Выхлопные газы автомобилей – так ли страшен газ, как его малюют?
Вред выхлопных газов – все настолько плохо?
Всего в выхлопных газах содержится более 200 разных химических формул. Это и безвредные для организма азот, кислород, вода и тот же углекислый газ, и токсичные канцерогены, увеличивающие риск заболевания серьезными недугами вплоть до образования злокачественных опухолей. Однако это в перспективе, самым же опасным веществом, которое способно повлиять на наше здоровье здесь и сейчас, является угарный газ CO, продукт неполного сгорания топлива. Этот газ мы не можем ощутить своими рецепторами, и он неслышно и невидимо создает нашему организму маленький Освенцим – яд ограничивает доступ кислорода к клеткам организма, что в свою очередь может вызвать как обычную головную боль, так и более серьезные симптомы отравления, вплоть до потери сознания и летального исхода.
Самое ужасное состоит в том, что наибольшему отравлению подвергаются именно дети – как раз на уровне их вдоха концентрируется наибольшее количество яда. Проводимые эксперименты, в которых учитывались всевозможные факторы, выявили закономерность – дети, регулярно подверженные воздействию угарного газа и прочих продуктов «выхлопа», попросту тупеют, не говоря уже об ослабленном иммунитете и «мелких» заболеваниях вроде частой простуды. И это только верхушка айсберга – стоит ли описывать воздействие на наш организм формальдегида, бензопирена и еще 190 различных соединений? Прагматичные британцы подсчитали, что выхлопные газы ежегодно убивают больше людей, чем гибнет в автомобильных авариях!
От общего к частному – загрязнение воздуха выхлопными газами
Периодически в крупных городах из-за нависшего смога не видно даже неба. Власти Парижа, например, в такие дни пытаются ограничить выезд автомобилей – сегодня едут владельцы машин с четными номерами, а завтра с нечетными… Но как только подует свежий ветер и разнесет скопившиеся газы, на дорогу снова выпускают всех, пока новая волна смога не накроет город так, что туристы не разглядят Эйфелеву башню. Во многих крупных городах именно автомобили являются главными загрязнителями воздуха, хотя в глобальном плане уступают лидерство промышленности. Только сфера производства энергии из нефтепродуктов и органики выбрасывает в атмосферу в два раза больше углекислого газа, чем все автомобили, вместе взятые.
Плюс ко всему, по подсчетам экологов, человечество вырубает ежегодно столько леса, сколько хватило бы на переработку всего СО2, попадающего в атмосферу из выхлопной трубы.
То есть, как ни крути, но загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей – в глобальном масштабе лишь одно из звеньев губительной для нашей планеты системы потребления. Однако попробуем перейти от общего к частному – что ближе к нам, какой-то завод на краю географии, или автомобиль? «Железный конь» – по большому счету, наш персональный генератор выхлопных «прелестей», который вот здесь и сейчас продолжает это делать. Причем вредит он, прежде всего, нам самим. Многие водители жалуются на сонливость и ищут способ, как не уснуть за рулем, даже не подозревая, что нехватка сил и бодрости происходит из-за вдыхания выхлопов!
Статья в тему: Герметик для радиатора автомобиля – борьба за живучесть?
Окислы азота (NOх)
При высокой температуре сгорания (более 1100°С) содержащийся в воздухе реакционно инертный азот активируется и вступает в реакции со свободным кислородом в камере сгорания, образуя окислы. Они очень вредны для окружающей среды: становятся причинами образования смога, гибели лесов, выпадения кислотных дождей;
также окислы азота являются переходными веществами для образования озона. Они — яд для крови, вызывают рак. В процессе сгорания возникают различные окислы азота — NO, NO2, N2O, N2O5— имеющие общее обозначение NOx. При соединении их с водой возникают азотная (HNO3) и азотистая (HNO2) кислоты. Диоксид азота (NO2) — красно-коричневый ядовитый газ с едким запахом, раздражающий органы дыхания и образующий соединения с гемоглобином крови.
Это самый проблематичный из всех окислов азота и в перспективе для него будут действовать отдельные нормы по допустимой концентрации. Доля NO2 в общих выбросах оксидов азота в будущем должна будет составлять менее 20%. В директиве 1999/30/EG с 2010 года предельно допустимая концентрация N02 установлена на уровне 40 мкг/м Соблюдение этой предельной концентрации предъявляет особые требования к защите от вредных выбросов.
Самые благоприятные условия для образования окислов азота — высокая температура сгорания обедненной топливовоздушной смеси. Системы рециркуляции ОГ позволяют снизить долю окислов азота в выхлопе автомобилей.
Влияние выхлопных газов на окружающую среду
Автомобильный транспорт занимает первое место как источник загрязнения атмосферы в мегаполисах.
От общего объема вредных веществ на его долю приходится 80%.
Влияние на человека
Постоянное воздействие токсичных соединений вызывает ряд проблем со здоровьем:
- раздражение слизистой;
- хронические заболевания органов дыхания;
- ослабление нервной и сердечно-сосудистой системы;
- частые мигрени, слабость, раздражительность;
- аллергия и астма;
- болезнь Альцгеймера.
Свинец нарушает обменные процессы в организме, вызывает гипертонию, снижает мозговую активность. Бензапирен поражает иммунную систему и провоцирует рак.
Влияние на природу
Автомобильные выхлопы наносят вред окружающей среде. Частицы дыма, сажи образуют токсичный смог. На это остро реагируют растения вдоль проезжей части. Впитывая в себя опасные соединения, они выглядят тускло и болезненно.
Как снизить негативное воздействие выхлопных газов
Чтобы уменьшить нагрузку на природу, принимается ряд мер:
- Повышенное налогообложение на транспорт с большим объемом двигателя.
- Организация дорожного движения и увеличение пешеходных зон.
- Ограничение скорости в центральных районах города.
- Выпуск гибридных, малолитражных автомобилей.
Защита окружающей среды уже не пустой звук. Реальные действия проводятся на мировом уровне, создаются масштабные проекты, разрабатываются международные стандарты. Участие и поддержка таких акций – обязанность каждого человека.
Изучение загрязнения окружающей среды в селе Тойси выхлопными газами на трассе Яльчики – Батырево. Исследовательская работа выполнена Рубцовой А. и Руссовой В. 10 класс. 2007 г.
Без здоровой окружающей среды не может быть ни здорового общества, ни социально активных граждан. К сожалению, в настоящее время в России экологическая ситуация характеризующая прогрессирующей деградацией окружающей природной среды, и ухудшение здоровья нации свидетельствуют о том, что в стране не обеспечивается экологическая безопасность, которая составляет часть (наряду с государственной, военной, личной) национальной безопасностью.
Экологическая обстановка в России, как и во всём мире, превращается из неблагоприятной в кризисную. Кризисная экологическая ситуация обостряется ещё и тем, что страна переживает смену общественно – экономических отношений. России досталось тяжёлое наследие: до 1990х гг. антропогенное воздействие на окружающую среду в СССР непрерывно возрастало за счёт освоения всё более обширных новых территорий, роста затрат природных ресурсов на промышленное и сельскохозяйственное производство и увеличения потока загрязняющих веществ.
Актуальность выбранной темы.
Наша территория села Тойси подвергается загрязнению продуктами сгорания от выхлопных газов, а так же резиновой и асбестовой пылью. Загрязнение воздуха влияет на здоровье взрослых и детей. В нашей школе с каждым годом растёт количество детей с хроническими заболеваниями дыхательных путей, снижается иммунитет.
В запыленности воздуха главная роль принадлежит автотранспорту. Резиновая и асбестовая пыль представляет большую опасность для здоровья человека. Резиновая пыль является продуктом износа автомобильных шин. Асбестовая пыль является следствием износа фрикционных накладок, дисков, сцепления тормозных колодок. Асбест плохо выводится из организма, поэтому процесс его воздействия на внутренние органы, лёгкие, слизистую оболочку очень длителен, может достигать 10-15 лет, и до конца ещё не изучен.
В содержании работы рассматриваются следующие вопросы:
1. Актуальность рассматриваемой проблемы.
2. Влияние выхлопных газов на здоровье человека.
3. Влияние роста автомобильной промышленности на состав воздуха.
4. Выхлопные газы — причина появления канцерогенных веществ в воздухе.
5. Химический состав автомобильных выхлопных газов.
6. Пути снижения выбросов и токсичности выхлопных газов.
Цель: исследование проблемы загрязнения воздуха выхлопными газами
Объект исследования : процесс загрязнения воздуха выхлопными газами в селе Тойси за сутки
Что такое выхлопные газы?
Зачастую выхлопными газами называют все выбросы в городскую атмосферу, в том числе котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива. Также их называют отходящими газами. Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьез и надолго, а количество их только растет.
Сейчас именно отходящие газы являются основной причиной загрязнения воздуха в городе и постоянно оказывают влияние на здоровье человека. Итак, с терминологией разобрались, давайте узнаем, что именно регулярно поставляют автомобили в нашу атмосферу, чем это опасно и как защититься, если Вы чувствуете запах выхлопных газов в квартире.
Химический состав выхлопных газов
Все автомобили выбрасывают в воздух канцерогены и токсичные вещества. Состав выхлопных газов автомобиля меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остается прежним. Итак, в состав автомобильных выхлопных газов входят:
Компонент | Объемная доля в бензиновом двигателе, % | Объемная доля в дизельном двигателе, % | Токсичность |
Азот | 74–77 | 76–78 | нетоксичен |
Кислород | 0,3–8 | 2–18 | нетоксичен |
Водяной пар | 3–5,5 | 0,5–4 | нетоксичен |
Диоксид углерода | 5–12 | 1–10 | нетоксичен |
Оксид углерода | 0,1–10 | 0,01–5 | токсичен |
Углеводороды | 0,2–3 | 0,009–0,5 | токсичны |
Альдегиды | 0–2 | 0,001–0,009 | токсичны |
Диоксид серы | 0–0,002 | 0–0,03 | токсичен |
Сажа, г/м3 | 0–0,04 | 0,1–1,1 | токсична |
Бензапирен, г/м3 | 0,01–0,02 | 0–0,01 | токсичен |
Как видно, состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. Теперь давайте разберемся, какое влияние оказывают выхлопные газы на человека.
Воздействие на человеческий организм
В своем составе выхлопные газы автомобилей имеют ядовитые и вредные химические соединения, могут служить причиной развития хронических и острых заболеваний. В органах дыхания при этом могут возникать следующие патологии:
- астма,
- аллергия,
- бронхит,
- злокачественные новообразования,
- гайморит,
- эмфизема,
- воспаления дыхательных путей.
Кроме того, из-за содержания вредных веществ в выбросах может страдать и сердечно-сосудистая система. Для нее характерны следующие явления:
- головокружения,
- отдышка и затруднение дыхания,
- признаки стенокардии,
- формирование тромбозов,
- инфаркт миокарда.
Вещества, присутствующие в составе выхлопов автомобилей, могут скапливаться внутри организма. Из-за этого происходит его зашлаковывание, приводящее к развитию серьезных болезней. О влиянии выхлопных газов на здоровье человека ведется очень много споров, но все они сводятся к тому, что вред неминуем.
Выхлопные газы автомобилей – так ли страшен газ, как его малюют?
Они сопровождают нас практически повсюду – залетают к нам на кухню через форточку, преследуют в салоне автомобиля, на пешеходном переходе, в общественном транспорте… Выхлопные газы автомобилей – действительно ли они настолько опасны для человека, как это преподносят СМИ?
От общего к частному – загрязнение воздуха выхлопными газами
Периодически в крупных городах из-за нависшего смога не видно даже неба. Власти Парижа, например, в такие дни пытаются ограничить выезд автомобилей – сегодня едут владельцы машин с четными номерами, а завтра с нечетными… Но как только подует свежий ветер и разнесет скопившиеся газы, на дорогу снова выпускают всех, пока новая волна смога не накроет город так, что туристы не разглядят Эйфелеву башню. Во многих крупных городах именно автомобили являются главными загрязнителями воздуха, хотя в глобальном плане уступают лидерство промышленности. Только сфера производства энергии из нефтепродуктов и органики выбрасывает в атмосферу в два раза больше углекислого газа, чем все автомобили, вместе взятые.
Плюс ко всему, по подсчетам экологов, человечество вырубает ежегодно столько леса, сколько хватило бы на переработку всего СО 2 , попадающего в атмосферу из выхлопной трубы.
То есть, как ни крути, но загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей – в глобальном масштабе лишь одно из звеньев губительной для нашей планеты системы потребления. Однако попробуем перейти от общего к частному – что ближе к нам, какой-то завод на краю географии, или автомобиль? «Железный конь» – по большому счету, наш персональный генератор выхлопных «прелестей», который вот здесь и сейчас продолжает это делать. Причем вредит он, прежде всего, нам самим. Многие водители жалуются на сонливость и ищут способ, как не уснуть за рулем, даже не подозревая, что нехватка сил и бодрости происходит из-за вдыхания выхлопов!
Вред выхлопных газов – все настолько плохо?
Всего в выхлопных газах содержится более 200 разных химических формул. Это и безвредные для организма азот, кислород, вода и тот же углекислый газ, и токсичные канцерогены, увеличивающие риск заболевания серьезными недугами вплоть до образования злокачественных опухолей. Однако это в перспективе, самым же опасным веществом, которое способно повлиять на наше здоровье здесь и сейчас, является угарный газ CO, продукт неполного сгорания топлива. Этот газ мы не можем ощутить своими рецепторами, и он неслышно и невидимо создает нашему организму маленький Освенцим – яд ограничивает доступ кислорода к клеткам организма, что в свою очередь может вызвать как обычную головную боль, так и более серьезные симптомы отравления, вплоть до потери сознания и летального исхода.
Самое ужасное состоит в том, что наибольшему отравлению подвергаются именно дети – как раз на уровне их вдоха концентрируется наибольшее количество яда. Проводимые эксперименты, в которых учитывались всевозможные факторы, выявили закономерность – дети, регулярно подверженные воздействию угарного газа и прочих продуктов «выхлопа», попросту тупеют, не говоря уже об ослабленном иммунитете и «мелких» заболеваниях вроде частой простуды. И это только верхушка айсберга – стоит ли описывать воздействие на наш организм формальдегида, бензопирена и еще 190 различных соединений? Прагматичные британцы подсчитали, что выхлопные газы ежегодно убивают больше людей, чем гибнет в автомобильных авариях!
Выхлопные газы автомобилей – как с ними бороться?
И снова перейдем от общего к частному – можно сколько угодно обвинять мировые правительства в бездеятельности, ругать промышленных магнатов всякий раз, когда вы или члены вашей семьи болеют, но вы и только вы можете сделать что-либо пусть не для полного отказа от автомобиля, но хотя бы для уменьшения выбросов. Конечно, все мы ограничены возможностями своего кошелька, однако из перечисленных в этой статье действий, наверняка, найдется хотя бы одно, которое подойдет к исполнению вам. Только давайте договоримся – исполнять вы начнете прямо сейчас, не откладывая на призрачное завтра.
Вполне возможно, что вы можете позволить себе переход на газобаллонные двигатели – сделайте это! Если нет такой возможности, отрегулируйте двигатель, проведите ремонт выхлопной системы. Если с двигателем все в порядке, старайтесь выбирать наиболее рациональный режим его работы. Готово? Идем дальше – используйте нейтрализаторы отработанных газов! Не позволяет кошелек? Так сэкономьте на бензине деньги – почаще гуляйте пешком, ездите в магазин на велосипеде.
Стоимость топлива настолько высока, что всего за несколько недель такой экономии вы сможете позволить себе самый лучший нейтрализатор! Оптимизируйте поездки – старайтесь выполнять как можно больше дел за один заезд, совмещайте поездки с вашими соседями или коллегами. Действуя таким образом, выполняя хотя бы одно из перечисленных условий, вы лично можете быть собой довольны – загрязнение воздуха выхлопными газами благодаря вам уменьшилось! И не думайте, что это не результат – ваши действия подобны маленьким камешкам, которые влекут за собой лавину.
Выхлопные газы автомобилей – так ли страшен газ, как его малюют?
Они следуют за нами почти везде — на кухне через окно, в машине, на пешеходных переходах, в общественном транспорте… Действительно ли выхлопные газы автомобилей так опасны для человека, как их представляют СМИ?
- От общего к частному – загрязнение воздуха выхлопными газами
- Вред выхлопных газов – все настолько плохо?
- Выхлопные газы автомобилей – как с ними бороться?
От общего к частному – загрязнение воздуха выхлопными газами
Время от времени в больших городах мы даже не можем увидеть небо из-за затяжного смога. Парижские власти, например, стараются ограничить выезд машин в такие дни — сегодня владельцы машин с четными номерными знаками, а завтра с нечетными… Но как только подует свежий ветер и выдует скопившиеся пары, все снова могут ездить, пока новая волна смога не накроет город так, что туристы не смогут увидеть Эйфелеву башню. Во многих крупных городах основными загрязнителями воздуха являются автомобили, хотя во всем мире они уступают место промышленности. Только энергия, произведенная из нефти и органических продуктов, выделяет в два раза больше углекислого газа, чем все автомобили вместе взятые.
Кроме того, по подсчетам экологов, человечество ежегодно вырубает столько лесов, сколько было бы достаточно для переработки всего CO2, выбрасываемого в атмосферу из выхлопной трубы.
Это означает, что, с какой стороны ни посмотри, загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей в глобальном масштабе является лишь одним из звеньев системы потребления, разрушительной для нашей планеты. Но давайте попробуем перейти от общего к конкретному — что нам ближе, какой-нибудь завод на краю географии или автомобиль? По сути, «железный конь» — это наш личный генератор «чар» сгорания, который продолжает свое действие здесь и сейчас. Более того, это вредит, прежде всего, нам самим. Многие водители жалуются на сонливость и ищут способы не заснуть за рулем, даже не подозревая, что недостаток энергии и бодрости связан с вдыханием выхлопных газов!
Вред выхлопных газов – все настолько плохо?
В выхлопных газах содержится более 200 различных химических соединений. Это как безвредные азот, кислород, вода и углекислый газ, так и токсичные канцерогенные вещества, повышающие риск развития серьезных заболеваний вплоть до злокачественных опухолей. Но в долгосрочной перспективе самым опасным веществом, которое может повлиять на наше здоровье здесь и сейчас, является угарный газ CO, продукт неполного сгорания топлива. Мы не ощущаем этот газ своими рецепторами, но он тихо и незаметно образует в нашем теле маленький Освенцим — яд ограничивает доступ кислорода к клеткам организма, что в свою очередь может вызвать как простую головную боль, так и более серьезные симптомы отравления, вплоть до потери сознания и смерти.
Хуже всего то, что наиболее уязвимы дети — именно в их дыхательных путях сосредоточена большая часть яда. Эксперименты, учитывающие все возможные факторы, установили закономерность — дети, регулярно подвергающиеся воздействию угарного газа и других продуктов «горения», просто становятся глупее, не говоря уже об ослабленном иммунитете и «мелких» заболеваниях, таких как частые простуды. И это только вершина айсберга — нужно ли описывать воздействие на наш организм формальдегида, бензопирена и еще 190 различных соединений? Прагматичные британцы подсчитали, что выхлопные газы ежегодно убивают больше людей, чем гибнет в автомобильных авариях!
Выхлопные газы автомобилей – как с ними бороться?
И снова перейдем от общего к конкретному. Вы можете сколько угодно винить мировые правительства за их бездействие, а промышленные гиганты — каждый раз, когда вы или члены вашей семьи заболевают, но вы, и только вы, можете что-то с этим сделать, если не отказаться от автомобиля совсем, то хотя бы сократить выбросы. Конечно, все мы ограничены своими кошельками, но среди перечисленных в этой статье действий обязательно найдется хотя бы одно, подходящее именно вам. Но давайте договоримся — вы начинаете делать это сейчас, а не откладываете на какое-то призрачное завтра.
Вполне возможно, что вы можете позволить себе перейти на газовые двигатели — сделайте это! Если не можете, сделайте тюнинг двигателя, почините выхлопную систему. Если с двигателем все в порядке, постарайтесь выбрать наиболее подходящий для него режим. Сделано? Пойдите дальше — используйте нейтрализаторы выхлопных газов! Не можете себе этого позволить? Экономьте деньги на бензине — чаще ходите пешком, ездите в магазин на велосипеде.
Стоимость топлива настолько высока, что уже через несколько недель такой экономии вы сможете позволить себе лучший нейтрализатор! Оптимизируйте свои поездки — старайтесь делать как можно больше дел одновременно, совмещайте поездки с соседями или коллегами. Сделав это, выполнив хотя бы одно из вышеперечисленных условий, вы можете быть довольны собой — благодаря вам загрязнение воздуха выхлопными газами уменьшилось! И не думайте, что это не результат — ваши действия подобны маленьким камешкам в лавине.
Эксперимент. Безопасен ли газ: А у нас в машине газ. (ВИДЕО)
Последствия взрыва бытового газа, как правило, трагичны: рухнул подъезд жилого дома, разнесло по кирпичику дачу или сгорела чья-то машина. Так что же, отказаться от газа и ездить на бензине или солярке? Но газ-то в два раза дешевле! К тому же и бензиновые машины, и дизельные горят ничуть не хуже.
Чтобы понять, насколько опасен или безопасен газ в автомобиле, мы и провели этот эксперимент.
ГАЗОВАЯ ДИНАМИКА
Пропан-бутановая смесь, а именно она в сжиженном виде находится в бытовых баллонах и в газобаллонных установках автомобилей, сама по себе не имеет ни запаха, ни цвета. Чтобы утечка не осталась незамеченной, в эту смесь добавляют одоранты — вещества с сильным и резким запахом. Его-то и называют запахом газа. Человеческий нос способен унюхать одорант даже при незначительной концентрации газа в воздухе, то есть задолго до того, как газовоздушная смесь обретет способность к возгоранию, а тем более — станет взрывоопасной. Нам с детства известно правило: почувствовав запах газа, не включайте и не выключайте электроприборы и проветрите помещение, — и следования ему вполне достаточно, чтобы избежать неприятностей.
Но, предположим, кто-то временно утратил обоняние — по причине гайморита, насморка или еще какого-нибудь уважительного обстоятельства. Чем грозит бедолаге потеря нюха?
Для начала поэкспериментируем на обычной стальной бочке. Она, установленная вверх дном, будет имитировать салон автомобиля, заполненный газом. Взрывоопасная концентрация его в воздухе, как говорят справочники, около 5%. Если меньше, не загорится, больше — полыхнет без эффектного хлопка.
Подобрать нужную пропорцию оказалось не так уж просто. Поначалу газовоздушная смесь не то что взрываться — гореть не хотела. Опытным путем удалось нащупать верный сценарий: 7 секунд подачи газа из баллона, 5-секундная выдержка и электроподжиг, а поскольку на дворе конец октября и довольно прохладно, воздух в бочке подогревают предварительно раскаленные кирпичи. Лучший результат — подскок бочки на полметра и легкий хлопок. Признаться, мы ожидали большего! Но, может быть, все дело в небольшом объеме? Бочка всего-то 200-литровая, а объем салона легкового автомобиля — 4–5 кубометров. Посмотрим, насколько опасен этот хлопок в реальных условиях.
Жертвенный «Форд-Скорпио» отправляется в свой последний путь к заброшенному песчаному карьеру — место это безлюдное и вполне безопасное в случае взрывного развития событий. Фото на память, и можно приступать к подготовке «катастрофы». Петр Торичный, наш неустрашимый естествоиспытатель, на всякий случай роет окопчик, откуда будет регулировать подачу газа из баллона в салон, а фотографы встают на номера на рубеже безопасного удаления. Эксперимент недешев, поэтому осечки быть не должно.
Черт действительно оказался не так страшен, как его малюют. Нам пришлось сделать серию из нескольких вспышек, пока не получили нечто, похожее на хлопок. Оказалось, не так-то просто взорвать машину, не прибегая к помощи пиротехников. Это только в кино злодей небрежно бросает окурок — и объятая пламенем машина взлетает на воздух. Зарево при этом охватывает полнеба, а покореженный кузов падает в метре от героя. Но это продиктовано законами приключенческого жанра, на самом деле все куда прозаичнее. Последствия вспышки — обгоревшая обшивка потолка, приоткрывшийся, но все же уцелевший люк в крыше и растрескавшееся ветровое стекло. При том что все двери и стекла машины были закрыты, салон прогрет и тщательно заполнен газом, а вместо тлеющей сигары использовали промышленный электророзжиг от газовой котельной.
Маловероятно, что такие условия могут сложиться в реальности. Система вентиляции постоянно подает в машину свежий воздух, а газовая магистраль, проложенная под днищем, даже будучи поврежденной, заполнить салон газом вряд ли сможет. Подкапотное пространство, где находится редуктор, также изолировано и свободно сообщается с атмосферой через множество проемов снизу. Сам баллон стоит в багажнике, а короб, в который заключен вентиль, вентилируется, что не позволяет газу скопиться в багажнике или проникнуть в салон. Но почему взрывы все же случаются, как утверждает молва? Продолжим эксперимент.
НА БОЧКЕ С ПОРОХОМ НЕ КУРЯТ!
Табачный дым, как, впрочем, и любой другой, не только вредит здоровью, но и делает газовоздушную смесь гораздо более взрывоопасной. Вы можете сами убедиться в этом, поставив небольшой опыт. Попробуйте бросить горящую спичку в недавно опорожненную бутылку из-под водки. Пламя сгорающих паров спирта беззвучно пройдется сверху донизу. Затем наполните бутылку сигаретным дымом и немного подождите. На сей раз брошенная спичка породит в сосуде некоторое подобие джинна — из горлышка с эффектным воем вырвется столбик голубого пламени. Применительно к нашей теме из этого следует, что дым, сигаретный или от загоревшейся электропроводки, существенно облегчает воспламенение газа. Наша тренировочная бочка, будучи предварительно задымленной тлеющей ветошью, безотказно подпрыгивала при каждом подрыве, в то время как на чистой газовоздушной смеси — через раз и не столь высоко. Итак, напомним, что курить вредно, особенно в салоне автомобиля с неисправной газобаллонной аппаратурой (ГБА). Здесь из-за пагубного пристрастия можно потерять голову в прямом смысле слова.
Только вспышка газа — это не самое страшное, что может случиться на машине с ГБА. Пожар, а за ним взрыв баллона от перегрева — неприятность куда большая! Емкость газового баллона легковушки обычно равна 50–70 л, и взрыв его способен разнести не только автомобиль, но и все, что окажется поблизости.
Бытовой 5-литровый баллон с остатками газа занимает место на кирпичном пьедестале, сооруженном за передними сиденьями. На него, имитируя пожар, направляем факел газовой горелки, а чтобы он не погас, выработав кислород, немного опускаем стекла задних дверей. Время пошло!
С обрыва карьера через заднее стекло машины видно, как пламя облизывает красный бок. Когда рванет, точно не известно, но то, что ждать недолго, сомнений не вызывает. Эти девять с половиной минут ожидания тяжелее всего дались, наверное, фотографам — взрыв скоротечен и непредсказуем, но упустить момент нельзя! К счастью, профессиональное чутье не подвело — затворы фотоаппаратов застрекотали за секунды до взрыва.
Пыль улеглась, встревоженные вороны, сделав круг, снова расселись по деревьям — добычи для них в этот раз не предвидится. А мы оценили, что сделал с машиной всего лишь 5-литровый баллон.
Ударная волна сбила пламя с горелки, поэтому вырвавшийся на свободу газ не воспламенился. В реальных условиях, заметим, взрыв баллона — следствие, а не причина пожара. Кузов машины уцелел, только заметно раздулся. Стекла, за исключением ветрового, вылетели вместе с рамками. Осколки баллона прошили спинку водительского сиденья и застряли в обшивках дверей, а кирпичи из-под баллона превратились в щебенку. А будь баллон 50-литровый да разорвись в горящем автомобиле? Впрочем, и сгоревшая, и подорванная машины восстановлению, как правило, не подлежат.
Так что же показал наш эксперимент? При исправной газовой аппаратуре пропан в машине опасен не более чем бензин. Газ просто так не взрывается, а сам баллон страшен только при сильном пожаре. Впрочем, и полный бензобак тогда не подарок — 50 литров бензина способны добавить зрелищу куда больше ярких красок!
Вдох в большом городе: влияние выхлопных газов на здоровье человека
Вдох в большом городе: влияние выхлопных газов на здоровье человека
Что такое выхлопные газы?
Зачастую выхлопными газами называют все выбросы в городскую атмосферу, в том числе котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива. Также их называют отходящими газами. Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьез и надолго, а количество их только растет.
Сейчас именно отходящие газы являются основной причиной загрязнения воздуха в городе и постоянно оказывают влияние на здоровье человека. Итак, с терминологией разобрались, давайте узнаем, что именно регулярно поставляют автомобили в нашу атмосферу, чем это опасно и как защититься, если Вы чувствуете запах выхлопных газов в квартире.
Химический состав выхлопных газов
Все автомобили выбрасывают в воздух канцерогены и токсичные вещества. Состав выхлопных газов автомобиля меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остается прежним.
Итак, в состав автомобильных выхлопных газов входят:
Компонент | Объемная доля в бензиновом двигателе, % |
Объемная доля в дизельном двигателе, % |
Токсичность |
---|---|---|---|
Азот | 74–77 | 76–78 | нетоксичен |
Кислород | 0,3–8 | 2–18 | нетоксичен |
Водяной пар | 3–5,5 | 0,5–4 | нетоксичен |
Диоксид углерода | 5–12 | 1–10 | нетоксичен |
Оксид углерода | 0,1–10 | 0,01–5 | токсичен |
Углеводороды | 0,2–3 | 0,009–0,5 | токсичны |
Альдегиды | 0–2 | 0,001–0,009 | токсичны |
Диоксид серы | 0–0,002 | 0–0,03 | токсичен |
Сажа, г/м3 | 0–0,04 | 0,1–1,1 | токсична |
Бензапирен, г/м3 | 0,01–0,02 | 0–0,01 | токсичен |
Как видно, состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. Теперь давайте разберемся, какое влияние оказывают выхлопные газы на человека.
Влияние выхлопных газов на организм человека
Выхлопные газы автомобиля могут нанести вред здоровью, и достаточно серьезный. Прежде всего, оксид углерода или угарный газ, о котором мы уже писали в блоге, не имеет вкуса и запаха, но при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам.
Сернистый бензин и создаваемый им оксид серы – одна из причин сильного запаха выхлопных газов. Дело в том, что молекулы диоксида серы очень ощутимо воздействуют на обонятельные рецепторы, поэтому этот запах чувствуется даже при невысокой концентрации, а более концентрированный “аромат” перекрывает все остальные запахи для носа человека, что может подтвердить каждый, кто зажигал в доме спички. Этилированные бензины обогащают воздух свинцом. Количество таких выхлопных газов и вред здоровью, который они наносят, сделало свинец одним из самых известных отравляющих компонентов в атмосфере. В настоящее время такой бензин в качестве топлива для автомобилей уже не используется, но довольно долго его пары наполняли все крупные города. Углеводороды в выбросах автомобилей окисляются при попадании под действие солнечных лучей и образуют токсичные соединения с резким запахом, которые особенно сильно сказываются на работе верхних дыхательных путей и приводят к обострениям хронических заболеваний дыхательной системы.
Вред от выхлопных газов автомобиля во многом объясняют канцерогены – сажа и бензопирен, которые способствуют развитию опухолей, особенно — злокачественных.
Рассматривая выхлопные газы и вред, который они приносят, нужно добавить и про влияние этого химического коктейля целиком: длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности — от отравления конкретно угарным газом. Наибольшая опасность этих выбросов состоит в их количестве, распространенности и мелком размере частиц, что позволяет выхлопам проходить через естественные барьеры организма и попадать в легкие. При постоянном воздействии выхлопных газов на организм может развиваться иммунодефицит, бронхиты, страдают сосуды головного мозга, нервная система и другие органы. Кроме того, большая часть токсичных веществ, входящих в состав выхлопных газов, может взаимодействовать друг с другом и с другими компонентами атмосферы, что способствует образованию смога.
Газы-убийцы
Общество активно борется с таким экологическим злом, как сверхнормативное выделение отработанных газов автомобилей. Тысячи инспекторов ГАИ вместе с инспекторами-экологами проверяют состояние автомобилей при техосмотре и в движении, регистрируя каждый случай. Но почему-то умалчиваются факты гибели многих людей от газов, выделяемых вполне исправными двигателями автомобилей.
Никогда не прогревайте автомобиль в гараже
РеЧь идет о смертельных отравлениях ими в гаражах, особенно в осенне-зимний сезон, когда очень холодно, дуют ветры, и хозяева стараются прогревать двигатели при полуприкрытых или закрытых полностью дверях гаражей.
Впервые мне пришлось узнать о смерти в гараже лет тридцать назад, когда ее жертвами стали двое моих знакомых, муж и жена, собиравшиеся ехать на свадьбу. Зимнее утро выдалось ветреным и холодным, поэтому двери гаража решили полностью не открывать. Супруги сели в машину, даже не подозревая об опасности, и муж завел двигатель «Жигулей».
Спустя полчаса его мать, обеспокоенная мощным ревом двигателя и тем, что машина долгое время не выезжает из гаража, пошла узнать, в чем дело. Прикрытые двери образовывали проем, через который мог пройти человек, и из этого проема клубами валил дым, а рев двигателя становился все мощнее. Перепуганная женщина позвала соседа-водителя. Тот распахнул двери гаража и ринулся внутрь. Открыв дверцу машины, увидел, что стрелка тахометра перевалила за отметку 3,5 тысячи оборотов, сразу же убрал «подсос» и повернул ключ зажигания. К сожалению, супруги были уже мертвы.
А ведь водитель (к тому же он был медиком) знал, что закрывать двери гаража нельзя. Вот здесь и крылась его ошибка. Он считал, что нельзя закрывать их ПОЛНОСТЬЮ, оставил узкий проход в надежде на то, что этого достаточно для выхода газов, тем более что машина всегда въезжала в гараж «передком», и выхлопная труба находилась у двери. Но он не учел ветер, дувший в сторону гаража. В спешке, видимо, он забыл, что угарный газ (СО) не имеет ни запаха, ни цвета и что содержание его в составе выхлопных газов находится в пределах 7%, а главное то, что концентрация СО в воздухе всего в 1% уже является смертельной.
Имея ПАРАЛИТИЧЕСКОЕ действие, он лишает человека способности двигаться. По рассказам тех, кого удалось спасти, в их помутившемся сознании очевидной становилась фатальность положения, но сделать что-либо люди не могли, т.к. работала только мысль при парализованных двигательных органах. Угарный газ образует при дыхании человека стойкое соединение с гемоглобином крови, препятствующее поступлению кислорода к клеткам головного мозга и даже при малых дозах (менее 1 %) он имеет тенденцию накапливаться в крови, и водитель до критического момента не замечает признаков отравления.
В журнале «За рулем» был описан случай, когда двое молодых людей в закрытом гараже отравились, при включенной печке отопителя, не только от угарного, но и от поступающего за счет сгорания кислорода, углекислого газа (СО2).
Подобные случаи происходят, как правило, в гаражах, не оснащенных вентиляционными и вытяжными устройствами, когда газам деваться некуда, и они, накапливаясь, делают свое страшное дело.
Травятся не только в гаражах
Из известных мне случаев отравления выхлопными газами невозможно определить даже примерные размеры этого бедствия, т.к. их статистика не ведется. Да и публикаций на эту тему припомню очень мало. А жаль. Каждый водитель, особенно из неопытных, должен знать угрозу, таящуюся в прогревании двигателей в закрытых гаражах. И не только в закрытых.
Четверо друзей морозным днем выехали на «Ниве» на охоту. Хозяин автомобиля знал, что коллектор выхлопной трубы немного «сечет», но до устранения неисправности не доходили руки. Приехав на место, выбрали в ложбинке малозаснеженную площадку, окруженную кустами, остановили там машину и решили «перекусить». Двигатель и печку не выключали. Часа через два их обнаружили мертвыми. Экспертиза установила отравление угарным газом, поступившим из неисправного коллектора через отверстие в стенке, разделяющей салон автомобиля и моторный отсек. Это отверстие было сделано специально для протягивания летом резинового шланга от баллона с газом, который крепился за задними сиденьями. Зимой отверстие было свободно и ничем не закрывалось. Кроме того, «ложбинка», окруженная кустами, в тихую морозную погоду сыграла роль своеобразного газонакопителя, который мог проникнуть в салон через малейшую щель.
Техника безопасности
Из всего сказанного напрашивается несколько выводов. Первое. Гаражи должны быть хорошо вентилируемыми. Один мой знакомый просверлил по всей ширине дверей небольшого диаметра отверстия на уровне половины расстояния от пола гаража до рамы автомобиля. С противоположной стороны прямо в стене гаража были сделаны отверстия большего диаметра на уровне чуть выше первых. Эта своеобразная вентиляция действовала практически безотказно, но и она не позволяла прогревать двигатель в закрытом гараже. Тогда был установлен дополнительный элемент – вытяжной вентилятор.
Второе. Случаи отравления газами в гаражах – лишний довод в пользу прогревания двигателей автомобилей в движении.
И третье, самое главное.
Необходимо строго следить за состоянием систем автомобиля, участвующих в работе двигателя, особенно системы выпуска отработанных газов. Не только прогоревшая прокладка коллектора выхлопной трубы, но и малейшая дырочка в резонаторе, плохо подогнанные составные части выхлопной трубы могут способствовать выделению газов СО и СН, которые через щель в неплотно закрытой дверце в приоткрытом слегка косяке и т.д. могут добраться до своей жертвы. Сейчас зима. В неотапливаемых гаражах холодно, неуютно. Поэтому водители многое стараются делать при работающем двигателе машины, даже уборку помещения. Не советую этого делать без необходимой вентиляции. Помните, что угарный газ в малых дозах может накапливаться в крови постепенно, пока не дойдет до предельной точки.
Поделиться ссылкой:
Подписаться на «Друг для друга»:
Загрязнение воздуха автомобилями
Ежегодно на дорогах увеличивается число автомобилей. В потоке движутся новые и старые машины, оставляющие черный дым. Загрязнению окружающей среды автомобильными выхлопными газами отводится первое место. Опасный побочный продукт работы двигателя наносит вред экологической системе и человеку.
Факт. Городом “черного неба” называют российский Красноярск. Это дни, когда стоит безветренная погода и автомобильные выбросы висят над городом. С 2014 года количество таких дней резко увеличилось.
Что такое выхлопные газы
При работе двигателя сгорает топливо, образуя газы. Они удаляются выхлопной системой, которая снабжена фильтрами. У исправного автомобиля газы бесцветные, очищенные от вредных частиц.
Кратковременное изменение цвета не несет опасности и говорит об исправности машины. Черные и белые выхлопы, сохраняющиеся длительное время, содержат ядовитые компоненты.
Состав выхлопных газов
Отработанные газы состоят почти из 200 канцерогенных и токсичных веществ.
Справка. Одна машина выбрасывает 1 кг канцерогенов, которые сохраняются в воздухе до 4-5 лет.
Состав выхлопных газов зависит от топлива, на котором работает автомобиль. Бензиновый двигатель содержит большую долю свинца, дизельный – сажу. В российских городах проблема усугубляется отсутствием контроля выхлопов на содержание вредных частиц.
Объем выхлопных газов
Количество отработанных газов определяют расходом топлива. Норма указывается производителем в технических характеристиках автомобильного транспорта. Объем выхлопных газов рассчитывают по схеме – 1 кг сожженного бензина образует 15,5 кг различных газовых смесей.
Бензиновый двигатель выбрасывает в воздух от 0,7 до 0,8 г/см 3 , автомобиль, работающий на дизельном топливе, оставляет 0,8 г/см 3 . До 75% свинца, окисей углеродов, азота загрязняют атмосферу, из них 40% выпадает на почву, остальное остается в воздухе.
Учитывая количество машин на улицах городов, можно представить концентрацию выхлопных газов, которыми дышит человек.
Дополнительная информация. Уровень загазованности в Москве превышает допустимые нормы в 30 раз. Более 120 дней в году над столицей висит смог.
Влияние выхлопных газов на окружающую среду
Автомобильные выбросы загрязняют окружающую среду. У неисправной машины выхлоп канцерогенных веществ увеличивается в 3-4 раза. Все это поднимается в атмосферу, вызывая катаклизмы.
Выбросы стоят на первом месте по загрязнению атмосферных слоев. Это вызывает глобальное потепление, становится причиной кислотных дождей .
Газовые выхлопы стали причиной подтопления стран Запада в 2002 году. Были затоплены Франция, Германия, Чехословакия, Италия. Вызвали засуху и смог на территории центральной России.
Горячий воздух выхлопов, встречаясь с воздушными потоками Гольфстрима, нагревает атмосферу, что вызывает обильные осадки и подтопления.
Справка. 1 автомобиль, проехавший 10-15 тыс. км, расходует около 2-х тонн топлива, сжигая при этом 28 тонн воздуха, из которых 5 тонн кислорода. При этом он выделяет в атмосферу 690-700 кг угарного газа ежегодно.
Влияние на человека
За прошедшие полвека количество автотранспорта резко увеличилось. Выхлопные газы навсегда заполнили города и стали основным источником химического загрязнения воздуха . Они наносят непоправимый вред здоровью человека.
Угарный газ выхлопов бесцветен и не имеет запаха. Заполняя дыхательные пути, вызывает отравления организма, головную боль, тошноту, обмороки, летальный исход. Все зависит от дозы попавшего в организм вещества.
Оксиды серы и свинца – это канцерогены, вызывающие злокачественные новообразования, бронхит, сужают сосуды мозга, разрушают нервную систему. При длительном вдыхании CO2 (угарный газ) наступает смерть. Взаимодействие частиц образует смог, который с каждым вдохом отнимает здоровье.
Влияние на природу
Загрязнение атмосферы уже сегодня сказывается на “легких” планеты – лесах. Состояние, в котором находится зеленый покров, показывает степень загрязненности воздуха.
Примером служит “Комсомольская роща”, высаженная у трассы Москва – Санкт-Петербург. Постоянный поток выхлопов автомобилей, снижает естественный газообмен. Листва, покрытая сажей и пылью, не поглощает кислород, теряет цвет. Деревья плохо растут, появляется корявость, они ослаблены.
Автомобильные выхлопы превышают объемы выбросов железнодорожного транспорта. Ежегодно только российские машины пополняют воздух 21,5 млн. тонн ядовитых веществ.
Внимание! В конце 2019 года в Тольятти ухудшились метеоусловия из-за накопления выбросов в нижнем слое атмосферы. Ситуация продолжалась 2 недели, ей был присвоен оранжевый уровень опасности.
Как защититься от выхлопных газов
Человек знает, что загрязнение воздуха выхлопами автомобилей приносит вред, но не каждый задумывается о защите от них. Чтобы сохранить здоровье, нужно принимать меры предосторожности:
- Меньше вредных веществ выделяет автомобиль, едущий со скоростью от 40 до 80 км/ч. На скоростных трассах никто не соблюдает такой режим. Поэтому полезнее ехать с закрытыми окнами, с включенным кондиционером.
- На время стоянки двигатель лучше выключить. Работающий двигатель неподвижного авто затянет дым к пассажирам.
- При перевозке негабаритного груза не всегда удается закрыть крышку багажника. В таком случае нужно закрыть окна и включить вентиляцию на полную мощность. Давление воздуха не даст отработанным газам заполнить салон.
- Новый и исправный автомобиль вырабатывает меньше ядовитых газов. Поэтому нужно вовремя исправлять неисправности.
- Салон машины нужно проветривать утром и вечером с отключенным двигателем.
- Установка угольного фильтра защитит салон от попадания опасных выхлопов.
Проблема загрязнения атмосферы автомобильными выхлопными газами касается и пешеходов:
- при ходьбе нужно избегать дорог с оживленным движением;
- для прогулок выбирать парки;
- не открывать окна, выходящие на улицу с автомобильным движением;
- для занятий спортом на свежем воздухе нужно обратить внимание на зеленую зону;
- если частный дом стоит вблизи улиц с интенсивным движением, хорошей идеей станет посадить живую изгородь, которая воспрепятствует попаданию выхлопов на участок;
- при сильной загазованности прикрывать органы дыхания.
Для защиты используют специальные средства для органов дыхания, медицинская маска не поможет.
Заключение
Ядовитые выхлопные газы вредны для окружающей среды и человека. Они содержат большое число отравляющих веществ. Их объем ежегодно увеличивается, усугубляя проблему загрязненности. Для сохранения здоровья нужно принимать меры предосторожности и знать, как защититься от вредных веществ.