Табуретка, Колюня, Селедка и другие народные прозвища иномарок

Самые оригинальные народные прозвища отечественных автомобилей: От «Каблука» до «Бешеной табуретки»

Каждый автомобиль имеет свое официальное название. Однако, очень часто бывает так, что к машине прилипает со временем еще одно, а то и несколько новых имен. Эти имена приходят из народа, от самих автомобилистов, которые уж точно знают, как правильно назвать автомобиль, чтобы одним словом передавалась вся суть машины. В это обзоре рассказ про 10 авто, названия которым дали советские водители.

Иж-2715 по прозвищу «Каблук»

Автомобиль «Москвич» с ижевского завода. Кстати, именно в Ижевске собирали коммерческие модели 408 и 412 «Москвичей». Что же касается автомобиля Иж-2715, то он носил много имен, в том числе «Пирожок», «Чебурашка», «Маргарин» и даже «Маскарад». Еще одним названием было «Коробочка на пятерке», однако его впоследствии почти забыли.

Иж-2126 по прозвищу «Орбита»

Самостоятельный автомобиль ижевского завода, который был разработан и выпущен в производство, без использования технологий АЗЛК. Машину спустили с конвейера в 1990 году. В народе автомобиль быстро получил название на новый лад – «Орбита».

Газ-24 по прозвищу «Членовоз»

Знаменитая машина, буквально вторая «Волга»! Автомобиль получил кучу самых разных названий, в числе которых были: «Кирпич», «Танк»», «Ландо», «Баржа» и «Шаланда». Последние названия машина, к слову, получила за мягкость езды, так как буквально пыла по трассе, но вместе с тем сильно кренилась и наклонялась на поворотах. Впрочем, поздняя реинкарнация машины – ГАЗ-3110 и вовсе получила незавидное прозвище «Тяни-толкай».

КАМАЗ по прозвищу «Татарин»

Делают эти чудесные автомобили на Камском автомобильном заводе, от чего и название. Значительная часть этих грузовиков повышенной проходимости выпускалась для нужд советской армии. Первую партию авто выпустили в январе 1981 года. Имя «Татарин» же прилипло потому, что завод находится в городе Набережные Челны, а это один из крупнейших городов Татарстана.

ВАЗ-2106 по прозвищу «Шестерка»

Не трудно догадаться, что чаще всего названия ВАЗов происходили от номера модели. Встречаются и весьма занятные прозвища, завязанные на тему числительных. Например, модель 2106 также называли «Шаха», «Шакал», «Шахтер», «Шайтан».

ВАЗ-1111 Ока по прозвищу «Кабина от КАМАЗа»

Рекордсмен по числу забавных прозвищ среди ВАЗовских автомобилей. Как его только не называли. Здесь у нас такие имена, как: «Окурок», «Окунь», «Бешеная табуретка», «Капсула смерти», «Креветка», «Коробочка», «Скворечник», «Выкидыш», «Сумка на колесах», «Брелок от БелАза», а также самое популярное – «20 минут позора и вы на даче». Сразу видна народная любовь и признание! Выпускалась машина с 1987 года.

ВАЗ-2110 по прозвищу «Червонец»

Не советский автомобиль, но, тем не менее, заслуживающий внимания. Почти также сильно в народе любили и эту модель автомобиля ВАЗ. Названия были разные. Начать стоит с нейтральных: «Чирик», «Червонец», «Матрешка». Были также и менее приятные названия: «Обмылок» и «Беременная антилопа». Забавно, что эти же прозвища (пускай и с некоторыми модификациями) унаследовал потомок автомобиля – ВАЗ-2111, который также прозвали «Скользким кирпичом».

ЗАЗ-968 по прозвищу «Запор»

Советский автомобиль малого класса первой группы. Выпускался на Запорожском автомобильном заводе с 1971 по 1994 год. Звали машину уж совсем по-разному. Было обидное название «Запор», а вместе с ним ласковые «Кругленький» и «Чебурашка». Каждая модель «Запорожца» получала свою название, например ЗАЗ-965 прозвали «Горбатый», ЗАЗ-966 – «Ушастый», а ЗАЗ-968 – «Мыльница».

ЛУАЗ-969 по прозвищу «Луноход»

Необычное название автомобиль получил за свой необычный дизайн и повышенную проходимость. Выпускалась модель с 1966 года. В народе автомобиль также окрестили, как «Волыняшка», «Волынка», «Боевая машина Волыни», «Фантомас», «Цыпленок» и «Еврейский броневик».

РАФ-22038 по прозвищу «Рафик»

Советский микроавтобус, который выпускался с 1976 года, аж по 1997 год. Широко использовался в качестве служебного транспорта. Вытеснить «Рафика» с рынка смогли только пришедшие много позже «Газели».

Как называют в России автомобили европейских и американских марок

Финальная часть исследования феномена народного автомобильного нейминга, и сегодня мы добрались до марок из Старого и Нового света. Имидж? Лояльность клиентов? Качество, надёжность, стиль? Всё это у них есть, но и кликухи, пожалуй, самые яркие.

Читайте также:
Чем отличается внедорожник от кроссовера и паркетника?

Традиция давать прозвища автомобилям «большой немецкой тройки» берёт своё начало в конце 1980-х или начале 1990-х, когда в СССР появились первые массово ввезённые гражданами иномарки. Именно тогда автомобили бренда Ауди стали называть «Аудюха» и «Авдотья», немного позже появились «Яйца», «Четыре кольца» и «Властелин колец». Audi 80 поколения 1988-1992 гг. называли точно так же, как Toyota Corona 1993 года – «Бочка». Audi 100 из конца 1980-х – это «Сигара» и «Селёдка».

Audi A6 нарекли, конечно же, «Шохой» (как ВАЗ-2106), а ныне иногда называют «Ажесть». Флагманский седан конца восьмидесятых V8 звали «ФАУ», а её преемница A8 стала «Авоськой». Расширялся модельный ряд «ингольштадтцев» – и русская народная фантазия врубалась вновь: спорткар Audi TT стал «Титькой» (что довольно метко, согласитесь), а кроссовер Q7 – «Кукушкой».

У «баварцев» тоже есть довольно старые прозвища – начать хотя бы с того, что собственно BMW всегда была «Бэхой», «Бэхычем» и «Бомбой», а вот «Бумером» седаны этой марки стали называть только в первой половине «нулевых», после выхода одноимённого фильма. Задолго до этого баварские «семёрки», «пятёрки» а порою и «тройки» звали «Акулами» — за характерно скошенный сверху вниз профиль передка.

Когда появился среднеразмерный кроссовер X3, то придумывать ему прозвище в общем-то и не требовалось – оно красовалось на крышке багажника, без обиняков читаемое российскими шутниками как «ХЭ-ЗЭ». Внимания не избежали даже некоторые шедевры мотоциклетного отделения BMW Motorrad: эндуро BMW R1200 GS в России стал «Гусём» — в ёмком прозвище одновременно обыгрываются буквы индекса и характерная форма переднего крыла.

Первый бренд из США, который мы сегодня вспоминаем. Популярных прозвищ у этих автомобилей не так уж много, и хотя сама марка относится к «живым классикам» автопрома, в России она не суперпопулярна. За исключением, пожалуй, ретро-универсала PT Cruiser – его у нас «Петей» кличут. Ну а факт того, что английские буквосочетания в названии бренда российскими глазами и ушами воспринимаются с некоторым трудом, привел к тому, что звучание слова стали модифицировать – так Крайслер стал «Чрислером», «Христлером» и «Схрустлером». Как угодно, только не “Крайсрер”. Еще история знает пример, когда малограмотный, но изобретательный сотрудник отделения ГИБДД нарек автомобиль в свидетельстве о регистрации именем «Шруслер». Не удивимся, если в ближайшее время он станет, наконец, и «Хастлером». А вообще вы сами легко можете дописать сюда ещё несколько буквенных наборов.

Французскую тему в нашей сегодняшней программе открывает Ситроен – он же «Цитроен», «Цитрамон», «Ситро», «Цитрон» и «Цитрус». Хэтч C2 России называли «Обрубок» — и правильно, а то наделают алюминиевых панелей, и давай экспериментировать с формой кузова. Модели С3 тоже досталось за внешность – она у нас «Колобок». А С5 первого поколения – «Рыба». Ох уж эти французские дизайнеры.

В предыдущей главе мы вспоминали корейскую Daewoo, которая некогда была частью американского бренда Chevrolet, и поэтому модель Lanos продавалась в мире и как Дэу, и как Шевроле. Соответственно, и клички у Chevrolet Lanos те же, что и у корейской сестры: «Ланька» и, к сожалению, «Анус» с «Поносом». Модели Lacetti повезло немного больше – она всего лишь «Лача». Aveo – «Авейка» и «Овечка» с «Овцой». Ну а про Niva даже и рассказывать ничего не надо – она, конечно же «Шнива».

FORD
Ford – это просто Форд. Слишком уж давно длиться знакомство России с этим американским брендом, чтобы марке можно было давать какие-то прозвища. Но вот легковые модели – это совсем другое дело. Началось всё неизвестно когда, но нам понятно, что были Тарас (Taurus) – который, кстати, вообще-то не Таурус, а Торос и Вика (Crown Victoria) – а потом понеслось: «Жабомордый» (Ford Scorpio, 1994), «Моня» и «Мондюк» (Mondeo), «Фьюжик», «Фузя» и «Заяц» (Fusion)… Остановить безумие смог только Focus, у которого официальное название было столь метким, что оказалось очень устойчивым ко всяческим искажениям.

Ещё один бренд, который с нашей страной много что связывает, на сей раз итальянский. Несмотря на давнюю российскую историю, прозвища у «итальянцев в России» стали появляться относительно недавно – не в эпоху «Жигулей», а после прихода Фиата на отечественный авторынок со своей собственной продукцией: теперь у нас есть Альбина (Albea), Линейка (Linea) и Фунтик (Punto), причем прозвище последнего – такое же, как у тойотовской Funcargo, о которой мы говорили в одном из прошлых выпусков.

Читайте также:
Зачем нужны черные точки по краям стекла автомобиля

С этим американским брендом – к сожалению, безвременно почившим в бозе – всё довольно просто: все модели (их не так много), как правило, именуются в России «танками», но иногда есть некоторые дополнения, описывающие ту или иную модель. Так, ортодоксальный Hummer H1 – это «Янки-танк», а Hummer H3 – «Мини-танк». Увы, из всех «танков» ныне по спецзаказу выпускается только тот самый армейский HMMWV («Хамви»), который когда-то стал моделью H1 и с которого всё началось. Но гражданским лицам танк теперь не купить…

Близкий родственник упомянутого выше «Схрустлера», зовущийся в наших краях «Жипом», тоже начал обрастать характерными эпитетами довольно давно. Наши читатели, которым уже «нормально за 30», хорошо помнят «Широкого» (Cherokee), его кореша «Большого Широкого» (Grand Cherokee) и анекдот про двух кавказцев: «Брат, я себе Жип купил!» — «Вах, брат, какой Жип, Широкий?» — «Та не, обычный, узкий…». Но всё это немного меркнет, если напомнить вам, как звали Jeep Wrangler: «Семейный сарай» и «Дедушкин шкаф».

Мерседесы любят какой-то особенной любовью. Судите сами, Mercedes – он и «Мерс», и «Мерин», и даже «Кабан». Знаменитый E-class 1995-2002 годов выпуска с четырьмя овальными фарами получил заслуженные титулы «Глазастый», «Лупатый», «Пучеглазый» и «Пучик». G-Class (Gelandewagen) – это «Гелик», «Геланд», «Кирпич», «Бешеный Кирпич», «Кубик» (как Nissan Cube), «Малевич», «Холодильник», а если версия от Brabus, то «Барбарис». Чувствуете, как снова повеяло девяностыми?

Флагманский S-class в топовом исполнении с шестилитровым V12 – это «Шестисотый», и если вы этого не знали, то он уже за вами выехал. А если иметь ввиду серию W140 (так называемый «сто сороковой кузов»), то S-class – это ещё и «Рубль-сорок». Его младший брат, бизнес-седан Mercedes-Benz W124 – соответственно «Рубль-двадцать четыре». Позднее в эту компанию добавились «Витёк» (Vito), «Емеля» (ML) и ещё одна, после Toyota Сelica, «Целка» — CLK.

В Германии про Opel шутят, что «каждый автомобиль со временем становится Опелем». В России это не совсем так – у нас вообще любая иномарка любого возраста это ИНОМАРКА, а уж немецкая и подавно – но поржать над Опелем любят и тут. У этой марки тоже давнишний «роман» с нашей страной (из довоенного «Кадета» вырос первый «Москвич»), и издавна Opel зовётся у нас «Орлом», а также, простите, «Жопелем», ну а если это Kadett E (1984 — 1993), то он к тому же ещё и «Дутый». А если Astra – то вообще «Кастрат». Ну и завершая уже сию феерию, вспомним баян по теме: «На глухой лесной дороге обогнали Chevrolet. Присмотрелись – это ж Опель, только он кабриолет!».

Всё-таки французы стоят особняком – им с прозвищами в нашей стране просто дико везёт. Причем как с их количеством, так и с качеством. Ведь Peugeot – это не только «Пыж», «Пыжик» и «Пеугеот», но и «Пижон» и даже «Пивживот». Кроме того, тут необходимо выделить «Букашку», «Лолиту» (Peugeot 206) и «Бегемотика» (Peugeot 307).

В продолжение французской темы – прозвища автомобилей Renault: Головастик (Symbol), Колюня (Koleos), Лохань, Поган, Чемодан (Logan), Клюшка (Renault Clio), и Волосатис (Vel Satis). Что называется, без комментариев.

Рассказ хотя бы об одной марке нужно сегодня закончить чем-нибудь приличным, поэтому в начале скажем, что все автомобили Porsche имеют прозвища «Паршивец» и, уж простите, «Залупоглазка», а вот модель Cayenne – вполне нейтральное «Саян».

Ещё одна автомобильная марка, которой больше с нами нет — нынешние электроэксперименты, в которых даже названия бренда не осталось, не в счёт. Как бы то ни было, а история была славная, и автомобили – выдающиеся. Может быть, именно в силу того, что эти тачки были столь прекрасны и необычны, никакие особенные прозвища к ним и не клеились, кроме одного: все Саабы изредка называют «Собаками». Жаль, что теперь оставшиеся машины постепенно будут переходить в разряд раритетов – или же на свалку. Старый пёс мой, так сказать, давно издох.

Читайте также:
Зачем некоторые водители клеят себе на стекло «восклицательный знак»

Вместе со «шведами» в нашу пёструю компанию затесались даже «испанцы» — которые, впрочем, уже давно обрели немецкого хозяина. Скажем прямо, Сеату досталось совсем немного русской народной любви. Саму марку иногда называют «Серый», а модель Толедо – «Толик».

Примерно та же ситуация и со Шкодой, у неё в активе всего несколько прозвищ, и большинство принадлежит уже покинувшей конвейер в Квасинах модели – Skoda Felicia фигурирует в российском фольклоре как Филя, Филька, Филыч и Филимон. А вот Skoda Fabia удостоилась только одного – когда-то она была «Грустным осликом», но надо признать, что, сменив пару поколений, быть им совершенно перестала.

Окей, возвращаемся Швецию, и центрифугу креатива разматывает по новой. Volvo – это «Валя» или «Валюша», но иногда и «Вовка». Volvo 240 – это «Чемодан», а если кузов не седан, а универсал, то «Кирпич» (как Gelandewagen и LC Prado). Volvo 340, 343, 345 и 360 – это Окурок, как Acura, но тут дело уже не в созвучии, а в форме задней части кузова. Volvo 440 и 460 – «Рогатка». Ну а огромный даже по нынешним временам универсал Volvo 940 – «Авианосец».

Вот, собственно и всё. Безусловно, мы вспомнили и отыскали на просторах Интернета далеко не все прозвища, но хочется верить, что значительную часть. Впрочем, на законченный труд это всё равно никогда не потянет, ведь фантазия людей, как и их любовь к автомобилям, поистине бесконечна. В добавок можно подытожить что в России проживает довольно много креативных и творческих людей, которые довольно оперативно адаптируют оригинальные названия автомобилей “на свой манер”. Хорошо это или плохо, обидно, оскорбительно или нет, — решать Вам.

Автосленг – народные названия автомобилей

ВАЗ 2101 Копейка
ВАЗ 2105 Пятачок
ВАЗ 2106 Шаха
ВАЗ 2109 Зубила
ГАЗ Волга Баржа
ИЖ 27175 Каблук
ИЖ Орбита Орбит
Ока Окунь
УАЗ Хантер (3151) Козел
Audi 80 Бочка
Audi 100 Сигара, Селедка
Audi A8 Авоська
Audi TT Титька
BMW 3-й серии Трешка
BMW X3 Х. З.
Chery Amulet Омлет
Chery Tiggo Тигр
Chevrolet Aveo Овечка
Chevrolet Lanos Ланька
Chevrolet Niva Шнива
Citroen C4 Цитрамон
Chrysler PT Cruiser Петя
Daewoo Nexia Ксюха, Нюшка
Ford Fusion Фьюжик, Фузя
Ford Mondeo Моня
Ford Taurus Тарас
Honda Civic Сивка
Honda CR-V Сервант
Honda Jazz/Fit Хомяк
Honda HR-V Хрюшка, Хорек
Hyundai Getz Геша
Hyundai Matrix Матрас, Матрешка
Hyundai Terracan Таракан
Hyundai Tucson Тушкан
Jeep Cherokee Широкий
Jeep Grand Cherokee Большой Широкий
Infiniti FX Финик
Kia Ceed Сидор
Kia Rio Кира
Land Rover Discovery Диско
Land Rover Freelander Фрил
Mazda 3 Матреха
Mazda 6 Машка
Mazda Demio Демка
Mazda Premacy Примус
Mazda RX-8 Рыкса
Mitsubishi Grandis Граня
Mitsubishi Pajero Поджарый
Mercedes-Benz CLK Целка
Mercedes-Benz G Кирпич
Mercedes-Benz ML Емеля
Nissan Almera Алька
Nissan Cefiro Кефир
Nissan Maxima Максимыч
Nissan Micra Микроб
Nissan Murano Мураш
Nissan Note Енот
Nissan Qashqai Кошка
Nissan Pathfinder Пафик
Nissan Patrol Петруха
Nissan Teana Танька
Nissan X-Trail Хитрила
Renault Clio Клюшка
Renault Koleos Колюня
Renault Vel Satis Волосатис
SsangYong Musso Муся
SsangYong Rexton Рекс
Suzuki Baleno Полено
Suzuki Jimny Джимник
Suzuki SX4 Секс
Toyota Avensis Авик
Toyota Funcargo Фунтик
Toyota Land Cruiser Кукурузер, Крузак
Toyota Mark II Маркуша, Марковник
Toyota RAV4 Рафик
Toyota Vitz Вжик
Volkswagen Bora Борис
Volkswagen Scirocco Сырок
Volkswagen Tiguan Тига
Volkswagen Touareg Табуретка
Volkswagen Sharan Шарик
ЗАЗ Sens Сеня
ВАЗ – ТАЗ, Ведролёты
Volkswagen Touareg – Биотуарег
Porsche – Запорш
ВАЗ-2110 – Беременная антилопа
Запорожец – Жопер, Запор
ВАЗ-2108/2109/21099 – Зубило
Волга – Баржа
Ауди 100 С3/44 – Сигара
Toyota Corolla Ceres/Sprinter Marino – Камбала
BMW – Бэха, Бумер, Бомба
Mercedes-Benz – Мерин, Кабан (600-й)
Lexus – Лохус, Лёхус, Лёха
Toyota Land Cruiser 100 – Лаптёжник, Сотка
КрАЗ-256 и 260 – Лаптёжник
Chevrolet Niva – Шива, Шнива, Шилонива
Chevrolet Lanos – Анус
Cadillac – Кэдди
Volkswagen – Волк Ваня (Это друг ещё в школе придумал)
Acura – Окурок
Opel – Орёл, Жопель
Универсалы Volvo (особенно старые) – Чемодан
ВАЗ-2106 – Шахид-такси
Kia Cerato – Друг Сиротой её называет
Nissan Micra – Микроб
Ока – Бешеная табуретка, выкидыш КамАЗа, Зародыш джипа, брелок КамАЗа, Окушерция
Икарус 280 – Баян, Гармошка
Peugeot – Пыжик
Toyota Land Cruiser – КУЗЯ
Chery Amulet – Муля
Все модели Chery – Чири
Автомобили Scania – Скамейки
ЗАЗ-965 – Горбатый
ЗАЗ-966 и 968А – Ушастый
ЗАЗ-968М – Безухий
Микроавтобусы и фургоны УАЗ – Буханка
Грузовички УАЗ – Головастики
Санитарные автомобили – Таблетки
ГАЗ-66 – Шишига
ЗиЛ-157 – Захар
Автобусы ремзаводов – Барбухайки
Volkswagen Touareg – Творог
Chery QQ – Кукушка, хотя можно ещё и Какашка
Nissan Qashqai – Какашкай, Качкай, Кошак
Mitsubishi Pajero – Поджарый
Honda Civic – Сивка
Subaru Foresrter – Форик
УАЗ 460/3151/ГАЗ-69 – Козёл, Козлик
Hummer – Хомяк
Mercedes-Benz- Мурзик
Mazda 6 – Ма6ка (Машка)
Toyota Celica – Силикон
Жигули – Жиголо
Jeep Cherokee – Широкий
Jeep Grand Cherokee – Большой широкий
SsangYong Musso – Муська
Suzuki Baleno – Полено
Чайка, лимузины ЗиЛ и ЗиМ – Членовозы
Запорожец – Мыльница
Иж-2715 – Пирожок, Каблук
ВАЗ-2108/2109/21099 – Зубило
Audi – Утконос
Citroen 2CV – Гадкий утёнок
Land Rover Range Rover – Фермер во фраке
Ford T – Жестянка Лиззи
Toyota Yaris/Vitz – Муха
Honda HR-V – Хрюшка
Honda Fit/Jazz – Хомяк
Daewoo Matiz – Тапочек, Вжик, Козявочка, Мышонок
Honda Capa – Холодильник
Старые раздолбанные автомобили – Рыдваны
Renault Vel Satis – Волосатис
Старые BMW 1970-х-1980-х – Акула
Volkswagen Phaeton – Понтон
Москвич-2141 – Утюг
Chevrolet Lacetti – Спагетти
ГАИшники называют свои служебные авто Дроческопами
SAAB – Сабак
Ford Mondeo – Мондюк, Моня
Hyundai Accent – Ацетон
Volkswagen Passat – Владимир Вольфович пошёл пассат*
Hyundai Getz – Геша
Chevrolet Aveo – Овечка
Suzuki Escudo – Паскуда
ЗАЗ Славута – Сволота
Toyota Mark II – Морковка, Маяк, Мрак-2
Hyundai Tucson – Тушкан
Mazda Premacy – Примус
Toyota Prius – тоже Примус
КамАЗ – Чумаз
Nissan Cefiro – Кефир
Audi A8 – Авоська

Читайте также:
Самые популярные в России классы автомобилей

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

“Кабан”, “селедка”, “чемодан” – как и почему называли иномарки 90-х

Мы забыли великое искусство давать автомобилям меткие прозвища! Сегодня фантазии максимум хватает на производные имена от названия брендов: “мерин”, “бэха”, “ведровер”, “пыжик”. В 90-е годы же годы креатива и юмора в кличках знаковых автомобилей эпохи было значительно больше.


W140 это звучит, выглядит и едет гордо. А стоит так еще больше

Взять, например, знаменитый Mercedes-Benz S-класса в самом неоднозначном кузове W140. За машиной успел закрепиться целый набор прозвищ. Уважительные “шестисотый” и “стосоракет” (от цифры 140 и слова “ракета”). Было и насмешливое “рупь-сорок”.

За массивные габаритные размеры его называли “слоном”, но, пожалуй, самое удачное из прозвищ – “кабан”. Это животное, как известно,крупное, свирепое, быстрое (кроме шуток – по пересеченной местности кабаны разгоняются до 40 км/ч, то есть вдвое быстрее человека), а до кучи еще и наглое. Получается собирательный портрет типичного владельца W140 эпохи накопления первоначального капитала.


BMW 5-й серии в кузове E28 одно время был мечтой каждого начинающего бандита. Не в красном цвете, конечно

Специфический братково-пацанский аромат сопутствует автомобилям BMW ничуть не в меньшей степени, нежели “мерседесам”. При этом ярких прозвищ у баварских моделей немного. Все они вошли в русский фольклор под обобщенным определением “бумер”. Исключение сделали лишь для старой “пятерки” в кузове Е28. За характерный наклон решетки радиатора, напоминающий пасть морского хищника, этот седан прозвали “акулой”. Хотя впоследствии “акулами” стали называть и “трешку” в кузове Е30.


Сколько таких вот “бочек” ака Audi 80 (B3) в свое время закатили в страну из Польщи и Прибалтики – уму непостижимо!

Второе имя Audi 80/90 в кузове B3 получила из чисто дизайнерских соображений. Присмотритесь – характерный изгиб дверей, сужающаяся с боков крыша, общие скругленные, плавные линии и обводы. Мысленно убери колеса и “восьмидесятка” действительно превращается в бочку.


Длинная, серая и серьезная Audi 100 (C3). Настоящая селедка, только что вытащенная из моря

Читайте также:
5 причин, почему водители все равно могут попасть в аварию, даже если соблюдают все правила

Старшая сестренка “восьмидесятки” – Audi 100 в кузове С3 выполнена в том же биодизайнерском стиле. Вот только удлиненный капот, большие свесы и достаточно высокий клиренс наделили машину совершенно другим набором пропорций. Это уже была не “бочка”, а нечто длинное, плоское и слегка жалостливое на вид. Неизвестно кто первым назвал кузов С3 “селедкой”, но с образным мышлением у него все было просто зашибись.


Зачем говорить классический трехобъемный седан, когда можно просто сказать Volvo 240?!

Трехобъемный кузов с ярко выраженным капотом и отдельным багажником принято называть классическим седаном. В таком случае четырехдверные Volvo 200-й и 700-й серии стали классикой классических седанов. В строгих линиях шведского дизайна было минимум украшательств и максимум “квадратиш-практиш” пользы. “Чемодан”? Конечно! Лучше, пожалуй, и не скажешь.


Jeep Grand Cherokee ZJ отличается не столько повышенной широтой, сколько увеличенным пафосом

С одной стороны, прозвище Jeep Cherokee напрямую связано с вариантом прочтения его имени. Причем, с обязательным кавказским прононсом – “жып-шырокий”. Но все равно получилось смешно, хотя никакой особой широтой ни “чирок”, ни его старший брат Grand Cherokee не выделялся. Но если прозвище автомобиля попадает в золотой фонд народного фольклора: от анекдотов до тостов, значит попадание стопроцентное.

Автоклички – сленговые названия автомобилей

За это время коллекция значительно расширилась. Впрочем, я так подозреваю, что и на сегодняшний момент, она далеко не полная. Я сознательно не включаю в этот автословарь общеупотребимые кликухи для общих автомобильных понятий, имеющих отношение, например, к салону (полный фарш, дрова, свинина, евровагонка и т.п.) или к общеупотребимым названиям всех видов малотражек (позотёрки, шуршалки), пикапов и универсалов (катафалк и сарай соответственно)… и так далее…

В данном случае меня интересуют только альтернативные названия моделей и марок автомобилей, которыми точно награждают изделия автопрома их владельцы, продавцы или пешеходы. В одном случае, кличка образуется как вариант прочтения англоязычного оригинального названия в кириллице, во втором — по созвучию, в третьем — благодаря отличительным особенностям самого автомобиля, но, в любом из случаев, всё это довольно интересно.

Как и раньше, предлагаю всем желающим дополнять и расширять этот словарик в комментариях.

AUDI – АУДИ
Все – Недоолимпиец, Авдотья, Авдя, Властелин колец, Яйца

Audi 80 – Бочка, Селедка
Audi 100 – Сотка, Сигара, Селедка, Бочка
Audi A6 – Мыльница, Шоха
Audi A8 – Авоська
Audi Q7 – Кузя
Audi TT – Титька
Audi AllRoad – Урод

BMW – БМВ
Все – Бумер, Бимер, Бомба, Бэха, Рулез, Вентилятор, Баварец, ХХХ, Боевая Машина Вымогателя

BMW 5XX (E28) – Акула
BMW M3 – Эмка, Матрёшка
BMW X5 – ХэПять
BMW X3 – ХэЗэ
BMW 1XX – Копейка, Бейсболка
BMW 3XX – Трёшка, Трёха
BMW 5XX – Пятерка
BMW 7XX – Семерка

MERCEDES – МЕРСЕДЕС
Все – Мерин, Пони, Лошадь, Мерзковоз, Мерзюк, Мерендос, Очкарик (E), Морда, Панорамик, Генацвале (G)

124 купе – Волчок
129 – Жаба
140 – Стосорокет, Рубль сорок, Слон, Канцлер Колль, Чемодан
210 – Лупатый, Глазастый, Очкастый, Очкарик
G500 – Малевич, Гелик, Кирпич, Гелер, Киоск, Ларек, Квадрателло
CLK – Целка
ML – Емеля, Малевич
Brabus – Барбос

VOLKSWAGEN – ФОЛЬКСВАГЕН
Все – Фольц, Корчваген

VW TUAREG – Табурет, Чурек, Турик, Тугрик, Тугеро, Творог
VW BEETLE – Жук
VW GOLF – Носок, Гога, Пончик
VW BORA – Боря
VW SCIROCCO – Сырок
VW SHARAN – Шарик

Читайте также:
Самые популярные электромобили в России

HONDA – ХОНДА

Honda CR-V – CD-RW (СиДи и Рви), Сервант, Стерва, Хром-Ванадий
Honda Civic – Сивка, Сивка-Бурка
Honda Civic Ferio – Фэйри
Honda Type-R – Тыр-Пыр, Тупер
Honda ODISSEY – Одесса
Honda PRELUDE – Приблуда, Прелка
Honda CAPA – Сара
Honda JAZZ – Хомяк
Honda HR-V – Хрюн, Хрюшка
Honda BALLADA – Балда
Honda ASCOT – Скотина

TOYOTA – ТОЙОТА

Toyota CROWN (93) – Батон, Сугроб
Toyota CORONA – Бутылка, Бочка
Toyota CORONA (170 кузов) – Зубатка
Toyota CAMRY – Ванна, Камрюша, Кирюша
Toyota COROLLA – Корова
Toyota COROLLA (100 кузов) – Сотка, Короста
Toyota COROLLA Levin – Ленин
Toyota COROLLA Ceres – Цирроз
Toyota LAND CRUISER – Кукурузер, Крузак, Семидесятка, Сотка, Двухсотка, Охотник
Toyota MARK II – Морковник, Маяк 11, Маркуха, Марчок, Мордва, Марковка, Смарчок, Чемодан
Toyota PRIUS – Примус
Toyota PRIUS Gybrid – Электричка
Toyota PRADO – Прадед, Кирпич, Смрадо
Toyota SOARER – Сайра, Сарай
Toyota HARRIER – Хорек, Харя (праворульный Lexus RX300)
Toyota CELICA – Целка
Toyota CHAYSER – Чайник
Toyota ESTIMA/LUCIDA – Яйцо
Toyota STARLET – Таблетка, Стерлядь
Toyota CARINA (191 кузов) – Улыбка
Toyota CARINA E – Еха
Toyota Matrix – Матрас, Матрешка
Toyota RAV-4 – Травля, Равулька, Рафик
Toyota AVENSIS – Веня, Авик, Венечка
Toyota ARISTO – Аристон
Toyota CYNOS – Синус
Toyota SUCCEED – Суицид
Toyota VITZ – Вжик, Чебурашка
Toyota FUNCARGO – Фунтик
Toyota WILLl – Вилка
Toyota Town Ace – Тауняра
Toyota WINDOM – Винни
Toyota SPACIO – Спасик
Toyota CALDINA – Кандида
Toyota CRESTO – Кресло
Toyota CLUGER – Крюгер
Toyota ESTIMA Lucida – Люська
Toyota SPRINTER Marino – Маринка
Toyota NADIA – Надюшка
Toyota PLATZ – Пепелац
Toyota PREMIO – Премия

NISSAN – НИССАН
Все – Санька, Пассал

Nissan VINGROAD – Виноград
Nissan LAUREL – Лаврик, Лореаль, Лавр
Nissan SAFARI – Пирамида, Сафарик
Nissan QUASHKAI – Какашка, Кошак
Nissan NOTE – Енот
Nissan MICRA – Микроб
Nissan MURANO – Мураш
Nissan TERRANO – Кабан, Тиранозавр, Раненый
Nissan SKYLINE GT-R – Скай, Скала, Годзилла
Nissan CEFIRO – Кефир, Чифирь
Nissan MAXIMA – Максимка
Nissan BLUEBIRD – Бублик, Белиберда
Nissan GLORIA – Глаша
Nissan TEANA – Таня
Nissan FAIRLADY – Фара
Nissan SUNNY – Санька
Nissan SILVIA – Слива
Nissan CEDRIC – Кедр
Nissan CUBE – Кубик
Nissan MISTRAL – Менструал
Nissan MARCH – Мяч
Nissan PATHFINDER – Пафик, Сусанин
Nissan PATROL – Патр, Петруха
Nissan X-TRAIL – Хитрый, Трах, Хитрил
Nissan PRIMERA – Дельфин

SUBARU – СУБАРУ
Все – Суба, Субарыня, Зубарик, Зубару

Subaru FORESTER – Форик, Хворостер, Лесник, Автобус, Буратин, Леший
Subaru LEGACY – Люси, Легаська
Subaru DOMINGO – Бешеный ослик
Subaru WRX – Врыкса
Subaru SVX – Сивый

MITSUBISHI – МИЦУБИСИ (МИЦУБИШИ)
Все – Мица, Мицуха

MMC Diamand – Димон, Демон
MMC OUTLANDER – Аут, Носорог
MMC OUTLANDER XL – Аут-2, Эксель
MMC CHALLENGER – Челнок
MMC ECSIMO – Эскимо
MMC DELICA – Свинья, Поросенок, Булка
MMC PAJERO – Пейджер, МП3, Паджерка, Поджарый, Паж, Пыж
MMC Lancer – Ланс, Ланселот
MMC Lancer Evolution – Эво
MMC PAJERO SPORT – Шпрот
MMC L200 – Эля, Эльф, Эльдорадо, Элька
ММС RVR – Яврик
MMC Galant – Галантерея
MMC Legnum – Лего
MMC Libero – Подгузник

MAZDA – МАЗДА
Все – Маза, Маздай, Зума, Маздень

Mazda-3 – Матрешка, Матреха, М3, Маська
Mazda-6 – Машка, М6, Машерка, Мошонка
Mazda 323 F – Слепая
Mazda DEMIO – Демка
Mazda LUCE- Люся
Mazda PREMACY – Примус
Mazda RX-8 – Рыкса

SUZUKI – СУЗУКИ
Все – Зука, Сузучка

Suzuki ESCUDO – Паскуда
Suzuki SAMURAI – Самик, Нинзя
Suzuki JIMNY – Джимка, Джимник
Suzuki BALENO – Полено
Suzuki SX4 – Секс

Ford FOCUS – Чпокус, ЭфЭф, Манденыш
Ford MONDEO – Моня, Мондей, Мондюк, Манда
Ford KA – Какашка, Букашка, Кашка
Ford FUSION – Фургон
Ford TAURUS – Тарас
Ford FIESTA – Карнавал

Читайте также:
Четырехколесные дамские угодники: 7 марок машин, на которых часто разъезжают любвеобильные мужчины

LANDROVER – ЛЭНДРОВЕР
Все – Ведровер, Дровер

LandRover FREELANDER – Фрилик
LandRover DISCOVERY – Диско
LandRover VOGUE – Вошь

OPEL – ОПЕЛЬ
Все – Попель, Жопель

Opel VECTRA – Овца, Верка
Opel KADETT E – Дутый
Opel ASTRA – Астма

RENAULT – РЕНО

Renault CLIO – Клюшка
Renault MEGAN – Мигун, Межан
Renаult LOGAN – Поган, Влоганище, Наган, Лохань
Renault VAL SATIS – Волосатис
Renault MAGNUM – Телевизор
Renault KOLEOS – Колюня
Renault SCENIC – Циник
Renault KANGOO – Кенгуру

CHEVROLET – ШЕВРОЛЕ

Chevrolet LANOS – Анус, Ламос, Ланька
Chevrolet AVEO – Овечка
Chevrolet LACETTI – Лача, Лошетти-
Chevrolet CAPTIVA – Коптилово
Chevrolet NIVA – Нивролет

PEUGEOT – ПЕЖО
Все – Пыжик, Львенок, Пижон, Пыж

Peugeot 206 – Лолита

Kia Rio – Кира
Kia Ceed – Сидор

DAEWOO – ДЭУ

Daewoo NEXIA – Узбек, Дэушка, Ксю, Ксюха, Ксюша, Несквик, Нексус
Daewoo MATIZ – Метиc, Мотька, Чебурашка

VOLVO – ВОЛЬВО
Все – Вульва, Вовочка

Volvo 740- Чемодан

HYUNDAI – ХЁНДЭ
Все – Хуйдай

Hyundai TUCSON – Тушкан
Huyndai TERRACAN – Таракан
Huyndai GETZ – Геша

SKODA – ШКОДА

Skoda OCTAVIA – Окташа
Skoda OCTAVIA TOUR – Турик
Skoda FELICIA – Фекалия, Филя

CHERY – ЧЕРИ

Chery QQ – Кукушка
Chery KIMO – Покемон, Кума
Chery AMULET – Гавнулет, Омлет
Chery TIGGA – Тигренок

Lexus – Алексей, Уксус
Citroen – Цитрамон, Ситро
Alfa Romeo 156 – Мыло
Jeep CHEROKEE – Широкий, Индеец, Чирок, Чирокез
Jeep WRANGLER – Табуретка
Mini COOPER – Менюшка
Infiniti FX35 – Лягушка, Бейсболка
Infiniti FX – Финик
Saab – Самбаб, Сабак
Porsche – Паршивец
Porsche CAYENNE – Саян
Chrysler PT Cruiser – Патя
Daihatsu PIZAR – Пузырь
SsangYong REXTON – Рекс
Dodge VIPER – Гадюка
HAMMER – Мини-танк, Янки-танк, Хламмер, Penis Extender
ISUZU – Зузу, Айзюзю, Сузучка

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

ЗАЗ-965 – Горбатый, Запор, Запорджеро
ЗАЗ-968 – Ушастый
ЗАЗ-968М – Мыльница
ЗАЗ «Таврия» – Ставрида, Капсула смерти, Твария

ГАЗ-66 – Шишига
ГАЗ-51,53 – Газон
ГАЗ 51 – Утюг
ГАЗ-А – Полуторка
ГАЗ-69 (УАЗ-469) – Бобик, Козел, Воронок
ГАЗель – Косуля
ГАЗ-24ХХ (31ХХ) «Волга» – БаржА, Волнорез

УАЗ-452 – Батон, Таблетка, Пенал, Буханка
УАЗ-452Д – Головастик
УАЗ-469 – см. ГАЗ-69
УАЗ «Патриот» – Бегемот, Патр, Патрик

ВАЗ – ТАЗ
ВАЗ (2101-2107) – классика
ВАЗ-2101 – Копейка, ГОПолет
ВАЗ-2103 – Тройка, Лада, Троян
ВАЗ-2104 – Четверка
ВАЗ-2105 – Пятерка
ВАЗ-2106 – Шоха, Шестерка
ВАЗ-2107 – Семерка
ВАЗ-2108(9) – Зубило, Пацаномобиль
ВАЗ-2110 – Бегемот, Чемодан, Беременная антилопа, Чирик
ВАЗ-2115 – Пятнашка
ВАЗ 1118 «Калина» – Горбатая мышь
ВАЗ-2120 «Надежда» – Безнадёга
ВАЗ-21213 «Нива» – Ботинок
ВАЗ 2131 «Нива» (5-дверная) – Крокодил, Урал

ИЖ-2715 – Каблук, Москвич, Пирожок, Шиньон, Котомка, Чебурашка, Сапог
ОКА – Кокушонок, бешеная табуретка, какашка, полвосьмого, Брелок от КамАЗа, нанокамазик
Москвич-2141 – Ренегор
Москвич «Алеко» – Калека
Москвич-407 – Стиляга
Москвич-21406 – Колхозник
РАФ-2203 – Рафик
ЗИЛ-5301 – Кабан, Бычок
ГолАЗ-ЗИЛ-4242 – Годзилла
ЛуАЗ-969 – Луноход

Автоклички — сленговые названия автомобилей

Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его мотивов. Погнали, ведроверы!

Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. » Александр Пушкин

Д ля начала мы рассмотрим несколько отечественных марок – АЗЛК, ГАЗ и ВАЗ. По каждому автомобилю мы будем перечислять все известные нам прозвища и комментировать забавные или загадочные – хотя и предупреждаем сразу: какое-либо объяснение находится далеко не всегда. Кроме того, хоть мы и постараемся собрать максимально полную коллекцию прозвищ, но почти наверняка что-нибудь упустим, ведь знать все прозвища практически невозможно, равно как можно и не знать чего-то, что появилось совсем недавно. Поэтому если вам есть, чем дополнить коллекцию – пишите в комментариях.

Читайте также:
6 Мерседесов, которые официально завозились в СССР

Потому что прикольно

Заблуждением было бы считать, что прозвища автомобилям давали только в СССР – хотя у нас действительно всегда существовал дефицит с официальными названиями моделей, прозвища машинам придумывали и за рубежом. Например, среди самых маленьких автомобилей мира есть BMW Isetta, которую немцы в своё время как только не «обласкали» – как вам «гроб-мобиль», например?

На фото: BMW Isetta 250 Bubble Window ‘1955–1957

Её советскую родственницу, мотоколяску СМЗ С3А после выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» именовали «моргуновка», а её последовательницу СМЗ С3Д – «инвалидка». Как правило, прозвища получают какие-то особенно забавные, характерные автомобили. И судя по тому, сколь велик получившийся у нас список, в СССР таких машин было предостаточно.

Автомобили марки «Москвич» выпускались на двух заводах – АЗЛК (ранее – МЗМА) и ИЖМАШ. Множество прозвищ даётся автомобилям по созвучию с названием марки или модели, и «Москвич» — яркий тому пример: так называемые «пазние» (т.е. «поздние», последних годов выпуска) «Москвичи» называли «маскарад», «мэкан» и даже «мустанг» — хотя тут надо оговориться, что сам современный термин «пазний» больше употребим применительно к «Ижам».

Прежние, самые первые Москвичи, -400 и -401, носили народное имя «Хоттабыч», а запущенный много лет спустя седан Москвич-412 иногда звался «Барсик». Но особо фантазия автомобилистов разыгралась как раз на излёте эпохи «Москвичей» — хэтчбек АЗЛК-2141 и его всевозможные ипостаси были просто кладезем для самодеятельного нейминга.

Базовая модель, собственно АЗЛК 2141 Святогор, удостоилась титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и «Азылк». Экспортный вариант с официальным названием Алеко — «Калека» и «Бандерлог». Кроме двигателя ВАЗ-2106 на Святогор ставили 2-литровый мотор Renault, и такая модификации именовалась «Реногор». А удлинённую версию АЗЛК 2141 Князь Владимир звали «Длинный» и «Вовка-морковка». Вот поди ж ты, вроде и официальное имя у модели есть, а всё равно прилипают к ней прозвища… Всё потому, что они куда точнее.

На фото: Москвич-2141 ‘1986–1998

Ижевская история «Москвича» немного проще, но тоже заслуживает внимания. В Ижевске собирали коммерческие версии 408-х и 412-х, и именно здесь сформировался «пул» народных имён данного направления: ИЖ–2715 – звали общеупотребительными ныне прозвищами «Каблук» и «Пирожок», но также и менее распространёнными «Чебурашка», «Маргарин» и, опять-таки, «Маскарад», а также совсем уж загадочным – «Коробочка на пятёрке». Самостоятельная, не опирающаяся на продукцию АЗЛК модель ИЖ Орбита, выпущенная в 1990 году, была прозвана в народе на новый лад — «Орбит». Кстати, имя Орбита не прижилось потому, что официальное название Orbit зарегистрировала на себя итальянская ItalDesign, и хэтбчек из Удмуртии в конце концов стал Одой.

Иногда можно слышать, что Волги и Газели часто называют просто «Оленями» — ввиду того, что это животное украшает эмблему ГАЗа – но прозвища у газовских машин стали появляться задолго до появления этого самого оленя. Первое и самое известное прозвище – у грузовика ГАЗ-АА, «Полуторка», потому что грузоподъёмность его составляла полторы тонны. Потом, гораздо позже были джип ГАЗ-69, который из-за армейской экстремально жёсткой подвески стал «Козликом», и грузовик-вездеход ГАЗ-66, прозванный «Шишигой», что по сути означает то же, что и «кикимора», однако в данном случае имело место простое созвучие с «шестьдесят шесть».

История легковых автомобилей ГАЗа также изобиловала прозвищами. Так, вроде бы крайне уместное официальное название ГАЗ-20 Победа со временем дополнило народное «Черепашка». Первую Волгу, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – «Танк во фраке».

ГАЗ-24, легендарная вторая Волга, вошла в историю как «Баржа» и «Шаланда», потому что на ходу была мягкой, как бы плыла по трассе, но кренилась в поворотах. Ну а более поздняя её инкарнация, ВАЗ-3110 получила ещё менее лестное прозвище «Тяни-толкай».

Читайте также:
Любимые машины Крепкого Орешка: на какие авто потратил свои гонорары актер Брюс Уиллис

Продукции Волжского автомобильного завода от народных криэйторов досталось, пожалуй, больше всех – тут, конечно, и ТАЗ (Тольяттинский автомобильный), и «Ведроид» с «Ведровером», и «Кирпич», и даже «Жуть» в отношении Жигулей. Это всё более-менее общие названия для «вазов», а вот если разбираться детально… Началось всё с ВАЗ-2101, которую в Москве сразу же прозвали «Консервная банка» — за более тонкий по сравнению с Москвичами и Волгами металл кузова. На родине же, в Тольятти, где ВАЗ-2101 производилась и модернизировалась, её звали «Единичка» или «Однёрка».

На фото: ВАЗ-2101 Жигули ‘1970–82

А вот известное ныне прозвище «Копейка» появилось только в самом конце XX века, как и её производные: «Копьё» и «Копендос». Известно также, что дальнобойщики зовут эту машину «Капеллан» — тут тоже угадывается созвучие с «Копейкой», но вообще-то это… священник в армии.

Понятно, что для вазовских машин характерны прозвища, образованные от числительных (по порядковому номеру модели), но помимо простых «двойка», «трёшка» («тройка») и прочих, есть и более занятные вариации по той же «числительной» теме. ВАЗ-2106, например, кроме «Шестёрки» имеет прозвища «Шаха», «Шахтёр», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2105 – «Пятачок» и «Петрик». А ВАЗ-2107 – «Семён» и «Семафор».

“Чемодан”, “Шаланда”, “Луноход”. Все прозвища советских автомобилей

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, “Тазами” (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), “Числительными”, “Ведроверами”, “Жигами” и “Кирпичами”. Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) – это, как известно, – “Классика”.

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали “Копейкой” и “Единичкой”. Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга – “Однерка”, “Копье”.

ВАЗ-2102 именовали “Двушкой”, “Двойкой” и “Сараем”. ВАЗ-2103 – “Тройкой”, Трешкой” и “Трояном”. ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 – это, соответственно, “Четверка”, “Пятерка” и “Семерка”. Впрочем, “Пятерку” называли также “Пятачок” и “Петрик”. “Семерку” – “Семеном”, “Семафором” и “ХБМ” (“Хочу быть “Мерседесом” – из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища “Шестерка”, “Шаха”, “Шахтер”, “Шакал”, “Шамок” и “Шайтан”. ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали “Зубилом”, “Зубилой” и “Погремушкой”.

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками – “Чемодан” и “Дуплет”. ВАЗ-2110 в народе окрестили “Mатрешкой”, “Беременной Антилопой”, “Чемоданом”, “Чириком”, “Мыльницей” и “Обмылком”. Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали “Огурцом”, ВАЗ 2114 – “Четыркой”, ВАЗ-2115 – “Пятнашкой” и “Полторашкой”, а минивэн ВАЗ-2120 “Надежда” – не только по созвучию – “Безнадегой”, “Одеждой” и “Константиновной” (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 “Нива” – отметилась кличкой “Ботинок”. А пятидверная “Нива” ВАЗ-2131 – это уже “Крокодил” или “Урал”. ВАЗ-1111 “Ока” удостоился “титулов” “Окунь”, “Табуретка”, “Бешенная Табуретка”, “Креветка”, “Окурок”, “Скворечник”, “Коробочка”.

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva – это “Шнива”. Lada Granta, случается, кличут “Гранатой”, ВАЗ-1118 “Калина” – “Горбатой мышью”, “Крыжовником”, “Кониной” и “Хомяком”, Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать “Невестой”, а к Xray прилепилось хулиганское “Хрей”.

Автомобили семейства “Волга” вне зависимости от поколений в народе называли “Баржами” из-за солидных размеров.

Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую “Волгу”, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – “Танк во фраке”. ГАЗ-24, легендарная вторая “Волга”, именовалась в народе не только как “Баржа”, но и как “Шаланда”.

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили “Тяни-Толкаем”. Впрочем, случалось, что “Волги”, равно как и “ГАЗели”, называли “Оленями” – из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем “Шишига”, а за среднетоннажными грузовиками “ГАЗ” закрепилось имя “Газон”.

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода – ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище “Запор”, что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как “Горбатый Запорожец”, или просто “Горбатый” из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия – “Зюзик”, “Жужик”, “Пузырик”, “Жужелица”.

Читайте также:
Рыба, акула, бабуля и другие наклейки на авто: что на самом деле они означают

В 1966 году на конвейер стал новый “Запорожец” – ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище “Ушастый” из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка – “Чебурашка”. Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги “Крокодил Гена и его друзья”) тоже в 1966 году.

“Запорожец” ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка – на “Мыльница”. Этот же седан именовали “Тридцаткой” или “Сороковкой” в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 “Таврия” – первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище “Ставрида”. Реже Таврию именовали “Тавриусом” (отсылка к Ford Taurus), “Тварией” и “Недовосьмеркой” (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский “джип” ГАЗ-69, – “Козел” или “Козлик” из-за особенностей езды по пересеченной местности – пресловутому “козлению”. Другие нередко использующиеся “метафоры” – “Бобик”, “Бомбик”, “Бабон”.

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили “Коробком” и “ЦеМентовозом” (на украинский манер) и даже “Воронком”, а военные версии именовали “Крокодилом”, разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, – “Буханка” – считай, второе имя. Другие варианты – “Батон”, “Булочница”, “Горбушка”.

Бортовая модификация машины получила свое прозвище – “Головастик”. Версии для муниципальных служб чаще называли “Санитаркой” и “Таблеткой”.

Современный же УАЗ “Патриот” нередко именуют “Патриком”, “Патрикеем”, “Бегемотом” и “Патром”, ну а УАЗ “Хантер” – есть Hunter (англ) – иногда, шутя, называют, “Охотником”.

ЛуАЗ-969 “Волынь” – компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили “Луноходом” (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также “Луизой” (производное от ЛуАЗ), “Тушканчиком” (за прыгучесть), “Утюгом” (за форму кузова) и “Фантомасом” (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища “Лягушонок” и “Цыпленок”.

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, “Каблук”, “Москвич”, “Пирожок”, “Шиньон”, “Сапог”, а также “Маргарин” и “Маскарад”. Хэтчбек Иж-2126 “Ода”, вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли “Орбитой” и “Орбитом”.

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака “Orbit”, который уже был зарегистрирован за рубежом – так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

Самые первые Москвичи, – 400 и 401-й – носили народное имя “Хоттабыч”. “Москвич-402” (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли “Стилягами”. Седан Москвич-412, случалось, именовался “Барсиком”. Москвич – 21406 – “Колхозником”. Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 “Святогор” удостоился титулов “Космич” (по созвучию с “москвич”) и шутливого звукоподражательного наименования “Азылк”.

Экспортный вариант с официальным названием “Алеко”, разумеется, переиначили в “Калеку” и “Бандерлога”. А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на “Святогор” начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название – “Реногор”. Удлиненную версию АЗЛК 2141 “Князь Владимир” звали “Длинный” и “Вовка-морковка”.

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 – это, конечно же, “Рафик”, “ГАЗель”, “Кибитка”. “КамАЗы” известны под прозвищами “Татарин” (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и “Пьяная лошадь”.

ЗИЛ-133 именовали “Щукой”, ЗИЛ-157 сравнивали с “Топором” и “Колуном” и за характерный цвет – с “Крокодилом”. ЗИС-151 прозвали “Утюгом” за то, что он часто застревал.

“КРАЗы” звали “Лаптями”, автобус ПАЗ-3201 – “Пазиком”, автобус ЛИАЗ-677 – “Сараем” и “Скотовозом”, импортный, но как бы до боли наш “Икарус-280” – “Гармошкой” и “Колбасой”, народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ “Кабан”, Бычок”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: