метода отличия знаков крутой спуск и подъем. Для себя сами выберите лучший вариант, как их различать между собой.
Что значат проценты на белом фоне
У меня долго в голове не укладывалось, если цифры на знаках означают угол наклона дорожного полотна, то почему он не обозначается в градусах? Это было бы привычнее для всех.
Дело в том, что наклон может быть не одинаковый на всем протяжении спуска или подъема с горы. Однозначный градус писать не получится, он может отличаться.
Допустим, на первом отрезке в 10 метров он 5 градусов, на втором отрезке в 20 метров он будет 15 градусов, так какой угол наклона в градусах нужно указывать на знаке?
Чтобы избежать путаницы решили указывать кривизну наклона дороги в процентах. Они значат, что на каждые 100 метров пройденной дороги, после начала опасного участка, вы подниметесь или опуститесь на 12 метров, если на знаке крутой спуск или подъем указано 12 процентов.
То есть, если вы впереди увидите знак «крутой подъем» с цифрами 12%, то это значит, что после начала опасного участка, обозначенного этим знаком, вы проедите расстояние в 1 километр, то подниметесь на 120 метров выше, относительно начальной точки.
У кого преимущество
Теперь поговорим, кто главнее – тот, кто спускается с горы или тот, кто поднимается в гору. Правила дорожного движения гласят:
Преимущество проезда имеет тот участник дорожного движения, кто спускается вниз. То есть, у кого опасный участок обозначен знаком «крутой спуск».
Данное правило накладывается только на те участки дороги, где установлены знаки 1.13 и 1.14. Если их нет, то водители пропускают друг друга по взаимной договоренности. В некоторых местах приоритет движения может устанавливаться знаками 2.6 и 2.7, но это уже другая история.
Зона действия
Главная задача группы предупредительных знаков — сигнализировать о возможных непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть на данном отрезке пути. Поэтому, логично размещать их на некотором расстоянии до опасного участка, чтобы водитель смог сконцентрироваться и продумать свои дальнейшие действия.
Исходя из этого, знаки 1.13 и 1.14, как и большинство других, ставят за 50-100 метров до начала крутого спуска или подъема в черте населенных пунктов и за 150-300 метров за городом.
Дорожные знаки могут сочетаться с информационными табличками:
- 8.1.1 с обозначением, сколько метров осталось до опасного участка дороги;
- 8.2.1 с информацией о том, сколько метров будет длиться опасный отрезок дорожного полотна.
В ситуации, когда после крутого спуска дорога сразу пошла на подъем, знак 1.14 будет стоять непосредственно у самого начала подъема.
Требование дорожного знака 1.13
Знак 1.13 крутой спуск дает четко понять водителю, что на спуске автомобиль может вести себя по другому, а именно самопроизвольно катиться.
Поэтому водитель должен быть бдительным, контролировать скоростной режим, так как на спуске тормозной путь будет увеличенным.
На любом уклоне машина может скатиться, если водитель не будет использовать стояночный тормоз или передачу КПП для постановки автомобиля на стоянку.
Актуальным будет использование торможения двигателем при проезде крутого спуска, это позволит снизить усилия на тормозные диски и процесс их износа.
Следует иметь в виду, что при наличии неисправности тормозной системы положение на крутом спуске может оказаться катастрофическим. Поэтому нужно выбирать как можно низшую передачу и небольшую скорость, либо если есть возможность объехать этот участок дороги.
В гололед вообще не стоит рисковать, если Вы не уверены в дорожном сцеплении зимней резины и работоспособности тормозной системы, так как остановить автомобиль на крутом спуске не будет представляться возможным.
Комментарии
В случае, если разъезд транспортных средств происходит в местах, где действуют знаки 1.13 и 1.14, стоит помнить, что преимущество в движении имеет тот, кто движется на подъем. Это правило регламентирует пункт 11.7 ПДД.
Представьте ситуацию, вы водитель автомобиля и двигаетесь по крутому спуску. Впереди наблюдается препятствие в виде обвала, которое полностью преграждает дорогу встречному автомобилю, движущемуся на подъем. От ваших грамотных действий зависит благоприятный исход этой ситуации. Согласно трактовке пункта правил 11.7 ПДД, вы должны предоставить приоритетное право проезда автомобилю, который двигается в гору, несмотря на то, что препятствие расположено на его полосе.
Такое преимущество установлено по причине того, что остановиться на подъеме, а затем тронуться в горку гораздо сложнее, чем выполнить те же самые действия при спуске: возможен откат автомобиля назад или остановка двигателя.
Препятствие – это неподвижная преграда, возникшая на пути и затрудняющая дальнейшее движение по данной полосе проезжей части. Это может быть неисправный автомобиль, повреждение дороги, посторонние предметы и многое другое. Пробка не является препятствием.
При затрудненном встречном разъезде на таком участке дороги преимущество имеет:
1. | Водитель грузового автомобиля. |
2. | Водитель легкового автомобиля. |
Знак «Крутой подъем» предупреждает водителя легкового автомобиля о приближении к подъему. При затрудненном встречном разъезде на данном участке дороги преимущество имеет водитель легкового автомобиля, поскольку он движется на подъём.
Штрафы
Несоблюдение требований дорожных знаков влечет за собой наказание в виде административного взыскания. С подробной таблицей штрафов и пояснений можно ознакомиться на сайте ГИБДД.
12.15 ч.1 Нарушение правил встречного разъезда влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
12.15 ч.1 Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда влечет за собой штраф 1500 рублей.
12.14 ч.3 Невыполнение требования ПДД и игнорирование правила уступи дорогу транспортному средству, пользующемуся правом приоритета, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 действующих правил — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Ответственность за нарушение знака 1.13
Как такового наказания за нарушение знака 1.13 не предусмотрено. Однако, спуск представляет сложный участок дороги, для водителей обоих направлений. Соответственно, если впереди спуска присутствует объезд, у водителя, двигающегося по встречной полосе, имеется преимущество в проезде.
За нарушение преимущественного проезда другим водителем, нарушитель может быть оштрафован на 500 рублей, либо вынесение письменного предупреждения по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Также на участке спуска из-за невнимательности водителя или плохой видимости дорожной разметки, водитель может оказаться на встречной полосе.
В этом случае наступает ответственность в виде штрафа 1000-1500 рублей по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ или 5000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ.
Дорожные знаки спусков и подъемов: 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»
Описание
Как и большинство предупреждающих знаков,1.13 и 1.14 выполнены в виде треугольника с красным кантом. Эти знаки созданы для привлечения внимания водителей при помощи яркой раскраски и предупреждают о возможной опасности. На дорожных знаках, обозначающих спуск или подъем символически изображен наклон дороги с процентами.
Уклон рассчитывается как соотношение высоты подъема и пройденного расстояния, исходя из отрезка пути 100 метров. Обозначается простой дробью или в процентах — в геодезии; на дорожных знаках крутизна уклонов и подъемов указывается только в процентах.
Пример: перед нами знак «Крутой подъем» с обозначением 12%. Если иметь такую возможность и взглянуть на дорогу со стороны, мы увидим, что угол наклона в этом месте составляет примерно 12 градусов по отношению к горизонту. Проехав расстояние равное километру по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь или спуститесь на 120 метров.
В соответствии с предписанием пункта 11.4 свода правил дорожного движения, категорически запрещается выполнять обгон в конце подъема.
Ответственность за нарушение знака 1.13
Как такового наказания за нарушение знака 1.13 не предусмотрено. Однако, спуск представляет сложный участок дороги, для водителей обоих направлений. Соответственно, если впереди спуска присутствует объезд, у водителя, двигающегося по встречной полосе, имеется преимущество в проезде.
За нарушение преимущественного проезда другим водителем, нарушитель может быть оштрафован на 500 рублей, либо вынесение письменного предупреждения по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Также на участке спуска из-за невнимательности водителя или плохой видимости дорожной разметки, водитель может оказаться на встречной полосе.
В этом случае наступает ответственность в виде штрафа 1000-1500 рублей по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ или 5000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ.
Знак 1.13 «Крутой спуск»
На дорожном знаке 1.13 изображен уклон дороги в виде черного треугольника, над которым в процентах указан угол наклона. Сразу же стоит пояснить, что единица измерения углов — это градусы, а не проценты! Так что же за проценты указаны на дорожных знаках крутой спуск и крутой подъем? За 100% стоит считать уклон в 45 градусов, а тангенс 45 градусов равен 1. Если уклон дороги составляет 7 градусов, то тангенс 7 градусов — это 0,12, вот поэтому 12% и пишут на знаке. Второй вопрос — это зачем так все усложнять? Оказывается тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Для примера коэффициент сцепления колес автомобиля с мокрым льдом составляет менее 0,1. Если Вы видите на спуске 10%, то Вы должны понимать, что никакой опыт вождения, никакая шипованная резина и даже встречный ветер не поможет Вам затормозить на таком спуске! Даже припарковав автомобиль на таком спуске на сухом асфальте, после чего по спуску потечет вода, а потом она начнет подмерзать то автомобиль может скатиться с такого спуска! Если Вы думаете, что это абсурд, то посмотрите множество видео как автомобили на гололеде скатываются вниз… В первую очередь, увидев данный дорожный знак, водителю следует снизить скорость и приготовиться к спуску.
Стоит понимать и помнить:
1) От погодных условий меняется сцепление с дорогой. 2) Сцепление с мокрым льдом меньше 0,1, а значит спуски и подъемы со знаками, на которых больше 10% — могут быть крайне опасными и непреодолимыми. 3) При длительном спуске самым эффективным торможением является торможение двигателем! Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. 4) При спуске, водители на подъеме (на встречной полосе) имеют преимущество и Вы должны уступить ему дорогу, в случае выезда его на Вашу полосу! Согласно пункту правил 11.7 при затрудненном разъезде на спуске, вы должны уступить дорогу транспортным средствам, следующим на подъем.
Когда на знаках крутого спуска или крутого подъема указан небольшой процент, многие считают его лишним. Это не так! Часто бывает, что в условиях плохой видимости (ночь, туман, снегопад…) водитель просто не замечает небольшие, но затяжные спуски или подъемы.
Пояснение
Часто водители не сразу понимают, какой перед ним знак: крутой спуск или подъем. Особенно, если уровень уклона небольшой или идет снег и видимость затруднена.
Чтобы быстро ориентироваться в ситуации, воспользуйтесь следующими нехитрыми советами:
1Принцип чтения дорожных знаков ничем не отличается от чтения текста, то есть слева направо. Двигая глазами слева направо, вы легко поймете, что обозначает этот дорожный знак: движение вверх или вниз.
2Ладонью левой руки визуально повторите наклон дороги, изображенный на знаке. Если пальцы смотрят вниз – это означает, что впереди крутой спуск, ну а если наоборот, едем в горку.
Предупреждение о снижении трассы
Знак спуск используется с той целью, чтобы автомобилист имел возможность вовремя отреагировать на снижение дороги. Если передвижение реализуется с помощью велосипеда – человек также должен знать, что впереди круто снижается дорога. Крутой такой спуск встречается на трассах достаточно часто. Бывают ситуации, что человек не может отличить знак, который указывает на дорогу вниз и вверх. В этом случае нужно использовать левую руку. Её располагают так, чтобы она направлялась по черте наклона. Хорошим ориентиром выступает табличка, где отражается число и проценты. Если пальцы человека будут располагаться вниз, то это говорит о наличии спускана табличке, в противном случае изображён подъём.
Если указывать будет на то, что спускать дорога дальше – следует уступать тем, кто поднимается. Подземные переходы в таких местах располагаются крайне редко. Это связано с тем, что опасные спуски имеют место быть за пределами города. Если возникли опасные погодные условия, в частности, туман, гололёд или снег – автомобилисту достаточно трудно определить, что на трассе есть подъёмы либо спуски. Знак опасный спуск хорошо помогает в этой ситуации сориентироваться в направлении и скорости передвижения.
Склон, согласно букве закона, предусматривает, что автомобилист уступает встречному авто. Про это правило не нужно забывать. Оно негласно действует и на лестницах. Катание на сноубордах, лыжах не предусматривает наличие подобных табличек на трассе. Знак такого спуска устанавливается в определённых местах.
Не новостью становится то, что обрывы на дорогах встречаются достаточно часто. Это говорит о том, почему законодатель закрепляет преимущество автомобиля, поднимающегося по склону вверх. Относительно самолётов данные таблички не действуют.
Расположение знаков, предвещающих наличие подъёма или спуска, зависит в полной мере от того:
- На каком расстоянии от города или посёлка расположен участок дороги. Это правило распространяется на те местности, где автомобилиста ждёт опасность.
- Учитывается видимость на участке трассы.
Означать это будет, что на расстоянии до двухсот метров установят знак, когда неровность покрытия расположена вдали от городов и прочих местностей, если же рядом, то расстояние сокращается до 70 метров. По английски на табличке ничего не отражается. Зачастую на них указывается количество метров до опасного участка. В градусах ничего не отражается. Дверь на таких знаках не изображается.
Зона действия
Главная задача группы предупредительных знаков — сигнализировать о возможных непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть на данном отрезке пути. Поэтому, логично размещать их на некотором расстоянии до опасного участка, чтобы водитель смог сконцентрироваться и продумать свои дальнейшие действия.
Исходя из этого, знаки 1.13 и 1.14, как и большинство других, ставят за 50-100 метров до начала крутого спуска или подъема в черте населенных пунктов и за 150-300 метров за городом.
Дорожные знаки могут сочетаться с информационными табличками:
- 8.1.1 с обозначением, сколько метров осталось до опасного участка дороги;
- 8.2.1 с информацией о том, сколько метров будет длиться опасный отрезок дорожного полотна.
В ситуации, когда после крутого спуска дорога сразу пошла на подъем, знак 1.14 будет стоять непосредственно у самого начала подъема.
Предупреждающее обозначение, предусматривающее поднятие дороги
Если рассматривать такой предупреждающий знак, как 1.14 («Крутой подъём»), автовладельцу следует запомнить то, что впереди его ждёт относительно опасная и крутая дорога, поднимающаяся на определённое расстояние вверх. Движение на крутых спусках и подъёмах, как правило, отягощено, и водитель должен быть предупреждённым относительно приближающегося опасного участка дороги. Главное, что требуется от каждого автомобилиста — соблюсти безопасность, стараясь уменьшить до разумных пределов скорость и подобрать более приемлемую передачу, на которой будет проще преодолеть существующий подъём.
Обозначение 1.14, как правило, можно встретить в нескольких случаях:
- вблизи (около 70 м) опасного участка пути, который находится недалеко от посёлка или города;
- неподалёку (около 200 м) от резко идущей вверх дороги, расположенной вдалеке от населенного пункта.
Дорожный знак “Крутой подъём”
Знак «Крутой подъём» владельцы машин чаще всего встречают вкупе со специальными табличками, в частности с обозначениями 8.1.1 и 8.2.1. Первая из табличек, как правило, указывает водителю на точное расстояние до того участка, где дорога начнёт подниматься в гору, а вторая — сообщает о том, насколько длительным будет такой участок пути.
Кроме всего перечисленного, водитель, собирающийся проехать по опасному участку дороги, должен помнить о том, что автомобиль, который будет продвигаться вверх, будет обладать преимуществом для передвижения.
Комментарии
В случае, если разъезд транспортных средств происходит в местах, где действуют знаки 1.13 и 1.14, стоит помнить, что преимущество в движении имеет тот, кто движется на подъем. Это правило регламентирует пункт 11.7 ПДД.
Представьте ситуацию, вы водитель автомобиля и двигаетесь по крутому спуску. Впереди наблюдается препятствие в виде обвала, которое полностью преграждает дорогу встречному автомобилю, движущемуся на подъем. От ваших грамотных действий зависит благоприятный исход этой ситуации. Согласно трактовке пункта правил 11.7 ПДД, вы должны предоставить приоритетное право проезда автомобилю, который двигается в гору, несмотря на то, что препятствие расположено на его полосе.
Такое преимущество установлено по причине того, что остановиться на подъеме, а затем тронуться в горку гораздо сложнее, чем выполнить те же самые действия при спуске: возможен откат автомобиля назад или остановка двигателя.
Препятствие – это неподвижная преграда, возникшая на пути и затрудняющая дальнейшее движение по данной полосе проезжей части. Это может быть неисправный автомобиль, повреждение дороги, посторонние предметы и многое другое. Пробка не является препятствием.
Штрафы
Несоблюдение требований дорожных знаков влечет за собой наказание в виде административного взыскания. С подробной таблицей штрафов и пояснений можно ознакомиться на сайте ГИБДД.
12.15 ч.1 Нарушение правил встречного разъезда влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
12.15 ч.1 Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда влечет за собой штраф 1500 рублей.
12.14 ч.3 Невыполнение требования ПДД и игнорирование правила уступи дорогу транспортному средству, пользующемуся правом приоритета, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 действующих правил — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Проценты на дорожном знаке – важное предупреждение?
Тихое раннее утро. Самое время делать добро. Что может быть лучше подарка нашим матерям — какого-нибудь скромного букетика. Но букета не цветов, а некоторых необходимых в жизни женщины-автолюбителя знаний!
Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником, символизирующим спуск или подъем, и количеством процентов, обозначающим крутизну этого спуска (или подъема)? И, возможно, задавали себе вопрос — а, например, 12% – это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?
На этих знаках обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах.
Ну вот, ваша улыбка увяла, словно, развернув пакет с подарком, вы обнаружили в нем увесистый том Достоевского. А ведь уже через несколько минут вы будете непринужденно оперировать понятием «тангенс», а заодно «синус» и «косинус», удивляясь тому, что до сегодняшнего дня они заставляли вас напрягаться.
Итак, прислоните лыжную палку углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени — одну на стене, другую на полу. Учителя, чтобы вас позлить, называли эти тени проекциями. Соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу — «косинус».
Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» — больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом.
Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1.
Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость — «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12.
Его удобно выражать в процентах — например, 12%. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100%.
Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).
Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN -1 (0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN (0,12)=7.
Впрочем, для автолюбителей главное не это. Надеюсь, вы уже прочли мою статью о коэффициенте сцепления.
Так вот, оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления.
Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.)
Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину.
И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником и цифрами внутри. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае — не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске…
Но я убежден, что теперь ничего такого с вами не случится. И от души надеюсь, что сегодня хоть чуточку помог вам, дорогие матери — наша самая ответственная и любимая часть человечества.
Что означают проценты на знаках крутой подъём или спуск?
Оказывается это тангенс угла между величиной подъёма склона и горизонталью (тангенсу угла наклона), умноженный на 100:
Другими словами 12 % – означает подъём 12 метров на 100 метров перемещения по горизонтали.
Автомобильное сообщество
14.5K постов 37.2K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Другими словами 12 % – означает подъём 12 метров на 100 метров перемещения по горизонтали.
Всё, что до этих слов написано, про тангенс и т.д. — бесполезная информация.
Проценты – это проценты.
Те кто права не покупал и так должны это знать. Только в правилах вроде говорилось , что это 12% от угла 45 градусов.
Это не тангенс. Это проценты. Идите снова в школу. Процентное исчисление, ясно даёт понять, то что дальше правильно написано.
Все просто. Как читаем текст: слева направо. То есть в данном случае подъем.
о, я узнал что такое “стопроцентный уклон”: 45°
Мне кажется, что логичнее бы синус сюда вкорячить, а не тангенс: длину гипотенузы измерить проще (рулеткой по склону дороги), чем проекции какие-то думать.
Браво Шерлок! Браво!
Хотя про то что здесь какой то тангенс замешан я не знал))))
“12 % – означает подъём 12 метров на 100 метров перемещения по горизонтали” – дак это ж дохуя.
Есть ещё отрицательный уклон
Другими словами 12 % – означает подъём 12 метров на 100 метров перемещения по горизонтали.
Спасибо! Наконец то понял наглядный смысл тангенсов, а не только их математическое определение. Это было очевидно, просто я никогда об этом не задумывался.
Тангенс угла подъема *100 совпадает с минимальным процентом сцепления. Типа на сухом асфальте 100%, на льду 5% от асфальтного сцепления колеса с дорогой. Для водителей удобно чтобы оценить возможность подняться.
100% это 90 градусов. Так проще.
означает вероятность свалиться в кювет
О правилах дорожного движения США и Европы
Добрый вечер всем пикабушникам.
Давно заметил интересный факт по поводу ПДД США. Общался с бывшим одноклассником, который живет в Остине (штат Техас), он несколько раз вел стримы, закреплял смартфон на лобовом стекле и мы с другими друзьями смотрели. А затем я пошел играть в симуляторы, American Truck Simulator и Euro Truck Simulator, и вот там уже до меня дошло окончательно, что я видел на стримах тех – не учившись в принципе ни в какой автошколе в американском симуляторе мне почти все понятно, как ехать и что делать.
К чему я веду – к тому, что в США крайне легкие ПДД. Начиная от правил проезда перекрестков, и заканчивая знаками. Знаки так вообще можно практически не учить – все логичные и понятные, а многие так вообще являются чисто текстом на английском языке. Даже банальный знак “уступи дорогу”, который выглядит как у нас, еще подписывается как “yield”, чтобы наверняка было понятно что он значит.
Вот стало интересно – это моя точка зрения как человека без прав, или действительно в США ПДД логичнее построены чем у нас? Лично у меня создалось чувство, что там система сделана для крайне быстрого выпуска человека на дорогу. Теорию буквально за месяц научишься понимать. А вот в Европе месяца 3-4 прийдется учить человеку, который пошел в автошколу, ибо много довольно таки сложных вещей.
Дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»
Последнее обновление: 10.06.2020
Комментариев нет
- Предупреждающие дорожные знаки
- Предупреждающие дорожные знаки 1.1-1.4.6
- Предупреждающие дорожные знаки 1.5-1.10
- Дорожные знаки 1.11.1-1.12.2 «Опасные повороты»
- Дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»
- Предупреждающие дорожные знаки 1.15-1.20
- Предупреждающие дорожные знаки 1.21-1.25
- Предупреждающие дорожные знаки 1.26-1.30
- Предупреждающие дорожные знаки 1.31-1.34.3
- Предупреждающий знак 1.35 «Участок перекрестка»
В этой части рассмотрим группу предупреждающих дорожных знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», приоритет на встречном разъезде в зоне действия знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», а также особенности движения на крутых спусках и крутых подъемах.
Дорожный знак 1.13 «Крутой спуск» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым уклоном. Величина уклона (спуска) указывается на знаке в процентах.
Дорожный знак 1.14 «Крутой подъем» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым подъемом. Величина подъема указывается на знаке в процентах.
Как различать знаки «Крутой спуск» и «Крутой подъем»? Если горка, изображенная на знаке, визуально слева направо спускается, значит перед вами крутой спуск. Если горка слева направо поднимается, тогда — крутой подъем. Число в процентах на знаке означает крутизну спуска или подъема. Это число образуется делением высоты уклона (выраженной в сантиметрах) на длину уклона (выраженную в метрах).
Непосредственно на дороге характер ее изменения визуально понятен, т.е. видно, что именно перед вами, спуск или подъем, и даже нетрудно определить его крутость.
Вне населённого пункта знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» устанавливаются на расстоянии 150-300 м, в населённом пункте — на расстоянии 50-100 метров до начала уклона дороги (спуска) или подъема, соответственно. Знаки могут быть установлены и на другом расстоянии, при этом с ними применяется табличка 8.1.1 «Расстояние до объекта».
В случае, если спуски и подъемы следуют друг за другом, знаки (без таблички 8.1.1) допускается устанавливать непосредственно перед началом спуска или подъема.
На картинке ниже видно, что в начале подъема стоит знак 1.14 «Крутой подъем» , а в конце подъема перед его вершиной установлен знак 1.13 «Крутой спуск». Это означает, что сразу по окончании подъема последует крутой спуск.
На затяжных крутых подъемах и спусках, а также на подъемах или спусках с ограниченной видимостью, к знакам 1.13 и 1.14 для информативности могут добавить табличку 8.2.1 «Зона действия».
Встречный разъезд на крутом спуске (крутом подъеме)
Природой так устроено, что если вы движетесь на подъем, то встречный поток машин будет двигаться под уклон, т.е. на спуск. Соответственно, если на вашем пути установлен знак «Крутой подъем», то у встречных машин установлен знак «Крутой спуск».
Когда встречный разъезд на крутом спуске (подъеме) по каким-то причинам затруднен, то уступить дорогу должен автомобиль, который движется на спуск (пункт 11.7 ПДД). Объясняется это тем, что тронуться с места в горку, на подъеме, после остановки значительно труднее, чем на спуске. К тому же, автомобиль еще может покатиться назад.
По этой причине преимущество на встречном разъезде на участках дорог, обозначенных знаками «Крутой спуск» и «Крутой подъем» отдано тем тс, которые движутся на подъем даже в том случае, если на их пути будет дорожное препятствие.
Движение на крутых спусках и подъемах
Во время движения на подъем целесообразно включить ту передачу, при которой автомобиль сможет преодолеть подъем без ее переключения. Переключение передач в процессе подъема почти всегда сопровождается потерей скорости.
В темное время суток, подъезжая к вершине подъема с дальним светом фар, есть смысл переключить свет с дальнего на ближний: станет лучше видно дорогу на ее переломе, и не будете слепить встречных водителей. Есть вероятность самому быть внезапно ослепленным светом встречных фар — необходимо к этому подготовиться: прищурить веки и не смотреть на встречные огни.
В конце подъема запрещен обгон (пункт 11.4 ПДД). Вблизи выпуклых переломов продольного профиля дороги, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 метров, запрещены разворот, движение задним ходом (пункты 8.11 и 8.12 ПДД) и остановка на проезжей части (пункт 12.4 ПДД).
Двигаться на спуск необходимо только на включенной передаче. Это позволит предотвратить неконтролируемый разгон автомобиля на уклоне дороги, и обеспечит возможность торможения двигателем. Длительное использование тормозных механизмов на спуске (посредством нажатия на педаль тормоза) может привести к их перегреву и отказу тормозов, с непредсказуемыми последствиями.
В условиях скользкой дороги на этих участках необходимо поддерживать постоянную (равномерную) скорость движения, избегая рывков в переключении передач и резких поворотов руля. Автомобиль остается управляемым, когда его колеса катятся, цепляясь за дорогу, а не скользят. Резкий поворот руля на скользкой дороге может привести к скольжению колес и потере управления.
То же самое правило относится к прохождению поворотов на крутых спусках и подъемах, причем, в любое время года, независимо от состояния дороги.
Полный список предупреждающих дорожных знаков находится в Приложении 1 ПДД.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.06.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
крутой спуск и крутой подъем
Описание страницы: дорожные знаки спусков и подъемов от профессионалов для людей.
Крутые спуски и подъемы встречаются на пути каждого автолюбителя, особенно в горной местности. Это зона повышенного риска и чтобы избежать неприятных ситуации, на этих участках устанавливаются предупреждающие знаки:
Знак 1.13 «Крутой спуск»
Дорожный знак крутого спуска. Говорит о том, что перед нами опасный спуск, будьте предельно внимательны. Помните, что при длительном движении вниз, эффективнее применять «торможение двигателем». Чем круче уклон, тем ниже должна быть передача.
Знак 1.14 «Крутой подъем»
Дорожный знак “Крутой подъем”, предусмотренный правилами дорожного движения, информирует, что скоро начнется движение в горку и нужно выбрать безопасную скорость и передачу для дальнейшего передвижения.
Описание
Как и большинство предупреждающих знаков,1.13 и 1.14 выполнены в виде треугольника с красным кантом. Эти знаки созданы для привлечения внимания водителей при помощи яркой раскраски и предупреждают о возможной опасности. На дорожных знаках, обозначающих спуск или подъем символически изображен наклон дороги с процентами.
Уклон рассчитывается как соотношение высоты подъема и пройденного расстояния, исходя из отрезка пути 100 метров. Обозначается простой дробью или в процентах – в геодезии; на дорожных знаках крутизна уклонов и подъемов указывается только в процентах.
Пример: перед нами знак «Крутой подъем» с обозначением 12%. Если иметь такую возможность и взглянуть на дорогу со стороны, мы увидим, что угол наклона в этом месте составляет примерно 12 градусов по отношению к горизонту. Проехав расстояние равное километру по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь или спуститесь на 120 метров.
В соответствии с предписанием пункта 11.4 свода правил дорожного движения, категорически запрещается выполнять обгон в конце подъема.
Пояснение
Часто водители не сразу понимают, какой перед ним знак: крутой спуск или подъем. Особенно, если уровень уклона небольшой или идет снег и видимость затруднена.
Чтобы быстро ориентироваться в ситуации, воспользуйтесь следующими нехитрыми советами:
1 Принцип чтения дорожных знаков ничем не отличается от чтения текста, то есть слева направо. Двигая глазами слева направо, вы легко поймете, что обозначает этот дорожный знак: движение вверх или вниз.
2 Ладонью левой руки визуально повторите наклон дороги, изображенный на знаке. Если пальцы смотрят вниз – это означает, что впереди крутой спуск, ну а если наоборот, едем в горку.
Зона действия
Главная задача группы предупредительных знаков – сигнализировать о возможных непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть на данном отрезке пути. Поэтому, логично размещать их на некотором расстоянии до опасного участка, чтобы водитель смог сконцентрироваться и продумать свои дальнейшие действия.
Исходя из этого, знаки 1.13 и 1.14, как и большинство других, ставят за 50-100 метров до начала крутого спуска или подъема в черте населенных пунктов и за 150-300 метров за городом.
Дорожные знаки могут сочетаться с информационными табличками:
8.1.1 с обозначением, сколько метров осталось до опасного участка дороги;
8.2.1 с информацией о том, сколько метров будет длиться опасный отрезок дорожного полотна.
В ситуации, когда после крутого спуска дорога сразу пошла на подъем, знак 1.14 будет стоять непосредственно у самого начала подъема.
Комментарии
В случае, если разъезд транспортных средств происходит в местах, где действуют знаки 1.13 и 1.14, стоит помнить, что преимущество в движении имеет тот, кто движется на подъем. Это правило регламентирует пункт 11.7 ПДД.
Представьте ситуацию, вы водитель автомобиля и двигаетесь по крутому спуску. Впереди наблюдается препятствие в виде обвала, которое полностью преграждает дорогу встречному автомобилю, движущемуся на подъем. От ваших грамотных действий зависит благоприятный исход этой ситуации. Согласно трактовке пункта правил 11.7 ПДД, вы должны предоставить приоритетное право проезда автомобилю, который двигается в гору, несмотря на то, что препятствие расположено на его полосе.
Такое преимущество установлено по причине того, что остановиться на подъеме, а затем тронуться в горку гораздо сложнее, чем выполнить те же самые действия при спуске: возможен откат автомобиля назад или остановка двигателя.
Препятствие – это неподвижная преграда, возникшая на пути и затрудняющая дальнейшее движение по данной полосе проезжей части. Это может быть неисправный автомобиль, повреждение дороги, посторонние предметы и многое другое. Пробка не является препятствием.
Исключения
Обратите внимание, что требование рассматриваемого нами пункта 11.7 распространяется на ситуации, когда в местах затрудненного встречного разъезда, отсутствуют следующие знаки приоритета:
2.6 “Преимущество встречного движения”;
2.7 “Преимущество перед встречным движением”.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При наличии этих знаков водители обязаны подчиняться их требованиям.
Штрафы
Несоблюдение требований дорожных знаков влечет за собой наказание в виде административного взыскания. С подробной таблицей штрафов и пояснений можно ознакомиться на сайте ГИБДД.
12.15 ч.1 Нарушение правил встречного разъезда влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
12.15 ч.1 Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда влечет за собой штраф 1500 рублей.
12.14 ч.3 Невыполнение требования ПДД и игнорирование правила уступи дорогу транспортному средству, пользующемуся правом приоритета, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 действующих правил – предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»
В этой части рассмотрим группу предупреждающих дорожных знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», приоритет на встречном разъезде в зоне действия знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», а также особенности движения на крутых спусках и крутых подъемах.
Дорожный знак 1.13 «Крутой спуск» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым уклоном. Величина уклона (спуска) указывается на знаке в процентах.
Дорожный знак 1.14 «Крутой подъем» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым подъемом. Величина подъема указывается на знаке в процентах.
Как различать знаки «Крутой спуск» и «Крутой подъем»? Если горка, изображенная на знаке, визуально слева направо спускается, значит перед вами крутой спуск. Если горка слева направо поднимается, тогда — крутой подъем. Число в процентах на знаке означает крутизну спуска или подъема. Это число образуется делением высоты уклона (выраженной в сантиметрах) на длину уклона (выраженную в метрах).
Непосредственно на дороге характер ее изменения визуально понятен, т.е. видно, что именно перед вами, спуск или подъем, и даже нетрудно определить его крутость.
Вне населённого пункта знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» устанавливаются на расстоянии 150-300 м, в населённом пункте — на расстоянии 50-100 метров до начала уклона дороги (спуска) или подъема, соответственно. Знаки могут быть установлены и на другом расстоянии, при этом с ними применяется табличка 8.1.1 «Расстояние до объекта».
В случае, если спуски и подъемы следуют друг за другом, знаки (без таблички 8.1.1) допускается устанавливать непосредственно перед началом спуска или подъема.
На картинке ниже видно, что в начале подъема стоит знак 1.14 «Крутой подъем» , а в конце подъема перед его вершиной установлен знак 1.13 «Крутой спуск». Это означает, что сразу по окончании подъема последует крутой спуск.
На затяжных крутых подъемах и спусках, а также на подъемах или спусках с ограниченной видимостью, к знакам 1.13 и 1.14 для информативности могут добавить табличку 8.2.1 «Зона действия».
Встречный разъезд на крутом спуске (крутом подъеме)
Природой так устроено, что если вы движетесь на подъем, то встречный поток машин будет двигаться под уклон, т.е. на спуск. Соответственно, если на вашем пути установлен знак «Крутой подъем», то у встречных машин установлен знак «Крутой спуск».
Когда встречный разъезд на крутом спуске (подъеме) по каким-то причинам затруднен, то уступить дорогу должен автомобиль, который движется на спуск (пункт 11.7 ПДД). Объясняется это тем, что тронуться с места в горку, на подъеме, после остановки значительно труднее, чем на спуске. К тому же, автомобиль еще может покатиться назад.
По этой причине преимущество на встречном разъезде на участках дорог, обозначенных знаками «Крутой спуск» и «Крутой подъем» отдано тем тс, которые движутся на подъем даже в том случае, если на их пути будет дорожное препятствие.
Движение на крутых спусках и подъемах
Во время движения на подъем целесообразно включить ту передачу, при которой автомобиль сможет преодолеть подъем без ее переключения. Переключение передач в процессе подъема почти всегда сопровождается потерей скорости.
В темное время суток, подъезжая к вершине подъема с дальним светом фар, есть смысл переключить свет с дальнего на ближний: станет лучше видно дорогу на ее переломе, и не будете слепить встречных водителей. Есть вероятность самому быть внезапно ослепленным светом встречных фар — необходимо к этому подготовиться: прищурить веки и не смотреть на встречные огни.
В конце подъема запрещен обгон (пункт 11.4 ПДД). Вблизи выпуклых переломов продольного профиля дороги, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 метров, запрещены разворот, движение задним ходом (пункты 8.11 и 8.12 ПДД) и остановка на проезжей части (пункт 12.4 ПДД).
Двигаться на спуск необходимо только на включенной передаче. Это позволит предотвратить неконтролируемый разгон автомобиля на уклоне дороги, и обеспечит возможность торможения двигателем. Длительное использование тормозных механизмов на спуске (посредством нажатия на педаль тормоза) может привести к их перегреву и отказу тормозов, с непредсказуемыми последствиями.
В условиях скользкой дороги на этих участках необходимо поддерживать постоянную (равномерную) скорость движения, избегая рывков в переключении передач и резких поворотов руля. Автомобиль остается управляемым, когда его колеса катятся, цепляясь за дорогу, а не скользят. Резкий поворот руля на скользкой дороге может привести к скольжению колес и потере управления.
То же самое правило относится к прохождению поворотов на крутых спусках и подъемах, причем, в любое время года, независимо от состояния дороги.
Полный список предупреждающих дорожных знаков находится в Приложении 1 ПДД.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.06.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.