В гараже султана Брунея более 5000 автомобилей: какими машинами особенно гордится миллиардер

Коллекция автомобилей султана Брунея

Коллекция автомобилей султана Брунея

Главе султаната Бруней Хассаналу Болкиаху принадлежит крупнейшая в мире частная коллекция автомобилей.

Султанат Бруней – маленькое азиатское государство, зажатое между Малайзией и островом Борнео. Однако скромные размеры не мешают Брунею быть самой зажиточной в мире страной, что обусловлено более чем солидными запасами нефти и газа. А Хаджи Хассанал Болкиах Ваддаулаха Муиззуддин, возглавляющий этот султанат уже без малого полвека, ещё в 1997 году был признан самым состоятельным человеком. Помимо этого, султан Брунея знаменит тем, что является ярым фанатом автомобилей.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что коллекция, собранная Хассаналом Болкиахом за долгие годы правления, соответствует его состоянию и разнообразному вкусу. Говорят, что в просторных ангарах, едва вмещающих роскошный автомобильный парк султана, по соседству с «Ferrari Testarossa» можно увидеть «Daihatsu Move». Возможно, это и так. Но многим ли посчастливилось любоваться автомобильной коллекцией султана? Правителю абсолютно не нужны зрители и экскурсии по его гаражам. Впрочем, золотой лимузин для особо парадных выездов счастливые подданные султана время от времени созерцать могут.

Точное количество автомобилей в коллекции султана неизвестно. Возможно, он и сам уже давно сбился со счёта. По разным оценкам, Хассаналу Болкиаху принадлежат от 5000 до 7000 роскошных авто, среди которых несколько прототипов. Количество разных моделей Lamborghini, Ferrari, Mercedes-Benz, Jaguar, Rolls-Royce, Bentley, Porsche и других известных марок исчисляется сотнями. И это, не считая «мелких брызг» вроде нескольких Bugatti и огромного стада роскошных мотоциклов. Одним словом, если султану вздумается каждый день менять машину (а почему нет?), эта забава растянется лет на 15 – 20. Ориентировочная стоимость его коллекции – 5 миллиардов долларов.

«SSC Ultimate Aero TT» – такой автомобиль у султана Брунея только один. Оснащён двигателем мощностью 1180 л.с. и стоит 660 тысяч долларов.

Легендарный британский родстер «AC Cobra» выпускался ограниченными сериями в середине 60-х и немного в 80-х. Разумеется, такая машина обязана была попасть в автомобильный «гарем» султана, который особенно неравнодушен к спорткарам. Сразу три мощных «Кобры» – по одной на серию – стоят в гаражах, скучая по скорости.

«Chevrolet Corvette». Говорят, у султана собрана вся линейка культового американского спорткара.

«Dauer 962 Le Mans». Прекрасный гоночный автомобиль, точная копия легендарного «Porsche 962». Идеально подходит для езды по трассам общественного пользования.

«Bentley Dominator». Первая и не слишком удачная попытка этого автопроизводителя запустить собственный кроссовер. Все 6 концепткаров отправились прямиком в коллекцию султана.

Вот ещё некоторые экземпляры из этого собрания роскошных и эксклюзивных автомобилей:

По слухам, за последнее время уникальная коллекция султана Брунея несколько поредела. На аукционах несколько раз появлялись редкие спорткары с нулевым пробегом. По мнению специалистов, выставить такие авто на продажу мог только Хассанал Болкиах или его ближайшие родственники.

Коллекция автомобилей султана Брунея

Если б я был султан,
Я б имел трёх жён
И тройной красотой
Был бы окружён.
Строки из композиции Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва хорошо знакомы каждому по фильму “Кавказская пленница”.

Хассанал Болкиах — султан Брунея, премьер-министр Брунея, министр обороны и министр финансов Брунея. Довелось ли султану увидеть фильм “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”, достоверно не известно, хотя обучался он Великобритании, но судьба сложилась так, что в 2010 году султан объявил о своём разводе со своей третьей женой Азриназ Мазхар Хаким и лишении её всех дворцовых привилегий. Но кроме этого султан окружен настоящей автомобильной красотой, он является большим поклонником и коллекционером автомобилей. По разным оценкам, в его коллекции их насчитывается от 3000 до 7000. Среди прочих находится более 600 автомобилей Rolls-Royce, около полутысячи Ferrari, сотни редких и уникальных BMW, Mercedes, Porsche, Jaguar, Bentley, а также чемпионские болиды Формулы-1, начиная с 1980 года.
Коллекция хранится в самолетных ангарах, где ее обслуживает профильная группа специалистов. Стоимость коллекции — по оценкам экспертов составляет на сегодняшний день превышает 5 миллиардов долларов.

У султана 15 “обычных” Jaguar XJ220 выпущенных компанией Jaguar в 1991 году, которые значатся как первые суперкары этой компании. Они были созданы как продолжение модели XK120, выпущенной за 40 лет до XJ220. За эти 40 лет XJ220 — первый гоночный автомобиль, предназначенный для дорог общего пользования, развивающий скорость в 220 миль в час (354 км/ч), не считая автомобилей Jaguar, участвовавших в гонках Ле-Мана. Самый дорогой автомобиль за всю историю марки Jaguar со стоимостью 413000 £ на момент выпуска.
Но эта машина — особенная, она — одно из самых больших сокровищ султанского «гарема» — этот XJ220 Pininfarina Jag, сделанный специально для него. Пининфарина решила укоротить машину. Вместе с этим использовались легированные материалы для снижения веса машины. Изготовитель также заменил выдвижные фары на фиксированные. Pininfarina также добавила двойное заднее крыло.
Мало кто знает, как выглядит интерьер и насколько лучше Pininfarina XJ220, но достоверно известно, что принц Джефри (брат султана) был готов заплатить любую сумму, чтобы сделать свои машины лучшими. А этот красавец стоит в одном из самых ценных гаражей султана рядом с двумя черными McLaren F1 LM, четырьмя Ferrari FX.

Читайте также:
10 электромобилей, которые способны проехать 400 км и более на одной зарядке

Внедорожник Bentley Dominator был создан британской компанией в середине девяностых годов по специальному заказу султана Брунея Хассанала Болкиаха. В 1996 году было построено шесть экземпляров модели, все они отправились заказчику, планировавшему использовать их для выездов на охоту.

Никакой официальной информации о машине нет, но по некоторым данным «Доминатор» создан на базе внедорожника Range Rover второго поколения, дебютировавшего в 1994 году. Техника исходной модели осталась неизменной: бензиновые моторы V8 объёмом, автоматическая коробка передач, полный привод, а вот кузов был фактически спроектирован заново.

Цена каждого экземпляра модели Bentley Dominator составляла около трёх миллионов фунтов стерлингов.

К теме внедорожных моделей компания Bentley вернулась только спустя почти двадцать лет: в 2012 году был представлен концепт-кар EXP 9 F, а в 2016 году стартовало серийное производство кроссовера Bentayga.

Автомобили были произведены на базе и с использованием агрегатов Ferrari Testarossa по заказу Султана Брунея компанией Pininfarina в 1988 году. Это настолько особенный автомобиль, что Ferrari долгое время не признавала его существования.
Фактически, это был совершенно секретный проект с самого начала, как того требовал султан Брунея. Итак, весь проект и шесть автомобилей были полностью разработаны и изготовлены в Pininfarina с 1988 года до 92 года.

Представьте себе ситуацию: вы, набрав разрешенную скорость, движетесь по скоростной трассе М4 ДОН. Леса, поля и камеры контроля скорости проносятся мимо Вас, и ничто не может нарушить идиллию летней поездки. Вдруг в зеркалах заднего вида Вы замечаете приближающийся нос Ferrari. «Пожалуй, стоит уступить дорогу», — думаете Вы и плавно перестраиваетесь в правую полосу. Машина проезжает мимо вас, и тут выясняется невероятное: у этой Ferrari не две, а целых пять дверей и огромный багажник.
Автомобиль был разработан по заказу коллекционера в 1996 году, заказ выполнила компания Pininfarina. Модель, получившая название Ferrari 456 GT Venice, была выпущена в количестве семи экземпляров, стоимость каждого из них равнялась примерно 1,5 миллиона долларов. Его Высочество купил шесть из них.

Автомобиль был создан на базе Ле Мановского Porsche 962С дизайнером Ахимом Шторцем (Achim Storz) под руководством Йохена Дауера (Jochen Dauer), бывшего гонщика, который из-за травмы оставил спортивную карьеру. Впервые автомобиль показали во Франкфурте в сентябре 1993 года. Но если Вы думаете, что ему просто приделали номерную рамку и указатели поворота, то на деле все гораздо сложнее. Все, что осталось от оригинального 962 это шасси и победная родословная. Все кузовные панели были доработаны, изменены пропорции и аэродинамика, расширены двери, увеличена площадь лобового стекла, приподнят уровень пола и крыши, расширен кокпит, заднее антикрыло гораздо ниже, чем у гоночного образца Porschе 962С. Все это дало достичь фантастических даже по сегодняшним меркам 404 км/ч. Создатель Porsche 962С Норберт Зингер (Norbert Zinger), сев в машину был потрясен — кокпит увеличен на треть, а внешне это незаметно. Конструктивная начинка идентична Porsche — алюминиевый монокок с интегрированным каркасом безопасности из стальных труб, элементы шасси из карбона и кевлара. Наружные обтекатели из карбона, в некоторых местах усилены кевларом.
В подвеске использованы гидравлические элементы, позволяющие менять клиренс с 75 до 130мм.
В отличие от Porsche 962С салон стал двухместным. Несмотря на гоночные корни в салоне не осталось и следа от аскетизма своего прародителя- все в коже, карбоне, кондиционер, электрические стеклоподъемники, музыка, на полу толстые шерстяные ковры. Даже самые маленькие детали обшиты кожей. Двери и капот (его вес более 60 кг) открываются гидравлическими приводами, управляемыми с кнопок. Самый интересный прибор в салоне — тумблер boost, окруженный контрольными лампами. Он позволяет изменять давление наддува, соответственно и мощность мотора.

Читайте также:
Кинозвезды с мотором: 10 автомобилей из любимых советских кинофильмов

Но это все детали! Чем действительно Dauer вписал свое имя в историю, так это победой в Ле Мане в 1994 году в классе GT1. В том году регламент гонки 24 часа Ле-Мана для класса гоночных спортпрототипов вводит ограничения, по некоторым мнениям как раз из за того, что Porsche просто оккупировал подиум на протяжении долгих лет. Повысить конкуренцию так сказать решили. Dauer 962 по сути является настоящим спортпрототипом класса LMP1, но за счет омологации TUV проходит в класс GT1, где рядовым F40 и Jaguar XJ220 до него как до луны боком. Porsche решает поддержать Дауэра и оказывает помощь в постройке 2х боевых машин, а также обеспечивает доводку, тесты, поиск спонсоров и организацию команды. При этом Porsche ничем не рискует. Если автомобили не выигрывают, то машины выступают под именем Dauer, а если побеждают — все-таки в названии есть слово Porsche. В результате Dauer 962 LM Porsche побеждает гонку в Ле-Мане, заняв первое и третье места в абсолютном зачете. Для компании Porsche эта победа становится 13 в списке. Все лавры победителя Дауэр отдает Porsche, взамен получая от нее возможность продажи машин под своим именем.
Таким образом, Дауэр остался монополистом на законную продажу под своим именем 50 переделанных Porsche 962. Известный автоколлекционер Султан Брунея, купил сразу 5 Dauer 962 Le Mans!

Всего было выпущено 3 экземпляра данного автомобиля. BMW Nazca M12 и сегодня выглядит фантастически, а что говорить про 1991 год, когда началось ее производство. Разработкой Nazca M12 занимались в знаменитом ателье Italdesign, а ее дизайн придумал великий Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), получивший награду “Автомобильный дизайнер века”, он также создал BMW M1

К созданию суперкара Cizeta-Moroder V16T были причастны три человека: автомобильный инженер Клаудио Дзамполли, поэт и композитор Джорджио Мородер и знаменитый дизайнер Марчелло Гандини. Проект зародился в конце 80-х гг., когда Дзамполли и Мородер задумали построить самый красивый и мощный спортивный автомобиль в мире. Для этого они основали компанию Cizeta Automobili и пригласили Марчелло Гандини, работавшего на Lamborghini. К тому времени Гандини как раз заканчивал разработку модели Lamborghini Diablo, но когда Lamborghini выкупил Chrysler, новым хозяевам не понравился прототип итальянского мастера. Таким образом, Гандини просто использовал дизайн Diablo на автомобиле Cizeta, в котором всё равно осталось много общего с серийной Diablo. Исключение составляли двухэтажные всплывающие фары и огромные воздухозаборники перед задними колёсами.

Первая часть названия Cizeta-Moroder V16T обозначала инициалы Дзамполли (Ci-Zeta), а вторая указывала на фамилию заказчика, однако после того, как Мородер отказался от участия в проекте, модель была переименована в Cizeta V16T. По индексу V16T можно было понять, что суперкар оснащён V-образным 16-цилиндровым двигателем, установленным поперечно перед задней осью. Такая компоновка уже встречалась на Lamborghini Miura, но из-за большой длины силового агрегата машина получилась очень широкой. V16 имел 8 распредвалов и состоял из двух 64-клапанных моторов V8, а между ними располагалась продольная передача, которая соединяла коленчатый вал с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Роскошный кожаный салон отделялся от моторного отсека двойной перегородкой. Стальная трубчатая рама служила каркасом для 2-дверного алюминиевого кузова со стальной крышей. Cizeta V16T оснащалась подвеской на двойных поперечных рычагах неравной длины, вентилируемыми дисковыми тормозами Brembo с 4-поршневыми суппортами и вакуумным усилителем и шинами Pirelli P-Zero 245/40 ZR17 спереди и 335/35 ZR17 сзади. Максимальная скорость составляла 328 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 4.4 с.

Читайте также:
Hyundai Grand Starex превратили в дрифт-маршрутку

Это было много даже для суперкара, и неудивительно, что фирма не нашла ни одного клиента, кроме Султана Брунея, заказавшего сразу три экземпляра. До банкротства компании в 1995 г. удалось продать всего 19 автомобилей, ещё два купе и один родстер были завершены в 1999 и 2003 гг.

Индийское дизайнерское ателье DC Designs в главе с Дилип Шабря известно своими эпатажными автомобилями, в том числе и купе CEXI. Автомобиль построен в стиле Nissan 350Z Coupe для султана Брунея — Хассанала Болкиа. Автомобиль имеет переднюю часть в стилистике Rolls Royce, ламбо-двери и мотор V12. Но видимо, данный авто не пришелся ко двору хозяину и он выставил его на продажу в одном из лондонских магазинов.

FX от Pininfarina получилась очень дерзкой и «американской» снаружи, а также высокотехнологичной внутри. Эту машину, созданную в 1995 году Pininfarina, по праву можно считать эксклюзивом, но и в техническом плане она интересна: с двигателем 512M (а FX построена на ее базе) поженили секвентальную коробку передач с подрулевыми лепестками производства Williams – да-да, гоночной команды Формулы-1. Шесть таких машины до сих пор живут в Брунее, а одну машину знаменитый заказчик отменил. Pininfarina продала свободный экземпляр номер 4 Дику Маркони.

Показанный на Женевском Автосалоне 1993 года Aston Martin Lagonda Vignale от студии Ghia был построен на базе… Lincoln Town Car (тогда, если вы помните, компания Aston Martin принадлежала Ford). Конечно, использовать фордовский V8 было не престижно, поэтому его заменили на 5,9-литровый V12 – ходят слухи, что это тот самый двигатель, который позднее появился на Vanquish. Впоследствии Ghia выпустила несколько реплик этого автомобиля (какие-то имели упрощенный салон, какие-то – меньшие фактические габариты), но единственный оригинальный прототип принадлежит Хассаналу Болкиаху, который отдал за машину полтора миллиона фунтов.

P.S.
Сегодня Бруней — одно из самых богатых и обеспеченных государств мира. За богатство жителей страну называют «исламский Диснейленд». Страна занимает одно из первых мест в Азии по уровню жизни населения.

Спасибо Вам за внимание.
Понравилась публикация? Нажмите кнопки “нравится” и “поделиться
Интересуетесь классическими и ретро автомобилями — подписывайтесь на Instagram с регулярными публикациями.

Автопарк в 5000 экземпляров

Султан Брунея Хассанал Болкиах, который по совместительству занимает должности премьер-министра, министра обороны и министра финансов, — известный оригинал. Руководя министерствами «три в одном», он умудрился развестись со своей третьей женой, оставив бедняжку без копейки денег.

Любовь к автомобилям сильнее, чем любовь к женщинам

Ещё одна страсть богача — автомобили. Сколько транспортных средств в его коллекции, никто не может сказать с полной уверенностью, но, по оценкам специалистов, их количество колеблется в пределах 3000–7000 экземпляров.

Только Роллс-ройсов насчитывается шесть сотен — всего на сто штук меньше Феррарии. Разновидностей BMW, Mercedes, Porsche, Jaguar, Bentley — не менее сотни по каждой модели. А ещё есть уникальные болиды, одержавшие победу на Формуле 1.

Чтобы поддерживать такое количество машин в надлежащем состоянии, задействовано немало профильных специалистов, а для содержания автомобилей выстроены специальные самолётные ангары. Если бы Болкиах решил сегодня избавиться от коллекции, то заработал бы не менее 5 млрд. долларов.

Давайте же заглянем одним глазком в святая святых и рассмотрим самые уникальные экспонаты брунейской автоколлекции.

Ferrari Mythos

Таких непревзойдённых экземпляров у Хассанала сразу две штуки — в красном и синем цвете. Выполнены они по специальному заказу султана.

Ягуар XJ220 Pininfarina

Как только в 1991 году появились первые суперкары Jaguar XJ220, властелин авто прикупил целых 15 штук. Это первые гоночные машины, которые впоследствии выпустили на дороги общего пользования. Они способны разогнаться до 354 км/час.

Но больше всего султан гордится XJ220 Pininfarina Jag, произведённый по его заказу. От привычной модели этот Ягуар отличается меньшими длиной и весом, а также заменой выдвижных фар на фиксированные. Внутрь салона мало кто заглядывал, так как расположено авто в ангаре с самыми ценными экземплярами.

Читайте также:
Как номер автомобиля может повлиять на судьбу: нумерология и значение цифр

Bentley Dominator

В 90-ых было выпущено шесть внедорожников по спецзаказу, которые заказчик планировал использовать для поездок на охоту. Внутренности Доминатора составляют основу Range Rover, а кузов был переделан в соответствии с пожеланиями всемогущего брунейца. Каждый из экземпляров обошёлся султану в 3 млн. фунтов стерлингов.

После выполнения этого заказа Bentley только спустя 20 лет наладила производство серийный выпуск Bentayga.

Ferrari F90

Заказ на 6 авто этой модели был настолько засекречен, что никто долгое время не знал об их существовании. Чтобы учесть все пожелания денежного клиента, компании Pininfarina понадобилось четыре года — с 1988-го по 1992-ой.

Ferrari Venice

Этих 5-дверных красавцев с просторным багажником было выпущено всего 7 штук. Шесть из них приобрёл, как вы уже догадались, султан.

Производитель за каждый экземпляр назначил цену в 1,5 млн. долларов. Но это не испугало автоколлекционера.

Porsche 962 Dauer

Эта модель была сделана на базе Porsche 962С. Но от оригинала в ней мало что осталось. Существенным изменениям подверглись детали кузова, пропорции, аэродинамические свойства. Лобовое стекло увеличили, а дверцы расширили. Уровень пола и крыши приподняли, а заднее антикрыло занизили. Кокпит стал втрое больше. Салон переделали под двухместный, отделав его кожей и карбоном.

Подобные мероприятия позволили добиться фантастической скорости в 404 км/час. Под руководством инженера Дауэра было выпущено полсотни суперкаров. Султану приглянулись пять из них.

BMW Nazca M12

Таких авто было произведено всего три штуки. Они и сейчас выглядят сногсшибательно, а в 90-ых годах это был настоящий прорыв в автомобилестроении.

Cizeta Moroder V16T

Обладатель 16 цилиндров, расположенных поперечно. Двигатель V16 с двумя коленвалами. А лошадок насчитывается больше, чем у F40 – целых 540. Машинка способна ехать со скоростью 328 км/час, а разгоняется до сотни всего за 4,4 сек.

Первую модель представили в 1988 г. на Женевском автосалоне. Но стоила она настолько дорого, что желающих приобрести её не нашлось, кроме одного. Бессменный руководитель Брунея на протяжении полувека прикупил сразу три экземпляра по 300 тыс.долларов за штуку.

Rolls Royce CEXI

Шедевр от индийского дизайнера Дилипа Шабря хоть и оказался довольно эпатажным с ламбо-дверями и мотором V12, но, по всей видимости, не понравился хозяину.

Поэтому он и появился в лондонском магазине с надеждой обрести нового хозяина.

Ferrari FX Pininfarina

Очень высокотехнологичная модель 1995 года выпуска, в которой смешали внутренности FX и Формулы 1.

В брунейском гараже прекрасно обустроились шесть подобных машин, но седьмая, а вернее, четвёртая по счёту, была продана Дику Маркони.

Aston Martin Lagonda Vignale

Увидев машину с 5,9-литровым V12 на Женевском автосалоне, султан не сдержался. За единственный оригинальный экземпляр Болкиах выложил 1,5 млн.фунтов. После этого было выпущено ещё несколько реплик, но значительно упрощённых и не идущих ни в какое сравнение с первой моделью.

Хорошо, что глава Брунея Хассанал Болкиах заботится не только об автомобилях, но и о людях. Уровень жизни населения в подвластном ему государстве считается самым высоким в Азии.

Золотая душа: роскошная жизнь султана Брунея

Огромный дворец, собственный авиапарк и тысячи дорогих автомобилей в гараже — это не сказка, а часть огромного состояния султана Брунея. Он занимает второе место среди самых богатых монархов мира и ест только из золотых тарелок. Роскошь, которая потрясает своим размахом, царит в его жизни во всем: начиная от стрижки и заканчивая эксклюзивным частным самолетом.

Смотрите и удивляйтесь, каких масштабов может достичь фантазия султана, у которого есть несметные богатства.

Состояние султана Брунея оценивают в 15 миллиардов фунтов (1,28 триллиона рублей). В рейтинге самых богатых правителей мира он занимает второе место после короля Таиланда.

В начале апреля 2019 года глава мусульманского государства попал в список самых ярых преследователей людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией: он официально объявил, что отныне в Брунее вводятся законы шариата, согласно которым за гомосексуальность будут забивать камнями.

Читайте также:
На каких советских автомобилях ездил Юрий Никулин

В числе прочих варварских законов Брунея — отрубание рук и ног за воровство, а также наказание мусульман ударами розог за употребление алкоголя.

Эти нечеловеческие порядки вызвали бурю возмущения у мировой общественности. Джордж Клуни, например, устроил бойкот брунейскому султану и больше не останавливается в принадлежащих ему отелях. Но это вряд ли скажется на огромном состоянии монарха, которое увеличивается на 80 фунтов (около 7000 рублей) в секунду благодаря прибыли от продаж нефти.

72-летний султан Хассанал Болкиах правит страной, богатой месторождениями нефти, в течение 52‑х лет. Он встречался со многими монаршими особами, включая королеву Великобритании Елизавету II и принца Филиппа.

Он хорошо известен своим пристрастием к дорогим автомобилям, стоимость которых порой доходит до 10 миллионов фунтов (860 миллионов рублей). Кроме крутых тачек, у султана есть целая коллекция особняков и дворцов, а летает монарх на частных самолетах, украшенных элементами из чистого золота.

Экстравагантный султан тратит 19 000 фунтов (1,6 миллиона рублей) на стрижку у своего любимого стилиста, который живет за границами Брунея. К нему правитель прилетает на частном самолете.

Мусульманский глава Брунея любит свадьбы. Он сам отгулял три своих брачных церемонии, потратив на каждую из них миллионы.

В 1965 году молодой монарх впервые женился на своей кузине Пенгиран Анак Салехе, которая родила ему шестерых детей, включая наследника престола, коронованного принца Аль-Мухтади.

Многоженство в Брунее легально, поэтому султан женился во второй раз, но Анак Салехе остается его первой женой и считается королевой.

Он познакомился со второй супругой, Мариам Абдул Азиз, когда та работала стюардессой на международных авиалиниях, и женился на ней в 1982 году.

В 2003 году султан развелся с Мариам, матерью четверых его детей, и лишил ее всех королевских титулов перед тем, как жениться в третий раз.

Последней женой любвеобильного монарха стала журналистка и телеведущая Азриназ Мазхар, которая родила ему двоих малышей. Но этот брак тоже продлился недолго: пара развелась в 2010 году.

Несмотря на то, что султан является отцом 12-ти детей, он очень придирчив, если дело идет о браке своих отпрысков. Пять роскошных свадеб родных кровинушек праздновались по неделе и стоили около 5 миллионов фунтов (430 миллионов рублей) каждая.

Когда его старший сын, наследник престола, женился на 17-летней Саре Саллех, невеста была обута в лабутены, инкрустированные настоящими бриллиантами, с каблуками из чистого золота.

На свадьбе старшей дочери, принцессы Рашиды (Princess Rashidah), пела сама Уитни Хьюстон, которая прилетела специально на это торжество. За ее выступление султан заплатил 5,5 миллиона фунтов (около 473 миллионов рублей).

Но все это меркнет перед размахом, с которым богатый монарх отпраздновал свое 50-летие в 1996 году. Торжество обошлось щедрому султану в 20 миллионов фунтов (1,7 миллиарда рублей). Во время праздника проходил матч поло, а на шикарном праздничном обеде для 3000 гостей подавали икру белуги и шампанское — сколько душа желала. В конце торжества каждому гостю подарили медаль из чистого золота на память.

Правитель заплатил Майклу Джексону 14 миллионов фунтов (120,5 миллиона рублей) за три концерта на праздновании своего юбилея.

Дом 29-го султана Брунея находится в дворце Инстана Нурул Иман. Это самая большая королевская резиденция в мире. Роскошное здание строили в течение двух лет и стоит оно 1 миллиард фунтов (86 миллиардов рублей). Потрясающий комплекс состоит из 1788 комнат и 257 ванных комнат.

Внутри дворца все декорировано золотом и бриллиантами. На территории резиденции расположены пять бассейнов, банкетный зал для 5000 гостей и мечеть на 1500 человек.

Даже 200 лошадок-пони наслаждаются роскошными условиями: они живут в конюшне с полным кондиционированием.

У султана Брунея есть недвижимость и в Лондоне: комплекс St John’s Lodge в парке Риджентс, который состоит из трех взаимосвязанных особняков и считается самым дорогим в столице. Резиденция была куплена в 1994 году за 40 миллионов фунтов (3,4 миллиарда рублей), а сейчас ее стоимость возросла до 110 миллионов фунтов (9,5 миллиарда рублей). Она считается самым дорогим частным домом в Великобритании.

Читайте также:
За какие нарушения в ближайшем будущем будут наказывать намного строже, чем сейчас

У сказочно богатого монарха есть поместья в Австралии и США — в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Султан — щедрый человек, поэтому он часто дарит недвижимость, стоимостью в миллионы, своим родственникам.

Стоимость коллекции автомобилей правителя Брунея составляет 5 миллиардов фунтов (430 миллиардов рублей). Среди 7000 дорогих машин можно увидеть 500 роскошных Mer­cedes, 450 Fer­rari, 380 Bent­ley, более 100 Koenigsegg, 21 Lam­borgh­i­ni, 11 Aston Mar­tin, 179 Jaguar, 600 Rolls Royce и 209 BMW.

Вершиной этого автомобильного великолепия является Sil­ver Spur Limo, украшенный чистым золотом. Его используют для свадебных королевских церемоний.

Жемчужина коллекции авиапарка султана — Boe­ing 747, украшенный настоящим золотом и бриллиантами, внутри которого есть гостиная, спальня и ванные комнаты с золотыми умывальниками. Стоимость этого самолета составляет 233 миллиона фунтов (20 миллиардов рублей).

За всем этим роскошным хозяйством неусыпно следят два домоуправителя, которые получают зарплату по 7 миллионов фунтов (602 миллиона рублей) каждый.

Красиво жить не запретишь, особенно если сидишь на султанском троне из чистого золота. Сказочное богатство, которое трудно представить обычному человеку — это ежедневная рутина для правителя Брунея. Рожденный султаном — плебеем быть не может.

Источник

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

На чем ездит Джефф Безос: топ-7 автомобилей богатейшего человека в мире. Фото

Порой становится интересно, на каком автомобиле может ездить самый богатый человек мира. Так, известно, что материальное состояние основателя Amazon Джеффа Безоса на сегодня оценивается в 198,3 миллиарда долларов.

При этом, когда к нему пришли первые большие деньги, он не стал, подобно многим, покупать себе яхты и дорогие авто и долгое время оставался верен своему Honda Accord. OBOZREVATEL узнал, какие автомобили, дорогие и не очень, сейчас есть в автопарке Джеффа Безоса.

1. Honda Accord 1996 года

Самая любимая и одна из первых машин Джеффа Безоса – это Honda Accord 1996 года выпуска за 2000 долларов. Он долгое время отдавал предпочтение этому скромному автомобилю и ездил на нем на работу как минимум до 2013 года. Любопытно, как этот автомобиль чувствует себя в гараже между Pininfarina Sergio, Bugatti Veyron Mansory и Lamborghini Veneno.

2. Ferrari Pininfarina Sergio

Эта машина считается самой “дешевой” в гараже миллиардера (конечно, помимо Honda). Так, даже самая скромная машина магната Ferrari Pininfarina Sergio стоит 3 млн долларов. Все остальные еще дороже.

3. Bugatti Veyron Mansory

Гиперкар компании Bugatti, производившийся с 2005 по 2015 год, также является одной из любимых машин Безоса. Кроме того, это авто считается одним из самых быстрых в мире. Ее максимальная скорость – 407 км/ч, а разогнаться до 100 километров в час она может всего за 2,5 секунды. Bugatti Veyron Mansory обошелся SEO Amazon в 3,4 миллиона долларов.

4. W Motors Lykan Hypersport

W Motors Lykan Hypersport за 4 миллиона – это ливанский гиперкар ограниченного производства. Его салон выполнен из материалов премиум-класса, таких как углеволокно, титан, натуральная кожа и настоящие бриллианты. Кроме того, гиперкар имеет карбоновые кузовные панели и открывающиеся против направления движения двери. В моторном отсеке модели установлена оппозитная 3,7-литровая “шестерка” с двумя турбинами, развивающая 750 лошадиных сил и 960 Нм крутящего момента.

5. KoenigseggCCXRTrevita

Эта красотка является самой быстрой из всех автомобилей Безоса и стоит она 4,8 миллиона долларов. Двигатель Koenigsegg CCXR Trevita объемом 4755 см³ развивает мощность 1032 лошадиных силы, что позволяет развить скорость до 402 км/ч.

6. Lamborghini Veneno

Это одна из самых дорогих машин миллиардера – ее стоимость достигает 5 миллионов. Итальянский суперкар, выпущенный ограниченной серией в 2013 году, может развивать скорость до 355 км/ч. Представляет собой спортивное двухместное купе S класса. В интерьере автомобиля преобладает углепластик, из него также изготовлены каркас и посадочная поверхность кресел.

7. Rolls-Royce Sweptail

Безос также является владельцем единственного в своем роде роскошного автомобиля, произведенного в Великобритании компанией Rolls-Royce Motor Cars. Интересно, что это авто является самым дорогим в мире, и сам Джайлс Тейлор, директор по дизайну компании Rolls-Royce Motor Cars описал Sweptail как “автомобильный эквивалент от кутюр”. Эту машинку миллиардер приобрел за 13 миллионов долларов.

Читайте также:
5 опций современных машин, которые больше мешают, чем помогают

Как выглядят самые дорогие яхты в мире Медведчука, Абрамовича и других миллиардеров.

Снимки частных лимузинов Байдена, Путина, Меркель и других мировых лидеров.

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся

Важное

Умирают дома и не верят российским вакцинам: что происходит с коронавирусом на Донбассе

Заехали в квартиру и перестали платить, а полиция выселять отказалась: как избежать “захвата” арендаторами

Пенсии в Украине зависят всего от трех показателей: через несколько недель правила расчета изменят

новости Украины

Украину накроют дожди и снег, ожидаются погодные “качели”: прогноз синоптиков на неделю

Врач о вакцинации бустерной дозой от COVID-19 в Украине: почему мы ждем – непонятно

В ЮАР выросло число госпитализаций детей с COVID-19: врачи рассказали, как протекает болезнь

Жизнь

Украину накроют дожди и снег, ожидаются погодные “качели”: прогноз синоптиков на неделю

6 декабря: какой праздник, что нельзя делать на Митрофана, приметы и именинники

В 2014 году Фонд обороны страны Корбана смог поддержать армию, когда у нее ничего не было, кроме людей

Мнения

Российский гамбит: Соединенные Штаты проходят испытание Украиной

Нам доверяют. В нас верят. И именно это придает сил приближать Победу

Путин мечтает уничтожить Украину. Зачем украинцы играют ему на руку?

Лекарство от старости, жизнь без болезней: невероятный прогноз на 2022 год

В Польше знают: если падем мы – следующими будут они

Поколение Z: какие они, рожденные после 1995-го, и как они изменят мир

Единственный в мире: как возник вид спорта, который начинался с ведер из-под персиков

Если россияне придут в Украину с огнем и мечом, то им вспомнят каждую каплю пролитой крови

Использование любых материалов, размещенных на ресурсе OBOZREVATEL разрешается только при условии обязательной ссылки на OBOZREVATEL, а для интернет-изданий – размещение прямой, открытой для поисковых систем, гиперссылки на страницу OBOZREVATEL, на которой размещен оригинальный материал. Любое копирование, публикация, перепечатка и последующее распространение информации, которая содержит ссылку на “Интерфакс-Украина” www.interfax.com.ua, строго запрещено. Все опубликованные фотоматериалы Getty Images и УНИАН не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме без письменного разрешения компаний. Редакция OBOZREVATEL может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале. За достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, ответственность несет рекламодатель.

©2021 Все права защищены, ООО “Золотая середина”.

ТОП 5 ЛУЧШИЕ МАШИНЫ СУЛТАНА БРУНЕЯ

Об автомобильной коллекции Султана

Брунея Хассанал Болкиах легенда гласит: известно в нескольких гаражах хранятся тысячи

автомобили, стоимость коллекции оценивается в миллиардов долларов.

Автомобильное сообщество

14.5K постов 37.2K подписчиков

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Антон Птушкин продал свой Smart “Микроб” за 100 000 долларов. Все ради того, чтобы помочь больным детям

Украинский тревел-блогер распрощался со своей любимой машиной, а вырученные деньги передал на благотворительность.

Об этом на своей Facebook-странице сообщил предприниматель Сергей Неклева.

«Это маленькая история о большом поступке, сам он точно никогда не расскажет. 1 декабря состоялся благотворительный ужин Таблеточки., на котором, с помощью интересных лотов и при поддержке украинских звезд шоу-бизнеса и бизнеса, мы собираем деньги для программ фонда … Вчера, помытый, наполированный, с пробегом по Европе Smart от Птушкина „ушел“ финальным ударом молотка Потапа за $100 000… автомобиль с историей нашел своего фаната… спасибо MAN, мне кажется это крутой поступок, ну и точно огромная помощь детям», — написал Сергей Неклева.

Читайте также:
10 современных автомобилей в стиле «ретро»

Предприниматель отметил, что в скором времени расскажет больше об участниках и лотах вечера, однако эта история стала для него самой особенной.

Деньги вырученные с продажи знаменитого автомобиля пойдут на помощь онкобольным детям, которым фонд “Таблеточки” помогает уже последних несколько лет

Подготовка к продаже Мазда 6

Хотелось бы показать ,как нужно делать ,чтобы продать свой Авто быстрее и дороже .
Да и в принципе друзья ,ухаживайте за своим авто для себя любимого ,ведь ездить в чистоте гораздо приятнее

Привезли среднестатистический автомобиль в работу .
Задача подготовить к продаже авто ,чтобы было не стыдно показать людям

Сделали химчистку салона с разбором ,почистили полностью – пол,сиденья ,потолок,дверные карты ,приборную панель и багажник .

Так же решили ,что будем делать среднюю
Полировку кузова ,так как чёрный цвет достаточно уязвим

Сеточки динамиков конечно запинывает 80% людей ,наверное одно из самых сложных занятий ,это грамотно почистить их,целый квест я бы сказал

На данном фото видно ,сколько всего скапливается между сиденьем и панелью ,поэтому стоит всегда снимать сиденья ,чтобы результат был отличным

Сиденья были в достойном состоянии ,но мы все равно освежили их.

Далее приступили к кузову ,фотографий по процессу работы не очень много ,но есть все же парочку .

Цвет :чёрный солид ,достаточно уставший уже на этом авто

Думаю,что объяснять где тут «до»,а где «после» не требуется .

Достаточно глубокие царапины остались ещё по двери ,которые видно при точечном свете ,выпиливать их мы уже не стали ,так как это предпродажная работа .
Работа делается пастами от фирмы sonax cut max + perfect finish .
Никакого силикона и прочей ерунды .
Ну и пару фотографий готового авто

Хотелось бы получить от вас обратную связь ,узнать ,что вы хотели бы читать и про что вам стоит рассказывать .
Про какие машины будет интересно смотреть и читать

Всем хорошего вечера !!

Продавцы и автовладельцы нарезают протектор шин, продляя их «жизнь»

Экономия или безрассудство?

Экономить для человека само по себе неплохое качество, которое говорит о том, что такое лицо смотрит в будущее более осторожно, в связи с чем формирует определенную финансовую «подушку». Но экономия может привести к разным последствиям.

Виталий (автовладелец): «В начале ноября 2021 года мне понадобилась зимняя резина. В связи с тем что незадолго до этого я серьезно вложился в ремонт автомобиля, пришлось рассмотреть вариант приобретения «бэушных» шин, денег особо не было. Через рекламу в интернете нашел подходящий для меня вариант – зимнюю резину Michelin R19 с остатком протектора, как указано в объявлении, 7 миллиметров. На такой еще ездить и ездить, как говорится. Продавал шины индивидуальный предприниматель. Я так понял, он только «бэушной» резиной занимается, так как похожих предложений у него много. Созвонились, встретились, я осмотрел резину, ее внешний вид меня удовлетворил. Ударили по рукам. Сразу же направился на шиномонтаж, чтобы не стать участником «дня жестянщика», как говорят водители. Работник шиномонтажа, водрузив колесный диск на станок и взяв в руки приобретенные мною шины, вдруг остановился и сказал: «Это нарезка». Я не совсем понял, что он имел в виду, попросил уточнить. Оказывается, на моей «бэушке» глубина протектора была увеличена искусственно при помощи нарезки, то есть углубления протектора специальным оборудованием. По словам шиномонтажника, такое явление встречается довольно часто, некоторые автовладельцы вполне осознанно продляют таким образом «жизнь» шин. Но позвольте, я на такое не подписывался! В объявлении было сказано, что шины «бэушные», а не нарезанные. На такой резине, честно говоря, я ездить боюсь. Мои опасения на шиномонтаже подтвердили. «Не стоит, не рискуйте» – таков был ответ. Могу ли я эти шины вернуть продавцу и как это сделать?»

Нарезка протектора автомобильных шин имеет место как допустимое явление, но применительно к шинам для грузовых автомобилей, причем со специальной маркировкой REGROOVABLE. Производитель грузовых шин изначально наносит дополнительные слои резины, чтобы такие шины можно было восстанавливать способом углубления протектора. Однако производители шин для легковых автомобилей никакой нарезки не предусматривают. Это означает, что углубляться в слой резинового состава нельзя, там некуда по большому счету углубляться, нет дополнительных слоев резины.

Читайте также:
Какие автомобили выбрал для себя телеведущий Иван Ургант

Тем не менее такие случаи происходят, и получается, что шина становится, по сути, тоньше. Тут следует отметить, что каждая шина имеет свои параметры и индекс нагрузки, и именно с таким индексом производитель проводил испытания шин. При искусственном уменьшении толщины шины нарушаются параметры, при которых шина должна безопасно «работать». Чем это чревато, понятно без слов – такая шина может «взорваться» в любой момент. Управляемость автомобиля также меняется, конечно же, в худшую сторону. А последствия ДТП могут быть разными, в том числе и фатальными.

Для тех автовладельцев, которые осознанно идут на углубление протектора легковой шины, дабы продлить ее «жизнь» и сэкономить, скажем прямо: оно того не стоит, это не экономия, а безрассудство.

А вот тех, кто продает нарезанные шины, хотим предупредить, что можно нарваться и на уголовную ответственность в зависимости от последствий такой нарезки для покупателя.

Статья 337 Республики Беларусь. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции

2. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, – наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции, повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Применительно к случаю нашего читателя скажем, что продавец, во-первых, обязан был сообщить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, в том числе и информацию о потребительских свойствах, о чем говорится в ст.7 закона о защите прав потребителя (далее – закон). Углубление протектора путем нарезки шины меняет потребительские свойства такого товара, о чем продавец обязан рассказать, как и сообщить о рисках использования подобного товара (ст.12 закона). Но не это главное – главное, что продажа такого товара в принципе запрещена законом.

Статья 12. Обязанности изготовителя (исполнителя, продавца, поставщика, представителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)

4. Запрещается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги) с недостатками, наличие которых является нарушением установленных законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза обязательных для соблюдения требований по его безопасности.

Именно об этом наш читатель должен сказать индивидуальному предпринимателю, который продал нарезанные шины, и потребовать расторжения договора с возвратом денежных средств.

Если предприниматель упирается и говорит, что он углублением протектора не занимался, то в этой части нужно ему сообщить, что он в любом случае несет ответственность за реализуемый товар, поскольку он – продавец. За неудовлетворение требований потребителя суд может взыскать как деньги, уплаченные за товар, так и моральный ущерб, право на возмещение которого возникает по самому факту нарушения прав потребителя. И да, если в деле участвуют представители объединений потребителей и местные исполнительные органы, то суд назначает еще и штраф в размере 100% суммы, присуждаемой потребителю (ст.44 закона Республики Беларусь). Если таковые в деле не участвуют, то расходы на адвоката в любом случае лягут на плечи предпринимателя, нарушившего права потребителя, а адвокаты стоят дорого.

Несметные богатства султана Брунея: самый большой в мире дворец, 150 домов, сеть отелей и несколько самолетов

19 октября 2020 , 19:45 Источник: compromat.ru

Султан Брунея Хассанал Болкиах находится у власти уже 53 года. Абсолютный монарх занимает множество постов одновременно, совмещая должности премьер-министра, министра обороны и министра финансов. Также он является верховным религиозным лидером, главнокомандующим вооруженными силами государства и даже ректором главного университета страны. В настоящее время его состояние оценивается в 27,7 миллиарда долларов.

Одна из четырех резиденций Болкиаха в Брунее – Нурул-Иман – попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая на планете. Купола этого дворца покрыты 22-каратным золотом. Он вмещает 1788 комнат, 257 ванных, 18 лифтов, 44 лестницы, пять бассейнов, конюшни на 200 лошадей, оснащенные кондиционерами, мечеть на полторы тысячи верующих и подземный гараж. Общая площадь дворца – свыше 200 тысяч квадратных метров, а его стоимость составляет более 1,3 миллиарда долларов. Он способен вместить до пяти тысяч человек. Помимо этого семья султана владеет сетью роскошных отелей The Dorchester Hotel и 150 домами в 12 странах мира.

Читайте также:
Зачем в дизельные моторы заливают удобрение

Фото: compromat.ru. Дворец султана Брунея

В автопарке Хассанала Болкиаха порядка девяти тысяч суперкаров Mercedes, Ferrari, Bentley, Koenigsegg, Lamborghini, Aston Martin, Jaguar и BMW. Их общая стоимость составляет 6,5 миллиарда долларов. Самым роскошным автомобилем считается лимузин Silver Spur Limo, украшенный золотом, который используют для торжественных церемоний. Известно, что в середине 90-х до 50% доходов Rolls-Royce составляли продажи машин султану Брунея и его брату.

Фото: Reuters. Золотой Rolls-Royce султана Брунея

Имеются у монарха два вертолета, два Boeing 747-400 и шесть небольших самолетов. В его Boeing расположены гостиные, спальни и ванные комнаты с золотыми умывальниками.

Султан Брунея был трижды женат и на каждую из свадеб тратил миллионы долларов. Пятеро из двенадцати детей монарха уже тоже сочетались браком. На свадьбе одной из дочерей султана выступала Уитни Хьюстон. На празднование 50-летия монарха был приглашен Майкл Джексон. Среди мировых знаменитостей, выступавших на семейных вечеринках – Элтон Джон, Дайана Росс, Стиви Уандер, Бон Джови и Тина Тернер.

О том, как живут и развлекаются Хассанал Болкиах и его брат Джефри, рассказала Мисс США 1992 года Шеннон Маркетик. По словам американки, в агентстве по трудоустройству ей предложили участвовать в официальных мероприятиях в Брунее с оплатой в три тысячи долларов в день, там же ее заставляли с десяти часов вечера до трех часов ночи танцевать на частной дискотеке, накачивали наркотиками и обращались с ней как с проституткой.

Издание Lenta.ru приводило ранее воспоминания оказавшейся в свое время в гареме модели Джиллиан Лоурен:

«Большинство девушек в гареме — тайки или филиппинки в возрасте 14 лет. [. ] По свидетельству Лоурен, Джефри, просивший называть его на американский манер Робином, был фанатом всего, что связано с США: машин, одежды, поп-культуры. «Он открывал любой журнал и тыкал пальцем в понравившуюся фотографию женщины, говоря: «Хочу вот эту или эту», а потом заказывал их», – вспоминает Лоурен».

Брата султана Джефри за любвеобильность и расточительность прозвали «главным плейбоем планеты». Когда стало известно, что из-за своих увлечений он наполовину опустошил казну, султан отстранил его от управления Министерством финансов и инвестиционным фондом Брунея. Джефри также должен был вернуть имущество, приобретенное за 10 лет веселой жизни. По разным оценкам, в среднем в день он тратил от 500 до 700 тысяч долларов.

В то время состояние монарха увеличивалось каждую секунду на 104 доллара благодаря высоким ценам на нефть. Хассанал Болкиах был самым богатым человеком в мире. Теперь же стоимость энергоресурсов упала в цене в два раза, впрочем, на его счету еще 27,7 миллиарда долларов.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события – Яндекс Новости

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: