Вредные советы: 7 способов уничтожить автоматическую коробку на своей машине

Вредные советы: 7 способов уничтожить автоматическую коробку на своей машине

Автоматическая коробка передач – узел довольно крепкий, однако сломать при неправильной эксплуатации можно и его. Ниже описано несколько способов, как это сделать. Инженеры закладывают в конструкцию устойчивость к экстремальным ситуациям и системы защиты от ошибок водителя. Однако постоянная неправильная эксплуатация и регулярные ошибки могут довольно быстро обездвижить ваш транспорт.

Валим боком

Самый верный способ убить автоматическую коробку, как и любую другую – использовать её на предельных режимах работы. Резкие старты со светофора, дрифт на парковке — всё это неминуемо закончится поездкой в автосервис. Сломать коробку можно, и не ведя себя в стиле «я у мамы гонщик». Наши коммунальщики создают для это прекрасные условия. Буксуя, застряв в сугробе, вы легко перегреете «автомат», подпалив фрикционы. Особенно осторожным нужно быть, если ваш автомобиль марки Рено, Пежо или Ситроен, их коробки «закипают» быстрее электрочайника.

Тянем-потянем

Не менее эффективный способ запороть коробку – помочь другу — «газелисту» отбуксировать его сломавшуюся машину. Причина поломки будет всё та же – чрезмерная нагрузка на коробку. Даже если масса буксируемого автомобиля меньше массы вашей машины, всё равно лучше отказаться от этой затеи. Если ситуация безвыходная и вам придётся тащить кого-то на буксире, постарайтесь ехать как можно плавнее, не допуская рывков.

Замена масла

В отношении масла с АКПП следует помнить о «трёх китах», которые в состоянии запросто прикончить агрегат:

  • неверный выбор марки и производителя;
  • эксперименты «чтобы лучше работало»;
  • уровень масла.

Неправильный выбор масла может сильно повлиять на состояние коробки. Все производители АКПП в документации к узлу указывают не только марки, но и производителей трансмиссионного масла, являющихся оптимальным для конкретной модели коробки.

Причина – в том, что различные марки масел имеют различные коэффициенты вязкости и прочие характеристики, обусловленные различными присадками. Эти характеристики оказывают существенное влияние на формирование определённого давления при работе узла и на то, как работает весь гидроблок. Подобранное масло делает работу АКПП оптимальной. Если не следовать рекомендациям, коробка прослужит меньше.

Одно время среди отечественных автолюбителей были очень популярны разнообразные эксперименты по замене марки и производителя трансмиссионного масла в «автомате», «чтобы улучшить работу». К счастью, печальный опыт горе-кулибиных быстро продемонстрировал, что не стоит пытаться улучшить то, что продумывалось опытными инженерами и тестировалось в заводских и полевых условиях на протяжении долгих лет.

Ещё один не менее важный момент – уровень масла в агрегате. Не секрет, что зачастую отечественные автолюбители приобретают дорогой автомобиль, а обслуживать его стремятся или самостоятельно, или в дешёвых непроверенных СТО. В случае коробки-автомата замену масла лучше поручить опытному мастеру, который знает, что некорректный уровень масла в коробке в худшем случае станет причиной задержки в её функционировании, а в худшем – попросту выведет её из строя полностью.

Неправильное обслуживание

1. Несвоевременная замена рабочей жидкости

Хотя часть производителей автомобилей с целью снижения стоимости владения не требуют замены жидкости в автомате, на самом деле это крайне необходимая процедура. Недаром сами производители коробок рекомендуют менять смазку не реже, чем через 60 тыс. км пробега. Масло утрачивает свойства, меняется его вязкость, растет количество продуктов износа, забиваются фильтры — все это негативно влияет на ресурс автомата.

2. Контроль за уровнем жидкости в АКП

Конечно, АКП — это не двигатель, «нормального угара» жидкости у нее не должно быть, но на немолодых коробках уровень масла может быть низким как из-за негерметичности уплотнений, так и вследствие неправильной оценки уровня при замене жидкости. Обратите внимание, что перелив так же опасен, как и недолив: высокий уровень вызывает вспенивание жидкости и сбои в работе гидроблока.

Читайте также:
Парктроник не работает: возможные неисправности датчиков

Трансмиссионная жидкость и обеспечивает передачу момента, и смазывает, и охлаждает, и создает нужное давление в исполнительных механизмах.

Трансмиссионная жидкость и обеспечивает передачу момента, и смазывает, и охлаждает, и создает нужное давление в исполнительных механизмах.

3. Смешивание несовместимых жидкостей или использование нерекомендованной жидкости

В случае с коробками передач доливать можно только совместимые жидкости. Если дело дойдет до замены и вы попытаетесь залить что-то неправильное, то смешивание жидкостей произойдет в пропорции один к одному, потому что очень большая часть старой жидкости останется в коробке и гидротрансформаторе. И все это даст осадок, коагулирует… Вам это надо?

Следите за совместимостью жидкостей для АКП.

Следите за совместимостью жидкостей для АКП.

4. Чистота радиатора АКП

Некоторые коробки передач настолько нагружены, что не могут обходиться без дополнительного радиатора охлаждения для рабочей жидкости. Залепленный грязью радиатор приводит к перегреву и быстрой деградации жидкости вплоть до полной потери ее рабочих свойств.

5. Излишнее увлечение защитой моторного отсека

Защита силового агрегата, если она имеет неудачную конструкцию, может не только предотвратить неприятности от дорожных неровностей, но и лишить АКП обдува во время движения, что непременно приведет к перегреву.

Заводитесь «с толкача»

Если попытаетесь завести автомобиль с автоматом «с толкача», то есть, разогнав его в положении селектора N и затем включив D, коробка может этого не выдержать. Масляный насос коробки приводится цепью первичного вала. Если вал не вращается, то насос не создает давления масла. Дальнейшее совершенно непрогнозируемо. Никто не может рассчитать, как включатся соленоиды, куда пойдет жидкость, какие сработают фрикционы.

Есть и другие нюансы, позволяющие сохранить коробку-автомат как можно дольше: не нужно катиться с горки на нейтральной передаче, не включайте «паркинг» до полной остановки, не включайте нейтралку на светофоре, не допускайте спортивной езды и пробуксовки.

Перегрев коробки

Слабое место «автоматов» — их чувствительность к перегреву. К сожалению, большинство моделей имеют не слишком хорошие системы теплоотвода. Если машина забуксовала, не стоит пытаться пробуксовкой выбраться из ловушки: может это и удастся, но коробку можно запросто «убить».

Сгоревшие от перегрева фрикционы приведут к тому, что при нажатии на «газ» машина не сдвинется с места, хотя обороты двигателя будут расти.

АКПП на внедорожнике

Современные внедорожники активно оснащаются АКПП. К сожалению, конструктивные особенности таких автомобилей отнюдь не нацелены на сбережение ресурса коробки:

  • Продольное расположение масляного картера. Картер коробки передач у «настоящих» внедорожников, как правило, длинный, располагается вдоль продольно расположенного двигателя. Большая чувствительность «автоматов» к маслу приводит к тому, что даже небольшого уклона достаточно, чтобы трансмиссионное масло стекло, оголяя точу забора масла насосом. Следствие – холостая работа насоса, перегрев коробки.
  • Защита масляного картера. К сожалению, даже при хорошей защите картера двигателя защита картера трансмиссии на внедорожниках оставляет желать лучшего. Удар о грунт или длительное трение может запросто привести к образованию микроскопической трещины, через которую опять-таки вытечет масло, и коробка будет испорчена.

Гонки

Современные «автоматы» в большей своей массе не в состоянии справиться с крутящим моментом двигателя, которым оснащена машина. Поэтому излишне высокая скорость и частые ускорения автомобиля неизбежно приводят к перегреву и выходу АКПП из строя.

В целом, АКПП можно уверенно назвать прекрасным решением для городских автомобилей. Но следует помнить, что по сравнению с «механикой» эти коробки требуют более внимательного и бережного отношения в процессе эксплуатации. А учитывая, что ремонт «автомата» — далеко не дешёвое удовольствие, лучше сразу запомнить некоторые нюансы его эксплуатации и не допускать досадных ошибок, которые сократят механизму жизнь.

Читайте также:
Когда штраф за превышение скорости незаконен

Видео о том, что нельзя делать на АКПП:

Советы автомобилистам Статья о том, что может «убить» АКПП, а также о грамотном обслуживании автоматической коробки передач. В конце статьи — видео о том, что нельзя делать на АКПП.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С АВТО ЗИМОЙ

Для сохранения работоспособности машины следите за техжидкостями и температурой мотора

1. ДВИГАТЕЛЬ. Прогревайтесь на холостых оборотах либо на небольшой скорости, не доводя обороты мотора выше 2 тыс.

2. ЖИДКОСТИ. Проверьте способность антифриза и тормозной жидкости не замерзать при низких температурах — старую жидкость нужно заменить

3. КУЗОВ. Если авто хранится на улице, всегда очищайте снег с кузова, а также регулярно заезжайте на мойку, чтобы смыть дорожную соль

4. ШИНЫ. Следите за давлением в колесах — это влияет на управляемость автомобиля, соответственно, безопасность

5. ЕЗДА. Не превышайте скорость и старайтесь объезжать потенциально опасные места (там, где летом были лужи, — возможны прорывы асфальта)

Источник данных: эксперты «Сегодня»

Ошибки автовладельцев, которые убивают машину

Топ-10 смертельно опасных ошибок водителей

Пешеход и водитель: общение по правилам

Автоподставы возвращаются! Правила борьбы

Какими бывают дорожные «подставы»?

Как не попасть в ДТП после отпуска

Пять способов избежать «случайной» аварии

Как вести себя при ДТП?

ДТП на парковке: как найти виновного?

Что важно знать об автостраховании

Как взыскать деньги с чиновников за ямы на дорогах?

Скользим без аварий

Уроки зимней езды

Выруливаем из заноса

Чем запастись водителям? ГАИ напоминает

Запуск двигателя при низких температурах. Советы водителям

Осенний драйв ВИДЕО

Вождение в тумане: 5 советов, как избежать ДТП

Ночью за рулем смотрите в оба!

«Лежачие полицейские» и их коварство. Как проезжать ИДН?

Что делать, если в аварии виновата дорога

Городские цветы… на колесах, или Осторожно, водитель в кепке!

Водительский этикет: знают ли о нем украинцы?

Сигнальная азбука автомобилистов

В «неправильном» авто можно заболеть… раком! Как сохранить здоровье за рулём

7 способов убить автоматическую коробку передач .

Автоматическая коробка передач — довольно крепкий узел, но сломать можно и его. Мы проанализировали несколько способов это сделать. Хотите, чтобы коробка служила долго: просто не делайте так, как описано ниже.
Конечно, далеко не все из нижеперечисленных способов убьют коробку передач за несколько мгновений. Всё-таки инженеры не дураки и закладывают в конструкцию определённую «защиту от дурака» и стойкость к тяжёлым жизненным ситуациям. Для того, чтобы коробка передач вышла из строя на недавно купленном автомобиле, надо регулярно совершать одну и ту же ошибку. Ну, или весь набор ошибок сразу. Если же вы стали счастливым обладателем поддержанной машины, то стоит готовиться к сюрпризам: кто знает, что делал с машиной прошлый владелец? В таком случае, неправильная эксплуатация может довольно быстро обездвижить вашу машину.

Способ №1: буксировка

Все шестерни «автомата» нуждаются в постоянной смазке, которая возможна только при включённом двигателе – иначе просто не будет работать масляный насос. Если же буксировать автомобиль с выключенным двигателем, то довольно быстро коробка передач перегреется и получит несовместимые с жизнью повреждения. Конечно, из всех правил бывают исключения. Некоторые производители допускают буксировку на небольшое расстояние (как правило до 30 км) на небольшой скорости (до 30 км/ч), но даже в этом случае необходимо понимать, что коробке наносится ущерб. Ещё хуже дело обстоит с полноприводными машинами, снабжёнными АКП. В таком случае необходимо приподнять одну из ведущих осей над дорогой или отсоединить карданный вал.

Способ №2: длительная пробуксовка

Автоматическая коробка передач зачастую работает в режиме экстремально высоких температур. Далеко не все агрегаты имеют удачные системы теплоотвода, что повышает риск перегрева. Чтобы перегреть коробку достаточно регулярно и долго буксовать – таким способом можно, например, убить коробку AL4 концерна PSA или DP0 Renault. Конечно, полного разрушения агрегата не происходит – чаще всего дело ограничивается лишь сгоревшими фрикционами, которые и передают крутящий момент колёсам. В результате в один прекрасный момент вы нажимаете на педаль газа, обороты двигателя взлетают, а машина не едет.

Читайте также:
Как успешно сдать экзамен в ГИБДД?

Способ №3: тягач-рекордсмен

Если вас попросили выступить в роли буксира и дотянуть соседский Land Cruiser до сервиса – вежливо отказывайтесь, если, конечно, сами не водите столь же большой и мощный автомобиль. Любая повышенная нагрузка на автомат ведёт к его перегреву, а дальше вы уже знаете. Даже если буксируемый автомобиль заметно легче вашего, всё равно старайтесь избегать ударных нагрузок, вызванных резкими рывками.

Способ №4: на брюхе

Большинство современных внедорожников оснащены автоматическими коробками передач. Нужно помнить, что заводская защита картера подчас оберегает лишь картер двигателя, но не трансмиссии. А ведь поддон масляного картера АКП не способен спасти от ударов о камни или длительного трения о грунт. Вам совершенно не обязательно пробивать его столь основательно, чтобы ушло всё трансмиссионное масло – достаточно небольшой трещины и подтёка. Современные «автоматы» крайне чувствительны к масляному голоду – достаточно заехать на крутой уклон, чтобы спровоцировать отлив масла, недостаток смазки и перегрев. Усугубляется ситуация тем, что у настоящих внедорожников, как правило, продольное расположение мотора и длинный поддон картера коробки передач. Таким машинам достаточно и небольшого уклона, чтобы масло переместилось вниз, отверстие для забора масла у насоса оголилось, он начал работать в холостую, и вся конструкция перегрелась. Будьте внимательны! Машина продолжит движение до тех пор, пока из строя не выйдет последняя пара фрикционов.

Способ №5: недолив

Если по каким-то причинам (плановая замена масла или ремонт) коробку на вашем автомобиле вскрыли, надо внимательно проследить, чтобы масло было залито в нужном объёме. Так как коробка после ремонта сухая, то её узлы будут впитывать масло, вследствие чего его уровень может понизиться. А, как мы уже поняли, даже небольшой дефицит масла для «автомата» губителен.

Далеко не все автоматические коробки действительно способны в полной мере переварить крутящий момент двигателей, с которыми они агрегатированы. Например, у Toyota Camry XV40 с двигателем V6 3.5 при динамичной езде зачастую выходят из строя. Всё дело в том, что мощный мотор и без того заставляет коробку работать на пределе, а постоянные ускорения «в пол» приводят к повышенному износу фрикционов. Металлическая стружка забивает каналы гидроблока, переключения начинают происходить с рывками и перегазовками – готовьте до $2000 на ремонт.

Вы никогда не задумывались, почему на всех машинах для профессионального дрифта установлены механические коробки передач? «Автоматы» просто не способны выдержать столь долгую пробуксовку, когда коробке приходится перерабатывать максимальную мощность и близкий к максимальному момент двигателя. При этом низкая скорость движения машины в дрифте не способствует охлаждению ни мотора, ни коробки.

Какие ошибки водителя способны убить «автомат». 8 простых правил и советов

Ошибки при езде на «автомате? В России уже больше 60% машин продается с автоматической коробкой, многие даже не пробовали сдавать экзамен на права на «механике» – у них в правах есть специальная пометка. «Автомат» так давно вошел в обиход российских водителей, что о каких-то специальных навыках задумываться странно. Однако даже против современных умных АКП есть приемы, способные навредить технике и сократить срок службы. Разберем их детально с технического ракурса.

Как устроена автоматическая коробка передач

В отличие от распространённого сегодня «робота» классические гидротрансформаторные «автоматы» по своему устройству не имеют с механической КП практически ничего общего. Следовательно, и приёмы езды на «механике» здесь будут совершенно неприменимы. Если очень упрощённо, то вместо сцепления, в качестве посредника между двигателем и самой коробкой, здесь выступает гидротрансформатор (отсюда и название). Он сглаживает рывки и толчки, возникающие в процессе разгона, торможения и переключений скоростей. Кроме того, так же, как и сцепление, гидротрансформатор передаёт вращение от силового агрегата непосредственно коробке.

Читайте также:
Дорожный знак «Пешеходная дорожка» – характерные особенности

Внутри коробки тоже находятся шестерни различного диаметра, как и в обычной «механике» или «роботе». Но их расположение и взаимодействие в классическом «автомате» разительно отличается от двух своих собратьев. Они даже называются по-другому – планетарная передача. Кроме того, для включения скоростей в гидротрансформаторной АКП используются дополнительные «сцепления» – они называются фрикционы и тормозные ленты. А заведует этим всем сложный гидравлический «мозг». В общем, конструктив АКП – тема сложная, углубляться в неё не будем. Но главное, что нужно запомнить – эксплуатация такой коробки подчиняется отдельным правилам.

1. Нейтралка при движении убивает АКП

Водители с механической коробкой передач часто ездят накатом на нейтралке — нейтральном положении рычага коробки. Это используется во время буксировки, стоянки с ручником и для экономии топлива при езде со склона.

Однако на «автомате» так лучше не делать, и на это есть две основные причины:

  • Повышается нагрузка на тормозную систему, что сокращает срок её эксплуатации. Ведь теперь двигатель не участвует в замедлении машины (так и называется – эффект торможения двигателем). Следовательно, вся нагрузка перекладывается непосредственно на тормозные механизмы. Если это остановка перед очередным светофором в городе – ещё полбеды. Но если включить нейтраль и начать замедляться со скоростей выше 150, есть все шансы перегреть тормоза. Со всеми вытекающими последствиями.
  • Давление в масляном насосе коробки падает, из-за чего смазки может не хватать. Несколько минут скоростной езды с селектором в N – и «приехать» можно в сервис по ремонту АКП, на круглую сумму. Особенно актуально для «автоматов» с пробегами за 100 тысяч.

Отметим, что экономия топлива, к которой апеллируют любители нейтрали на АКП, по факту выходит совершенно иллюзорной. А вот риск развалить «автомат» более чем реален.

2. Холодный старт

Увы, но даже самые передовые и качественные масла густеют на холоде. Для лучшей работы нужно прогревать не только двигатель, но и трансмиссию. Рекомендуется минуту прогреть на «драйве» и минуту на «реверсе». Летом это время можно сократить до 30-40 секунд, что и по нынешнему отношению к экологии и комфорту окружающих становится весомым аргументом.

Когда масло достигнет рабочей температуры, « автомат» будет работать мягче и без повышенной нагрузки, что сбережет как двигатель, так и автоматическую коробку передач.

3. Буксировка – не для вас

Вопреки расхожему мнению, буксировать автомобили с АКП можно, но крайне аккуратно и соблюдая предписанные производителем рекомендации. Зачастую в инструкции по эксплуатации автомобиля указывают, на какое расстояние и с какой скоростью можно производить буксировку. Данные параметры у каждого производителя разные, но, по опыту, доехать до автосервиса можно вполне безопасно.

Запомните несколько правил на случай, если кроме буксировки выхода не будет:

  • Первое, что нужно сделать, — это проверить уровень масла в коробке (если есть маслоизмерительный щуп): если он низкий, то масло необходимо долить. В ином случае буксировать машину нельзя, так как АКП может перегреться и выйти из строя.
  • Если автомобиль полноприводный, снимите карданный вал заднего моста — это снизит нагрузку на «автомат». А в случае, если полный привод реализован по классической схеме «парт-тайм» (с жёстким подключением передка), то при буксировке такой машины на АКП со снятым задним карданом коробка задействована вообще не будет.
  • Переключитесь на нейтральную передачу — N.
  • Хотя по правилам буксировку можно осуществлять на скорости до 50 км/ч , на деле же лучше не брать разгон выше 30 км/ч .
  • Если до места назначения больше 30 км , то лучше не рисковать и вызвать эвакуатор.
  • Когда вы сами выступаете в качестве буксира, то делайте это на 2-3 передаче (если есть возможность выбрать их вручную). Также учитывайте вес буксируемого автомобиля: не стоит тянуть внедорожник на седане.
Читайте также:
5 способов использования перекиси водорода в автомобиле

4. А если застряли?

Как выбраться, если застрял на машине с «автоматом»? Если машину с «механикой» можно попробовать вытащить методом раскачки — ритмично переключаясь между первой и задней передачей, то на автоматической трансмиссии такой фокус не пройдёт. Быстрое переключение на АКП запросто повредит фрикционы.

Если подобная ситуация случилась, то на «автомате» на бездорожье стоит попробовать следующий метод:

  • Переключитесь на «драйв» и плавно трогайтесь с места, легко нажимая на педаль газа;
  • Когда машина сдвинется с места (насколько сможет), отпустите газ и сразу же нажмите тормоз, не давая ей откатиться назад.
  • Включите реверс (селектор АКП в R), отпустите тормоз, сразу же нажмите на газ. Как только машина откатится назад – снова зажимайте тормоз, включайте драйв (селектор в D) – и пытайтесь выезжать вперёд.
  • Повторите.

Таким образом, не переключая передачи, может получиться вытащить застрявший автомобиль. Конечно, если застряли капитально, это не поможет, но во дворах иногда срабатывает.

5. С двух педалей

Возможно, вы хотите просто быстро тронуться или даже выиграть гонку — неважно: в любом случае нажатие на педаль газа при удержании педали тормоза отрицательно скажется на «автомате». При такой нагрузке перегревается двигатель, масло, а также и сама коробка передач, что выводит их из строя.

6. Переключение на «паркинг» во время движения

Все АКП оснащены устройством, которое не позволяет на высоких скоростях случайно или намеренно переключиться на «реверс» или «паркинг». Однако постоянно пользоваться этой «страховкой» не стоит. Включая «паркинг» во время движения (даже на небольших скоростях), вы в любом случае сильно нагружаете валы и шестерни АКП. Просто защитный механизм АКП (в конструкции коробки для этого есть специальный храповик) минимизирует последствия такого переключения. И рассчитан он на единичные аварийные случаи, а не на регулярное применение.

7. Долгая пробуксовка

Хотя многие АКП созданы для работы в экстремально высоких температурах, основное условие для работы любого «автомата» – движение. Именно в движении масло гидротрансформатора (жидкость ATF) эффективно охлаждается. Длительная пробуксовка, особенно летом, может привести к подгоранию фрикционов. По сути это дорогостоящий ремонт с разбором всей коробки.

8.Резкий старт

По мнению многих автомехаников, именно из-за этого автомобили чаще всего оказываются в автосервисе со сломанной коробкой передач. При резком нажатии на педаль газа детали АКП изнашиваются в разы сильнее: фрикционные муфты буксуют и перегреваются, греется масло, которое потом начинает хуже выполнять свою функцию в результате загрязнения.

При интенсивной езде и резких стартах, чтобы сохранить автоматическую коробку передач в исправном состоянии, требуется более частая замена масла в АКП.

Коробка сыграла в ящик. Шесть способов убить автомат на машине

Автоматическая коробка переключения передач — это сложный механизм, у которого свои правила эксплуатации, отличающиеся от привычных действий в отношении механической коробки. Она очень надежна и при соблюдении правил эксплуатации способна проездить не менее 200 тысяч километров. Однако многие водители, пересаживаясь на подобные машины, пытаются ездить по старинке и быстро выводят из строя сложную технику. Другие же, наоборот, особенно не задумываются над какими-то правилами и ездят так, как удобнее, убивая трансмиссию буквально за год. Какие же их действия наиболее опасны?

Читайте также:
Стучит рулевая рейка – о чем?

Спортивное вождение

Дрифт и стритрейсинг на автомобиле с АКПП — это самый верный способ быстро убить коробку. Часто машина не проходит никакой технической подготовки для такого рода соревнований. Водитель зажимает тормоз и жмет газ в пол, ожидая, когда стрелка тахометра достигнет красной зоны. Только потом он отпускает левую педаль и стартует с пробуксовкой колес и дымом из-под протектора. Подобный алгоритм смертелен для техники. Гидротрансформатор не рассчитан на подобные нагрузки, и муфта сильно перегревается.

Подобный старт возможен только на машинах со специальными преселективными роботизированными трансмиссиями, где вместо гидротрансформатора стоит пакет спортивных сцеплений.

Поездки по грязи и в рыхлом снегу

Автоматическая коробка не любит буксировок прицепа. Не терпит она и буксования в снегу или в грязи. Если на небольшой скорости начать движение по целине с разбрасыванием колесами брызг по сторонам, то автомат быстро получит повреждения.

Еще хуже, когда такая машина начинает тянуть другой застрявший автомобиль из грязевой ловушки. Если выполняет эту операцию приспособленный японский внедорожник, то коробка имеет необходимый запас прочности. Однако многие коробки на бюдженых моделях не имеют дополнительной системы охлаждения, поэтому через 10-15 минут движения под большими нагрузками перегреваются и переходят в аварийный режим. Частое повторение таких действий вызывает поломку фрикционов и гидроблока.

Запуск с толкача

Некоторые водители пытаются эксплуатировать машину с автоматической коробкой так же, как и с механикой. При слабом аккумуляторе норовят запускать мотор с толкача. Цепляют машину к буксиру, ставят коробку в нейтраль, включают зажигание и при начале движения переводят селектор в «Драйв». Машины с механической коробкой при постановке на передачу во время движения заводятся. А вот с автоматом — часто получают повреждения.

В момент поступления нагрузки от колес в коробку первичный вал не вращается, насос не создает давления масла. В результате неизвестно, как включатся соленоиды, как пойдет масло, правильно ли сработают фрикционы. Автомат может получить повреждение внутренней механики.

Буксировать машину на тросе

Давно известно, что буксировка автомобилей с автоматическими коробками передач может проводиться только на небольшие расстояния и с малой скоростью. При выключенном моторе первичный вал не вращается и не задействует масляный насос. В итоге при длительной буксировке возможны повреждения механики.

Однако на современных автомобилях это правило не работает. Производители уже вообще запрещают буксировку автомобилей с автоматом на любые расстояния, кроме затаскивания их на эвакуатор.

Поэтому перевозка машин с АКПП «на галстуке» приводит к резкому снижению ресурса автомата.

Не чистить радиатор АКП

В премиальных автомобилях есть дополнительный радиатор охлаждения трансмиссии. Обычно он находится снизу моторного отсека и часто через 10 лет эксплуатации напрочь забивается грязью. Поэтому автомат уже не может долго работать в предельных режимах. Чистка радиатора необходима раз в три года.

Негативно сказывается на обдуве радиатора и установка защиты моторного отсека. Металлический экран препятствует поступлению воздуха в радиатор коробки и приводит к ее частым перегревам.

Не ставить машину на ручник

Некоторые автомобилисты берегут ручной тормоз и ограничиваются установкой машины только в режим паркинга (P). Это тоже чревато поломкой трансмиссии. Дело в том, что при стоянке под уклон вся нагрузка от полуторатонного кузова приходится на небольшую защелку фиксатора на вале коробки. Со временем она может изнашиваться и при долгой нагрузке проскакивает. Тогда ломается тросик привода коробки. В «Драйв» ее уже не перевести.

Как «водятлы» гробят автоматические коробки передач: ошибки, опасные для любых типов АКП

На автоматах ездить легче, чем на механике. Тем обиднее, что водители порой сокращают жизнь своих коробок, сами того не подозревая.

Создается впечатление, что большинство нынешних водителей – самоучки. На светофорах то и дело замечаешь, как у стоящей перед тобой машины кратковременно вспыхивают огни заднего хода. А все потому, что неумелые водители зачем-то переключают при каждой остановке селектор автоматической коробки из D в P – при этом промежуточное положение – R: вот огни и вспыхивают. Людям никто не объяснил, что делать этого не нужно: кроме снижения ресурса коробки, они ничего не добьются.

Читайте также:
Простой и эффективный антиобледенитель для стекол автомобиля

Впрочем, это самый безобидный способ добить собственную коробку. Бывают и более изощренные.

Экстрим

Насмотревшись боевиков, где «крутые пацаны» резко срываются с места, дымя шинами, водители начинают им подражать, для чего выжимают обе педали до упора, а затем, бросая тормоз, срываются с места. При этом жидкость в коробке активно перемешивается, коробка разогревается. Жидкость теряет исходные параметры, сепараторы подшипников разрушаются. Такое ребячество допустимо разве что на автомобилях со специальным, спортивным сцеплением, но никак не на автомате.

Без прогрева

О прогреве двигателя слышали все. Однако двигатель умеет прогревать сам себя, даже если машина стоит на месте. А вот коробка может прогреваться только в движении. Любые экстремальные нагрузки в холодном состоянии для нее вредны: трогаться с места следует только в щадящем режиме, при этом рабочая жидкость будет прогреваться. В противном случае уплотнения и сальники выйдут из строя гораздо быстрее, чем ожидалось.

Игра в бурлаков

Машины с АКП не любят буксировку – как самих себя, так и других. В инструкциях на сей счет есть указания: обычно они звучат как 30/30. Это значит, что машину можно буксировать не далее чем на 30 км со скоростью не выше 30 км/ч. Впрочем, многие инструкции более категоричны: мол, только эвакуатор! И это объяснимо: если мотор неисправен, то его первичный вал не будет приводить в действие насос, подающий рабочую жидкость. При этом пакеты фрикционов проворачиваются без обильного поступления смазки, что приводит к их быстрому износу.

Если надо буксировать чужую машину или тяжелый прицеп, также существует риск перегреть АКП. Опять-таки, изучайте инструкцию – там должна быть требования к массе буксира. В любом случае, по возможности, старайтесь использовать режим Sport, чтобы коробка реже переключалась, не выходя на высокие передачи.

Парковка

Парковаться на машине с автоматом просто: перевел селектор в положение Р – и всё. Никуда машина не денется. Но если приходится оставлять машину на уклоне, иногда появляются проблемы: селектор очень неохотно выходит из этого положения в другое. Причина простая: в режиме Р шестерня коробки механически тормозится специальным рычагом, который может закусить нагрузкой от кузова. Защелка фиксатора со временем будет интенсивно изнашиваться, тросик привода управления коробкой станет вытягиваться и т.п. А решение простое: удерживая левую педаль, задействуйте стояночный тормоз, и только после этого переводите рычаг в Р, отпуская педаль.

Дождитесь остановки

Водители, привыкшие ездить на «механике», перед остановкой машины порой машинально пытаются перевести селектор в положение Р, подобно тому, как раньше переходили в нейтраль. Это очень вредно: тут же послышится треск фиксатора, а в рабочую жидкость попадут стальные осколочки… В общем, отвыкайте – и немедленно. Не переводите селектор в положение Р , пока машина полностью не остановится.

7 способов убить автомат: самые частые ошибки водителей

1. Экстремально ездить

Водитель нажимает обе педали до упора. А потом, отпустив тормоз, резко срывается с места с пробуксовкой колес и дымом из-под шин.

Гидротрансформатор работает с запредельной нагрузкой. Рабочая жидкость интенсивно перемешивается — коробка перегревается. От высоких температур жидкость быстро деградирует, разрушаются все пластмассовые детали (особенно сепараторы подшипников), страдают элементы блокировки гидротрансформатора. После нескольких подобных «упражнений» коробка может полностью выйти из строя.

Читайте также:
Почему стоит возить в автомобиле обычный фонарик

Как правильно?

Так стартовать и дрифтовать можно только на механике и на роботах, у которых вместо гидротрансформатора стоят спортивные сцепления.

2. Трогаться с непрогретой жидкостью

Коробка нуждается в прогреве не меньше, чем двигатель. Летом можно трогаться через пару минут. Но первые несколько километров, пока рабочая жидкость в автомате не прогреется, не стоит давить газ в пол.

Могут «полететь» уплотнения в гидроблоке и сальники.

Как правильно?

Температура рабочей жидкости в АКП должна колебаться от 50 до 90 °С. Не трогайтесь с места, пока температура двигателя не достигнет хотя бы 20 °С.

Ну а если температура превышает 90°С, надо снизить нагрузку. Понятно, что в пробке это не удастся. А выбираясь из грязи, сделайте паузу — «остыньте».

3. Пренебрегать правилами буксировки

Для старых автомобилей с автоматами действовало правило 50/50 — автомобиль разрешалось буксировать со скорость не более 50 км/ч на расстояние до 50 км. Для многих современных машин правило стало жестче:30/30. А некоторые производители и вовсе разрешают лишь закатить автомобиль на эвакуатор и перемещать по ремзоне в сервисе.

При заглушенном двигателе в коробке не работает насос, подающий рабочую жидкость. При этом пакеты фрикционов проворачиваются без обильного поступления смазки, что приводит к их быстрому износу.

Как правильно?

Автомобиль буксируйте на небольшие расстояния и на малой скорости. Надо взять на буксир другую машину с АКП? Сравните размеры. Если инструкция разрешает вашему внедорожнику тянуть прицеп массой до нескольких тонн, значит, примерно такую же легковушку можно отбуксировать. Крупнее не стоит — перегреете АКП. Используйте режим Sport, так коробка не будет забираться на высокие передачи и станет меньше переключаться.

4. Включать нейтраль при любой остановке

Казалось бы, что тут вредного? Перевод селектора в положение N помогает поддерживать оптимальную температуру в коробке передач. Ведь гидротрансформатор перестанет передавать крутящий момент и, соответственно, греть жидкость. Да и топливо сэкономим — мотор не будет расходовать энергию на перемешивание жидкости.

Фрикционам включения первой передачи придется несладко. При каждом включении положения D после нейтрали фрикционы должны будут лишний раз замыкаться. А это дополнительный износ.

Как правильно?

В ожидании переключения светофора включать нейтраль не стоит. А вот при более длительных остановках, например, на ж/д переездах или в глухих заторах, лучше все-таки перевести селектор в положение N или P.

5. Ездить в горах, как в городе

При торможении двигателем многие принудительно включают одну из низких передач.

Неопытный водитель может неправильно выбрать передачу. И древние автоматы с примитивным алгоритмом переключения будет сильно перегружать фрикционы в момент включения.

Как правильно?

Пониженные передачи имеет смысл использовать на протяженном участке крутых спусков-подъемов. На дороге попроще достаточно перевести коробку передач в режим Sport. Тогда двигателю и коробке будет легче на подъемах. А торможение двигателем улучшится и без вмешательства водителя.

А вот режим ЕСО использовать в горах не следует. Коробка в этом режиме постоянно стремится переключиться на высшие передачи — это сильно увеличит количество срабатываний фрикционов и ускорит общий износ автомата.

6. Неправильно парковаться

Многие водители не пользуются стояночным тормозом, а ограничиваются переводом коробки в режим паркинга. Замечали, что при парковке на уклоне бывает очень трудно перевести селектор АКП из положения «паркинг» в любое другое?

Вся нагрузка кузова идет на защелку фиксатора на вале коробки. Защелка со временем изнашивается и начинает проскальзывать. Вытягивается тросик привода управления коробкой, а значит начинаются проблемы с электрикой. Может отказать стартер или перестанут включаться фонари заднего хода.

Читайте также:
Как правильно выбрать амортизатор багажника, задней двери и капота?

Как правильно?

При парковке на уклоне всегда используйте ручник. И затягивайте стояночный тормоз раньше, чем переведете селектор в положение «паркинг».

7. Отказаться от защиты

Нижнюю часть картера коробки гораздо проще повредить о дорожные препятствия, чем корпус механической коробки.

Под тонким жестяным поддоном расположен приемник насоса, перекачивающего рабочую жидкость. Вмятина на поддоне — и приемник будет обломан или закроется его входное отверстие, и тогда перебои в подаче жидкости обеспечены.

Как правильно?

Необходима прочная защита двигателя и коробки передач. Но будьте внимательны: нештатная защита может ухудшить обдув коробки встречным потоком воздуха и поспособствовать перегреву. Кстати, после бездорожья следует отмыть низ двигателя и автомата от слоя глины, чтобы сохранить расчетный отвод тепла.

Как узнать температуру жидкости в автомате?

Автомобилей, у которых температура в коробке выводится на штатный дисплей бортового компьютера, мало. Но существуют альтернативные способы мониторинга, которые подходят для всех машин:

  • Подключите к диагностическому разъему OBD II маршрутный компьютер, который позволит считывать температуру в АКП.
  • Или установите в диагностический разъем адаптер типа ELM 327. А в смартфон — подходящую диагностическую программу, которая позволяет узнать текущую температуру.
  • Некоторые автомобили не транслируют на разъем OBD II данные о температуре. Но и в этом случае есть выход. Установите термодатчик в трубку, направляющую жидкость из АКП в радиатор охлаждения, и указатель температуры в салоне автомобиля.

Вредные советы: как «убить» свое авто

Мы узнали, какие ошибки приведут к смерти авто зимой.

Зимний сезон требует особого внимания к автомобилю для его безотказной работы. Увы, это понимают далеко не все водители и совершают мелкие ошибки, которые, однако, приводят к поломке либо серьезному сокращению срока службы основных деталей и узлов машины, при том, что летом автомобиль такое к себе отношение переносил легко. Приведенные ниже советы в нынешних погодных условиях являются крайне вредными — пользоваться ими можно лишь в том случае, если вы поставили перед собой задачу сломать машину в короткий срок.

ХОЛОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Важно уделить внимание езде на холодном двигателе. Нагрузки на непрогретый мотор воздействуют не менее пагубно, чем нагрузки на перегретый. Ведь двигатель состоит из массы деталей, которые находятся в постоянном движении во время работы, что приводит к выделению тепла.

А по законам физики, как известно, при повышении температуры тела расширяются. Деталей двигателя этот закон тоже касается. Поэтому инженеры всегда проектируют их так, чтобы оптимальные зазоры между ними достигались при нормальной рабочей температуре. Когда двигатель холодный, эти зазоры слишком велики, а при перегреве — наоборот.

По этой причине, если морозным зимним утром сесть в машину, включить зажигание и сразу рвануть с места в карьер, такая поездка может какое-то время проходить под аккомпанемент небольшой ударной установки, состоящей из нескольких пар цилиндров и поршней. Удары холодного поршня о поверхность цилиндра приводят к износу обеих деталей куда быстрее, чем обычное трение. Но, сами понимаете, это все требует либо немалых денег, либо времени (а время — тоже деньги), так что забивать голову прогревом двигателя, конечно, ни к чему.

ДОРОЖНЫЕ ЛУЖИ

Очень действенный способ превращения нового мотора в груду бесполезного металла — гидроудар. Для его осуществления понадобится глубокая лужа. Машину следует посильнее разогнать и въехать в лужу на полной скорости так, чтобы вода мощным потоком хлынула в подкапотное пространство. Вода как жидкость практически не сжимается, в то время как в цилиндрах двигателя постоянно с высокой частотой происходят процессы сжатия топливной смеси. Небольшого количества попавшей в цилиндр воды более чем достаточно, чтобы поршень, не дойдя до верхней мертвой точки, резко остановился. Сзади поршень подбадривает коленвал, спереди этому движению сопротивляется вода — для мотора приятного мало. Найти лужу зимой легко — это можно сделать либо во время оттепели, когда тает много снега, либо ее можно найти на дороге возле теплотрассы или бойлерной, где снег даже не замерзает.

Читайте также:
Пропуски зажигания в цилиндре: что делать?

СОСТОЯНИЕ КОЛЕС

Кто придумал следить за шинами? Например, за давлением в них. Ну и что с того, что от неправильного давления в колесах увеличивается расход топлива, «убивается» ходовая и ухудшаются ездовые качества? И то, что автомобиль с недостатком давления в шинах — непредсказуем во время движения, особенно на скользкой дороге. Лучше всего — если одно колесо полуспущено, например, при нормальном давлении в 1,8—2 атмосферы, до 1,3 атмосферы. Езда на таком автомобиле — бесплатный аттракцион под названием «удержи руль». А если в этот момент еще и держать одной рукой мобильный, а второй переключать КПП — острых ощущений от этого добавится еще больше. А вероятность вылететь с дороги и врезаться, к примеру, в дерево приближается к 100%. То же самое может произойти, если ездить зимой на высокой скорости с неисправной ходовой, в том числе и с неотрегулированным «развал-схождением».

УХОД ЗА КУЗОВОМ

Хорошие инструменты для уничтожения автомобиля — ржавчина с коррозией. Лучшая среда для образования коррозии — грязь. Так что не забивайте себе голову такими мелочами, как регулярное мытье автомашины. Однако, просто не моя авто, прихода коррозии ждать слишком долго. Для тех, у кого время на уничтожение машины — лишь до весны, есть более эффективный способ. Если сверху на машину навалить снега (снег и сам нападает за один-два снегопада в нужном количестве, достаточно просто его не счищать), и так оставить до весны — под сугробом образуется отличная среда для размножения бактерий, благодаря жизнедеятельности которых снег будет подтаивать, а образовавшаяся от таяния водичка быстро и эффективно обеспечит доставку ржавчины.

ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ

Отличный способ избавиться от автомобиля — ездить зимой в режиме летчика-испытателя. Резко стартуйте на светофоре, оттормаживайтесь с визгом перед следующим, входите на скорости в поворот — и вы обязательно добьетесь результата: либо въедете в кого-то, либо кто-то въедет в вас. Ускорить процесс можно на трассе, если наплевать на правила движения и гонять на скорости выше 110 км в час (оптимальная скорость — 150—160 км в час), обгоняя всех по встречке и в закрытых поворотах. Усилить эффект можно поздней ночью — правда кроме автомобиля можно потерять и жизнь.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С АВТО ЗИМОЙ

Для сохранения работоспособности машины следите за техжидкостями и температурой мотора

1. ДВИГАТЕЛЬ. Прогревайтесь на холостых оборотах либо на небольшой скорости, не доводя обороты мотора выше 2 тыс.

2. ЖИДКОСТИ. Проверьте способность антифриза и тормозной жидкости не замерзать при низких температурах — старую жидкость нужно заменить

3. КУЗОВ. Если авто хранится на улице, всегда очищайте снег с кузова, а также регулярно заезжайте на мойку, чтобы смыть дорожную соль

4. ШИНЫ. Следите за давлением в колесах — это влияет на управляемость автомобиля, соответственно, безопасность

5. ЕЗДА. Не превышайте скорость и старайтесь объезжать потенциально опасные места (там, где летом были лужи, — возможны прорывы асфальта)

Источник данных: эксперты «Сегодня»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: