Тосол или антифриз – решаем дилемму миллионов автомобилистов!

Тосол или антифриз – решаем дилемму миллионов автомобилистов!

Казалось бы, тосол и антифриз давно считаются синонимами, но это не совсем так. Мы постараемся внести ясность, какая же разница между этими двумя жидкостями, и ответим на вопрос, что лучше – тосол или антифриз!

Задача охлаждающей жидкости и ее виды

Многие автомобилисты не придают особого значения охлаждающим жидкостям. Часто встречается такое, что этот расходный материал не меняется вовсе. Такое халатное отношение может привести к печальным последствиям. Давайте посмотрим, а для чего же именно необходимы охлаждающие жидкости? Такой состав в нашем авто необходим для поглощения тепла работающего двигателя, чтобы предотвратить его перегревание. Поддерживается постоянная оптимальная температура мотора – около 83 градусов.

Прежде чем выбрать охлаждающую жидкость под капот своего автомобиля, необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации, чтобы точно узнать, какие рекомендации дают производители. В некоторых случаях указываются конкретные наименования данной химии, которая производится по таким технологиям:

  • традиционная, в ее составе имеются наборы присадок, исходным веществом для которых будут соли кислот неорганического происхождения;
  • карбоксилатная, основой для присадок в данном случае служат соли из органических кислот;
  • гибридная, является разновидностью карбоксилатной технологии, но присадки созданы на основе солей из карбоновых кислот и с добавкой некоторого количества силикатов.

Тосол – родом из СССР?

Тосол – охлаждающая жидкость, которая была разработана в СССР специально для популярных в 1971 году ВАЗ. Первые три буквы названия тогда обозначились, как аббревиатура Технологии Органического Синтеза, а вот последние две буквы добавлены для получения слова, которое похоже на название спирта. В составе данного варианта охлаждающей жидкости – присадки, основой которых служат неорганические кислоты.

При использовании тосола образуется защитная пленка, которая имеет достаточно приличную толщину. Это очень негативно сказывается на теплопроводности, впоследствии мотор начинает работать на излишне высоких температурах и быстро изнашивается. Стоит отметить, что тосол, выпускающийся в СССР, и современный состав значительно отличаются. Кроме того, в то время это являлось единственной охлаждающей жидкостью. Сейчас в продаже можно встретить три марки тосола:

  • Марка А. Концентрат.
  • Марка А40. Температура замерзания -40 градусов.
  • Марка А65. Температура замерзания -65 градусов.

Что лучше – тосол или антифриз: получаем ответ

Антифриз – зарубежное название охлаждающей жидкости. Присадки, которые имеются в составе, имеют основу из солей органических кислот. Защитная пленка создается только в необходимых местах. Антифриз имеет такие виды: карбоксилатный G12, гибридный G11, Lobrid G12++, традиционный. Антифризы разных производителей, но одного класса, например G12, можно без опасений смешивать. Есть еще разделение этой жидкости по цвету, многие перед смешиванием ориентируются именно на этот признак.

Также иногда допускается смешивание классов G11 и G12, но только при условии, что они от одного производителя. Данное условие также касается и G12++, который может стать добавкой для частичной замены жидкости.

Современный антифриз имеет огромное количество преимуществ перед тосолом:

  1. Заметная эффективность охлаждения мотора.
  2. Более долгий срок службы.
  3. В высокотемпературном режиме происходит великолепная защита алюминия.
  4. Высокий уровень защиты цилиндров двигателя от кавитации гильз.
  5. Срок службы водяного насоса увеличивается в полтора раза.
  6. Стабильность свойств и качеств.
  7. Отличная совместимость с пластиком и эластомерами.
  8. Не образуется мелкого мусора и прочих отложений в радиаторе.
  9. Стабильность температур.
  10. Экологичность.

С учетом всех данных можно сделать вывод, что наиболее подходящим является антифриз. Да, он имеет более высокую цену, чем тосол. Если обратиться к математическим расчет, то увидим, что разницы нет: обычно антифриз используется в течение 5 лет или же 250 тысяч километров, а тосол 2 года или 50 тысяч километров.

Что лучше – тосол или антифриз?

Продолжаем познавательную страничку.

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля.
И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз?.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
— традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);
— карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов);
— гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Читайте также:
Промывка системы охлаждения двигателя своими руками

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза).

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур.

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии — тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз.

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.

Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.

5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя.

Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров.

6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.

В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.

Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.

7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.

В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.

8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.

Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.

9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.

Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium(250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.

У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.

10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.

Читайте также:
Гайковерт ручной – как работать с этим инструментом

Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.

Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.

Тосол или антифриз?

  • 239
  • 15
  • 196k
  • 134
  • 2
  • 148k

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше — тосол или антифриз? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом — что лучше заливать, тосол или антифриз? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
  • Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze — незамерзающий) — это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” — это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производители выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз — это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол — одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” — тосолом.

Существует два основных типа тосолов — обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго — -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола — использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты — это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Название охлаждающей жидкости Химический состав
Тосол А40-М Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода
Антифриз класса G11 Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

Содержание ингибиторов в зависимости от пробега

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ ( соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997. 2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid). Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качестве основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.
Читайте также:
Угон автомобиля – статья 166 УК РФ, или что грозит захватчику?

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме того, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках
Подробнее

Замена тосола ВАЗ 2110

При замене важно помнить, что жидкость – токсична, и менять нужно только на холодном двигателе. Начать процедуру стоит с откручивания крышки расширительного бачка.
Подробнее

Промывка системы охлаждения двигателя. 5 основных ошибок

Какие наиболее распространенные и опасные ошибки есть при промывке системы охлаждения. Можно попасть впросак и при выборе средства для промывки и при самой ОЖ.
Подробнее

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол — это тоже антифриз, то правильнее будет спросить — какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11. В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос — можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать — можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие — вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды — 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем антифриз класса G12, Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов, аминов и нитритов. Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ — 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Читайте также:
Тонировка стекол автомобиля – применяем средство самостоятельно!

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3. Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7. 9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1. 6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10. 13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.

В заключение скажу что.

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя. При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет, то необходимо провести ее замену. Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Тосол или антифриз – решаем дилемму миллионов автомобилистов!

Казалось бы, тосол и антифриз давно считаются синонимами, но это не совсем так. Мы постараемся внести ясность, какая же разница между этими двумя жидкостями, и ответим на вопрос, что лучше – тосол или антифриз!

Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле?

Охлаждающая жидкость в расширительном бачке автомобиля

В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.

Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.

Чем охлаждающая жидкость отличается от воды?

ОЖ – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.

В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.

Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий». То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого. Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.

Разница между тосолом и антифризом

Немногие автомобилисты улавливают разницу между тосолом и антифризом. Для многих из них главное отличие этих двух хладагентом лишь в их названии. Но это далеко не так. Тосол — это продукт российского производства в составе которого есть два вещества этиленгликоль и дистиллят. Пропорции остальных составляющих тосола каждый производитель устанавливает самостоятельно. Часто состав жидкости дополняется добавками, которые были выполнены на основе неорганических кислот. В антифризе же помимо этиленгликоля и дистиллированной воды в основе есть также пропиленгликоль и спирт. Главную роль в работе этого вещества играют присадки органического типа. Благодаря наличию именно этих веществ антифриз и способен предотвращать образование коррозии на внутренних стенках компонентов охладительной системы.

Задача охлаждающей жидкости и ее виды

Многие автомобилисты не придают особого значения охлаждающим жидкостям. Часто встречается такое, что этот расходный материал не меняется вовсе. Такое халатное отношение может привести к печальным последствиям. Давайте посмотрим, а для чего же именно необходимы охлаждающие жидкости? Такой состав в нашем авто необходим для поглощения тепла работающего двигателя, чтобы предотвратить его перегревание. Поддерживается постоянная оптимальная температура мотора – около 83 градусов.

Читайте также:
Детские сидения в машину – повод для штрафа или разумная предосторожность?

Прежде чем выбрать охлаждающую жидкость под капот своего автомобиля, необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации, чтобы точно узнать, какие рекомендации дают производители. В некоторых случаях указываются конкретные наименования данной химии, которая производится по таким технологиям:

  • традиционная, в ее составе имеются наборы присадок, исходным веществом для которых будут соли кислот неорганического происхождения;
  • карбоксилатная, основой для присадок в данном случае служат соли из органических кислот;
  • гибридная, является разновидностью карбоксилатной технологии, но присадки созданы на основе солей из карбоновых кислот и с добавкой некоторого количества силикатов.

Тосол – родом из СССР?

Тосол – охлаждающая жидкость, которая была разработана в СССР специально для популярных в 1971 году ВАЗ. Первые три буквы названия тогда обозначились, как аббревиатура Технологии Органического Синтеза, а вот последние две буквы добавлены для получения слова, которое похоже на название спирта. В составе данного варианта охлаждающей жидкости – присадки, основой которых служат неорганические кислоты.

При использовании тосола образуется защитная пленка, которая имеет достаточно приличную толщину. Это очень негативно сказывается на теплопроводности, впоследствии мотор начинает работать на излишне высоких температурах и быстро изнашивается. Стоит отметить, что тосол, выпускающийся в СССР, и современный состав значительно отличаются. Кроме того, в то время это являлось единственной охлаждающей жидкостью. Сейчас в продаже можно встретить три марки тосола:

  • Марка А. Концентрат.
  • Марка А40. Температура замерзания -40 градусов.
  • Марка А65. Температура замерзания -65 градусов.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз


Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?

Важно! Стоит знать, что мешать между собой разные охлаждающие жидкости без острой необходимости не стоит. Даже имеющие аналогичный состав, они могут в чем-то не совпадать (к примеру качеством присадок), поэтому качество смеси будет хуже качества каждой из них в отдельности.

Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.

Можно ли смешивать антифризы одного цвета?

Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.

Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных цветов?

Как мы уже определили, цвет охлаждайки не влияет на ее состав, так как это всего лишь краситель. Смешивать, при необходимости, лучше вещества одинаковые по составу, например, не замерзайку G11 можно смешивать с такой же, с гибридной или тосолом. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!

Если есть возможность, то лучше выбирать охлаждайку такого же производителя или, проще говоря, просто долить такую же.

Тосол или Антифриз? Развейте последние сомнения!

Что лучше, ТОСОЛ или антифриз – такой вопрос часто возникает у автомобилистов и не только. И вообще, чем они отличаются? Нередко можно встретить мнение, что это вообще-то одно и то же. И резко противоположное пренебрежительное отношение к тосолу, с подчеркиванием того, что антифриз однозначно лучше. Кто прав и где находится истина? Попробуем разобраться.

  1. Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле?
  2. Чем охлаждающая жидкость отличается от воды?
  3. Что такое ТОСОЛ?
  4. История создания ТОСОЛа
  5. Состав ТОСОЛа
  6. Другие особенности ТОСОЛа
  7. Какого цвета ТОСОл?
  8. Температура замерзания и закипания
  9. Что такое антифриз?
  10. Какие антифризы бывают?
  11. Классификация антифриза
  12. Цвет антифриза
  13. Температурный диапазон
  14. Область применения и сроки использования
  15. Что лучше использовать, тосол или антифриз?
  16. В какие машины лучше заливать антифриз, а в какие ТОСол?
  17. Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз
  18. Можно ли смешивать антифризы одного цвета?
  19. Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных цветов?
  20. Можно ли смешивать антифриз с водой?
  21. Как перейти с тосола на антифриз?
  22. Процедура смены жидкости:
  23. Вывод
  24. Видео

Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле?

В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.

Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.

Чем охлаждающая жидкость отличается от воды?

ОЖ – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.

В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.

Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий». То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого. Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.

Что такое ТОСОЛ?

Многие автомобилисты считают тосол примитивным антифризом и даже не догадываются, что означает это название и откуда оно пошло. Так что же все-таки такое тосол?

Читайте также:
Трансмиссионное масло и его роль в автомобильной системе

История создания ТОСОЛа

ТОСОЛ – это охлаждающая жидкость, изобретенная в середине 20 века советскими учеными. До этого существовала единственная отечественная ОЖ – антифриз по ГОСТ 159, так его называли (в некоторых случаях пользовались и водой). У этого продукта было низкое качество. Если со своими охлаждающими обязанностями он еще как-то справлялся, то в остальном оставлял желать лучшего: пенился, быстро приходил в негодность, вызывал возникновение коррозии.

А вот отечественный автопром не стоял на месте. Новая модель «Жигулей» подтолкнула ученых к мысли, что необходимо и совершенно новое качество охлаждения. К разработкам приступил Государственный Союзный НИИ органической химии и технологии. Работа шла три года.

Наконец, ученым из отдела Технологии органического синтеза (сокращенно ТОС) удалось создать совершенно новый антифриз для «Жигулей». Он получил название ТОСОЛ. Эта аббревиатура состоит из двух частей: ТОС – по названию отдела-создателя, и ОЛ – по химической номенклатуре это окончание показывает, что в состав вещества входит спирт.

Состав ТОСОЛа

В советское время существовал один-единственный вид, состав которого был строго регламентирован государственным стандартом. В настоящее время это название широко используется различными производителями на территории России и стран СНГ, состав которых различается и регламентируется собственными ТУ. Поэтому и качество таких жидкостей различается.

Однако в основе жидкости, называемой тосолом, всегда лежит этиленгликоль и дистиллированная вода. Также часто используется глицерин. Разница, преимущественно, состоит в присадках. Используются силикаты, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель. Их наличие или отсутствие, а также процентное соотношение у разных производителей различны.

Другие особенности ТОСОЛа

Какого цвета ТОСОл?

Окрашивают тосолы, как правило, в голубой или синий цвет – как тот самый первый, советский. Однако выбор красителя – дело произвольное и на характеристики и свойства жидкости никак не влияет. Поэтому, по идее, изготовитель может придать ему любой оттенок – например, красный (используется для тосолов-65), зеленый или желтый.

Температура замерзания и закипания

Классический тосол обеспечивает защиту от замерзания до -40 градусов, а защиту от закипания – в среднем до +110 градусов Цельсия. Однако существуют и концентрированные варианты этого хладагента (как у антифризов), а также состав с пометкой -65, то есть, обеспечивающий защиту до минус 65 градусов Цельсия и подходящий для северных регионов.

Первый ТОСОЛ был разработан специально для марки «Жигули». Выпускаемые сегодня его потомки тоже, как правило, имеют одобрения и рекомендации для отечественных автомобилей, как легковых, так и грузовых, специализированной техники.

Тосол с пометкой -65 рекомендуется использовать в тяжелой промышленной, грузовой, строительной технике, вынужденной работать в условиях Крайнего Севера. Подходят большинство тосолов для ВАЗ, УАЗ, КАМАЗ и других машин российского производства.

Такая охлаждайка имеет небольшой ресурс – до двух лет, или 50-60 тысяч километров пробега.

Что такое антифриз?

Антифриз, как уже было сказано, происходит от английского слова «незамерзающий». То есть, это жидкость, не замерзающая в морозы. Попробуем разобраться, какие жидкости распространены сегодня под этим названием.

Антифриз – это охлаждающая жидкость для современных ДВС, в состав которой входит спиртовая (глицериновая) основа и присадки. Собственно, в присадках, отличающихся от использованных в тосоле и друг от друга, и есть вся суть.

Какие антифризы бывают?

Все существующие на сегодняшний день антифризы в зависимости от состава и технологии производства можно разделить на две большие группы – силикатные, произведенные по традиционной технологии, и карбоксилатные – произведенные по технологии органических кислот. Есть также варианты, где задействована и та, и другая, и во всех этих отличиях легко запутаться.

Какой-то международной классификации антифризов не существует. Поэтому многими производителями была негласно принята за эталон система стандартов, которая первоначально была придумана и использовалась концерном Фольксваген для собственных ОЖ. Ее заимствование позволяет разложить все виды по полочкам.

Классификация антифриза

На сегодняшний день используются следующие стандарты:

  1. G11. Традиционный, или силикатный. В его состав входят этиленгликоль, силикаты и другие неорганические вещества: фосфаты, бораты, нитриты, нитраты, амины. В этом антифриз схож с тосолом – в нем, как было написано выше, тоже присутствуют различные соединения. Такие ОЖ покрывают детали системы охлаждения изнутри ровным слоем, который обеспечивает им смазывание и защищает от износа и коррозии. Однако этот же слой значительно ухудшает теплообмен, а от вибрации и перепадов температур выпадает в осадок. Поэтому менять такую жидкость лучше не реже чем раз в два года.
  2. G12. Хладагенты этого стандарта – следующее поколение. В их основе лежит технология органических (карбоновых) кислот. Поэтому называются они карбоксилатными. В их составе отсутствуют силикаты, а также вся их компания в лице боратов, аминов, нитратов и других соединений. Такие жидкости не создают никакого слоя на поверхности деталей, благодаря чему получается превосходный теплообмен. А вот от коррозии они действуют точечно – то есть, направляя ингибиторы туда, где эта коррозии уже началась. К сожалению, сделать так, чтобы она не начиналась, карбоксилатные антифризы не могут.
  3. G12+. Так называемый гибридный антифриз. Создавая его, производители решили соединить все лучшее, что есть в традиционных и карбоксилатных технологиях и смешали органические присадки с неорганическими. В результате такой состав одновременно и создает защитный слой, и уничтожает уже зародившиеся очаги коррозии.
  4. G12++. Еще более усовершенствованный карбоксилатный хладагент. В нем к органической основе добавлены минеральные присадки.
  5. G13. Это самое новое поколение ОЖ. Лобридный антифриз производится на основе не этиленгликоля (и его вариаций), а пропиленгликоля. В отличие от своего предшественника, он не ядовит и считается экологически чистым. А еще у таких хладагентов практически неограниченный срок службы.
Читайте также:
Замена трапеции стеклоочистителя – чтобы дворники работали!

У каждого из этих стандартов есть свои преимущества и недостатки, поэтому каждый находит своего ценителя.

Цвет антифриза

Антифриз можно встретить практически любого цвета. Существует распространенный миф, что одни и те же цвета означают одинаковые свойства, значит, зеленый можно смело доливать к зеленому, а красный к красному. Это ошибочное мнение.

На самом деле все охлаждающие жидкости (в том числе и тосол!) сами по себе прозрачные и бесцветные. Краситель к ним стали добавлять, потому что они ядовиты, чтобы не перепутать с водой. Кстати, по этой же причине во многие хладагенты иностранного производства добавляется горькая вкусовая добавка, чтобы, к примеру, ребенок не смог из любопытства выпить слишком много и в результате отравиться.

Вторая причина добавки красителя – чтобы быстро находить и устранять места протечек. Многие производители добавляют с этой целью еще и флуоресцентный компонент.

Важно! Краситель никак не влияет на состав и свойства продукта, а стандартов, регламентирующих выбор оттенка, не существует. Поэтому выбор остается за производителем. Вот почему смешивать антифризы по цвету не стоит.

Однако хоть стандартов в этом плане и не существует, большинство производителей стараются придерживаться следующих правил:

  • ОЖ G11 – синие, голубые, зеленые, сине-зеленые, бирюзовые;
  • ОЖ G12 (с плюсами и без них) – все оттенки красного, оранжевого;
  • ОЖ G13 – розовые, фиолетовые.

Это приблизительно. На самом деле есть карбоксилатные жидкости зеленого цвета и лобридные – желтого. У некоторых производителей существуют целые линейки, в которых один и тот же по составу антифриз окрашен, к примеру, в четыре разных цвета.

Температурный диапазон

Температурный диапазон у современных охлаждающихся жидкостей также отличается. Температура закипания находится примерно на одном уровне – +110-115 градусов Цельсия. А вот температура замерзания варьируется. Большинство готовых к применению ОЖ работают до предела в минус 36-40 градусов Цельсия. Есть варианты и для северных регионов – минус 50 и 65.

Кроме того, есть концентраты охлаждающих жидкостей. Их нельзя использовать в чистом виде, нужно разводить дистиллированной или деминерализованной водой. Температура начала кристаллизации у них зависит как раз от процентного соотношения воды и основы.

Область применения и сроки использования

Антифризов на современном рынке большое разнообразие. Поэтому подобрать свой вариант можно для машины любой марки, отечественной и зарубежной, старой и новой, с разными типами двигателей и топлива, на котором она работает.

Сроки годности антифризов тоже варьируются в зависимости от их состава и технологии производства. У большинства традиционных он составляет 2-3 года, у карбоксилатных – 5 лет, у лобридных – от 5 лет и выше. Однако все это приблизительно. Кроме интервала замены самой ОЖ нужно учитывать еще и рекомендации производителя автомобиля.

Что лучше использовать, тосол или антифриз?

Что бы ответить на этот вопрос, нужно понять, в чем отличие тосола от антифриза, но, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?

На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.

В какие машины лучше заливать антифриз, а в какие ТОСол?

Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.

Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены.

Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.

Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатная жидкость будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.

Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз


Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?

Важно! Стоит знать, что мешать между собой разные охлаждающие жидкости без острой необходимости не стоит. Даже имеющие аналогичный состав, они могут в чем-то не совпадать (к примеру качеством присадок), поэтому качество смеси будет хуже качества каждой из них в отдельности.

Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.

Читайте также:
Герметик для радиатора автомобиля – борьба за живучесть?

Можно ли смешивать антифризы одного цвета?

Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.

Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных цветов?

Как мы уже определили, цвет охлаждайки не влияет на ее состав, так как это всего лишь краситель. Смешивать, при необходимости, лучше вещества одинаковые по составу, например, не замерзайку G11 можно смешивать с такой же, с гибридной или тосолом. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!

Если есть возможность, то лучше выбирать охлаждайку такого же производителя или, проще говоря, просто долить такую же.

Можно ли смешивать антифриз с водой?

Таким вопросом чаще всего автомобилисты задаются в летнее время. Охлаждающая жидкость может испаряться и приходится выбирать между покупкой еще одного литра химии или просто долить воды.

Если посмотреть сервисную книжку, то все вопросы отпадают. Автопроизводитель категорически запрещает разбавлять антифриз водой.

Заливка обычной воды в систему охлаждения может привести к закупорке радиатора СО, разъеданию алюминиевых деталей двигателя и уменьшению защитных свойств жидкости. Если отечественные автомобили еще смогут выдержать эту смесь, то на иномарках лучше не экспериментировать.

Как перейти с тосола на антифриз?

Инструкция по переходу с одной жидкости на другую очень проста, но перед этим убедитесь, что в Ваш автомобиль разрешено заливать выбранный хладагент.

Процедура смены жидкости:

  1. Автомобиль фиксируется на смотровой яме или эстакаде с охлажденным (заглушенным) двигателем.
  2. Отсоединяется клемма аккумулятора и модуль зажигания (на некоторых отечественных автомобилях).
  3. Откручивается сливная пробка, пробка бачка и радиатора. Сливается вся жидкость.
  4. Закручиваются обратно все пробки, заливается дистиллированная вода и прогоняется по системе охлаждения с заведенным двигателем. Такая промывка повторяется пару раз.
  5. После слива промывочного состава необходимо залить антифриз, прогнать воздушные пробки, закрутить все крышки и начать эксплуатацию автомобиля.
  6. Долить необходимое количество антифриза после обкатки.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что выбрать подходящую охлаждающую жидкость для своего автомобиля в наше время – не проблема, будь это хоть тосол, хоть дорогущий лобрид. Проблема в другом: их слишком много, и легко запутаться в разнообразии.

Главное – учесть все рекомендации производителя и не гнаться за тем, что дешевле всего, а выбрать качественный состав, который точно не навредит машине. Тем более, что потратиться придется раз и на долгое время.

Видео

Тосол или антифриз что лучше — использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном

Можно ли смешивать ТОСОЛ и АНТИФРИЗ. ЭКСПЕРИМЕНТ!

Антифриз или тосол? На что следует обратить внимание при выборе.

Немного химии для любознательных автолюбителей

Основа любой охлаждающей жидкости – смесь этиленгликоля и специальных присадок, замедляющих процесс коррозии. Подробности химического состава продукта производитель хранит в тайне, поэтому покупателю остаётся лишь доверять его имени и репутации. Прежде, чем приобрести конкретный продукт, стоит детально ознакомиться с рекомендациями в инструкции. Уважающий себя поставщик обязательно укажет результаты лабораторных испытаний своего товара и перечень марок автомобилей, для которых рекомендован данный антифриз.

Специалисты различают различные составы, созданные по определенным технологиям:

• Традиционная подразумевает использование присадок неорганического происхождения;

• Карбоксилатная допускает добавление органических солей в состав антифриза;

• Гибридная предполагает использование карбоновых солей с силикатами или фосфатами в качестве присадок.

Главный вопрос, который чаще всего интересует покупателей – в чём отличие антифриза от тосола. Стоит отметить, что подобный вопрос возникает только у российских автомобилистов. Антифриз – общее название для всех без исключения охлаждающих жидкостей. Тосол – та же самая жидкость, изготовленная в соответствии с российскими стандартами. Главное ее отличие – изготовление по вышеуказанной традиционной технологии с использованием в качестве присадок неорганических солей. Подавляющее же большинство фирменных антифризов изготавливается по карбоксилатной технологии.

Требовательного покупателя вряд ли удовлетворят подобные разъяснения, припорошенные слоем сложных научных терминов. Более доступной для него станет конкретная информация о преимуществах того или иного вида антифриза. И здесь стоит отметить очень важный момент. Неорганические соли, входящие в состав тосола, обладают способностью оседать на поверхности деталей, образуя теплоизоляционный слой толщиной до 0,5мм. С одной стороны, очевидна его защитная функция – коррозия здесь не пройдет. Но также через него не пройдет и тепло, что самым негативным образом сказывается на работе движка. Интенсивная нагрузка в сочетании с тепловым воздействием – гремучая смесь, приводящая к преждевременному износу деталей двигателя и повышению уровня расхода топлива. Указанное, увы, не единственный его недостаток.

При детальном сравнении тосола с антифризами, изготовленными по карбоксилатной или гибридной технологиям, становятся заметны следующие отличия в пользу последних:

• Эффективность использования. Органические соли не склонны к образованию изоляционной пленки на поверхности металла, тем самым сохраняют его теплопроводность. При этом антикоррозионные свойства антифриза с карбоновыми солями остаются на высоте.

• Отличная сочетаемость антифризов с алюминиевыми сплавами. Неорганические соли отрицательно воздействуют на этот металл, и тосол оказывается неэффективным в защите алюминиевых деталей. Органические же соли способны обеспечить его надлежащую защиту, в том числе и при повышенной температуре, например, 100С и выше.

• Сохранение работоспособности водяного насоса. Явление кавитации – повышенное газообразование, разрушающее стенки емкости, характерно для неорганических веществ, добавленных в состав всех типов тосолов. Антифризы на органических солях менее склонны к кавитации, тем самым продлевая срок жизни водяного насоса.

Читайте также:
Присадки для дизельного топлива – особенности автомобильной химии

• Аналогичным образом явление кавитации угрожает гильзам цилиндров движка. Антифризы на органических веществах более лояльны к металлу, чем их неорганические аналоги в виде тосолов.

• Неорганические соли склонны к загустеванию и образованию нерастворимых остатков. Таким образом, длительное использование тосола может стать причиной засорения радиатора и блокирования термостата.

• Неорганические соли могут проявить агрессивность по отношению к элементам системы охлаждения из пластика. Органические соли, в свою очередь, не причиняют им вреда и не разрушают их структуру даже в ходе продолжительного воздействия.

• Экологическая безопасность карбоновых соединение в разы выше, чем солей неорганических кислот.

Преимущества антифризов над тосолом очевидны.

Правила замены охлаждающей жидкости

Если вы твердо решили перейти на хороший антифриз, осталось сделать покупку и правильно заменить жидкость:

• Купленный концентрат нужно разбавить дистиллированной водой согласно рекомендациям производителя;

• Необходимо слить из машины весь запас старого антифриза, поставив ее на горку передом вниз;

• Промыть систему охлаждения дистиллированной водой с добавлением специальной жидкости, чтобы устранить все засоры и растворить слой осадка;

• Перед заливанием нового антифриза следует переставить автомобиль передом вверх, чтобы исключить образование в системе охлаждения воздушных пробок;

• Залить в емкость немного антифриза и включить двигатель при открытой крышке радиатора. После того как весь лишний воздух выйдет, долить антифриз и закрыть радиатор.

Новый фирменный антифриз способен улучшить качество охлаждения двигателя, и автомобиль обязательно порадует вас безотказной работой.

Тосол и антифриз: в чем разница? Что лучше?

AutoOt.ru » Уход за автомобилем » Тосол и антифриз: в чем разница? Что лучше?

Автомобилисты часто называют охлаждающую жидкость по-разному. Некоторые пользуются тосолом, другие антифризом. А что же лучше? В чем разница тосола и антифриза?

Тосол – что это такое?

Раньше в советских автомобилях для охлаждения мотора использовали воду . Но в зимнее время она замерзала, что могло привести к серьезным поломкам, а также к трещине блока.

Водителям приходилось вечером сливать воду, а утром снова заливать. Это было совсем неудобно, потому поставили задачу создать охлаждающую жидкость, стойкую к морозам. Так был изобретен тосол.

Минимальная температура эксплуатации бывает различная и указывается в марке тосола, например, Тосол-40 может быть использован при температуре, не превышающей -40°C.

Тосол имеет и свои недостатки. Дело в том, что эта жидкость является агрессивной, то есть в процессе работы она воздействует на элементы системы охлаждения, разрушая их.

Для избежания этого используют различные присадки . Они создают специальный защитный слой на элементах двигателя, что позволяет избежать коррозии деталей. Но этот слой препятствует нормальному теплообмену между тосолом и блоком, а охлаждение является его основной задачей.

Что такое тосол и антифриз, видео:

Антифриз – что это такое?

Его производители, как и любого другого товара, могут предоставлять хороший качественный продукт, а некоторые продают некачественную жидкость, которая негативно влияет на двигатель. Потому нельзя четко выделить, что лучше тосол или антифриз.

Можно сказать, что хороший антифриз от ведущих мировых брендов, которые вкладывают большие деньги в новые разработки, однозначно лучше старого доброго тосола . Но могут встречаться жидкости, с надписью на таре «антифриз», которые тосолу в подметки не годятся.

Что лучше использовать антифриз или тосол?

Разницы между тосолом и антифризом нет. Потому нельзя сказать что лучше – тосол или антифриз. Тосол – это один из его видов. Другими словами, просто определенный бренд.

Все охлаждающие жидкости являются антифризами, тосол же – антифриз, созданный в СССР, имеющий специальные свойства и содержащий в себе определенные вещества.

Кроме химического состава, вот чем отличается тосол от антифриза:

  • имеет более длительный ресурс работы;
  • более устойчивый к повышенным температурам;
  • антифриз создает защитный слой лишь в местах, которые подверглись коррозии.

Как выбрать антифриз?

Антифриз является охлаждающей жидкостью. Потому главной его характеристикой является рабочая температура. Очень важно подобрать правильный тип охлаждающей жидкости, которая будет нормально выполнять свою задачу.

В нашей стране есть теплые места, а также очень холодные. Выбирать стоит, в зависимости от средней температуры зимой с запасом. Также важна температура кипения тосола или антифриза. Ведь охлаждающая жидкость работает при температуре около 100°C. Именно при ней кипит антифриз в расширительном бачке.

Следует понимать, что антифриз – токсичная жидкость . Применяемые в ней химические вещества воздействуют на элементы двигателя, постепенно их разрушая. В современных двигателях используются легкие сплавы, которые легко подвергаются коррозии. Потому, при выборе антифриза, нужно учитывать его химический состав .

Важную роль играет температура кипения антифриза, он не должен вспениваться. Если качество низкое, в процессе работы они могут образовывать пену. Это ведет к ухудшению теплоотдачи и риску возникновения воздушных пробок.

Нужно остерегаться подделок, на рынке или в других сомнительных местах, велика вероятность, что вам продадут подделку. Потому покупать антифриз лучше в специальных магазинах. У продавца можно требовать сертификат качества на желаемый продукт.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом?

Много «авторитетных» гаражных автолюбителей, плохо понимая, что такое антифриз, советуют смешивать тосол и антифриз. Они уверяют, что в итоге получится жидкость, в которой будет намного больше присадок, что улучшит ее качество. Это в корне не верно. Допускается добавление охлаждающей жидкости той же марки, которая до этого использовалась.

Некоторые утверждают, что можно смешивать тосол по цветам. Но на практике это делать не рекомендуется. Кроме вышеперечисленных рисков, следует учесть, что тосол разработан давно, его формула устарела. Он является более агрессивным и сильнее воздействует на систему охлаждения. В старых двигателях это допускалось, новые двигателя не предполагают такого, потому при сильном коррозийном воздействии охлаждающей жидкости, могут быстро выйти из строя.

Читайте также:
Промывка системы охлаждения двигателя своими руками

Все эти опыты автолюбители проводят на свой страх и риск. Производители смешивать антифризы, а тем более с тосолом, не рекомендуют. Кроме того, если вы решили сменить охлаждающую жидкость, перед использованием нового антифриза, систему рекомендуют промыть.

Замена антифриза

Охлаждающую жидкость время от времени необходимо менять. Для того, чтоб выяснить состояние охлаждающей жидкости, можно приобрести специальную полоску-индикатор. Воздействуя с антифризом, она меняет цвет, по которому можно определить состояние охлаждающей жидкости.

После, требуется слить всю жидкость из радиатора автомобиля, расширительного бачка и блока двигателя. Для этого существуют специальные краны или пробки, которые необходимо открутить.

После того как жидкость вытекла, систему необходимо промыть, даже если вы будете использовать ту же марку охлаждающей жидкости. Потому что за время работы в системе охлаждения скопилось множество шлаков и различного осадка. Его необходимо удалить.

Промывку делают дистиллированной водой. Закрываются все краны, вкручиваются обратно пробки. После этого в систему охлаждения необходимо залить воду. Далее нужно завести автомобиль, включить печку и дать немного поработать. Вода начнет циркулировать по системе, убирая остатки старого антифриза вместе с мусором.

После промывки нужно слить воду и приступить к заливке нового антифриза. Для этого, на той же горке или эстакаде, необходимо поставить машину наоборот – передом вверх. Это позволит избежать воздушных пробок.

Далее влить необходимое количество антифриза, не закрывая крышку радиатора, завести двигатель. После некоторого времени работы рубашка охлаждения полностью заполнится жидкостью, воздух уйдет. Проверяем сколько антифриза в системе охлаждения, при необходимости доливаем.

Продвинутые автолюбители могут делать замену антифриза в домашних условиях. Мало владеть автомобилем, необходимо знать, как поменять антифриз. Потому новичкам и педантам рекомендуется обратиться на СТО, где вам это сделают профессионально.

Замена охлаждающей жидкости, видео:

Цвет антифриза

На самом деле антифриз бесцветный. Но что же тогда мы льем в систему своего автомобиля? В чем разница между красным, зеленым и синим антифризом? Нередко можно услышать рекомендации, что зеленый лучше синего. А красный имеет больший ресурс работы и так далее.

Это заблуждение многих автомобилистов. Цвет антифриза можно, конечно, связать с определенными характеристиками, но качество никак от цвета не зависит. Нет ответа на вопрос, какой антифриз лучше красный или зеленый, потому что дело не в цвете, а в химической формуле.

Весь секрет заключается в том, что сегодня на рынке автомобильной химии присутствует много производителей, которые стремятся переманить покупателя на свою сторону.

Например, известная торговая марка разработала новый вид антифриза, который может долго служить и обеспечивать пробег более 200 тысяч километров . Компания решила, что он будет оранжевого цвета. Это будет его отличать от других в глазах потребителя и свидетельствовать о высоком качестве соответствующего бренда.

Производители добавляют немного красителя для придания необходимого цвета. Это не влияет на его качество. Однако по негласному договору существует определенная привязка к цвету антифризов, имеющих определенную структуру и включающих в себя специальные компоненты.

Классификация антифризов, видео:

Виды антифризов

Антифризы по своей химической формуле и техническим характеристикам разделяются на несколько видов:

  • G11 – обычно имеет зеленый цвет . Он является гибридным. Его состав включает в себя силикаты и фосфаты. Это простой антифриз, срок службы которого около трех лет, после чего требуется замена;
  • G12 карбосиликартый – более прогрессивная охлаждающая жидкость, имеющая немного отличную структуру. Она обычно обладает красным цветом. В такой охлаждающей жидкости присутствует больше присадок, которые защищают систему охлаждения от коррозии, а также она имеет более длительный срок службы – в среднем до пяти лет;
  • G12 лобридный ++ – это один из лучших антифризов. Обладает уникальными антикоррозионными свойствами. Он способен создавать специальную защитную пленку отдельно в тех местах, в которых может начаться коррозия. В своем составе имеет органические кислоты и силикаты. Благодаря уникальным свойствам, срок службы такого его очень высокий. Если залить его в новый двигатель, то срок службы антифриза может быть не меньше срока службы самого двигателя.

Важная роль антифриза

Все мы любим свои автомобили, тщательно за ними ухаживаем, покупаем качественное топливо, ласково натираем полиролью. Но многие не догадываются, как важна охлаждающая жидкость. Антифриз влияет на срок службы некоторых узлов двигателя и позволяет эксплуатировать автомобиль при различных температурах. Потому важно знать, как часто менять антифриз в машине.

Нужно обязательно следить за состоянием антифриза. Изменение цвета свидетельствует о том, что стоит обратить внимание на охлаждающую жидкость и сменить ее. В наше время технологии не стоят на месте, появляется все больше и больше различных видов антифризов, которые обладают разными свойствами и оберегают двигатель от коррозии.

При нагревании соль отлаживается, засоряя каналы двигателя и радиатора, а также соль агрессивна и разъедает элементы системы охлаждения.

В СССР был создан собственный антифриз – тосол, который с успехом эксплуатировался во всех отечественных автомобилях. Это хорошая охлаждающая жидкость, не замерзающая при низких температурах. Но она очень агрессивна и негативно влияет на двигатель. Особенно это касается новых автомобилей.

Потому предпочтительней использовать качественный антифриз проверенных известных торговых марок. Они вкладывают деньги и разрабатывают новые формулы охлаждающей жидкости, которые будут бережно относиться к вашему двигателю, а также долго и качественно выполнять свои основные функции. Потому неважно сколько стоит антифриз, если он будет обладать необходимыми качествами – вы сэкономите на ремонте двигателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: